Программа любительского объединения ( кружка ) "Тропинка к своему Я"
рабочая программа по психологии на тему
Программа любительского обьединения ( кружка) "Тропинка к своему Я" направлена на решение основных проблем подросткового возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной, личностной сфер личности ребенка. Предназначена для подростков в возрасте 11-14 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lyubitelskogo_obedineniya.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа любительского объединения
«Тропинка к своему Я»
Возраст воспитанников 11-14 лет
Срок реализации - 2 года
Пояснительная записка.
Программа любительского объединения «Тропинка к своему Я» включает в себя психологических занятий для подростков, которая должна обеспечивать, с одной стороны, формирование психологического здоровья. С другой стороны - выполнение основных задач развития.
За основу взята программа, которая разработана и апробирована О.В. Хухлаевой. Она создала программу, которая включает в себя основные направления групповой работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.
Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).
Цель программы - решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной, личностной сфер личности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
- научить положительному самоотношению и принятию других людей,
- научить рефлексивным умениям,
- формировать потребность в саморазвитии.
Воспитательные:
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- сохранение и поддержка психологического здоровья ребенка;
- воспитывать нравственные качества учащихся.
Развивающие:
-создавать условия для развития личности каждого воспитанника;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы;
Организация работы любительского объединения:
Реализация программы осуществляется с подростками 11-14 лет. Срок реализации 2 года. Длительность каждого занятия - 1 учебный час, занятия будут проходить один-два раза в месяц. Программа рассчитана на 16 часов.
На занятиях используются как коллективные формы работы, индивидуальные и работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей учащихся, формированию нравственных качеств учащихся.
Содержание программы 1 года:
Программа включает в себя 6 тем.
Первая тема «Введение в мир психологии» мотивирует учащихся к занятиям психологией.
Вторая тема «Я это Я» - способствует осознанию своих качеств и повышению самооценки.
Третья тема «Я имею право чувствовать и выражать свои чувства» – способствует рефлексии эмоциональных состояний, адекватному самовыражению.
Четвертая тема «Я и мой внутренний мир» - в ходе занятий подчеркивается ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.
Пятая тема «Я и Ты» - поднимаются проблемные вопросы подростковой дружбы.
Шестая тема «Мы начинает меняться» - помощь подростку в осознании своих изменений, сформировать позитивный настрой.
Тематический план 1 года.
Тема | Кол-во часов Месяц проведения | Цель занятия | Форма | Планируемый результат | |
«Введение в мир психологии» | |||||
Зачем человеку занятия психологией? | 1 октябрь | Мотивировать учащихся к занятиям психологией | Занятие с элементами дискуссии | Повышение интереса и мотивации | |
«Я это Я» | |||||
Кто я, какой я? | 1 октябрь | Осознание своих качеств | Занятие с элементами рефлексии | Развитие представлений о своих особенностях. | |
Я - могу | 1 ноябрь | Создание условий для исследования своих качеств. Повышение самооценки. | Занятие с элементами рефлексии | Развитие представлений о своих особенностях. | |
Я нужен! | 1 ноябрь | Создание условий для исследования своих качеств. Повышение самооценки. | Занятие с элементами рефлексии | Развитие представлений о себе. | |
Я мечтаю | 1 декабрь | Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния. | Занятие с элементами рефлексии | Развитие представлений о себе. | |
Я - это мои цели | 1 декабрь | Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния. | Занятие с элементами рефлексии | Развитие представлений о себе. | |
Я - это мое настоящее. Я - это мое будущее. | 1 январь | Повышение самооценки. Гармонизация эмоционального состояния. | Занятие с элементами рефлексии | Развитие представлений о себе. | |
«Я имею право чувствовать и выражать свои чувства» | |||||
Чувства бывают разные | 1 январь | Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния. | Занятие с элементами сказкатерапии | Эмоциональное развитие ребенка. | |
Стыдно ли бояться? | 1 февраль | Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния. | Занятие с элементами сказкатерапии | Эмоциональное развитие ребенка. | |
Имею ли я право сердиться и обижаться? | 1 февраль | Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния. | Занятие с элементами игры и рассуждений | Эмоциональное развитие ребенка. | |
«Я и мой внутренний мир» | |||||
Я и мой внутренний мир | 1 март | Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека. | Занятия с элементами игры, рефлексии | Развитие представление о себе. | |
«Я и Ты» | |||||
Я и мои друзья | 1 март | Обсудить проблемы подростковой дружбы. | Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкотерапии | Повышение уровня коммуникативной компетентности. | |
У меня есть друг | 1 апрель | Обсудить проблемы подростковой дружбы. | Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии | Повышение уровня коммуникативной компетентности. | |
Я и мои «ключики» | 1 апрель | Избавиться от коммуникативных барьеров. | Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии | Повышение уровня коммуникативной компетентности. | |
Я не одинок в этом мире | 1 май | Обсудить проблемы подростковой дружбы. | Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии | Повышение уровня коммуникативной компетентности. | |
«Мы начинает меняться» | |||||
Нужно ли человеку меняться? | 1 май | Помощь подростку в осознании своих изменений, сформировать позитивный настрой. | Занятия с элементами игры, рефлексии | Повышение уровня самооценки | |
Итого | 16 |
Ожидаемые результаты 1 года:
воспитанники должны знать:
- что такое «психология», каково её место в системе наук; понятие личность, индивид, индивидуальность.
- об уникальности внутреннего мира каждого; о способах ведения конструктивного диалога;
- о мотивах выбора друзей.
воспитанники смогут узнать:
- о разных направлениях психологической науки;
- о способах поведения в трудных ситуациях; о понятиях уверенность» и «уважение»
воспитанники должны уметь:
- анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст;
- анализировать поступки других людей и свои собственные.
воспитанники смогут научиться:
- самостоятельно анализировать поведение героев фильма;
- анализировать сказки, притчи, рассказы;
-анализировать собственные потребности и цели.
Содержание программы 2 года:
Программа включает в себя 2 темы.
Первая тема «Я это Я» - способствует осознанию своих качеств и повышению самооценки.
Вторая тема «Я и мои эмоции» - способствует осознанию своих чувств и эмоций, знакомство с проявлением положительных и отрицательных эмоций. Усвоение конструктивного управления своими эмоциями.
Тематический план 2 года.
Тема | Кол-во часов Месяц проведения | Цель занятия | Форма | Планируемый результат | |
«Я это Я» | |||||
1. | Я повзрослел | 1 октябрь | Нарисовать символ своего Я. Поговорить о том, как проявляется взросление. | Занятие с элементами дискуссии , работа со сказкой. | Развитие представления о взрослости. |
«Я и мои эмоции» | |||||
2. | У меня появилась агрессия | 1 октябрь | Дать определение понятия «агрессия».Рассказать о внутренних механизмах агрессии. Плюсы и минусы агрессии. | Занятие с элементами рефлексии. Дискуссия. Работа со сказкой. | Развитие представлений о эмоциональных проявлениях в поведении. |
3. | Конструктив-ное реагирование на агрессию. Агрессия во взаимоотношениях в родителями | 1 ноябрь | Показать и закрепить позитивные способы реагирования на агрессию. | Занятие с элементами рефлексии, игровой терапии. Работа со сказкой. | Развитие представлений о способах поведения в различных ситуациях. |
4. | Имею ли я право сердиться и обижаться? | 1 ноябрь | Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния. | Занятие с элементами рефлексии, дискусии, игровой терапии. Работа со сказкой. Мини-тренинг | Развитие представлений о себе. |
5 | Зачем человеку нужна уверенность в себе? | 1 декабрь | Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния. Обсуждение способов взаимодействия с другими людьми. | Занятие с элементами рефлексии, тренинга, дискуссии. | Развитие представлений о себе. |
6. | Источники уверенности в себе. | 1 декабрь | Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния. | Занятие с элементами рефлексии, тренинга, дискуссии. | Развитие представлений о себе. |
7. | Уверенность и самоуважение. | 1 январь | Повышение самооценки. Гармонизация эмоционального состояния. Познание собственных качеств. | Занятие с элементами рефлексии, тренинга, дискуссии. | Развитие представлений о себе. |
8. | Что такое конфликт | 1 февраль | Дать определение конфликта. Сигналы конфликта. | Занятие с элементами дискуссии, рефлексии, арттерапии. | Развитие представлений о эмоциях. |
9. | Конфликты в школе, дома, на улице. | 1 февраль | Создание условий для исследования своих качеств. Гармонизация эмоционального состояния. | Занятие с элементами рефлексии, тренинга, дискуссии | Эмоциональное развитие ребенка. |
10. | Конструктив-ное разрешение конфликтов | 1 март | Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния. Обсуждение конструктивных способов разрешения конфликтов. | Занятие с элементами игры и дискуссии. | Эмоциональное развитие ребенка. |
11 | Конструктив-ное разрешение конфликтов | 1 март | Рефлексия и гармонизация эмоционального состояния. Обсуждение конструктивных способов разрешения конфликтов. | Занятие с элементами игры и дискуссии. | Эмоциональное развитие ребенка. |
12 | Ценности и жизненный путь человека | 1 апрель | Обсудить с подростками смысла понятий: «ценности человека» и «жизненного пути» | Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкотерапии | Развитие представление о себе. |
13. | Ценности и жизненный путь человека | 1 апрель | Обсудить с подростками смысла понятий: «ценности человека» и «жизненного пути» | Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкотерапии | Развитие представление о себе. |
14 | Что такое одиночество? | 1 май | Обсуждение понятия «одиночество». | Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии | Развитие представление о себе. |
15 | Я не одинок в этом мире | 1 май | Обсудить проблемы подростковой дружбы. | Занятие с элементами коммуникативной игры и сказкатерапии | Повышение уровня коммуникативной компетентности. |
16 | Подведение итогов. Закрепление пройденного материала. | 1 июнь | Помощь подростку в осознании своих изменений, сформировать позитивный настрой. | Занятия с элементами игры, рефлексии | Повышение уровня самооценки |
Итого | 16 |
Ожидаемые результаты 2 года:
воспитанники должны знать:
- о видах эмоционального состояния личности (тревожность, агрессивность, неуверенность, обида).
- что такое конфликты и каковы способы взаимодействия в конфликтной ситуации; типы конфликтных ситуаций.
- понятие «ценности»: индивидуальные, групповые.
- понятие одиночество.
воспитанники смогут узнать:
- о многообразии психических и эмоциональных состояниях;
- о способах конструктивного поведения в разных жизненных ситуациях.
воспитанники должны уметь:
- анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения занятий в любительском объединении:
Технические средства :
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):
- персональный компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- колонки;
• DVD - комплекс Наглядные пособия по курсу.
Стимульный материал к занятиям;
- Обучающие фильмы;
- инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
- раздаточный материал для освоения разделов курса.
Список литературы
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» Средняя школа (5-6 класс), из-во «Генезис», Москва, 2010 год.
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» Средняя школа (7-8 класс), из-во «Генезис», Москва, 2010 год.
- Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.
- Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
- Игры, ребусы, загадки для дошкольников: пособие для родителей / сост. Т.И. Линго. -Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
- Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. Винокурова. -М.: «ACT-Пресс», 1999.
- Младший школьник. Развитие познавательных способностей» / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.
- Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: РОСМЭН, 2003.
- Милосердов, И.В. Сборник диктантов для начальной школы / И.В. Милосердов. - М.: «Школа XXI век».
- Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л. Сиротюк. - М.: «Творческий центр», 2001.
- Вергелис, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться / Г.И. Вергелис, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. Изд-во «Союз», 2000.
- Корнеева, Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. / Е.Н. Корнеева. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999.
- Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1999.
- Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совершенство, 1998.
- Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. - М.: Творческий центр, 2003.
- Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8 / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 6-х классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 6-х классов....
Рабочая программа и КТП кружка "Тропою предков" ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Тропою предков" ФГОС расчитана для учащихся 10-11 лет. Программа воспитывает духовно-нравственные качества на русских, национальных традициях, на исто...
Занятие "Способы поведения в конфликте" по программе Хухлаевой О. В. "Тропинка к своему Я"
Конспект занятия включает цели и задачи, структуру занятия. представлены материалы для проведения занятия....
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ
Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...
Программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»
Программавнеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я» 5-8 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Программа очень хорошо себя зарекомендовала в плане обучению детей коммуникативным навыкам, рефлексивным умениям, содействию личного роста и самопознания ребенка...