РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования «ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ» (1 год обучения)
рабочая программа по теме

Сизых Александра Николаевна

 

В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?     

Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plastilinovaya_fantaziya.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ,

филиал краевого государственного бюджетного оздоровительного образовательного учреждения

санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Железногорская санаторная школа-интернат»

РАССМОТРЕНО:

На педагогическом совете

Протокол № ______от «___»_________201__г.

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель МО учителей

______________________________

______________________________

Методист: _____________________

«___»_____________201___г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор филиала

Железногорской санаторной

школы-интернат

__________Н.В.Бортновская

«___»_____________201____г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса дополнительного образования

 «ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ»

 (1 год обучения)

Составитель РУП: педагог дополнительного образования Сизых А.Н.

Красноярск– 2013 г.


Пояснительная записка.

В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?      

Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

Цель программы:

  • организация досуговой деятельности детей.
  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
  • обучение выполнению сборки и оформлению работы.

Задачи:

  • совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из  

          разных материалов;

  • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
  • овладение элементарными трудовыми  навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание  усидчивости аккуратности, трудолюбия;
  • формирование умения работать в коллективе;
  • создание условий для самостоятельного творчества;
  • развивать мелкую моторику рук, глазомер;

Концептуальной идеей функционирования и развития санаторно-лесной школы является совершенствование модели личностно ориентированной гибкой системы непрерывного образования и медико-социальной реабилитации больных детей с различной патологией, обеспечивающей им формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, личной ответственности за качество своей жизни; проектирование школы индивидуального развития ребенка-инвалида, гарантирующей ему адекватное включение в социум.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая

программа являются:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004.
  2. Федеральный базисный учебный план для среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004.
  3. Примерная программа начального общего образования по технологии;
  4. Авторская программа педагога дополнительного образования Абрамовой Ю.А

Отличительные особенностей рабочей программы по сравнению с примерной (авторской) программой

Авторская программа рассчитана на 68 учебных часа. Программа рассчитана на возраст 6,5-7 лет.

В  связи со спецификой дистанционного обучения  и психолого-физиологическими особенностями детей инвалидов данная программа предложена учащимся 2 класса и сокращена до 34 часов (1 час в неделю):

  • Изучение каждой темы осуществляется в двух режимах: on-line и самостоятельно;
  • Предусмотрено проведение дистанционных практических работ.

Данная программа строится на следующих основополагающих принципах педагогической деятельности:

  • Принцип всестороннего развития. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение в процессе творчества – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного материала, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
  • Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что лепка – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении упражнений.

Данная рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы - 34 часа.

Реализация данной программы подразумевает следующие формы обучения: дистанционная и очная. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные.

Программа опирается на следующие методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный метод
  • Игровой метод. В процессе обучения используются игры, направленные на развитие наблюдательности.
  • Метод наблюдений
  • Метод упражнений

На уроках необходимо сочетать пассивные и активные методы обучения.

Одним из обязательных условий гармоничного развития обучающихся является  формирование у каждого ученика установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни.  Для этого на уроках применяются игры, физ.минутки.

Технологии обучения: ИКТ, здоровьесберегающая, индивидуально - ориентированная.

Планируемые результаты изучения курса: Содержание курса дополнительного образования «Пластилиновая фантазия» направлено на освоение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами являются: 

  • развитие эстетического чувства;
  • совершенствование художественного вкуса;
  • овладение художественными навыками вкуса;
  • наличие определенного уровня развития общих способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности.

Предметными результатами являются:

  • осознанное восприятие конкретного произведения;
  • устойчивый интерес к художественным традициям своего народа, различным видам творческой деятельности;
  • понимание средств художественной выразительности;
  • осмысление основных жанров народного творчества, отечественного и зарубежного наследия;
  • применение специальной терминологии;
  • постижение культурных традиций своего народа;
  • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах творческой деятельности и навыков для реализации собственного творческого потенциала;

Метапредметными результатами являются:

  • овладение способами решения поискового и творческого характера;
  • культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
  • приобретение опыта в творческой деятельности;
  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения планируемых результатов;
  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения навыками пения;
  • применение полученных знаний при решении разнообразных художественно — творческих задач;
  • участие в жизни Центра, города и т.д.

Форма подведения итого по программе

Полученные детьми необходимые  знания и практические навыки могут применяться для создания оригинальных изделий.

Многие дети, открыв для себя мир лепки, постараются остаться в нем и дальше. Предполагается участие детей в выставках детского творчества, распространение технологии за пределами школы.

Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут бережнее относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу

Учебно – тематический план

Тема

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

1

Первый раздел

5

5

2

Второй раздел

13

13

3

Третий раздел

16

16

Итого

34

34

Содержание рабочей программы

Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.

Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.

Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.

Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.

Первый раздел (5 часов)

Вводное занятие. Историческая справка. Правила работы с пластилином, вспомогательные предметы для работы

Выполнение изделий самых простых объемных форм-мяч

Исходная форма – шар-Изделие "Неваляшка

Исходная форма – цилиндр-дерево

Исходная форма – конус-пирамидка

Композиция-правила составления композиции

Второй раздел (13 часов)

Вводное занятие

Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм

Тема: «Урожай»

Тема: «Большой праздник»

Тема: «Дары леса»

Тема : «Подарок маме»

Тема: «С новым годом!»

Тема: «Кто на листике живёт?»

Третий раздел (16 часа)

Вводное занятие

Выполнение сложных изделий

Тема «Озеро»

Тема: «Пасха»

Тема: «Птичий двор»

Тема: «Море»

Тема: «Джунгли»

Создание картин

Требования к уровню подготовки учащегося

В результате обучения школьники должны:

знать / понимать:

  • названия и назначение инструментов;
  • названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  • правила организации рабочего места;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином

уметь:

  • правильно организовать рабочее место;
  • пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;  
  • выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
  • сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Материально-техническое оснащение

Для реализации данной программы большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом. Необходимы следующие методические материалы:

  • таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
  • подборка наглядного материала: лучшие работы учащихся, пошаговые фотографии лепки поделок, созданные педагогом.
  • схемы: приемы лепки, приемы лепки при соединении частей, способы лепки.

Инструментарий и материалы, необходимые для работы по данной программе:

  • пластилин
  • рабочая поверхность
  • инструменты, подручные средства,стеки,
  • Технические средства:
  • компьютер с выходом в интернет
  • скайп

Библиографический список

  1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
  2. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
  3. Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском  саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998
  4. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. – М., «Просвещение», 1995.
  5. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000
  6. Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006г.
  7. Первое сентября" "Начальная школа"  с пометкой "Лепка" Глазова МГ.
  8. Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры.- Москва. Искусство 1964г.
  9. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке- Москва, «Просвещение»1983г.
  10. Коньшева Н.М. Лепка в начальных классах. -Москва, «Просвещение»1985г.

Календано-тематический план

Темы урока

Дата проведения

Количество и сроки самостоятельной работы

Наименование лабораторных, практических и иных видов занятий при изучении раздела (темы

Вид контроля

Первый раздел (5 часов)

1

Вводное занятие. Историческая справка. Правила работы с пластилином, вспомогательные предметы для работы

1

2-3

Выполнение изделий самых простых объемных форм

2

4-5

Композиция

2

Второй раздел (13 часов)

6

Выполнение более сложных изделий

1

7-9

Доработка исходных форм        Тема «Урожай»

3

10-11

Тема «Большой праздник

2

12

Тема: «Дары леса»

1

13-15

Тема: «Подарок  маме»

3

16-17

Тема: «С новым годом!»

2

18

Тема: «Кто на листике живёт?»

1

Третий раздел (16 часов)

19-21

Выполнение сложных изделий     Тема «Озеро»

3

22

Тема: «Пасха»

1

23

Тема: «Птичий двор»

1

24

Тема: «Море»

1

25

Тема: «Джунгли»

1

26-29

Создание картин. Пластилин вместо карандашей и красок.

4

30-32

Барельеф. Историческая справка.

Рельефные картины

3

33-34

Итоговое занятие

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования кружка "Юные знатоки природы"

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, пони...

Рабочая учебная программа дополнительного образования "Здоровый образ жизни"

Актуальность и практическая значимость занятий по данной программе выражается в сформированности определенного уровня знаний и умений в области анатомии, физиологии, гигиены и здоровьесбережения, навы...

Рабочая учебная программа дополнительного образования по предмету «Пионербол» для обучающихся 6 классов (АВТОРСКАЯ)

Образовательная программа «Пионербол» является АВТОРСКОЙ и  составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования (Пр. к письму  МО № 06-1844 от 11.1...

"Радиопеленгация" рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования технической направленности 1 год обучения

Рабочая программа составлена на основе многолетнего опыта  и опирается на учебные пособия авторов указанныхх в программе.В программе показана актуальность, обоснована новизна,. программа содержит...

"Радиопеленгация" рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования технической направленности, 2 год обучения

Рабочая общеразвивающая программа "Радиопеленгация", разработана  на второй год обучения. Программа обеспечивает последовательность и  непрерывность подготовки радиоспортсмена. Значительная ...

Рабочая учебная программа дополнительного образования "Основы журналистики"

Рабочая учебная программа дополнительного образования "Основы журналистики" вводит в образовательное пространство понятие детской журналистики.Творческое ознакомление с профессией журналиста...