Роль отделения дополнительного образования детей в формировании культуры безопасного поведения учащихся на дорогах
статья на тему

Филатов Сергей Тошволтаевич

В статье рассматривается роль ОДОД в формировании культуры безопасного поведения школьников на дорогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_odod.docx44.72 КБ

Предварительный просмотр:

Филатов С.Т., педагог-организатор

Роль отделения дополнительного образования детей в формировании культуры безопасного поведения учащихся на дорогах

Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы обучения и воспитания учащихся, где дети могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Главной целью является формирование у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улице города.

Анализ имеющихся школьных учебных программ показывает, что обучение детей безопасному поведению на дорогах в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» явно недостаточно для решения названной проблемы, тем более, что в начальных классах на уроках «Окружающий мир» эти вопросы затрагиваются вскользь, в пятом классе на изучение Правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах отводится пять часов, а в последующих классах в планировании уроков вообще нет места этой проблеме.

Несмотря на печальную статистику дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в средних общеобразовательных учреждениях урочных часов для формирования культуры безопасного поведения на дорогах отведено очень мало, и учащиеся просто физически не могут быть полностью подготовлены к суровым условиям дорожной среды.

По данным Е.И. Толочко, для определения уровня культуры безопасного поведения на дорогах было проведено исследование с тремя группами школьников 10 —11 лет, посещающих занятия по Правилам дорожного движения в школе, в организациях дополнительного образования детей (ОДОД), и в школе и в ОДОД. При тестировании обучающихся были выявлены уровни сформированности компонентов культуры безопасного поведения на дорогах. Исследование показало, что у детей, занимающихся ПДД в школе, наиболее развит знаниевый компонент, в ОДОД — деятельностный, а в школе и ОДОД — все три компонента.

Таким образом, система дополнительного образования детей занимает значительное место в формировании культуры безопасного поведения учащихся на дорогах. С учетом того, что на школьных занятиях данному вопросу уделяется недостаточное внимание, мы считаем, что в сложившейся обстановке большая часть работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и формированию культуры безопасного поведения учащихся на дорогах должна проводиться во внеурочное время.

Одной из форм этой работы является создание отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) и проведение с ними занятий в рамках кружковой работы в отделении дополнительного образования детей школы.

Учащиеся, входящие в отряд юных инспекторов движения, являются наиболее активной группой школьников, заинтересованных в изучении безопасного поведения на дорогах. Это именно тот контингент, который посещает занятия по безопасности дорожного движения в отделении дополнительного образования детей школы. И это именно тот контингент, который готов нести культуру безопасного поведения на дорогах «в массы».

В соответствии с Положением об отряде ЮИД, целью создания отряда юных инспекторов движения является — снижение уровня детского травматизма на улицах и дорогах города.

Задачи ЮИД:

  • повышать эффективность обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах;
  • проводить профилактическую работу по снижению и предотвращению детского травматизма на улицах и дорогах;
  • формировать у воспитанников и обучающихся культуру безопасной жизнедеятельности как участников дорожного движения;
  • углублять знания у воспитанников и обучающихся по правилам дорожного движения, умения оказывать первую медицинскую помощь;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • пропагандировать правильное и безопасное поведение на улицах и дорогах города среди школьников и детей микрорайона;
  • воспитывать уважительное отношение к профессии инспектора ГИБДД.

Члены отряда ЮИД:

  • выступают перед младшими школьниками, сверстниками, на родительских собраниях и конференциях, в дошкольном отделении;
  • выпускают плакаты, газеты, листовки, коллажи, посвященные безопасности дорожного движения;
  • организуют конкурсы, викторины, игры, КВН;
  • участвуют в городских и областных конкурсах и фестивалях по безопасности дорожного движения;
  • совместно с сотрудниками ГИБДД проводят рейды на дорогах с целью выявления нарушителей ПДД среди детей и взрослых;
  • в каникулярное время проводят большую работу среди сверстников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Особое внимание юидовцы должны уделять каникулам. Каникулы — это время, когда наибольшее число детей имеет наименьший контроль. В первую очередь, имеются ввиду каникулы осенние, зимние и весенние. После длительного периода систематического посещения школы наступает период свободного времени. Совершенно естественно, что значительная часть этого времени проводится детьми на улице. Родители не всегда могут осуществлять контроль за детьми, а школьные мероприятия проводятся не ежедневно и не занимают все каникулы. В связи с этим, в целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, восстановлению навыков, связанных с безопасным поведением на улицах и дорогах, в каникулярное время отрядом Юных инспекторов движения проводятся следующие операции:

  • единый «День безопасности дорожного движения» - в сентябре;
  • «Внимание — дети!» — в сентябре и мае;
  • «Каникулы» - в ноябре, декабре, марте, в дни школьных каникул.

Каждый каникулярный период совпадает с периодом изменений в природе. При планировании операций необходимо учитывать климатические особенности сезона, дорожную обстановку, связанную с изменением в природе, возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на детей, возможные опасные ситуации с детьми. Например, зимой, дорожное движение осложняется гололедом, заносами, увеличивается тормозной путь автомобиля, рано темнеет.

Создание отряда Юных инспекторов движения помогает привлечь внимание детей к изучению и соблюдению Правил дорожного движения, формирует у них культуру безопасного поведения на дороге, воспитывает интерес и уважение к профессиям водителя, инспектора ГИБДД, развивает творческие и коммуникативные способности ребят, расширяет кругозор. Занятия с учащимися проходят в рамках кружка «Юный инспектор движения» в ОДОД школы.

Программа кружка «Юный инспектор движения» спроектирована в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» и законом Российской Федерации «О безопасности».

Подводя итоги рассмотрения проблемы культуры безопасного поведения учащихся на дорогах, сформулируем основные выводы:

  • обязательным условием становления культуры безопасного поведения на дорогах является формирование ценностных качеств, знаний, умений и навыков по преодолению опасных ситуаций в дорожнотранспортной среде;
  • ценностный компонент является предопределяющим компонентом в формировании культуры безопасного поведения на дорогах и влияет на уровень сформированности когнитивного и деятельностного компонентов;
  • условием повышения уровня сформированности культуры безопасного поведения на дорогах является интеграция школьного и дополнительного образования детей;
  • ОДОД школы служит базовой площадкой для формирования культуры безопасного поведения на дорогах у заинтересованного в данном вопросе актива – членов отряда ЮИД;
  • отряд ЮИД служит базисом для распространения культуры безопасного поведения на дорогах среди всех учащихся учебного заведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль школьных отделений дополнительного образования детей в развитии гармонической личности»

Статья посвящена опыту работы педагога дополнительного образования...

Статья "Роль отделения дополнительного образования детей в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка".

Данная статья раскрывает роль отделения дополнительного образования детей в средней общеобразовательной школе в формировании здоровьесберегающих факторов  развития ребёнка....

Роль занятий в спортивных секциях отделения дополнительного образования детей в школе

Статья содержит материал о том, для чего нужно заниматься в секциях дополнительного образования....

Формирование культуры безопасного поведения на дорогах в ГБОУ лицей №299 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Неблагоприятная обстановка с дорожно-транспортными происшествиями в Санкт-Петербурге привела к необходимость внести в поурочное планирование по ОБЖ уроков по правилам дорожного движения. Предлаг...

Роль педагога дополнительного образования детей в формировании личности ребенка

Именно в школьные годы закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются много...

Статья «Роль педагога дополнительного образования детей в формировании нравственно- ориентированной системы ценностей обучающихся»

Основной ценностью современного образования является личностное развитие подрастающего человека. Перед обществом стоит цель не только научить школьника основным знаниям и умениям, сформировать ключевы...

Физическая культура имеет большое значение в образовании детей с ОВЗ в рамках отделения дополнительного образования детей.

Физическая культура представляет собой научные данные о физических и психических возможностях нашего организма. Гармоничное развитие, повышение выносливости и морального человеческого духа - все это е...