Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Школьный театр"
рабочая программа по теме
Данная программа дополнительного образования детей имеет Сертификат участия в конкурсе авторских образовательных программ на базе Федерального института образования (2012 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская образовательная программа дополнительного образования "Школьный театр" | 108.17 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: педагог дополнительного образования МБОУ ДОД
Дом детского творчества
Елена Александровна Рыжайкина
г. Ардатов, республика Мордовия
Пояснительная записка
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушливый цветок»
В.Сухомлинский.
Каждый ребенок, начиная с самого раннего детства, стремится к игре, а значит и к актерству. Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть, исполнять роль – это показатель культуры, как личности, так и общества в целом. Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий для развития личности.
Занятия театральной деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении. Работа в группе, укрепляет «чувство локтя», школьник ощущает свою необходимость, свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности. Все вышеперечисленные качество столь необходимы в современном обществе. Поэтому программа театральной направленности всегда полезна и актуальна.
Наряду с этими важными функциями, дополнительные занятия в творческом объединении театрального направления формируют устную речь, развивают ее выразительные возможности, развивают память, формируют художественный вкус школьника, в целом обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями.
На сегодняшний день педагогическая наука, как и общество в целом, переживает переходный период, связанный с обновлением, как содержания, так и форм образовательного процесса. А Г.Асмолов назвал современный этап развития дополнительного образования как педагогической науки «непройденным путем: от культуры полезности - к культуре достоинства» Следовательно, для школьной практики важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения осознания собственной взаимосвязи с окружающим миром, с другими людьми, умения строить взаимоотношения и процесс взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть, то есть быть толерантными. Занятия детей в школьных театрах как нельзя лучше способствуют воспитанию этих драгоценных личностных качеств.
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании все новые требования. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Поэтому, новые Федеральные государственные образовательные стандарты особенно указывают на необходимость оказания помощи в освоении позиции ученика за счет включения в различные учебные сообщества на этапе начального обучения, то есть практически с момента поступления ребенка в школу. Данная программа предусматривает включение младших школьников в деятельность творческого объединения «Школьный театр» путем обучения в группе «Сказка» (Театр кукол), с перспективой участия в совместных творческих проектах со школьниками старшего возраста.
Данная образовательная программа дополнительного образования детей ставит целью:
- приобщить детей к театральному искусству посредством их участия в создании инсценировок, миниатюр, спектаклей;
- привить учащимся потребность к творчеству, самореализации;
- выработать основы актерской культуры;
- нацелить детей на стремление к активному участию в возрождении и сохранении школьных театральных традиций (школьный театр Заслуженного учителя Г.И.Субботиной 60-70 годы)
Направлена:
- на развитие активного интереса к различным формам и видам театрального искусства;
- на формирование определенных компетентностей основ актерского мастерства: сценического движения, речи, работы над художественным образом;
- на формирование творческого коллектива, направленного на воплощение единой цели (создания спектакля);
- на ценностное развитие успешной личности в условиях сотворчества и сотрудничества.
В соответствии с целью, поставленной данной образовательной программой дополнительного образования детей, выделяется ряд педагогических задач познавательного, развивающего и воспитательного характера:
- Формировать элементарную сценическую, исполнительскую культуру участников творческого объединения;
- Развивать творческие способности, возможности памяти, речи, воображения, логического и творческого мышления каждого школьника;
- Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;
- Формировать коллектив.
Отбор художественного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве образовательного учреждения, эстетической ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью.
Основными методами реализации данной программы
можно считать:
- метод театрализации;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод работы «от простого к сложному»;
- игру.
Метод театрализации заключается в синтез звуков, света, мелодий, интонаций и пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, в пронесении их через единое «сквозное действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам театра.
Программа учитывает три основных компонента деятельности педагога дополнительного образования:
- гуманизация педагогического процесса;
- дифференцированный подход;
- демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках программы достичь поставленных целей и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокультурной ситуации, сложившейся в условиях школы, а также дать возможность каждому члену объединения раскрыть свои природные способности, реализоваться в творческой деятельности, самоутвердиться как личность и член коллектива.
Вид программы:
по целевой направленности:
общекультурная, так как занятия театральным искусством помогают ввести детей в пространство художественного воображения, раскрепощают, снимают и смягчают многочисленные проблемы межличностного общения подростков, проблемы, связанные с семьей и школой. Участие в деятельности объединения, публичные выступления на сцене дают возможность ребятам набраться сценического опыта, лучше осмыслить жизнь, поверить в свои силы, преодолеть неуверенность и застенчивость, приобрести навыки делового общения, быть в центре культурных событий школы.
Кукольный театр близок, понятен и доступен детям с самого раннего возраста. Участие детей в занятиях театра кукол должно научить их приобрести определенный социальный опыт, сформировать обобщенное отношение к добру и злу, развить чувство сопереживания беде другого и радости успехам и достижениям других, научить трудолюбию, дружбе, правдивости. Всему этому учат русские и мордовские народные сказки, произведения классиков детской литературы, составляющие основу репертуара театра кукол.
По тематической направленности:
художественно-эстетическая. Театральное искусство синтезирует в себе музыку, литературу, изобразительное искусство, прикладное творчество и т.д., и поэтому призвано развивать художественно и эстетически.
Создавая художественный образ на сцене, школьник понимает суть произведения намного глубже, эмоциональней, а само произведение становится ему интересней и понятней.
Кукольный театр – первое приобщение ребенка к театру. К.С.Станиславский говорил о том, что «Дети лучшие актеры». Перевоплощение в героя сказки, участие в объединении воздействует на ребенка целым комплексом художественных средств: художественное слово, наглядный образ – кукла, живописное оформление декораций, музыка, звук.
Данная программа является комплексной по видам театральной деятельности и включает в себя два блока:
- театр кукол «Сказка» (для учащихся 7-10 лет)
- театральная студия «Сюжет» (для учащихся 12-14 лет);
и состоит как из общих, так и отдельных разделов, указанных в тематических планах. Все разделы между собой взаимосвязаны, находятся в постоянной разработке и сборе методического и практического материала.
По доминирующим формам организации:
Работа в малых группах помогает организовать ребят по интересам и способностям. Групповая работа осуществляется в соответствии со структурой основной программы и помогает сделать процесс подготовки и репетиций более организованным и целенаправленным. Внутри творческого объединения сформировано шесть групп. Занятия (индивидуальные и групповые) в каждой из групп проводятся по расписанию 2 раза в неделю.
По нормативным срокам реализации:
Программа рассчитана на 2 года.
Программа осуществляется на базе Ардатовской основной общеобразовательной школы, участвующей в эксперименте «Школа полного дня».
Кадровое обеспечение программы
Занятия по программе «Школьный театр» осуществляет педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории, стаж работы со школьниками составляет 20 лет.
Педагог имеет специализацию «Режиссер самодеятельного театрального коллектива», образование высшее.
Финансовое обеспечение программы
1.Наличие просторной классной комнаты для групповых и индивидуальных занятий. В комнате должны быть стулья (25 шт.), столы (5 шт.), шкафы для хранения костюмов, реквизита, дидактического материала (3 шт.)
2. Наличие зала с достаточным количеством посадочных мест для прогонных репетиций и выступлений.
В зале необходима сцена с занавесом, дополнительное освещение
Выход на сцену подразумевает наличие гримерной с зеркалами.
3. Микрофоны (3 шт.)
4. Ноутбук (1 шт.), колонки (2 шт.)
5. Мультимедийный проектор (1 шт.)
6.Экран (1 шт.)
7. Ширма для кукольного театра (1 шт.)
8. Куклы (комплекты )
9. Материалы для изготовления декораций (бумага, гуашь, карандаши, клей, картон, ватман, рейка)
10.Материалы для реставрации сценических костюмов и кукол (нитки, ткани, поролон и др.)
11. Маты для занятий сценическим движением (3 шт.)
12. Большие настенные зеркала (2 шт.)
Достигнутые результаты
№ п/п | Фамилия, имя | Наименование мероприятия | Дата проведения | Уровень | Результат |
1. | Бикеев Дима | Районный форум «Одаренные дети» 2-ой открытый отборочный тур Московского международного форума «Одаренные дети» Концерт, посвященный закрытию летнего лагеря | 28.01.10. 18.02.10. 26.06.10 | муниципальный межрегиональный городской | Грамота победителя в номинации «Театральная» Диплом участника форума, публикация и фото в газете «Диагональ» Грамота МОУ ДОД ДДТ |
2. | Володина Маша Исаева Даша Суетнова Кристина Печникова Настя | Конкурс «Юные театралы» | 04.01.10 | городской | Дипломы МОУ ДОД ДДТ по номинациям, публикация в районной газете «Маяк» |
3. | Келяшов Миша Бурова Настя | Вечер, посвященный Дню театра «Театральные встречи» Утренник «В гостях у театра» | 26.03.10 25.03.10 | муниципальный школьный | Призы организаторов мероприятий |
4 | Печникова Настя | Утренник «Что за прелесть, эти сказки!» | 04.11.09 | школьный | Приз организаторов мероприятия |
5 | Суетнова Кристина Миронова Катя Севастьянова Таня Максарева Настя | Деловая игра «Мы – лидеры» | 05.11.10 | городской | Грамота МОУ ДОД ДДТ |
6 | Назарова Марина Киреева Лена Барышева Ирина Кипайкина Алина Затылкина Настя Полькина Валя Келяшов Миша Бикеев Дима Анюшина Ульяна Тюрина Анжелина Лисина Настя Силантьева Олеся | Районная игра «Кивинята» Фестиваль КВН Театрализованный концерт, посвященный закрытию летнего лагеря | 16.02.10 22.05.10 26.06.10. | муниципальный муниципальный городской | Грамота РУО за 2-ое место Грамота РУО «За актерское мастерство» Грамоты МОУ ДОД ДДТ за активное участие в работе творческих объединений |
7 | Алямкина Света Глухова Маша Святкина Саша Мосина Надя Лизункина Катя Печникова Настя Сидорова Олеся Исайкина Лариса Щуркина Карина | Телезапись фрагмента кукольного представления | 09.10. | Показ фрагмента в телепередаче ГТРК «Мордовия» (ко Дню Учителя) 5.10.2010 г. | |
8 | Алямкина Света Глухова Маша Святкина Саша Мосина Надя Лизункина Катя Печникова Настя Сидорова Олеся Исайкина Лариса | Кукольный спектакль по сказке С.Маршака «Теремок» | 03.11.10 | городской | Благодарность от коллектива МДОУ д/с «Колосок», публикация в газете «Маяк» |
9 | Доронькина Рита Сидорова Олеся Келяшов Миша (всего 18 участников) | Мюзикл Т.Кизим «В поисках Жар-птицы» | 22.05.11 25.05.11 | Выступления в школе | Диплом МОУ ДОД ДДТ, публикация в газете |
10 11 | Авдеев Миша Володина Маша | Районный Форум «Одаренные дети» Районный Форум «Одаренные дети» | 02.12 02.12 | Муниципальный муниципальный | Грамота за 1 место в номинации «Театральная», публикация в СМИ Грамота за 1 место в номинации «Музыкальная», Публикация в СМИ |
12 | Володина Маша | 2-ой открытый отборочный тур Московского международного форума «Одаренные дети» | 02.12 | межрегиональный | Диплом за участие |
13 | Авдеев Миша Сачкова Даша Пашкова Ксения | Конкурс детского творчества «Пластилиновая ворона» | 04.12 | муниципальный | Дипломы оргкомитета конкурса, призы |
14. | Бажутова Маша Щелобокова Лиза Суина Юля Сергеева Соня Лихачева Ульяна Зарубина Лиля Забелина Катя Пашкова Ксюша Ирикина Настя Сальникова Полина | Выступление на благотворительном концерте с композицией «Пасхальный букет» | 05.12 | муниципальный | |
15. | Авдеев Миша | Благотворительный концерт «От сердца к сердцу» | 05.12 | муниципальный | Диплом за активное участие |
16. | Сидорова Олеся Мосина Надя Ворожейкин Данила (всего 12 участников) | Спектакль «Сказка о современной бабе Яге» | 22.05.12 | Выступление в школе | Диплом МБОУ ДОД ДДТ «За актерское мастерство» |
17. | Авдеев Миша Пашков Иван Сачкова Даша Елисеева Ирина Пашкова Ксюша Зарубина Лиля Лихачева Ульяна Юртанов Егор | Выступление с художественной композицией «Для вас, ветераны!» | 29.10.12. | муниципальный | Благодарность районного Совета ветеранов |
18. | Сачкова Даша Добрынкина Ирина Елисеева Ирина Курятникова Рита Юртанов Егор | Выступление в детском саду «Березка» с мини-спектаклем «Лиса-ученица» | 28.11.12 | городской | Благодарность МДОУ «Березка» |
Тематический план
Театр кукол «Сказка»
1-ый год обучения
№ пп. | Темы | Теория, час. | Практика, час. |
1 | Вводное занятие. Что такое кукольный театр? | 4 | 2 |
2 | Куклы оживают. Игры. | 4 | 12 |
3 | Этюды – упражнения с куклой без ширмы. | 10 | 30 |
4 | Риторика. | 20 | 52 |
5 | Репетиционный период. | 10 | 30 |
6 | Театральные утренники. Выступления. | 1 | 5 |
Итого: 180 часов
2-ой год обучения
№ пп | Темы | Теория, час. | Практика, час. |
1 | Вводное занятие. История кукольного театра. | 2 | 2 |
2 | Художественный образ в кукольном спектакле. | 2 | 16 |
3 | Риторика. | 20 | 52 |
4 | Этюды - упражнения с куклой на ширме | 2 | 30 |
5 | Застольный период над пьесой. | 2 | 18 |
6 | Репетиции. Прогоны. Замечания. | 2 | 30 |
7 | Итоговое выступление – премьера. «Театральная весна» | - | 2 |
Итого: 180 часов |
Содержание программы
1-ый год обучения
№ пп | Содержание занятий |
1 | Вводное занятие.
|
2 |
|
3 | Этюды-упражнения с куклой без ширмы.
|
4 | Риторика. Общение.
Рассказывание:
|
5 | Репетиционный период.
|
6 | Театральные утренники. Выступления.
|
2-ой год обучения
№ пп. | Содержание занятий |
1 | Вводное занятие.
|
2 | Художественный образ в кукольном спектакле.
|
3 | Риторика.
|
4 | Этюды-упражнения с куклой на ширме
|
5 | Застольный период над пьесой.
|
6 | Репетиции. Прогоны. Замечания.
|
7 | Итоговое выступление. Премьера. «Театральная весна»
|
Тематический план
Театральная студия «Сюжет»
1-ый год обучения
№ пп. | Темы | Теория час. | Практика час. |
1 | Вводное занятие. Беседа «Что мы знаем о театре» | 4 | 2 |
2 | Театральная игра. | 6 | 16 |
3 | Авторские сценические этюды. | 10 | 30 |
4 | Сценическая речь. | 10 | 38 |
5 | Взаимодействие. Импровизация. | 8 | 18 |
6 | Работа над пластикой | 8 | 20 |
7 | Театрализация. | 6 | 14 |
8 | Работа над художественным образом | 6 | 20 |
9 | Репетиционная деятельность. | 10 | 50 |
10 | Выступления на мероприятиях. | 2 | 4 |
11 | Работа с одаренными детьми. | 12 | 20 |
12 | Воспитательная работа. | 8 | 10 |
13 | Работа с родителями. | 4 | 6 |
Итого: 342 часов
2-ой год обучения
№ пп. | Темы | Теория, час. | Практика, час. |
1 | Вводное занятие. «Люби искусство в себе» | 2 | 2 |
2 | В мире театральных профессий | 4 | 2 |
3 | Слово на сцене | 6 | 30 |
4 | Сценические этюды (одиночные, парные, групповые) | 10 | 20 |
5 | Основы актерского мастерства | 10 | 40 |
6 | Сценический костюм, грим. | 2 | 6 |
7 | Работа над постановочным планом спектакля | 10 | 30 |
8 | Репетиционный период. | 10 | 50 |
9 | Работа с оформлением спектакля. | 4 | 12 |
10 | Подготовка к премьере. Выступления. | 2 | 6 |
11 | Работа с одаренными детьми. | 12 | 20 |
12 | Воспитательная работа. | 10 | 10 |
13 | Работа с родителями. | 4 | 6 |
14 | Исследовательская работа | 2 | 20 |
Итого: 342 часа
Содержание программы
Театральная студия «Сюжет»
1-ый год обучения
№ пп. | Содержание занятий |
1 | Вводное занятие. Беседа «Что мы знаем о театре»
|
2 | Театральная игра.
|
3 | Авторские сценические этюды .(Этюд – небольшая сценка, заключающая в себе какое-нибудь одно законченное действие)
|
4 | Сценическая речь.
|
5 | Взаимодействие. Импровизация – сочинение и показ сценического действия без предварительной подготовки.
|
6 | Работа над пластикой.
|
7 | Театрализация.
|
8 | Работа над художественным образом.
|
10 | Выступление на мероприятиях.
- В рамках школьных каникул; - На мероприятиях МБОУ ДОД ДДТ |
11 | Работа с одаренными детьми.
|
12 | Воспитательная работа.
|
13 | Работа с родителями.
|
2-ой год обучения
№ пп. | Содержание занятий |
1 | Вводное занятие. «Люби искусство в себе»
|
2 | В мире театральных профессий
|
3 | Слово на сцене
|
4 | Сценические этюды (одиночные, парные, групповые).
|
5 | Основы актерского мастерства
|
6 | Сценический костюм. Грим.
|
7 | Работа над постановочным планом
|
8 | Репетиционный период.
|
9 10 | Работа с оформлением спектакля.
Подготовка к премьере. Выступления.
|
11 | Работа с одаренными детьми, воспитательная работа, работа с родителями – по программе 1-го года обучения. |
12 | Исследовательская работа
|
Методическое обеспечение программы
Основными формами работы в творческом объединении являются:
- беседа
- занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации проходит изучение основ театрального искусства;
- упражнения, тренинги;
- дискуссии, обсуждения (спектаклей, ролей);
- ролевые и деловые игры;
- репетиции – разбор сюжетной линии, определение ряда сцен, «разводка» сцен;
- индивидуальные занятия – работа над художественным образом,
над сольным номером;
- творческие конкурсы, викторины внутри коллектива объединения;
- публичные выступления.
К воспитательным формам работы можно отнести беседы, посещение спектаклей, музея, огоньки в конце учебного года.
В методическом обеспечении программы используется целый комплекс различных средств: художественная литература, литература по театральному искусству, периодические издания, учебные пособия, интернет-русуры, дидактический материал (карточки с упражнениями), иллюстрации, сценические костюмы, декорации, куклы, ширма, реквизит, дискография.
Техническое оснащение составляет музыкальная аппаратура, микрофоны, мультимедийный проектор, компьютер, свет.
Занятия проводятся в актовом зале школы, классных комнатах.
Механизм реализации программы
Структура программы предполагает ознакомление и постепенное расширение знаний учащихся в области театрального искусства, доступными приемами обучение школьников основам актерского мастерства.
Программа предусматривает наличие взаимосвязи педагога с классными руководителями, воспитателями групп продленного дня, преподавателями литературы, музыки, педагогами дополнительного образования, психологом МБОУ ДОД ДДТ, родителями.
В процессе занятий в творческом объединении школьники:
- приобретают элементарные знания о театральном искусстве и театральных профессиях, овладевают терминами театрального мира;
- учатся правильно и красиво говорить;
- получают навыки поведения на сцене, культуры выступлений;
- приобретают умение работать с куклой на ширме и без нее;
- в ходе выступлений учатся импровизации;
- получают и совершенствуют навыки работы над художественным образом;
- в ходе общения и целенаправленной совместной деятельности получают и развивают в навыки делового и неформального общения.
Способы проверки результативности обучения:
- проведение практических итоговых занятий, на которых в игровой форме определяется уровень освоения обучающимися тем программы (викторины, кроссворды, деловые игры и т.д.);
- наблюдение-анализ выступлений учащихся в различных творческих конкурсах, массовых мероприятиях;
- показ театральных постановок и опрос мнений зрителей;
- тестирование в течение учебного года;
- подведение итогов и опрос мнений учащихся, родителей на заключительном занятии в конце учебного года.
- диагностические карты
Диагностикой обучения является определение результатов творческого процесса в условиях занятия творческого объединения. Как и в общей педагогике, в театральном обучении, педагог дополнительного образования различает две формы диагностики: диагностирование обученности (своевременное выявление и анализ продуктивности деятельности детей на занятиях) и диагностирование обучаемости (определение тенденции и динамики развития актерских и творческих способностей).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации к программе «Школьный театр» включают в себя комплекс упражнений и занятий по разделам, которые проводятся в объединении в сочетании с репетициями.
Этюды-упражнения с куклой на ширме.
Звучит музыка в ритме польки. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать следующие движения. Пусть кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной поклон. В первом случае сгибаются первые два сустава указательного пальца, во втором – пальцы остаются вытянутыми, сгибается только кисть. Затем повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками, развести их в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед. Потереть рукой лицо куклы (или лапой - мордочку животного). Затем освоить упражнения: кукла обнимает, гладит по лицу, шепчет на ухо, ласкается и прижимается к кукловоду.
Основы сценической речи.
Скороговорки.
Скороговорки развивают чувство языка, способствуют преодолению косноязычая.
Скороговорку нужно произносить четко, с каждым разом прибавляя темп речи (3 раза):
Архип осип. Осип охрип.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Дятел дуб долбил, да не выдолбил.
Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.
Купи кипу пик.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
Щетинка у чушки, чешуйка и щучки.
На дворе трава на траве дрова.
Старинные скороговорки
Наш голова вашего голову переголовит, перевыголовит.
Петр Петров по прозванью Перов купил птицу-перепелицу; понес по рынку, просил полтинку, подали пятак – он и продал так.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Турка курит трубку, курка клюет крупку; не кури, турка трубку, не клюй курка крупку.
Либретто «Риголетто»
Король-орел
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
Игры-упражнения по развитию речи.
«Книжки»
Ребятам предлагается прочитать отрывок из стихотворения С.Маршака «Книжка про книжки»:
У Скворцова Гришки
Жили-были книжки –
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые.
Без конца и без начала,
Переплеты как мочала,
На листах каракули.
Книжки горько плакали.
Распределите звуковое нарастание в соответствии с нарастанием по смыслу. Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам, не стремитесь непременно «забраться» на самые верха; как только появится напряжение, отступите по тону назад и затем снова продолжите равномерное повышение. Зато понижение пусть будет активным, тремя резкими ступенями:
Книжки
горько
плакали.
Упражнения на развитие актерского внимания и воображения.
Слушаем тишину.
Ребятам предлагается послушать и рассказать, что делается сейчас в зале, на втором этаже школы, в коридоре, на улице. Для того, чтобы помочь им сосредоточить свое внимание на объекте, можно создать атмосферу соревнования);
Зеркало.
Дети встают в два ряда лицом друг к другу. Одна сторона – человек, другая – зеркало.
По сигналу педагога сторона «человек» начинает делать определенные движения ( по своему выбору), сторона «зеркало» должна как можно точнее передать эти движения, не забывая о том, что в зеркальном отражении левая сторона - правая и наоборот. Затем играющие меняются ролями.
Печатная машинка.
Ребятам раздаются буквы из алфавита. Педагог произносит фразу для печатания «Белеет парус одинокий». По сигналу педагога «машинка» начинает печатать. Каждый озвучивает свою букву хлопком в ладоши, точка – общий хлопок. Постепенно фразы можно делать длиннее и следить за нарастанием темпа «печатания».
Упражнение учит внутренней собранности и очень нравится ребятам.
Застольный период над пьесой.
Викторина «Сказка»
Для того, чтобы дети лучше усвоили текст сказки, по которой будет поставлен кукольный спектакль, предупреждаю, что скоро будет проведена специальная викторина на эту тему. Сказка по пьесе С.Маршака «Теремок» прочитана несколько раз (педагогом, детьми по ролям) и на одном из занятий проводится обещанная викторина:
- Кто из зверей поселился в теремке третьим по счету?
(петушок)
- Как звали лису?
(Лисавета)
- На каком музыкальном инструменте играл петух?
(на гармонике)
- С какой птицей сравнивала лиса петушка? (с орлом)
Какую работу выполнял еж? (сторож)
- Кто автор пьесы-сказки «Теремок» (Маршак)
- Сколько всего зверей стали жить в теремке? (четверо)
- В какое время суток пришла лягушка к теремку? (вечером)
- Из-за какого дерева появился медведь? (ель)
- С какой начинкой пекла лягушка пироги? (с капустой)
- Чего испугался медведь? (кочерги, воды)
- Кто выгнал лису? (еж)
Взаимодействие. Импровизация.
Игры-упражнения, на взаимодействие, общение.
Цепочка.
Закрываем глаза и начинаем двигаться по комнате в среднем темпе. Руки на уровне пояса ладонями вперед. Так можно определить, свободно ли пространство перед вами. Встретили кого-то? Прекрасно! Не открывая глаз, подайте друг другу руки, пожмите их и продолжайте движение в паре, взявшись за руки. Новая встреча? Присоединим к себе еще одного партнера и продолжим ходьбу.
Упражнение заканчивается по хлопку педагога тогда, когда все пары и группы соединились в одну цепь. Все участники стоят, не открывая глаз. Встреча за встречей, и вы собрали вместе множество разных людей. Все вы сейчас принадлежите к одной, единой группе. Почувствуйте себя частью живой цепи. Ощутите тепло и надежность рук. А теперь откройте глаза. Поблагодарите своих соседей слева и справа за сотрудничество.
Этюды-импровизации.
Предлагается определенный образ и ситуация, в которой исполнитель должен проявить себя как настоящий актер.
Предлагаемые роли:
- экскурсовод в музее восковых фигур;
- милиционер на перекрестке;
- капризный ребенок в магазине игрушек;
- начальник на стройке и т.д.
Игра-импровизация (по русской игре «Царь-Горох»)
Игра для младшей группы. Ребята встают в круг, водящий произносит любую считалочку. Выбирается Царь-Горох. Он садится на стул. Остальные ребята выстраиваются к нему в очередь (как бы на прием к царю). Подходя к «царю» каждый по очереди произносит одни и те же фразы: «Царь Горох! Прими меня на работу!» «Царь» спрашивает: «А что ты умеешь делать?» Ответ:»Мы не скажем, а покажем!» и молча показывает движениями какие-либо действия, связанные с задуманной работой (колка дров, мытье пола, стирка, танец, поливка растений и т.д.)Царь Горох должен догадаться какую работу изображают.
Игра развивает фантазию, пластику, актерское воображение и находчивость.
Риторика. Сценическая речь.
Игра «Собери пословицу»
Педагогом подбираются пословицы на определенную тему: «О животных», «О дружбе», «Об учении». Необходимо заготовить карточки с текстом пословиц. Карточки разрезаются каждая на две части. Детям предлагается найти окончание пословицы:
«О животных»: Гусь свинье не товарищ.
Цыплят по осени считают.
Всяк кулик свое болото хвалит.
Волков бояться в лес не ходить.
Трусливому зайке и пенек волк.
На смелого собака лает, а трусливых кусает.
Считалочки.
С помощью детских считалочек учимся правильно распределять дыхание:
«Как на горке, на пригорке (вдох)
Стоят 33 Егорки (вдох): раз Егорка,
Два Егорка, три Егорка…
(и так до конца)… 33 Егорки.
Распределите выдох на 3 порции, читая громко, равномерно текст, делайте после каждого третьего «Егорки» дыхательную паузу и т.д. до конца. Когда чувствуете, что эта порция вами освоена, переходите на более длительные: вдох через 8, 11 «Егорок».
Буриме.
В переводе с французского буриме означает «рифмованные концы».
Первое условие игры – для рифмы нужно подобрать такие слова, которые не сочетаются друг с другом по смыслу. Это делает игру интересной, заставляет проявлять находчивость.
Второе условие – рифмы нельзя менять местами, нельзя изменять форму слов.
Буриме дает простор фантазии, развивает воображение. Вот примеры буриме на рифму: собака – цветок – однако – мог.
Гонялась за котом собака.
Спасаясь, кот свалил цветок,
Кот убежал от пса, однако
От порки кот спастись не мог.
Сценическое движение.
Упражнение-тренинг «Марионетка»
Звучит спокойная музыка.
Дети расположены свободно по площадке. «Я – марионетка. Я полностью расслаблена. Меня держат за ниточку и поднимают за какую-либо часть тела (за голову, ноги, руки и т.д.) Эта часть тела напрягается. При этом, все остальные части тела полностью расслаблены. Затем меня бросают, и я полностью расслабляюсь.
Это упражнение может быть выполнено при разных положениях тела (стоя, сидя, лежа).
Гимн ТО «Школьный театр»
(сл.Е.Рыжайкиной)
Не за горами, за лесами
Мир театральный есть,
В нем люди дружат с чудесами,
Музыка, сказка здесь
В нем оживают куклы, звери
И торжествует свет,
В миг волшебства здесь каждый верит,
А зла и горя нет!
Припев:
Сказочный друг – театр!
Занавес свой открой!
Все нам покажешь и расскажешь,
И позовешь с собой!
Добрый наш друг – театр!
Очень нам нужен ты,
Ты нам познать поможешь чудо
Жизни и красоты!
Вот Буратино ищет ключик,
Золушка вновь грустит,
Солнце и море, в лес дремучий
Баба Яга летит!
Сцена зовет и манит светом
В мир волшебства и грез,
Верим, театр, найдет ответы
Нам на любой вопрос!
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Вербицкая Л.А. «Давайте говорить правильно!» М., 2000 г.
- В профессиональной школе кукольника. Сборник научных трудов. Л.,1985 г.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993 г.
- Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Учебник, Сорокина Г.И., М., 1996 г.
- Календарь знаменательных дат. «Культурная инициатива», 2009 г.
- Караманенко Т.Н, Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М., 1982 г.
- Королев М.М. Искусство театра кукол. Основы теории. Л., Искусство, 1987 г.
- Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. Советская Россия, 1983 г.
- Образцов С.В. Всю жизнь я играю в куклы. М., 1985 г.
- О красноречии в шутку и всерьез. Михалевич А.Е., М., 1989 г.
- Русская риторика. Хрестоматия. Граудина Л.К., М., 1996 г.
- Сазонов Е.Ю. Театр наших детей. Издание «знание», М., 1988 г.
- Станиславский К.С. Собр. соч. в 9-ти томах, том 3. М., 1990 г.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1982 г.
- Что и как в театре кукол. Сборник статей. Изд. «Искусство», М., 1988 г.
- Школьная риторика для 5-7 классов под ред. Т.А.Ладыженской
- Периодические издания: «Дополнительное образование», «Начальная школа», «Педсовет» и др.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Александрова Э.Б. Люблю театр! М., Детская литература, 1991 г.
- Крылатые слова. М., Детская литература, 1979 г.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., Детская литература, 1988 г.
- Мир профессий. Человек – художественный образ. М., Молодая гвардия, 1987 г.
- Пословицы русского народа. В.И.Даль, М., Художественная литература, 1984 г.
- Периодические издания для школьников: «Диагональ». «Колокольчик» и др.
Где можно получить профессию
театрального направления:
- Институт национальной культуры МГУ им. Огарева, специальность «Актерское искусство»
- Колледж культуры и искусств РМ, специальность «Театральное творчество», г. Саранск РМ, Большевистская, 33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"
Настоящая программа предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...
Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.
Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования. Коллективное инструментальное музи...
Образовательная программа дополнительного образования "Мир театра"
Образовательная программа «Мир театра» создается для развития средствами искусства гармоничной личности ребенка. Программа предназначена для детей с ослабленным здоровьем, отклонениями в развитии позн...
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...
Образовательная программа дополнительного образования «Шоу – театр «Столица». «Современная хореография»
Данная образовательная программа - модифицированная, углубленного уровня, для детей 12-18 лет, проявляющих интерес к искусству хореографии. Программа является одной из составляющей компле...
Образовательная программа дополнительного образования "Шоу-театра "Столицы" "Азбука хореографии".
При реализации данной образовательной программы будут использоваться дистанционные образовательные технологии (ДОТ) включающие комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализирован...
Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Театр на английском языке"
Здесь я представляю Вашему вниманию программу кружка "Театр на английском языке".Уже несколько лет с учащимися 5-6 классов мы успешно готовим спектакли и сценки на английском языке. Именно д...