Русский язык. Конспект урока р/р. Описание природы. 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

 

 Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.

Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой.

К.Д.Паустовский.

На уроке идет знакомство с типом речи - описание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи, 6 класс.

Описание природы. Зима. ( конспект + презентация).

Слайды

Комментарий

1,2,3

Организационный момент:

- сообщение темы, целей урока;

-знакомство с планом работы;

1.Представление объекта речи:                            

  -выбор темы;

  -определение цели описания.                              

  2.Описание признаков объекта речи:                        

  - выбор наиболее характерных признаков;            

 - сбор рабочего материала/                    

 3. Заключение ( вывод ) и его оформление.  

4. Проверка черновика, устранение    недостатков в тексте.  

5. Оформление работы для книжки- малышки.                            

- подготовка листов для книжки-малышки.  (1мин.)

4,5

Создание рабочего настроя.

А) прочитайте высказывания о внимательном отношении к природе.

 Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.

Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой.

Б) Упражнение №80, «Речь»

-Что, как считает К.Д.Паустовский, помогает овладеть русским языком?

В) Упражнение №81, «Речь»

 - О каком законе воздействия писательского слова говорит К.Д.Паустовский?  

Г) вывод:

 Мы тоже должны учиться видеть за словом то, о чём пишем и писать так, чтобы читающий мог увидеть картину, которую вы описываете, и почувствовать ваше настроение. Для того чтобы описывать природу, необходимо  её  наблюдать.

Д) чтение стихотворения из упр. №79 (читает подготовленный ученик)                               (3мин)

 6,7

- Как можно пройти равнодушно мимо такой красоты? Наблюдали ли вы подобную картину в природе?

А) понятие пейзаж

Пейзаж:

 1) вид какой-нибудь местности;

 2) рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном произведении.

 ( По  «Словарю русского языка» С.И.Ожегова)

Б) Упр. №83.                                (3мин)

8

Типы речи (повторение) .   

Тип речи – описание.

-Назовите характерные признаки текста – описания.

-Слова какой части речи встречаются в описании?        (2мин.)

9,10

Анализ текста. Упражнение№83 «Рубиновый глаз» (5 минут)

- Определите стиль текста.

- Представьте, что вы художник. Ваша задача изобра зить с помощью красок тот пейзаж, который словами опи сан М.Пришвиным. Что вы изобразите на картине? Светлые или темные тона вы выберете и почему?

- Какие слова помогли вам представить картину, нарисованную писателем? - Назовите определение к слову лес. Почему оно здесь уместно?

-Какие сравнения помогают нам ярче представить нарисованную здесь картину?

- Какие синонимы употреблены в описании солнца? Для чего они употреблены?

-  Вывод: писатели тщательно подбирают слова, так как слово в произведении обладает волшебной силой. Художественный стиль требует особого состояния души, напряженной работы мысли.

11,12

Работа с художественно – изобразительными средствами языка

а) МЕТАФОРА. (2 мин)

- На основе сходства признаков двух предметов рождается сравнение: снежинка как звёздочка. На основе этого сравнения название одного предмета (звёздочка) переносится на другой предмет (снежинку). Так рождается метафора.

- Метафора - это скрытое сравнение. Предмет сравнения в метафоре не назван, но подразумевается.

б) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

- Как вы понимаете смысл слова ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ? Что значит олицетворить?

в) ЭПИТЕТ

- Эпитет в переводе с греческого означает «приложение», «прилагаемое». Чем обычно являются прилагательные в предложении?

- Какие из этих прилагательных употреблены в прямом значении, а какие – в переносном?

- Прилагательные, употреблённые в переносном значении, придают речи особую образность, помогают автору текста не только наиболее ярко описать предмет, но и выразить к нему своё отношение. Такие прилагательные и являются эпитетами.

-Приведите примеры тропов (из «поэтической» тетради)

- Есть специальные словари эпитетов. В одном из таких словарей названо более 100 эпитетов к слову СНЕГ. На слайде приведены 20 примеров из этого словаря.

13,14,15,16

Создание миниатюр-зарисовок

  1. Что с первого взгляда привлекает в картине?
  2. Какие признаки наступающего вечера вы видите?
  3. В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?
  4. Каким изобразил художник небо в предвечерний час?
  5. Какими изображены деревья?  
  6. Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник?
  7. Палитра художника. Какие цвета использованы для описания зимнего вечера?
  8. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.
  9. Откройте «поэтическую тетрадку», какие строчки можно подобрать к данному пейзажу?  (7 мин)

17

Примерный план написания миниатюры 

  1. Зима в изображении художника (снег, небо, тени).
  2. Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).
  3. Палитра художника.
  4. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

Письменная работа.

18

Домашнее задание: подготовить презентации: «Зима на полотнах художников»

 (2 минуты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ русский язык. Конспекты уроков для дистанционного обучения. Блок С

2 урока для подготовки к блоку С ЕГЭ по русскому языку. Имеется приложение с перечнем тем и литературных аргументов....

Планирование по русскому языку 5 уроков в неделю - Шмелев 5 класс

Разработан учителем русского языка и литературы Ревиной Е.И....

диагностическая работа по русскому языку для урока развивающего контроля в 6 классе (в конце года)

диагностическая работа по русскому языку для 6 класса позволит учителю провести урок развивающего контроля в конце года для учащихся 6 класса...

Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...

Русский язык. Конспект урока. "Второстепенные члены предложения. Дополнение. 5 класс.

Конспект урока. ФГОС. "Второстепенные члены предложения. Дополнение". 5 класс. (Учебник Рыбченковой Л. М.)...

Сценарий урока русского языка по теме «Лаборатория слова. Описание природы»

Сценарий урока русского языка по теме «Лаборатория слова. Описание природы» 6 класс...