Учебная программа для дополнительного образования детей "НАЧАЛЬНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ"
учебно-методический материал по теме
Учебная программа для обьединения "Начальное космическое моделирование", рассчитанная на 2 года обучения, 2 раза в неделю по 2 часа.Возраст обучаемых от 8 до 12 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_peredelan.doc | 391 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………..…..3
Учебно-тематический план первого года обучения….…………………..….13
Содержание первого года обучения …………….…………………………...14
Учебно-тематический план второго года обучения …….…………………..17
Содержание второго года обучения …………………..…… ………………. 18
Методическое обеспечение:
I.Методический материал …..…………………………………………...........21
1. Методическая разработка «Моделирование планетоходов для
изучения планет Солнечной системы» к теме .4 второго
года обучения…………………………………………………………………...21
2. Тематическое планирование первого года обучения…………………….24
3. Тематическое планирование второго года обучения……………………28
II.Дидактический материал………………………………………..…………32
1. Диагностический материал для первого года обучения………………...32
1.1 Тест на определение знаний правил безопасной работы……………….32
1.2 Тестовое задание по теме: «Настольная установка для запуска
ракет»………………………………………………………………………….33
- Контрольное задание по теме: «Ракетопланы»………………………..34
1.4 Контрольное задание по теме: «Основы моделирования из бумаги»....35
1.5 Тестовое задание по теме: «Планетоход по принципу матрешки»……36
1.6 Тестовое задание по теме: «Космоходы»……………………………….37
2. Диагностический материал для второго года обучения………………..38
2.1 Тестовое задание по теме: «История освоения космоса»……………...38
2.2 Контрольное задание по теме: «Модель одноступенчатой ракеты»…..39
2.3 Контрольное задание по теме: «Виброходы»…………………………..40
Список ключевых понятий……………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………42
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
Пояснительная записка
Образовательная программа «Начальное космическое моделирование» относится к спортивно-технической направленности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она направлена на получение обучающимися знаний в области конструирования, повышает уровень образованности, нацеливает на развитие личности, социально адаптированной к изменяющимся условиям на современном этапе, владеющей способностью самоопределения. В образовании подрастающего поколения все более актуальной проблемой становится развитие дивергентного мышления. Большими возможностями для развития политехнического воспитания обладают занятия техническим творчеством, которые развивают у детей интерес к науке и технике, к исследованиям, способствуют профессиональному самоопределению школьников. Заложить в детях с раннего возраста устойчивое желание заниматься творческим техническим трудом – сложная, но очень важная задача.
Все эти факты способствовали появлению запросов на образовательную программу, имеющую политехническое направление, ориентирующую на формирование у детей навыков трудового воспитания, связанного с космосом, конструированием, развитием познавательной и творческой активности. Решение этих задач заложено в программе «Начальное космическое моделирование». Конструируя космические объекты, обучающиеся овладевают логикой творчества – умению формулировать и развивать идею, проектировать и воплощать задуманное в образную модель, приобретают навыки работы с инструментами, учатся читать схемы и чертежи, познают технологические приемы использования различных материалов. Творческая деятельность прививает детям стойкий интерес к технике, позволяет приобрести чувство уверенности, успешности,
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
быть более конкурентоспособными.
Новизна программы заключается в личностно-ориентированном подходе, в применении здоровье-сберегающих технологий, в организации нового вида занятий, способствующих формированию нравственно здоровой, интеллектуально развитой творческой личности: высокой степени обучаемости, умственной активности, смекалки, изобретательности, стремления добывать новые знания. Комплексное использование общепедагогических методов, средств и приемов в воспитательно-образовательном процессе позволяет привить им трудовые, конструкторские навыки в области космического моделирования. Результат формирования такого комплекса – самостоятельно созданный творческий продукт.
Отличительные особенности программы: В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество – понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового для самого субъекта. Это, возможно, будет модель космолета, ракеты, планетохода – но это будет шедевр, созданный самостоятельно. Отличительной особенностью программы является то, что любое изделие востребовано: игрушка – украсит выставку, модели спортивных классов обязательно проходят испытание на соревнованиях. Соревновательность – важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. В процессе соревнования ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах. Данной образовательной программой предусмотрены мероприятия, включающие игровой вид деятельности, дающий простор проявлению активности, качеств лидера, позволяющий работать в режиме сотрудничества, создающий ситуацию успеха.
Программа «Начальное космическое моделирование» составлена на основе Программы М.А. Галагузовой «На ракетах по планетам» /Программы
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся» - М.: Министерство просвещения, 1988г./ Программа модифицирована с учетом направленности, традиций, контингента обучающихся «Городского центра детского (юношеского) технического творчества». В связи со спортивно-технической направленностью в программе добавлены темы по изготовлению действующих моделей космической техники. Сделан акцент на графические знания и конструкторские понятия, которые не выделены в отдельные темы, а сообщаются во время изготовления моделей спортивных классов. Добавлен второй год обучения, определяемый глубиной изучаемого материала и повышенной сложностью конструируемых моделей.
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 7-12 лет. Группа первого года обучения комплектуется по 12 человек в группе. Группа второго года обучения комплектуется по 10 человек в группе. Количество часов: первый и второй год обучения по 144 час.
Цель программы: создание пространства формирования творческих способностей детей и профессионального самоопределения посредством занятий техническим творчеством.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить безопасным приемам работы с инструментами и оборудованием;
- обучить технике изготовления простейших моделей ракет;
- расширить знания технической терминологии, употребляемой в космическом моделировании;
- дать необходимые сведения о свойствах материалов, применяемых в работе.
Развивающие:
- развить у детей элементы технического мышления, творческой инициативы, изобретательности;
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
- развить у детей элементы самостоятельности.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду;
- способствовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи;
- содействовать воспитанию целеустремленности и честности.
Данная программа основана на взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития обучающихся. Основными принципами работы по программе являются:
- принцип научности, который заключается в сообщении знаний о космосе, устройстве ракеты, космических объектах и т.д., соответствующих современному состоянию науки;
- принцип доступности выражается в соответствии образовательного материала возрастным особенностям детей и подростков;
- принцип сознательности предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение воспитанниками знаний, умений и навыков;
- принцип наглядности выражается в демонстрации готовых изделий и этапов выполнения отдельных деталей;
- принцип вариативности. Некоторые программные темы могут быть реализованы в различных видах технической деятельности, что способствует вариативному подходу к осмыслению этой или иной творческой задачи.
Содержание занятий дифференцированно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков. В ней отражены условия для индивидуального творчества, а также для раннего личностного и профессионального самоопределения детей, их самореализации и саморазвития. Приведенный в программе перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от желаний, интересов воспитанников. Теоретические и практические занятия проводятся с использованием наглядного материала (чертежи, схемы, готовые модели, плакаты по космическому моделированию, видеосюжеты).
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
Формы и режим занятий: При организации занятия органически сочетаются все формы работы с обучающимися: коллективные, индивидуальные, групповые и т.д. Как правило, первый год обучения насыщен преимущественно фронтальной формой работы с обучающимися, поскольку в учебном процессе превалирует интенсивное обучение приемам работы с простейшими инструментами, формирование умений и навыков обработки материалов, изучение основ чертежной грамоты. На втором году обучения отдается предпочтение индивидуальным формам обучения с большей самостоятельностью. При возникновении проблемных вопросов теоретического характера выбирается дискуссионная форма, работа с технической литературой. Основная форма обучения – комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики. Содержание программы реализуется во взаимосвязи и изучением предметов в общеобразовательной школе. Теоретические знания, полученные на занятиях в объединении, значительно углубляют представление учащихся в области физики, астрономии. На практических занятиях по чертежам и схемам они изучают сборку космических моделей, изготавливают простые детали и узлы, работают чертежным, столярным и слесарными инструментом. На занятиях следует обращать особое внимание на соблюдение учащимися правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, санитарии, личной гигиены, на выполнение экологических требований при работе с инструментами, древесиной, пластмассой и другими полимерами.
Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу 40 минут с 10-минутным перерывом, общим объемом 144 часа в год.
Условия реализации программы: Для реализации данной программы необходимы следующие условия:
1.Методические комплексы, состоящие из: информационного материала, технологических и инструкционных карт; действующей выставки изделий
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
воспитанников; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
2.Материалы для контроля и определения результативности занятия: тесты, контрольные упражнения; систематизирующие и обобщающие таблицы; положения о соревнованиях, игры.
3.Развивающие и диагностирующие материалы: тесты, диагностические игры, кроссворды.
4.Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные) журналы, буклеты, альбомы, чертежи.
5.Техническое и материальное обеспечение:
Материалы: ватман, картон, клей, фанера, ДВП, деревянные рейки, проволока, модельная резина, припой, канифоль, метизы, микро электродвигатели, полиэтилен, гуашевые, акриловые краски.
Инструменты: карандаши, линейки, циркуль, ножницы, напильники, надфили, рубанок, лобзик, ножовка по дереву, ножовка по металлу, полотна к ножовке по металлу, пилки, отвертки, пассатижи, круглогубцы, бокорезы, кернер, ножницы по металлу, шило, паяльник, кисточки.
Оборудование: тиски, сверлильный станок, распиловочный станок «Умелые руки».
Немаловажное значение имеет организация рабочего места воспитанника на всех этапах обучения, обусловленная наличием рабочего стола, индивидуального набора необходимых инструментов и приспособлений, крепежного материала, а также наличием в лаборатории станкового парка, обеспечивающего качество выполнения практических работ.
Для успешной реализации данной программы используются современные методы работы, которые помогают сформировать у учащихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
- Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, метод
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
примера.
- Наглядные методы: иллюстрации, демонстрация образцов, просмотр схем, фотографий, макетов.
- Практические методы: испытание моделей, тренировочные запуски, соревнования.
Приемы работы:
- стимулирование познавательной деятельности;
- формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся, интереса к деятельности и позитивному поведению, долга и ответственности;
- приемы контроля: тестирование, опрос, беседа;
- создание положительной мотивации у обучаемых:
Эмоциональные: ситуация успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, удовлетворение желания быть значимой личностью.
Волевые: формирование ответственного отношения воспитанников к получению знаний.
Социальные: создание ситуаций взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы.
Познавательные: опора на субъективный опыт ребенка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций.
Основным методом изложения теоретических сведений на практических занятиях является рассказ. Содержание практических работ и виды моделей могут варьироваться в зависимости от желания обучающегося и наличия материалов. Учитывая возрастные особенности детей, занятия проводятся по принципу «от простому к сложному». Для смены деятельности применяются элементы сюжетно- ролевой игры и динамические паузы, вводятся развивающие игры, способствующие активизации познавательного процесса (мышления, внимания, воображения).
Формы организации учебной деятельности: беседа, самостоятельная
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
работа, работа коллективного творчества, обсуждение работ обучающихся, выставка работ, практические занятия, соревнования, конкурсы.
В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:
каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности; любое занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов:
построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, когда тип занятия соответствует его цели и задачам.
В практике обучения используются материалы видеотеки, в частности видеофильмы, отснятые во время соревнований по авиамодельному и ракетомодельному спорту, областных выставок технического творчества. Эти материалы позволяют проанализировать итоги участия воспитанников творческого объединения «Начальное космическое моделирование» в мероприятиях по данному направлению деятельности, чтобы впоследствии избежать ошибок и улучшить результативность.
Ожидаемые результаты и способы их определения: В результате прохождения программного материала обучающиеся приобретают знания, умения и навыки:
Год обучения | Знают | Умеют |
1-ый год |
|
|
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
| ||
2-ой год |
|
|
Критериями выполнения программы служат: стабильный интерес школьников к техническому творчеству; массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности; результативность по итогам институциональных, городских, областных соревнований, конкурсов, выставок; проявление самостоятельности в творческой деятельности.
Формой оценки качества знаний, умений и навыков, учитывая возраст обучающихся, являются:
- конкурсы, викторины, игры-соревнования;
- тематический (обобщающий) контроль (тестирование);
- контроль по зачетным заданиям (тестирование по всем темам).
Диагностика результата и контроль за прохождением образовательной программы:
1.Интерес детей к космическому моделированию диагностируется путем
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
наблюдений за ребенком на занятиях, во время учебных тренировок и на соревнованиях.
2.Развитие творческих способностей диагностируется через анализ поведения ребенка на занятиях, при подготовке к соревнованиям и участии в них, путем применения специальных методик.
3.Владение ребенком теоретическим материалом оценивается при планировании постройки модели, во время защиты своего проекта конструкции модели, а также при проведении теоретического опроса обучающегося.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практ. | ||
1. | Презентация объединения | 2 | 2 | - |
2. | Основы моделирования из бумаги | 2 | 2 | - |
3. | Настольные установки для запуска моделей ракет: -пневматическая установка -установка с резиновой катапультой. | 8 8 | 2 2 | 6 6 |
4. | Пневматические ракетопланы | 20 | 4 | 16 |
5. | Модель одноступенчатой ракеты | 22 | 6 | 16 |
6. | Планетоход по принципу матрешки | 16 | 2 | 14 |
7. | Космоходы | 54 | 14 | 40 |
8. | Закрепление пройденного материала | 10 | 2 | 8 |
9. | Подведение итогов | 2 | - | 2 |
Итого: | 144 | 36 | 108 |
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
Содержание первого года обучения
Тема 1. Презентация объединения.
Знакомство с работой в объединении. Вводный и первичный инструктаж по технике безопасности. Порядок и содержание занятий. Показ готовых моделей.
Тема 2. Основы моделирования из бумаги.
Свойства бумаги, картона. Инструменты, используемые при работе с бумагой. Понятие чертежа, схемы модели, линий чертежа (видимой, невидимой, осевой, сплошной, тонкой). Порядок сборки модели. Способы переноса чертежа деталей модели на бумагу с помощью шаблона.
Тема 3. Настольные установки для запуска моделей ракет.
Краткие сведения о пусковых установках ракет. Устройство пусковой установки для пневматического запуска. Устройство пусковой установки для механического запуска ракет.
Практическая работа: Изготовление стола для пусковой установки катапультного запуска. Изготовление центрального стержня. Изготовление стартового механизма. Сборка установки. Изготовление стола для пусковой установки пневматического запуска. Изготовление насоса. Изготовление стержня для крепления насоса. Сборка установок для механического и пневматического запусков. Окрашивание. Испытание установок.
Тема 4. Пневматические ракетопланы.
Краткая характеристика ракетопланов. Устройство ракетоплана: обтекатель, корпус, стабилизаторы, духовая трубка. Способы переноса чертежей деталей ракетоплана на бумагу и картон с помощью копировальной бумаги.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
Развертки-выкройки простейших деталей.
Практическая работа: Перенос чертежей деталей ракетоплана на бумагу с помощью копировальной бумаги. Перенос чертежа деталей ракетоплана на бумагу с помощью шаблонов. Изготовление развертки выкройки. Изготовление деталей модели ракетоплана. Выравнивание деталей. Склеивание модели. Окрашивание модели ракетоплана. Испытательные запуски модели. Конструктивная корректировка модели.
Тема 5. Модель одноступенчатой ракеты.
Краткие сведения о космонавтике. Названия планет солнечной системы. Полеты человека на ракете в космос. Основные элементы ракеты. Сведения о компоновке узлов деталей ракет, устройстве парашюта.
Практические работы: Изготовление основания ракеты. Изготовление стабилизаторов ракеты. Сборка модели ракеты. Окрашивание модели. Изготовление парашюта. Монтаж парашюта на ракету. Испытательные запуски. Конструктивные исправления деталей модели ракеты. Соревнования по запуску модели ракеты с парашютом с помощью катапульты.
Тема 6. Планетоход по принципу матрёшки.
Характеристика планетоходов. Принцип матрешки, конструктивная особенность. Площадь опоры ходовой части, габаритные размеры.
Практические работы: Создание эскиза планетохода. Изготовление деталей планетохода из рисайклинга (бросового материала). Изготовление ходовой части шасси. Подбор и установка на модель электродвигателя. Установка на модель тумблера включения, выключения. Сборка электрической цепи. Сборка и склеивание модели, отделка модели. Покраска и оформление планетохода.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
Тема 7. Космоходы.
Краткие сведения о космоходах. Виды космоходов; виды движущихся элементов шасси космоходов (колеса, гусеницы, шнек). Изобретатели движителей для космоходов. Способы сочленения космоходов. Проекты космоходов.
Практическая работа: Разработка проектов космохода по замыслу. Подбор деталей для шасси космохода. Подбор деталей для корпуса. Подбор такелажных деталей. Изготовление деталей для шасси. Изготовление деталей для корпуса. Изготовление узлов космохода. Изготовление корпуса космохода. Сборка узлов шасси. Сборка узлов корпуса. Подгонка узлов корпуса и шасси. Установка на модель электродвигателя. Установка на модель тумблера включения. Сборка электрической цепи. Сборка модели. Покраска модели космохода. Отделка космохода. Испытание модели космохода в действии. Соревнования на дальность прохождения моделей.
Тема 8. Закрепление пройденного материала.
Тема 9. Подведение итогов.
Подведение итогов работы за учебный год. Выставка работ обучающихся.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практ. | ||
1. | Знакомство с планом работы | 2 | 2 | - |
2. | История освоения космоса | 2 | 2 | - |
3. | Модель одноступенчатой ракеты с лентой | 20 | 10 | 10 |
4. | Космические вездеходы | 60 | 12 | 48 |
5. | Виброходы | 48 | 18 | 30 |
6. | Закрепление пройденного материала | 10 | 2 | 8 |
7. | Подведение итогов | 2 | - | 2 |
Итого: | 144 | 36 | 108 |
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
Содержание второго года обучения
Тема 1. Знакомство с планом работы.
План работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. История освоения космоса.
Звезды и созвездия. Планеты. Расположение планет в Солнечной системе. Зарождение космонавтики в России. Полет первого человека в космос.
Тема 3. Модель одноступенчатой ракеты с лентой.
Материалы и инструменты, используемые для изготовления ракет. Параметры моделей ракет. Классификация ракет. Технология изготовления ракеты с лентой.
Практическая работа: Изготовление эскиза модели. Изготовление головной части ракеты. Изготовление корпуса ракеты. Изготовление стабилизаторов. Сборка стабилизаторов. Сборка корпуса ракеты. Крепление ленты в корпус ракеты. Монтаж головной части ракеты на корпус. Монтаж стабилизаторов на корпус ракеты. Покраска и отделка модели. Запуски модели.
Тема 4. Космические вездеходы. Характеристика космических вездеходов.
Движущие элементы вездеходов (колеса, гусеницы, шнек). Применяемые материалы в моделировании вездеходов. Применяемые клеи. Изготовление эскиза вездехода из бумаги.
Изготовление эскиза вездехода из фанеры. Изготовление эскиза вездехода из
рисайклинга.
Практическая работа: Подбор материалов для моделирования планетохода из бумаги. Перенос деталей эскиза на материалы для моделирования. Вырезание деталей вездехода. Обработка деталей. Изготовление оснастки
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
вездехода. Установка ходовых элементов и электродвигателя. Установка электропроводки. Сборка вездехода. Окраска. Декоративная отделка. Регулировка хода и ходовые испытания. Подбор материалов для моделирования планетохода из фанеры. Перенос деталей эскиза на материалы для моделирования. Выпиливание деталей вездехода. Обработка деталей. Изготовление оснастки вездехода. Установка ходовых элементов и электродвигателя. Установка электропроводки. Сборка вездехода. Окраска. Декоративная отделка. Регулировка хода и ходовые испытания.
Подбор деталей для планетохода из рисайклинга. Обработка деталей. Изготовление оснастки вездехода. Установка ходовых элементов и электродвигателя. Установка электропроводки. Сборка вездехода. Окраска. Декоративная отделка. Ходовые испытания.
Тема 5. Виброходы.
Виды виброходов. Использование виброходов в космосе. Материалы и инструменты применяемые для изготовления виброхода. Двигатели для виброходов. Разработка эскиза пружинохода. Разработка эскиза виброхода на щетках. Разработка эскиза шарохода.
Практическая работа: Подбор и изготовление деталей корпуса пружинохода. Изготовление деталей шасси. Сборка корпуса пружинохода. Изготовление электроцепи ходовой части. Установка электродвигателя на шасси пружинохода. Установка эксцентрика на вал электродвигателя. Монтаж ходовых элементов на шасси. Окончательная сборка модели. Регулировка плавности хода пружинохода. Испытательные запуски. Подбор и изготовление деталей корпуса виброхода на щетках. Изготовление деталей шасси. Сборка корпуса. Изготовление электроцепи ходовой части. Установка электродвигателя на шасси. Установка эксцентрика на вал электродвигателя. Монтаж ходовых элементов на шасси. Окончательная сборка модели.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
Регулировка плавности хода. Испытательные запуски виброхода на щетках. Подбор и изготовление деталей корпуса шарохода. Изготовление деталей шасси. Сборка корпуса. Изготовление электроцепи ходовой части. Установка электродвигателя на шасси шарохода. Установка эксцентрика на вал электродвигателя. Монтаж шаровых элементов на шасси. Окончательная сборка модели. Регулировка плавности хода. Испытательные запуски шарохода.
Тема 6. Закрепление пройденного материала.
Тема 7. Подведение итогов.
Подведение итогов работы за учебный год. Выставка работ обучающихся.
Игровая познавательная программа «Юный космонавт».
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
I. Методический материал
1.Методическая разработка «Моделирование планетоходов для изучения планет Солнечной системы» к теме 4 учебного плана
второго года обучения
Цель: Знакомство с устройством планетоходов, изготовление ходового узла движителя.
Задачи:
Образовательные: ознакомить обучающихся с устройством планетохода, видами движителей.
Развивающие: стимулировать творческое воображение и фантазию.
Воспитательные: содействовать воспитанию трудолюбия, дисциплинированности, самостоятельности.
Оборудование и материалы: Линейки, карандаши, ножницы, клей, картон, шаблоны – развертки, скрепки.
Ход занятия.
1). Организационная часть: - приветствие всех участников занятия,
- сообщение темы и цели занятия.
2). Повторение пройденного материала: Назвать и показать на таблице планеты Солнечной системы.
3). Новый образовательный материал.
ПЛАНЕТОХОД – транспортное средство повышенной проходимости, которое используется для передвижения по поверхности планет в условиях, резко отличающихся от земных.
Планетоходы делятся по назначению:
- необитаемые (с дистанционным управлением с Земли): транспортные; луноходы; строительные.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
- Обитаемые: открытые – луноцикл, луномобиль; закрытые – (герметичные) – марсоходы, луноходы, лаборатории.
Разновидность движителей для планетоходов: гусеничный; колесный; комбинированный; вибрационный.
При постройке планетоходов изготавливаются ходовые узлы движителя.
Ходовой узел – это механизм, при помощи которого планетоход передвигается по поверхности планеты. Ходовой узел состоит из набора шестерен, установленных на платформу космохода и скрепленых гусеницами. Для моделирования изготавливаются из различных материалов: картона, фанеры, пластика и т.д., применяются клеи соответствующие выбранному материалу.
Берем лист картона толщиной 0,5мм., накладываем шаблон, обводим его по контуру. Затем по линейке наносим линии сгиба (фальцевания) соблюдая заданные на чертеже размеры. Вырезаем заготовку ножницами, соблюдая правила техники безопасности. Сравниваем размеры получившейся детали с шаблоном. Если детали совпадают по размеру, то приступаем к следующей операции – фальцеванию. Берем острый предмет (чертилку) и проводим им по заранее нанесенной разметке на детали с определенным усилием. По профальцованным линиям сгибаем заготовку, наносим кисточкой тонкий слой клея на поверхность, прижимаем плотно края детали, и ждем определенное время для схватывания склеиваемой поверхности. После этого сравниваем получившуюся деталь движителя с образцом, зачищаем вытекший клей на торце, и приступаем к изготовлению следующей детали.
4. Практическая работа.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
Изготовление узла движителя планетохода.
5. Итоговая часть.
Анализ занятия и подведение итогов по усвоению нового материала, выполнению практической работы, поведению обучающихся на занятии, выполнению правил техники безопасности.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
2. Тематическое планирование первого года обучения
Тема учебного плана | Тема занятий | Кол-во часов |
1.Презентация объединения 2 часа | 1.Знакомство с лабораторией. Т/Б. Демонстрация моделей. | 2 |
2.Основы моделирования из бумаги 2 часа | 1. Свойства бумаги, картона. Инструменты. | 2 |
3. Настольные установки для запуска моделей ракет 16 часов. | 1. Краткие сведения о пусковых установках ракет. 2. Устройство пусковых установок для пневматического запуска. 3. Устройство пусковых установок для механического запуска. 4. Изготовление деталей. 5. Сборка установок. 6. Окрашивание. 7. Испытание установок. 8. Регулировка установок. | 2 2 2 2 2 2 2 2 |
4.Пневматические ракетопланы 20 часов. | 1. Краткая характеристика ракетопланов. 2. Устройство ракетоплана. 3. Способы переноса чертежей деталей ракетоплана на бумагу. 4. Изготовление развертки выкройки. | 2 2 2 2 |
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
5 Изготовление деталей ракетоплана. 6. Изготовление развертки духовой трубки. 7. Склеивание модели. 8. Окрашивание. 9. Испытательные запуски. 10. Конструктивная корректировка модели. | 2 2 2 2 2 2 | |
5. Модель одноступенчатой ракеты. 22 часа. | 1. Краткие сведения о космонавтике. 2. Основы астрономии. 3. Полеты человека в космос на ракете. 4. Изготовление деталей 5. Сборка ракеты. 6. Изготовление парашюта. 7. Монтаж парашюта на ракету. 8. Окрашивание ракеты. 9 .Испытательные запуски. 10. Регулировка модели. 11. Соревнования. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
6.Планетоход по принципу матрешки. 16 часов. | 1. Характеристика планетоходов. 2. Создание эскиза. 3. Изготовление деталей. 4.Изготовление ходовой части. 5.Сборка электрической цепи. 6. Сборка планетохода. 7. Окрашивание. 8. Испытания модели в действии. | 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
7.Космоходы. 54 часа. | 1. Краткие сведения о космоходах. 2. Классификация космоходов. 3. Технология изготовления модели. 4. Разработка проекта. 5. Разработка дизайна. 6. Подбор деталей для шасси. 7. Подбор деталей для корпуса. 8. подбор такелажных деталей. 9. Изготовление деталей для шасси. 10. Изготовление деталей для корпуса. 11. Сборка узлов шасси. 12. Сборка узлов корпуса. 13. Подгонка узлов корпуса и шасси. 14. Подготовка узлов к покраске. 15. Окраска шасси. 16. Окраска корпуса. 17. Монтаж тумблера. 18. Монтаж эл. двигателя. 19. Сборка электрической цепи. 20. Пайка электрической цепи. 21. Сборка модели. 22. Отделка модели. 23. Испытательные запуски. 24. Устранение неполадок в эл.цепи. 25. Устранение неполадок в ходовой части. 26. Соревнования на дальность хода. 27. Выставка работ. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
8. Закрепление пройденного материала 10час. |
| 10 |
9. Подведение итогов 2 час. | Подведение итогов за учебный год. Выставка работ обучающихся. | 2 |
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
3.Тематическое планирование второго года обучения
Тема учебного плана | Тема занятия | Кол. Часов |
1.Знакомство с планом работы, Т/Б. 2 часа. | Знакомство с планом работы объединения. Вводный и первичный инструктаж по Т.Б. | 2 |
2. История освоения космоса. 2 часа. | Звезды и созвездия. Планеты. Полеты человека в космос. | 2 |
3. Модель одноступенчатой ракеты с лентой. 20 часов. | 1. Классификация ракет. 2. Материалы для изготовления ракет. 3.Инструменты для изготовления модели. 4.Параметры модели ракеты с лентой. 5.Технология изготовления модели. 6.Изготовление корпуса ракет 7.Изготовление головной части и ленты. 8.Сборка модели. 9.Монтирование ленты в корпус. 10.Оформление модели. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
4.Космические вездеходы. 60 часов. | 1. Изготовление космических вездеходов из бумаги и картона.
| 2 |
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
2. Изготовление космических вездеходов из фанеры.
3. Изготовление космических вездеходов используя рисайклинг.
| 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
| 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
5. Виброходы 48 часов. | 1. Пружиноход.
2. Виброход на щетках.
| 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
3. Шароход.
| 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
6.Закрепление пройденного материала 10 час. | 10 | |
7. Подведение итогов 2 час. | Подготовка моделей к выставке. Проведение выставки. Игровая познавательная программа «Юный космонавт». | 2 |
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
II. Дидактический материал
1. Диагностический материал для первого года обучения
1.1 Тест на определение знаний правил безопасной работы.
1 | Работу начинай только | 1 | с закругленными концами |
2 | Пользуйся ножницами | неисправным и тупым | |
3 | Во время работы содержи рабочее место | 3 | откусываемую проволоку на уровне лица |
4 | Клади инструменты на стол так, чтобы | 4 | в порядке и чистоте |
5 | Не работай инструментом | 5 | нельзя определять на ощупь |
6 | При работе с кусачками не держи | 6 | они не выступали за край стола |
7 | Не стой за спиной человека | 7 | с разрешения педагога |
8 | Во время выпиливания лобзиком | 8 | твердые предметы с гладкой поверхностью |
9 | Не прокалывай шилом | 9 | работающего молотком |
10 | Не режь ножницами | 10 | на подкладной доске |
11 | Держи прокалываемый предмет | 11 | на ходу |
12 | Перед сверлением центр намеченного отверстия | 12 | следи за пальцами руки, поддерживающей фанеру |
13 | Степень нагрева паяльника, электровыжигателя | 13 | предварительно наколоть шилом, либо накернить |
Например: (1-7) работу начинай только с разрешения педагога
Ключ к тесту: 1 - 7, 2 -1, 3 - 4, 4 - 6, 5 - 2, 6 - 3, 7 - 9, 8 - 12, 9 -8, 10 - 11, 11-10, 12-13, 13-5.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
1.2 Тестовое задание по теме «Настольная установка для запуска ракет».
1. Вычеркнуть лишние детали пневматической ракетной установки:
А) поршень
Б) насос-лягушка
В)цилиндр
Г) резиномотор
Д) спусковой крючок
2. Подчеркнуть нужные детали механической ракетной установки:
- двигатель Б) насос
- спусковой крючок
Г) направляющая площадка Д) трубка для запуска
Ключ к тесту: 1 - А, Г, Д. 2 - В, Г, Д.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
1.3 Контрольное задание по теме «Ракетопланы».
Проставьте номера, соответствующие названиям частей ракетоплана.
1 – двигатель
2 – обтекатель
3 – крыло
4 – шасси
5 – стабилизатор
6 - киль
Ключ к тесту: 1,2,3,6.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
1.4 Контрольное задание по теме «Основы моделирования из бумаги»
Напишите, из каких геометрических фигур составлен рисунок. Подсчитайте их количество.
Ответы: 1. Окружность, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат.
2. 27 фигур.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
1.5 Тестовое задание по теме «Планетоход по принципу матрешки».
Выбери правильный ответ:
1. Планетоход это:
A) самолет
Б) машина для инопланетного бездорожья
B) ракета
2. Планетоход движется:
- по воздуху Б) по воде
- по поверхности планеты
3. Модель планетохода собирается в такой последовательности:
A) колеса, шасси, корпус
Б) корпус, шасси, колеса
B) шасси, корпус, колеса
Ключ к тесту: 1. Б. 2. В. 3. Б.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
1.6 Тестовое задание по теме «Космоходы».
Вопрос | 1 | 2 | 3 |
1. Космоход это: | самолет | лодка | вездеход |
2. Космоход предназначен для: | передвижения по планете | ныряния под воду | полета в воздухе |
3. Как надо наносить клей на склеиваемые поверхности? | по 1 - 2 капли | очень тонким слоем | толстым слоем |
4. Для изготовления шасси космохода используются: | гусеницы | винт | шнек |
5. В какой последовательности изготавливается космоход? | 1. кабина 2. окраска 3.ходовая часть | 1. ходовая часть 2. кабина 3.окраска | 1 .окраска 2. кабина 3.ходовая часть |
6. Чем наносят краску на модель? | валиком | кистью | тампоном |
Ключ к тесту: 1-3, 2-1, 3-2, 4-4, 5-2,6-2
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
2.Диагностический материал для второго года обучения
2.1 Тестовое задание по теме «История освоения космоса.
1. Вычеркнуть названия планет, на которые не летал пилотируемый человеком космический корабль:
- Луна; Б) Уран
- Венера;
Г) Меркурий;
Д) Марс;
Е) Плутон.
2. Назвать второго космонавта, полетевшего в космос:
- Гагарин; Б)Леонов;
- Титов.
3. Какая из стран первой высадила космонавтов на луне:
- СССР; Б) США;
- РОССИЯ.
Ключ к тесту: 1 - Б, В. 2 - В, 3 - Б.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
- Контрольное задание по теме «Модель одноступенчатой ракеты».
- Назовите фамилию первого космонавта Земли, и в каком году он полетел в космос?
- Нарисуйте эскиз одноступенчатой ракеты с указанием основных деталей.
Ключ к тесту: 1. Ю.А.Гагарин. 12 апреля 1961г.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
2.3 Контрольное задание по теме «Виброходы».
1.Что заставляет двигаться виброход?
2.В каком направлении может двигаться виброход?
3.По каким поверхностям может двигаться виброход?
4.Сможет ли двигаться виброход при установке на него двух двигателей?
5.Какие материалы можно использовать для изготовления ходовой части виброхода?
Ответы: 1. Вибрация.
2. В любом.
З.По гладким.
4. Да.
5.Пружины, щетки, шары.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
Список ключевых понятий
1. АЭРОДИНАМИКА - раздел аэромеханики, изучающий законы движения
газа.
2. ДВИГАТЕЛЬ - энергосиловая машина, превращающая энергию в
механическую работу.
3. ИНСТРУМЕНТ - орудие человеческого труда, бывающее ручным или механическим.
4. КОСМОС - материальный мир, безграничный во времени и пространстве.
5. КРЫЛО - часть летательного аппарата, создающая подъемную силу
при полете в атмосфере.
6. ЛЕЕР - трос для натяжения такелажного крепежа.
7. МОДЕЛЬ - устройство, имитирующее оригинал.
8. МОДЕЛИРОВАНИЕ - конструирование, изготовление моделей в спортивных целях.
9. МЕТЕОРОЛОГИЯ - наука о Земной атмосфере.
10. ПАРАШЮТ- приспособление для аварийного спуска по воздуху.
11. ПЛАНЕТА - массивные тела Солнечной системы, движущиеся по орбитам вокруг Солнца.
12. РАКЕТА - летательный аппарат, движущийся под действием реактивной силы.
13. СТАБИЛИЗАТОР – неподвижная часть горизонтального оперения летательного аппарата.
14.ТРАФАРЕТ – тонкий лист с отверстиями в виде букв и фигур для чертежных работ.
15.ШТАНГЕЛЬЦИРКУЛЬ – измерительный инструмент для точного измерения наружного и внутреннего размеров.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
Список литературы
Литература для педагога
1.Букис, Е.К Основы ракетного моделизма [текст]/ Е.К.Букис. - М.: ДОСААФ, 1989. – 110с.
2.Гаевский, О.К. Авиамоделирование [текст] / О.К. Гаевский. – М.: «Патриот», 1990.-276с.
3. Горский, В.А. Ракетное моделирование [текст] / В.А.Горский. - М.: ДОСААФ, 1973. -370с.
4.Ермаков, А.М. Простейшие авиамодели [текст] / А.М.Ермаков. - М.: Просвещение, 1984. -230с.
5.Кротов, И.В. Модели ракет [текст] / И.В. Кротов. - М.: ДОСААФ, 1999.-120с.
6.Журнал Сделай сам [схемы] / ОАО Молодая гвардия, 1998.
7.Шпаковский, В.О. Для тех, кто любит мастерить [текст] / В.О.Шпаковский. – М.: Просвещение, 1990.- 159с.
8.«Юный техник» Журнал [текст] ОАО Молодая гвардия, 1995.- 99с.
9.Яхонтов, Н.П. Ракетодром [текст] / Н. П. Яхонтов. – М.: ОАО Молодая гвардия, 2000.-150с.
Литература для обучающихся
1.Жданов, И.К. Мир и человек [текст]/ И.К.Жданов. - М.: Картография, 1988. – 120с.
2.Заворотнов, В.А. От идеи до модели [текст]/ В.А.Заворотнов. - М.: Просвещение, 1988. – 160с.
3.Шевченко, В.В. На зов таинственного Марса [текст]/ В.В.Шевченко. - М: Детская Литература, 1991. – 228с.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
4.Шпаковский, В.О. Для тех, кто любит мастерить [текст]/ В.О.Шпаковский. - М.: Просвещение, 1990.- 159с.
5.Черемисинов,Б.И. Музей на столе [текст]/ Б.И.Черемисинов. - М.: ОАО Молодая гвардия, 1998. – 230с.: ил.
6.«Юный техник» Журнал [текст]/ - М.: ОАО Молодая гвардия, 1995.- 99с.
7.Яхонтов, Н.П. Ракетодром [текст] / Н. П. Яхонтов. - М: ОАО Молодая гвардия, 2000.-150с.
Прима Кемеровская область г. Юрга
Игорь Муниципальное образовательное учреждение
Кондратьевич дополнительного образования детей «Городской центр
детского (юношеского) технического творчества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей "Трехмерное моделирование"
Программа «Трехмерное моделирование» (срок реализации 2 года).Программа рассчитана на детей от 13-16 лет. Цели курса: формирование базовых знаний в области трехмерной компьютерной графики и овлад...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования «ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ» (1 год обучения)
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Име...
Программа дополнительного образования детей "Техническое моделирование и конструирование из дерева".
Программа дополнительного образования детей "Техническое моделирование и конструирование из дерева" составлена на 3 года обучения. Её содержание рассчинано на возраст детей от 7 до 14 лет. Основ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «БУМАЖНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Программа рассчитана на 3 года обучения, основана на постепенном углублении знаний и умений. Реализация поставленных задач производится поэтапно. 1 этап – ознакомительный – рассчитан на од...
Учебная программа по дополнительному образованию "В мире движений" по подвижным и спортивным играм для учащихся 5-х классов
Спортивные и подвижные игры, имеют важное значение в решении образовательных и воспитательных задач физического воспитания школьников. Они способствуют развитию быстроты, ловкости, ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию изобразительного кружка «Юные художники Дона» педагога I квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДополнительные занятия искусством...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...