Социальный проект, тема "Социализация воспитанников детского дома от 16 и старше посредством семейного воспитания"
проект (9 класс) по теме
Проект разработан с целью организации семейного воспитания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 16 и старше посредством семейного воспитания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом г.Навашино»
Нижегородская область
ПРОЕКТ
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
В УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
тема: «Каково на дому, таково и самому».
Жизнь не спросит, что ты знаешь, а сурово спросит, что ты умеешь.
(Из детских высказываний)
П Р Е З Е Н Т А Ц И Я
Разработал: социальный педагог,
1 квалификационная категория
Соколова Г.Е.
г.Навашино
2012г.
ПРОБЛЕМА
За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства. Даже самые лучшие учреждения для детей-сирот находятся в некоторой изолированности и отстранённости от реальной жизни. Организация воспитания не даёт опыта жизни семье, далека от модели организации самостоятельной индивидуальной жизни. Трудности социализации в условиях интернатных учреждений наиболее ярко проявляются у выпускников, для которых характерно наличие следующих черт:
- иждивенческая позиция, апатия, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики;
- отсутствие бережливости, ответственности, навыков конструктивного общения;
- инфантилизм, замедленное самоопределение, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;
- перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями, деформировано социальное пространство личности, проявляющиеся в росте числа преступлений, суицидов и других социальных девиаций.
В результате выпускники не могут успешно адаптироваться, оказываются за «бортом» социальной жизни.
Трудности, которые испытывает выпускник сиротского учреждения, можно разделить на два блока:
- Комплекс социальных затруднений: бедность, жилищно-бытовая неустроенность, неразвитость социальной сети, отсутствие мотивации к социальной реализации, несформировавшиеся социальные навыки, отсутствие позитивных социальных связей.
- Комплекс психологических затруднений: отсутствие доверия к миру людей, искажённое формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в семье на собственных детей, низкая готовность самостоятельно решать жизненные задачи.
Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять своё поведение и запросы, в зависимости от обстоятельств, в неспособности самореализоваться в жизни с позитивной точки зрения.
При выпуске из детского дома, выпускники испытывают большие трудности с устройством на работу, с налаживанием своего быта, с решением финансовых проблем.
Подготовка детей к жизни задача комплексная, объединяющая усилия профессионалов различных специальностей и координируя работу различных ведомств.
Сложный процесс социализации предполагает решение 3-х главных проблем в обучении и воспитании ребёнка-сироты:
- Развитие его личности и межличностного общения;
- Подготовка к самостоятельной жизни (специальные меры, связанные с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания);
- Профессиональную подготовку.
ЦЕЛИ
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА 16 и старше ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ТАКТИЧЕСКАЯ: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, КОТОРАЯ В ПРОЦЕССЕ СВОЕГО РАЗВИТИЯ ПРИОБРЕТАЕТ СПОСОБНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ, РЕАЛИЗОВАТЬ СТРАТЕГИЮ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ДОСТОЙНОЙ ЧЕЛОВЕКА.
ЗАДАЧИ:
- Создать условия для успешной социализации воспитанников.
- Научить вести дом.
- Сохранить и укрепить духовное и физическое здоровье.
- Развивать конструктивные и коммуникативные навыки межличностного общения.
- Оказать помощь в самостоятельном, осознанном выборе достойной профессии.
- Научить воспитанника защищать свои права и отвечать по обязательствам.
- Развивать творческие способности воспитанников.
- Решить проблему постинтернатной адаптации воспитанников.
ЭТАПЫ:
- Подготовительный. Создание нормативно-правовой базы. Создание материально-технической базы (условий, максимально приближенных к семейным). Подготовка научно- методической базы. Подготовка кадров. Организация межведомственного взаимодействия (заключение договоров о сотрудничестве). Промежуточный мониторинг и корректировка.
- Практический. Организация социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома 16 и старше лет. Промежуточный мониторинг и корректировка.
- Заключительный. Итоговый мониторинг. Семинар по передаче позитивного опыта, выпуск сборника методических материалов. Отчёт о целевом использовании средств.
Этапы | мероприятие | способ решения | критерии эффективности |
1 | Социально-бытовой комплекс: Предоставление временного жилья для выпускников детского дома (жильё отсутствует или ветхое) | Перепланировка помещения детского дома, выделение и ремонт квартир, обстановка мебелью и электро-бытовой техникой. | Бытовые условия, наличие личного жизненного пространства, уют, обустроенность. |
Положение, устав, должностные инструкции, разработка программ, согласование с учредителем и др. структурами. Подбор кадров. | Силами ВТК (временной творческой команды разработка положения СБО, внесение изменений в устав, поиск и подготовка кадров, редактирование воспитательных программ с учётом индивидуальных потребностей и цели проекта) | Наличие документов и кадрового обеспечения. | |
Заключение договоров о сотрудничестве с Центром занятости, с Центром планирования семьи, с Центром профориентации, с соц. Защитой. | Услуги в соответствии с условиями договора | Сформированность социального пространства личности | |
2. | Диагностико-коррекционные мероприатия, социализация и адаптация воспитанников | Комплексная диагностика, защита прав и интересов, программы социализации, переписка, встречи с родственниками. | Модель выпускника |
Трудовая допрофессиональная Подготовка воспитанников |
| Навыки ведения дома | Планирование бюджета | Семейные традиции | Здоровый образ жизни |
- Диагностика - Экскурсии - Юридические консультации - Построение профессиограмм - Деловые игры - Дневник (профессиональная книжка) | Подготовка к самостоятельной жизни | - Закаливание - Лечебные мероприятия - Профилактика - Основы знаний по оказанию первой медицинской помощи - Диагностика и реабилитация | |
Творческие и интеллектуальные способности | Межличностное общение | ||
Правовая культура |
- игровые, предметные, - встречи с институтами правовой защиты; - диагностика;
творческие олимпиады; - деловые игры; - тренинги, беседы;
- Самообразование; - знакомство со статьями Кодекса РФ; - индивидуальные коррекционные
- Посещение выставок, музеев, - защита жилищных имущественных прав; мероприятия;
студий, кружков; - консультации.
Социальные связи выпускника.
Ребёнок, Учащиеся ПУ, друзья | «родитель» социальная мама |
Служба социально- педагогического сопровождения |
- студии; - МУП ЖКХ; - мэрия;
- коллективные игры; - почта; - нотариус;
- дискотеки. – поликлиника. – адвокат;
- служба занятости.
- посещение производственных
предприятий;
- встречи в семье родственников;
- приглашение родственников;
- театры, музеи, концерты;
- Создание нормативно-правовой базы.
- Ходатайствовать о возможности открытия группы «Замещающей семьи».
- Оформить смету проекта.
- Получить разрешение гор. Комитета по образованию.
- Внести изменения в Устав.
- Привлечение финансов.
- Произвести реконструкцию здания:
- разрешение отдела архитектуры;
- заключить договор на проект;
- подобрать рабочую бригаду (провести тендер рабочих бригад);
- приобрести стройматериалы, оборудование, мебель.
7. Мотивация участников социально-педагогического проекта (поиск, подготовка, отбор социальной «мамы»; воспитанников, готовых принять правила организации жизнедеятельности).
8. Создание группы социально-психологического сопровождения.
9. Отделка «квартиры» для семьи.
10. Провести обучение социальной «мамы» и «тети» (психолого-педагогический курс, медицинское обследование, основы бухучёта. Изучение нормативно-правовой базы).
11. Финансирование и обеспечение жизнедеятельности группы семьи.
12. Разработка и утверждение правил проживания семейной группы.
13. Создать группу «замещающей семьи» (приказ).
14. Презентация «семьи».
2. Подготовка к самостоятельной жизни, воспитание семьянина.
Цель: формирование личности семьянина.
Задачи: 1.формирование позитивного отношения к семье;
2.полоролевое воспитание;
3.формировать навыки ведения дома;
4. научить планировать семейный бюджет.
5. формировать семейные традиции.
Задачи | Мероприятия |
1. | Формирование качеств семьянина (через реализацию программу «Воспитание семьянина»). Распределение ролей в семье, права и обязанности мужа, жены, матери, отца, детей; |
2. | Принципы взаимоотношений. Воспитание мужественности и женственности. Моделировать правильные взаимоотношения между мальчиками и девочками. Раскрыть предназначение матери в семье и обществе. Воспитывать любовь к детям и уметь заботиться, нести ответственность за детей (через реализацию программы «Школа матери»). |
3. | Домашний уют семьи, индивидуальность каждой комнаты \ квартиры; Распределение обязанностей, разработка правил поведения, режима дня; Навыки приготовления пищи, сроки хранения и реализации продуктов, сервировка стола, навыки самообслуживания (уметь стирать, шить, гладить и пр.); Ведение приусадебного хозяйства (сельское хозяйство, животноводство); Знание правил техники безопасности и уметь пользоваться бытовыми электроприборами; Умение обращаться в службы помощи (милиция, скорая помощь, служба газа, ЖКХ и пр.) |
4. | Совместное планирование, ведение бюджета семьи (дебет, кредит, семейная экономия); Знания и умения банковских операций: ипотека, ссуда, кредит, расчеты коммунальных платежей. Семейные советы, часы (планирование, подведение итогов); |
5. | Совместные праздники (дни рождения, именины, проводы в армию и пр.); Следование народным традициям (Пасха, Рождество и пр.), приёмы гостей, правила гостеприимства; Настольные семейные игры, совместное посещение спортивного зала, бассейна, турпоходы, пикники и пр.; Разработка системы поощрений в зависимости от уровня социализации воспитанника (более лояльное отношение к режиму дня; материальные поощрения на карманные расходы, мера доверия; бытовые поощрения: выделение отдельной комнаты, холодильник, телевизор, компьютер и пр.; выбор компаньона по комнате). |
3. Физическое психическое здоровье воспитанников.
Цель: формировать у воспитанников представления о здоровье как о важной личной и общественной ценности.
Задачи:
- Содействовать полноценному психическому и физическому развитию воспитанников.
- Организовать лечебно-профилактическую работу.
- Приобщать воспитанников к здоровому образу жизни.
- Использовать средства физической культуры как важный фактор физического развития воспитанников.
- Научить воспитанников оказывать первую медицинскую помощь.
- Дать знания о применении средств народной медицины.
Мероприятия:
- Закаливание.
- Утренняя гимнастика.
- Посещение бассейна.
- Контрастное обливание, ходьба босиком по снегу.
- Туристические походы.
- Фитотерапия, ароматерапия.
- Физическая культура.
- Шейпинг.
- Спортивные секции, кружки.
- Спортивные соревнования (кросс, эстафеты).
- Спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей).
- Профилактика.
- Личная гигиена.
- Правильное и здоровое питание.
- Режим дня.
- Беседы о пагубном влиянии вредных привычек (алкоголя, табакокурения, употребление наркотических веществ) на организм.
- Основы первой медицинской помощи.
- Искусственное дыхание.
- Помощь при травмах.
- Помощь при отравлениях.
- Помощь при ожогах.
- Средства народной и нетрадиционной медицины.
- Лечебные травы.
- Тренинг, аутотренинг.
- Ингаляция.
- Массаж (точечный).
- Акупунктура.
- Диагностика и реабилитация.
- Анкетирование.
- Тестирование.
- Мониторинг.
- Собеседование.
- Анализ полученных данных.
- Лечебные задачи.
- Диспансеризация.
- Посещение поликлиники.
- Амбулаторное и стационарное лечение.
- Санатории и профилактории.
4. Умственная деятельность и интеллект.
Задачи:
- Оказать помощь в получении общего, среднего, начального профессионального, среднего профессионального образования.
- Расширять кругозор воспитанников.
- Закреплять навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
- Формировать культуру умственной работы.
- Учить планировать свой день.
- Учить самоконтролю, взаимопомощи.
Мероприятия:
- Обучение в школе, колледже. (Поддержание связи с классным руководителем, учителями).
- Самообразование. (Умения работать с книгой, писать реферат, пользоваться библиотекой, периодической печатью).
- Участие в интеллектуальных игровых программах, конкурсах, викторинах, олимпиадах.
- Освоение учебной программы «Пользователь ПК».
- Формирование художественно-эстетического вкуса (выбор видео, аудиоматериалов, художественной литературы, …)
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни должна начинаться с формирования выпускника, представляющего некую модель того, что весь педагогический коллектив хочет видеть в результате работы. Обычно такая модель представляет собой перечень основных, жизненно важных и социально значимых личностных качеств, ЗУНов.
Перечень основных навыков, необходимых в самостоятельной жизни, которые дети-сироты получают в стенах детского дома:
1.Навыки ухода за собой. (Уход за телом и одеждой).
2.Навыки повседневной жизни. (Общение, пользование деньгами, аппаратурой).
3.Навыки общения. (В семье и вне дома).
4.Навыки проведения свободного времени. (Приятно и с пользой).
5.Навыки обучения и трудовые навыки. (Поиск места обучения и работы).
Основной задачей является подготовка детей к самостоятельной жизни и труду. Мы должны подготовить ребёнка так, чтобы при выходе из детского дома он умел делать всё. Нужно вводить разнообразные виды трудовой деятельности, которые позволяют овладеть навыками столярного, кулинарного, слесарного, сельскохозяйственного обувного дела.
Не благодаря создавшейся ситуации, а вопреки ей нужно научить ребёнка выжить в ней в очень тяжёлых экономических условиях.
Выжить вопреки всем козням, которые приготовила природа нашим детям: плохое здоровье, проблемы эмоционально-психического развития; нереализованная потребность ребёнка в любви и, как следствие, искажение самосознания и деформация личности. Вот лишь неполный перечень того, с чем придётся столкнуться и что надо преодолеть и нам, и детям в процессе завоевания ребёнком своего «места под солнцем». Процесс вживления наших хрупких росточков в суровое и порой безжалостное общество невозможен без нашего участия. В практике д/д применяются 3 формы организации работы:
- Массовая. (Праздники, утренники, вечера, соревнования.)
- Групповая. (Кружки, секции).
- Индивидуальная. (Обучение отдельных воспитанников пению, чтению, игре на музыкальных инструментах).
Цель: Научить подрастающее поколение жить в быстро меняющемся мире. Это значит подготовить к жизни человека не только умелого и лабильного, способного безболезненно вписаться в канву современных цивилизованных процессов, но и всесторонне развитую личность, способную понимать, любить и принимать мир, т. Е. вырастить человека, готового физически и нравственно жить в современном мире.
Выпускники д/д характеризуются эгоистичным, потребительским отношением к окружающему миру, не умеют проявлять чувство благодарности, не знают материальную сторону жизни. Поэтому одно из основных направлений в работе любого детского учреждения интернатного типа - .то создание благоприятных условий для творческого развития, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни воспитанников.
5. Межличностное общение.
Подготовка детей к жизни – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы деятельности человека. Важное место при этом отводится коммуникативной готовности, так как факт общения является определяющим для становления личности растущего человека. Именно эмоциональные отношения в мире людей создают благоприятные условия для налаживания контактов. Зная их, целенаправленно и творчески изменяя, можно научиться управлять ходом развития и становления коммуникативной готовности ребенка.
- Работа с детьми:
- Диагностика.
Цель: определение затруднений в общении, барьеров общения.
- Беседы.
« Я и мои друзья »
« Диалог со взрослым »
« Отцы и дети »
« Дискуссия о морали »
« Девушки и юноши »
- Индивидуальные коррекционные мероприятия по плану психолога и консультации по выявленным проблемам.
- Групповые формы работы:
Социально-психологический тренинг,
Арт-терапия,
Игровые ситуации,
Моделирование ситуаций,
Сказкотерапия.
- Работа с педагогами:
- Диагностика.
Цель: выявление резервных возможностей педагога.
- Тренинговые программы взаимодействия воспитателя с детьми.
Цель: улучшение способов взаимодействия.
- Тренинговые программы с воспитателями.
Цель: профилактика «Синдрома профессионального сгорания».
Допрофессиональная подготовка воспитанников.
Задачи:
- Оказать помощь в самостоятельном и осознанном выборе профессии.
- Научить соотносить свои возможности и мечты с предполагаемой профессией.
- Предоставить условия для получения своевременной современной информации, необходимой для выбора профессии.
Мероприятия:
1. Диагностика.
Цель: Изучение сфер деятельности, в которых подросток сможет себя реализовать.
- Экскурсии:
-в учебные заведения;
-на предприятия;
-в Центр занятости.
Цель: ознакомление с профессией и учебными заведениями, которые готовят специалистов.
- Юридическая консультация.
Цель: юридическое подкрепление знаний воспитанников в сфере трудового законодательства.
- Сочинение.
Цель: определение степени значимости ценностных отношений.
- Встречи с выпускниками.
Цель: воспитание веры в свои силы и возможности на положительном примере.
- Дневник ( Профессиональная книжка ).
Цель: формирование навыков самовоспитания и самообразования.
7.Построение профессиограмм.
Цель: определение профессиональных качеств, приоритетных для профессии, подготовка описаний профессий.
- Деловые игры.
Цель: проигрывание ситуаций, возникающих в сфере труда.
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ
- Материально-финансовые.
- Препятствия гос. структур.
- Подбор кадров.
- Адаптационные проблемы личного характера. (У социальной «мамы»: - эмоциональные проблемы (повышенный уровень тревоги, депреccивность, астеничность, выраженная эмоциональная перегрузка, состояние растерянности,
- физическая перегрузка, усталость; социальное одиночество родителей.
5. Недостаточный уровень педагогической компетентности;
6. Общение с кровными родственниками.
- Соблюдение единых правил проживания.
- Человеческий фактор.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
На этапе разработки | На этапе реализации |
Руководитель, методист, консультант, куратор, педагог-психолог, социальный педагог, бухгалтер, рабочие по зданию, секретарь. | Руководитель, социальная «мама», социальный педагог, педагог-психолог, куратор, консультанты. |
СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
1 ЭТАП – 3 месяца.
2 ЭТАП – 3 года.
3 ЭТАП – 2 месяца.
Подготовка воспитанника детского дома к самостоятельной жизни должна начинаться с формирования некоторой модели выпускника, которую весь педагогический коллектив хочет видеть в результате своей работы.
Модель выпускника.
Наличие жизненной перспективы подразумевает конкретную содержательность и временную определённость жизненных планов. Достижение такого результата предполагает преодоление характерной для ребёнка-сироты размытости жизненной перспективы.
Показатели уровня социального развития:
- Наличие положительно-ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений;
- Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности, трудоустройство; успешность обучения, способность к самообразованию;
- Развитие житейских знаний, умений, навыков (навыки самообслуживания, умение распределять и разумно тратить деньги, умение вести дом;
- Коммуникативные навыки;
- Позитивное отношение к людям, способность к сотрудничеству;
- Способность практически, в соответствии с нормами морали и права, оценивать поступки свои и окружающих людей;
- Сформированные коммуникативные навыки;
- Устойчивость волевых качеств. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении;
- Готовность к самообеспечению на основе труда включает в себя положительную мотивацию к труду; выбор профессии, соответствующей возможностям и интересам (умение принимать и соблюдать дисциплинарные требования в процессе труда), чувство Хозяина. Приобретение таких качеств и умений подразумевает уход от иждивенчества, как негативной склонности ребёнка, воспитанного в условиях государственного обеспечения.
- Продуктивность социальных контактов, подразумевает правильное, общественно приемлемое поведение, умение получить необходимую информацию и использовать её адекватно ситуации. Такой результат возникает как итог нормализации искажённой вследствие депривации потребности ребёнка-сироты в общении, а также развитие его коммуникативных возможностей в специально организованных условиях расширения социального опыта.
- Осознанное отношение к своему здоровью и физической культуре;
- Здоровый образ жизни (преодоление и отказ от вредных привычек и форм асоциального поведения);
- Владение элементами правовой культуры.
Благополучное прохождение индивидуумом всех основных этапов социализации предполагает формирование социальной адаптированности, позволяющей человеку продуктивно выполнять свою ведущую деятельность, удовлетворять основные социогенные потребности, переживать состояние самоутверждения, свободного выражения своих творческих способностей.
Литература
- Внедрение инновационных моделей устройства детей-сирот в семьи граждан: Сборник материалов. – Архангельск, 2003.
- Все дети – наши (Опыт Кировской области).
- Инновационные учреждения для детей и детей, оставшихся без попечения родителей Новгородской области. - Г.О.У.: «Новгородский региональный центр развития образования», 2002г.
- Педагогический энциклопедический словарь. – Москва, 2003г. – (Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»).
- Реабилитация детей в приюте. \ Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. – Москва, 1995г.
- Роль и место инновационных школ-интернатов в современной системе образования: Сборник материалов Всероссийского совещания – семинара. \ Боровик В.Г., Каримова Г.Г. - Уфа, 2001г.
- Сборник нормативных документов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. – Академия АПКиПРО. – Москва, 2002г.
- Сироты России. Права ребёнка на семью. \ Северный А.А. (Ассоциация детских психиатров и психологов.) Главное управление образования московской области. – Москва, 2001г. – Материалы Общероссийской конференции.
- Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Методическое пособие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающей компетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»
Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающейкомпетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»...
Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома
Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома...
Формирование социальной компетенции у воспитанников детского дома
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами.Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятс...
Презентация по семейному воспитанию на тему "Мир семьи" (для воспитанников детского дома "Хуры тын")
Данная презентация способствует формированию нравственных основ семьи и укреплению кровно-родственных отношений...
"Социально-бытовое ориентирование воспитанников детского дома"
Данная работа посвящена проблеме подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни...
Работа социального педагога по формированию социальных компетенций воспитанника детского дома
Главное предназначение работы социального педагога состоит в социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создании и поддержании условий для самореализа...
Презентация проекта: "Реабилитационная работа с воспитанниками детского дома, пережившими травму, посредством Книги жизни".
Дети, попадающие в детские дома и приюты, практически всегда имеют опыт травматических переживаний: являются свидетелями насилия по отношению к близким, сталкиваются с несчастными случаями, потерями, ...