Доклад: «Роль учреждений дополнительного образования детей в профилактике правонарушений»
методическая разработка

Чулдум Чыжыргана Владимировна

Доклад на августовское совещание

«Роль учреждений дополнительного образования детей

в профилактике правонарушений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2018.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на августовское совещание

«Роль учреждений дополнительного образования детей

в профилактике правонарушений»

Дополнительное образование детей (и взрослых) — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. Сущностное мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Цели, задачи и функции дополнительного образования детей

        Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

        Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Основные задачи учреждения дополнительного образования:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга;
  • удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

        Цель модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности. Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.

        Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона. Государственные учреждения дополнительного образования детей (федеральные, республиканские, краевые, областные) должны осуществлять координирующие, информационно-организационные, программно-методические функции поддержки развития дополнительного образования детей на уровне субъекта. Дополнительное образование детей по сути является практико-ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счёте – результативность. Дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития одарённых детей. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.

        В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодёжи к изменяющимся условиям жизни.

        Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

        Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

        При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
  • единство обучения, воспитания, развития;
  • практико-деятельностная основа образовательного процесса

А теперь немножко о нашего учреждения.

МБОУ ДО ПК «Орнамент» с. Мугур-Аксы начала работу с 1992 года. Каждым годом возрастает количество учащихся и педагогов.

Образовательная деятельность МБОУ ДО ПК «Орнамент» с. Мугур-Аксы осуществляется по 5-ти направлениям:

- социальное;

- спортивное;

- техническое;

- туристко-краеведческое;

- декоративно-прикладное творчество.

Директор МБОУ ДО ПК «Орнамент» с. Мугур-Аксы: Салчак Дорбет Харлыг-ооловна

Сурун Вера Васильевна – методист

Хомушку Хурешпен Саны-Шириевич – педагог, руководитель танцевального кружка образцового ансамбля «Алдын-Сай»

Чулдум Чыжыргана Владимировна – педагог, руководитель кружка «Умелые ручки»

Иргит Салбакай Шоожуловна – педагог, руководитель кружка «Мастерицы»

Тейнин Людмила Васильевна – педагог, руководитель кружка «Вязание»

Донгак Дандар-оол Биче-оолович – педагог, руководитель кружка «Остановись, мгновенье!»

Хертек Михаил Семис-оолович – педагог, руководитель кружка «Чонар-даш»

Монгуш Айдын Данзыевич – педагог, руководитель кружка «Белая ладья»

Адыгбай Буян Александрович – руководитель кружка «Юный турист»

Кечил Чинчи Сылдыс-ооловна – руководитель кружка «Юные шахматисты»

Все педагоги прошли аттестацию, кроме двух молодых педагогов.  

На 1 сентября 2017 года было создано 9 творческих объединений, общим количеством 315 воспитанников. В сравнении с прошлыми годами мы наблюдаем рост занятости детей дополнительным образованием.

Соотношение мальчиков и девочек в объединениях разное в зависимости от направления деятельности.

Анализ посещения учащимися образовательных учреждений района кружков и секций показал, что самый большой процент составили учащиеся из: МБОУ СОШ № 1 с.Мугур-Аксы

С каждым годом мы стараемся неуклонно возрастать роль нашего учреждения в обеспечении занятости детей и подростков, организации их досуга, что, по сути, является мерами профилактики грабежей, бродяжничеств, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

С целью активизации работы по вовлечению детей и подростков в объединения, в том числе и состоящих на профилактических учетах, проводятся районные мероприятия физкультурно – спортивной, военно-патриотической направленности, по изучению правил дорожного движения («Правила дорожного движения», День «Сурка», «Город мастеров», «Город техников», День Победы и т.д.).

Актуальность темы исследования заключается в том, что развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни изменения; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; стремлении избежать очевидных, традиционные решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации.

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Значительное место в системе дополнительного образования заняла внеурочная и внеклассная работа с детьми в образовательных учреждениях.

Фундаментальной целью дополнительного образования в образовательных учреждениях является формирование социально активной, образовательной, культурной, нравственно и физически здоровой личности, способной адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях общественной жизни. Достижению этой цели должна способствовать решение ряда задач, в числе которых - развитие творческих и познавательных интересов ребёнка, стимулирование его социально-культурной активности, обеспечение необходимых условий для реализации духовного потенциала детей, подростков и юношества, их профессионального самоопределения и личностного развития, помощь социализации и адаптации, повышение культурного уровня подрастающего поколения.

Учреждения дополнительного образования, безусловно, способны играть активную роль в профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних. Занятия различных досуговых объединениях, кружках, студиях позволяют ребятам значительно расширить круг своих друзей, способствуют формированию общительности и открытости повышают коммуникативную культуру личности. Подростками, участвующими в художественно-творческой, социальной, туристко-спортивной деятельности глубже осознаётся ценность дружбы, общения, человеческих взаимоотношений, т.е. значимой для них становится ориентация на другого человека, на окружающий мир. В воспитательных учреждениях необходимо прежде всего организовать жизнь детей.

Следующее требование, предъявляемое к организации и проведению молодежного досуга, полная его деалкоголизация. Ни один вид досуга не должен заключать в себе занятий и развлечений, которые прямо или косвенно пропагандировали бы потребление спиртных напитков.

Можно выделить наиболее привлекательные для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры - зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы молодежного досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.

Актуальной для нашего общества является и проблема совершенствования механизма управления свободным временем, досуговой деятельностью, стимулирования последней, формирования у личности осознанной потребности в творчестве, образовательной, культурной и социально - досуговой деятельности.

Казалось бы, сейчас возможности заполнения свободного времени неисчерпаемы. Все доступно современному молодому человеку: самообразование, посещение кино и театра, занятия спортом, содержательное общение с друзьями, природой и т.д. Но это в теории, на практике же не все так просто. В силу этого на передний план выдвигается проблема совершенствования досуга молодежи.

Деятельность культурно-досугового учреждения и ее улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях культурно-досугового учреждения, от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие и обогащение личности носят на столь добровольный характер.

Но в этих условиях нельзя не учитывать общих психологических особенностей человека, проявляющихся и в познавательной и творческой деятельности. Поэтому нельзя отказываться от общих методов педагогических воздействий на личность. Объектом этих воздействий в учреждении культуры является и каждая личность в отдельности и группа людей, коллектив, нестабильная аудитория и различные социальные общности, посещающие культурно-досуговое учреждение. Недаром говорят, что культурно-досуговые учреждения - являются посредником между личностью и обществом.

Вывод. Таким образом, современная действительность требует необходимости разработки и реализации перевоспитания подростков девиантного поведения.

Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности, но все более сложным, от пассивного отдыха - к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации - к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей - к творчеству и т.п.

Все эти условия нужно учитывать в организации досуга молодежи и в его совершенствовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учреждений дополнительного образования в реализации ФГОС

Размышления о возможности более полного использования ресурсов дополнительного образования в реализации ФГОС...

Доклад « Сотрудничество учреждений дополнительного образования с семьей»

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители обучающихся являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся ус...

ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА ( профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в учреждении дополнительного образования детей)

В Республике Хакасия ежегодно на дорогах погибает  около 120 человек, получают ранения около 1500 человек. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма в Хакасии обеспечивается...

"Роль учреждений дополнительного образования в организации внеурочной деятельности в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта"

Дополнительное образование как помошник и наставник для разностороннего развития детей и гармонично развитой личности....

Доклад "Сетевое взаимодействие Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы № 2 муниципального образования "Город Донецк" в сфере физкультурно-спортивного обучения учащихся"

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетев...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Проблема  снижения роста преступлений среди подростков является актуальной в условиях современного мира.  Путь решения этой проблемы состоит из нескольких составляющих, указанных в данной ст...

Роль учреждений дополнительного образования в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Девиантное поведение определяют как сложное социальное явление, в котором отражается одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации. В последнее время нарушение социальных норм со стороны...