Статья на тему: «Развитие речи учащихся как средство формирования способности детей самостоятельно учиться и общаться с людьми».
статья по литературе (7 класс)
В учебном процессе большое внимание уделяется мною поиску учащимися языковых средств выражения собственных мыслей, воспитанию бережного отношения к слову, умению излагать и аргументировать свою точку зрения. Уроки русского языка направлены на развитие навыков грамотного письма, нацелены на развитие речи учащихся, умение детьми самостоятельно работать с текстом, выявлять проблематику его, приводить аргументы как из текста, так и из собственного опыта, активизируя, таким образом, мыслительную деятельность. Уроки русского языка и литературы носят практическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Развитие речи учащихся как средство формирования способности детей самостоятельно учиться и общаться с людьми».
Цель: формирование и апробация начального этапа в разработке методики осуществления самостоятельной деятельности учащихся на примере уроков развития речи.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку.
Предмет исследования: методика обучения развитию речи.
Термин «самостоятельность» широко используется в педагогической теории и практике. С его помощью определяются такие важнейшие понятия как познавательная активность, самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, самоконтроль. Развитие самостоятельности - основное направление становления личности школьников в качестве субъекта учебной и внеучебной деятельности. Сегодняшняя организация и разная направленность внеурочной деятельности учащихся, безусловно, способствуют развитию одного из важнейших качеств современной личности.
Исходя из особенностей своих классов, вижу, что не только дети, но и их родители сталкиваются с трудностями на долгом пути обучения. Часто в семьях отсутствует полное физическое, духовное, умственное, социальное благополучие; дети не могут полноценно учиться и трудиться, общаться с людьми из-за того, что многие слова не переведены из пассивного словаря учащихся в активный, и совершенно отсутствует всякое стремление к самосовершенствованию.
Эффективно использую метод проблемного обучения, в результате чего у детей повышается интерес к предмету. Методическая подготовка позволяет мне варьировать формы проведения занятий: индивидуальные и групповые. Большое внимание уделяю проектной деятельности, при этом вырабатывается у детей умение работать в команде, применять свои знания на практике, они учатся самостоятельно решать возникающие проблемы и добиваться поставленной цели. Таким образом, большая часть знаний и навыков приобретается учащимися самостоятельно, в процессе работы, что также положительно влияет на познавательную активность.
Родители моих учеников вовлечены в совместную работу с детьми. Принимают активное участие в проектной деятельности, составляют презентации, которые мы используем как на обычных уроках, так и на уроках развития речи.
В ходе работы над методикой и применением ее на практике наметились заметные сдвиги в обогащении словарного запаса учащихся, умении детьми выразить свои собственные мысли, точно и грамотно передать чужую мысль.
Развитие речи учащихся - это в первую очередь творческая работа, то есть сложная форма умственной деятельности. Тесно между собой связаны устная и письменная речь. Устная речь – речь, звучащая более свободно, используются неполные предложения, нелингвистические средства выразительности (мимика и жесты), именно над ней учащиеся основную работу проводят самостоятельно. Письменная речь – наиболее развернутая и нормативная, опирается на правила орфографии, пунктуации и грамматики, подчиняется следующим требованием:
с точки зрения содержания :
-содержательная
-логическая и последовательная
с точки зрения речевого оформления:
-точность выбора языковых средств
-выразительность
-умение ярко, сжато и убедительно выразить свои мысли
-ясность
-чистота
-правильность ( соответствие литературной норме).
Исходя из всего выше сказанного, мною были поставлены задачи, реализация которых, непременно приведет к желаемому результату:
1.Обеспечить речевую среду для развития речи.
2.Обеспечить речевую практику учащихся.
3.проводить специальные уроки по развитию речи.
4.Формировать специальные умения по развитию речи.
Умения:
- собирать материал на заданную тему
- систематизировать материал
- раскрывать тему высказываний
- раскрывать основную мысль
- совершенствовать сказанное и написанное
- строить высказывания в определенной композиционной форме
- выражать свои мысли ярко, четко, ясно.
Начиная с 5 класса, мной ведется работа по развитию речи по трем направлениям:
1.работа над словом (активируем словарный запас языка)
2.работа над словосочетанием и предложением ( учимся распространять предложения, выражать одну мысль в нескольких вариантах)
3.работа над связной речью (развиваем навыки слушания и запоминания, учимся выделять главное и второстепенное). Стало особенно актуальным при подготовке к ГИА.
Итак, в учебном процессе большое внимание уделяется мною поиску учащимися языковых средств выражения собственных мыслей, воспитанию бережного отношения к слову, умению излагать и аргументировать свою точку зрения. Уроки русского языка направлены на развитие навыков грамотного письма, нацелены на развитие речи учащихся, умение детьми самостоятельно работать с текстом, выявлять проблематику его, приводить аргументы как из текста, так и из собственного опыта, активизируя, таким образом, мыслительную деятельность. Уроки русского языка и литературы носят практическую направленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития субъектности учащихся как средство формирования метапредметных компетенций. Теоретические аспекты.
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о ко...
Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).
Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...
Индивидуальный план работы учителя русского языка и литературы Золотовой И.С. над методической темой: «Развитие речи учащихся как условие становления экологической культуры»
План содержит этапы работы над методической темой учителя русского языка и литературы....
Реферат на тему " Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах"
Представление в виде презентации реферата по теме самообразования...
Реферат на тему : " Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы"
Реферат по теме самообразования...
Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».
В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....
Самообразование на тему «Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте».
Цель самообразовательной работы: содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах физически развитых, ведущих здоровый обра...