Развитие музыкального слуха и его роль в музыкальном образовании детей
материал на тему
Целью настоящей работы является рассмотрение вопроса о том, какую роль в воспитании юных музыкантов играет музыкальный слух. В исследовании представлена подробная классификация видов и форм музыкального слуха, а также рассмотрены цели и задачи предмета сольфеджио, в том числе и его значение в развитии всех форм музыкального слуха ребенка. Работа не претендует на всеобъемлющее и всесторонее рассмотрение проблемы, а является частью задуманного автором цикла, посвященного вопросу о развитии музыкальных способносетей у детей в учреждениях музыкального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие музыкального слуха и его роль в музыкальном образовании детей | 100 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1945
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА
И ЕГО РОЛЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
Подготовила педагог доп. образования
Буран Н.Л.
г. Москва
Оглавление
Введение
Музыкальный слух
Разновидности музыкального слуха и их характеристика
Предмет Сольфеджио. Его роль в развитии музыкального слуха.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, производим отбор, следовательно, мыслим».
Б. Асафьев
Вопрос о развитии музыкального слуха и его роли в музыкальном воспитании детей неоднократно вызывал споры, дискуссии музыкантов и педагогов-практиков.
Несмотря на многие разногласия, большинство из них все же пришли к глубокому убеждению, что думать, творить в музыке вне слуховых представлений, то есть только зрительно воспринимая нотный текст, читать книги о музыке и композиторах - невозможно.
Опираясь на свой многочисленный опыт, я могу сделать вывод, что дети, которые обладают острым и четко организованным слухом, правильнее понимают и воспринимают музыку, более творчески работают с музыкальным материалом.
Воспитать в учащихся эти свойства – значит создать твёрдую почву для творческой жизни в музыке. Ведь без развитого слуха невозможно разобрать и понять музыкальное произведение, ибо «проанализировать» глазами нотный текст, не умея внутренне вслушаться в музыку, - значит заниматься бесполезным делом.
Поэтому задача педагогов и состоит в том, чтобы, развивая музыкальные способности ребенка, научить его не только слушать и слышать музыку, самостоятельно мыслить, но и перейти от «пассивного слушания к осознанному восприятию и к активному участию в работе над музыкальным материалом», как писал Б. Асафьев.
Существует распространенное мнение, что ребенок, наделенный хорошим музыкальным слухом – уже талантлив. Ведь он легко может заниматься музыкой, в отличие от тех ребят, которым, по их мнению, «медведь на ухо наступил». Таким детям в музыкальный мир «дверь закрыта».
За годы работы, мне часто приходится объяснять детям, родителям, а иногда и педагогам, что есть множество примеров, когда у «плохо слышащего» ребенка за годы учебы развитие музыкальных способностей достигает высокого уровня.
Об этом говорит и теория Д.Кабалевского, который посвятил свою жизнь развенчиванию мифа о якобы сверхуникальности музыкального слуха. Он создал целую систему, которая доказывает всем, что заниматься музыкой можно и нужно любому ребенку.
Замечательный венгерский композитор З. Кодаи, как и Д. Кабалевский, большое значение придавал музыкальному воспитанию детей с разным уровнем музыкальных способностей.
Вот основное положение его системы: «Нет немузыкальных детей. Немузыкальные взрослые - это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита».
Такого же мнения придерживается и японский учитель Шиничи Судзуки: « Все дети музыкальны. Без исключения. Надо только вовремя разглядеть и развить их способности, - вот, чем должен руководствоваться педагог, работая с детьми».
Музыкальный слух
Что же есть музыкальный слух? В самом широком смысле этого слова – способность различать звуки по их качественным характеристикам, в первую очередь – по высоте звучания.
Именно эта характеристика, несомненно, составляет основу музыкального слуха. Но тут сразу можно с немалой долей уверенности заявить, что способность понимать человеческую речь автоматически свидетельствует и о наличии способности различать звуки не только по их тембру, но в том числе, и по высоте звучания.
Как показывает опыт, эта способность в той или иной степени присутствует практически у любого человека, а, следовательно, можно утверждать, что каждый человек имеет потенциальные способности для успешных занятий музыкой. Но так ли это на самом деле? Конечно же – нет. Ведь сам слух, имеет довольно сложную внутреннюю структуру. И умение отличать звуки по высоте звучания еще не означает наличие именно музыкального слуха. Нужно помнить, что главной специфической особенностью музыкального слуха является способность «внутреннего представления» звука, проявляющаяся в умении пропевать его «внутренним» голосом («внутреннее интонирование»). И в этом смысле, традиционная проверка слуха у детей - когда мы просим повторить голосом (пропеть) сыгранную мелодию - должна давать нам достаточно адекватное представление о наличии музыкального слуха и слуховых способностей в целом.
Впрочем, как показывает мой опыт, такая проверка не всегда гарантирует верный результат в установлении наличия слуховых способностей к музыкальной деятельности. Во-первых , хороший музыкальных слух (точнее говоря, отдельные его характеристики) может быть весьма существенно «замаскирован» плохой вокально-интонационной координацией или слаборазвитой музыкальной памятью.
Конечно, за годы учебы, музыкальный слух можно развить, если правильно и настойчиво добиваться,- об этом я упоминала выше, ссылаясь на системы Д.Кабалевского, З. Кодая и Ш. Судзуки. Опираясь на свой немалый опыт, я могу вспомнить множество примеров в подтверждение сказанного. Просто у некоторых детей музыкальный слух выражен очень ярко, а у других слабее. Главное для педагога, прослушивающего ребенка, постараться точно определить уровень развития слуха, как я называю «определить размер слухового зернышка» будущих музыкальных возможней, поддающихся раскрытию и развитию за время занятий в музыкальном учреждении.
Разновидности музыкального слуха и их характеристика
Музыкальный слух – это способность улавливать связь между звуками, запоминать и воспроизводить их, воспринимать их не как случайные сочетания, а вникая в их смысл, осознавать их художественное значение. Вот этот – то слух и необходим каждому музыканту. Мы знаем, что музыкальный слух – явление сложное, состоящее из взаимосвязанных компонентов. Различают несколько видов музыкального слуха:
- Абсолютный
- Относительный
- Внутренний
- Интонационный
- Ладовый
- Гармонический
- Полифонический
- Ритмический
- Тембральный
- Фактурный
Давайте кратко проанализируем каждый из данных вида.
Абсолютный слух - это возможность безошибочно определять высоту звука.
Основой такой способности является сильное развитие долговременной памяти на тембр и высоту звуков. Традиционно считается, что такой вид музыкального слуха является врождённым, и приобрести эту способность с помощью различных упражнений и методик невозможно.
Все же появляются педагоги, обещающие этот дар развить. Исследования по данному вопросу ещё не закончены, поэтому окончательных заключений нет.
Надо сказать, что наличие абсолютного слуха не гарантирует музыканту стремительного и успешного роста. И это подтверждает множество примеров. Итак, только один из числа несколько десятков профессиональных музыкантов обладает абсолютным слухом.
Относительный (интервальный) слух - это приобретённая способность практически безошибочно определять, а затем и воспроизводить звук интервалов, аккордов предварительно сопоставляемых с каким-либо музыкальным эталоном.
Хочу отметить, что такой тип музыкального слуха должен быть у любого профессионального музыканта и он является определяющим.
Внутренний слух - это возможность слышать и сопоставлять музыкальные звуки по записям или по памяти.
Мысленная работа с нотным текстом нового произведения, его предварительный анализ даёт очень хорошие результаты. Это отмечали многие крупнейшие педагоги. Римский-Корсаков считал внутренний слух высшей музыкальной способностью.
Интонационный слух. Есть две разновидности такого слуха:
- звуковысотный, который даёт возможность, сопоставляя звуки со звуковысотной шкалой, узнавать какие это ноты, обеспечивая попадание в тон
- мелодический, который даёт полное восприятие мелодии, а не только её отдельных фрагментов
Ладовый слух - умение слышать, разделять и определять ладово-тональные различия(например, устойчивость и неустойчивость, разрешение или не разрешение) как в нотах по отдельности, так и в целых аккордах и созвучиях, или даже отрезках мелодии. Но такое возможно только в определённом контексте.
Гармонический слух - это способность, которая позволяет слышать, а затем арпеджировать гармонические созвучия и аккорды. Применить эту способность можно во время пения в хоре (при разложении партий на голоса) или в подборе аккомпанемента к какой-либо мелодии.
Задача педагога по сольфеджио состоит в продуктивном подборе методов и форм работы с детьми так, чтобы все вышеперечисленные виды музыкального слуха развивались постоянно и комплексно. Ведь именно они и составляют основу музыкальных способностей детей.
Кроме перечисленных видов музыкального слуха, существуют и другие. Я называю их - специфические формы слуха, которые тоже являются важными.
Полифонический слух - способность отделять звуки разных инструментов, играющих в ансамбле одно тоже произведение.
Ритмический слух - способность физически чувствовать музыкальные звуки и мгновенно их воспроизводить.
Тембральный слух - это способность даёт возможность различать окраску и характер звучания того или иного инструмента.
Фактурный слух - это возможность чутко улавливать все тонкости и нюансы композиции.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что само явление музыкального слуха чрезвычайно сложно и многогранно. Опыт показывает, что у одних учащихся при хорошем интонационном слухе слабее развито чувство метроритма, у других – лучше развит гармонический слух, но менее чувствителен мелодический и т.д. Поэтому качество музыкального слуха определяется уровнем развития всех его форм и сторон.
Предмет Сольфеджио. Его роль в развитии музыкального слуха.
Я думаю, вы согласитесь, что развитие музыкального слуха происходит в музыкальном учреждении комплексно и на всех уроках: специальности, сольфеджио, музлитературе и хора.
Вместе со специальностью сольфеджио формирует у учащегося умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, активно контролировать этот процесс на всех его стадиях, добиваться художественно-выразительного и осмысленного исполнения.
И все-таки, я считаю, основополагающую роль в становлении музыканта любой специальности играет именно предмет сольфеджио.
Так, Я.А. Коменский в своей системе музыкального образования, подчеркивает, что главной задачей, стоящей перед учащимися является: "…из музыки в совершенстве изучить сольфеджио".
Ведь сольфеджио является дисциплиной, объединяющей различные виды музыкальной деятельности, активизирующие развитие музыкального слуха, памяти, мышления. Именно на уроках сольфеджио, ученик учиться
За годы работы, у меня сложилось твердое убеждение: каждый, кто занимается музыкой, должен твердо знать теорию музыки, обязательно слышать всё то, что знает, а также, несомненно, должен уметь применить всё то, что знает и слышит!
Говоря простым языком, уметь осознанно и грамотно играть, петь, записывать на слух анализировать и т.д.
По моему глубокому убеждению, именно хорошо развитый музыкальный слух помогает учащимся слышать звучание исполняемого произведения и способствует созданию художественного образа произведения. Музыкальный слух дает возможность музыканту воспринимать и осознавать те образы и чувства, которые композитор вложил в произведение и своим исполнением донести их до слушателя.
Великий русский композитор и педагог Н. А. Римский-Корсаков считал сольфеджио могущественным средством развития музыкальности.
Он называл сольфеджио «гимнастикой слуха». И в самом деле, на уроках сольфеджио активность музыкального слуха, отделенная от исполнительских задач и технических навыков, сильно возрастает.
Так как сольфеджио – дисциплина практическая, поэтому правильнее весь комплекс умений, навыков и знаний назвать системой развития музыкального слуха.
Перед преподавателями сольфеджио возникает множество проблем в воспитании и развитии музыкальных способностей детей, пришедших учиться в музыкальные учреждения. Ведь из опыта мы знаем, что заниматься музыкой приходят дети с разной степенью музыкальности, т.е. с разным музыкальным слухом. Одни дети с хорошим мелодическим слухом, обладают голосом, другие кое-как поют на нескольких звуках.
Многие со мной согласятся, что в учреждениях дополнительного образования, уровень музыкальных способностей у детей, пришедших обучаться не всегда радует, да и не всегда есть возможность качественного выбора.
Учебный план по сольфеджио предусматривает групповые занятия, которые проводятся один раз в неделю. Группы (10-15чел.), как правило, комплектуются по возрастному принципу, и иногда в группах учатся такие разные по способностям, да и по характеру дети.
И это требует от педагога продуманного подхода к тщательному планированию урока, где умело сочетаться различные методы групповой и приемы индивидуальной работы. При этом обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей.
Так как музыкальный слух - это сложносоставное понятие, то для гармоничного развития профессионального слуха юного музыканта, на уроках сольфеджио необходимо уделять должное внимание развитию всех составляющих его сторон.
Три основных качества музыкального звука: высота, громкость и тембр предполагают, что гармонично развитый слух имеет и развитые звуковысотную, динамическую и тембровую составляющую.
Однако на раннем этапе обучения основой музыкального развития является звуковысотный слух. И это оправдано. Ведь развитие, например, тембрового слуха, очень ценно для музыканта - профессионала, но оно во многом зависит от слухового опыта, который ещё предстоит накопить, а динамическая сторона слуха проще для восприятия. И поэтому педагоги-сольфеджисты детских музыкальных школ уделяют огромное внимание методам и формам совершенствования у своих учеников звуковысотного слуха.
Очень интересна статья М.В.Карасева «Сольфеджио - психотехника развития современного профессионального слуха», где автор разделяет развитие музыкального слуха на «три ступени художественного проникновения в мир звуков».
- Первая ступень становления музыкального слуха - развитие умения хорошо читать нотный текст. На этом этапе происходит установление и закрепление в сознании учащихся связи между звуком и символом его выражения - нотным знаком.
- Вторая ступень - совершенствование способности слуха распознавать взаимосвязи между звуками, развивая слух ладовый, гармонический, мелодический, полифонический, внутренний и т.п.
- И третья ступень – «это сфера ассоциативного, синтетического слышания музыки» [2,c.75], где проводятся параллели между звуковыми и физическими ощущениями (цвет, качество, тактильные ощущения вещества, его форма и т.д.).
На разных этапах обучения возможно доминирование одной из ступеней.
Как правило, второй этап самый продолжительный.
Преподавателям сольфеджио необходимо совершенствовать у учащихся все стороны музыкального слуха, работая над развитием мелодического, гармонического, тембрового, внутреннего слуха систематично, а не время от времени.
В конце моей работы, мне хочется остановиться на еще одном аспекте. Постоянно ведутся разговоры о важности и пользе занятий сольфеджио. Но эта дисциплина по-прежнему считается многими предметом скучным, сложным, требующим неимоверных усилий и, почему-то ненужным.
Я же уверенна, что наличие «неслышащих» детей является следствием невнимания на уроках, поэтому развитие музыкального слуха - это в том числе развитие внимания учащихся, которое концентрируется при наличии интереса.
Поэтому, на своих уроках сольфеджио я использую игровые элементы, особенно на начальном этапе обучения. При этом надо помнить, что ещё К.Ушинский призывал не подменять обучение развлечением. Он писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в учении, а непременно есть скучные вещи, и должны быть». Но об этом я обязательно напишу в следующей своей работе.
Заключение
Исходя из вышесказанного, хочется повторить, что педагогам дополнительного образования не надо «бояться» детей с слабо развитым слухом, а наоборот приложить максимум сил. знаний, творчества для их развития, помочь детям научиться слышать и «услышать» богатство музыкального мира.
Ведь главная задача педагогов дополнительного музыкального образования – воспитать интерес к классической музыке, научить грамотно слушать и слышать, потому что музыка не только затрагивает тончайшие струны души, но и заставляет задуматься, мыслить.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» - писал В.А. Сухомлинский. Ведь именно через слушателя музыка влияет на окружающий мир, помогает человеку преобразовывать жизнь.
Список использованной литературы
- Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких музыкантов // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. - М., 1999. - С. 86 - 96.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.
- Барабошкина А.В. «Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе». Москва, 1963
- Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки. – М., Музыка, 1961 г.
- Кабалевский Д. Дорогие мои друзья. – М.: Молодая гвардия, 1977 г.
- Карасева М.В. Сольфеджио - психотехника развития современного музыкального слуха // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. - М.,
- Коменский Я.А. Пансофическая школа., М., Педагогика 1982г.
- Сухомлинский В.А. О воспитании, М.,1979г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»
Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог Фролова Е.С. Цель за...
Статья "Роль отделения дополнительного образования детей в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка".
Данная статья раскрывает роль отделения дополнительного образования детей в средней общеобразовательной школе в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка....
Роль отделения дополнительного образования детей в формировании культуры безопасного поведения учащихся на дорогах
В статье рассматривается роль ОДОД в формировании культуры безопасного поведения школьников на дорогах....
Доклад: «Роль учреждений дополнительного образования детей в профилактике правонарушений»
Доклад на августовское совещание«Роль учреждений дополнительного образования детейв профилактике правонарушений»...
Роль педагога дополнительного образования детей в формировании личности ребенка
Именно в школьные годы закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются много...
Статья «Роль педагога дополнительного образования детей в формировании нравственно- ориентированной системы ценностей обучающихся»
Основной ценностью современного образования является личностное развитие подрастающего человека. Перед обществом стоит цель не только научить школьника основным знаниям и умениям, сформировать ключевы...