Образовательная программа дополнительного образования "Шоу-театра "Столицы" "Азбука хореографии".
рабочая программа на тему
При реализации данной образовательной программы будут использоваться дистанционные образовательные технологии (ДОТ) включающие комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией посредством сети Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_horeografii_ud.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура программы учебного предмета
«Азбука хореографии»
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы.
- Срок реализации учебного предмета
- Форма проведения учебных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Обоснование структуры программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
- Условия набора в творческий коллектив.
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Содержание занятий
III. Ожидаемые результаты
- Требования к итоговому зачету
IV. Список литературы
- Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Азбука хореографии» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеразвивающей программе в области театрального искусства «Театральное творчество», с использованием существующих программ Т.А Ладыженской, Т.В.Матвеевой, С.Ф.Ивановой.
Учебный предмет «Азбука хореографии» является ступенью базового уровня в комплексе предметов предметной области «Театральное творчество». Программа рассчитана на обучение детей среднего школьного возраста 10-14лет.
Данная программа разработана в рамках компетентного подхода, ориентирована на применение методов, приёмов, и способов искусства хореографии в практической жизни и деятельности у воспитанников театрального коллектива. Этим подходом обоснована актуальность разработанной программы и её практическая направленность.
Данная программа является образовательно-развивающей и направлена на физическое и умственное развитие ребенка, его творческих способностей, а также формирование технично способного мышечного корсета.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы
Новизна курса состоит в том, что в «Азбуке» обобщены определенные элементы, которые в рамках базового образования ориентированы на подготовку юных артистов, чья деятельность направлена на движение.
При реализации данной образовательной программы будут использоваться дистанционные образовательные технологии (ДОТ) включающие комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией посредством сети Интернет.
- Обучение будет проводиться при совмещении основных очных занятий в творческом коллективе;
- В процессе обучения преподаватель и воспитанник могут использовать ДОТ по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
- Каждый в силу своих индивидуальных способностей самостоятельно определяет количество времени, которое ему необходимо для освоения соответствующей учебной дисциплины.
- Воспитанники имеют доступ к разнообразным источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных) для получения необходимых знаний по выбранному предмету, а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сеть Интернет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Основы риторики» со сроком обучения 5 месяцев.
Программа рассчитана на 36 академических часов, занятий проводимых 1-2 раза в неделю по 45 мин в течение срока обучения на данной ступени. Занятия подразделяются на дистанционные часы и самостоятельную работу детей под руководством педагога. Форма работы коллективная.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме. Численность воспитанников в группе от 8 до 15 человек. Обучение будет проводиться дистанционно, посредством обмена учебной информацией в сети Интернет с помощью специализированной информационной образовательной среды.
Цель и задачи учебного предмета «Азбука хореографии»
ЦЕЛЬ КУРСА: формирование целостной, всесторонне развитой, личности; развитие любознательной активности детей; развитие творческого потенциала детей.
ЗАДАЧИ КУРСА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- выявление и развитие хореографических способностей детей;
- дать начальные представления об истоках зарождения хореографии;
- научить владеть основными терминами хореографического искусства;
- формировать начальные умения анализировать и вычленять главное;
- формирование творческой личности через приобщение ребенка к хореографической деятельности;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие техники детей через систему специальных продуктивных упражнений;
- развить в детях воображение посредством выполнения творческих заданий на заданную тему;
- развитие свободного выражения мысли посредством хореографии;
- развитие импровизационных умений;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание в ребёнке чувства Прекрасного через познание истории хореографии;
- пробуждение интереса к хореографии;
- воспитание личностных качеств, таких как воля, целеустремлённость;
- создание детям условий для их духовно-нравственного роста.
Методы обучения
Теоретико-содержательные и собственно методические аспекты предлагаемой программы определены необходимостью дать детям первоначальные знания основ хореографии и умения использовать различные стиля танца в творческой деятельности коллектива.
Темы, разработанные в программе, соотнесены с тремя блоками:
- знакомство с историей возникновения танца.
- классический танец – основа основ.
- развитие основных навыков.
Первый блок посвящен общетеоретическим вопросам. Цель блока - показать, что мастерство танцовщика основывается также и на теоретических положениях техники танца, который рассматривается в качестве комплексного курса, включая в себя психологический, нравственный, эмоциональный и другие аспекты. Знакомство с темами блоков помогает понять, что хореография как вид искусства, складывающийся на протяжении веков, имеет свой статус и особенности на доступном уровне для данного возраста детей.
Второй включает темы, дающие методические знания, посвященные выработке умений и навыков классического танца, становлению техники исполнения ребенком танца.
Третий блок даёт дальнейшее развитие навыков и умений исполнения классического танца.
Основу всего курса "Азбука хореографии" составляют два раздела: теория и практика.
Вопросы теоретического раздела программы определены необходимостью дать детям знания об основных жанрах, о роли танца в жизни человека. Теоретические знания передаются детям в доступной форме (беседа - сообщение, показ, видеопутешествие и др.).
Практический раздел курса направлен на действия, которые способствуют формированию мышечного аппарата детей, развитию правильной осанки, постановке корпуса; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия жанров хореографии и понимания единства содержания и способов выражения видов хореографического искусства.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Использование электронного дистанционного обучения в общем образовании не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию. Могут использоваться практически любые достаточно современные компьютеры с установленной операционной системой. Необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к интернет.
На компьютере также должен быть установлен минимальный набор программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры.
Материально-техническая база электронного дистанционного обучения включает следующие составляющие:
- каналы связи;
- система электронного дистанционного обучения, обеспечивающая формирование информационной образовательной среды;
- компьютерное оборудование;
- периферийное оборудование;
- программное обеспечение.
- Обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах и т.д.), обращаются к учителям за помощью;
- Педагоги выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных он-лайн консультаций;
- II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Базовый уровень
- 1 год обучения
- Таблица 1
№№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Азбука хореографии. Вводное занятие. Знакомство с хореографией. Хореография - что это. История и мотив появления танца. | 1 | 1 | 2 |
2 | Ветви возникновения древнего танца 2.1. Греческая и римская ветвь | 1 | 1 | 2 |
2.2 Китайская и индийская ветвь. | 1 | 2 | 3 | |
2.3. Восточнославянская ветвь. | 1 | 1 | 2 | |
3 | Развитие танца в Европе и России. | |||
3.1. Франция, Италия | 1 | 2 | 3 | |
3.2.Россия | 1 | 2 | 3 | |
4 | Технические особенности классического танца | |||
Принципы и правила постановки корпуса и рук. | 1 | 2 | 3 | |
Необходимость наращивания мышечного корсета | 1 | 2 | 3 | |
Подготовка голеностопа к исполнению танца «на пальцах». | 1 | 2 | 3 | |
5. | Грамотное и гармоничное исполнение | |||
Правила классического танца. Необходимость следить за собой каждый день. | 1 | 1 | 2 | |
Актерское мастерство в контексте классического танца. | 1 | 1 | 2 | |
6 | Балеты современные и классические | |||
Что такое либретто. Известные балетмейстеры и хореографы. | 1 | 1 | 2 | |
Балетмейстеры и музыканты. «Лебединое озеро», «Щелкучик», «Спящая красавица». | 1 | 1 | 2 | |
Сезоны Дягилева. Известные танцовщики и постановки | 1 | 1 | 2 | |
Большой театр сегодня | 1 | 1 | 2 | |
15 | 21 | 36 |
Содержание занятий
Тема 1. Азбука хореографии.
Теория: Вводное занятие. Знакомство с хореографией. История и мотив возникновения танца.
Практика: смотрим исполнения артистов, анализируем, обсуждаем.
Тема 2. Ветви возникновения древнего танца
Теория: развитие танца по-своему происходило в разных странах.
Ритуальные танцы, подражание животным.
Практика: Поиск в интернете изображений танцоров Древнего Китая, Древней Индии и Древней Руси. Зарисовки своих вариантов костюма, места, где они могли бы выступать, их окружение, повод выступления.
Тема 3. Развитие танца в Европе и России.
Теория: симультантские действа, первые профессиональные учителя танцев, танцы придворных, появление балета, первая Академия хореографии, Бальтазарини де Бельджозо, Жан Батист Люлли, первые Академии в России, русский народный танец, перепляс, хороводы.
Практика: ищем в интернете видео «Выход Аполлона» из балета-оперы «Триумф любви» (1681)». Смотрим его и составляем эссе (рассказ) об увиденном, что понравилось, что не понравилось, нашли ли знакомые движения. (Рассказ не менее полстраницы).
Выполните проверочную работу, как вы поняли тему.
Отвечаем на вопросы в письменном виде:
- Как до 18 в. назывались «танцы» в России?
- Какие два российских правителя сыграли значительную роль в становлении танцевального искусства в России?
- В каком году была отрыта первая в России балетная школа? И кто был её руководителем?
- Что такое «перепляс»?
- Какие два направления танцевального искусства набирали популярность в 18 в?
Ищем в интернете любое видео Ансамбля народного танца
им. И. Моисеева. Описываем в письменном виде что увидели, название, чем данная постановка отличается от балетной.
Тема 4. Технические особенности классического танца
Теория: Принципы и правила постановки корпуса и рук. (Как формируется осанка, какие упражнения необходимы для плавности, но силы рук)
Необходимость наращивания мышечного корсета. (Обязательно условие сильных мышц и качественного исполнения – ежедневная тренировка)
Подготовка голеностопа к исполнению «на пальцах». (Особенности исполнения танца на пуантах, что такое пуанты, критерии готовности стопы к пуантам)
Практика: Упражнения для классического тренажа. Классические упражнения в партере. Приёмы самостоятельной разработки стопы в домашних условиях с применением бытовых вещей. Просмотр видео занятий из Академии классического танца. Понимание характера и темпа музыки. Методы развития выразительности рук. Методы ОФП как один из ключевых моментов развития выносливости.
Тема 5. Грамотное и гармоничное исполнение
Теория: грамотное исполнение. Правила классического танца. Классический танец – развитие ответственности и трудолюбия. Необходимость заниматься несколько раз в неделю и более. Пропуски чреваты потерей формы. Танец - это не только техника, но и передача замысла балетмейстера с помощью актерских выразительных средств.
Практика: ведение дневника занятий, отметки о пропусках и достижениях, сравнения и анализ после определённого периода, слежение за осанкой, за приемом вредной и полезной пищи.
Наблюдение за миром, окружающими людьми, развитие фантазии, придание знакомым предметам быта иного предназначения, фиксирование в дневнике.
Тема 6. Балеты современные и классические
Теория: Что такое либретто.
Основная мысль и предназначение либретто.
Известные балетмейстеры и хореографы. Жан Жорж Новерр, Мариус Петипа, Лев Иванов, Август Бурнонвиль.
П.И. Чайковский - талантливый композитор.
Либретто спектаклей «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».
Возвращение Дягилевым балета в Европу. Михаил Фокин.
Большой театр – история и современность.
Практика: Ответьте на вопросы в письменном виде:
- Какие известные личности внесли вклад в развитие балета в России в 19в.?
- Почему угас балет в Европе, и что помогло его возрождению?
- Какой известный композитор начал новую эпоху в балете?
- Какие самые известные спектакли были созданы в России в 19в.?
III. Ожидаемые результаты
В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.
В целом к предполагаемым результатам можно отнести:
№ | Воспитательные и развивающие задачи | Качества, которые формируются | Механизм отслеживания |
1. | Формирование навыков и умений анализировать, обобщать и воспроизводить | Способность понять свои возможности и недостатки в исполнении | Педагогическое наблюдение, беседы |
3. | Воспитание коммуникативных качеств обучающихся | Коммуникативные навыки. Чувство ответственности к занятиям. | Качество выполнения заданий |
4. | Развитие специальных навыков необходимых для грамотного исполнения основ классического танца | Понимание взаимозависимости между каждодневным трудом и получением результата. | Качество выполнения заданий |
5. | Развитие творческих способностей через систему специальных продуктивных заданий | Самостоятельность, инициатива, воображение | Через систему специальных заданий |
Программой определены основные учебно-творческие и общевоспитательные задачи, и последовательность их усложнения от темы к теме. Контроль достижений воспитанников, проводится в конце каждого раздела обучения.
Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за активной деятельностью обучающихся как в процессе деятельности, так и "контрольных точках" - творческих событиях и др.
Контроль над техническими навыками воспитанников:
Формирование и развитие культуры исполнения | Самостоятельность оценивания своего исполнения , и исполнения других учащихся в группе. | Участие в творческих выступлениях, концертах, постановках |
Грамотность танцевальной лексики | Умение воспроизвести материал, создавать простые комбинации, отличать жанры между собой (в пределах, обозначенных в программе) | Демонстрация различных видов танцевальной деятельности |
Планируемые результаты:
–физически укрепить скелетно-мышечный корсет;
–оценивать свои и чужие выступления с точки зрения их грамотности;
-знать историю развития танца с древних времён до 20 в.;
-разбираться в специальных терминах;
-уметь отличать народную хореографию от классической;
-знать выдающихся личностей хореографии 16-19 вв.;
-иметь представление о знаменитых балетных спектаклях.
IV.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Метод М.Монтессори в России
- Гризик Т. Познавательное развитие детей. М., 2007
- Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-3-е изд.-М.: Вита Пресс, 2007
- Азбука классического танца. Н.П.Базарова, Н.П. Мей. М., Лань, 2006
- Основы классического танца. А.Я.Ваганова, СПб.; Лань, 2000.
- Письма о танце. Ж-Ж Новерр. СПб.; 2007.
- Вашкевич Н.Н. История хореографии всех веков и народов. М.; Лань, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Дополнительная образовательная программа "Русский народный танец" объединения "Хореография"
Программа рекомендована детям 7-12 лет. Направленность художественно - эстетическая.Уровень образования основное общее. Срок реализации 3 года....
Образовательная программа дополнительного образования "Азбука здоровья"
Образовательная программа дополнительного образования "Азбука здоровья"...
Образовательная программа дополнительного образования «Шоу – театр «Столица». «Современная хореография»
Данная образовательная программа - модифицированная, углубленного уровня, для детей 12-18 лет, проявляющих интерес к искусству хореографии. Программа является одной из составляющей компле...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука вокалиста»
Данная образовательная программа своей целью ставит развитие музыкальных способностей учащихся, овладение вокально – хоровыми навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой част...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Азбука журналистики"
Журналистика изначально предполагает универсализм. С помощью журналистского способа творчества можно воспитать в молодых людях способность видеть и слышать мир, в котором мы живем, научить их не быть ...