Развитие способности к самостоятельной деятельности средствами волейбола
методическая разработка на тему

 

Что такое самостоятельность? Это способность человека к свободным, то есть независимым от внешних обстоятельств, результативным действиям по реализации собственных интересов. Как зарождается подобная способность?  С точки зрения Ю.Рязановой, научного сотрудника Института психолого-педагогических проблем детства, в ее истоке лежит интерес ребенка к чему бы то ни было. Развитие самостоятельности непосредственно связано с качественными изменениями детских интересов. Выделяют три уровня интереса: спонтанный, осознанный, целенаправленный. Отсюда практический вывод - для развития самостоятельности необходимо всерьез выстраивать работу с интересами обучающихся.

Волейбол, как и любой вид спорта, требует проявления самостоятельности. Уже в первые тренировочные дни уровень интереса у обучающихся разный: кто-то пришел вместе с другом, кого-то отправили родители, кому-то нравится этот вид спорта и т. д. А пройдет программу обучения только тот, кто будет иметь целенаправленный интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие способности к самостоятельной деятельности средствами

волейбола

        Что такое самостоятельность? Это способность человека к свободным, то есть независимым от внешних обстоятельств, результативным действиям по реализации собственных интересов. Как зарождается подобная способность?               С точки зрения Ю.Рязановой, научного сотрудника Института психолого-педагогических проблем детства, в ее истоке лежит интерес ребенка к чему бы то ни было. Развитие самостоятельности непосредственно связано с качественными изменениями детских интересов. Выделяют три уровня интереса: спонтанный, осознанный, целенаправленный. Отсюда практический вывод - для развития самостоятельности необходимо всерьез выстраивать работу с интересами обучающихся.

Волейбол, как и любой вид спорта, требует проявления самостоятельности. Уже в первые тренировочные дни уровень интереса у обучающихся разный: кто-то пришел вместе с другом, кого-то отправили родители, кому-то нравится этот вид спорта и т. д. А пройдет программу обучения только тот, кто будет иметь целенаправленный интерес.

        Для развития самостоятельности очень важно максимально расширить пространство  самоопределения   ребенка.   Важно  сначала   предоставить    ребенку широкое поле выбора, а затем научить его самого расширять это поле.

После того как прошли 2-3 учебные недели, провожу практическое исследование, цель которого - выявить исходный уровень самостоятельности в двигательной деятельности. Предполагаю, что выявление уровня самостоятельности в двигательной деятельности поможет организовать педагогическое сопровождение и поддержку на каждом этапе интереса, выявить уровень готовности к обучению волейболом и индивидуальные особенности двигательной деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;

по   возможности   компенсировать  возможные   пробелы  и   повысить

готовность заниматься волейболом, тем самым провести профилактику отсева

из группы; спланировать стратегию и тактику обучения будущего спортсмена с учетом его индивидуальных возможностей.

Диагностика выявления уровня самостоятельного использования двигательных действий

        Исследование проводилось на группе из 15 человек 8-10 лет первого года обучения волейболу, не имеющих опыта секционных занятий. В течение 15 минут на нескольких тренировочных занятиях предлагалось самостоятельно выполнять различные двигательные действия по желанию. Предоставлялась возможность использовать спортивный инвентарь.

        Наблюдение: насколько самостоятельно используют основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание, равновесие. За каждое использованное движение - 1балл. Выводы: высокий уровень самостоятельности имеют-15%,средний уровень_64%,низкий уровень -21%.  

Для достоверности выводов проведено наблюдение за уровнем самостоятельности в подвижных играх.   Использовалась методика Щетининой А. М.

Показатели самостоятельности

Частота проявлений


никогда

иногда

часто

Берет на себя главные роли в играх

Выступает            инициатором какой-либо деятельности

Перехватывает  инициативу  в выполнении задания

Принимает   участие   во   всех делах

Любит     высказывать     свою точку зрения

Стремится к лидерству

Любит   находиться   в   центре внимания-

Стремится   быть   первым   во всем

Не       боится       взяться       за незнакомое дело

Испытывает       радость       от внимания к нему со стороны взрослого и сверстников

Не   соглашается   с   мнением других, настаивает на своем

Обработка результатов.

        Сложив сумму полученных баллов,можно считать развитие самостоятельности достаточно высоким, если получилось в сумме от 23 до 44 баллов, средним - от 11 до 22 баллов, низким - от 1 до 10 баллов. Сопоставление показателей проявления уровня самостоятельности двигательной  деятельности различия не выявило. Таким образом, начинающие спортсмены оказались разделены на 3 группы по степени самостоятельности.                                                                                                       Занимающиеся с низким уровнем самостоятельности - те, у которых наблюдался низкий интерес к заданию, иногда полное его отсутствие, частые отвлечения ,неумение сосредоточиться, безразличие к результатам работы, в игре -пассивность, неумение наладить отношения с партнерами. Средний уровень самостоятельности у тех, у кого в начале деятельности высокая активность, а потом темп работы снижался, небрежное выполнение задания, ситуативность- проявления самостоятельности в подвижных играх.        Высокий уровень-сосредоточенность, активные действия, встречающиеся трудности вызывают стремление преодолеть их, в игре выступают инициаторами.                                                                                                             Наблюдения также показали, что у некоторых самостоятельные формы поведения наблюдаются в игре, у других- при выполнении заданий. Часть обучающихся проявляет самостоятельное поведение во всех названных видах деятельности.

        Далее была организована работа по развитию самостоятельности в двигательной деятельности и спланированы ожидаемые результаты на уровне обучающихся:                                                                                                                                   - развитие необходимых компонентов достаточной самостоятельности! умение реагировать на критику, умение ее принимать, ответственность, дисциплина);                     - развитие физических качеств и обеспечение нормативного уровня физической подготовки в соответствии с возможностями;                                                                     на уровне тренера:                                                                                                                              - создание системы работы по повышению уровня самостоятельности на УТЗ;                       - осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при формировании двигательного навыка;                                                                                  - подбор упражнений, способствующих развитию отдельных физических качеств.                                                                                                                                       Первый шаг в работе тренера-создание среды благоприятной для зарождения интереса к волейболу. И здесь необходим выход за рамки обычного тренировочного занятия, использование различных форматов:  конкурсных, игровых, олимпийских уроков, разминок с чемпионом, посещений городских соревнований, работы в парах постоянного и сменного состава составление авторской разминки, круговой тренировки и т. д.                                                             Тренеру необходимо приложить все усилия, терпение, чтобы заинтересовать своих будущих воспитанников, чтобы спорт стал для них неотъемлемой частью жизни. Сначала детям тяжело заставлять себя подчиняться требованиям тренера. Поэтому с первых занятий нужно строить тренировку как игру, которая захватывает детей. Тогда они внутренне расслабляются, у них появляются положительные эмоции и стремление состязаться друг с другом. Часто использую такой прием: выхожу на площадку играть вместе с детьми, набирая себе в команду более слабых ,и вывожу их на победу.                                                                                                                                                   В конце сентября проводится тестирование: каждый должен понять, на каком физическом уровне он находится в данный момент. Обучающиеся выполняют   контрольные   нормативы   и   заносят   результаты   в   карточку-норматив физической подготовки

Наименовании е упражнения

Начало года

январь

Конец года


норматив

Личный

показате

ль

норматив

Личный показатель

норматив

Личный

показате

ль

        Полученные результаты анализируются, намечаются физические качества, над которыми стоит поработать .Развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков.        Для осознанного интереса характерно более длительное внимание к предмету. Педагогическая поддержка здесь может проявиться в гибком индивидуализированном подходе к организации деятельности.         Продумываются домашние задания: освоить умение играть в классики, прыгать со скакалкой разными способами, поймать мяч ловушкой и т. д.                                В конце каждого месяца подводим итоги нашей работы через   личный      «Спидометр успеха»

Научиться делать

Окт 010

Нояб 0 10

Дек 010

Янв 010

Фев 010

Март 010

Апр 010

Май 010

Верхнюю подачу

Прыгать    вверх    с места 40 см

Стать смелее

Делать полушпагат(шпагат)

И т. д.

        Каждый отмечает уровень успеха по 10 бальной шкале.                                   Формирование целенаправленного интереса связано с возникновением личных целей, замыслов, требующих серьезных произвольных усилий (не обязательно физических, возможно умственных или душевных). Каковы признаки появления и укрепления целенаправленного интереса?    Внешние признаки самостоятельности планирование своей деятельности, выполнение  заданий      без      непосредственного      участия      тренера, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректировка и совершенствование. Еще один существенный признак-выход за рамки привычной деятельности. Например, подготовка авторской разминки или авторского занятия.                                                                                                             Самостоятельность проявится и режимных моментах : отсутствие опозданий, пропусков занятий; во взаимоотношениях между занимающимися: подсказывают друг другу ,как лучше выполнить упражнение, показывают его.         Сколько времени занимает путь от осознанного до целенаправленного интереса, от зависимости до самостоятельности ? По- разному : у кого-то такой переход совершается быстро, некоторые надолго задерживаются на уровне спонтанного. Это нормальное явление.                                                                                   Выводы: самостоятельность - стержневое качество личности. Младший школьный возраст может стать переломным, критическим для формирования самостоятельности.                                                                                                            Воспитание самостоятельности и зависимости должно быть взаимно уравновешенным. Чтобы научить основам развития самостоятельности ,нужно делать занимающихся соавторами каждого тренировочного занятия. Главная задача тренера - совместными усилиями -тренер- спортсмен -находить свое «Я» в движении, чтобы возникало желание систематически заниматься спортом, в том числе волейболом. От того, насколько сформирован образ самостоятельности,  зависит развитие физических способностей, поддержание своего физического здоровья, освоение игры в волейбол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в контексте модульного обучения на примере темы « арифметическая и геометрическая прогрессии»

Цель данной работы: теоретически обосновать и продемонстрировать  как происходит формирование и развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в рамках модульного ...

Педагогический совет «Основы развития способностей к креативной деятельности с позиций компетентностного подхода в образовании»

Одной из целей методической темы школы является освоение компетентностного подхода к образованию. Он заключается в том, что следует обучать не только репродуктивному воспроизведению знаний, а оп...

Обеспечение организованного процесса физического воспитания путём целенаправленного развития, у учащихся самостоятельной деятельности по средствам учебно-методических комплектов

Развивая физические способности детей на занятиях по физической культуре, учитель должен организовать свою деятельность, главным образом на воспитание целостных ориентаций школьников на физическое и д...

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Развитие координационных способностей посредством прыжковой деятельности" УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Развитие координационных способностей посредством прыжковой деятельности" УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....

Сообщение на тему: "Самостоятельная работа как средство развития способностей учащихся на уроках математики"

Данный материал может быть использован учителем на уроках математики в 5-9 классах...

Статья на тему: «Развитие речи учащихся как средство формирования способности детей самостоятельно учиться и общаться с людьми».

В учебном процессе большое внимание уделяется мною поиску учащимися языковых средств выражения собственных мыслей, воспитанию бережного отношения к слову, умению излагать и аргументировать свою точку ...

"Развитие творческих способностей учащихся в процессе их самостоятельной деятельности"

laquo;Плохой учитель преподносит истину,хороший учит её находить».А. ДистервегКаким должен быть сегодня молодой человек? «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для челов...