Развитие способности к самостоятельной деятельности средствами волейбола
методическая разработка на тему
Что такое самостоятельность? Это способность человека к свободным, то есть независимым от внешних обстоятельств, результативным действиям по реализации собственных интересов. Как зарождается подобная способность? С точки зрения Ю.Рязановой, научного сотрудника Института психолого-педагогических проблем детства, в ее истоке лежит интерес ребенка к чему бы то ни было. Развитие самостоятельности непосредственно связано с качественными изменениями детских интересов. Выделяют три уровня интереса: спонтанный, осознанный, целенаправленный. Отсюда практический вывод - для развития самостоятельности необходимо всерьез выстраивать работу с интересами обучающихся.
Волейбол, как и любой вид спорта, требует проявления самостоятельности. Уже в первые тренировочные дни уровень интереса у обучающихся разный: кто-то пришел вместе с другом, кого-то отправили родители, кому-то нравится этот вид спорта и т. д. А пройдет программу обучения только тот, кто будет иметь целенаправленный интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sposobnosti_k_samostoyatelnoy_deyatelnosti_sredstvami.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие способности к самостоятельной деятельности средствами
волейбола
Что такое самостоятельность? Это способность человека к свободным, то есть независимым от внешних обстоятельств, результативным действиям по реализации собственных интересов. Как зарождается подобная способность? С точки зрения Ю.Рязановой, научного сотрудника Института психолого-педагогических проблем детства, в ее истоке лежит интерес ребенка к чему бы то ни было. Развитие самостоятельности непосредственно связано с качественными изменениями детских интересов. Выделяют три уровня интереса: спонтанный, осознанный, целенаправленный. Отсюда практический вывод - для развития самостоятельности необходимо всерьез выстраивать работу с интересами обучающихся.
Волейбол, как и любой вид спорта, требует проявления самостоятельности. Уже в первые тренировочные дни уровень интереса у обучающихся разный: кто-то пришел вместе с другом, кого-то отправили родители, кому-то нравится этот вид спорта и т. д. А пройдет программу обучения только тот, кто будет иметь целенаправленный интерес.
Для развития самостоятельности очень важно максимально расширить пространство самоопределения ребенка. Важно сначала предоставить ребенку широкое поле выбора, а затем научить его самого расширять это поле.
После того как прошли 2-3 учебные недели, провожу практическое исследование, цель которого - выявить исходный уровень самостоятельности в двигательной деятельности. Предполагаю, что выявление уровня самостоятельности в двигательной деятельности поможет организовать педагогическое сопровождение и поддержку на каждом этапе интереса, выявить уровень готовности к обучению волейболом и индивидуальные особенности двигательной деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить
готовность заниматься волейболом, тем самым провести профилактику отсева
из группы; спланировать стратегию и тактику обучения будущего спортсмена с учетом его индивидуальных возможностей.
Диагностика выявления уровня самостоятельного использования двигательных действий
Исследование проводилось на группе из 15 человек 8-10 лет первого года обучения волейболу, не имеющих опыта секционных занятий. В течение 15 минут на нескольких тренировочных занятиях предлагалось самостоятельно выполнять различные двигательные действия по желанию. Предоставлялась возможность использовать спортивный инвентарь.
Наблюдение: насколько самостоятельно используют основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание, равновесие. За каждое использованное движение - 1балл. Выводы: высокий уровень самостоятельности имеют-15%,средний уровень_64%,низкий уровень -21%.
Для достоверности выводов проведено наблюдение за уровнем самостоятельности в подвижных играх. Использовалась методика Щетининой А. М.
Показатели самостоятельности | Частота проявлений | ||
никогда | иногда | часто | |
Берет на себя главные роли в играх | |||
Выступает инициатором какой-либо деятельности | |||
Перехватывает инициативу в выполнении задания | |||
Принимает участие во всех делах | |||
Любит высказывать свою точку зрения | |||
Стремится к лидерству | |||
Любит находиться в центре внимания- | |||
Стремится быть первым во всем | |||
Не боится взяться за незнакомое дело | |||
Испытывает радость от внимания к нему со стороны взрослого и сверстников | |||
Не соглашается с мнением других, настаивает на своем |
Обработка результатов.
Сложив сумму полученных баллов,можно считать развитие самостоятельности достаточно высоким, если получилось в сумме от 23 до 44 баллов, средним - от 11 до 22 баллов, низким - от 1 до 10 баллов. Сопоставление показателей проявления уровня самостоятельности двигательной деятельности различия не выявило. Таким образом, начинающие спортсмены оказались разделены на 3 группы по степени самостоятельности. Занимающиеся с низким уровнем самостоятельности - те, у которых наблюдался низкий интерес к заданию, иногда полное его отсутствие, частые отвлечения ,неумение сосредоточиться, безразличие к результатам работы, в игре -пассивность, неумение наладить отношения с партнерами. Средний уровень самостоятельности у тех, у кого в начале деятельности высокая активность, а потом темп работы снижался, небрежное выполнение задания, ситуативность- проявления самостоятельности в подвижных играх. Высокий уровень-сосредоточенность, активные действия, встречающиеся трудности вызывают стремление преодолеть их, в игре выступают инициаторами. Наблюдения также показали, что у некоторых самостоятельные формы поведения наблюдаются в игре, у других- при выполнении заданий. Часть обучающихся проявляет самостоятельное поведение во всех названных видах деятельности.
Далее была организована работа по развитию самостоятельности в двигательной деятельности и спланированы ожидаемые результаты на уровне обучающихся: - развитие необходимых компонентов достаточной самостоятельности! умение реагировать на критику, умение ее принимать, ответственность, дисциплина); - развитие физических качеств и обеспечение нормативного уровня физической подготовки в соответствии с возможностями; на уровне тренера: - создание системы работы по повышению уровня самостоятельности на УТЗ; - осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при формировании двигательного навыка; - подбор упражнений, способствующих развитию отдельных физических качеств. Первый шаг в работе тренера-создание среды благоприятной для зарождения интереса к волейболу. И здесь необходим выход за рамки обычного тренировочного занятия, использование различных форматов: конкурсных, игровых, олимпийских уроков, разминок с чемпионом, посещений городских соревнований, работы в парах постоянного и сменного состава составление авторской разминки, круговой тренировки и т. д. Тренеру необходимо приложить все усилия, терпение, чтобы заинтересовать своих будущих воспитанников, чтобы спорт стал для них неотъемлемой частью жизни. Сначала детям тяжело заставлять себя подчиняться требованиям тренера. Поэтому с первых занятий нужно строить тренировку как игру, которая захватывает детей. Тогда они внутренне расслабляются, у них появляются положительные эмоции и стремление состязаться друг с другом. Часто использую такой прием: выхожу на площадку играть вместе с детьми, набирая себе в команду более слабых ,и вывожу их на победу. В конце сентября проводится тестирование: каждый должен понять, на каком физическом уровне он находится в данный момент. Обучающиеся выполняют контрольные нормативы и заносят результаты в карточку-норматив физической подготовки
Наименовании е упражнения | Начало года | январь | Конец года | |||
норматив | Личный показате ль | норматив | Личный показатель | норматив | Личный показате ль | |
Полученные результаты анализируются, намечаются физические качества, над которыми стоит поработать .Развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Для осознанного интереса характерно более длительное внимание к предмету. Педагогическая поддержка здесь может проявиться в гибком индивидуализированном подходе к организации деятельности. Продумываются домашние задания: освоить умение играть в классики, прыгать со скакалкой разными способами, поймать мяч ловушкой и т. д. В конце каждого месяца подводим итоги нашей работы через личный «Спидометр успеха»
Научиться делать | Окт 010 | Нояб 0 10 | Дек 010 | Янв 010 | Фев 010 | Март 010 | Апр 010 | Май 010 |
Верхнюю подачу | ||||||||
Прыгать вверх с места 40 см | ||||||||
Стать смелее | ||||||||
Делать полушпагат(шпагат) | ||||||||
И т. д. |
Каждый отмечает уровень успеха по 10 бальной шкале. Формирование целенаправленного интереса связано с возникновением личных целей, замыслов, требующих серьезных произвольных усилий (не обязательно физических, возможно умственных или душевных). Каковы признаки появления и укрепления целенаправленного интереса? Внешние признаки самостоятельности планирование своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия тренера, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректировка и совершенствование. Еще один существенный признак-выход за рамки привычной деятельности. Например, подготовка авторской разминки или авторского занятия. Самостоятельность проявится и режимных моментах : отсутствие опозданий, пропусков занятий; во взаимоотношениях между занимающимися: подсказывают друг другу ,как лучше выполнить упражнение, показывают его. Сколько времени занимает путь от осознанного до целенаправленного интереса, от зависимости до самостоятельности ? По- разному : у кого-то такой переход совершается быстро, некоторые надолго задерживаются на уровне спонтанного. Это нормальное явление. Выводы: самостоятельность - стержневое качество личности. Младший школьный возраст может стать переломным, критическим для формирования самостоятельности. Воспитание самостоятельности и зависимости должно быть взаимно уравновешенным. Чтобы научить основам развития самостоятельности ,нужно делать занимающихся соавторами каждого тренировочного занятия. Главная задача тренера - совместными усилиями -тренер- спортсмен -находить свое «Я» в движении, чтобы возникало желание систематически заниматься спортом, в том числе волейболом. От того, насколько сформирован образ самостоятельности, зависит развитие физических способностей, поддержание своего физического здоровья, освоение игры в волейбол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в контексте модульного обучения на примере темы « арифметическая и геометрическая прогрессии»
Цель данной работы: теоретически обосновать и продемонстрировать как происходит формирование и развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в рамках модульного ...
Педагогический совет «Основы развития способностей к креативной деятельности с позиций компетентностного подхода в образовании»
Одной из целей методической темы школы является освоение компетентностного подхода к образованию. Он заключается в том, что следует обучать не только репродуктивному воспроизведению знаний, а оп...
Обеспечение организованного процесса физического воспитания путём целенаправленного развития, у учащихся самостоятельной деятельности по средствам учебно-методических комплектов
Развивая физические способности детей на занятиях по физической культуре, учитель должен организовать свою деятельность, главным образом на воспитание целостных ориентаций школьников на физическое и д...
Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Развитие координационных способностей посредством прыжковой деятельности" УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.
Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Развитие координационных способностей посредством прыжковой деятельности" УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....
Сообщение на тему: "Самостоятельная работа как средство развития способностей учащихся на уроках математики"
Данный материал может быть использован учителем на уроках математики в 5-9 классах...
Статья на тему: «Развитие речи учащихся как средство формирования способности детей самостоятельно учиться и общаться с людьми».
В учебном процессе большое внимание уделяется мною поиску учащимися языковых средств выражения собственных мыслей, воспитанию бережного отношения к слову, умению излагать и аргументировать свою точку ...
"Развитие творческих способностей учащихся в процессе их самостоятельной деятельности"
laquo;Плохой учитель преподносит истину,хороший учит её находить».А. ДистервегКаким должен быть сегодня молодой человек? «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для челов...