РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию изобразительного кружка «Юные художники Дона» педагога I квалификационной категории
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительные занятия искусством способствуют развитию у учащихся ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по ИЗО деятельности для дополнительного образования | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михайловская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Михайловской СОШ
Приказ от _______________№_____
Подпись руководителя __________ФИО
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию изобразительного кружка «Юные художники Дона» педагога I квалификационной категории дополнительного образования Фомченко Е.С.
Количество часов: 2 ч в неделю
Составлена на основе примерной учебной программы среднего (полного) общего образования по изобразительному искусству В.С.Кузина. – М., Дрофа, 2013
.
Составитель: учитель ИЗО
Фомченко Е.С.
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительные занятия искусством способствуют развитию у учащихся ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Вклад изобразительной деятельности в развитие личности ребёнка в дополнительном образовании заключается:
- в развитии эстетического восприятия мира,
- в воспитании художественного вкуса,
- потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве,
- в обеспечении определённого уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства,
- в сознательном выборе видов художественно – творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Направленность дополнительной образовательной программы:
- создание условий для развития личности ребёнка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка;
- на укрепление психического и физического здоровья;
Цели художественного образования:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задачи художественного образования
- обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на передачу в рисунках формы, пропорций, объёма, перспективы, светотени, композиции;
- обучать основам графической грамоты, формировать навыки передачи тоном ;
- обучать основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками;
- обучать основам живописной грамоты, формировать навыки передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений пользоваться художественно-выразительными средствами живописи; углублять знания по перспективе, передаче формы и объёма.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного ИЗО кружка «Юные художники Дона» являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Результаты обучения.
В результате дополнительного обучения изобразительному искусству учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Изобразительное искусство, его виды и жанры. Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.
Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная). Графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая).
Декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти: отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Список литературы.
Для педагога:
- В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина – Изобразительное искусство (Москва Дрофа 1995)
- – В.С. Кузин. Программа по Изобразительному искусству (Москва Дрофа 2006) Министерство образования Российской Федерации
- А. М. Михайлов – «Любителям рисования» (Москва «просвещение» 2004)
- А. Д. Алехин – «Когда начинается художник» (С.Петербург «просвещение» 1994)
- Н. И. Платонова – «Этюды об изобразительном искусстве»
Для детей
- Журнал «Юный художник»
- О. Шматова – Рисование акварелью (Москва Эксмо 2008)
- О. Шматова – Рисование фломастерами и цветными карандашами (Москва Эксмо 2008)
- Л.Дж. Эймис – журналы поэтапного рисования животных, зданий и сооружений, человека, средств передвижений и т. д.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема занятий | Вид деятельности | Всего часов | Дата по плану | Дата фактически |
1 | Волшебные краски | Введение новых знаний | 2 | ||
2 | Рисование с натуры осенних листьев сложной формы | Рисование с натуры | 2 | ||
3 | Узоры в круге из растительного орнамента | Декоративное рисование | 2 | ||
4 | Набросок жука | Рисование с натуры | 2 | ||
5 | Осенний натюрморт | Рисование с натуры | 2 | ||
6 | Ваза с фруктами, корзина с грибами и овощами | лепка | 2 | ||
7 | Узор в полосе, орнамент из цветов, листьев | Декоративное рисование | 2 | ||
8 | Красота гжельских узоров | Декоративное рисование | 2 | ||
9 | Осенний дождь | Рисование на тему | 2 | ||
10 | Жостовская роспись | Декоративное рисование | 2 | ||
11 | Орнамент из геометрических фигур | Декоративное рисование | 2 | ||
12 | Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина | Рисование на тему | 2 | ||
13 | Русские матрёшки | Декоративное рисование | 2 | ||
14 | Грузовые машины | Рисование с натуры | 2 | ||
15 | Рисование с натуры коробки | Рисование с натуры | 2 | ||
16 | Ёлочные игрушки | Рисование с натуры | 2 | ||
17 | Ветки ели и сосны с шишками | Рисование с натуры | 2 | ||
18 | Дымковская игрушка | Лепка | 2 | ||
19 | Буратино | Рисование на тему | 2 | ||
20 | Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве» | Рисование на тему | 2 | ||
21 | Рисование инструментов | Рисование с натуры | 2 | ||
22 | Зимние развлечения с друзьями | Рисование на тему | 2 | ||
23 | Здравствуй весна | Декоративное рисование | 2 | ||
24 | Городские и сельские пейзажи | Рисование на тему | 2 | ||
25 | Филимоновские игрушки | Лепка | 2 | ||
26 | Силуэты животных | лепка | 2 | ||
27 | Праздничный салют | Рисование На тему | 2 | ||
28 | Декоративное рисование «Весёлые игрушки» | Декоративная работа | 2 | ||
29 | Красота вокруг нас | Рисование с натуры | 2 | ||
30 | Поле маков | Декоративное рисование | 2 | ||
31 | Путешествие в страну «Волшебный мир красок» | Рисование на тему | 2 | ||
32 | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства | Рисование По памяти | 2 | ||
33 | Натюрморт | Рисование с натуры | 2 | ||
34 | Деревянная посуда | Декоративное рисование | 2 | ||
35 | Выставка рисунков. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА № 1 «Волшебные краски» | 2 часа. |
Введение. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель. | |
ТЕМА № 2 «Рисование с натуры осенних листьев сложной формы» | 2 часа. |
Развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев и веток деревьев | |
ТЕМА № 3 «Узоры в круге из растительного орнамента» | 2 часа. |
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Использование различных художественных техник и материалов: гуашь. | |
ТЕМА № 4 «Набросок жука» | 2 часа. |
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | |
ТЕМА № 5«Осенний натюрморт» | 2 часа. |
Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком. | |
ТЕМА № 6 «ВАЗА С ФРУКТАМИ, КОРЗИНА С ГРИБАМИ И ОВОЩАМИ» | 2 часа. |
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. | |
ТЕМА № 7 «УЗОР В ПОЛОСЕ. ОРНАМЕНТ ИЗ ЦВЕТОВ, ЛИСТЬЕВ ДЛЯ УКРАШЕНИЯ КОВРИКА» | 2 часа. |
Освоение основ декоративно-прикладного искусства. | |
ТЕМА № 8 «КРАСОТА ГЖЕЛЬСКИХ УЗОРОВ» | 2 часа. |
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
| |
ТЕМА № 9 «ОСЕННИЙ ДОЖДЬ» | 2 часа. |
Рисование на тему. Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача в рисунке смысловой связи между предметами. | |
ТЕМА № 10 «ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ » | 2 часа. |
Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. | |
ТЕМА № 11 «Орнамент из геометрических фигур» | 2 часа. |
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. | |
ТЕМА № 12 «Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина» | 2 часа. |
Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Развитие интереса и любви детей к творчеству художников детской книги. | |
ТЕМА № 13 «Русские матрёшки» | 2 часа. |
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение растительных узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи. | |
ТЕМА № 14 «Грузовые машины» | 2 часа. |
Изображение с натуры. Создание моделей, предметов бытового окружения человека. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. | |
ТЕМА № 15 «Рисование с натуры коробки» | 2 часа. |
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. Изображение с натуры. | |
ТЕМА № 16 «Ёлочные игрушки» | 2 часа. |
Рисование с натуры. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. | |
ТЕМА № 17 «Ветки ели и сосны с шишками» | 2 часа. |
Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. | |
ТЕМА № 18 «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА» | 2 часа. |
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение растительных узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи. | |
ТЕМА № 19 «Буратино» | 2 часа. |
Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Развитие интереса и любви детей к творчеству художников детской книги. | |
ТЕМА № 20 « Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве» | 2 часа. |
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитания любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру. | |
ТЕМА № 21 «Рисование инструментов» | 2 часа. |
Изображение с натуры. Создание моделей, бытового окружения человека. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. | |
ТЕМА № 22 « Зимние развлечения с друзьями» | 2 часа. |
Рисование на тему. Выбор и применение выразительных средств, для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна. | |
ТЕМА № 23 «Здравствуй весна» | 2 часа. |
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни | |
ТЕМА № 24 «ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ ПЕЙЗАЖИ» | 2 часа. |
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. | |
ТЕМА № 25 « ФИЛИМОНОВСКИЕ ИГРУШКИ» | 2 часа. |
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение растительных узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи. | |
ТЕМА № 26 «СИЛУЭТЫ ЖИВОТНЫХ» | 2 часа. |
Изображение с натуры. Особенности изображения животных. Выбор и применение выразительных средств, для реализации собственного замысла в рисунке. Выполнение набросков животных. | |
ТЕМА № 27 «Праздничный салют» | 2 часа. |
Передача настроения и творческой работе. Особенности художественного творчества. | |
ТЕМА № 28 « Декоративное рисование «Весёлые игрушки» | 2 часа. |
Развитие творческого воображения: систематизация знаний и некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы по дереву. Воспитание бережного отношения к народным традициям на примере творчества мастеров русской игрушки, любви к труду. | |
ТЕМА № 29 «КРАСОТА ВОКРУГ НАС» | 2 часа. |
Рисование с натуры. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. | |
ТЕМА № 30 «Поле маков» | 2 часа. |
Выбор и применение выразительных средств, для для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна. | |
ТЕМА № 31 «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КРАСОК» | 2 часа. |
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитания любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру. | |
ТЕМА № 32 «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» | 2 часа. |
Рисование по памяти. Развитие творческого воображения; систематизация знаний о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной росписи. Воспитание бережного отношения к народным традициям на примере творчества русских мастеров. | |
ТЕМА № 33 «Натюрморт» | 2 часа. |
Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком. Рисование с натуры. | |
ТЕМА № 34 «ДЕРЕВЯННАЯ ПОСУДА» | 2 часа. |
Развитие творческого воображения; систематизация знаний о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной росписи. Воспитание бережного отношения к народным традициям на примере творчества русских мастеров . |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Михайловской СОШ _____________________Ф.И.О.
от________ 20__ года №_____
___________ __________ _____________ 20 ____ года
Подпись руководителя МС
Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа туристско-краеведческого кружка "Юный турист Дона"
Наш век – век технического прогресса, развития высочайших технологий и как следствие этому идет резкое ухудшение экологической среды, остро встает вопрос оздоровления населения страны. Большинст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МУСОРКИНОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС) ДЛЯ 5 КЛАССА
Составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ». 5-7 класс, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Учебники: Л.Босова. Информатика и ИКТ. 5 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012Количество часов ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МУСОРКИНОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС) ДЛЯ 6 КЛАССА
Составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ». 5-7 класс, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Учебники: Л.Босова. Информатика и ИКТ. 6 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012Количество часов ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МУСОРКИНОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС) ДЛЯ 7 КЛАССА
Составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ». 5-7 класс, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Учебники: Л.Босова. Информатика и ИКТ. 7 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012Количество часов ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МУСОРКИНОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 8 КЛАССА
Составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса средней общеобразовательной школы, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Учебники: Л.Л.Босова. А.Ю.Босова Информатика и ИКТ. 8 класс. М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МУСОРКИНОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 9 КЛАССА
Составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов средней общеобразовательной школы, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Учебники: Л.Л.Босова. А.Ю.Босова Информатика и ИКТ. 8 класс. ...
Презентация Соломиной Юлии Николаевны педагога первой квалификационной категории
Презентация содержит информацию об образовании, о программе, о достижениях воспитанников....