Роль классного руководителя в профориентации обучающихся
материал

Арбатская ( Бортюк ) Людмила Валерьевна

Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в профессиональной ориентации учащихся


Среди десятков принимаемых в школьном возрасте решений ни одно не может сравниться по своему по влиянию на судьбу с решением о выборе профессии. Кем стать, по какой дороге пойти? К сожалению, профессиональное самоопределение молодёжи часто происходит стихийно. Классный руководитель, задумавшийся над этим вопросом, должен прежде всего для себя определить, что же мы понимаем под профессиональной ориентацией. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на оказание помощи школьнику в выборе профессии с учётом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях.

Именно классный руководитель больше всех в школе знает о своём воспитаннике и в может помочь ему и его родителям в принятии важного решения. Я приведу примеры из собственного опыта. Классным руководителем я являюсь уже более 15 лет и я буду говорить не только о том, что в этом направлении я делаю в нашей школе, работая здесь шестой год, но и об опыте работы в Тюмени.

  • Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является профессиональное просвещение. Оно предполагает знакомство учащихся с миром профессий, с основным правилом выбора профессии («хочу, могу, надо»), с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку. И здесь могут быть разные формы работы.

В 6 и 7 классе обучающиеся моего класса проводили сами классные часы, связанные с миром профессий. В 8 классе мы продолжим эту работу, но если ранее это были групповые выступления, то во втором полугодии 8-го  и 9 классе я планирую провести серию классных часов, где каждый представит свою будущую профессию, если с ней определился , или профессию родителей..

Каждый год в начале октября на классном часе мы говорим о профессии учителя, о плюсах и минусах работы. Эту работу я считаю необходимой не только для расширения кругозора, но и для воспитания уважения к людям любых профессий.

Являясь много лет редактором школьного издания (газеты – в Тюмени и журнала – в Излучинске), я привлекала детей из своего класса к написанию статей о профессии кого- либо из родителей, тем самым расширяя их кругозор о мире профессий.

Одной из интересных форм работы в направлении профессионального просвещения являются экскурсии на предприятия. Эта работа проще проходит в больших городах, где специальные экскурсионные фирмы организуют предлагают разнообразные экскурсии для школ, что я своё время активно использовала в работе. В Излучинске это направление я пока не изучила, но планирую.

Также в 8- 9 классе необходимо вести активную профориентационную работу с теми обучающимися, которым лучше уйти из школы после 9 класса. Этим я занималась в Тюмени, когда у меня в 9 классе было много слабых обучающихся.  Так как я дочь директора профессионального колледжа, то  с детства   была знакома с жизнью в  профессиональном образовательном учреждении. Эти знания мне очень помогали в беседе с родителями и детьми, когда необходимо было убедить в том, что колледж - это не что-то отсталое. И сейчас по прошествии нескольких лет я слышу слова благодарности от своих бывших учеников, что смогла их убедить получать профессию после 9 класса.

Кроме того, не раз мы ходили на экскурсии, знакомясь с жизнью  колледжей Тюмени.

Сейчас у меня класс, который практически в полном составе пойдет в 10 класс. Поэтому с ними я планирую провести виртуальные экскурсии по высшим учебным заведениям, которые сейчас можно сделать, зайдя на сайты вузов.

Одной из интересных форм профессионального просвещения является литература :художественная и биографческая.

  • Также одна из задач классного руководителя – выявлять и поддерживать интерес к различным учебным предметам.

Например, вВ конце прошлого года с каждым обучающимся и его родителями 7А класса, где я сейчас классный руководитель, прошла беседа по поводу, в какую группу в 8 классе пойти: с углубленным изучением английского языка или математики, исходя из будущего профессионального выбора и способностей – или перейти в общеобразовательный класс.  Поэтому классному руководителю необходимо поддерживать тесную связь с учителями предметниками, чтобы быть в курсе способностей обучающихся.

Форм работы по профориентации много .Главное не быть равнодушными к судьбе своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

«Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»

Выступление на педагогическом совете «Роль классного руководителя выпускного класса в системе работы по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ»...

роль классного руководителя в профориентации учащихся

роль классного руководителя в профориентации учащихся...

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива

Статья раскрывает роль классного  руководителя  в  духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....

Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся.

Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся. 8 простых шагов или небудничные будни классного руководителя. Вопросы воспитания, обучения и развития личности  остаю...

статья "Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности обучающихся"

Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе.Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации ...

Роль классного руководителя в определении и развитии индивидуальной траектории обучающегося

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возло...