«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»
методическая разработка на тему

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и

 

образовательной политики России. Цель политики модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий для активного включения детей и

 

молодежи в социально-экономическую, политическую, научно-техническую, культурную жизнь общества, обеспечение конкурентоспособности человеческих ресурсов.

 

Данная цель достижима, если в ближайшее время обеспечить современное качество, доступность и эффективность дополнительного образования детей,

 

соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современных потребностям общества и гражданина, на основе сохранения лучших традиций

 

воспитания и внешкольного дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Для сборника_август»

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, творчества.

От этого будет зависеть весь его дальнейший путь к знаниям»

В.А. Сухомлинский

«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»

Образование является главным фактором развития личности и общества в интенсивно обновляющемся мире. Мы живем в удивительное время – в России настало время духовного возрождения. Никакие технологические достижения, никакие деньги, никакие природные ресурсы не могут стать катализатором развития общества без человека и помимо человека. Именно дополнительное образование формирует ориентиры человека в духовном возрождении личности, именно дополнительное образование дает человеку желание, преодолевая преграды, двигаться к новым вершинам жизни, добиваться успеха, располагает значительными возможностями для личностного развития ребенка, удовлетворения его творческих, образовательных и культурных потребностей.

За время своего существования дополнительное образование детей стало настоящим педагогическим феноменом, открывшим немало юных дарований. Среди воспитанников системы есть те, кто составил славу России: композиторы, артисты, художники, авиаторы, инженеры, педагоги, государственные и общественные деятели. Важно, что всех, кто прошел «академию» дополнительного образования детей, объединяет стремление к творческому росту, художественному мастерству, приверженности к гуманистическим ценностям. Современное дополнительное образование детей, сохраняя традиции внешкольного образования и воспитания, содействует развитию творческого потенциала ребенка, способствует его самоопределению вплоть до выбора профессии, помогает юным россиянам находить свою дорогу в жизни.

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую, научно-техническую, культурную жизнь общества, обеспечение конкурентоспособности человеческих ресурсов. Данная цель достижима, если в ближайшее время обеспечить современное качество, доступность и эффективность дополнительного образования детей, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современных потребностям общества и гражданина, на основе сохранения лучших традиций воспитания и внешкольного дополнительного образования.

Что же обозначает термин «Качество образования»: 

1. комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами.

2. интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

3. «степень удовлетворения ожиданий» различных участников процесса образования от предоставляемых  образовательным учреждениям образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач». Социальное развитие ученика ( взаимодействие его со всеми аспектами социального окружения).  Основным критерием качества образовательного процесса является результат, показателями которого  являются знания и умения.

4. востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни, которое можно представить в виде последовательности:

  • Носитель знаний - учитель, педагог дополнительного образования, воспитатель,  который передает эти знания обучающимся с помощью различных методик
  • Передача знаний
  • Получатель знаний
  • Восприимчивость методик передачи знаний
  • Фундаментальность знаний
  • Востребованность полученных знаний
  • Получение новых знаний

о качестве образования:

  • для учащихся качество может быть определено в терминах оценок, привлекательности содержания учебных предметов и обучения или полезности школьного образования для получения работы;
  • для родителей качество может быть определено в терминах сохранения определённых ценностей, вклада в семейные традиции, гарантий трудовой занятности;
  • для школы качество связано с успехом её выпускников, с тем, может ли учащийся перейти на следующую ступень обучения, или с результатами, показанными учениками при проведении государственных экзаменов и олимпиад;
  • для местного сообщества качество может быть определено в терминах поддержки ценностей местной общины, рейтинга школы в государственных экзаменах или числа выпускников, хорошо образованных и подготовленных;
  • для страны качество, как правило, связано с формированием национального согласия вокруг некоторой политической философии или религии, сохранением или переосмыслением национальной истории, достижением конкурентоспособности в глобальной экономике;
  • на международном уровне качество рассматривается как возможность обеспечения мирного сосуществования и формирования сопричастности к мировому сообществу.

ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ определяют пять ключевых компонентов, определяющих качество образования:

  • учащиеся (learners), которые здоровы, хорошо питаются, готовы к деятельности и учёбе;
  • среда (environment) – здоровая, безопасная, защищённая, учитывающая гендерные особенности, имеющая необходимые ресурсы;
  • содержание (content) – способствующее приобретению жизненных навыков и знаний;
  • процессы (processes) – хорошо подготовленные учителя, использующие ориентированные на ребёнка педагогические приёмы и технологии;
  • результаты (outcomes) – знания, навыки и ценностные установки, связанные с национальными приоритетами.

Глобальная Компания по Образованию (Global Campaign for Education) добавляет к этому списку ещё один компонент:

  • реагирование (responsiveness) – на многообразие потребностей детей и в целях подотчётности перед родителями.

Каждое образовательное учреждение выбирает ту позицию, которая определяет его цели, задачи, приоритетные направления, развитие. Говорить, что качество образования это единое понятие невозможно. Поэтому роль дополнительного образования в повышении качества будет ориентирована на следующие приоритетные принципы:

  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка, возможность выбора своего индивидуального пути.
  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
  4. Единство обучения, воспитания, развития.
  5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

Учреждения дополнительного образования детей осуществляют свою деятельность по 10 направленностям, это значит, что все рекомендованные направленности реализуются 6 (шестью)  учреждениями. В зависимости от кадровых, материально-технических, финансовых возможностей каждое учреждение дополнительного образования определяет свой спектр предлагаемого им предметного содержания дополнительного образования. Возрастной состав обучающихся 5-18 лет. Сроки обучения по образовательным программ от года до трех-четырех лет. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Виды деятельности, реализуемые УДОД очень разнообразны: изобразительное и декоративно-прикладное искусство, техническое творчество, исследование, экология и природоохранная деятельность, хореография, туризм и др. Сферы деятельности – обучение, досуг, воспитание, удовлетворение интереса, реализация возможностей и способностей.

Доступность Интернета с любого компьютера через локальную сеть, использование   мультимедийного комплекса,  фото и видео аппаратура. Сотрудничество с общеобразовательными и дошкольными учреждениями. В сентябре приглашаем на «Неделю открытых дверей», уделяя особое внимание первоклассникам и пятиклассникам. Выполнение социального заказа, «Какие дополнительные знания хотел бы получить», в соответствии рассматриваем ресурсы для его выполнения. Создаем новые или корректируем имеющиеся образовательные программы дополнительного образования детей.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка, возможность выбора своего индивидуального пути.

Английский язык, черчение, трудовое обучение, окружающий мир, информатика, физическая культура, география, краеведение и другие школьные дисциплины, которые находят отражение в образовательных программах дополнительного образования детей. Дети, получая дополнительные знания по этим предметам, чувствуют себя увереннее, их замечает учитель, одноклассники просят помощи. Понимая, что их знания больше и лучше, они стремятся эти знания умножить, закрепить, участвуя в различных системообразующих конкурсах и т.д.  На втором, третьем году обучения педагог дополнительного образования выстраивает индивидуальный маршрут развития ребенка, привлекая его к участию в исследовательской или проектной деятельности, приглашая на дополнительные занятия, устанавливая удобный для ребенка режим занятий, предусматривая вариативность учебно-тематического плана образовательной программы. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений и успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

Дополнительное образование детей дает возможность свободного самоопределения: выбор дополнительной образовательной услуги, педагога дополнительного образования, направленности, времени и режима занятий, окружения. Посетив два-три занятия, и, поняв, что это его не интересует, ребенок может дальше продолжить свой выбор, как говорится «по душе», а может выбрать одновременно и два детских объединения. Самореализация,  социальная адаптация и профессиональное самоопределение, создание "ситуации успеха" (Выготский) помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаще можно встретить различные курсы практической направленности (вождение автомобиля, ремонт вело и мотосредств, вязание, дизайн и др.). Еще больший успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (обществознание и экономика, делопроизводством, деловой этикет, разговорный английский, стиль и визаж и т.п.). Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения. Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.  (Приложение 1).

4. Единство обучения, воспитания, развития.

1. Образовательная функция предполагает формирование стимулирующего направления и опыта практической познавательной деятельности в детских объединениях, где каждый обучающийся имеет возможность удовлетворить или развить свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности;

2. Воспитательная функция предполагает развитие определенных социально-значимых качеств личности, свойств и отношений человека, формирование коммуникативных навыков, воспитания у ребёнка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма.

3. Развивающая функция предполагает становление и развитие психических процессов, позволяет развить интеллектуальные, творческие и физические способности каждого ребёнка.

5. Практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, но и пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Поэтому большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы. Учится самостоятельно принимать решения, выбирать и реализовывать задуманное, нести ответственность, помогать младшим в деятельности, проявлять лидерские качества, применять жизненные навыки и знания, полученные в дополнительном образовании детей. Весь образовательный процесс в детском объединении строится на практико-деятельностной основе.

Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное образование. Важно понять три обстоятельства: 1. Мотивация — не врожденное, а приобретенное качество. 2. То, чему учат, можно выучить. 3. Преподавание — профессиональное занятие.

Использование шести факторов мотивации их постоянное варьирование на занятии помогут мобилизовать обучающихся и повысить их желание учиться. Ни один из факторов не превосходит другие, и ни один нельзя рассматривать в отрыве. Они постоянно взаимодействуют друг с другом, внеся коррективы в один фактор, мы можем восстановить баланс во всей системе.

Первый фактор:  Уровень озабоченности обучающегося к стремлению добиться успеха в учебе. Насколько ученика заботит то, что он изучает?

Второй фактор: Оттенки чувств. От  того как чувствует себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает. Понятно, что учащиеся склонны вложить наибольшее усилие в свою учебу в те моменты, когда учебная ситуация приятна для них и когда они предвидят успех. Негативные чувства тоже активизируют учащегося, побуждают его к действиям.

Третий фактор, способствующий росту мотивации учащихся, ощущение успеха. Чтобы почувствовать себя преуспевающим, нужно приложить усилия,   испытывая при этом некую неуверенность в конечном результате своих действий. Мы не чувствуем успеха, если прикладываем небольшие усилия для достижения цели.

Четвертый фактор, влияющий на мотивацию учащихся — интерес к изучаемому предмету, который можно развить двумя путями.  1. использование интереса учащегося к самому себе: привлечение материала из его жизни, использование имени, примеров, относящихся к учебе и накопленному опыту, позитивных суждений о нем.  2.  стимуляция интереса состоит в  выделении нового или яркого элемента в учебной материале. Пусть это будет что-то совершенно отличное или неожиданное.

Пятый и очень важный элемент учебы — знание результата. Когда мы делаем одно и тоже дело, работу, не зная результата, то нет желания его продолжать и улучшить качество. Но, если знаем, что нам сопутствует успех, знаем где конкретно необходимо провести корректировку, и главное, что нужно сделать для этого, тогда мы приобретаем мотивацию и стремимся к прогрессу.

Внутренняя и внешняя мотивация — это противоположные  стороны единого явления, которое связывает учебу и ее цель. Абсолютная внутренняя мотивация возникает в тех случаях, когда главной целью ученика является получение удовлетворения от  самой учебы. Если же он учится, чтобы добиться какого-то результата, получить конкретную пользу от своей учебы (хорошие оценки, сданная работа, приобретение знаний в данной области), это значит, что на него действует более внешняя по своему характеру мотивация. Обе мотивации эффективны и приемлемы. Разница лишь в том, что внутренняя мотивация побуждает к действиям, учебный процесс приносит удовольствие, больше получать знаний. Важен не результат, а процесс, участие.

Детей с повышенной мотивацией к знания мы называем одаренными или талантливыми. Поэтому учреждения дополнительного образования детей создают равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития.  

Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды.  Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования. Педагоги дополнительного образования с первых занятий могут определить те или иные способности детей и начать работу в их развитии. Индивидуальная и совместная деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.

Преемственность образовательных программ по направленностям: дошкольник — учащийся начального звена, среднего звена — старшей школы. Обучающиеся, закончившие образовательную программу, проявившие себя, заинтересовавшиеся учебным предметом,  занимаются в Научном обществе учащихся, которое действует на основании Устава, Положений, комплексной программы развития детского общественного движения Научное общество учащихся «Эрудит». Организованно городское детское общественное движение НОУ «Поиск». Работа научных обществ строится на поддержке и реализации потенциала данных детей через различные интеллектуальные мероприятия: игры «Самый умный», викторины, конференции, общероссийский конкурс «Смекалки» г. Обнинск. Открытие детских объединений НОУ по секциям. Выбор тем реферативных и научно-исследовательских работ. Участие в заочных и очных конкурсах естественнонаучной направленности. Возможность работы с меньшим количеством обучающихся.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей. Разработана образовательная программа дополнительного образования детей для работы в Научном обществе учащихся, Ораторское искусство: умение правильно говорить, владение аудиторией, актерское мастерство.

«Дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию».  (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н.)

Приложение 1.

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Причем, здесь речь идет не только о возможности выбора направлений деятельности, темпов освоения программы и видов представления ребенком своего труда, но и о выборе мотивации участия детей в жизнедеятельности учреждения дополнительного образования. Эта мотивация может быть связана как с познавательными и образовательными целями, так и с личностными отношениями и коммуникационными потребностями детей.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. В основе этого принципа лежит личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании. Этот подход дает возможность ребенку определить свой собственный образовательный путь в реализации познавательных интересов, а также обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, которые отличаются от интересов и способностей его товарищей. Основное образование не может обеспечить такое отношение к каждому ребенку, так как оно является предметно-ориентированным и должно обеспечить последовательность и системность в усвоении знаний школьников, в усвоении предметов, включенных в обязательную программу обучения.
3.
Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Дополнительное образование позволяет ребенку «найти себя», понять, в чем заключаются его интересы, пристрастия, увлечения. Ощущение возможности удовлетворить свои потребности дает ребенку чувство свободы, которое впоследствии начинает осознаваться как возможность творческого самовоплощения человека в деятельности, в проявлении своей индивидуальности. Однако важно иметь в виду, что свобода самоопределения и самореализации обязательно связана с воспитанием ответственности и умением соотносить свою свободу со свободой других людей.

4. Единство обучения, воспитания, развития. В практике основного образования чаще всего эти процессы происходят параллельно, причем при доминирующей роли образования. В дополнительном образовании исторически сохраняется и поддерживается его целостность в целевом воздействии на личностное развитие. В этой системе образования сегодня больше возможностей для развивающего образования, так как оно учитывает индивидуальные интересы ребенка и обеспечивает многообразие видов и форм деятельности.
5.
Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Оно дает возможность ребенку ознакомиться с конкретным, осязаемым воплощением определенных объектов в жизни. Практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, но и пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Поэтому в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЦОР в системе уроков музыки, как условие повышения качества образования"

Качество образовательного процесса во многом зависит от профессионализма учителя, владения и использования современных эффективных образовательных технологий. Современный урок невозможен без использов...

Роль интеграции предметов гуманитарного цикла в повышении качества образования.

Методические рекомендации в проведении интегрированных уроков....

Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

Опыт работы по теме " Развитие активной учебно - познавательной деятельности школьников на уроках и дополнительных занятиях с целью повышения качества образования"

Данный опыт возник в условиях МБОУ "Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области". Для работы над опытом были взяты учащиеся 5-7 классов. Активизация познавате...

Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей

Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей Игра – дело серьезное «В детском возрасте игра – это норма,...

Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми.

Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми....