Организация внеурочной деятельности средствами театрального искусства и музейной педагогики
статья на тему
Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации является организация занятий по направлениям внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме учебной на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся. Содержание внеурочной деятельности обучающихся должно учитывать достижения мировой культуры, соответствовать российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям региона; содержанию основного общего образования…
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие в самых разных формах, в том числе в форме экскурсии, культпохода и многих других. Это то, что занимает особенное место в моей педагогической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности средствами театрального искусства и музейной педагогики
Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации является организация занятий по направлениям внеурочной деятельности .
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме учебной на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся.
Содержание внеурочной деятельности обучающихся должно учитывать достижения мировой культуры, соответствовать российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям региона; содержанию основного общего образования…
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие в самых разных формах, в том числе в форме экскурсии, культпохода и многих других. Это то, что занимает особенное место в моей педагогической деятельности.
Советскими психологами, в первую очередь Л. Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым, Л. Якобсоном, достаточно всесторонне и глубоко проанализировано и экспериментально подтверждено влияние театра на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое; Помимо вышеуказанных функций театр также выполняет информационную задачу - он знакомит зрителей с культурой и традициями прошлого, причем, делает это более наглядно и позволяет полностью погрузиться в эпоху, формируется зрительский опыт, расширяется круг литературных интересов, обогащается мир эмоций.
Мои ученики посещают в течение года все театральные спектакли, поставленные на основе произведений русской и иностранной литературы в ТЮЗе, театре им. Качалова, им. Тинчурина, оперы и балета им. М. Джалиля.
Посещение театра сопровождается не только обсуждением, но и обращением к истории театра, сценической жизни пьесы, театральной критики, итоговым сочинением-рецензией, цель которого закрепить театральное впечатление, придать им целостный характер.
Кроме того в своей педагогической деятельности использую музейную педагогику. В данном учебном году для моих учеников была организована экскурсия «Казань литературная». Мы посетили места, связанные с жизнью и творчеством русских писателей: Г.Р.Державина, А. Н. Радищева, С. Т. Аксакова, А.С. Пушкина, Е.А.Баратынского, Л.Н.Толстого, А.И. Герцена, В. Г. Короленко, И.А. Гончарова, В. Маяковского, Алексея Толстого, М. Горького, М. Джалиля, Е. Евтушенко… Планируем посещение литературных музеев. И опять, это не столько посещение, сколько материал для дальнейшей проектной и исследовательской деятельности школьников.
Учитывая специфику литературы как образного отражения действительности, невозможно не прийти к выводу, что школьное изучение литературы как самостоятельного учебного предмета не может осуществляться без привлечения смежных видов искусства, поэтому естественно использование на уроках произведения живописи, музыки. Это позволяет углубить представление школьников о специфике литературы как искусства слова, расширяет эмоциональные опыт, обогащает устную и письменную речь, расширяет эстетический кругозор.
Поэтому в ходе внеурочной деятельности нередко посещаем музеи живописи: музей изобразительного искусства, художественные выставки в Казанском филиале Эрмитажа.
Посещение театров, экскурсий побуждают школьников читать литературные произведения. Изучая в 11-м классе личность и творчество Марины Цветаевой, был организована культпоход в театр имени Качалова на просмотр моно-спектакля о жизни и творчестве поэтессы . Это мероприятие легло в основу коллективной выставки, рассказывающей о судьбе и творчестве Марины Цветаевой, викторины, связанной с жизнью и творчеством, побудила к дальнейшему изучению ее произведений.
Однако внеурочная деятельность должна быть регламентирована, что создает определенные неудобства. Как уложить экскурсии, посещение театров в рабочую программу?
Между посещениями театров , на первых занятиях можно ознакомить школьников с видами театрального искусства, с историей казанских театров, их местоположением в городе, с расположением театральных помещений. Проводить лексическую работу с театральной терминологией: либретто, партер, амфитеатр, ярус, ложа, бельэтаж, антракт, акт, сцена, мизансцена и прочее. Перед посещением музыкального спектакля познакомиться с именем автора данного произведения, литературным источником, с либретто.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования (личностных, метапредметных, предметных). Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой вне школы.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
Итак, приобщение школьников к искусству театра, другим видам искусства, музейной педагогике способствует достижению трех уровней результатов и является важнейшей и перспективной особенностью развития современной педагогической теории и практики, так как ориентируется на социальный заказ, который отражает потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи на основе критического анализа ситуации и формулировать новые перспективные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-204591-1361289025.jpg)
"Формирование социальной компетентности учащихся средствами искусства и музейной педагогики"
Школьнику на современном этапе необходимо развивать навыки самостоятельного поиска информации; умение ставить цели и их реализовывать; работать в группе, развивать аналитическое мышление; формировать ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/08/picture-264028-1370669425.jpg)
Программа внеурочной деятельности по театральному искусству.
Методические разработки школьных праздников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/27/picture-317441-1540590169.jpg)
Цикл занятий внеурочной деятельности по теме "Искусство кино как средство воспитания толерантности"
Данный материал может быть полезен для учителей культурологических дисциплин и педагогов-организаторов. Эта разработка является приложением к дипломной работе по теме " Межкультур...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-199444-1360748034.jpg)
Организация внеурочной деятельности, английский язык. Театральная студия.
Материал публикации "Организация внеурочной деятельности, английский язык. Театральная студия." может быть использован учителями английского языка для внеклассной работы с учениками 4- 6 классов. Наде...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692654-1445350896.jpg)
Итоговый аттестационный проект на тему: Организация внеурочной деятельности в учебном процессе напримере театральной студии.
Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/01/picture-746926-1454281974.jpg)
«Организация внеурочной деятельности по изобразительному искусству»
Цель: раскрыть и развивать творческие способности и задатки, заложенные в ребенке.Задачи:- познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности; - развивать художественный вкус, фан...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/01/picture-155371-1354348499.jpg)
Приобщение подростков к традициям национального искусства через реализацию программы внеурочной деятельности «Школьная театральная студия»
Приобщение подростков к традициям национального искусства через реализацию программы внеурочной деятельности «Школьная театральная студия»...