Рабочая программа объединения "Ровесник" - школа лидеров
рабочая программа по теме
В отличие от существующих, данная программа позволяет развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования детей и концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах воспитанника.
Программа дает ребятам знания и умения, необходимые для достижения контактности, решение конфликтов и проблемных ситуаций. Обучение по данной программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Ребенок получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации, так как в программу включены основы психологии и саморазвития.
Занятия проходят не только лекционной форме, а в форме игры и тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hristoforova.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
города Славянска-на-Кубани
муниципального образования Славянский район
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ ДОД ЦРТДиЮ
г.Славянска-на-Кубани
_________________________ Т.П.Мотренко
«______» _______________________ 2012 г.
протокол педагогического Совета № ______
от « »августа 2012 г
Рабочая программа учебной дисциплины
«Ровесник»
(школа лидерства)
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Возрастной диапазон: 12-18 лет
Педагог дополнительного образования:
Христофорова Анна Сергеевна.
г. Славянск-на-Кубани
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.
Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности.
Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребята - «вожаки» всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах.
Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.
Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Образовательная программа сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.
Система дополнительного образования может помочь в решении проблемы, разнообразить организованную досуговую деятельность включением детей в деятельность на добровольных началах, на основе личных интересов и внутренних побуждений, это способствует развитию лидерских навыков.
Новизна программы «Ровесник» (школа лидерства) состоит в том, что разработана авторская модель взаимодействия детей друг с другом (посредствам методов описанных в программе), взаимодействия с другими объединениями и общественными организациями. В данной программе даётся большой уклон знаниям в области психологии, что способствует формирования «Лидера», как качества личности подростка, а так же соединение творческого компонента деятельности с компонентом развития личности.
Цель: Создание условий для формирования у старшеклассников навыков эффективного взаимодействия в команде, развития коммуникативных, лидерских качеств и активной жизненной позиции.
Задачи:
- Обучающие
способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства и умений руководитель, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии, навыками словесного действия, умению организовывать КТД, создавать и реализовывать социальный проект, составлять портфолио.
- Развивающие
способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе.
- Воспитательные
создать условия для: нравственного становления воспитанников, мотивации к социально значимой деятельности, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.
Отличительные особенности программы:
В отличие от существующих, данная программа позволяет развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования детей и концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах воспитанника.
Программа дает ребятам знания и умения, необходимые для достижения контактности, решение конфликтов и проблемных ситуаций. Обучение по данной программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Ребенок получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации, так как в программу включены основы психологии и саморазвития.
Занятия проходят не только лекционной форме, а в форме игры и тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.
Возрастные особенности детей:
В программе принимают участие и активно работают ребята от 12 до 18 лет. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.
Условия набора детей в коллектив:
принимаются все желающие
Направленность программы: социально-педагогическая
Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребности подрастающего поколения в образовательных услугах (в нашем случаи система дополнительного образования), а также влияние общества на процессы социализации личности, инициативу и самодеятельность самих детей. Именно в этом и заключается социально – педагогическая направленность данной программы.
Сроки реализации: 1 год (144 часа – 12-14 лет, 216 – 14-18)
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников (деловые, психологические и ролевые игры, упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, творческие задания, конкурсы (участие в районных и всероссийских), проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, встречи со специалистами и интересными людьми, тесты и опросы, КТД, беседы, публичные выступления, ток-шоу, КВН, круглый стол, социальное проектирование, мозговой штурм).
Деловые и ролевые игры учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения ролевых игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей, способствуют развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию.
Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в изучаемый вопрос (например, «Правила поведения на занятиях») или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам программы («Достоинства недостатки деятельности детской организации»). Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.
Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить быстро и аргументировано). Применяться данная форма может нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.
Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как индивидуальной, так и групповой.
Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию «Я-образа» через соперничество, самопознание себя путем сравнения себя и сверстника. Результативность участие в районных, республиканских и всероссийских конкурсах позволяет реализовать «ситуацию успеха».
Коллективно-творческое дело (КТД) основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей.
Кроме уже названных форм проведения учебных занятий целесообразно проводить упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми.
Работа ведется в форме занятий с ребятами 12-18 лет.
Базой по реализации программы является ЦРТДиЮ г. Славянска – на - Кубани.
В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, образовательный процесс организован так, чтоб этот интерес только возрастал вместе с приобретаемыми знаниями и навыками.
Для детей 14-18 лет предусмотрены занятия по 3 учебных часа 2 раза в неделю, так как этот возраст заключительной поры полового созревания и становление личности ребенка, формируется самосознание – представление о себе самом, самооценка своей внешности, умственных, моральных и волевых качеств, так же поступление в учебные учреждения, которое сопровождается повышенной тревожностью. Данные занятия помогут ребенку научиться осознавать свои поступки и самому принимать решения, что особенно важно для этого возраста, дополнительные занятия по саморегуляции помогут справиться с тревогой и неуверенностью в себе.
Лекции, беседы, упражнения, тренинги и игры формируют и развивают у старшеклассников лидерские качества и активную жизненную позицию.
ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе «Школа Лидера» проводятся три вида контроля:
- вводный контроль – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений, беседа, тренинг);
- промежуточный контроль – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая игра);
- итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (коллективно-творческое дело, беседа, проект).
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В конце первого года обучения обучающийся должен знать:
- основные качества лидера;
- структуру органов самоуправления;
- основы организаторской деятельности
- методику работы над коллективно-творческим делом;
- основы общения;
- содержание понятия «конфликт» и пути разрешения;
- основные этапы создания проекта;
- структуру и содержание портфолио школьника.
В конце первого года обучения обучающийся должен уметь:
- владеть навыками словесного действия;
- развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия;
- умение преодолевать и разрешать конфликтные ситуации;
- организовывать КТД;
- создавать и реализовывать социальный проект;
- составлять портфолио.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы «Ровесник» (школа лидеров)
- Итоговое тестирование;
- Рефлексия;
- Демонстрация портфолио и собственной формулы успеха
- Совместный проект коллектива.
Учебно-тематический план 1 года обучения
с 12 до 14 лет
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО | ||
Вводное занятие | 2 | - | 2 | |
1. | Что такое лидерство? | 4 | 4 | 8 |
2. | Имидж лидера | 4 | 6 | 10 |
3. | В центре внимания | 4 | 12 | 16 |
4. | Умение влиять и вдохновлять | 8 | 14 | 22 |
5. | Жизненный план лидера | 8 | 12 | 20 |
6. | Инструменты командной работы | 6 | 10 | 16 |
7. | Ведущий за собой | 6 | 10 | 16 |
8. | Социальное проектирование | 8 | 14 | 22 |
9. | Подведение итогов | 2 | 10 | 12 |
ИТОГО ЧАСОВ: | 52 | 92 | 144 |
с 14 до 18 лет
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО | ||
1. | Вводное занятие | 3 | - | 3 |
Что такое лидерство? | 6 | 6 | 12 | |
2. | Имидж лидера | 6 | 9 | 15 |
3. | В центре внимания | 6 | 18 | 24 |
4. | Умение влиять и вдохновлять | 12 | 21 | 33 |
5. | Жизненный план лидера | 12 | 18 | 30 |
6. | Инструменты командной работы | 9 | 15 | 24 |
7. | Ведущий за собой | 9 | 15 | 24 |
8. | Социальное проектирование | 12 | 21 | 30 |
9. | Подведение итогов | 3 | 15 | 18 |
ИТОГО ЧАСОВ: | 78 | 138 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой.
ЧТО ТАКОЕ «ЛИДЕРСТВО»?
Теоретические знания:
- Аспекты лидерства
- Стили лидерства
- 4 основных правила лидерства
- 5 искушений лидера
- Харизма лидера
- Практическая деятельность:
- Тренинг лидерства «Голосуй за меня!»
ИМИДЖ ЛИДЕРА
Теоретические знания:
- принципов построения взаимоотношений
- Психологические игры на коммуникативное общение
- 6 заповедей делового этикета
Практическая деятельность:
- Деловая беседа, беседа по телефону
- Речевые построения, выдающие ложь
- Сила убеждения. Публичные выступления
- Деловая игра «Выборы лидера»
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
Теоретические знания:
- Самопрезентация личности
Практическая деятельность:
- Психологическая игра «Телепат»
- Деловая игра «Портфолио, или дневник личных достижений»
- Психологическое тестирование
УМЕНИЕ ВЛИЯТЬ И ВДОХНОВЛЯТЬ
Теоретические знания:
- Что такое успех?
- Технология успеха
- Что такое театр?
Практическая деятельность:
- Упражнения на актерское мастерство и ораторское искусство.
- Рефлексия, саморегуляция
ЖИЗНЕННЫЙ ПЛАН ЛИДЕРА
Теоретические знания:
- Как правильно ставить цели
- А есть ли у вас план
Практическая деятельность:
- Психологическая игра «Принятие решений»
- Искусство получать то, что вам нужно. Путешествие от успеха к успеху.
- 9 ключей повышения личной эффективности
- Как успеть все, все, все!
- Тренинг личностного роста
ИНСТРУМЕНТЫ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ
Теоретические знания:
- Эффективная команда. Инструменты работы в команде
- Как организовать себя
- Как организовать других
- Создай команду лидеров
- Не мотивировать, а искать мотивы
- Что такое «Конфликт»
- Причины конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Практическая деятельность:
- Тренинг «Сотрудничество»
- Тренинг «Командообразование»
- Психологическая игра «Потерпевшие кораблекрушение»
ВЕДУЩИЙ ЗА СОБОЙ
Теоретические знания:
- Правила организаторской работы
- Технология «Мозгового штурма»
- Методика КВН
Практическая деятельность:
- Творческая встреча с лидерами КВН
- Игра «Лидер-час»
- Тренинг «Эффективное лидерство»
- Подготовка к проведению круглого стола и ток – шоу «Подросток в современном мире»
- Проведение круглого стола с руководителями и лидерами молодежных организаций. Ток – шоу «Подросток в современном мире»
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Теоретические знания:
- Что такое проектирование и социальный проект?
- Технология социального проектирования
- Алгоритм разработки, организации и реализации проектов
- Рекомендации по написанию проектов
Практическая деятельность:
- Взаимодействие с группами в реализации социального проектирования
- Тренинг «Социальное проектирование»
- Подготовка к проведению круглого стола «Социальное проектирование. Актуальные темы»
- Проведение круглого стола с представителями управления образованием, отдела молодежи и, руководителями общественных организаций «Социальное проектирование. Актуальные темы»
- Написание социального проекта
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Теоретические знания:
- Итоговое тестирование
Практическая деятельность:
- Демонстрация портфолио воспитанником, разъяснения принципа его составления;
- Предоставление коллективом совместного проекта на выбранную воспитанниками тему.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
На занятиях учебных групп могут использоваться различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог.
Формы деятельности: лекции, беседы, практические занятия (упражнения, тренинги, игры), тестирование, самостоятельная работа, диспуты, круглые столы, конференции.
Для успешной реализации программы «Школа лидера» накоплен методический и раздаточный материал, необходимый для успешного освоения программы.
Имеются в наличии видеоматериалы, диски, фонотека, разработки игр, конкурсов, тесты (по диагностике, по профориентации), раздаточный материал для проведения различных занятий по программе. С успехом используются материалы из сети Интернет и методическая литература.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Ровесник» (школа лидерства)
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
Аспекты лидерства. Стили лидерства | Традиционное занятие | Словестный (беседа) | Памятки | Компьютер | Опрос | |
4 основных правила лидерства.5 искушений лидера. Харизма лидера. | Лекция | Объяснительно-иллюстративный | Схемы | Компьютер | Коллективный анализ работы | |
Тренинг лидерства «Голосуй за меня!» | Тренинг | Тренинг. Фронтальный, коллективно-груповой | Аудиозаписи | Компьютер | Самоанализ | |
Принципы построения взаимоотношений. Психологические игры на коммуникативное общение. | Психологические игры | Психологические игры | Аудиозаписи | Компьютер | Самоанализ | |
Деловая беседа, беседа по телефону тренинг «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать» | Деловая беседа, тренинг | Коллективно-групповой. Деловая беседа, тренинг | Аудиозаписи, видеозаписи | Компьютер, проектор | Взаимозачет | |
Речевые построения, выдающие ложь. Невербальное общение – понимание себя и окружающих | Практическое занятие | Упражнения, показ видеоматериалов | Аудиозаписи | Компьютер, проектор | Взаимозачет | |
Сила убеждения. Публичные выступления. | Комбинированное занятие | Решение проблемных ситуаций, упражнения | Аудиозаписи | Компьютер | Взаимозачет | |
Деловая игра «Выборы лидера» | Деловая игра | Деловая игра, тренировочные упражнения | Аудиозаписи | Компьютер | Игра-испытание | |
Самопрезентация личности. | Практическое занятие, лекция. | Показ видеоматериалов, наблюдение, тренировочные упражнения. | Аудиозаписи, видеозаписи | Компьютер, проектор | Самоанализ | |
Психологическая игра «Телепат». | Психологическая игра | Игры, упражнения | Аудиозаписи | Компьютер | Игра-испытание | |
Деловая игра «Портфолио, или дневник личных достижений» | Деловая игра | Игра, работа по образцу | Аудиозаписи | Компьютер | Игра-испытание | |
Психологическое тестирование На выявление усвоенных навыков; общего фона группы. | Традиционное занятие, тестирование | Фронтальное тестирование | Таблицы | Компьютер | Самостоятельная работа | |
Что такое успех? | Мозговой штурм, беседа, опрос | Анализи решение проблемной ситуации | Аудиозаписи | Компьютер | коллективный анализ | |
Технология успеха | Беседа, опрос, лекция | Объяснительно-иллюстративный метод | фотографии | Компьютер, проектор | Самоанализ | |
Что такое театр? Знакомство с театром. | Лекция, игра | Объяснительно-иллюстративный метод, игра | Аудиозаписи, мультимедийные материалы | Компьютер, проектор | Коллективный анализработы | |
Упражнения на актерское мастерство и ораторское искусство | Практическое занятия, ролевые игры. | Игры, упражнения, показ. | Мультимедийные материалы | Компьютер | презентация творческой работы | |
Понятие рефлексии, саморегуляции. | Практическое занятие, тренинговые упражнения | Упражнения, тренинг | Аудиозаписи | Компьютер | Самоанализ | |
Как правильно ставить цели. Цель – это исполнение желаний | Мозговой штурм и тренинговая программа. | Тренинг, упражнения, частично-поисковой метод. | Аудиозаписи | Компьютер | Коллективная рефлексия | |
План, его структура. Плюсы и минусы планирования. Составление плана. | Лекция, практическое занятие | Индивидуально-фронтальный метод | Схемы | Компьютер | Коллективный анализ работы | |
Психологическая игра «Принятие решений». Формирование коммуникативных навыков. Психологические особенности и эффекты принятия решений. | Психологическая игра | Игра | Раздаточный материал | Компьютер | Коллективная рефлексия | |
Искусство получать то, что вам нужно. Путешествие от успеха к успеху. Составление собственной формулы успеха | Практическое занятия, дискуссия | Исследовательский метод, упражнения | Аудиозаписи, схемы | Компьютер | Самоанализ | |
9 ключей повышения личной эффективности | Лекция, практическое занятие | Упражнения, устное изложение. | Аудиозаписи, фотографии | Компьютер, проектор | Коллективный анализ работы | |
Как успеть все, все, все! Основы планирования | Лекция, практическое занятие | Частично-поисковый метод, решение проблемных ситуаций. | Мультимедийные материалы | Компьютер, проектор | Коллективный анализ работы | |
Тренинг личностного роста. Повышение эффективности и достижения цели, уверенности, повышения самооценки. | Тренинг | Тренинг, упражнения. | Аудиозаписи | Компьютер, | Самоанализ | |
Эффективная команда. Инструменты работы в команде. | Практическое занятия, игры и упражнения | Игры, упражнения | Аудиозаписи | Компьютер | Коллективная рефлексия | |
Как организовать себя. Как организовать других | Традиционное занятие | Индивидуальная работа, работа в парах. | Мультимедийные материалы | Компьютер, проектор | Самоанализ, коллективная рефлексия. | |
Создай команду лидеров. | Сюжетная игра | Игра, групповой метод | Аудиозаписи | Компьютер | Коллективный анализ работы | |
Не мотивировать, а искать мотивы. Поиск собственных мотивов, стимулов, возможностей | Беседа, дискуссия | Объяснительно-демонстративный метод, анализ текста (ситуации) | Мультимедийные материалы | Компьютер | Самоанализ | |
Что такое «Конфликт». Причины конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Разрешимые и неразрешимые конфликты. | Традиционное занятие, игры и упражнения | Игры, упражнения. | Видеозаписи | Компьютер, проектор | Коллективный анализ работы | |
Тренинг «Сотрудничество» Игры и упражнения. | Тренинг, игры и упражнения. | Тренинг, упражнения, игры | Аудиозаписи | Компьютер | Коллективная рефлексия | |
Тренинг «Командообразование» или как создать успешную команду. | Тренинг | Тренинг | Аудиозаписи | Компьютер | Коллективная рефлексия | |
Психологическая игра «Потерпевшие кораблекрушение». | Психологическая игра | Игра, решение проблемных ситуаций. | Аудиозаписи | Компьютер | Коллективная рефлексия | |
Правила организаторской работы | Лекция, упражнения | Объяснительно-иллюстративный метод, упражнения. | Схемы | Компьютер | Коллективный анализ работы | |
Технология «Мозгового штурма» | Мозговой штурм | Мозговой штурм, коллективный метод | Аудиозаписи | Компьютер | Коллективный анализ работы | |
Методика КВН | КВН | КВН, анализ ситуаций, просмотр видеоматериалов. | Аудиозаписи | Компьютер | Взаимозачет | |
Творческая встреча с лидерами КВН | Дискуссия | Устное изложение, дискуссия, показ материала | Мультимедийные материалы | Компьютер, проектор | Коллективная рефлексия | |
Игра «Лидер-час» | Игра | Игра | Мультимедийные материалы | Компьютер, проектор | Взаимозачет | |
Тренинг «Эффективное лидерство» | Тренинг | Тренинг | Аудиозаписи | Компьютер | Коллективная рефлексия, самоанализ | |
Подготовка к проведению круглого стола и ток – шоу «Подросток в современном мире» | Практическое занятие | Работа по образцу, коллективно-групповой метод | Мультимедийные материалы | Компьютер | Коллективная рефлексия | |
Проведение круглого стола с руководителями и лидерами молодежных организаций. Ток – шоу «Подросток в современном мире» | Круглый стол, ток-шоу | Дискуссия, устное изложение | Мультимедийные материалы | Компьютер | Коллективный анализ работы | |
Что такое проектирование и социальный проект? | Лекция | Объяснительно-иллюстративный метод, работа по образцу, коллективно-групповой метод. | Мультимедийные материалы | Компьютер | Взаимозачет | |
Технология социального проектирования | Практическое занятие | Коллективно-групповой метод, упражнения | Мультимедийные материалы | Компьютер | Коллективный анализ работы | |
Алгоритм разработки, организации и реализации проектов | Лекция | Коллективно-групповой метод, упражнения | Мультимедийные материалы | Компьютер | Коллективный анализ работы | |
Рекомендации по написанию проектов | Лекция | Упражнения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод. | Мультимедийные материалы | Компьютер | Отзыв | |
Взаимодействие с группами в реализации социального проектирования | Практическое занятие | Коллективно-групповой метод, упражнения. | Мультимедийные материалы | Компьютер | Коллективная рефлексия | |
Тренинг «Социальное проектирование» | Тренинг | Тренинг | Аудиозаписи | Компьютер | Коллективная рефлексия | |
Подготовка к проведению круглого стола «Социальное проектирование. Актуальные темы» | Практическое занятие | Индивидуально-фронтальный метод, показ педагогом. | Мультимедийные материалы | Компьютер | Коллективный анализ работы | |
Проведение круглого стола с представителями управления образованием, отдела молодежи и, руководителями общественных организаций «Социальное проектирование. Актуальные темы» | Круглый стол | Диалог | Мультимедийные материалы | Компьютер, проектор | Коллективная рефлексия, анализ работы | |
Итоговое тестирование | Тестирование | Репродуктивный | Таблица | Компьютер, проектор | Контрольное занятие | |
Демонстрация портфолио воспитанниками, разъяснения принципа его составления | Защита проекта | Индивидуальный | Мультимедийные материалы | Компьютер, проектор | Защита работы | |
Предоставление коллективом совместного проекта на выбранную воспитанниками тему. | Защита проекта | Индивидуальный | Мультимедийные материалы | Компьютер, проектор | защита проекта |
Оборудование
- Учебный класс
- Канцелярские товары (краски, ватманы, картон (цветной, белый) кисти, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей, цветная бумага, ксероксная бумага и т.д.)
- Аудио-видеоаппаратура
- Компьютер, медиапроектор
- Столы, стулья
Методическое обеспечение
- Вспомогательная литература
- Папка с разработками теоретических материалов по темам программы
- Тестовые методики
- Банк интерактивных игр и упражнений
- Разработки тренингов
- Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Брендвайн М. «Подготовить отличный коллектив – это реально» (Тренинги для вожатых и сотрудников детских оздоровительных лагерей).
- Битянова М. Р., Вачков М. Р. «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников». Из-во «Питер»
- Ботвинников Макс «А есть ли у вас план»
- Бухаркова О. «Имидж лидера»
- Гриценко Г.А. «Социальное проектирование в работе с молодежью». Екатеринбург, 2008
- Горбушина О. «Психологический тренинг». Из-во «Питер», М, 2008
- Джексон Адам «10 секретов богатства».
- Добротворский Игорь «Величайший секрет, как достичь успеха», М, 2007
- Добротворский Игорь «Постройте свое будущее. Психология успеха», М, 2004
- Климчук В.А. «Тренинг внутренней мотивации». Из-во «Речь», С. – Петербург, 2005
- Лукс Г.А. «Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике». Из-во «Самарский университет», 2003
- Максвелл Джон «Воспитай в себе лидера», «Лидер на 360»
- Николаус Б. Энпельманн «Харизма»
- Тито Конти «Самооценка в организации», Из-во «РИА – Стандарты и качество», М, 1999
- Том Шрайтер «Лидеры», Библиотека сетевого маркетинга
- Хессельбаин Френсис «О лидерстве», Фонд социо – прогностических исследований
- «Дизайн проектов. Селигер 2009», Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
- «Тренды», Новосибирск/Москва, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа коррекционной школы для 9 класса биология
рабочая программа по биологии 8 вида для 9 класса, с развёрнутым календарно-тематическим планированием...
Рабочая программа начальной школы (3 классы) на 2012-20123гг.на 3часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...
Рабочая программа начальной школы (4 классы) на 2012-2013гг.на 3часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...
Рабочая программа основной школы (6классы) на 2012-2013гг.на 3 часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер".
Данная образовательная программа позволит воспитанникам приобрести опытсоциально-значимой деятельности,активной коммуникации....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер" для учащихся 6-7 классов.Программа «Лидер» рассчитана на обучение школьного актива и учащихся, проявляющих лидерские качества. Занятия проводятся 1 ра...
Программа каникулярной школы "Лидер - 2017"
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях кан...