Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незаменимое значение хвойных растений в зимний период. 3. Познакомить с хвойными растениями. 4. Предложить методы охраны молодых ёлочек в связи с наступающим Новым годом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД ДДТ р.п. Воротынец
КОНСПЕКТ
открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка»
Тема занятия: В лесу родилась ёлочка
Педагог дополнительного образования
Тоторина Елена Петровна
Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений.
Задачи:
- Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование.
- Доказать незаменимое значение хвойных растений в зимний период.
- Познакомить с хвойными растениями.
- Предложить методы охраны молодых ёлочек в связи с наступающим Новым годом.
Оборудование:
- живые ветки хвойных растений;
- рисунки растений хвойных пород;
- карты ореолов хвойных деревьев;
- атлас-определитель «От земли до неба».
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент. Сообщение темы и целей занятия.
- Информация о целебном воздухе.
- Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с хвойными растениями».
- Игра «Семицветик».
- Стих «Деревья хвойные у дома посажу».
- Интерактивная игра «Представь себя деревом».
- Беседа «Как спасти ёлочку».
- Подведение итогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Тема нашего занятия «В лесу родилась ёлочка». Вы сегодня поближе познакомитесь с ёлочкой и другими хвойными растениями. Узнаете о их незаменимой роли в природе и жизни человека и убедитесь в важности охраны молодых ёлочек в связи с наступающим Новым годом.
Большинство хвойных пород – вечнозелёные растения и роль их огромна, но мы их порой даже не замечаем и равнодушно проходим мимо. Все растения – это живые существа, со свои особым местом на планете, собственным характером, привычками, требованиями. Конечно они сильно отличаются от людей и животных, но у них совершенно другая миссия. Без растений жизнь на Земле невозможна. Кто может это подтвердить?
(ответы детей: органическое вещество, кислород, фильтр, бактерицидность, жильё, пища и т.д.)
Сейчас все хвойные деревья нуждаются в охране. По тайге прокладываются трубопроводы, растут вышки нефтепроводов и газопроводов. Хвойные деревья очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому в населённых пунктах они чувствуют себя угнетённо. Из-за различных экологических нарушений не происходит семенного возобновления. Развивается промышленность, процветает экономика, а хвойные леса тают на глазах из-за хозяйственных рубок, варварского обращения. Мы неправильно живём на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не охраняем. Бриллианты, золото, алмазы, деньги – охраняем, а озёра, родники, парки, леса – нет.
Давайте поближе познакомимся с хвойными растениями.
(сюжетно-ролевая игра «Знакомство с хвойными растениями» приложение 1)
Вот мы и познакомились с 7 видами хвойных растений. А как вы были внимательны мы сейчас проверим.
(игра «Семицветик», приложение 2)
Итак, вы теперь знаете, какую важную роль имеют хвойные деревья. И думаю, считаете необходимым посадить какое-то хвойное дерево у дома. Как это правильно сделать вы сейчас узнаете.
(стих «Деревья хвойные у дома посажу», приложение 3)
Давайте разомнёмся и поиграем в интерактивную игру «Представь себя деревом».
(интерактивная игра «Представь себя деревом», приложение 4)
Сценка:
Плачет девочка, наряженная ёлочкой:
- Я ещё такая молодая, меня скоро срубят и украсят мною квартиру или дом. И никто не задумывается о том, что я осень маленькая. Я не хочу, чтобы меня срубили!
- Ёлочка, что с тобой, мы не допустим, чтобы тебя срубили. Ребята сейчас что-нибудь придумают.
Ребята, вам жалко ёлочку? Нужно подумать, как её спасти. Ведь из-за рубок и загрязнения воздуха гибнет много елей, численность их, как и всех хвойных деревьев катастрофически сокращается. Что мы с вами можем сделать для спасения ёлочки?
( предложения детей)
Давайте, подведём итог ваших идей. Трудно себе представить Новый год без ёлки, но и губить молодую красавицу жалко. Итак, 4 варианта:
- Выращивать ёлочки в питомнике.
Каждую весну на месте срубленных ёлочек сеются новые. У этого варианта много проблем. Для того, чтобы ёлочке вырасти до 1 – 1,5 м потребуется 10 – 15 лет. Развести питомник дело очень хлопотное, под силу только специалистам, а лесные хозяйства сокращаются.
- Ставить искусственную ёлку.
Жизнь живой ёлочки сохраним, но химические заводы по их изготовлению отравляют воздух и губят другие деревья, которые очень чувствительны к загрязнению воздуха.
- Можно дома посадить растение с прочными ветвями, которое можно наряжать в канун Нового года.
- Можно посадить и вырастить ёлочку около своего дома.
Место выбрать так, чтобы можно было водить хоровод. Растущую ёлку украсить игрушками из снега и льда. Чудесен Новый год у живой ёлочки!
Сделаем вывод: хвойные растения очень необходимы, но их площади катастрофически сокращаются из-за вырубок, загрязнения воздуха. Мы должны делать всё, что в наших силах: сажать самим деревья, проводить разъяснительную работу среди населения в защиту зелёных красавиц. Давайте делать всё для того, чтобы сохранить эти растения для потомков.
Занятие закончено.
Приложение 1.
Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с хвойными растениями»
Дети актёры играют роль деревьев. У каждого из них имеются таблички с названием деревьев, перевёрнутые обратной стороной. После тога, как дети находят ветку и рисунок данного растения на столе и правильно называют его, актёры переворачивают таблички с названием дерева лицевой стороной
Педагог: « Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в лес».
(появляются деревья и начинают спор)
Педагог: « Я вот что вам предложу. Пусть каждый из вас о себе расскажет, а ребята пусть отгадают ваши имена и решат, кто из вас главный и самый нужный».
(выходят дети-актёры и рассказывают о дереве)
Сосна. Я очень полезное дерево. Во мне нет ни одной бесполезной частички. В моей коре есть дубильные вещества, в камбии – ванилин, из семян получают ценное масло. Даже воздух вокруг меня исцеляет больных. Моей хвоей питается глухарь, побеги и кора – лучший зимний корм для лося, белки. Бурундуки и птицы лакомятся моими семенами.
Про меня придумали такую загадку: «Этой бабке 100 лет, горба у неё нет, высоконько торчит, далёконько глядит. Придёт смерть за старушкой – станет бабка избушкой».
Ель. Меня часто называют музыкальным деревом. Моя слегка блестящая древесина незаменима при изготовлении музыкальных инструментов. Я очень люблю тень. В моём лесу всегда прохладно и свежо. 1 кубический метр моей древесины можно превратить в 600 костюмов или 400 пар вискозных носков. Делают из меня и пеналы. Ко мне неравнодушны и взрослые и дети. Ведь самый весёлый праздник Новый год не мыслим без меня – пушистой и сверкающей огнями. Догадались, ребята?
Лиственница. Я славлюсь своей долговечностью. Правда живу я в сравнении с другими породами не так уж долго – 400 – 500 лет, зато на редкость долговечна моя древесина. Многие сотни и даже тысячи лет она великолепно сохраняется, приобретая со временем всё большую прочность и оригинальность. Мою древесину используют в современном судостроении, в производстве самолётов, плотин. Меня относят к хвойным породам, но в отличии от ели и сосны я ежегодно сбрасываю свой зелёный наряд. Именно поэтому я и получила своё название.
Кедр. Писатель Мамин-Сибиряк так говорил обо мне: «Будто боярин в дорогой шубе». А сибирские охотники подметили, что там где нет меня, там нет и соболя. Мои семена любят медведи, бурундуки, белки, птицы. А ещё меня называют зелёным врачом, кормильцем. Моя хвоя – надёжное противоцинготное средство. Моя древесина желтоватого цвета, ароматная, прочная и красивая. Из неё делают дорогую мебель, рояли, карандаши.
Пихта. По внешнему виду я очень схожа с елью. Но мои хвоинки плоские, сверху тёмно-зелёные блестящие, а снизу тусклые с двумя беловатыми полосками. Мои шишки растут вверх как свечки. Из моей смолы получают ценный бальзам для склеивания стёкол в оптических приборах.
Можжевельник. Чаще всего я кустарник. Расту медленно, но очень долговечен, живу до двух тысяч лет. Мои шишки образуют «сочные ягоды» темно-синего цвета. Из них добывают ценное масло.
Туя. Могу быть кустарником и деревом. В молодости мои листья игольчатые, у взрослых растений – чешуевидные. Крона яйцевидная. Также как лиственница устойчива против гниения, но в отличие от неё мягкая и легко обрабатывается. Из листьев получают эфирные масла. Их используют в медицине и парфюмерии. На родине в Северной Америке меня называют лодочный кедр. У вас я только декоративное растение. В отличие от ели и можжевельника успешно переношу пыль, дым, уплотнение почвы. Живу до 1000 лет, но расту медленно 5-7 см в год.
Педагог: «Да,ребята, каждое дерево по- своему самое красивое и самое полезное.
Приложение 2
Игра «Семицветик»
Для игры дети делятся на две команды. От каждой команды выбираются знатоки, которые должны ответить на 3-4 вопроса на карточках. Одна карточка – переход хода.
Вопросы написаны на игольчатых листиках семицветика.
- Назовите солнцелюбивые хвойные растения.
(сосна, кедр, туя)
- Какие хвойные растения больше других выделяют фитокцидов?
(можжевельник)
- Какое растение противостоит пожарам?
(сосна)
- Древесина какого дерева самая прочная?
(лиственница)
- В каких лесах «живёт» баба Яга?
(ель, пихта)
- Назовите самое долгоживущее хвойное растение.
(можжевельник, до тысячи лет)
- Какие хвойные деревья легко переносят заболевание и загрязнённую атмосферу города?
(лиственница)
- Переход хода.
Приложение 3
Интерактивная игра «Представь себя деревом»
Педагог: Ребята, с каким деревом вы себя ассоциируете? Примите своё положение, в зависимости от выбранного дерева:
сосна – руки вверх; лиственница – руки в стороны; ель – руки вниз; туя – руки сомкнуть над головой; можжевеловый кустарник – руки согнуть в локтях.
Встаньте в нужную позицию, закройте глаза и внимательно меня слушайте. Сейчас вы все превратитесь в хвойные деревья. На вас зелёная целительная хвоя, вы покачиваетесь от лёгкого дуновения ветерка, чуть-чуть шевелите хвоинками – пальчиками. Вы имеете очень важную роль в жизни людей, но они не хотят думать об этом. Вы впитываете энергию солнечных лучей и углекислый газ и даёте людям кислород (вдох – выдох). Пройдите медленно мысленно вдоль своих хвоинок к веточкам и медленно опустите ручки. Это вы отправляете органические вещества вниз по стволу, в корень.
Поставьте ноги на ширину плеч и почувствуйте, какой у вас массивный корень, он прорастает верхний слой почвы всё глубже и глубже, осторожно покачайтесь вперёд, назад. Почувствуёте, как вы прочно прикреплены к земле. Вы вытягиваете из земли корневыми волосками питательные вещества и воду. Теперь поднимайте мысленно воду вверх по корню, по стволу. Через самое сердце поднимается она тонкими ручейками, а потом потоками. Она двигается по стволу, ветвям, вновь добираясь до иголочек и испаряется, насыщая воздух влагой и благоуханием. Вы даёте бесчисленным живым существам пищу и убежище, поманите их к себе, распахните объятья. Зимой вы нагреваете воздух вокруг себя. Чувствуете тепло, которое исходит от вас? Вы говорите живым существам: «Спрячьтесь среди нас – мы дадим вам пищу, покой и тепло». Вы полны жизни, всех приглашаете к себе. Корни ваши глубоко в земле, а ветви теряются в облаках. Вы живёте в двух мирах – соединяете небо и прах.
У вас есть крошечные почки, в которых заложено продолжение жизни, найдите их у себя на кончиках ветвей, он и покрыты восковым налётом. Сядьте на корточки и превратитесь в маленькую почку. Вы словно ребёнок, окружённый теплом и заботой матери, ждёте своего часа, чтобы появиться на свет. Вы слышите, ваша мама что-то шепчет. Вы спрашиваете: «Мама, о чём ты шепчешь?»
О каждом новом свежем пне,
О ветке, сломанной бесцельно.
Тоскую я душой смертельно
И так трагично больно мне.
Редеет парк, редеет лес
Он был когда-то много гуще.
И в высь взмывал он исполином.
Но вот пришли на двух ногах
Животные – и по долинам
Топор разнёс свой гулкий взмах.
И вот со стоном падают зелёные красавицы. Им всего по 10 – 15 лет. Им только б жить и жить. Проснитесь люди, откройте глаза, встаньте на защиту хвойных деревьев!
Приложение 4
Стихи
Деревья хвойные… Полезный совет.
Деревья хвойные у дома посажу. Когда ты пересаживаешь ёлку
И с гордостью скажу родному краю Заметь, где юг, где север прежде был.
Люблю и знаю, знаю и люблю, Так и сажай, не быть иначе толку
И тем полней люблю – Пусть той же стороной на юг стоит
Чем больше знаю. Твоя воспитанница молодая.
Пусть те же ветки образуют щит,
К ней ветер северный не подпуская.
И не в единственном сажай числе,
А с ёлками подружками другими.
Советов дельных много на земле
И этот не последний между ними.
Дерево – живое существо.
Какое сложное явленье – дерево.
Вглядись, в каждом облик утомлённый.
Ему на долю пало древнее:
Оно глотает солнце, как лимоны.
Потом зелёной хвоей и листвой
Раздаривает это солнце.
Заснёт. Но исполинский подвиг свой
Опять свершает тут же, как проснётся.
В нём жизни вековое волшебство.
В нём бьются воды, что волны покрепче.
Оно шумит, шуршит и что-то шепчет
И хочет, чтобы поняли его.
Оно страдает молча, я прочёл
В его морщинах горести нежданные.
Стул деревянен. Деревянен стол,
Но дерево, оно не деревянное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-482703-1410992702.jpg)
Занятие с детьми с ОВЗ. Аппликация из размоченной бумаги "В лесу родилась ёлочка" (по мотивам одноимённой детской песни).
Представляю конспект занятия, которое я проводила с детьми с ОВЗ (2-й вариант обучения) в группе продлённого дня 10-11 классов. Занятие проводилось в рамках методической темы: "Использование техник...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-482703-1410992702.jpg)
Презентация к занятию по аппликации из размоченной бумаги "В лесу родилась ёлочка".
Представляю презентацию к занятию по аппликации из размоченной бумаги "В лесу родилась ёлочка". Идёт как дополнение к конспекту данного занятия....
Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».
Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-869169-1484135063.jpg)
История создания двух песен: «В лесу родилась ёлочка» и «Jingle bells»
Рождество и Новый год считаются самыми добрыми, весёлыми и любимыми праздниками для детей и взрослых. Поздравляя друг друга с Рождеством и Новым годом, англичане говорят: «Merry Christmas!...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/28/picture-838860-1477671122.png)
«В лесу родилась ёлочка…» Предновогодний эрудицион (игра для учащихся 7-9 классов)
Цель: Создание условий для воспитания у школьников ценностного отношения к природному и культурному окружению. Задачи:1) Привлечение внимания учащихся к изучению и сохранению природн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/03/picture-1017998-1520069615.jpg)
Музыкальная гостиная. История создания новогодней песни «В лесу родилась ёлочка»
Внеклассное мероприятие "Музыкальная гостиная . История создания новогодней песни "В лесу родилась ёлочка"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-842969-1478233474.jpg)
Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу» первого занятия по вокалу для детей 6-7 лет
Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу»первого занятия по вокалу для детей 6-7 летАннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится открытое зан...