Авторская программа кружка «Тропа леопарда»
календарно-тематическое планирование по теме

          Программа является комплексной, сочетающей в себе курсы географии, биологии, экологии и краеведения.   Комплексность характеризует всю практическую деятельность кружка, начиная с получения исход­ных теоретических знаний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, исследовательских и проектных работах, в рефератах и докладах, выступлениях с публичными докладами. Развивают свои творческие способности, научатся самостоятельно решать экологические вопросы, проводить экскурсии, занятия в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Авторская  программа

                                       кружка «Тропа леопарда»        

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа авторская, составлена с  учетом   Программы мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением  Кабинета Министров РК от 3 февраля 1997 года за №137. И  закона Приморского края  от 11.04.2008 N 250-КЗ,   на основании рекомендаций Г.И. Осиповой Опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников.  

          Программа является комплексной, сочетающей в себе курсы географии, биологии, экологии и краеведения.   Комплексность характеризует всю практическую деятельность кружка, начиная с получения исходных теоретических знаний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, исследовательских и проектных работах, в рефератах и докладах, выступлениях с публичными докладами. Развивают свои творческие способности, научатся самостоятельно решать экологические вопросы, проводить экскурсии, занятия в группах.

         Проектно-исследовательская деятельность является одним из новых подходов к организации образовательного процесса, на основе школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности.

    Учебно – исследовательская работа должна учитывать образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования.

    Любое самостоятельное исследование руководимо: педагог помогает определить его исправление, корректирует цели и задачи, определяет совместно с учеником индивидуальный план работы и выступает консультантом.

Цели и задачи программы:

  1. Научить самостоятельно,  углублять знания по избранной области науки, участвовать  в их пропаганде, активно работать в творческих группах.
  2. Научить учащихся отчитываться,  о своей работе в творческой группе.
  3. Научить учащихся выступать на аудиторию, отвечать на вопросы.
  4. Проводить исследования в области наук о природе.
  5. Подводить итоги работ, анализировать результаты, предоставлять интересные исследования для школьников своей школы, района, края.
  6. Участвовать в конкурсах разных уровней.  
  7. Принимать участие в экологических акциях.  

                Программа кружка «Тропа леопарда» рассчитана на учащихся 5-9 классов. Занятия проводятся  1 раз в неделю по 1 часу. Всего 34 часа в год. Сюда приходят заниматься учащиеся интересующиеся географией, биологией, экологией. Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, выполнении практических и исследовательских работ, встреч с учеными; экскурсий, конференций. Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы - подготовка сообщений, рефератов, разработка экскурсий, работа в архиве, библиотеке, музее. Работа в группах – проектная и исследовательская деятельность.

Краеведение - это одно из важнейших средств связи обучения с практикой. На занятиях представляется материал исторического, археологического, этнографического, архитектурного характера, материал по социально экономическому, культурному, политическому развитию края в комплексе, не повторяя школьной программы. А также большое внимание уделяется экологическому воспитанию школьников.

       К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные, глубокие знания по теоретическим вопросам и практические навыки участвуют в мероприятиях районного, краевого и Всероссийского уровня. Проводят экскурсию по эколого-туристской тропе.

2-1. Учебно-тематический план  4-го года занятий.


п\п

Тема

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Практическая часть исследовательских работ

6

2

4

3

Камеральная работа

10

4

6

4

Проектная деятельность

9

2

7

5

Подготовка к участию в мероприятиях района, края, страны.

6

6

6

Заключение. Подведение итога.

1

1

Итого

34

11

23

  1. 1 Вводное занятие 2 часа

Теория 2 ч.

3-1. Содержание 1-го года занятий

1. Вводное занятие 2 часа

Теория 2 часа

Виды исследовательских работ, их классификация. Постановка целей и задач исследования. Последовательность выполнения работы.  

2. Практическая часть исследовательских работ 6 часов

Теория 2 часа

Техническая сторона выполнения работы. Определения последовательности выполнения работы. Выбор темы для исследования и подборка литературы.

Практические занятия 4 часа

Отработка навыков выполнения работы по этапам. Работа в  библиотеке. Работа на местности.

Обучающиеся должны знать;

- типы исследовательских работ

- этапы выполнения работ

- основы географии, биологии, экологии

- достижения науки в вопросе исследовательской работы

Обучающиеся должны уметь:

- выбирать тему исследования

- самостоятельно определить цели и задачи исследования

- подобрать необходимую литературу

- получать необходимую консультацию по выбранной теме у специалистов

- планировать выполнения работы

- проводить практическую часть работы

-делать выводы и анализ исследования

3. Камеральная работа   10 часов

     Теория 4 часа

Особенности камеральной обработки, классификация работ. Подготовительный этап для выполнения камеральной обработки. Последовательность работы. Контрольные показатели. Сравнительная характеристика. Подтверждение или опровержение гипотезы.  

    Практические занятия 6 часов

Отработка навыков выполнения камеральной обработки. Выполнения контрольных проб, их сравнивание. Определение частоты эксперимента. Научится разрабатывать гипотезы, делать выводы.  

Обучающиеся должны знать:

- характеристику и особенность камеральной обработки

- подготовительные этапы обработки

- последовательность работы

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять камеральную обработку

- выполнять контрольные пробы

- определять гипотезы

- выделять подтвердившиеся гипотезы

4. Проектная деятельность    9 часов

Теория 2 часа

Особенности проектирования. Отличие проекта от исследовательской работы. Техническая сторона выполнения работы. Планирование затрат на выполнения проекта. Определения последовательности выполнения работы. Выбор темы для проекта и подборка литературы.

Практические занятия 7 часов

Отработка навыков выполнения работы по этапам. Работа в  библиотеке. Работа на местности. Обработка и оформление результатов

  Обучающиеся должны знать:

- типы проектов

- этапы выполнения работ

- основы географии, биологии, экологии

- достижения науки в вопросе выполняемой работы

Обучающиеся должны уметь:

- выбирать тему проекта

- самостоятельно определить цели и задачи исследования

- подобрать необходимую литературу

- получать необходимую консультацию по выбранной теме у специалистов

- планировать выполнения работы

- проводить практическую часть работы

-делать выводы и анализ исследования

- рассчитывать затраты на реализацию проекта

5.  Подготовка к участию в мероприятиях района, края, страны   6 часов

Практические занятия 6 часов

Выполнение задания конкурса, поиск необходимой информации, оформление работ согласно положению. Оформление приложений к работе. Составление презентаций с учетом требований и в соответствии с темой работы.

  Обучающиеся должны знать:

Правила выполнения работ, правила выполнения презентаций.

 Обучающиеся должны уметь:

- выделять  главную информацию из источника, соответствующую заданию

- оформлять работу согласно положению

- уметь составлять презентации в соответствие с требованиями.

- составлять доклад к работе для публичного выступления

- готовить стендовую защиту работы  

                               

                           

                                  Пояснительная  записка.

        Рабочая программа составлена  на основании Образовательная программа кружка  

«Тропа леопарда».  

 Кружок посещают учащиеся  5-9 классов. Занятия проходят  1 раз  в неделю.  Занятия проходят в кабинете № 7, в школьном дворе и в окрестностях села.

Занятия носят информационно-практическую направленность. Краеведение - это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села,  района, края.   Знания географических понятий необходимы в разделе краеведения. Краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и географии. Особое место отведено вопросам экологии: экология среды обитания, экологические аспекты биологических видов, экология почв, жилища.

         Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, встреч с краеведами, учеными; экскурсий, исследовательских работ и проектов.  Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы - подготовка сообщений, рефератов, разработка экскурсий, работа в архиве, библиотеке, музее. Работа в группах – проектная и исследовательская деятельность.

Цели и задачи программы:

  1. Научить самостоятельно,  углублять знания по избранной области науки, участвовать  в их пропаганде, активно работать в творческих группах.
  2. Научить учащихся отчитываться,  о своей работе в творческой группе.
  3. Научить учащихся выступать на аудиторию, отвечать на вопросы.
  4. Проводить исследования в области наук о природе.
  5. Подводить итоги работ, анализировать результаты, предоставлять интересные исследования для школьников своей школы, района, края.
  6. Участвовать в конкурсах разных уровней.
  7.  Принимать участие в экологических акциях.  

Учащиеся должны знать и уметь: 
       Типы исследовательских работ, этапы выполнения работ, основы географии, биологии, экологии, достижения науки в вопросе исследовательской работы, характеристику и особенность камеральной обработки,  подготовительные этапы обработки,  последовательность работы,  типы проектов, правила выполнения работ, правила выполнения презентаций.  

    выбирать тему исследования,  самостоятельно определить цели и задачи исследования,

 подобрать необходимую литературу,  получать необходимую консультацию по выбранной теме у специалистов,  планировать выполнения работы,  проводить практическую часть работы, делать выводы и анализ исследования,  выполнять камеральную обработку,  выполнять контрольные пробы,  определять гипотезы,  выделять подтвердившиеся гипотезы,

  выбирать тему проекта,  рассчитывать затраты на реализацию проекта,  выделять  главную информацию из источника, соответствующую заданию,  оформлять работу согласно положению, уметь составлять презентации в соответствие с требованиями,  составлять доклад к работе для публичного выступления,  готовить стендовую защиту работы  

Содержание  программы

Раздел 1. Введение 2 ч.

Раздел 2.Практическая часть исследовательских работ 6 часов

Раздел 3. Камеральная работа   10 часов

Раздел 4  Проектная деятельность    9 часов

Раздел 5. Подготовка к участию в мероприятиях района, края, страны   6 часов

Резерв – 5 ч.    

Количество часов: всего - 34 часа, в неделю - 1 час; теория – 11 часов;  практика – 23 часа.

  Инфармационно-технические ресурсы.

1.   Экранно-звуковые пособия: О лекарственных растениях. Растительные сообщества.  

2.  Учебно-практическое оборудование: Весы с разновесами, комплект лабораторной посуды, лупы ручные, микроскопы, термометр почвенный, микропрепараты, модели цветка. Раздаточный материал: грибы трутовики, спилы деревьев, побеги растений, семена растений, муляжи плодов.  

3.  ТСО: телевизор, видеомагнитофон, DVD, мультимедийный проектор, ноутбук.

4.  Учебно-практическое оборудование:  Компасы. Термометр. Флюгер. Барометр. Рулетка. Глобус. Магнитная доска.

5.  Коллекции: горных пород. Полезных ископаемых.

6.Гербарии растений.  

         

          Литература:

  1. Коринская И.В.За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.
  2. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии.
  3. Акаткина А.М. Животный и растительный мир Уссурийской тайги.
  4. Болотникова Н.В. уроки-игры в средней школе.
  5. Селищев Е.Н. География для любознательных.
  6. Майорова Т.С. Новейший справочник школьника.
  7. Субботин Г.П. География туризма  
  8. Интернет - ресурсы.
  9. Скворцов В.Э. Охраняемые растения Приморского края.
  10. Животный мир Уссурийской тайги под ред. Врища А.Э.
  11. Природа без границ. Под ред.  Кольноокий А.И.
  12. Дроздов В.Г. Отечеству полезным быть.  

13. Деревянко А.П. Российское Приморье на рубеже третьего тысячелетие.

14. Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и  

               родителей

 15. Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя.

           

        УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема

Примечание

  Введение 2 часа

1.Формирование группы для занятий. Планирование работы на учебный год.

2. Виды исследовательских работ. Постановка целей и задач.

Практическая часть исследовательских работ 6 часов

1. Проведение исследования на местности «Изучение кормовой базы дикого кабана»

2. Проведение исследование на местности «Изучение кормовой базы дикого кабана»

3. Изучение и оценка влияние человека на лесные экосистемы

4. Изучение и оценка влияние человека на лесные экосистемы

5. Проведение исследования. Контрольная проверка выполненной работы.

6. Проведение исследования. Контрольная проверка выполненной работы.

Подготовка к участию в мероприятиях района, края, страны  2 часа

1. Подготовка  к фестивалю «Земля леопарда»

1. «Лесная олимпиада» 2. Российский Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио» 2010-2011 уч.

2. Участие в фестивале «Земля леопарда»

1. Районная экологическая конференция «Зеленая волна» 2. Краевой конкурс рисунков «Портрет дальневосточного леопарда»

Камеральная работа 6 часов

1. Камеральная обработка исследований «Изучение кормовой базы дикого кабана»

2. Как выполнить презентацию

3. Выполнение презентации

4. Виды выступлений. Как научится ораторскому мастерству.

5. Ораторское мастерство.

6. Составление докладов с учетом презентаций.

Подготовка к участию в мероприятиях района, края, страны   2 часа

1. Подготовка к участию к олимпиадам (по плану района, края, страны)

1.Районный конкурс экологической рекламы «Модно быть «зеленым» 2. Районный конкурс публикаций «Зеленое перо»

2. Подготовка к участию к олимпиадам (по плану района, края, страны)

1) 8 Дальневосточная экологическая конференция «Человек и биосфера».2. 3 Всероссийский конкурс «Молодежные инициативы во благо социально-экономического развития Российской Федерации»

Камеральная работа 4 часа

1.Камеральная обработка исследований леса.

2. Выполнение расчетов, вычислений.

3. Выполнение презентаций

4. Составление доклада.

Проектная деятельность 9 часов

1. Проект. «Подготовка к общешкольной конференции»

Общешкольное мероприятие для уч-ся 5-9 кл

2. Подготовка к конкурсу «Маленькие исследователи» (проект)

Общешкольное мероприятие для уч-ся 1-4 кл

3. Реализация проекта «Маленькие исследователи»

4. Проект конкурса «Фантазия на тему…»

Общешкольное мероприятие для уч-ся 1-9 кл

5. Реализация проекта «Фантазия на тему…»

6. Проект «Экологический светофор»

Общешкольное мероприятие для уч-ся 5-9 кл

7. Реализация проекта «Экологический светофор»

8. Проект «День видового разнообразия»

Общешкольное мероприятие для уч-ся 5-9 кл

9. Реализация проекта «День видового разнообразия»

Подготовка к участию в мероприятиях района, края, страны  2 часа

1. Подготовка к участию к олимпиадам (по плану района, края, страны)

1.Районная научно-практическая конференция «В науку первые шаги» 2. Краевая геоэкологическая олимпиада

2. Подготовка к участию к олимпиадам (по плану района, края, страны)

1.Акция «Земля леопарда без пожара» 2. Краевой конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания»

 Заключение  Подведение итога 1 час

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»

Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...

Рабочая программа кружка по экологии "Тропой леопарда"

Краткая аннотация программы. Рабочая программа кружка по экологии  (2 часа в неделю/68ч всего) составлена  с учётом методических рекомендаций по оформлению Государственного ...

Программа экологического кружка "Тропою любопытной Варвары"

П рограмма кружка с использованием проектов Globall...

Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"

Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...

Программа любительского объединения ( кружка ) "Тропинка к своему Я"

Программа любительского обьединения  ( кружка) "Тропинка к своему Я" направлена на решение основных проблем подросткового возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также...

Рабочая программа и КТП кружка "Тропою предков" ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Тропою предков" ФГОС расчитана для учащихся 10-11 лет. Программа воспитывает духовно-нравственные качества на русских, национальных традициях, на исто...

Программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»

Программавнеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я» 5-8 класс...