урок № 26 отношение христианина к природе
план-конспект урока (5 класс)

Сидоренко Нелля Владимировна

Методическая разработка урока.

 

Урок № 26. Тема: «Отношение христианина к природе».

Учебный предмет: Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры).

Класс: 4 класс.

Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами на природу как на творение Божие и привить бережное отношение к ней.

Задачи:

- Формирование осмысленного взгляда на связь природы и человека, особой роли человека в мире.

- Воспитание осознанной общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир.

- Освоение христианского представления о сотворении природы, понимание служения природе как творению Божиему.

- Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.

Технологии, методы.

Методы:

- объяснительно иллюстративный;

- частично-поисковый;

- метод коллективного взаимодействия;

- метод контроля и оценки.

Технологии:

- информационно-коммуникационная;

- технология развития критического мышления;

- технология проблемного обучения.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты

Учебные задачи, направленные на достижение  предметных  результатов обучения:

- моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;

- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;

- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.

- развитие речи, мышления, воображения учащихся;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией статьи учебника и дополнительной литературой по данной теме;

- Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности (регулятивные УУД)

- Формирование умения работать в группах с целью создания проектной деятельности; (коммуникативные УУД).

Метапредметные:

Регулятивные:

- организовывать рабочее место;

-осуществлять контроль выполненных действий;

-оценивать свою деятельность.

Познавательные:

- ориентироваться в материале учебника;

- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;

- выдвигать гипотезы и их обосновывать;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развивать личную ответственность за сохранение природы;

- развивать этические чувства;

- уметь вести себя в дискуссии;

- ориентироваться на успешную деятельность.

Оборудование урока

Формы работы:

- фронтальная;

- парная;

- групповая

Ресурсы

Учебник А. В. Кураев, компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otnoshenie_hristianina_k_prirode_sidorenko_n.v.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка урока.

Урок № 26. Тема: «Отношение христианина к природе».

Учебный предмет: Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры).

Класс: 4 класс.

Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами на природу как на творение Божие и привить бережное отношение к ней.

Задачи:

- Формирование осмысленного взгляда на связь природы и человека, особой роли человека в мире.

- Воспитание осознанной общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир.

- Освоение христианского представления о сотворении природы, понимание служения природе как творению Божиему.

- Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.

Технологии, методы.

Методы:

- объяснительно иллюстративный;

- частично-поисковый;

- метод коллективного взаимодействия;

- метод контроля и оценки.

Технологии:

- информационно-коммуникационная;

- технология развития критического мышления;

- технология проблемного обучения.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты

Учебные задачи, направленные на достижение  предметных  результатов обучения:

- моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;

- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;

- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.

- развитие речи, мышления, воображения учащихся;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией статьи учебника и дополнительной литературой по данной теме;

- Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности (регулятивные УУД)

- Формирование умения работать в группах с целью создания проектной деятельности; (коммуникативные УУД).

Метапредметные:

Регулятивные:

- организовывать рабочее место;

-осуществлять контроль выполненных действий;

-оценивать свою деятельность.

Познавательные:

- ориентироваться в материале учебника;

- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;

- выдвигать гипотезы и их обосновывать;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развивать личную ответственность за сохранение природы;

- развивать этические чувства;

- уметь вести себя в дискуссии;

- ориентироваться на успешную деятельность.

Оборудование урока

Формы работы:

- фронтальная;

- групповая;

- парная.

Ресурсы

Учебник А. В. Кураев, компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 Учитель: - Здравствуйте, ребята! Уже прозвенел звонок. Пожалуйста, попробуйте показать мне  свое настроение, не сказав ни слова.

- Я тоже рада вас видеть. Начинается  наш урок. Слайд 1.

2.Мотивация к учебной деятельности.

-  С хорошим настроением вместе с вами мы сейчас послушаем стихотворение и постараемся понять, о чем пойдет речь на уроке.

Автор стихов - Татьяна Петухова (фон фильм о природе киностудии Windows Live) Слайд 2.

Будем беречь природу!

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Помните, взрослые, помните, дети!

Помните - что красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа.

И пусть восхваляет гимн жизни

- ПРИРОДА!

-Какая главная мысль этого стихотворения?  (ответы детей)

-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей: о природе и о бережном отношении к природе)

- Тема нашего урока  «Отношение христианина к природе». Слайд 3.

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Подготовка к изучению нового материала.

- Какие понятия ассоциируются у вас с понятием "Природа"? (красота, жизнь, воздух, земля, цветы, животные и т.д.) Слайд 4-9.

- Да, вы правы, это все то, что нас с вами окружает. Это наша с вами земля. Это наш общий дом. Слайд 10.

- У каждого из нас есть дом, в котором мы живем вместе со своей семьей. Кто главный в семье? (ответы детей) Слайд 11-12.

   -Кто несет ответственность за красоту и лад в доме? (родители)

-А кто несет ответственность за красоту и гармонию на всей Земле? (ответы детей) 

Слайд 13-14. Истинный Хозяин (Владыка) на земле - Бог, а не человек, который «ходит под Богом». Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и приумножим его красоту.

Слайд 15. Согласно учению Православной Церкви, в собственном смысле Красотой является Сам Бог (щелчок). Священное Писание свидетельствует о неизреченной красоте Божества: «О, как велика благость Его и какая красота Его Книга пророка Захарии.

  1. Слайд 16. Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Сотворение мира», (просмотр 3 минуты).

4. Работа по теме урока.

 Учитель:  Ребята, кем является Бог? (Творцом для всего мира). 

- Для кого Бог сотворил всю эту красоту?

- Совершенно верно. У этого прекрасного мира есть Творец.

- Тот, кто сотворил мир и им управляет.

- Тот, кому повинуется вся Вселенная.

- Тот, кто есть сама Любовь. Слайд 17.

-  Как вы думаете, почему Бог сотворил человека на шестой день? (ответы детей)

- Так на ком лежит ответственность за сохранение всего, что нас окружает?

- Правильно, сегодня мы вами поговорим об ответственности. А что такое ответственность? Как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей)

- Давайте сравним ваши ответы со значением этих слов в толковом словаре С.И.Ожегова.

4.1 Работа со словарными словами по словарю С.И. Ожегова. Обогащение словарного запаса учащихся.  Работа со слайдами презентации Слайд 18-20.               В основе этих понятий лежит слово ответ.

Слайд 21. Как вы считаете, перед кем человек должен давать ответ? (дети отвечают) (щелчок) Перед самим собой, своей совестью перед людьми и перед Богом. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным.

Предлагаю вам поработать с учебником, читаем по цепочке и внимательно слушаем друг друга.

4.2 Самостоятельное чтение

Работа с учебником. Дети вслух читают учебник стр. 84 с начала.

Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца.

Великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди.

Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение.

Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина.

Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. На одном из наших первых уроков мы говорили о том, что культура – это такой труд, в котором человек изменяет мир, делая его более безопасным и удобным.

  1. Беседа.

Учитель: О каких книгах Ломоносов говорил, что они написаны Богом?

Слайд 22-23. Библия и книга природы.

- Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»? (дети отвечают)

- Ребята, продолжаем работать с учебником и самостоятельно прочитаем первый абзац на стр.85.

Давайте ответим на вопросы: Чем Господь наделил человека и чего нет у животных?

Работа с учебником, выборочные виды чтения. Дети про себя читают учебник.

Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными.

Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится.   (дети отвечают)

Учитель: Великие дары получил человек от Творца: разум, совесть, свободу, доброту и любовь.

Предлагаю вам немного подвигаться и размяться под красивую музыку.

ФИЗМИНУТКА. Слайд 24. (фон фильм киностудии Windows Live)

Ты проснешься на рассвете,

Мы с тобою вместе встретим

День рождения зари

Как прекрасен этот мир, посмотри!

Беседа.

Учитель:

-Все живое надо беречь! Давайте вспомним Уроки окружающего мира и докажем, что растения и животные, которые делают наш мир красивее и добрее, тоже живые и нуждаются в нашей заботе.

Давайте перечислим этапы жизни растений: (ответы детей, по щелчку появляются ответы).

Слайд 25-30.

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

Сажают семена

Рождаются

Растут

Питаются

Цветут

Растут

Плодоносят

Размножаются

Увядают

Умирают

4.4 Дети сами пробуют сформулировать ответ. 

Слайд 31. Какой вывод, ребята, вы можете сделать: (ответы детей) растения и животные, живые. Все живое чувствует боль и  заботу. Поэтому «Обижать и пинать» их не надо, а надо беречь, любить и защищать.

Беседа.

Слайд 32. Ребята, как вы понимаете слова «Милосердное отношение»?

- Чувствуют ли животные доброе сердце человека?

- В чем проявляется милосердие к животным? Есть ли у вас домашние питомцы и какие у вас обязанности перед ними? Давайте поработаем в тетради и запишем, как каждый из вас может помочь домашним питомцам, (детей работают в тетрадях, затем меняются ими, зачитывают ответы друг друга).

Слайд 33. Святые и животные.

Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Только святые смогли восстановить живую связь с Творцом, потерянную людьми после грехопадения. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался.

А к святому старцу Серафиму Саровскому приходили дикие звери, он кормил их из своего лукошка, хлеб выпекался один раз в неделю, удивительно, но угощения всегда на всех хватало.

Святой преподобный Еллий жил в пустыне Египетской, когда ему нужно было, переплыть через реку. Он сел на спину крокодила и благополучно добрался до другого берега.

Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Удивительная история многолетней дружбы святого человека и хищного зверя.

Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: «Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот». Услышанные истории вы самостоятельно можете прочесть в книгах.

Слайд 34. Святитель Игнатий Брянчанинов, в своем сборнике рассказов одно из произведений завершил так:

«Это — Твоя сила, Христе! Это Твои чудеса, Христе! Тебе принадлежат дивные дела, совершаемые служителями Твоими во имя Твое! То достойно неутешного плача, что звери ощущают Твое величие и не ощущают его человеки!»  

Учитель: Слайд 35.

- К сожалению люди, перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм. Несколько поколений людей ведут свое хозяйство так бездумно что, по сути, отравляют нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли.

Чтобы понять,  что мы с вами, ребята, можем сделать для сохранения окружающего мира, предлагаю вам поработать в группах: на парте у каждого размещены картинки с изображением различных экологических проблем. Прошу вас самих  догадаться, в какие группы я вас объединила, и найти пути решения этой экологической проблемы, которая вам досталась. Что бы вы предложили сделать для спасения земли? Через минуту ведущий которого вы сами выберете озвучит выполненное задание (колокольчик, сигнал 1 мин).

 Слайд 36-40. Первая группа, помогает животным, вторая - спасает растительный мир, третья и четвертая группа предлагают свой выход из экологической проблемы, связанной с загрязнением воды и воздуха, (ответы детей).

Слайд 41. Ребята, для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов, листьев и деревьев – тоже грех. Такое поведение вредит не только природе, но и душе человека. Помните об этом. Христианин знает, что избавиться от всякого зла можно только покаянием. Поднимите руки, кто меня услышал и понял?

Слушание текста притчи

Учитель рассказывает притчу. Слайд 42.

Однажды в природе произошёл такой спор:

- Если б не я, - похвастался дождь, обильно поливший сад и поле, - то на земле ничего не росло бы!

- Если б не я, - обиженно возразила земля, - то и расти было бы не на чем!

- А если бы не я…- с вызовом начало солнце.

Но тут послышались звуки церковного колокола, зовущего людей в храм на службу.           И все они пристыжено замолчали.

 Учитель: Почему они замолчали? (Потому что вспомнили, что если б не Бог, то вообще ничего б нигде не было!)

Итог урока:

-Наш урок заканчивается. Давайте подведем итоги.

-О чем мы говорили на уроке?

-Что нового узнали?

-Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Я познакомилась с вами и поняла, что вы очень добрые, отзывчивые дети. Думаю, что все, о чем мы с вами говорили на уроке, вы обязательно будете выполнять в жизни. И наш урок не пройдет бесследно. Какой будет наша земля,  наш общий дом  зависит только от нас.  Берегите его! И пусть красота Божьего мира напоминает  нам о том, как мы дороги Богу! Он всех нас любит, и Богу нужна наша любовь.

Завершим мы наш урок душевной песней о Творце всего живого.

Слайд 43.  Чудесный дом (фон фильм киностудии Windows Live)

    Исполняют Л. и С. Ершовы  (просмотр 2 минуты).

Вот какой чудесный дом,

Много есть соседей в нём.

Только кто его построил?

Кто порядок в нём устроил?

Так старательно, умело

Кто людей, зверюшек сделал?

Кто посеял в нём цветочки?

Кто деревьям дал листочки?

Кто всё так устроить мог?

Ну, конечно, только Бог!

Вот какой чудесный дом,

Много есть соседей в нём.

Только кто его построил?

Кто порядок в нём устроил?

В реки кто воды налил?

Кто в них рыбок поселил?

За весной послал к нам лето?

Кто же, кто придумал это?

Кто всё так устроить мог?

Ну, конечно, только Бог!

Слайд 44.

-Спасибо за урок!

Литература.

  1. Учебник: А.В. Кураев. Основы православной культуры. М.: Просвещение, 2014г.
  2. Серия книг: Славные истории. Составитель Б.Б. Проказов. Свято-Елисаветинский женский монастырь в г. Минск, 2016г.
  3. Фото и музыка для создания авторских фильмов киностудии Windows Live заимствована  из ресурсов интернета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отношение христианина к природе

Материалы открытого урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", 5 класс. Материалы включают в себя конспект урока, презентации к уроку, в качестве музыкального сопровождения рекоменд...

Чем опасно потребительское отношение человека к природе

Чем опасно потребительское отношение человека к природе...

Кроссворд к уроку.Отношение христиан к природе

В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальных классах...

Конспект урока.Отношение христианина к природе.

В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальной школе...

Занятие на тему "Охрана животных и растений. Отношение человека к природе".

Занятие  на тему "Охрана животных и растений. Отношение человека к природе".  Расширяет  знания детей об экологии, взаимодействии человека с природой. Помогает  детям ...

Методика «Оценка уровня сформированности эмоционально-положительного отношения учащихся к природе»

Данная методика представляет собой личностный тест (приложение), состоящий из  вопросов и трех ответов «да», «нет», «по-разному». Учащийся, отвечая на вопрос, ...