Русский язык. Конспект урока р/р. Описание природы. 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.
Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой.
К.Д.Паустовский.
На уроке идет знакомство с типом речи - описание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи, 6 класс.
Описание природы. Зима. ( конспект + презентация).
Слайды | Комментарий |
1,2,3 | Организационный момент: - сообщение темы, целей урока; -знакомство с планом работы; 1.Представление объекта речи: -выбор темы; -определение цели описания. 2.Описание признаков объекта речи: - выбор наиболее характерных признаков; - сбор рабочего материала/ 3. Заключение ( вывод ) и его оформление. 4. Проверка черновика, устранение недостатков в тексте. 5. Оформление работы для книжки- малышки. - подготовка листов для книжки-малышки. (1мин.) |
4,5 | Создание рабочего настроя. А) прочитайте высказывания о внимательном отношении к природе. Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык. Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой. Б) Упражнение №80, «Речь» -Что, как считает К.Д.Паустовский, помогает овладеть русским языком? В) Упражнение №81, «Речь» - О каком законе воздействия писательского слова говорит К.Д.Паустовский? Г) вывод: Мы тоже должны учиться видеть за словом то, о чём пишем и писать так, чтобы читающий мог увидеть картину, которую вы описываете, и почувствовать ваше настроение. Для того чтобы описывать природу, необходимо её наблюдать. Д) чтение стихотворения из упр. №79 (читает подготовленный ученик) (3мин) |
6,7 | - Как можно пройти равнодушно мимо такой красоты? Наблюдали ли вы подобную картину в природе? А) понятие пейзаж Пейзаж: 1) вид какой-нибудь местности; 2) рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном произведении. ( По «Словарю русского языка» С.И.Ожегова) Б) Упр. №83. (3мин) |
8 | Типы речи (повторение) . Тип речи – описание. -Назовите характерные признаки текста – описания. -Слова какой части речи встречаются в описании? (2мин.) |
9,10 | Анализ текста. Упражнение№83 «Рубиновый глаз» (5 минут) - Определите стиль текста. - Представьте, что вы художник. Ваша задача изобра зить с помощью красок тот пейзаж, который словами опи сан М.Пришвиным. Что вы изобразите на картине? Светлые или темные тона вы выберете и почему? - Какие слова помогли вам представить картину, нарисованную писателем? - Назовите определение к слову лес. Почему оно здесь уместно? -Какие сравнения помогают нам ярче представить нарисованную здесь картину? - Какие синонимы употреблены в описании солнца? Для чего они употреблены? - Вывод: писатели тщательно подбирают слова, так как слово в произведении обладает волшебной силой. Художественный стиль требует особого состояния души, напряженной работы мысли. |
11,12 | Работа с художественно – изобразительными средствами языка а) МЕТАФОРА. (2 мин) - На основе сходства признаков двух предметов рождается сравнение: снежинка как звёздочка. На основе этого сравнения название одного предмета (звёздочка) переносится на другой предмет (снежинку). Так рождается метафора. - Метафора - это скрытое сравнение. Предмет сравнения в метафоре не назван, но подразумевается. б) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. - Как вы понимаете смысл слова ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ? Что значит олицетворить? в) ЭПИТЕТ - Эпитет в переводе с греческого означает «приложение», «прилагаемое». Чем обычно являются прилагательные в предложении? - Какие из этих прилагательных употреблены в прямом значении, а какие – в переносном? - Прилагательные, употреблённые в переносном значении, придают речи особую образность, помогают автору текста не только наиболее ярко описать предмет, но и выразить к нему своё отношение. Такие прилагательные и являются эпитетами. -Приведите примеры тропов (из «поэтической» тетради) - Есть специальные словари эпитетов. В одном из таких словарей названо более 100 эпитетов к слову СНЕГ. На слайде приведены 20 примеров из этого словаря. |
13,14,15,16 | Создание миниатюр-зарисовок
|
17 | Примерный план написания миниатюры
|
Письменная работа. | |
18 | Домашнее задание: подготовить презентации: «Зима на полотнах художников» (2 минуты) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи. Описание природы в жанре лирической миниатюры.
Урок разработан в форме творческой мастерской...
ЕГЭ русский язык. Конспекты уроков для дистанционного обучения. Блок С
2 урока для подготовки к блоку С ЕГЭ по русскому языку. Имеется приложение с перечнем тем и литературных аргументов....
Планирование по русскому языку 5 уроков в неделю - Шмелев 5 класс
Разработан учителем русского языка и литературы Ревиной Е.И....
диагностическая работа по русскому языку для урока развивающего контроля в 6 классе (в конце года)
диагностическая работа по русскому языку для 6 класса позволит учителю провести урок развивающего контроля в конце года для учащихся 6 класса...
Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...
Русский язык. Конспект урока. "Второстепенные члены предложения. Дополнение. 5 класс.
Конспект урока. ФГОС. "Второстепенные члены предложения. Дополнение". 5 класс. (Учебник Рыбченковой Л. М.)...
Сценарий урока русского языка по теме «Лаборатория слова. Описание природы»
Сценарий урока русского языка по теме «Лаборатория слова. Описание природы» 6 класс...