Программа дополнительного образования детей "Трехмерное моделирование"
рабочая программа по теме
Программа «Трехмерное моделирование» (срок реализации 2 года).
Программа рассчитана на детей от 13-16 лет.
Цели курса: формирование базовых знаний в области трехмерной компьютерной графики и овладение навыками работы в программе Blender.
Задачи курса:
- формировать умение и навыки работы в Blender;
- изучить среды трехмерной компьютерной графики как средства моделирования и анимации;
- научить создавать проекты в среде Blender;
- развивать абстрактное и образное мышление;
- формировать творческий подход к поставленной задаче;
- формировать представление о том, что большинство задач имеют несколько решений;
- воспитывать самостоятельную личность, умеющую ориентироваться в новых социальных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 978 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Раздольненская средняя общеобразовательная школа
имени В.Н.Ролдугина»
Программа
«Трехмерное моделирование»
(срок реализации 2 года)
Программа рассчитана на детей от 13-16 лет.
Учитель информатики
Ткачев Сергей Евгеньевич
п. Раздольный
2009
Пояснительная записка
Курс обучения «Трехмерное моделирование» дает начальные знания пакета Blender, необходимые для серьезного моделирования объектов, создания освещения и спецэффектов, а также основы дизайна интерьера и трехмерной анимационной графики. На занятиях курсов обучения Blender учащиеся изучают сложные случаи освещения и настройки окружающей среды (фотореализм), построение трехмерных макетов помещений, используя модификаторы.
Программа курсов обучения трехмерного моделирования включает разработки по созданию рекламных роликов, полнометражных мультипликационных фильмов, а также качественные вставки элементов текста (титры для передач) и многое другое в программе Blender. Полученные на курсах обучения знания помогут школьникам на практическом опыте убедиться в высокой эффективности программы «Трехмерное моделирование». В дальнейшем это позволит им самостоятельно разрабатывать макеты проектов рекламных роликов для телевидения, киноиндустрии и анимации, а также конструировать детали настройки спецэффектов в конфигурации жилых и нежилых помещений и многое другое.
В курсе реализован прежде всего практический метод. Каждое занятие предполагает выполнение заданий или реализацию проекта.
Весь курс рассчитан на 2 года обучения. На первом году обучения дети познакомятся с основными понятиями трехмерной графики, рассмотрят элементы интерфейса Blender, попробуют поработать с объектами. Учащиеся научатся создавать трехмерные модели, используя в работе модификаторы. Получат навыки в создании текстурных поверхностей и их наложение на объект, попробуют создать свой собственный анимационный ролик. Ближе к концу первого года обучения дети получат индивидуальные темы для создания своего итогового проекта.
На втором году обучения учащиеся продолжат изучение анимации с модулей персонажной анимации и системы частиц. В конце курса учащиеся научатся настраивать освещение и камеры, попробуют снять свою сцену.
Требования к минимально необходимому уровню знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для успешного изучения данного курса
- обладать навыками работы в операционной системе Windows или Linux (уметь запускать приложения, выполнять операции с файлами и папками);
- иметь представление о древообразной структуре каталогов, типах файлов;
- умение работать с двумерными графическими программами (например, Photoshop или GIMP);
Продолжительность занятия составляет 40 мин. Формы проведения занятий: практические и лекционно-практические. Основная форма работы с детьми - индивидуальная и групповая. Используются и такие формы проведения занятий, как беседа, обсуждение, видеоурок.
Основные методы, используемые на занятиях: наглядные (в т.ч. видеоматериал, раздаточный материал), словесные, практические, индивидуальная работа.
Распределение учебного времени по темам является примерным и может корректироваться педагогом в зависимости от уровня подготовленности детей.
Рекомендуемые характеристики компьютера, необходимые для обучения:
- процессор – Pentium Celeron 2,6 GHz;
- ОЗУ – 256 Мб;
- объем жесткого диска – 40 Гб;
- объем видео памяти – 64 Мб;
- привод – CD-ROM 8х.
Используемое программное обеспечение для поддержки учебного процесса:
- Blender;
- графический редактор – Adobe Photoshop или GIMP.
Возраст обучающихся детей составляет 13-16 лет. Зачисление производится на добровольной основе по заявлению родителей.
Цели курса: формирование базовых знаний в области трехмерной компьютерной графики и овладение навыками работы в программе Blender.
Задачи курса:
- формировать умение и навыки работы в Blender;
- изучить среды трехмерной компьютерной графики как средства моделирования и анимации;
- научить создавать проекты в среде Blender;
- развивать абстрактное и образное мышление;
- формировать творческий подход к поставленной задаче;
- формировать представление о том, что большинство задач имеют несколько решений;
- воспитывать самостоятельную личность, умеющую ориентироваться в новых социальных условиях.
Основная цель 1-го года обучения: сформировать основные навыки трехмерного моделирования, текстурирования объектов и анимации в Blender.
Задачи:
- познакомить со средствами создания трехмерной графики;
- научить создавать и редактировать 3d-объекты;
- научить использовать в моделировании модификаторы;
- освоить текстурирование объектов;
- получить навыки в создании анимации по ключевым кадрам.
Учебно-тематический план 1-го года обучения.
Содержание программы 1-го года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)
Области использования 3-хмерной графики и ее назначение. Демонстрация возможностей 3-хмерной графики. История Blender. Правила техники безопасности.
Тема 2. Введение в трёхмерную графику. Создание объектов и работа с ними. (11 ч.)
Основные понятия 3-хмерной графики. Элементы интерфейса Blender. Типы окон. Навигация в ЗD-пространстве. Основные функции. Типы объектов. Выделение, перемещение, вращение и масштабирование объектов. Цифровой диалог. Копирование и группировка объектов. Булевы операции.
Термины: 3D-курсор, примитивы, проекции.
Тема 3. Основы моделирования. (18 ч.)
Режим редактирования. Сглаживание. Инструмент пропорционального редактирования. Выдавливание. Вращение. Кручение. Шум и инструмент деформации. Создание фаски. Инструмент децимации. Кривые и поверхности. Текст. Деформация объекта с помощью кривой. Создание поверхности.
Термины: сплайн, булевы объекты, метод вращения, метод лофтинга, модификаторы.
Тема 4. Материалы и текстуры объектов. (10 ч.)
Общие сведения о текстурировании в 3-хмерной графике. Диффузия. Зеркальное отражение. Материалы в практике. Рамповые шейдеры, многочисленные материалы. Специальные материалы. Карты окружающей среды. Карты смещения. UV-редактор и выбор граней.
Термины: текстура, материал, процедурные карты.
Тема 5. Освещение и камеры. (6 ч.)
Типы источников света. Теневой буфер. Объемное освещение. Параметры настройки освещения. Опции и настройки камеры.
Термины: источник света, камера.
Тема 6. Мир и Вселенная. (6 ч.)
Использование цвета или изображения в качестве фона. Добавление тумана к сцене. Звездное небо. Окружающий свет.
Тема 7. Основы анимации. (4 ч.)
Общие сведения о 3-мерной анимации. Модуль IPO. Анимация методом ключевых кадров.
Термины: анимация, ключевая анимация.
Методическое обеспечение
1-го года обучения
Приложение №1
Тема: Введение в трехмерную графику. Создание объектов и работа с ними.
Программное обеспечение: Blender.
Создание интерьера кухни с помощью примитивов в Blender (холодильник, электрическая плита, стены, вытяжка).
Приложение №2
Тема: Введение в трехмерную графику. Создание объектов и работа с ними.
Программное обеспечение: Blender.
Создание зимнего пейзажа в Blender (снеговик, елочка).
Приложение №3
Тема: Основы моделирования.
Программное обеспечение: Blender.
Моделирование ложки и тарелки.
Приложение №4
Тема: Основы моделирования.
Программное обеспечение: Blender.
Создание инструментов портного (пуговица, иголка, катушка с нитками).
Приложение №5
Тема: Основы моделирования.
Программное обеспечение: Blender.
Модель электрической лампочки.
Приложение №6
Тема: Основы моделирования.
Программное обеспечение: Blender.
Моделирование зонта.
Приложение №7
Тема: Материалы и текстуры объектов.
Программное обеспечение: Blender.
Задайте материалы и текстуры ранее созданным сценам.
Приложение №8
Тема: Освещение и камеры.
Программное обеспечение: Blender.
Поместить на ранее созданные сцены несколько источников света разных типов и настроить камеру на форматы PAL и SECAM.
Приложение №9
Тема: Итоговый проект.
Программное обеспечение: Blender.
Темы итогового проекта:
- «демонстрация моей комнаты»;
- кафе;
- устройство и работа механических часов;
- «UNIVERSAL»;
- рекламный ролик;
- мультфильм.
Приложение №10
Итоговый тест
для учащихся первого года обучения
секции «Трехмерное моделирование».
- Укажите правильные графические примитивы, которые используются в Blender:
- человечек;
- куб;
- треугольник;
- сфера;
- плоскость.
- Какие основные операции можно выполнять над объектом в программе Blender:
- перемещение;
- скручивание;
- масштабирование;
- сдавливание;
- вращение;
- сечение.
- С помощью какой клавиши можно перейти в режим редактирования объекта:
- Caps Lock;
- Enter;
- Tab;
- Backspace.
- Какие режимы выделения используются в программе:
- вершины;
- диагонали;
- ребра;
- грани;
- поверхности.
- Какая клавиша клавиатуры служит для вызова операции выдавливания:
- E;
- V;
- B;
- D.
- Как называется изображение, облегающее форму модели:
- материал;
- структура;
- текстура;
- оболочка.
- Текстура, служащая для имитации сложных поверхностей, называется …
- текстурная имитация;
- сложная имитация;
- рельефная карта;
- процедурная текстура.
- Основная лампа, используемая по умолчанию при создании новой сцены, это …
- Sun;
- Spot;
- Area;
- Point.
- Какая клавиша вызывает режим просмотра через камеру:
- Num Pad 0;
- Num Pad 1;
- Num Pad 3;
- Num Pad 7.
- Клавиша для просмотра результата визуализации –
- F1;
- F5;
- F10;
- F12.
Правильные ответы: 1-b,d,e; 2-a,c,e; 3-c; 4-a,c,d; 5-a; 6-c; 7-c; 8-d; 9-a; 10-d.
К концу 1-го года обучения дети должны
знать:
- основы 3D графики;
- основные принципы работы с 3D объектами;
- приемы использования текстур;
- знать и применять технику редактирования 3D объектов;
- знать основные этапы создания анимированных сцен и уметь применять их на практике;
уметь:
- создавать 3D объекты;
- использовать модификаторы при создании 3D объектов;
- преобразовывать объекты в разного рода поверхности;
- использовать основные методы моделирования;
- создавать и применять материалы;
- создавать анимацию методом ключевых кадров;
- использовать контроллеры анимации.
Навыки:
- работы в системе 3-хмерного моделирования Blender.
Основная цель 2-го года обучения: формирование навыков использования динамики, сложной и персонажной анимации и освещения при съемки сцены.
Задачи:
- познакомить с модулем персонажной анимации;
- научить создавать и редактировать системы частиц;
- освоить принципы освещения и правила их расстановки на сцене;
- получить навыки в создании видеоэффектов и съемке сцены.
Учебно-тематический план 2-го года обучения.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практ. | ||
1 | Вводное занятие. Повторение. | 4 | 1 | 3 |
2 | Анимация | 10 | 2 | 8 |
Контрольное занятие. Приложение №1 | 2 | - | 2 | |
3 | Визуализация | 8 | 2 | 6 |
Контрольное занятие. Приложение №2 | 2 | - | 2 | |
4 | Физика в Blender | 12 | 3 | 9 |
Контрольное занятие. Приложение №3 | 2 | - | 2 | |
5 | Редактор последовательности | 6 | 2 | 4 |
Контрольное занятие. Приложение №4 | 2 | - | 2 | |
6 | Дополнения к Blender | 12 | 4 | 8 |
Итоговый проект. Итоговый тест, приложение №5. | 12 | - | 12 | |
ИТОГО | 72 | 14 | 58 |
Содержание программы 2-го года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Повторение. (4 ч.)
Повторение основных принципов работы с 3D объектами. Создание простой сцены с использованием всех изученных методов моделирование. «Оживить» созданную сцену. Правила техники безопасности.
Тема 2. Анимация. (10 ч.)
Абсолютные и относительные ключи вершин. Решеточная анимация. Арматурный объект. Окно действия. Привязки. Арматура для конечностей и механизмов. Пространственные деформации.
Тема 3. Визуализация. (8 ч.)
Визуализация по частям. Панорамный рендеринг. Рендеринг анимации. Глубина резкости пространства. Подготовка работы для видео. Визуализация и использование Radiosity.
Тема 4. Физика в Blender. (12 ч.)
Эффект компоновки. Простые частицы. Интерактивные частицы. Эффект волны. Моделирование с помощью решеток. Мягкие тела. Эффекты объема.
Тема 5. Редактор последовательности. (6 ч.)
Редактор последовательности для изображения и звука. Задержка кадров. Плагины редактора последовательности.
Тема 6. Дополнения к Blender. (12 ч.)
Yafray как интегрированный внешний рендер. Типы ламп. Визуализация с помощью Yafray. Глобальное освещение. Свойства Yafray. Глубина фильтра. Трассировка лучей. Блики.
Методическое обеспечение
2-го года обучения
Приложение №1
Тема: Анимация.
Программное обеспечение: Blender.
Темы работ:
- капли дождя на зонте;
- улитка;
- фонтан;
- взрыв в коробке;
- галактика.
Приложение №2
Тема: Визуализация.
Программное обеспечение: Blender.
Приложение №3
Тема: Физика в Blender.
Программное обеспечение: Blender.
Приложение №4
Тема: Редактор последовательности.
Программное обеспечение: Blender.
Используя большинство встроенных возможностей редактора последовательности, сложите вместе несколько анимационных роликов, сделанных в Blender’е, чтобы получить интересные эффекты.
Приложение №5
Итоговый тест
для учащихся второго года обучения
секции «Трехмерное моделирование».
- Представление анимации в виде кривых - графиков функции, где можно менять ход анимации путем изменения формы кривых:
- диаграмма ключей;
- редактор графов;
- система координат;
- ключевые кадры.
- Представление ключей анимации в виде точек, которые могут быть легко скопированы или перемещены:
- диаграмма ключей;
- редактор графов;
- система координат;
- ключевые кадры.
- С помощью какой клавиши создаются ключевые кадры анимации:
- E;
- I;
- T;
- B.
- Какая система используется для анимации персонажей:
- арматура;
- движение;
- вращение;
- система мягких тел.
- Система, которая используется для добавления эффектов к материалам и изображениям на этапе конечного вывода изображения:
- вершины;
- ключи;
- ноды;
- объекты.
- Любой объект, являющийся местом для начала системы частиц, называется …
- сеть;
- эмиттер;
- база;
- коллектор.
- Какой движок используется в Blender для симуляции различных процессов:
- Force;
- Curve;
- Bullet;
- Trace.
- С помощью какого эффекта можно эмулировать поток частиц:
- Cloth;
- Fluid;
- Smoke;
- Soft body.
- Как называется интегрированный движок визуализации в Blender:
- Physics;
- Render;
- Yafray;
- Key.
- Какой язык программирования используется в Blender:
- Python;
- Pascal;
- Basic;
- Assembler.
Правильные ответы: 1-b, 2-a, 3-b, 4-a,5-c, 6-b, 7-c, 8-b, 9-c,10-a.
К концу 2-го года обучения дети должны
знать:
- основы создания мимики персонажа;
- приемы использования системы частиц;
- общие сведения об освещении;
- правила расстановки источников света в сцене;
уметь:
- применять пространственные деформации;
- создавать динамику объектов;
- правильно использовать источники света в сцене;
- визуализировать тени;
- создавать видеоэффекты.
Навыки:
- уметь работать с модулями динамики;
- уметь создавать собственную 3D сцену при помощи Blender.
Литература.
- Прахов А.А. Blender. 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих, - СПб.: 2009;
- Хесс Р. Основы Blender. Руководство по 3D-моделированию с открытым кодом. 2008;
- Хронистер Дж. Blender. Руководство начинающего пользователя (Blender Basics 2.6)/ 4-е издание;
- Хронистер Дж. Осовы Blender. Учебное пособие/ 3-е издание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/01/picture-15012-1470073985.jpg)
Программа дополнительного образования детей 7 - 8 классов "Конструирование и моделирование одежды"
Программа имеет экспертное заключение...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/17/picture-110087.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей «Начальное техническое моделирование»
Обучение учащихся на занятиях НТМ происходит в учебных мастерских, оснащенных необходимыми инструментами, оборудованием, приспособлениями. В соответствии с этим к уровню профессион...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/16/picture-707357-1447672836.jpg)
Программа дополнительного образования детей«Моделирование технических объектов из различных материалов»
Программа дополнительного образования "Моделирование технических объектов из различных материалов"для детей 7-10 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/16/picture-707357-1447672836.jpg)
Программа дополнительного образования детей "Моделирование из пластических масс"
Программа дополнительного образования детей"Моделирование из пластических масс" расчитана на младший школьный возраст....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/20/picture-1347484-1632137647.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования 3D моделирование
АктуальностьИнформационные технологии внедряются во все сферы нашего общества, в том числе и в образование. Активное внедрение трехмерной графики в различные сферы человеческой деятельности, влечет за...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/20/picture-471533-1519150761.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "3D моделирование и прототипирование"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет техническую направленность.Цель программыФормирование и развитие у обучающихся практических компетенций в области 3...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/20/picture-471533-1519150761.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "3D моделирование "
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет техническую направленность.Цель программыФормирование и развитие у обучающихся практических компетенций в области 3...