Организация внеурочной деятельности средствами театрального искусства и музейной педагогики
статья на тему

Трошина Надежда Яковлевна

Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации является организация занятий по направлениям внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме учебной на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач  воспитания и социализации обучающихся. Содержание внеурочной деятельности обучающихся  должно  учитывать достижения мировой культуры, соответствовать  российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям региона; содержанию основного общего образования…

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие в самых разных  формах, в том числе в форме  экскурсии, культпохода и многих других. Это то, что  занимает особенное место в  моей педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности средствами театрального искусства и музейной педагогики

           Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации является  организация занятий по направлениям внеурочной деятельности .

          Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме учебной на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач  воспитания и социализации обучающихся.

         Содержание внеурочной деятельности обучающихся  должно  учитывать достижения мировой культуры, соответствовать  российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям региона; содержанию основного общего образования…

          Основным преимуществом внеурочной деятельности является   предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие в самых разных  формах, в том числе в форме  экскурсии, культпохода и многих других. Это то, что   занимает особенное место в  моей педагогической деятельности.

           Советскими психологами, в первую очередь Л. Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым, Л. Якобсоном, достаточно всесторонне и глубоко проанализировано и экспериментально подтверждено влияние театра на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое; Помимо вышеуказанных функций театр также выполняет информационную задачу - он знакомит зрителей с культурой и традициями прошлого, причем, делает это более наглядно и позволяет полностью погрузиться в эпоху, формируется зрительский опыт, расширяется круг литературных интересов, обогащается мир эмоций.

          Мои ученики  посещают в течение года все театральные спектакли, поставленные на основе  произведений русской и иностранной  литературы в ТЮЗе, театре им. Качалова, им. Тинчурина, оперы и балета им. М. Джалиля.

         Посещение театра сопровождается  не только обсуждением, но и обращением к истории театра, сценической жизни пьесы, театральной критики, итоговым сочинением-рецензией, цель которого закрепить театральное впечатление, придать им целостный характер.

              Кроме того в своей  педагогической  деятельности использую   музейную педагогику. В данном учебном году для моих  учеников была организована экскурсия «Казань литературная». Мы посетили места, связанные с жизнью и творчеством русских писателей: Г.Р.Державина, А. Н. Радищева, С. Т. Аксакова, А.С. Пушкина, Е.А.Баратынского, Л.Н.Толстого, А.И. Герцена, В. Г. Короленко,  И.А. Гончарова, В. Маяковского, Алексея Толстого, М. Горького, М. Джалиля, Е. Евтушенко…  Планируем посещение литературных музеев. И опять,  это не столько посещение, сколько  материал для дальнейшей проектной и исследовательской деятельности школьников.

          Учитывая специфику литературы как образного отражения действительности,  невозможно не прийти к  выводу, что школьное изучение литературы как самостоятельного учебного предмета не может осуществляться  без привлечения смежных видов искусства, поэтому естественно использование на уроках   произведения живописи,  музыки. Это позволяет углубить представление школьников о специфике литературы как искусства слова, расширяет эмоциональные опыт, обогащает устную и письменную речь, расширяет эстетический кругозор.

         Поэтому в ходе  внеурочной деятельности  нередко посещаем музеи живописи: музей изобразительного искусства, художественные выставки в Казанском филиале Эрмитажа.

            Посещение театров, экскурсий побуждают школьников  читать литературные произведения.  Изучая в 11-м классе личность и творчество Марины Цветаевой, был организована культпоход в театр имени Качалова на просмотр моно-спектакля о жизни и творчестве  поэтессы . Это  мероприятие  легло в основу коллективной выставки, рассказывающей о судьбе и творчестве Марины Цветаевой, викторины, связанной с жизнью и творчеством, побудила к дальнейшему изучению ее произведений.

            Однако внеурочная деятельность должна быть регламентирована, что  создает определенные неудобства. Как  уложить  экскурсии, посещение театров  в    рабочую  программу?  

    Между посещениями театров  , на  первых занятиях  можно ознакомить школьников  с видами театрального искусства, с историей казанских театров, их местоположением в городе, с  расположением  театральных помещений.  Проводить  лексическую работу с  театральной терминологией:   либретто, партер, амфитеатр, ярус, ложа, бельэтаж, антракт, акт, сцена, мизансцена и прочее. Перед посещением музыкального спектакля  познакомиться с  именем  автора данного произведения, литературным источником,  с  либретто.

          Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижения планируемых результатов освоения основной  образовательной программы  общего образования (личностных,  метапредметных, предметных). Но в первую очередь – это достижение  личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику  внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не  столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать   решения и др.

              Результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний,  понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой вне  школы.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

         Итак, приобщение школьников к искусству театра, другим видам искусства, музейной педагогике  способствует достижению  трех уровней результатов  и является важнейшей и перспективной особенностью развития современной педагогической теории и практики, так как ориентируется на социальный заказ, который отражает потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи на основе критического анализа ситуации и формулировать новые перспективные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование социальной компетентности учащихся средствами искусства и музейной педагогики"

Школьнику на современном этапе необходимо развивать навыки самостоятельного поиска информации; умение ставить цели и их реализовывать; работать в группе, развивать аналитическое мышление; формировать ...

Программа внеурочной деятельности по театральному искусству.

Методические разработки школьных праздников...

Цикл занятий внеурочной деятельности по теме "Искусство кино как средство воспитания толерантности"

Данный материал может быть полезен для учителей культурологических дисциплин и педагогов-организаторов. Эта разработка является приложением к дипломной работе по теме  " Межкультур...

Организация внеурочной деятельности, английский язык. Театральная студия.

Материал публикации "Организация внеурочной деятельности, английский язык. Театральная студия." может быть использован учителями английского языка для внеклассной работы с учениками 4- 6 классов. Наде...

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности средствами студии изобразительного искусства «Весёлая палитра»

В статье описана работа по формированию УУД у учащихся начальных классов на занятиях изостудии "Весёлая палитра"....

Итоговый аттестационный проект на тему: Организация внеурочной деятельности в учебном процессе напримере театральной студии.

Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовател...

«Организация внеурочной деятельности по изобразительному искусству»

Цель: раскрыть и развивать творческие способности и задатки, заложенные в ребенке.Задачи:- познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности; - развивать художественный вкус, фан...