Конспект урока.Отношение христианина к природе.
план-конспект урока по теме

Юнина Елена Викторовна

В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_26.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Название модуля

Основы православной культуры.

Тема урока

Урок № 26. Отношение христианина к природе.

ФИО педагога, специальность

Юнина Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 6.

Район, название ОУ

Богородский район, МБОУ СОШ № 6.

Цель урока: привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам современности, сосредоточение внимания на возможности личного участия  в решении проблемы.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с представлениями православных христиан о милосердном отношении к природе;
  2. дать представление о месте человека в природе;
  3. обсудить  жизненные ситуации,  в которых отражается разное отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

  1. учащиеся узнают библейскую легенду о сотворении мира;
  2. познакомятся с легендами  о том, как православные святые относились к природе;
  3. осознают свою роль в решении экологической проблемы.

Личностные: 

  1. формировать гражданскую позицию  любви к труду;
  2. способствовать сплочению детского коллектива.

Метапредметные: 

  1. развивать коммуникативные навыки и  умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих по отношению к природе.

Предметные: 

  1. познакомить учащихся с основными понятиями «культура», «экология», «трудолюбие»
  2. объяснить, что  побуждает христианина проявлять милосердное отношение к природе и как это помогает решению «экологической проблемы».

Предварительная подготовка к уроку обучающихся и родителей:

  1. иметь учебник, рабочую тетрадь, письменные принадлежности.

Оборудование урока: мультимедийная презентация «Отношение христиан к природе» с гиперссылками на видеофрагменты «Сотворение мира», рассказ И.Тургенева «Воробей», кроссворд, физкультминутку.

Раздаточный материал: набор смайликов.

Основные термины и понятия: природа, экологическая проблема, культура, трудолюбие.

План урока с хронометражем

Этап урока

Деятельность

Хронометраж

Вводный

1.Оргмомент. Включение в деятельность

Проверка наличия принадлежностей

1 мин

2.Актуализация знаний

1 мин

3.Работа с рассказом     И. Тургенева «Воробей»

Просмотр,

обсуждение

5  мин

4. Запись темы урока

Запись в тетради

1 мин

Основной

5. Видеоролик «Сотворение мира»

Просмотр и обсуждение

5 мин

6.Работа с материалом  учебника (с.84-85)

Чтение,

обсуждение

 5 мин

7.Сообщения учащихся об отношении святых к природе

Прослушивание, запись в тетрадь

5

мин

8.Работа с рубрикой «Это интересно» (с.85)

Чтение и обсуждение

5 мин

9. Физкультминутка «Вот мы деревце сажали»

Фронтальная работа

2 мин

10.Краеведческий экскурс. Указ графа В.П.Шереметьева

Знакомство

1 мин

10.Работа с материалом  учебника (с.85)

Чтение.

Обсуждение

4 мин

Заключительный

12. Кроссворд

Разгадывание

7 мин

15.Подведение итогов, задание на дом. Рефлексия

Запись в дневники

3 мин

Ход урока

1.Вводный этап

1.1Оргмомент.  Проверка готовности к уроку. Включение в деятельность.

1.2.Актуализация знаний.

Учитель: 

Прежде чем мы запишем тему урока, давайте посмотри ролик по рассказу И. Тургенев (слайд).

Как вы поняли его смысл?

Как бы озаглавили?

Почему эта тема интересна автору?

                                                   

Основной этап

2.1.Запись темы урока.

Учитель: Давайте откроем тетради и запишем тему урока «Отношение христианина к природе» (Запись темы). (Слайд).

2.2.Предварительная  работа  перед просмотром  видеоролика «Сотворение мира».

Учитель: Как вы понимаете значение слова «природа»?

 Как появилась природа? (просмотр видеоролика)

Сколько дней создавался мир? В какие дни  недели появилась природа?

Давайте познакомимся с материалом учебника.

2.3.Работа  с текстом учебника (с.84-85).

Учитель:  Прочитайте статью учебника до слов «христианское милосердие». (Учащиеся читают учебник).

2.3.Беседа по содержанию прочитанного материала.

Учитель:

  1. Что вложил Бог в Библию, а что в «книгу природы»?
  2. Что говорит о необходимости познания законов природы М.В.Ломоносов?
  3. С какой надеждой Бог вручил нам мир?
  4. Как люди ведут свою хозяйственную деятельность на Земле?
  5. В чем заключается ответственность человека за мир?

2.4.Сообщения обучающихся о святых, любящих все создания Бога (слайд).

  1. О Сергии Радонежском
  2. О Герасиме Иорданском
  3. О Нектарии Оптинском
  4. О святом Трифоне

2.5. Работа с рубрикой «Это интересно». Библейская история о Ное.

Учитель:  Сейчас мы прочитаем библейскую историю из рубрики «Это интересно» на странице учебного85.(Слайд).  

– Скажите, пожалуйста, почему Бог принял решение наказать человечество?

 (Человек стал бессердечным, злым, жестоким).

– Подумайте, почему была выбрана такая форма наказания как потоп?

 (Стремительно текущая вода снесет все на своем пути.

- Никому не удастся спастись во время такого наводнения).

– Прочитайте в легенде предложение, подтверждающее ваши слова.

 «…Сорок дней сильнейшего дождя смыли всю остальную жизнь с лица земли…»

– Вот как данный фрагмент изобразил И. Айвазовский (репродукция картины «Всемирный потоп»). Всмотритесь в образы, в цветовую гамму. Какие чувства возникают?

( Страх, ужас, боль потери)..

– Обратите внимание, каким маленьким показан человек, едва различимые фигуры, зато какая огромная скала и все поглощающая вода. Почему? Природа наказывает человека за жадность и безумства. Наказывает, чтобы не разрасталась злоба, безразличие, разрушение. Человек несет ответственность  …

б) выборочное чтение (учебное пособие страницы 84–85):

 Человек несет ответственность перед Богом, так как «…истинный хозяин на Земле – Бог… Бог выше человека».

 «…Перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, и горы, и животных, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или сохранил и преобразил».

  О чем предупреждает нас  библейский рассказ о потопе?

Знакомо ли вам словосочетание «экологический кризис»?

Наблюдали ли Вы его проявление? (слайд)

2.6.Физкультминутка «Вот мы деревце сажали». (слайд).

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами и присесть).

Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).

Он и строен, и высок, (Руки в стороны).

И другие распустились,

Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими).

Налетел веселый ветер

И раскачивает ветки. (Поочередные взмахи руками вверх-вниз).

2.7.  Краеведческий экскурс. Знакомство с указом графа В.П.

Учитель: Знакома ли вам фамилия графа  Василия Петровича Шереметьева? Как эта фамилия связана с историей нашего города? (Крутая гора, плодопитомник, имение в Лукино). История сохранила сведения о том, как граф относился к  природе нашего края.(Слайд).

 2.7.Работа с текстом учебника (со слов «христианское милосердие»).

Учитель: Прочитайте материал учебника на с.85, объясните, как вы понимаете словосочетание «христианское милосердие».

(Ученики выполняют задание, учитель выслушивает, комментирует).

3. Закрепление основных понятий урока

3.1.Подготовка обучающихся к беседе с членами семьи.

Учитель:  Как вы объясните дома слова «христианское милосердие», трудолюбие, экология?

3.2. Работа с кроссвордом

3.4. Домашнее задание.

Учитель: Подведение итогов, задание на дом. Рефлексия.

 Вам:

  1. Было интересно
  2. То интересно, то нет
  3. Не интересно.

Учитель: Записываем домашнее задание:

Ответить на вопрос «Есть ли у тебя домашние питомцы и какие у тебя обязанности перед ними? или «Есть ли у тебя любимые уголки природы? Расскажи о них».

Литература

  1. Кураев, А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России.  Основы православной культуры. 4-5 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 95 с. : ил.
  2. Интернет-источники: Обернихина Г.А. Основы духовно-нравственной культуры России : Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры» .
  3. http://www.orkce.org/sites/default/files/metod_osn_svetsk_etiki.pdf
  4. http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/26
  5. http://wiki.iteach.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Отношения в семье"

   Современное обучение подразумевает решение проблем, интересных ученикам и значимых для них. Отношения в семье относятся к числу таковых. Использование инсценировки позволяет на при...

Русский язык. Конспект урока р/р. Описание природы. 6 класс

Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой. К.Д.Паустовский.На уроке идет знакомство с типом речи -...

Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)

Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии  применяются несколько приёмов рисования: примакиван...

Отношение христианина к природе

Материалы открытого урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", 5 класс. Материалы включают в себя конспект урока, презентации к уроку, в качестве музыкального сопровождения рекоменд...

Кроссворд к уроку.Отношение христиан к природе

В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальных классах...

Конспект урока "Отношения"

Урок математики в 6 классе по теме «Отношения»   с применением групповых технологий, здоровье сберегающих технологий ....

урок № 26 отношение христианина к природе

Методическая разработка урока. Урок № 26. Тема: «Отношение христианина к природе».Учебный предмет: Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры).Класс: 4 ...