Программа курса по выбору учащихся 5- 6–х классов «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма» (историческое краеведение)
рабочая программа (5 класс) на тему
Представленная программа «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма» реализует запросы современного общества по формированию знаний об истории родного края, ее роли в национальной истории, что подтверждает ее актуальность и практическую значимость. Любой край, любой город обладают огромным нравственным воздействием на своих обитателей, поскольку существуют традиции, архитектурные и исторические памятники, документы. Город является не только историко-культурным феноменом, но и памятником труда, созданным многими поколениями. Все это и является средством воспитания у молодежи любви к малой родине. Краеведение позволяет учащимся использовать материал из их непосредственного жизненного опыта, что обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения и воспитания/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-6_kl._kraevedenie_prishchepenko.doc | 450 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Муниципальное образование
Ханты-Мансийский автономный округ- Югра
город Пыть-Ях
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Программа утверждена
Приказ от
ПРОГРАММА
курса по выбору
«Через познание Малой Родины
к истокам патриотизма»
(историческое краеведение)
Возраст детей: 5-6 класс
Срок реализации: 2 года
Год разработки: 2013
Автор: Прищепенко Нина Анатольевна,
учитель истории и обществознания,
первая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой
программы.
1.2. Цель программы.
1.3. Задачи программы.
2. Особенности программы.
3. Основные формы и методы работы.
4. Формы и методы контроля
5. Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными
государственными Образовательными стандартами.
6. Критерии и показатели усвоения материала.
7. Результаты реализации программы.
8. Предполагаемые результаты, формы и критерии оценки полученных знаний, умений
и навыков (первый год обучения)
9. Предполагаемые результаты, формы и критерии оценки полученных знаний, умений
и навыков (второй год обучения)
10. Организационно – педагогические основы обучения
11. Сводный учебно - тематический план
12. Учебно – тематический план по годам обучения
12.1 Учебно–тематический план первого года обучения
12.2. Учебно–тематический план второго года обучения
13. Содержание программы
13.1. Содержание программы первого года обучения
13.2. Содержание программы второго года обучения
14. Список литературы и интернет – ресурсов.
15. Перечень ключевых слов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это – самый массовый вид науки»
Д.С. Лихачев
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ
И ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОГРАММЫ.
Обращение к региональной истории всегда было важной составной частью в педагогической деятельности. О значимости изучения местной истории писали известные ученые Г.Ф. Миллер, В.Н. Татищев, В.О. Ключевский и многие другие. В конце 19 века появились термины «родиноведение», «отчизноведение», «мироведение», под которыми подразумевалось изучение места рождения или проживания. А в 1914 г. в работах уральского историка профессора Г.Е. Корнилова впервые прозвучал термин «Краеведение».
Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в патриотическом и нравственно–эстетическом воспитании. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
- формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
- формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
- содействие реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
- гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей.
Занятие краеведением поможет юным глубже уяснить смысл, сущность важных юридических норм, включенных в новую Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»¹.
В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического воспитания
школьников, изучения истории народа, восстановления духовности.
Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства,
поэтому целесообразно вести в школе краеведческую работу.
Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом авангардная роль такого курса, как краеведение, в развитии российского и регионального образования.
Введение элементов краеведения в школьные программы активизирует педагогический процесс, развивает самостоятельность и самодеятельность учащихся, углубляет изучение основ науки и поднимает качество учебно-воспитательной работы школы. Опора на систему краеведческих ценностей дает существенное приращение в разностороннем развитии учащихся.
Учебное краеведение преследует две задачи: одна из них — всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая — использование этого материала в преподавании. Они друг с другом неразрывно связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения.
Представленная программа «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма» реализует запросы современного общества по формированию знаний об истории родного края, ее роли в национальной истории, что подтверждает ее актуальность и практическую значимость. Любой край, любой город обладают огромным нравственным воздействием на своих обитателей, поскольку существуют традиции, архитектурные и исторические памятники, документы. Город является не только историко-культурным феноменом, но и памятником труда, созданным многими поколениями. Все это и является средством воспитания у молодежи любви к малой родине. Краеведение позволяет учащимся использовать материал из их непосредственного жизненного опыта, что обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения и воспитания
Программа актуальна и своевременна еще тем, что содержание курса отражает преемственность культурно - исторических традиций русского народа и жизни отдельного народа от его семьи, родного города, края, до государства. Структура соответствует познавательным возможностям школьника, учитывает психологические трудности, возникающие при переходе из начальной школы в среднее звено, позволяет сформировать основные навыки и умения для успешного освоения сложного теоретического курса, являющейся активным участником исторического процесса; учит логически и творчески мыслить. Программа построена на принципах развивающего обучения.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.
Создание оптимальных условий для личностного развития и самореализации школьников; формирование патриотизма, общей культуры и позитивных жизненных ценностей в процессе краеведческой деятельности; укрепление здоровья и развитие мотивации личности к познанию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Главная задача курса: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники культуры) и осознание учащимися причастности ко всем процессам, происходящим в родном городе, крае, формирование активной жизненной позиции.
Познавательные:
- Формирование образа территории на основе комплексного подхода и показа взаимодействия природы, населения и хозяйства; объяснение её особенностей с учётом принципа историзма и в сравнении с другими регионами.
- Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения; ознакомление с историей и современной культурой своего края.
- Развитие познавательного интереса к изучению истории родного края, города.
- Вооружение школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой и др.), развитие творческой инициативы и целенаправленности в исследовательской деятельности школьников.
Развивающие задачи:
- Развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае.
- Развитие у школьников стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.
- Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
- Развитие навыков работы с различными источниками информации.
- Знакомство и развитие навыков самостоятельной и групповой исследовательской работы.
- Приобретение навыков работы экскурсовода, корреспондента, архивного работника, дизайнера-оформителя.
- Адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической ситуации; начальная профориентация.
Воспитательная задача:
- Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и малой родине через изучение истории родного края и родословной своей семьи; школы.
- Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона.
- Формирование интереса и бережного отношения к культурным и историческим памятникам Пыть-Яха.
- Формирование нравственно–эстетического мировоззрения через знакомство с культурой и искусством родного края.
- Формирование творческой активности личности, культуры общения в социуме.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.
Курс рассчитан на 2 года обучения.
Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Проекты юных краеведов – это важная форма донесения информации, отчета о проделанной работе, о наблюдениях, находках, сведениях, собранных в процессе поисковой работы. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. Широко используются местные ресурсы: школьная библиотека, краеведческий музей города, городская библиотека, другие культурные учреждения и памятные места. Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, биологией, географией, литературой, рисованием, музыкой, экологией.
Учебная деятельность дополняется широкой внеклассной деятельностью: сбор интересной информации для подготовки выступлений и проведения уроков, многочисленные экскурсии. Каждый учащийся продолжает работу над портфолио своих творческих и исследовательских работ за период обучения.
Собранный и оформленный материал обучающиеся используют для написания и защиты научно-исследовательских работ по истории. Проекты по краеведению могут являться одной из форм сдачи переводных экзаменов по предмету. Кроме того, полученные знания по истории школы, Пыть – Яха и ХМАО-Югры распространяются среди обучающихся школы через внеклассные мероприятия.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.
Курс будет опираться на познавательную, исследовательскую и творческую
деятельность учащихся. Будет разработан, и проведен цикл занятий по историческим
темам, особое внимание будет уделено исследовательской работе учащихся, как в
группе, так индивидуально по историческому краеведению.
Как следствие из представленной программы основные формы и методы работы будут:
- Беседы (желательно использовать презентацию).
- Экскурсии.
- Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.).
- Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ).
- Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу).
- Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов).
- Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению).
- Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п
При разработке программы использовались:
- технологии проблемного обучения,
- педагогика сотрудничества,
- метод проектов, (Приложение № 1)
- игровые технологии.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Контроль осуществляется 3 раза в год. Механизм контроля за качеством программы включает в себя следующие компоненты:
Входной контроль
Позволяет выявить наиболее способных детей; выяснить мотивацию обучения; провести социально – психологическое анкетирование.
Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков, обучающихся по данной программе, рассчитанной на 3 года обучения, проводится в начале учебного года для определения усвоения обучающимися важнейших моментов курса обучения, в том числе предыдущего года. Предварительный контроль сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Используются методы анкетирования и тестирования.
Промежуточный контроль
Осуществляется в конце полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику организации учебно - воспитательного процесса.
Промежуточный контроль проводится в форме: презентации творческих работ, защита проектов, выставки рисунков и фотографий учащихся, составление и разгадывание кроссвордов;
Итоговый контроль
Проводится в конце учебного года. Помогает определить изменения уровня развития детей, их творческих способностей, результаты обучения. Позволяет сориентировать обучающихся на дальнейшее обучение, получить сведения для совершенствования образовательной программы и методов обучения.
Используются следующие формы: викторина, открытое занятие для родителей, итоговые занятия, анкетирование, тестирование.
Результаты перечисленных видов контроля оформляются в сводную ведомость.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Историческое краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края. Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также общепедагогические принципы доступности и научности, связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, гуманизации и др.
В результате обучения по программе «Историческое краеведение» у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
- Формирования основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин ХМАО, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику города Пыть-Яха, округа;
- описывать достопримечательности города Пыть-Яха и родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой ХМАО и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Школьники получат возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Историческое краеведение» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект, учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА.
- Информационные
- Знание истории своего города, исторических предпосылок его возникновения.
- Знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города.
- Знание основных направлений производств города.
- Знание продукции предприятий города, ее распространения в регионе, стране,
мире.
- Знание выдающихся деятели науки, искусства и культуры, чья судьба связана с краем или чьи жизни, и творчество проходили на территории округа.
- Знание художественных промыслов и народных ремесел региона, умение различать виды декоративно-прикладного искусства.
- Знание профессиональных предпочтений своей семьи, возможно семейных династий.
- Знание о замечательных людях города, его почетных гражданах.
- Соотношение истории России и истории родного края. Роль и место Югры
в отечественной истории на различных этапах развития.
- Знание хронологии и топонимики Югры.
- Исследовательские
- Умение выделять объект исследования.
- Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию.
- Умение работать с архивными материалами.
- Начальные умения брать интервью и собирать воспоминания жителей города, бывших работников предприятий, выпускников школы.
- Описывать деятельность известных людей, чья жизнь была связана с развитием Югорской земли;
- Умение анализировать и сравнивать фактические и статистические данные разных исторических периодов.
- Умение изучать народные традиции, промыслы и находить им практическое применение.
- Практические
- Начальные навыки работы экскурсовода, корреспондента, лектора, архивного работника, дизайнера-оформителя.
- Работать с историческими и географическими картами региона.
- Проявлять самостоятельность в учебной работе;
- Творчески решать учебные и практические задачи
- Составить план, проект, конспект, подготовить сообщение, реферат по избранной теме.
- Умение общаться с одноклассниками, другими учениками, с учителями, родителями.
- Получение практических трудовых навыков.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Формирование:
- устойчивого интереса и знаний по истории и культуре родного края;
- умения устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способности творчески мыслить и рассуждать;
- умения решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
- способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
- способности заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и
в творческих группах.
Предполагаемые результаты, формы и критерии оценки полученных знаний, умений и навыков (первый год обучения)
№ | Название разделов | Обучающие должны знать: | Обучающие должны уметь: |
1 | Вводное занятие | Техника безопасности и правила поведения на занятиях | |
2 3 | История города Пыть – Яха . | 1) Географическое положение города. 2) Символику города. 3) Происхождение наиболее значимых топонимов. 4) Краткую историю заселения и освоения родного города. 5) Памятники и памятные места в городе, их происхождение. | 1) Характеризовать географическое положение на карте округа и карте России. 2) Определять географические координаты города. 3) Сопоставлять историю города с происхождением названий географических объектов. |
Проект «История школы в истории города» | 1) Знать историю МОУ «СОШ № 1». 2) Ветеранов школы, первых учителей, руководство школы. 3) Значительные события из жизни школы. | 1) Классифицировать собранный материал по темам. 2) Сопоставлять историю школы с историей становления и развития города Пыть-Яха. 3) Оформить альбом. 4) Выпустить газету. 5) Составить презентацию. | |
4 | Проект «Моя родословная». | 1) 1)Историю своей семьи. 2)Термины и понятия по данной теме. | 1) Самостоятельно добывать и классифицировать полученные знания. 2) Составлять генеалогическое древо семьи, герб семьи. 3) Писать летопись своего рода. 4) Оформлять альбом, семейный архив. |
5 | Проект «Город нефти – Город людей» | Выдающиеся деятели науки, искусства и культуры, чья судьба связана с краем или чьи жизни, и творчество проходили на территории округа. | 1)Оформлять исследовательскую работу, проект; 2) работать с различными источниками, в том числе фото- и видеоматериалами, архивными документами, периодикой и др.; |
6 | Заключение | Диагностика «Что нового узнал о своем городе из уроков истории родного края?». Подведение итогов учебного года. |
Предполагаемые результаты, формы и критерии оценки полученных знаний, умений и навыков (второй год обучения)
№ | Название разделов | Обучающие должны знать: | Обучающие должны уметь: |
1 | Вводное занятие | Техника безопасности и правила поведения на занятиях | |
2 | Историко-краеведческие навыки. | классификацию источников; требования к оформлению работ. | работать с каталогами фондов; пользоваться справочной литературой. |
3 | Туристско-краеведческие возможности края. | Границы ХМАО; административное деление: название городов и районов; основные виды растительного и животного мира; основные горные системы; крупные реки и озера; основные полезные ископаемые. | определять по карте России местоположение области; показать на карте границы области, находить города и райцентры; найти и показать крупнейшие реки, озера, хребты края. |
4 | Основы экскурсоведения. | основные признаки экскурсии; основные функции экскурсии; понятия: показ, рассказ, экскурсионный объект, тема, подтема, «портфель», экскурсия, экскурсовод. | приводить примеры по каждой из классификационных групп экскурсий; правильно формулировать названия экскурсий; составлять паспорта экскурсионных объектов. |
5 | Основы туризма и ориентирования. | виды туризма, туристские нормативы; состав группового и личного снаряжения, организацию привалов и биваков; правила поведения в походе, заповеди и законы туристов, правила поведения в общественных местах. | ориентироваться по компасу, солнцу, часам, местным приметам; преодолевать естественные препятствия; снаряжаться для похода в зависимости от длительности по времени, сезона и способа передвижения. |
6 | Участие в массовых мероприятиях краеведческой тематики. | методику проведения исследований; методику проведения интервью; приемы общения с населением. | оформлять исследовательскую работу, проект; работать с различными источниками, в том числе фото- и видеоматериалами, архивными документами, периодикой и др.; |
7 | Древняя Югра | понятия: «абориген», «коренные народы», «малочисленные народности»; племена и народы, населявшие территорию в прошлом. | критически анализировать источники, авторские суждения по поводу спорных фактов региональной истории и культуры; проводить самостоятельную исследовательскую работу и представлять ее результаты. |
8 | Наш округ в годы Великой Отечественной войны. | Население округа тех лет, национальный состав. Образ жизни, род занятий. Участники Великой Отечественной войны. | самостоятельно добывать и классифицировать полученные знания; сопоставлять историю округа с историей страны; работать с различными источниками, в том числе фото- и видеоматериалами, архивными документами. |
9 | Природные богатства Югры | Понятие «месторождение нефти». Ведущие месторождения Югры: Самотлорское, Фёдоровское, Мамонтовское. | определять роль историко-географической среды обитания людей на территории области и города; объяснять причины регионального своеобразия; проводить самостоятельную исследовательскую работу и представлять ее результаты; |
10 | Заключение. | Викторина «Я знаю свой край» |
ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа рассчитана на 2 года обучения по 35 часов в год. На полное освоение программы требуется 70 часов, включая практикумы и посещение экскурсий. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Продолжительность одного занятия – 45 минут.
Программа адресована детям 5-6 класса.
СВОДНЫЙ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | |
1 год | 2 год | |||
1. | Вводное занятие (техника безопасности) | 4 | 2 | 2 |
2. | Экскурсии | 10 | 6 | 4 |
3. | Краеведческий блок | 23 | 11 | 12 |
4. | Этнокультурный блок | 21 | 9 | 12 |
5. | Промежуточные и итоговые контрольные занятия | 12 | 7 | 5 |
Итого: | 70 | 35 | 35 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по годам обучения
Учебно–тематический план первого года обучения
№ | Название разделов | Общее количество учебных часов | В том числе: | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2. | Тема № 1. История города Пыть-Яха. | 15 | 5 | 10 |
3. | Тема № 2. История моей жизни. | 6 | 2 | 4 |
4. | Тема № 3. История школы в истории города. | 5 | 2 | 3 |
5. | Тема 4. Люди моего города | 5 | 2 | 3 |
Заключение | 2 | 1 | 1 | |
Итого | 35 | 13 | 22 | |
Всего: 35 часов в год (35 учебных недель в год, по 1 часу в неделю) |
Учебно–тематический план второго года обучения
№ | Название разделов | Общее количество учебных часов | В том числе: | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Тема № 1 Историко-краеведческие навыки. | 2 | 1 | 1 |
3. | Тема № 2 Туристско-краеведческие возможности края. | 2 | 1 | 1 |
4. | Тема № 3 Основы экскурсоведения. | 1 | 1 | |
5. | Тема № 4 Основы туризма и ориентирования. | 2 | 1 | 1 |
6. | Тема № 5 Древняя Югра | 10 | 3 | 7 |
7. | Тема № 6 Наш округ в годы Великой Отечественной войны | 10 | 3 | 7 |
8. | Тема № 7 Природные богатства Югры | 5 | 2 | 3 |
9. | Заключение. Викторина «Я знаю свой край» | 2 | 2 | |
Итого | 35 | 12 | 23 | |
Всего: 35 часов в год (35 учебных недель в год, по 1 часу в неделю) |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы первого года обучения
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. (2часа)
Знакомство с обучающимися. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Задачи, содержание программы на новый учебный год. Типы исторических источников. Карта как исторический источник. Понятие о времени. Хронологическая лента. Распределение работы по группам. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
Моделирование проекта. Теория написания проектной работы.
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ГОРОДА ПЫТЬ-ЯХА. (15 уроков)
Проект «Мой любимый город».
А) Наш город на карте. Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, символика. Топонимика. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов города.
Б) Общий обзор истории родного города: открытие Майского месторождения нефти, первые геологи и строители; история развития города. Взаимосвязь истории и современности.
В) Путеводитель по Пыть-Яху. Первые улицы, первые микрорайоны города.
- 1-й «Центральный» микрорайон;
- 2-й «Нефтяников» микрорайон;
- 2а «Лесников» микрорайон;
- 3-й «Кедровый» микрорайон;
- 4-й «Молодежный» микрорайон;
- 5-й «Солнечный» микрорайон;
- 6-й микрорайон;
- 7-й «Газовиков» микрорайон;
- 8-й «Горка»;
- 9-й «Черемушки» микрорайон;
- 10-й микрорайон.
Конкурс сочинений «Если бы я был мэром города?», «Мой город красив и молод» - заочное путешествие по памятным местам.
Основы экскурсоведения. «Краеведческий экомузей» в Пыть-Яхе.
Фотовыставка – викторина «Узнай город Пыть-Ях»
Г) Памятники и памятные места г. Пыть-Яха:
- «Стела Победы» (обелиск Памяти павших в Великой Отечественной войне (1941-1945гг.);
- Скважина №516;
- «Обелиск Славы защитникам Отечества во все времена»;
- «Мемориальная доска» Святославу Николаевичу Федорову;
- «Мемориальная доска Алексею Коломийцеву»;
- Аллея влюбленных с барельефом А. Пушкина;
- «Скульптура матери»;
- Мемориальный комплекс включает в себя – Монумент славы и вечного огня; макет боевой машины «Катюша» и Аллею «Ветеранов»
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ МОЕЙ ЖИЗНИ. (6 уроков)
Проект «Моя Родословная».
Семья. Из истории возникновения семьи. Что изучает наука генеалогия? Семейные традиции и праздники. Участниками, каких исторических событий были мои родные? Сбор материала (документов, фотографий) и его систематизация. Практическое задание составление генеалогического древа. Написание летописи рода, создание домашнего (семейного, родословного) архива. Сочинение «Мой любимый, родной человек». Оформление альбома или газеты. Подготовка презентации.
ТЕМА 3. ИСТОРИЯ ШКОЛЫ В ИСТОРИИ ГОРОДА. (5 уроков)
Проект «История школы».
Первые учителя школы. Руководство школой. Книга Почёта
МБОУ «СОШ №2». Ученики – гордость школы. Учителя – участники
конкурса «Учитель года». Традиции школы. Учителя старожилы.
Моя школа в наши дни.
ТЕМА 4. ЛЮДИ МОЕГО ГОРОДА. (5 уроков)
Проект «Город нефти - Город людей»
Экскурсия в Центральную городскую библиотеку. Знакомство с именами знаменитых земляков и людей, чье имя связано с городом. Пыть- Ях - город нефтяников. Защита проекта «Известные земляки». Центральная городская библиотека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2урока)
Итоговое занятие по курсу: «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма».
Диагностика «Что нового узнал о своем крае из уроков истории родного края?»
Подведение итогов учебного года. Подготовка проектов выступлений на школьную
ученическую конференцию.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы второго года обучения
Вводное занятие – (1час).
Беседа по итогам прошедшего учебного года и перспективам работы на текущий год. Знакомство с планом работы на предстоящий год. Организационные вопросы. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
Тема № 1. Историко-краеведческие навыки. (2 час)
Требования к оформлению и написанию рефератов, конкурсных и творческих работ. Методика историко-краеведческой работы.
Работа с источниками: литература, газеты, статистические данные. Виды источников: устные рассказы краеведов, старожилов.
Тема № 2. Туристско-краеведческие возможности края. (2 часа)
Территория и границы ХМАО. Климат, растительность и животный мир, его рельеф, реки, озера. Административное деление края.
Тема № 3. Основы экскурсоведения. (1 час)
Сущность понятия «экскурсия», ее функции и признаки. История экскурсионного дела в России. Классификация экскурсий. Показ и рассказ в экскурсии. Название экскурсии. Тема и объекты. Классификация объектов. Понятие «портфель» экскурсовода.
Тема № 4. Основы туризма и ориентирования. (2 часа)
Туризм – средство познания своего края. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный. Понятие о спортивном туризме. Туристские нормативы. Законы, правила, нормы и традиции туризма.
Групповое и личное снаряжение туриста. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Основные требования к ним. Личная гигиена туриста. Обеспечение безопасности в походе. Состав медицинской аптечки для однодневного похода. Ориентирование при помощи карты, компаса, по местным ориентирам. Подготовка для краеведческих наблюдений.
Тема № 5. Древняя Югра (10 часов)
Далекое прошлое края. История племен, обитавших на территории в каменном веке.
Домашняя утварь. Предметы домашнего обихода хантыйской семьи: юхан (деревянное блюдо для рыбы и мяса), лый (поварёшка), циновка. Предназначение данных предметов. Техника их изготовления.
Виды традиционного жилища ханты. Виды жилищ: бревенчатый дом, чум, землянка. Разделение жилищ по роду занятий человека (рыбак, охотник) и по временам года (зимние и летние жилища). Территория размещения жилищ (лес, гора, река).
Быт предков хантыйской семьи. Традиционные виды промыслов. Места проживания. Обязанности женской половины семьи. Хантыйская семья: обычаи и традиции. Народные игры, забавы, сказки
ТЕМА № 6. НАШ ОКРУГ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(10 часов)
Численность населения округа в военные годы, национальный состав, миграции.
Образ жизни, быт, род занятий населения округа.
Мобилизация населения на фронт.
Участники Великой Отечественной войны.
Труженики тыла. Помощь фронту.
Оформление работы, подготовка презентации.
Защита проекта «Наш округ в годы Великой Отечественной войны»
ТЕМА № 7. ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА ЮГРЫ. (5 часов)
Понятие «месторождение нефти». Ведущие месторождения Югры:
Самотлорское, Фёдоровское, Мамонтовское.
Что такое нефть? Общие сведения о полезных ископаемых Югры. Понятие «нефть», «баррель», «танкер». Полезные свойства. Нефть в повседневной жизни. Общие сведения о городах – нефтяниках: Нефтеюганск, Сургут, Нижневартовск.
Практическая часть: разгадывание кроссворда.
Защита проекта «Современная Югра»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. (2 часа)
Викторина «Я знаю свой край»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ
Учебно-методическое обеспечение:
- История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов / Отв. Ред. Д.А.Редин. – Екатеринбург, 1999.
- История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца ХХ века: Хрестоматия / Под ред. Д.А.Редина, А.Т.Шашкова. – Екатеринбург, 1999.
- Карты Северо-западной Сибири, Среднего Обь-Иртышья, Северного Урала, Ямала и Нижнего Приобья.
Общая литература:
- Айпин Е.Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари. – М., 1990.
- Альманах писателей Югры «Эринтур». – Ханты-Мансийск, 1996.
- Бударин М.Е. Прошлое и настоящее народов Северо-Западной Сибири. – Омск, 1952.
- Головнев А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург, 1995
- История и культура хантов. – Томск, 1995
- Сборник стихов «Сияй, Югорская Звезда!». М.: Звонница – МГ. Благотворительный фонд творческой молодежи России, 1999.
- Сергеев М.С. Народы Обского Севера. – Новосибирск, 1953.
- Учебно-методического материала по истории ХМАО с древности до наших дней;
- электронного атласа: «Люби и знай свой край родной. Ханты-Мансийский автономный округ»;
- Электронной книги: И.Б.Мюллер. Нравы и обычаи остяков;
- Электронной книги: История Югорской земли в документах (с древнейших времён до 1917 года).
- Югорск: От легенды до точки на карте. – Екатеринбург, 1997.
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 10.07.2012)//http://www.consultant.ru.
- Единый официальный сайт государственных органов ХМАО – Югры http://www.admhmao.ru.
Перечень ключевых слов
Аналитическое описание - прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения
Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др.
Город - крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.
Деревня - от слов деру, драть (подготовка участка земли, выдирали кусты, деревья);
Заимка - в старину: земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений.
История - (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных наук изучающих прошлое .
Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения.
Микрорайон - микро… - первая часть сложных слов, обозначающая малые размеры.
Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Область – 1).Часть страны, государственной территории. 2).Крупная административно-территориальная единица.
Областной центр - город с административными, промышленными и другими учреждениями.
Переселенцы – человек, переселившийся с постоянного места жительства в новые, обычно необжитые места.
Площадь - незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого в разные стороны расходятся улицы.
Почетный гражданин города - почетный - пользующийся почетом (уважением, оказываемым обществом, окружающими людьми), заслуживающий его; гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Процесс – последовательная смена состояний в развитии.
Район - административно-территориальная единица большого города.
Рельеф – франц ( relief - от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту.
Улус – у некоторых народов Сибири: селение.
Факт - имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации.
Юрта – у некоторых кочевых народов Южной Сибири: переносное конусообразной формы жилище, крытое звериными шкурами.
Явления - общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.
Викторина «Мой край родной»
Форма участия: индивидуальная.
Цели викторины
- Развитие познавательного интереса к истории родного края, города, к культуре местных народов (ханты и манси).
- Развитие умений по работе с разнообразными источниками знаний (литература; этнографические выставки городского музея, ресурсы Интернет).
- Воспитание уважительного отношения к культуре и традициям представителей этносов ХМАО;
- Развитие гуманитарной культуры школьников;
- Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Оценивание
1. Правильность ответов.
2. Подробное описание.
3. Оригинальность оформления.
4. Грамотность.
Вопросы викторины.
1. Югры (Угры), остяки, ханты - три названия одного и того же народа. Самое точное ханты. Что же означает это слово?
2. Ханты издревле выбирали место для поселения у рек. Здесь в жару и прохладу было меньше гнуса. Но главное, река служила транспортным средством и кормила жителей тайги. Как же переводится с диалекта хантов название реки Мега?
3. Для хантыйских племён основным средством существования являлось рыболовство. Учёный путешественник Палас писал: «Остяков можно сравнить с рыбаками, потому что рыболовство у них всё лето, да и зимою первейшее упражнение и пропитание». Из чего же они изготавливали сети и невод?
4. У хантов не было возможности выращивать хлеб, из-за сурового климата. Да и не были они знакомы с земледелием. Но всё же научились изготавливать хлеб. Из чего ханты готовили муку для выпечки хлеба?
5. Ханты вели полуоседлый образ жизни. От холода и жары они строили жилища. Зимой их утепляли шкурами, летом - крыли берестой. Иногда строили простые срубные постройки, рыли землянки и полуземлянки для жилья. Как же называлось основное жилище хантов?
6. Ханты не только рыбачили, но и были прекрасными охотниками. Они ходили в тайгу не только за белкой и зайцем, но и на медведя. Какие приспособления использовали ханты на охоте, и кто был их самым лучшим помощником?
7. Зимой было очень холодно и ханты вынуждены были шить тёплую одежду из шкур убитых ими животных. Из чего ханты изготавливали иглы и нити для шитья?
8. Не только шкуры животных ханты использовали для изготовления одежды. Из чего же ещё они шили одежду и даже обувь?
9. Кости, чешую, плавательные пузыри рыб ханты не выбрасывали. Это очень экономный народ. Тому, что мы с вами выбрасываем, они находили своё применение. Для чего ханты использовали эти части рыб?
10. Весь мир, верили ханты, заселён духами. Благополучие, жизнь, здоровье, успех промысла зависит от них. У хантов были особые люди, которые могли видеть духов, вступать с ними в контакт, Как ханты звали этих людей?
11. Когда появилось первое упоминание Югры в русских летописях?
а) 596 г. б) 896 г. в) 1096 г. г) 1796 г.
12. Когда были образованы угорские княжества?
а) 10 в. б) 11 в. в) 12 в. г) 15 в.
13. Когда был основан русский город Тюмень?
а) 786 г. б) 886 г. в) 1086 г. г) 1586 г.
14. В каком году был основан русский город Сургут?
а) 794 г. б) 894 г. в) 1094 г. г) 1594 г.
15. Когда был подписан Указ Петра I о массовом крещении сибирских народов, включая ханты и манси?
а) 1703 г. б) 1705 г. в) 1708 г. г) 1710 г.
16.С какого года коренные народы Севера освобождены от уплаты налогов и сборов?
а) 1897 г. б) 1907 г. в) 1927 г. г) 1937 г.
17. В каком году окружной центр Остяко-Вогульский переименован в Ханты- Мансийск, а округ в Ханты-Мансийский?
а) 1920 г. б) 1930 г. в) 1940 г. г) 1950 г.
18. В каком году Ханты-Мансийский округ вошел в состав новообразованной Тюменской области ?
а) 1941 г. б) 1942 г. в) 1943 г. г) 1944 г.
19. В каком городу Ханты-Мансийску присвоен статус города?
а) 1930 г. б) 1940 г. в) 1945 г. г) 1950 г.
20. В каком году в округе открыто автобусное движение и регулярное радиовещание.
а) 1932 г. б) 1942 г. в) 1952 г. г) 1962 г.
21. Как называется мужская одежда коренных жителей из оленьих шкур?
а) палица б) малица в) салица г) жалица
22. Как называют шубу с мехом наружу?
а) соха б) шоха в) моха г) доха
23. Назовите год переименования окружного центра Остяко- Вогульска в Ханты
Мансийск , а округа в Ханты- Мансийский.
а) 1920 г. б) 1930 г. в) 1940 г. г) 1950 г.
Дерзайте,
Юные историки и этнографы!
Краткие примерные ответы на вопросы викторины.
1. Народ или человек.
2. Изгиб, крутой поворот реки.
3. Крапивное волокно.
4. Из мелкой сушёной рыбы.
5. Чум.
6. Лук со стрелами, рогатина, разнообразные капканы на крупных и мелких животных, обереги и фигурки тотема способствовали удачной охоте. Самым лучшим и незаменимым помощником в охоте была собака.
7. Кости рыб, сухожилия животных.
8. Шкуры рыб использовали для изготовления одежды и обуви, из волокон крапивы пряли нити и шили рубахи.
9. Средство от комаров, клей.
10. Шаман.
11-23. в в г г г в в г г в б г в
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
№ п/п | Дата | Всего часов | Тема урока | Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности | Практическая часть занятия/форма организации деятельности | Воспитательная работа |
ВВЕДЕНИЕ. (2 часа) | ||||||
1 | 1 неделя | 1 | Вводное занятие. Что такое краеведение? Что оно изучает? Задачи, содержание программы. | Правила безопасного поведения на занятиях, во время экскурсий (лекция) | Развитие интереса к краеведению. | |
2 | 2 неделя | 1 | Моделирование проекта. Теория написания проектной работы. | Развитие навыков исследовательской работы: презентаций, проекта; (практическое занятие) | ||
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ГОРОДА ПЫТЬ-ЯХА. (15 часов) | ||||||
3 | 3 неделя | 1 | Географическое положение города. Наш город на карте России. | Подготовка и подборка иллюстрационного материала по теме. | Работа с картой по определению географического положения. (практическое занятие) | Развитие у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому. Формирование творческой активности личности, культуры общения в социуме. Воспитывать уважительное отношение к народным традициям и обычаям. Формирование творческой активности личности, культуры общения в социуме. |
4 | 4 неделя | 1 | Экономико-географическое положение. | Подготовка и подборка иллюстрационного материала по теме. | Экскурсия по городу. | |
5 | 5 - 6 неделя | 2 | Исторические вехи заселения в период освоения территории Ханты-Мансийского округа | Подготовка и подборка иллюстрационного материала по теме. | Умение классифицировать собранный материал, обобщать (практическое занятие) | |
6 | 7 неделя | 1 | Символика и топонимика родного края, города. | Сочинений «Если бы я был мэром города?», «Мой город красив и молод». Экскурсия по городу. | ||
7 | 8-9 неделя | 2 | Памятники и памятные места в городе Пыть-Яхе, их происхождение. | Изучение памятных мест города. (Лекция) | Работа с картой города. Сбор материала (документов, фотографий) и его систематизация. Экскурсия по городу. | |
8 | 10 неделя | 1 | Основы экскурсоведения. | Разработка городских экскурсионных маршрутов. (Лекция) | ||
9 | 11 неделя | 1 | Краеведческий музей г. Пыть-Яха | Посещение краеведческого музея. | ||
10 | 12 неделя | 1 | Защита проекта «Памятники и памятные места в городе Пыть-Яхе». | Творческие исследовательские работы. | ||
11 | 13 неделя | 1 | Связь истории и современности. Улицы моего города. | Подготовка и подборка иллюстрационного материала по теме. | Посещение школьной библиотеке. | |
12 | 14 неделя | 1 | Защита презентаций: «Улицы нашего города», «Улицы нашего микрорайона». |
| Составление презентаций и их защита. | |
13 | 15-16 неделя | 2 | Фотовыставка – викторина «Узнай город Пыть-Ях». | Подборка фото- и видеоматериалов. Оформить альбом (практическое занятие) | ||
14 | 17 неделя | 1 | Защита проекта «Мой любимый город» | Творческие исследовательские работы. | ||
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ МОЕЙ ЖИЗНИ. (6часов) | ||||||
15 | 18 неделя | 1 | Семья. Из истории возникновения семьи. Что изучает наука генеалогия? | Изучение нового материала с элементами беседы. | Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и малой родине через изучение истории родного края и родословной своей семьи. | |
16 | 19-20 неделя | 2 | Семейные традиции и праздники. Составление родословной семьи. Кем были наши предки? Участниками, каких исторических событий были мои родные? | Сбор материала (документов, фотографий) и его систематизация. Сочинение «Мой любимый, родной человек». | ||
17 | 21-22 неделя | 2 | Составление генеалогического древа. Оформление альбомов и газет. | Практическое задание составление генеалогического древа. | ||
18 | 23 неделя | 1 | Защита проекта «Моя Родословная». | Творческие исследовательские работы | ||
ТЕМА 4. «ИСТОРИЯ ШКОЛЫ В ИСТОРИИ ГОРОДА». (6 часов) | ||||||
19 | 24 неделя | 1 | Первые учителя и выпускники СОШ № 2 | Работа с материалами школьной библиотеки. Сбор материала (документов, фотографий) и его систематизация. Подборка фото- и видеоматериалов. Подготовка презентации. | Развитие гражданских качеств, патриотизма, формирование личностно- ценностного отношения к своей родной школе | |
20 | 25 неделя | 1 | Руководство школой. | |||
21 | 26 неделя | 1 | Книга Почёта МБОУ «СОШ №2». | |||
22 | 27 неделя | 1 | Ученики – гордость школы. | |||
23 | 28 неделя | 1 | Учителя – участники конкурса «Учитель года». | |||
24 | 29-30 неделя | 1 | Защита проекта «История школы в истории города». | Творческие исследовательские работы | ||
ТЕМА 5. ЛЮДИ МОЕГО ГОРОДА (4 часа) | ||||||
25 | 31 неделя | 1 | Знаменитые люди Югорской земли. | Экскурсия в Центральную городскую библиотеку. | Развитие у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому. | |
26 | 32 неделя | 1 | Пыть - Ях - город нефтяников. | Урок – экскурсия. | Сочинение «Пыть- Ях - город нефтяников». Сбор материала (документов, фотографий), систематизация | |
27 | 33-34 неделя | 2 | Защита проекта «Известные земляки» | Творческие исследовательские работы | ||
28 | 35 неделя | 1 | Итоговое занятие по курсу: «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма» | Анкетирование. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 класс
№ п/п | Дата | Всего часов | Тема урока | Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности | Практическая часть занятия/форма организации деятельности | Воспитательная работа |
ВВЕДЕНИЕ. (2 часа) | ||||||
1 | 1 неделя | 1 | Вводное занятие. Беседа по итогам прошедшего учебного года и перспективам работы на текущий год. Знакомство с планом работы на предстоящий год. Организационные вопросы. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. | Правила безопасного поведения на занятиях, во время экскурсий (лекция) | Формировать гражданскую позицию, воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям. | |
ТЕМА № 1 ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ НАВЫКИ. (2часа) | ||||||
2 неделя | 1 | Требования к оформлению и написанию рефератов, конкурсных и творческих работ. Методика историко-краеведческой работы. | Изучение нового материала с элементами беседы. | Развитие навыков исследовательской работы: презентаций, проекта; (практическое занятие) | Формировать гражданскую позицию, воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям. | |
3 неделя | 1 | Работа с источниками: литература, газеты, статистические данные. Виды источников: устные рассказы краеведов, старожилов. | Изучение нового материала с элементами беседы. | |||
ТЕМА № 2. ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КРАЯ.(2часа) | ||||||
4 неделя | 1 | Территория и границы ХМАО. Административное деление края. | Изучение нового материала с элементами беседы. | Воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания. | ||
5 неделя | 1 | Климат, растительность и животный мир, его рельеф, реки, озера. | Урок – презентация. | |||
ТЕМА № 3 ОСНОВЫ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ. (1 час) | ||||||
6 неделя | 1 | Сущность понятия «экскурсия», ее функции и признаки. История экскурсионного дела в России. Классификация экскурсий. | Изучение нового материала с элементами беседы. | |||
ТЕМА № 4 ОСНОВЫ ТУРИЗМА И ОРИЕНТИРОВАНИЯ (2 часа) | ||||||
7 неделя | 1 | Туризм – средство познания своего края. Виды туризма. | Изучение нового материала с элементами беседы. | |||
8 неделя | 1 | Обеспечение безопасности в походе. Ориентирование при помощи карты, компаса, по местным ориентирам. | ||||
ТЕМА № 5 ДРЕВНЯЯ ЮГРА (10 часов) | ||||||
9-10 неделя | 2 | Далекое прошлое края. История племен, обитавших на территории в каменном веке | Изучение нового материала с элементами беседы. | Работа с материалами школьной библиотеки. Сбор материала (документов, фотографий) и его систематизация. Составление презентаций и их защита. | Развитие у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому. | |
11-12 неделя | 2 | Домашняя утварь. Предметы домашнего обихода хантыйской семьи | Урок – презентация. | |||
13 неделя | 1 | Виды традиционного жилища ханты | Урок – презентация. | |||
14 неделя | 1 | Быт предков хантыйской семьи. | Урок – презентация. | |||
15 неделя | 1 | Традиционные виды промыслов. | Урок – презентация. | |||
16 неделя | 1 | Обязанности женской половины семьи | Урок – презентация. | |||
17 неделя | 1 | Хантыйская семья: обычаи и традиции. Народные игры, забавы, сказки. | ||||
18 неделя | 1 | Защита проекта «Древняя Югра» | Творческие исследовательские работы | |||
ТЕМА № 6. НАШ ОКРУГ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (10 часов) | ||||||
19 неделя | 1 | Численность населения округа в военные годы, национальный состав, миграции. | Экскурсия в Центральную библиотеку города | Формирование личностного отношения к историческому наследию, чувства ответственности за свою малую родину и страну, основ правовой культуры; воспитание нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности. | ||
20-21 неделя | 2 | Образ жизни, быт, род занятий населения округа. | Урок-путешествие. | |||
22-23 неделя | 2 | Мобилизация населения на фронт. Участники Великой Отечественной войны | Урок-путешествие. | |||
24-25 неделя | 2 | Труженики тыла. Помощь фронту. | Урок-путешествие. | |||
26 неделя | 1 | Оформление работы, подготовка презентации. | Сбор материала (документов, фотографий) и его систематизация. | |||
27-28 неделя | 2 | Защита проекта «Наш округ в годы Великой Отечественной войны» | Творческие исследовательские работы | |||
ТЕМА № ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА ЮГРЫ. (5 часов) | ||||||
29 неделя | 1 | Понятие «месторождение нефти». Ведущие месторождения Югры: Самотлорское, Фёдоровское, Мамонтовское. | Изучение нового материала с элементами беседы. | Формирование у обучающихся деятельной социальной и гражданской позиции, развитие социальной активности. | ||
30 неделя | 1 | Природные богатства Югры. | Изучение нового материала с элементами беседы. | Составление презентаций и их защита. | ||
31 неделя | 1 | Практическая работа: кроссворд., викторина. | Практическая работа. | |||
32-33 неделя | 2 | Защита проекта «Современная Югра» | Творческие исследовательские работы | |||
34-35 неделя | 2 | Заключение. | Викторина «Я знаю свой край» |
Приложение № 1
Работа над проектами
Учитель, применяющий в своей педагогической деятельности метод проектов должен:
- создать мотивацию;
- создать образовательную среду;
- определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;
- уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;
- представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;
- организовать работу (в малых группах, индивидуально);
- владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гепотез, аргументирования выводов и т. п.;
- консультировать (по методу убывающих подсказок);
- иметь критерии объективной оценки.
Для того чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является проведение выставок и конференций различного уровня, на которых можно познакомиться с опытом предшествующих «проектировщиков» из числа старших учащихся. Участие в таком мероприятии обычно вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы.
Чётко спланировать ход проектной работы и определить, какими видами деятельности должны научиться учащиеся на каждом этапе проектирования, учителю поможет понедельное планирование выполнения проекта.
В ходе планирования следует обращать особое внимание на соответствие знаний и умений, приобретаемых учащимися в задуманном проекте, требованиям к обязательному минимуму содержания образования и к уровню подготовки выпускников основной школы.
Виды проектов
Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает с структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, которые заранее неизвестны, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм этого вида деятельности. Примером служат экологические проекты.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации (ролевая игра, «круглый стол», деловая игра). Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.
Практико-ориентированные (прикладные) проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата.
Разделы проекта
Введение, в котором следует чётко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена в названии проекта) и
указать, на решение какой проблемы направлено исследование, место, сроки и продолжительность выполнения проекта, какими силами выполнен проект.
Отчёт о проведенных исследованиях. В отчете отразить описание объекта, методики исследования, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках. Диаграммах, тезисах.
Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования.
Список использованной литературы.
Защита проекта
Рекомендуется составлять сценарий защиты.
Примерная схема:
- Постановка проблемы, её актуальность.
- Высказывание гипотезы, аргументация её положений.
- Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.
- Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.
- Ответы на вопросы других участников (групп) (дискуссия
Этапы проекта
№ | Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | Определение темы. Мотивация, целеполагание, получение базовых данных; формирование группы | Осознают цель, воспринимают базовые данные, уточняют информацию, обсуждают задание. | Объясняет тему, базовые данные, цель работы; мотивирует. Разъясняет технологию работы по проекту. Формирует группы. Выдает и объясняет задание. |
2 | Планирование | Уточняют источники информации, формируют задачи и план деятельности, распределяют роли в группе, выбирают и обосновывают критерии успеха. | Помогает в распределении ролей и определении плана деятельности (по просьбе учащихся). |
3 | Теоретическая подготовка | Работают с «информационными пакетами», анализируют полученные данные и обсуждают альтернативы («мозговой штурм»). Уточняют план исследовательской деятельности. | Наблюдает, консультирует, организует возможность выполнения исследовательской части работы в хозяйстве. |
4 | Исследование | Выполняют исследование и работают по заданиям. | Наблюдает, консультирует, советует, сопровождает учащихся (по их просьбе). |
5 | Анализ результатов и оформление проекта | Участвуют в коллективном анализе проекта, формируют выводы, оформляют проект. Готовят доклад. | Консультирует, организует конференцию, готовит оценочные таблицы, инструктирует рецензентов. |
6 | Защита проекта. Конференция. Выставка и | Защищают проект. Формулируют предварительную оценку работы. | Руководит проведением конференции. |
7 | Оценка и коррекция | Проводит коллективную оценку, знакомятся с оценкой учителя, вносят поправки в работу. Подводят итог. | Участвует в коллективном анализе, аргументирует оценку, участвует в подведении итогов. |
Результат проектной деятельности
Практический: накопление информации; информационное просвещение учащихся; взаимодействие с учителем истории, географии и учителем информатики по вопросам подготовки презентации; презентация проекта.
Методический: содержание деятельности по проекту и собранный материал могут быть использованы для уроков истории и краеведению. Кроме этого, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.
Развивающий: в ходе работы над проектом его участники приобретают опыт социализации, коммуникации, деятельности; расширяют кругозор; учатся самостоятельному решению поставленных задач; выполняют задачи, сформулированные в виде проблемы.
Образовательный: получение новых знаний, умений, навыков за пределами программы базовых курсов школьных предметов; интеграция знаний и их практическое применение.
Воспитательный: воспитание интереса и уважения к истории своей
страны, начинающейся с маленького города; осознание учащимися своей роли в жизни местного сообщества, значение их труда для населения города, микрорайона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курсов по выбору "Великая сила красоты" 6 класс
Краткосрочный курс "Великая сила красоты" для учащихся 6 классов.Образованный и воспитанный человек должен уметь сохранять здоровье, дарова...
Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 9 класса «Одул ажуу» («Юкагирский язык») (подготовка к экзаменам)
Учебная программа курса по выбору (юкагирский язык) для 9 класса «Одул ажуу» («Юкагирский язык») предназначена для подготовки выпускников основной школы к экзамену по родному (юкагирскому) языку....
Рабочая программа курсов по выбору "Декоративно-прикладное искусство" 9 класс
Содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, предполагаемые результаты, список литературы. Программа расчитана на 17 часов в год....
Программа краткосрочного курса по выбору учащихся для 6/7 классов "Моделирование из воздушных шаров"
В программе "Моделирование из воздушных шаров" представлена пояснительная записка, учебно - тематический план курса, список литературы...
Программа курса по выбору учащихся 8–х классов «Право на каждый день»
Курс имеет интегративный характер. Его содержание определяют не основы общественных наук (философии, экономики, социологии, права, религиоведения и др.), а проблемы общественной жизни, которые являютс...
Программа курса по выбору для 10-11–х классов «Введение в социологию»
Курс позволит школьникам расширить, систематизировать и укрепить знания по социологии, подготовить базу для дальнейшего изучения этой дисциплины и смежных дисциплин социально-гуманитарного профиля; на...