Программа внеурочной деятельности по театральному искусству.
методическая разработка на тему

Тернова Любовь Николаевна

Методические разработки школьных праздников

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 ВЕСЕЛАЯ ИСТОРИЯ ПРО БУКВЫ В БУКВАРЕ.

                           (Праздник для учащихся 1 классов)

Участники:

Ведущие – клоуны – 2                              Чтецы – 3.

Мыши – 2.                                                  Ведущий

Алфавит                                                      Пес, Козочка,

Чтецы - 3                                                     Бычок                                                          

                                                       

                             (На сцене книга «Букварь»)

                                          Пролог.

                                  ( На сцене клоуны.)

1 Клоун: здравствуйте, ребятишки!

2 Клоун: Девчонки и мальчишки!

1 Клоун: Сегодня в нашем зале начнется представление!

2 Клоун: Мы всем друзьям раздали на праздник приглашения!

1 Клоун: Сегодня представление будет не обычное.

2 Клоун: Оно будет немножко, немножко непривычное.

1. Клоун: Не люди и не звери, не куклы, не шары

2 Клоун: Вы можете не верить в гостях у детворы!

1 Клоун: Тс! Тайну выдавать нельзя! Приготовились, друзья!

2 Клоун: Представление начинается!

                                (Танец)            

                                         Действие 1.

                            (Из книги «БУКВАРЬ» появляются буквы)

Ж – Вот дом. Вот дом. Хороший дом!

Клоуны: Ах!

Ю – Наш добрый дом, но дело в том.

Клоуны: В чем?

Н – Что он без крыши и окон.

Клоуны: Ой!

Ф – Без стен, без пола, потолка!

Клоуны (плачут) В нем не живут наверняка?

Ж – Живут! Живут! Но дело в том.

Клоуны: В чем? В чем?

Ж – Что этот дом зовется просто.

Клоуны: Как?

Все: Букварь!

Ю – И в этом доме есть жильцы.

Н – Кто в нем живет, не будем говорить.

       Загадку отгадаете и все узнаете!

Ф – Крошки – птички сели в ряд

        И словечки говорят. Что это?

Все: Буквы!

                            (Звучат позывные, выходят все буквы)

Ж – Выходят буквы на страницу.

        Зарядка вам – не небылица!

Н – Здесь нужен строй!

       Здесь нужен ряд!

Ю – Здесь нужен ряд!

        Здесь нужен лад!

Ф – Вот буквы в сборе, гомон стих,

        Выходит чинно тренер их.

Ж – Тренер этот знаменит.

        Этот тренер – Алфавит!

                         (Выходит Алфавит, свистит в свисток)

Алфавит: Становитесь дружно в ряд

                 Друг за другом все подряд!

                  (Буквы маршируют, появляются Мыши)

1.Мышь:  Ах, вы разгильдяи! Ах, вы безобразники! Нас будить!

2.Мышь:  Да! Кто позволил нас будить? Сну моему мешать?

1.Мышь:  А моему обеду! У меня на обед вкусная книга –

                  «Книга о вкусной и здоровой пище» (надкусывает)

2.Мышь:  Ну, мы вам отомстим!

1.Мышь:  Отомстим! Уж вы у нас попляшите!

                  Надолго наши пакости запомните!

     2. Мышь: Слезами горючими обливаться будете!

                 Только мы вас не простим!

    1.Клоун:   Что это вы, мыши, затеяли?

                 Почему праздник испортить хотите?

    2.Клоун:   Чем вам ребята не угодили?

    1.Мышь:  Чем, чем? А всем!    

                       Вы и петь умеете, и танцевать,

                       И буквы все выучили, читаете, пишете.

     2. Мышь: Да, мы тоже «грызем науку» только зубками, зубками!

                        До чего мы любим книжки.

                        Хоть не можем их прочесть,
                       Но, зато, их можем съесть!

                              (Шагают и поют)

1. Мышь: По книжным полкам мы вдвоем все бегаем, спешим.

                   Жуем мы книжки умные и скоро все съедим!

  1. Мышь: Куснем и вас по разику, мы вас не пощадим,

                   А значит – крышка празднику, ребятам веселиться не дадим!

1. Мышь:  Больно умные вы стали! Чтобы книжки не читали,

2. Мышь:  Мы все буквы покусаем и разгоним алфавит!

(Нападают на буквы. Те убегают, остаются пары букв)

О – Кто сказал, что мы подрались?

        Мы не дрались, а боролись!

П -  Правда мы чуть – чуть кусались.

       И щипались, и кололись!

Д – Правда, мы друг друга мяли

        И бодались, и лягались!

      И -  Нас, конечно, разнимали.

       Мы, конечно, упирались!

Р -  Кто сказал, что это драка?

       Правда, он мне руку стиснул!

      З – Правда, я чуть – чуть заплакал,

      Правда, он немного взвизгнул!

С – И расстались мы, рассорясь,

       И так громко сердце билось.

Ч – Но сначала мы боролись,

       Драка после получилась!

1.Клоун: Вот так случай, вот дела!

2.Клоун: Ну, история была!

1. Клоун: Буквы, как их не сближали,

                  Вдруг из азбуки сбежали.

2. Клоун: Разругались, рассердились.

                 И посыпались вразброд!

                                   Действие 2.

                    (На сцене гласные и согласные)

Гласные:

А – Мы самые прекрасные!

Ы – Мы – гласные! Мы – гласные!

О – И не хотим стоять подряд!

Е – Не станем с ними в один ряд!

Алфавит: Но, без согласных вы – ничто!

      Клоуны: Ничто! Ничто!

Алфавит: А сними – все!

Клоуны: А с ними – все!

Е – Нет! Нет! И слушать не хотим!

Ё – Мы все себя соединим!

У – А вдруг получим слово!

Алфавит: Вот это уже ново!

                   Какие могут быть слова?

А и У – Ау! Уа! (буквы составляют слова)

Я А я?

Ы – А я? А – мы? Словами тоже быть должны!

А – А вы тоже постарайтесь!

У – В слова соединяйтесь!

(Буквы составляют еа, аы, уы и т. Д.)

Алфавит: Но это вовсе не слова!

Ё – Но, мы хотим словами быть!

Алфавит: А, значит, надо вам дружить!

Гласные:  Дружить?

Алфавит: Дружить! Дружить!

О – Мы будем дружбой дорожить!

Ы – Согласны, вы, согласные?

Я – Друзья, мы с вами, гласные!

                            (Согласные сердятся)

Р – Мы – самые прекрасные!

Л – Согласные! Согласные!

Б – От гласных букв одна беда!

М – Слова мы сами сложим! Мы сможем?

Все: Сможем! Сможем!

                                    (Составляют БР, ЛМ, РБ, БЛ)

1 Клоун: Ха – ха! Какая это чепуха!

Алфавит:  Ведь в жизни нету слов таких!

Согласные: Не получается других!

Буквы (вместе): Словами тоже быть хотим!

Гласные: Мы станем к ним!

Согласные: Мы станем к ним!

                       (Буквы становятся вместе)

Алфавит: Взялись вы опять за разум.

                  Лишь в порядке вы нужны.

                  Вы нужны, когда дружны.

____________________________________________________________________

1. Клоун: Ребята, помогите нашим буквам, отгадайте о них загадки.

                                   Загадки:

1. Какая буква ходит, раздув щеки? (Ф)

2. Какие буквы похожи на гребешок? (Ш, Е)

3. Какая буква «ходит на цыпочках»? (Д)

4. У какой буквы «глаза вылезли на лоб»? (Ё)

5. Какая буква «похожа на очки»? (В)

6. А «на гвоздь»? (Т)

7. А «на колесо»? (О)

8. Какая «напоминает жука»? (Ж)

2. Клоун:

Поиграем в игру «Изобрази букву»

(К, Л, Ф, С, У, О, Т)

                                                 Действие 3.

(Выходят буквы Б, У, К, В, А, Р, Ь, М, И)

М – Чтоб было хорошо всегда,

И -   Составим лучшие слова.

                   (Составляют МИР, БУКВА, БУКВАРЬ)

Б – Сильнее буквы, если вместе.

У – Умнее буквы, если вместе.

К – А умные слова нужны.

В – А добрые слова важны.

А – Чтоб мир всегда был на планете,

Р – Чтоб в добром мире жили дети!

Ь – И мы живем чудесно

       В стране своей родной.

       Которая отныне зовется

Все: Букварем!

                  (Буквы заходят в книгу)

                               

                        Сценка «Смешная буква»

Пес:           Смотрите, буква!

Коза:         Вот те на! Не в книжке, а на дорожке!

Бык:          Как называется она, похожая на рожки?

Ведущий: Ученый Пес, Бык и Коза таращат на нее глаза.

                   Коза прикинула в уме, сказала

Коза:         Это буква «Ме – е!»

Ведущий: Бык возразил

Бык:         Не «Ме», а «Му – у!»

                  Я знаю лучше, что к чему!

Ведущий: А Пес воскликнул:

Пес:          Полно вам, не спорьте,

                  Это буква «Ам!»

Коза:        Нет «Ме!»

Бык:         Нет «Му!»

Пес:          Нет «Ам!», «Ам!», «Ам!»

Ведущий: Такой поднялся тарарам,

                   Такой ужасный шум и крик!

                   Запутались совсем, ученый Пес,

                   Коза и Бык, увидев букву «ЭМ»!

                             

                                     На сцене чтецы.

  1. Мы первую книгу свою прочитали.

Полезного, умного много узнали.

Спасибо тебе, наша первая книга.

За все, что дала нам, большое спасибо!

  1. Ты – книга первая моя!

Теперь читать умею я.

На свете много книжек есть.

Все книжки я могу прочесть!

  1. Спасибо, Букварь, до свиданья!

А на следующий год.

Наш букварь других научит,

Тех, кто в первый класс придет!

1.Клоун: Мы с вами на празднике радостном были.

                    И в буквах великие тайны открыли.

2. Клоун:   Кто выучил буквы, тот молодец - получить медаль (вручают конверты)

                   А представленью пришел уж конец!

1. Клоун: Прощайте! Прощайте!

                 И нам уж пора!

2. Клоун: Учись на «отлично» всегда, детвора!



Предварительный просмотр:

                                    ПРАЗДНИК ЧИСТОТЫ И ЗДОРОВЬЯ

(для 1 классов)

Действующие лица:

Клоун – 2,  Кошка,  Свинка,  Собачка,  Утка,  Чтецы – 10, Врач – 3,  Коля

 (Выбегают 2 клоуна )

Клоун 1:

Здравствуйте, ребята!

Клоун 2:

Приглашаем вас на праздник чистоты и здоровья!

Клоун 1:

Первый показатель здоровья – это хорошее настроение!

Клоун 2:

А у кого плохое настроение? Нет таких? Сейчас мы повеселимся и здоровья прибавиться!

(Игра «Вот такая вот петрушка»)

ВЕДУЩИЙ:

Заиграла погремушка: хлоп  (хлоп…)

И затопала Марфушка: топ  (топ…)

И заквакала лягушка: ква  (ква…)

Ей ответила болтушка: да  (да…)

Застучала колотушка : тук  (тук…)

Отвечает ей кукушка: ку  (ку…)

Громыхает громко пушка: бах (бах…)

Замычала и телушка: му  (му…)

Завизжала с нею хрюшка: хрю  (хрю…)

Застучала погремушка :бряк (по коленям)

Заскакала попрыгушка: прыг  (прыгают)

Вот такая вот петрушка: Все! Все! (хлопки над головой)

Клоун 1:

Но одного настроения мало для того, чтобы быть здоровым.

Клоун 2:

А что еще надо? С чего начнем?

Клоун 1:

Начнем с утра!

1,2,3,4,5.

Вышло солнышко опять.  

Клоун 2:

1,2,3,4,5

Вышел Коля погулять.   (Выходит Коля)

Клоун 1:

Коля! На кого ты похож?

КОЛЯ:  А что?

Клоун 2:

Вот так Коля! Ты забыл умыться!

КОЛЯ: А что такого?

Клоун 1: 

Вышли звери в огород, окружили Колю.

(Выходят звери, смеются)

КОЛЯ: Не узнали что ли?

СОБАКА: Гав! Ты б пошел умылся что ли?

УТКА: Кря! Видеть это просто жутко!

КОШКА: Мяу! Дай лизну тебя немножко!

СВИНКА: Хрю! Как мне этот мальчик нравиться!

Он красивый, как и я. Он – свинья, и я – свинья!

(Муз. заставка)

Клоун 1: 

Вот так насмешили – чуть Колю не умыли!

Клоун 2:

Разве так надо утром вставать?

Разве так надо день начинать?

(Игра «Утро»)

ВЕДУЩИЙ:

Просыпайся!   (Просыпаюсь!)

Поднимайся!   (Поднимаюсь!)

Умывайся!      (Умываюсь)

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза.

Мойтесь уши, мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько.

Мойся, мойся, умывайся!

Зубы чистить собирайся!

Влево, вправо, вниз и вверх

Чисти зубы лучше всех!

Ребята, а как микробы попадают в организм?

(СЦЕНКА «Свинка чумазая»)

ВЕДУЩИЙ:

Ах ты, свинка чумазая,

Где ты лапки измазала?

Черные ладошки,

На локтях дорожки.

СВИНКА:

Я на солнышке лежала,

Лапки к верху держала.

Вот они и  загорели.

ВЕДУЩИЙ:

Ах ты, свинка чумазая,

Где ты носик измазала?

Нос черный, будто закопченный.

СВИНКА:

Я на солнышке лежала,

Нос к верху держала.

Вот он и загорел!

ВЕДУЩИЙ:

Ах ты, свинка чумазая,

Где ножки измазала?

Не свинка, а зебра –

Ноги, как у негра!

СВИНКА:

Я на солнышке лежала,

Пятки к верху держала.

Вот они и загорели!

ВЕДУЩИЙ:

Ну – ка! Берите мыло.

Мы ее ототрем.

Громко свинка кричала,

Как увидела мочало.

КОШКА:
Царапалась, как кошка.

СВИНКА:

Не трогайте ладошки!

КОШКА:

А ладошки отмылись!

СОБАКА:

Оттирали губкой нос, разобиделась до слез:

СВИНКА:

Ой, мой бедный носик

Он мыла не выносит!

СОБАКА:

А носик отмылся!

УТКА:

Оттирали полосы

Кричала громким голосом:

СВИНКА:

Ой, боюсь щекотки.

Уберите щетки!

УТКА:

А ноги отмылись!

ВЕДУЩИЙ:

Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

ВСЕ:

Это была грязь!

СЦЕНКА «СТО ОДЕЖЕК»

СОБАКА:

Лиф на байке, три фуфайки

На подкладке платьице.

УТКА:

Шарф на шее,

Шаль большая.

ВСЕ:

Что за шарик катиться?

КОШКА:

Сто одежек, сто застежек…

СВИНКА:

Слова вымолвить не может.

КОЛЯ:

Так меня закутали,

Что не знаю: тут ли я?

ВЕДУЩИЙ:

Как надо одеваться?    (По погоде)

ИГРА  «ТОПАЕМ – ХЛОПАЕМ»

Выберите слова для характеристики здорового человека:

Красивый             бледный           крепкий

Сутулый               румяный          подтянутый

Сильный              страшный         веселый

Ловкий                 стройный          хилый

В нашем классе медосмотр.

1. В нашем классе медосмотр.

3. Ну и что?

1. Стоматолог – это страшно?

Стоматолог:

Для кого?

4. Для того, кто чистит зубы кое – как,

2. Кто орехи разгрызает – вот чудак!

Стоматолог:

    Кто конфеты, пастилу и шоколад

    Ест на завтрак, на обед и просто так!

1. Вот хирург – и это страшно?

2. Для кого?

Хирург:

Для того, кто день за днем сидит крючком,

2. Кто не делает зарядку никогда.

3. По траве боится бегать босиком,

4. Говорит, что физкультура – ерунда!

1. Педиатр – а это страшно?

4. Для кого?

2. Для того, кто пить не хочет молоко.

3. Кто не любит солнце, воздух, спит полдня,

Педиатр:

Целый день кто у компьютера сидит,

На спортсменов в телевизоре глядит.

Все:

В нашем классе  - медосмотр!

1. Ну и что!

Все:

В нашем классе  - медосмотр!

Все:

В нашем классе  - медосмотр!

Все:

В нашем классе  - медосмотр!

(ВЫСТУПЛЕНИЕ  ЧТЕЦОВ)

1. Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно.

Только надо знать,

Как здоровым стать.

2. Приучи себя к порядку

Делай каждый день зарядку.

Смейся веселей –

Будешь здоровей!

3. Кто со спортом дружит,

О здоровье не тужит.

И живет сто лет.

Вот и весь секрет!

4. Рано утром умывайся

Ты холодною водой.

Чисти зубы непременно

Щеткой мягкою зубной.

5. Чтобы зубы не болели,

Вместо пряников, конфет,
Ешьте яблоки, морковку.

Вот вам дети наш совет.

6. Процедуры водные

Были всегда модные.

Не стесняйтесь, закаляйтесь

Обливаньем занимайтесь.

7. Вот неделя пролетела.

В баню нам идти велела.

Дружок, баню посети,

Тело мой до чистоты!

8. Убирайте комнату,

Чтоб она блистела.

В чистой комнате

Чистое тело!

9. После школы погулять

Непременно надо.

Кислородом подышать

И польза и забава.

10. С улицы домой приди

Быстро к крану подойди.

Детским мылом и водой

Руки тщательно помой!

11. Будем с солнцем дружить!

И с морозом дружить!

Чтоб здоровыми быть!

Чтобы радостно жить!

Праздник завершается веселой песенкой.



Предварительный просмотр:

Путешествие в космос.

Игровая программа для 2 класса.

Ведущий.     Звездочет.   Инопланетяне – 2.           Личности - 2      

Ведущий:

Внимание! Внимание! Говорит центр управления полетом. Работают все микрофоны космодрома. Сегодня с космодрома «Школьный» отправляется в межпланетное путешествие космическая эскадра. Любители приключений, отважные сердца стартуют с планеты Земля и устремятся к неизвестной не до конца освоенной планете Умная. На пути космических путешественников встретятся метеоритные дожди, черные дыры.

Я стою в дверях ракеты

Раздаю я всем билеты.

Есть для каждого билет –

Для веселого билет.

Для умелого билет.

Для отважного билет.

А для труса – места нет!

Внимание! Объявляется предстартовая готовность (Перекличка экипажей)

2 – «А» - Космонавтом хочешь стать –

                Должен много – много знать.

2 – «Б» - Любой космический маршрут

                Открыт для тех, кто любит труд.

2 – «В» - Только дружных звездолет

                Может взять с собой в полет.

2 «Г» -    Если в космос мы хотим,

                Значит, скоро полетим.

                Самым смелым буде наш

                Веселый, дружный экипаж.

12 апреля исполняется 50 лет со дня первого полета в космос. 12 апреля 1961 года  летчик – космонавт Юрий Алексеевич Гагарин впервые открыл космос для человека. С тех пор прошло много лет, отряд космонавтов насчитывает сотни покорителей космоса. Но, Гагарин – был первым!

Космонавт на борту не только пилот, Он выполняет разнообразные эксперименты: научные, технически, медицинские, наблюдает за Солнцем и Землей. Тренировка космонавта начинается с разминки. Мы тоже проведем предстартовую разминку.

Указательным пальцем правой руки прикоснитесь к носу и скажите: Нос! Еще! Еще!

Но, даже если я буду делать другое движение, вы должны выполнять приказ.

Лоб – лоб – лоб – ухо (показать подбородок)

Ухо - ухо – ухо – губы (показать шею)

Глаз – глаз – глаз – подбородок (показать нос).

Молодцы!

Экипажи, к космическому полету готовы? (Готовы)                                       

Экипажи, внимание! (Есть, внимание)

Подготовиться к старту! (Есть подготовиться к старту)

Задраить герметические люки! (Есть задраить люки)

Фиксировать ремни! (Есть фиксировать ремни)

Включить зажигание! (Есть включить зажигание)

Игра «Летим в космос»

  1. Приготовились! Начинаю отсчет. 5,4,3,2,1, старт! (звук ракеты)
  2. Потянуть рычаги управления на себя: У –у –у!
  3. Вот мы и в космосе! Открываем шторки иллюминатора (разводим руки – вжик – вжик!)
  4. Протираем стекла (Выразительные движения ладонью: ширх – ширх)
  5. Смотрим в иллюминатор (лицо вперед)
  6. Загораются звезды (Пальцы и кулачки в растопырку: чпок – чпок!)
  7. Летают астероиды, кометы (Взмахи правой – левой рукой: Вж – ж – ж!)
  8. А вот появились летающие тарелки (Указательным пальцем вращаем над головой: У – лю – лю!)
  9. Открываем люк (Двумя руками отодвигаем в сторону: Ш – ш – ш!)инки.
  10. Выходим в открытый космос. Невесомость! (Замедленно двигаемся)

Ведущий:

Тсс…Мы подлетаем к планете Радужных снов. Около нее нельзя шуметь. Даже космические корабли снижают скорость. Если мы сядем на нее, то никогда не сможем вырваться из ее сонных объятий. Нужно скорее высчитать точный курс движения. Давайте определим космическую широту.

Какое число получится если к количеству богатырей (33), которыми командовал дядька Черномор, прибавить количество гномов, у которых жила Белоснежка (7), Вычесть количество веселых поросят (3) и прибавить количество братьев Ивана – дурака (2) Ответ: 39.

Теперь определим космическую долготу.

К количеству месяцев, которых встретила в лесу падчерица (12,) прибавить количество козлят, которые остались дома одни (7) и минус количество сестер Крошечки – Хаврошечки (3). Ответ: 16.

Курс 39, 16! Продолжаем полет.

Я слышу позывные с другой планеты. У нас посадка.

(Появляются инопланетяне)

  1. Инопланетянин:

Здравствуйте, космические путешественники.

Мы рады, что вы заглянули на нашу планету. Эти карточки – не номера телефонов, а цифровое обозначение нашей планеты.

  1. Инопланетянин:

 Цифра соответствует букве алфавита. Отгадайте название нашей планеты: 2 – 10 – 14 и 2 – 16 – 14 (Бим – Бом)

  1. Инопланетянин:

Вы – умные ребята. Сразу видно, что вы любите математику и грамматику. На нашей планете тоже есть школы и предметы похожие на ваши.

  1. Инопланетянин:

Только называются они по - другому. Мы будем называть бимбомские предметы, а вы догадайтесь, какому вашему школьному предмету они соответствуют.

Плюсминусник – математика

Абевегедейка - русский язык

Картинотворение – изо

Мастерок – труд

Скокопрыг – физкультура

Ля – ля – фа – музыка

  1. Инопланетянин:

Бим – Бом – так принято прощаться на нашей планете.

  1. Инопланетянин:

Мы говорим вам Бим, а вы – Бом! (Уходят)

Ведущий:

До свидания, смешные и веселые бимбомцы! Нам с вами было интересно.

(Метеоритный дождь)

      Ребята! Кажется мы попали под метиоритный дождь. Что же нам делать? Нам может     помочь  знаменитый звездочет …….

(Входит Звездочет)

      Звездочет:

      Здравствуйте, путешественники. Я помогу вам, но вы должны отгадать мои загадки.

  1. Выйди ночью из ворот,

      Посмотри на небосвод –

      Ковш на небе светится,

            Большая…(Медведица)

  1. У Медведицы Большой

Есть соседка славная.

На нее она похожа

Медведица… (Малая)

  1. Если в небе ясно,

Заря едва погасла,

Взойдет на небе первой

Вся в облаках   (Венера)

  1. Этот образ – бог войны

Видим мы со стороны.

Как окраска красна

У планеты…(Марса)

    5.    Указать тебе маршрут

            Звезда готова в 5 минут.

            И на севере всегда

            Горит Полярная…(Звезда)

  1. В небе отыскать ее легко,

Словно бы пролилось молоко.

Всех вас в гости ждет когда – нибудь

Звездное скопление – Млечный… (Путь)

     7.   Круглая она, людей полна.

           Ее пашут, украшают.

           И сады на ней сажают.

           Путешествуют, живут.

           И песни о ней поют.  (Земля)

  1. Хвостик по небу летит,

Загорелся и блестит.

В атмосферу он проник,

Там почти погас и сник. (Метеорит)

Звездочет:

Молодцы! Справились с заданием! Счастливого пути!

(Подвижная игра)

Ведущий:

Мы уже летим, летим!

Чтобы успокоить маму,

С борта шлем мы телеграмму:

«Тренировочный полет

Замечательно идет.

Выполняется программа»

Ждет своих героев мама.

Как бы ни был путь далек,

Мы домой вернемся в срок!

(Тревожная мелодия)

Ой! Кажется, мы попали в черную дыру.

(Появляются мрачные личности)

  1. Личность:

    Ага! Вы попали на планету Плохого настроения. Я – Вредина.

  1. Личность:

  А я – Злюка! На нашей планете у всех плохое настроение, потому, что мы заражены вирусом «Каприз - 01»

Ведущий:

Ребята, надо спасать жителей планеты Плохого настроения. Нам поможет юмор, веселый смех и фантазия.

                                                                   Веселые вопросы:

  1. Что должен сделать будущий космонавт, если бабушка дала ему на завтрак манную кашу? (Съесть)
  2. С какой скоростью будущий космонавт должен залезть на шкаф, если он увидел мышь? (Не бояться)
  3. Сколько конвертов нужно взять в космос, чтобы хоть 1 раз в неделю писать письмо домой? (Письма из космоса не посылают)
  4. Сколько раз в день космонавты должны жарить яичницу, чтобы не остаться голодными?

                                                                   Веселые задания:

1. С помощью мимики жестов объяснить инопланетянам что: (изобразить)

- вы хотите купить 3 зайцев,

- вы хотите поливать цветы,

- вы хотите поиграть в футбол,

- вы хотите залезть на высокую гору.

      2. Изобразить инопланетное животное:

           - сюсипусик гребешковый

          - лямурчик длиннохвостый

          - карабясик игольчатый

          - манмарончик клыкастый

         - ханурик однорогий

(Пока готовят задания, вопросы для зрителей)

Объяснить выражения:

«Путеводная звезда» - тот, кто направляет.

«Звезда первой величины» - известный.

«Восходящая звезда» - начинает приобретать славу.

«Звездный час» - решающий.

«Хватать звезды с неба» - отличаться способностями.

«Между небом и землей» - неопределенное состояние.

«Как небо и земля» - очень не похожи.

«С Луны свалился» - не понимает, что происходит.

«Как с неба свалился» - внезапно возник.

Просмотр веселого задания.

Ведущий:

Вот мы и рассмешили жителей планеты Плохого настроения. Прощайте и не болейте!

А нам пора домой.

Земля! Земля! Как меня слышите? Перехожу на прием!

Земля:

Я – планета Земля. Я – Земля! Слышу  позывные отлично!

Я – Земля! Я – Земля! Космодром «Школярия – 2011» готов принять ваш корабль.

(Шум приземляюшегося корабля)

Ведущий:

Вот мы и дома. Наше путешествие окончено.

Итоги. Вручение грамот.



Предварительный просмотр:

Спасибо, букварь!

(Праздник для учащихся 1 – ых классов)

Участники:

Ведущие – 2            Буквы – 32                     Клоун  - 2           Буквомориха

Алеша                Чтецы – 6                       Алфавит             Закорюка

(На сцене огромная книга «Букварь», игрушки)

Ученица (поет на мотив песни «Голубой вагон»)

Книгу свою первую учебную

Класс с большим волнением открывал.

И странички букваря волшебные

Каждый первоклассник изучал.

    Скатертью, скатертью дальний путь стелется

    И упирается прямо в небосвод.

    Каждому, каждому в лучшее вериться.

    А денечки школьные все бегут вперед.

Знаем мы, друзья, не понаслышке –

Чудеса и вправду в мире есть.

Мы с тобой любые книжки

Сами запросто можем прочесть.

(На сцену выезжает поезд, в нем чтецы)

1.В поезд можете садиться.

      Этот поезд быстро мчится.

            От границы до границы.

      По степям до синих гор.

            На зеленый светофор.

2.   В школу он спешит сейчас.

      К нам на праздник в 1 – й класс.

           Опоздать нельзя на праздник –

      Это каждый знает.

      Мчится поезд – первоклассник,

      Скорость набирает.

  1. Так садись на скорый поезд

      И умчись от «А» до «Я»

      Нынче в школе славный праздник!

      Славный праздник Букваря!

  1. Мы в нарядах нынче новых.

      И у всех счастливый вид,

      Ведь сегодня мы досрочно

      Изучили алфавит!

                   (Поезд уезжает, под веселую музыку появляются клоуны)

  1. Клоун:

А вот и я!

     2.  Клоун:

А вот и мы!

1. Клоун:

Самый первый свой учебник

Класс с волненьем открывал.

Видно сказочный волшебник

Эту книгу написал.

  1. Клоун:

Вот – Букварь! Учит читать!

Его никак нельзя не знать.

Его изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Любую книгу прочитать

Без всякого труда!

  1. Клоун:

А вы знаете, сколько лет Букварю?

Ему – 400 лет!

2. Клоун:

Учились по нему и встарь.

Он – книга школьная – Букварь!

(Звучит заставка «Сюрприз», из книги выходит Алфавит)

Алфавит:

Кто с буквами дружить готов,

Ничуть не пожалеет:

Ведь столько умных, добрых слов

Он прочитать сумеет.

(Под мелодию «Азбука»из книги выходят буквы)

Алфавит:

Буквы от «А» до «Я», смирно! Гласные здесь?

Гласные:

Здесь!

«Е» - Гласные тянутся песенкой звонкой.

«А» - Могут заплакать и закричать.

«У» - В темном лесу могут звать и аукать.

«Ы» - И в колыбельке сестренку баюкать.

«Ю» - Но не желают свистеть и ворчать!

Алфавит:

А согласные здесь?

Согласные:

Здесь!

«С» - А согласные согласны

«Ш» - Шелестеть, шептать, шипеть.

«Ф» - Даже фыркать и свистеть!

«Т» - Но не хочется им петь!

Алфавит:

Буквы, которые не обозначают звуков, здесь?

      «Ъ» - Мы здесь!

 

«Ь» - Мы здесь!

(Идет перекличка алфавита)

«А» - А – начало алфавита.

          Тем она и знаменита!

«Б» -  Буква «Б» с большим брюшком

           В кепке с длинным козырьком.

«Ь» -  Мягкий знак живет беспечно.

           И без кепки ходит вечно!

«Ъ» -  А упрямый твердый знак

           Кепку носит только так!

«Р» -  Спать отправились подружки.

     

«В» -  Взяли пышные подушки.

         

 «Р» -   «эР» - одну!

«В» -  «Вэ» - сразу две!

«Г» -   Буквы «Гэ»,

«Д» -   «Дэ»

«Е» -   «Е»

«Ё» -   «Ё»

«Ж» -  «Жэ»   Все горюют о еже.

«Ё» -    Вечно думают: «Где Ёж?»

«З» -    На меня ты посмотри –

            Я совсем, как цифра «Три»

«Н» -   «эН» - надела поясок.

 «И» -   «И» надела поясок.

 «Н» -    Буква «эН» надела ровно.

 «И» -     Буква «И» - наискосок!

     

      «Й» -    Ты ей шляпу подари,

              Станет краткой бука «И»!

           

«К» -    Сигнальщик держит 2 флажка,

             С флажками он как буква «Ка»!

«Л» -    Я – буква «эЛ» - лесной шалаш.

«М» -   Взявшись за руки,  мы встали

             И на «эМ» похожи стали!

«О» -   Посмотри на колесо.

            Ты увидишь букву «О»!

«Ю» - Чтобы «О» не укатилось,

            Ее к столбику прибью.

            И получим букву «Ю»!

«П» -  На хоккее, на футболе –

           Буква «Пэ» - ворота в поле.

 «Э» - Буква «Э» на «эС» косится

           Словно в зеркальце глядится.

«Т» -  «Тэ» - в антенну превратилось.

           И на крыше очутилось.

«У» -  Удобная буква, удобно в ней то,

           Что можно на букву повесить пальто.

«Ф» - Всем известно без подсказки –

           Буква «эФ» - ключик от сказки.

«Х» - «Ха» - забавная игрушка,

          Деревянная вертушка.

«Ц» - Вот какая буква «Цэ»:

           С коготками на конце.

           Коготок – царапка,

           Как кошачья лапка.

  «Ч» - Ну, а буквы «Чэ»

         

 «Ш» - «Ша»

 

 «Щ» -  «Ща»

                     Что – то чистят сообща.

     

       «Ы» -   А бедняжка буква «Ы»

                 Ходит с палочкой, увы!

«Я» -  А вы знаете, кто я?

            Вы не знаете кто я!

            Я не только буква «Я»!

            Буква, слог и слово я!

Алфавит:

           «Якать» – очень не красиво!

           В строй сейчас же становись!

           В алфавите все важны,

           В алфавите – все нужны!

(Буквы строем уходят со сцены)

Сценка «Буква «Ш».

(Выходит мальчик Алеша, он очень зол)

Алеша:

Сколько этих букв в алфавите! Целых 33! И кто их придумал? Какой – то злой дядька.

Вот я бы придумал – 5, ну 10 букв! (смотрит в тетрадь) Не буквы, а закорюки! Опять за вас попало! Мама ругает, учительница твердит – «Старайся, Алеша, старайся!»

Самая противная  - буква «Ша»! Целых три палочки и хвостик. Не буду ее писать! И пусть буквы этой вообще не будет! (Волшебный звук)  …то это? Я спра…иваю,  …то со мной?

(Появляются Закорюка и Буквомориха)

Буквомориха (передразнивает):

…то со мной? …то со мной? Не понял?

Закорюка (кривляется):

Не понял! Не понял! Поздравляю, отныне ты не слышишь и не выговариваешь «Ш».

Буквомориха:

И буква тебе эта не нужна! Ты сам решил – уморил букву (смеется). Молодец!

Закорюка:

Мальчик, скажи, как тебя зовут?

Алеша:

Але..а! Ой, мамочки! (плачет)

Буквомориха:

 Вот чудной, исполнилось его желание, а он ревет!

Алеша:

Кто вы такие? Я бабу..ку позову!

Закорюка:

Бабушку?  Да хоть дедушку, хоть соседушку! Я – Закорюка! Как зыркну, такие закорюки нацарапаешь, никто не разберет!

Буквомориха:

А я – Буквомориха! Посмотрю – погублю все буквы. Никто не сможет ни читать, ни писать!           (поют)

Кабы буквы загубить  в букварях и книжках,

Не учились бы тогда глупые детишки.

Убежали бы от них, как от страшной жабы,

Вот хороший был бы миг! Кабы, кабы, кабы! (убегают)

(Песня «Двойка»)

(Выходят Алфавит и Клоуны)

       Алфавит:

       Вот так дела! Надо помочь Алеше!

  1. Клоун:

Как? Он провинился, а ему еще и помогать?

Алфавит:

Надо изменить его отношение к учебе, подружить с буквами.

  1. Клоун:

Надо выручать пропавшую букву «Ша». Без нее он читать и писать не сможет.

Алеша, попробуй вместо «Ш» сказать «С». Как тебя зовут?

Алеша:

АлеСа СыСкин.

1. Клоун:

Ну вот, уже ничего. А теперь с «Ф».

Алеша:

АлеФа ФыФкин!

  1. Клоун:

Тоже ничего. Как будто молочный зуб выпал.

(Алеша  плачет)

1. Клоун:

Подожди, не плачь! Припомни, как букву похитили?

Алеша:

Буквомориха и Закорюка спрятали ее в ме…ок.

Алфавит:

В мешок? Воспользуемся волшебной ручкой (пишет в воздухе)

Волшебной ручкой запишу я слово «Мешок» - такой, как с буквой «Ша»

      И вот он здесь – готово! (появляется мешок)

     Алеша:

     Ух ты! А повторить сможешь?

Алфавит:

Возможно. И даже всем вместе! Ребята, помогайте! (повторяют  2 раза, появляются еще 2 мешочка) раскидаем мешочки (Муз. зарисовка «Мешок»)  ( Буквомориха  и Закорюка  хватают  мешки, роняют. Алфавит  прячет  мешок с буквой)

Буквомориха:

Что такое? У меня двоится в глазах!

Закорюка:

А у меня – троится! В каком мешке буква? Поглядим! (открывают мешки, а там пусто)

Пусто! Отдавайте мешок с буквой! У – у – у! Как меня от злости скрутило! (кривляется)

Буквомориха:

 Не горюй! Я за нас постоять сумею (становится в позу).

Закорюка:

Ну что, постояла?

Буквомориха:

 Еще как постояла! Пусть они попробуют узел на мешке развязать!

(Алеша и Клоуны пытаются развязать мешок, не получается)

  1. Клоун:

Без помощи ребят нам не обойтись. Ребята, выручайте! Надо отгадать загадки о буквах.

Загадки о буквах.

  1. Какая буква ходит, раздув щеки? (Ф)
  2. Какие буквы похожи на гребешок? (Ш, Е)
  3. Какая буква ходит на цыпочках? (Д)
  4. У какой буквы глаза вылезли на лоб? (Ё)
  5. Какая буква похожа на очки? (В)
  6. А на трость? (Г)
  7. А на колесо? (О)
  8. Какая буква напоминает жука? (Ж)

Алеша (пробует развязать узел) Ничего не получается!

Буквомориха:

 И не надейтесь!

      Закорюка:

И буква наша, и мальчик – наш! (хихикают и потирают руки)

  1. Клоун:

Выполняем второе задание «Изобрази букву» Все встаньте и изобразите букву, которую я назову:   «Ка»,  «эЛь», «эФ», «эС», «У», «О», «Тэ»

Алеша, ну что, развязал мешок?

Алеша:

(пробует) Нет! Опять неудача.

(Буквомориха и Закорюка радуются, хлопают в ладоши и хохочут)

Алфавит:

Ребята, возьмите воображаемые ручки и напишем букву «Ша». Еще, еще раз, молодцы!

(Злодеи незаметно уходят)

Алеша:

(развязывает мешок, достает букву)

Ура! Они ушли, шумели, шкодничали, а теперь – ушли! Хороша буква «Ша»!

  1. Клоун:

Ура! Все буквы вместе снова.

Если взять большое слово.

Вынуть буквы раз и два!

  1. Клоун:

А потом собрать их снова.

Выйдут новые слова!

Игра «Собери слово»

(На сцене дети – буквы из слова «Букварь собирают новые слова)

БУКВА,   РАК,   РУКА,   КРАБ.

(Поздравление, вручение подарков)

(На сцене чтецы)

  1. Мы первую книгу свою прочитали.

Полезного, умного много узнали.

Спасибо тебе, наша первая книга.

За все, что дала нам, большое спасибо!

  1. Ты – книга первая моя.

Теперь читать умею я.

На свете много книжек есть.

Все книжки я могу прочесть!

  1. Смех и слезы, радость и печаль

За год довелось испытать.

            Но стараний наших нам не жаль,

Книги нам легко  теперь читать.

  1. Спасибо, Букварь, до свиданья!

А на следующий год.

            Наш Букварь других научит,

Тех, кто в первый класс придет!

(Песня и танец «Перемена»)

       1.Клоун:

          Мы с вами на празднике радостном были.

          И в буквах великие тайны открыли.

     

     2.  Клоун:

Кто выучил буквы – тот молодей!

А представленью пришел уж конец!

  1. Клоун:

Прощайте! Прощайте!

И нам уж пора!

  1. Клоун:

Учись на «отлично»

Всегда, детвора.

 (Заключительная песня)



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 –

«Школа здоровья и развития»

«Согласовано»       «Согласовано»       «Рекомендовано»       «Утверждаю»

Зам. директора        рук. МО                   НМС                            Директор школы

по УВР                      протокол №___      протокол №___          приказ №______

___________             от____________       от ____________         от _____________

_____________          _____________        ______________           _________А.И. Зубарев

Рабочая программа образовательного курса

Мастерская «В стране признанных талантов» (Основы театральной культуры)

для учащихся 1- х  классов

Рассчитана на 33 часа.

                                           

                                                                                      Учитель:

                                                                                         Тернова Л. Н.

                                             

г. Радужный.

2012 - 2013 г.

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая модифицированная программа «Мастерская «В стране признанных талантов» (Основы театральной культуры)» для 1 классов  составлена на основе:

1.  Программы факультативных курсов по искусству для образовательных школ (Москва, «Просвещение» 1991г.)

2. Решения коллегии Министерства образования № 11/1 от 24. 05.95г.

3. Методических рекомендации заведующей лабораторией театра ИЦЭВРАО, кандидата педагогических наук  А. Ершовой;  кандидата филологических наук ИЦЭВРАО

Е. Чухмана; члена режиссерской группы Московского школьного театра И. Артемова; театроведа, ведущей рубрики «Билет в театр» газеты «Начальная школа» А. Михайловой.

  Средством реализации рабочей программы является модифицированная программа, состоящая из авторской программы дополнительного курса «Театр» в начальной школе

И. А. Гавриловой М. Баласс, Изд. Дом РАО, 2005г. (Образовательная система «Школа 2100») и авторской программы «Основы театральной культуры для 1 – 4 классов»

 Л. Н. Терновой, педагога – организатора МОУ СОШ № 5, утвержденной НМС школы в 2002 году и успешно реализуемой.

 Количество часов по программе: 33

Задачи 1 ступени образования:

   Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования как ориентацию образования  не только на усвоение  обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных, созидательных способностей.

   Федеральный компонент начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и выдвигает одну из основных целей:

  1. развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

   Эмоциональное раскрепощение ребенка, снятие зажатости, развитие навыков произвольного поведения, обучение чувственности, сопереживанию, художественному воображению у младших школьников решается через театрализованную деятельность.

  Анализ средств и способов воздействия театра на учащихся позволяет сделать вывод, что занятия театральным искусством будут способствовать более полноценному, разностороннему и целостному эстетическому развитию школьников, развитию созидательных способностей, устойчивого противостояния таким негативным социальным проявлениям, как насилие, аморальное поведение и др.; воспитанию нравственных и эстетических чувств.

  Вынесение этих занятий во вторую половину дня помогает избежать перегрузки учащихся при освоении обязательного перечня учебных предметов.

  Поскольку театр не входит в минимум образовательного госстандарта, нет программы  по театральной культуре для общеобразовательных учреждений, возникла необходимость в разработке модифицированной программы «Мастерская «В стране признанных талантов» (Основы театральной культуры)»  

Для ее составления были использованы:

- методические рекомендации для учителей И.А. Генералова «Театр»;

- «Методика и организация театрализованной деятельности», Э.Г. Чурилова;

- «Театрализованные игры в школе», Ю.В. Колчеев;

  Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, их эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и построена по принципу нарастающего уровня сложности – от игр  через импровизации к сценическим постановкам, основанным как на литературном материале, так и на придуманных детьми историях.

  1. она позволяет расширить образовательную область «Искусство» и представить ее целостно;
  2. дает возможность эффективно  решать задачу общего развития ребенка, в т.ч. развития его психических процессов;
  3. ориентирована на творческую работу учащихся,  учителя и ученика, их взаимную зависимость, творчество и сотворчество.

  Данная программа относится к системе дополнительного образования младших    

школьников и реализуется через дополнительные занятия, оказывая положительное влияние на развитие детей. Преемственность учебной и внеурочной театральной деятельности проявляется при изучении учебных дисциплин, в использовании нестандартных форм проведения учебных занятий, в организации внеурочной (досуговой) деятельности.

   Программа курса «Мастерская «В стране признанных талантов» (Основы театральной культуры)» рассчитана на 1 год занятий в группе  учащихся с расчетом 1 час в неделю. В конце полугодия педагог дает индивидуальную качественную характеристику ученика.

Цель программы: 

  Опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала учащихся, создавать условия для воспитания в них нравственных и эстетических чувств;

развитие личности школьников и способности их к творческому самовыражению  посредством занятий театральным творчеством, формирование положительного отношения к театральному искусству, активизация мыслительных процессов,    воображения, художественно - образного мышления, успешная самореализация и адаптация учащихся;

освоение сложных театральных понятий через игру;

овладение основами актерского искусства, опытом практической деятельности по созданию театральных образов (при помощи различных видов кукол и «вживую»), способами объективной оценки своей и чужой работы, навыками общения и коллективного взаимодействия;

воспитание эмоциональной отзывчивости, нравственных и эстетических чувств, зрительской культуры.

          Задачи программы:

Обучающие:   

-  обеспечить учащихся знаниями в области театрального искусства, познакомить их с историко-культурным наследием;    

-  сформировать познавательный интерес к театральному искусству, научить определенным актерским приемам и навыкам.

-  познакомить с различными видами театральных кукол и научить создавать кукольные  

представления.       

Воспитательные: 

-  формировать положительную мотивацию детей к театральной деятельности;

-  помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

-  воспитывать у школьников способность эмоционально воспринимать и оценивать нравственную суть поступков героев произведений.

-  способствовать формированию у школьников системы ценностей, идейно - эстетических взглядов, вкусов и мировоззрения;

-   воспитывать зрительскую культуру.     

Развивающие:

-   развивать личностные качества ребенка: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; его творческую индивидуальность.  

-   формировать потребности в самопознании, саморазвитии.

Компетенции формируемые в курсе: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

   На занятиях театральным искусством формируются умения воспринимать окружающий мир через призму театрального искусства; объединять театральные произведения по видовым и жанровым признакам; создавать различные модели сценических образов; решать сценические задачи на уровне простых  актерских приемов и проявлять оригинальность при их решении; создавать творческие работы на основе собственного замысла. Формируются навыки учебного сотрудничества, сотворчества в коллективных работах и в работах с партнером; навыки управления и создания образов при помощи театральных кукол.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии

  Приход ребенка в школу означает вступление в новый возрастной этап – младшего школьного возраста и в новую ведущую деятельность – учебную. Но игра для детей начальной школы остается очень важной. Именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной.

  В основе сознательного акта учения в системе развивающего обучения лежит способность к продуктивному творческому воображению и мышлению. Именно они определяют развитие творческого потенциала человека.

  Готовность к творчеству формируется на основе развития таких качеств, как внимание и наблюдательность, воображение и фантазия, смелость и находчивость, умение ориентироваться в окружающем мире, произвольная память, умение согласовывать свои действия с партнером и др.

  Иными словами театральные занятия не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах – в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов психологической готовности к школьному обучению. 

  Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, природы, культурных ценностей), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

В основу разработки данной программы легли:

  1. Теоретические идеи и принципы технологии развивающего обучения:
  1. принцип успешности; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием, в том числе и наиболее слабых учащихся;
  2. принцип сохранности психического и физического здоровья детей;
  3. принцип развивающего и творческого образования и воспитания ребенка. Работа в «зоне его ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому).
  4. принцип «природосообразности» –  учитывание потребностей и особенностей учащихся данной возрастной группы;
  5. принцип инкрустации – создание целостного урока, где переплетаются разные виды искусства.
  1. Принципы обучения советского режиссера К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда, психолога Л.С. Выготского:
  1. система «Искусство переживания» - целенаправленная и систематическая работа над развитием творческих способностей, индивидуальности, сценической выразительности, правильного ощущения в сценическом пространстве;
  2. система биомеханики В.Э. Мейерхольда «Искусство  представления» - воспитание критического восприятия речи, необходимость научить детей не только говорить, но и чувствовать (динамика языка речи и тела);
  3. принцип веселого сотворчества (по Л.С. Выготскому) – учить серьезным вещам весело. Изучение детей в деятельности (объективность, динамичность, разносторонность);

Отбор содержания программы продиктован необходимостью получения новых сведений в области искусства как нового учебного предмета, а также ограниченными

социокультурными возможностями северного города, далекого от культурных центров страны.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

  1. системность,
  2. объективность,
  3. научность,
  4. проблемность,
  5. последовательность.
  6. доступность,
  7. увлекательность,
  8. нестандартность.

Особенность выбора содержания материала программы – опора на изучаемый материал по учебным предметам и использование его в качестве творческих заданий.

Основные формы организации учебного процесса: 

  1. занятие
  2. практическая групповая и индивидуальная работа
  3. репетиции
  4. спектакли и театрализованные представления.
  5. посещение театральных постановок,  экскурсии.

Формы текущего контроля знаний, умений и навыков

В условиях безотметочной системы оценивания контроль за усвоением учебного материала осуществляется:

  1. при устном ответе
  2. при выполнении творческих работ
  3. при выполнении практических работ (рисунки, создание куклы,  декорации, реквизита, задания по созданию гриммасок и. т. д.)
  4. во время дискуссий, оценивания работ.

     Подводя итог занятия, учитель должен дать оценку деятельности всего коллектива, выделяя особо отличившихся;  дать возможность самим учащимся оценить свою и чужую деятельность.

     Показателем совместного творчества учителя и учащихся является большая общая работа – спектакль, урок-подарок и т.д. при подготовке которого,  у детей формируется осознанное требование к своему исполнению и творчеству своих товарищей, развивается потребность совершенствовать качество своего исполнения. Кроме того, участие  детей в спектакле доставляет им радость, удовольствие, удовлетворение, повышает их самооценку и зрительскую культуру.

В течение года готовиться показательное занятие:

-  спектакль (кукольный или «вживую»)

-  выставка работ (афиши, рисунки, элементы декорации, изготовленные куклы)

Календарно – тематический план.

№ п/п

Тема

Количество

часов

В том числе на

уроки

практические

контрольные

(итоговые)

экскур

сии

проект    

     и     исслед.

1

Голос как инструмент

эффективного воздействия на окружающих.

15

11

9

1

1

2.

Детский театр

«Мир игрушки»

6

7

6

1

3

Детский театр

«Волшебные пальцы»

12

6

5

1

Итого: 33 часа

Учебно-тематический план.

Количество часов: 33

№ п\п

Перечень тем и разделов

Время на

обучение

Виды и формы учебной деятельности

Практическая

 работа

Формы и виды контроля

Точки

контроля

Голос как инструмент эффективного взаимодействия  на окружающих

15 час.

На каждом уроке проводится тренинг в дыхании, артикуляции, коррекции дефектов речи, развитии общей координации, пластики, речевые игры

1.

Дыхание и голос

Их взаимодействие

Игры с предметом

1нд.

- Урок-путешествие

в мир театра.

- Беседы:

«Что есть театр?»

«Дыхание – основа речи»

-  в\с «Давай, давай!»

- Упражнения и игры

на внимание:

«Кто, что, где?», «Руки – ноги»

- Упражнения дыхательной

гимнастики

«Свеча», «Упрямая свеча»

- Игры с предметом (палка)

Вводный

контроль


Наблюдение за работой учащихся

Речевое

дыхание

2.

Артикуляция

Дикция

2 нд.

Урок  - игра

- тренинг

с зеркальцем

Упр. в артикуляции зеркальцем) «Веселый пятачок», «Жало»

- Чистоговорки

- Игра с предметом

(палка, мячик)

Текущий

контроль

Наблюдение

Анализ и высказывание

Свобода звучания (мягкая атака)

3 – 4.

Высота звука

Диапазон

3- 4 нд.

Урок  - игра

«Секреты

Волшебницы речи»        

- Упражнения в дыхании, артикуляции «Жало», «Маятник»

- Упражнения на развитие

диапазона «Жабы», «Дождик»

- Общеразвивающая игра

«Руки – ноги»

Текущий

контроль


Наблюдение

Диапазон

Речевое

дыхание

5 - 6

Темп. Темпоритм.

Внутренний ритм.

Изменение ритма.

Техника падения

5 – 6 нд.

Урок -  игра

«Секреты

Волшебницы речи»        

- в/с  «Рыбак» 

- Тренинг «Темпоритм»

- Игры с ритмическим движением: «Мишка», «Обезьянки»

- Игры в стихи  и со с стихами: «Бычок», «Коза»

- Этюд «Рыбак»  Этюд «Лужа»

Текущий

контроль

Творческая работа

Анализ

и обсуждение

Внутренний ритм

Техника

падения

7 - 8

Тембр

Связь тембра и голоса

7- 8 нд.

Урок – игра

«Секреты

Волшебницы речи»        

- Тренинг «Диапазон»

- Игры – подражания

- Зарисовки: «Чей голос?»

Текущий

контроль

Творческая работа

Диапазон

Тембр

9 - 10

Тон. Интонация

Виды интонации

Мир настроений и чувств

Эмоции

9 - 10 нд.

Урок – игра

«Секреты

Волшебницы речи»        

- Тренинг «Диапазон»

- Игра «Веселые стихи»

- Речевые игры «Сочинялки»,

 «Эхо», «Шорохи»

- Игры – подражания «Узнай

меня», «Какой я?», «Кто я?»

Текущий

контроль

Творческая работа

Анализ и обсуждение

Диапазон

Тембр

Тон

11.

Мелодика речи

Гибкость голоса

Ассоциации

11нд.

Урок – тренинг

- Тренинг «Тембр», «Тон»

Речевая игра:«Капризуля»

- Ритмическая игра с пением

«Колокольчики»

- Ритмический этюд «Дин – дон»

- Игра «Ассоциации», «Зоопарк»

Текущий

контроль

Творческая работа

Интонация

Диапазон

Передача эмоций

голосом

12 – 13.

Мускульная свобода

Обаяние. Осязание

12 - 13 нд.

Урок – игра

-. Тренинг «Слово и чувство»

- Этюд «Марионетка»

- Зарисовки на тему «Релаксация»

- Подготовка к итоговому уроку.

Текущий

контроль

Работа в парах

Мускульная свобода

и зажим

14

Итоговый урок

14 нд.

Урок – путешествие

в лес

 Тема «В лесу» (Изображение животных, птиц, растений…)

Итоговый урок

Анализ

и обсуждение

15.

Урок - экскурсия

15 нд.

Урок - экскурсия

Посещение новогоднего спектакл.

Детский театр

 «Мир игрушки»

6 час.


На каждом уроке проводится тренинг в дыхании, артикуляции, мышечном разогреве, двигательной и пластической выразительности, в импровизации.

1.

Театр и зритель

Культура зрителя

16 нд.

 Урок – игра

«Билет в театр»

-Беседа

«Я иду в театр»

в/с «В театре»

- Работа по пособию (стр. 10)

- Тренинг «Я иду в театр»,

«Культура зрителя»

- Зарисовки «Потерял билет», «Опоздал в театр»

Вводный

контроль


Наблюдение  

Анализ и

обсуждение

Поведение

в театре

2.

Театр игрушки

Фантазия как рождение

новых идей

17нд.

- Урок - путешествие в мир игрушки

- Показ учителя «Старушки»

- Зарисовки – образы игрушек: «Роботы», «Матрешки», «Кукла», «Самолет»

-Драматизация стихов А. Барто.

- Слушание музыки

Б. Кабалевский «Кукла заболела»

Текущий

контроль


Творческая работа

Сценическая правда

создания

образов-игрушек

3

Настольный театр  игрушки. Декорация.

Воображение как видение мира.

Экскурсия в ГДДТ

18  нд.

Урок-путешествие

на поезде.



Урок – экскурсия.

 

- Зарисовки – образы

- Драматизация сказок «Колобок», «Теремок» (настольный театр)

- Создание этюдов

«Я – заяц…» (игрушки)

Текущий

контроль

Анализ и

обсуждение

Приемы

создания

настольного театра

4.

Настольный театр картинок. Его виды.

Книжка – театр

19 нд.

Урок-игра

Изготовление декораций и персонажей. Создание  и показ сюжетов

- Импровизация

- Отрывки из сказок «На болоте», «Зимовье зверей», «Репка»

Текущий

контроль

Анализ и

обсуждение

Приемы

создания

настольного театра

5.

Настольный театр объемных игрушек.

Театр оригами

20 нд.

Урок - игра

- Создание сюжетов к сказкам «Заяц - хваста», «Заяц и Петух»

- Изготовление персонажей способом оригами.

- Этюд «Капитан» (с использованием поделок из оригами) 

Текущий

контроль

Анализ и

обсуждение

Приемы

создания

настольного театра

6.

Музыка – средство создания образа.

Фантазия и воображение.

21нд.

Урок - фантазия

- в/с «Мохнатики»

- Создание образов на основе музыкальных отрывков с помощью игрушек, рук, тела.

- Игра «Я танцую героя» (огонь, листочек, цветок)

Творческая работа

Анализ и

обсуждение

Оценка и

самооценка

Приемы

и способы создания

образа

Детский театр

«Волшебные пальцы»

12 час.


На каждом уроке проводится тренинг упражнений дыхательной, артикуляционной, разогревающей гимнастики. Использование упражнений на развитие пластичности, координации движений, фантазии и воображения.

1.

Пальчиковый театр.

Сказка «Братцы – пальцы». Сказка «Репка» 

22 нд.

Урок  - спектакль

Сказка «Братцы – пальцы» (учитель или подготовленные уч. – ся)

- Игры - сочинялки в парах.

- Изгот. персонажей пальчикового театра (пособие стр.12-13)

- Драматизация сказки «Репка»

Текущий

контроль

Анализ и

обсуждение

Приемы

создания пальчикового театра

2.

Игрушки – топотушки.

Театр рук

23 нд.

Урок-игра

- Минисценки с использованием игрушек – топотушек.

- Драматизация «Колобок», «Курочка-Ряба» Речевые игры.

Текущий

контроль

Работа в

творческих группах

Приемы создания театра игрушек-топотушек

3-4.

«Варежкин театр». Декорация.

Приемы создания декорации (ширма для театральных постановок)

24 - 25 нд.

Комбинированные уроки

Работа по пособию (стр. 14-16 )

- Драматизация «Лиса и Заяц», «Заяц и Ворона», «Хвосты»

- Упражнения в пластике

«Изображаю героев сказки»

Текущий

контроль

Творческая работа

Анализ и

обсуждение

Приемы

создания «варежки  

    ного»

театра 

5 - 7

Создание спектакля на

основе знакомой сказки

с элементами творчества

(изменение сюжета, ввод новых героев)

26 - 28 нд.

Урок - репетиция

Выбор сказки,

распределение ролей.

- Индивидуальные и

коллективные работы учащихся над сказкой.

- Работа над образами, речью,

декорациями.

Текущий

контроль

Творческая работа

Образы (речь и характер)

8 - 11

Подготовка итогового спектакля.

29 - 32 нд.

Репетиции.

- Объединение частей спектакля в единое целое. Завершение работы.

Текущий

контроль

Творческая работа

Образы (речь и характер)

12.

Спектакль

«Старая сказка на новый лад»

33 нд.

Итоговый

Урок - спектакль

Показ  сказки (в новой трактовке) для гостей (родителей, воспитанников ГПД, учащихся школы)

Анализ и

обсуждение

Итоговый контроль

Образы (речь и характер)

 Работа по пособию  И. А. Генераловой «Театр»

                                Содержание учебного предмета




Название темы


Содержание темы

1


Голос как инструмент эффективного взаимодействия  на окружающих (15 час)

 

 Дыхание – основа речи. Сценическая речь и ее особенности (громкость, темп, тембр, тон). 

Интонация. Виды интонации. Речевая культура человека. Речевые игры, игры в стихи и со стихами.

Творческие задания на развитие слухового внимания и речевого слуха.

2

 Детский театр

«Мир игрушек» (6 час.)

Виды настольного театра (театр игрушки, картинок, книжка-театр). 

Театр теней, силуэтного вырезания, оригами.

Мускульная свобода и релаксация.

Творческие задания развивающего характера.

3

Детский театр 

«Волшебные пальцы»

 (12 час.)

Пальчиковый театр. Игрушки – топотушки.

«Варежкин театр». Декорация, реквизит.

Инсценировка, драматизация, создание нового сюжета на основе старого.

Всего 33 часа

Планируемые результаты к концу учебного года.

Знать/понимать

  1. знать и распознавать основные  виды настольного театра
  2. знать не менее 20 скороговорок и чистоговорок
  3. знать и выполнять правила зрительской культуры
  4. понимать и знать театральную терминологию

Уметь

  1. уметь воспринимать окружающий мир и произведения театрального искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные жанровые признаки, анализировать результаты сравнения;
  2. владеть комплексом актерского разминочного тренинга (включая три вида дыхания)
  3. уметь подбирать рифму к словам, пользоваться всеми средствами и приемами речи,  произносить скороговорки;  
  4. уметь произносить текст, правильно расставляя логическое ударение; строить диалог с партнером;                        
  5. уметь строить диалог между героями в заданных обстоятельствах, с партнерами; сочинять и обыгрывать монологи от имени сценических образов  
  6. уметь равномерно распределятся на сцене, двигаться в различном темпе не сталкиваясь друг с другом
  7. уметь моделировать свое поведение, свои действия с партнерами
  8. уметь владеть своим телом, создавать пластические импровизации под музыку и находить оправдание заданной позе в простом этюде
  9. уметь менять свое отношение к предмету, месту действия, обстоятельствам, партнеру; выбирать способ решения сценической задачи на уровне простых этюдов и импровизаций;
  10. уметь управлять куклами настольного театра, обыгрывать сценические истории с помощью игрушки, импровизировать на темы знакомых произведений, сочинять и воплощать их в этюды, новые сюжеты;  
  11. изготовлять простые куклы, элементы декорации, костюма, реквизит
  12. проявлять оригинальность при  решении сценических задач, создавать творческие работы на основе собственного замысла.

Общие методические рекомендации по организации

учебной деятельности учащихся.

  1. Занятия проводятся с детьми без какого - либо отбора. Зал для занятий просторный, регулярно проветриваемый. Предполагается наличие сцены, объемных мягких модулей различной формы, технических средств.
  2. Форма одежды  облегченная, обувь мягкая.
  3. Продолжительность занятия 1 раз в неделю 25 минут. Индивидуальная работа и репетиции проводятся 1-2 раза в неделю 20  минут.
  4. Занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих упражнений, тренингов, зарисовок, этюдов, игр, направляемых на развитие способностей детей.
  5. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих активного поиска в занимательной и интересной форме.

Методическое обеспечение учебного процесса:

(Ведущие методы, приемы, технологии)

  Содержание программы направлено на развитие ребенка и обусловливает  его потребность в познании, переживании и находит эмоциональный отклик на все, что происходит в процессе учебной деятельности. Это является типичным признаком методики развивающего обучения, а именно: обеспечение не только усвоения знаний, но и развитие школьников, вовлечение в сферу эмоциональной, интеллектуальной, эстетической деятельности.

Оно потребовало применения многогранности методов, приемов и средств обучения.

Методы:

  1. словесные (передача информации);
  2. наглядные (наблюдения, демонстрации, просмотр видеоматериалов, профессиональных и самодеятельных спектаклей);
  3. практические (разнообразные упражнения, творческие задания);
  4. метод сопоставительного анализа;
  5. театрально-игровой метод

Театрально-игровой метод реализуется при помощи:

  1. общеразвивающих игр и упражнений, включенных в театральный тренинг (готовят к творческой деятельности, способствуют быстрой адаптации);
  2. сюжетно-ролевых, подвижных, занимательных игр (мотивируют познание окружающего мира, формируют навыки и умения);
  3. упражнений и речевых игр (активизируют речевой аппарат, формируют речь, развивают память, интеллект, учат вести диалог, развивают правильное дыхание);
  4. комплексных ритмических, музыкальных, пластических зарисовок, этюдов, игр (активизируют двигательные способности, развивают пластическую выразительность и импровизацию, развивают умение владеть своим телом);
  5. специальных театральных игр, творческих задач (развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и здравомыслящему человеку; готовят к тонкому восприятию различных видов искусства);
  6. импровизаций, игр-перевоплощений, игр-подражаний (развивают умение с помощью воображения, фантазии изменить свое отношении, поведение, оправдать позу или действие нафантазированными причинами);
  7. инсценировок, игр с куклами разных видов, игр-драматизаций, постановок (развивают многие качества, необходимые для участия в спектаклях, реагировать на поведение партнеров, поощряют попытки детей уйти от стереотипов, будят творческую фантазию, воспитывают коллективизм).

Приемы:

  1. организации и самоорганизации;
  2. стимулирования и мотивации;
  3. разнообразные приемы контроля.

Средства:

  1. организация поисковой деятельности (оптимальный способ решения задачи)
  2. учебного процесса;
  3. проблемного изложения;
  4. взаимных консультаций;
  5. коллективного обсуждения результатов;
  6. технические.

                                                                      ЛИТЕРАТУРА

Список литературы для учителя

  1. И. А. Генералова  «Театр» Методические рекомендации для учителя Изд. «Баласс», Москва, 2005 (обязательная)
  2. Альянский Ю.Л. Азбука театра, Ленинград, 1996 (обязательная)
  3. Кренке Ю.И. Практический курс воспитания актера, Москва, 1994 (обязательная)
  4. Колчеев Ю. В. Театрализованные игры в школе, Москва, Школьная пресса, 2000 (обязательная)
  5. Иванцов Л. Д. Мир кукольного театра, Ростов – на - Дону, Феникс, 2002 (обязательная)
  6. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, Москва, Владос, 2003 (дополнительная)
  7. Энциклопедия юного зрителя под редакцией Минина Т.П. Москва, 1995 (дополнительная)
  8. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники, Л.    

      Искусство, 1967 (обязательная)

Список литературы для учащихся

  1. Генералова И. А. Театр. Учебное пособие для дополнительного образования  Москва, Изд. Баласс, 2004 (дополнительная)
  2. Поиграем, помечтаем. Сборник упражнений под редакцией Сажиной Т.Ю., Москва, Изд. Эйдос, 1994 (дополнительная)
  3. Детская энциклопедия «От А до Я» под редакцией Полякова В.К., Москва, ЗАО «Аргументы и факты», 2001 (обязательная)
  4. Стрельцова А. Е. Литература и фантазия, Сборник произведений классической и современной поэзии, Москва, Просвещение, 1992 (дополнительная)

     5.   Я познаю мир, Детская энциклопедия, Театр, М, Изд. «АСТ», Изд. «Астрель», 2000

  (дополнительная)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова»  для   5  класса...

Организация внеурочной деятельности средствами театрального искусства и музейной педагогики

Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации является организация занятий по направлениям внеурочн...

Программа внеурочной деятельности «Школьная театральная студия на английском языке»

Театр на английском - это не только раскрытие творческого потенциала, но и стимул к изучению языка, создание атмосферы успеха.Данная программа успешно реализуется на базе нашей школы с 2016 года. В ра...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для  1-5 классов....

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для  5-6 классов. 34 часа....

Программа внеурочной деятельности “Музыкально-театральная мастерская «Волжане»”

Модуль программы внеурочной деятельности“Музыкально-театральная мастерская” предназначен для активного приобщения детей к миру искусства посредством детского музыкального театра как формы ...