Конспект занятия по изобразительному искусству дополнительной образовательной программы "Северные узоры" для учащихся первого года обучения (8-9 лет): "Ни - пояс малицы".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Данный конспект поможет ближе ознакомить учащихся с особенностями жизни, быта и декоративно-прикладного творчества ненцев. Конспект рассчитан на сопровождение его соответствующей презентацей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Конспект занятия по изобразительному искусству
образовательной программы дополнительного образования детей «Северные узоры»
для учащихся 1-го года обучения (8-9 лет)
Разработала Глубоковских В.И.,
педагог дополнительного образования
Тема занятия: «Ни» - пояс малицы.
Цель: познакомить учащихся с мужским ненецким национальным поясом «Ни»; научить рисовать пояс по представлению.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомление с особенностями мужского ненецкого национального пояса "Ни" и его назначением;
- обучение рисованию пояса «Ни» в выбранной технике.
Развивающие:
- развитие эстетического восприятия, художественного вкуса и кругозора учащихся;
- развитие интереса к ненецкому национальному декоративно-прикладному творчеству.
Воспитательные:
- воспитание интереса и любви к родному краю;
- воспитание уважения к народным мастерам и бережного отношения к народному творчеству.
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: занятие-практикум с использованием информационно - коммуникативных технологий.
Методы: словесный, объяснительно – иллюстративный, практический,
метод самопроверки.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: ИКТ.
Продолжительность занятия: 40 мин. + 40 мин.
I этап занятия: Вводная часть. (5 мин.):
1.1. Организационный момент.
1.1. Приветствие.
1.2. Постановка темы и цели занятия. – /слайд №2/
II этап занятия: Основная часть.
2.1.Актуализация знаний. (5 мин.)
2.1.1. Педагог: Бескрайни просторы арктической тундры. Куда ни глянь – болота, реки да озера. Повсюду вода, деревьев почти нет. А, те, которые здесь растут, совсем маленькие и чахлые. - /слайд №3/
2.1.2. Скоротечно нежаркое северное лето в тундре. Наступают «белые» ночи - светло как днем. – /слайд №4/
2.1.3. Все живое в это короткое теплое время спешит отцвести и дать приплод. Осенью вся природа тундры щедро плодоносит. – /слайд №5/
2.1.4. Но вот снова наступает долгая холодная зима. День становится совсем коротким. Днем солнце лишь на несколько часов выходит из-за горизонта. – / слайд №6/
2.1.5. Трудна и часто опасна среди холодных снегов кочевая жизнь ненцев, коренных жителей тундры. Много сил, сноровки и терпения требуется, чтобы выжить человеку в полярной тундре. – /слайд №7/
2.1.6. Ненцы научились спасаться от зимнего холода теплой меховой одеждой. Шьют ее обычно из мягкой и теплой шкуры молодого северного оленя. – /слайд №8/
2.1.7. Национальная одежда ненцев не только теплая, но очень нарядная, красивая. Мастеру приходится долго и много трудиться, чтобы сшить вручную и украсить особыми узорами – орнаментами теплую меховую одежду. – /слайд №9/
2.2. Введение нового материала (20 мин.)
2.2.1. У ненцев теплая одежда мужчин называется малицей. Малица – это длинная мужская верхняя одежда. Она шьется вручную из двух оленьих шкур (одна - мехом внутрь, а другая – наружу). Малица по внешнему виду представляет из себя рубаху с капюшоном и рукавицами. У малицы нет ни разреза, ни завязок, ни пуговиц – никаких застежек вообще. Надевается она прямо через голову. Подол и капюшон малицы отделывается мехом наружу. К рукавам малицы пришиваются рукавицы. Обычно малицу (кроме подола и капюшона) покрывают цветной тканью и украшают узорами – орнаментами из разноцветной материи. – /слайд № 10/
2.2.2. Мужской пояс «Ни» – самая важная часть одежды ненца. Пояс носят с раннего детства до конца жизни. Как только малыш начинает делать первые шаги, мама подбирает ему пояс. На первых порах это может быть тесемка, лента или обычная веревочка. С трех лет мальчик получает кожаный ремешок; а к 5 – 6 годам отцы делают сыновьям настоящие кожаные пояса, которые немного отличаются от взрослых. Этот пояс носится до 14 -15 лет. В пятнадцатилетнем возрасте юноша сам себе делает пояс на всю оставшуюся жизнь. - /слайд № 11/
2.2.3. Увидеть в тундре ненца без пояса практически невозможно. Более того, человек не может считаться аккуратным, деловым, серьезным, если у него пояс не в порядке. А уж если он потерял пояс, то не может ему быть никакого доверия. Если ненецкий мужчина подпоясался, то это значит, что он сосредоточен и готов к любой работе. Без пояса ненец может быть только во время трапезы или сна, и то пояс будет лежать рядом со своим хозяином. - /слайд № 12/
2.2.4. Пояс «Ни» имеет сложную конструкцию. С давних пор материалом для изготовления поясов служила кожа морских животных, сейчас применяют оленью кожу. Оленья шкура не намокает и не разбухает, она не тянется и не пересыхает. В качестве украшений используют сукно, медные бляхи ручной работы различной формы, металлические пуговицы в два или несколько рядов. - /слайд № 13/
2.2.5. Что же можно видеть на поясе ненца? Конечно же, первое и наиважнейшее - это нож с ножнами, главный предмет мужского пояса. Он подвешивается всегда справа либо на ремешках, либо на цепочках. Рукоятку ножей делают из кости, оленьего рога или дерева (капа), которому отдается предпочтение. Нож с деревянной ручкой легче, не морозит руку во время холодов и надежнее крепится в ножнах. Ножны делают из этих же материалов. Еще на поясе рядом с ножом обязательно есть маленькая нарядная кожаная сумочка – чехол с точильным камнем внутри. Ненцы точильному камню оказывают большой почет, ведь без него нож может стать бесполезным, « беззубым». - /слайд № 14/
2.2.6. На поясе «Ни» обязательно нашиты: фигурная медная пряжка, обереги (амулеты) и украшения. Оберегами у ненца часто становятся клыки добытых им животных (волков и медведей). Например, считается, что медвежий клык защищает от болей в спине и приносит удачу на охоте, а волчий клык оберегает стадо оленей от хищников и болезней. - /слайд № 15/
2.2.7. Получается, что пояс «Ни» – это походный «чемоданчик» для инструментов. Нет такого ненца, который бы не бережет и не уважает свой пояс. По сей день существуют табу (запреты), связанные с поясом; пояс нельзя бросать, терять, топтать, одалживать, перешагивать через него. - /слайд № 16/
2.2.8. Инструменты, которые прикреплены к поясу, всегда нужны в кочевой жизни ненца. Обязательно на поясе прикреплено и костяное шило для подготовки оленьей упряжи. Без него не развяжешь намокшие или замерзшие узлы ремней. - /слайд № 17/
2.2.9. Каждый мастер украшает пояс «Ни» по-своему. Украшением могут быть металлические или костяные пуговицы, самодельные медные или резные костяные бляхи, цепочки и даже пустые гильзы патронов. - / слайд № 18/
2.2.10. Украшение пояса – дело очень длительное и кропотливое, требующее большого художественного вкуса, мастерства и трудолюбия. - /слайд № 19/
2.3. Закрепление нового материала (8 мин.)
(Интерактивная компьютерная технология). На интерактивной доске или на персональных компьютерах учащиеся самостоятельно (в форме игры) отвечают на вопросы.
Задание. Выбрать верный ответ на следующие вопросы:
1. Что такое малица?
а) теплая зимняя одежда северян без пуговиц;
б) национальная одежда ненецких мужчин;
в) красивая национальная одежда ненецкого народа.
2. Что такое ненецкий пояс «Ни»?
а) крепкий кожаный ненецкий ремень;
б) большой красивый кожаный пояс с подвешенным ножом;
в) мужской кожаный пояс с подвешенными инструментами.
3. Какие инструменты обязательно прикреплены к поясу «Ни»?
а) нож, молоток, отвертка, топор;
б) шило, ножницы, нож, сверло;
в) нож в ножнах, костяное шило, точильный камень.
4. Чем украшается ненецкий мужской пояс?
а) пуговицами и разными железными деталями;
б) бляшками, пуговицами, цепочками, оберегами (амулетами);
в) звериными зубами, пуговицами и пряжками.
5. В каком возрасте ненец изготавливает себе пояс «Ни» самостоятельно?
а) в 15 лет.
б) как только подрастет и повзрослеет;
в) когда получит паспорт.
2.4. Физкультминутка. (2 мин.) – /слайд № 20/
2.6. Переменка. (10 мин.)
2.5. Объяснение практического задания. (3 мин.)
Задание: Нарисовать ненецкий мужской пояс «Ни» по представлению в смешанной технике.
2.6. Практическая работа над рисунком. (15 мин.)
2.7. Физкультминутка. (2 мин.) – /слайд № 20/
2.8. Практическая работа над рисунком. (15 мин.)
III этап занятия: Заключительная часть. (5 мин.):
3.1. Рефлексия. (1 мин.)
3.2. Подведение итогов занятия. Мини-выставка детских работ. (1 мин.)
3.3. Закрепление изученного материала. (1 мин.)
3.4. Домашнее задание (1 мин.).
3.5. Уборка рабочего места (1 мин.)
ЛИТЕРАТУРА
1. Зинченко Е. Ненецкий мужской пояс.//Северный луч. – 2002. – 6 декабря (№51). – с.18 - 19.
2. Лар Т.В. Жизнь начинается с пояса.//Красный Север. – 1999. – 13 мая (№54). – с.20
3. Мухачев А.Д. Путешествие в мир оленеводов: Новосибирск, 2001. - с.20.
4. Народы России: Энциклопедия./ Под ред. В.А.Тишкова, - М., Большая Российская энциклопедия, 1994. – с.252.
4.Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор, 1995. – с.130 – 143.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Серебрякова А. Пояс в жизни ненца. Сакральное. http// strebryakovaa.livejournal.com./498390/html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка комплекса игровых танцевальных упражнений для учащихся первого года обучения объединения дополнительного образования "Хореография"
Комплекс игровых танцевальных упражнений для учащихся первого года обучения в хореографии....
"Развитие фортепианных навыков у учащихся первого года обучения"
Данная методическая работа может быть полезна для ознакомления педагогам ДШИ и ДМШ. Во главу угла здесь ставится воспитание у учащихся любви к музыке с самых первых занятий в классе фортепиано. В пред...
План-конспект тренировочного занятия по прыжкам на батуте учебно-тренировочной группы первого года обучения
Цель: формирование навыков техники переворот назад на месте (Фляк), по средствам специальных упражнений.Задачи:Образовательная: закреплять технику переворот вперед на одну , те...
Методическая разработка Капнист Н.Н. Конспект вводного занятия «Hello - Давайте познакомимся!» в объединении «Увлекательный английский» (для учащихся первого года обучения)
Вводное занятие по-английскому языку для учащихся 7-8 лет....
Методическая разработка Капнист Н.Н. Конспект занятия-игры «Easter - Пасха» в объединении «Увлекательный английский» (для учащихся первого года обучения)
Занятие-игра на английском языке для учащихся 7-8 лет....
План-конспект занятия по теме: «Путешествие в страну английского языка посредством применения игровых приемов на занятии» для учащихся первого года обучения
Тема занятия: «Использование приемов игровой технологии на занятиях по английскому языку».Цель: создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации ...
План-конспект занятия по теме: «Путешествие в страну английского языка» для учащихся первого года обучения
Занятие по теме «Путешествие в страну английского языка» разработано с целью создания условии для формирования у учащихся положительной...