урок № 26 отношение христианина к природе
план-конспект урока (5 класс)
Методическая разработка урока.
Урок № 26. Тема: «Отношение христианина к природе».
Учебный предмет: Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры).
Класс: 4 класс.
Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами на природу как на творение Божие и привить бережное отношение к ней.
Задачи:
- Формирование осмысленного взгляда на связь природы и человека, особой роли человека в мире.
- Воспитание осознанной общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир.
- Освоение христианского представления о сотворении природы, понимание служения природе как творению Божиему.
- Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.
Технологии, методы.
Методы:
- объяснительно иллюстративный;
- частично-поисковый;
- метод коллективного взаимодействия;
- метод контроля и оценки.
Технологии:
- информационно-коммуникационная;
- технология развития критического мышления;
- технология проблемного обучения.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;
- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.
- развитие речи, мышления, воображения учащихся;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией статьи учебника и дополнительной литературой по данной теме;
- Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности (регулятивные УУД)
- Формирование умения работать в группах с целью создания проектной деятельности; (коммуникативные УУД).
Метапредметные:
Регулятивные:
- организовывать рабочее место;
-осуществлять контроль выполненных действий;
-оценивать свою деятельность.
Познавательные:
- ориентироваться в материале учебника;
- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
-устанавливать причинно-следственные связи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развивать личную ответственность за сохранение природы;
- развивать этические чувства;
- уметь вести себя в дискуссии;
- ориентироваться на успешную деятельность.
Оборудование урока
Формы работы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая
Ресурсы
Учебник А. В. Кураев, компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otnoshenie_hristianina_k_prirode_sidorenko_n.v.docx | 38.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока.
Урок № 26. Тема: «Отношение христианина к природе».
Учебный предмет: Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры).
Класс: 4 класс.
Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами на природу как на творение Божие и привить бережное отношение к ней.
Задачи:
- Формирование осмысленного взгляда на связь природы и человека, особой роли человека в мире.
- Воспитание осознанной общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир.
- Освоение христианского представления о сотворении природы, понимание служения природе как творению Божиему.
- Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.
Технологии, методы.
Методы:
- объяснительно иллюстративный;
- частично-поисковый;
- метод коллективного взаимодействия;
- метод контроля и оценки.
Технологии:
- информационно-коммуникационная;
- технология развития критического мышления;
- технология проблемного обучения.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;
- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.
- развитие речи, мышления, воображения учащихся;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией статьи учебника и дополнительной литературой по данной теме;
- Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности (регулятивные УУД)
- Формирование умения работать в группах с целью создания проектной деятельности; (коммуникативные УУД).
Метапредметные:
Регулятивные:
- организовывать рабочее место;
-осуществлять контроль выполненных действий;
-оценивать свою деятельность.
Познавательные:
- ориентироваться в материале учебника;
- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
-устанавливать причинно-следственные связи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развивать личную ответственность за сохранение природы;
- развивать этические чувства;
- уметь вести себя в дискуссии;
- ориентироваться на успешную деятельность.
Оборудование урока
Формы работы:
- фронтальная;
- групповая;
- парная.
Ресурсы
Учебник А. В. Кураев, компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Уже прозвенел звонок. Пожалуйста, попробуйте показать мне свое настроение, не сказав ни слова.
- Я тоже рада вас видеть. Начинается наш урок. Слайд 1.
2.Мотивация к учебной деятельности.
- С хорошим настроением вместе с вами мы сейчас послушаем стихотворение и постараемся понять, о чем пойдет речь на уроке.
Автор стихов - Татьяна Петухова (фон фильм о природе киностудии Windows Live) Слайд 2.
Будем беречь природу!
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните - что красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа.
И пусть восхваляет гимн жизни
- ПРИРОДА!
-Какая главная мысль этого стихотворения? (ответы детей)
-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей: о природе и о бережном отношении к природе)
- Тема нашего урока «Отношение христианина к природе». Слайд 3.
3. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Подготовка к изучению нового материала.
- Какие понятия ассоциируются у вас с понятием "Природа"? (красота, жизнь, воздух, земля, цветы, животные и т.д.) Слайд 4-9.
- Да, вы правы, это все то, что нас с вами окружает. Это наша с вами земля. Это наш общий дом. Слайд 10.
- У каждого из нас есть дом, в котором мы живем вместе со своей семьей. Кто главный в семье? (ответы детей) Слайд 11-12.
-Кто несет ответственность за красоту и лад в доме? (родители)
-А кто несет ответственность за красоту и гармонию на всей Земле? (ответы детей)
Слайд 13-14. Истинный Хозяин (Владыка) на земле - Бог, а не человек, который «ходит под Богом». Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и приумножим его красоту.
Слайд 15. Согласно учению Православной Церкви, в собственном смысле Красотой является Сам Бог (щелчок). Священное Писание свидетельствует о неизреченной красоте Божества: «О, как велика благость Его и какая красота Его!» Книга пророка Захарии.
- Слайд 16. Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Сотворение мира», (просмотр 3 минуты).
4. Работа по теме урока.
Учитель: Ребята, кем является Бог? (Творцом для всего мира).
- Для кого Бог сотворил всю эту красоту?
- Совершенно верно. У этого прекрасного мира есть Творец.
- Тот, кто сотворил мир и им управляет.
- Тот, кому повинуется вся Вселенная.
- Тот, кто есть сама Любовь. Слайд 17.
- Как вы думаете, почему Бог сотворил человека на шестой день? (ответы детей)
- Так на ком лежит ответственность за сохранение всего, что нас окружает?
- Правильно, сегодня мы вами поговорим об ответственности. А что такое ответственность? Как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей)
- Давайте сравним ваши ответы со значением этих слов в толковом словаре С.И.Ожегова.
4.1 Работа со словарными словами по словарю С.И. Ожегова. Обогащение словарного запаса учащихся. Работа со слайдами презентации Слайд 18-20. В основе этих понятий лежит слово ответ.
Слайд 21. Как вы считаете, перед кем человек должен давать ответ? (дети отвечают) (щелчок) Перед самим собой, своей совестью перед людьми и перед Богом. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным.
Предлагаю вам поработать с учебником, читаем по цепочке и внимательно слушаем друг друга.
4.2 Самостоятельное чтение
Работа с учебником. Дети вслух читают учебник стр. 84 с начала.
Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца.
Великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди.
Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение.
Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина.
Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. На одном из наших первых уроков мы говорили о том, что культура – это такой труд, в котором человек изменяет мир, делая его более безопасным и удобным.
- Беседа.
Учитель: О каких книгах Ломоносов говорил, что они написаны Богом?
Слайд 22-23. Библия и книга природы.
- Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»? (дети отвечают)
- Ребята, продолжаем работать с учебником и самостоятельно прочитаем первый абзац на стр.85.
Давайте ответим на вопросы: Чем Господь наделил человека и чего нет у животных?
Работа с учебником, выборочные виды чтения. Дети про себя читают учебник.
Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными.
Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится. (дети отвечают)
Учитель: Великие дары получил человек от Творца: разум, совесть, свободу, доброту и любовь.
Предлагаю вам немного подвигаться и размяться под красивую музыку.
ФИЗМИНУТКА. Слайд 24. (фон фильм киностудии Windows Live)
Ты проснешься на рассвете,
Мы с тобою вместе встретим
День рождения зари
Как прекрасен этот мир, посмотри!
Беседа.
Учитель:
-Все живое надо беречь! Давайте вспомним Уроки окружающего мира и докажем, что растения и животные, которые делают наш мир красивее и добрее, тоже живые и нуждаются в нашей заботе.
Давайте перечислим этапы жизни растений: (ответы детей, по щелчку появляются ответы).
Слайд 25-30.
РАСТЕНИЯ | ЖИВОТНЫЕ |
Сажают семена | Рождаются |
Растут | Питаются |
Цветут | Растут |
Плодоносят | Размножаются |
Увядают | Умирают |
4.4 Дети сами пробуют сформулировать ответ.
Слайд 31. Какой вывод, ребята, вы можете сделать: (ответы детей) растения и животные, живые. Все живое чувствует боль и заботу. Поэтому «Обижать и пинать» их не надо, а надо беречь, любить и защищать.
Беседа.
Слайд 32. Ребята, как вы понимаете слова «Милосердное отношение»?
- Чувствуют ли животные доброе сердце человека?
- В чем проявляется милосердие к животным? Есть ли у вас домашние питомцы и какие у вас обязанности перед ними? Давайте поработаем в тетради и запишем, как каждый из вас может помочь домашним питомцам, (детей работают в тетрадях, затем меняются ими, зачитывают ответы друг друга).
Слайд 33. Святые и животные.
Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Только святые смогли восстановить живую связь с Творцом, потерянную людьми после грехопадения. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался.
А к святому старцу Серафиму Саровскому приходили дикие звери, он кормил их из своего лукошка, хлеб выпекался один раз в неделю, удивительно, но угощения всегда на всех хватало.
Святой преподобный Еллий жил в пустыне Египетской, когда ему нужно было, переплыть через реку. Он сел на спину крокодила и благополучно добрался до другого берега.
Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Удивительная история многолетней дружбы святого человека и хищного зверя.
Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: «Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот». Услышанные истории вы самостоятельно можете прочесть в книгах.
Слайд 34. Святитель Игнатий Брянчанинов, в своем сборнике рассказов одно из произведений завершил так:
«Это — Твоя сила, Христе! Это Твои чудеса, Христе! Тебе принадлежат дивные дела, совершаемые служителями Твоими во имя Твое! То достойно неутешного плача, что звери ощущают Твое величие и не ощущают его человеки!»
Учитель: Слайд 35.
- К сожалению люди, перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм. Несколько поколений людей ведут свое хозяйство так бездумно что, по сути, отравляют нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли.
Чтобы понять, что мы с вами, ребята, можем сделать для сохранения окружающего мира, предлагаю вам поработать в группах: на парте у каждого размещены картинки с изображением различных экологических проблем. Прошу вас самих догадаться, в какие группы я вас объединила, и найти пути решения этой экологической проблемы, которая вам досталась. Что бы вы предложили сделать для спасения земли? Через минуту ведущий которого вы сами выберете озвучит выполненное задание (колокольчик, сигнал 1 мин).
Слайд 36-40. Первая группа, помогает животным, вторая - спасает растительный мир, третья и четвертая группа предлагают свой выход из экологической проблемы, связанной с загрязнением воды и воздуха, (ответы детей).
Слайд 41. Ребята, для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов, листьев и деревьев – тоже грех. Такое поведение вредит не только природе, но и душе человека. Помните об этом. Христианин знает, что избавиться от всякого зла можно только покаянием. Поднимите руки, кто меня услышал и понял?
Слушание текста притчи
Учитель рассказывает притчу. Слайд 42.
Однажды в природе произошёл такой спор:
- Если б не я, - похвастался дождь, обильно поливший сад и поле, - то на земле ничего не росло бы!
- Если б не я, - обиженно возразила земля, - то и расти было бы не на чем!
- А если бы не я…- с вызовом начало солнце.
Но тут послышались звуки церковного колокола, зовущего людей в храм на службу. И все они пристыжено замолчали.
Учитель: Почему они замолчали? (Потому что вспомнили, что если б не Бог, то вообще ничего б нигде не было!)
Итог урока:
-Наш урок заканчивается. Давайте подведем итоги.
-О чем мы говорили на уроке?
-Что нового узнали?
-Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Я познакомилась с вами и поняла, что вы очень добрые, отзывчивые дети. Думаю, что все, о чем мы с вами говорили на уроке, вы обязательно будете выполнять в жизни. И наш урок не пройдет бесследно. Какой будет наша земля, наш общий дом зависит только от нас. Берегите его! И пусть красота Божьего мира напоминает нам о том, как мы дороги Богу! Он всех нас любит, и Богу нужна наша любовь.
Завершим мы наш урок душевной песней о Творце всего живого.
Слайд 43. Чудесный дом (фон фильм киностудии Windows Live)
Исполняют Л. и С. Ершовы (просмотр 2 минуты).
Вот какой чудесный дом,
Много есть соседей в нём.
Только кто его построил?
Кто порядок в нём устроил?
Так старательно, умело
Кто людей, зверюшек сделал?
Кто посеял в нём цветочки?
Кто деревьям дал листочки?
Кто всё так устроить мог?
Ну, конечно, только Бог!
Вот какой чудесный дом,
Много есть соседей в нём.
Только кто его построил?
Кто порядок в нём устроил?
В реки кто воды налил?
Кто в них рыбок поселил?
За весной послал к нам лето?
Кто же, кто придумал это?
Кто всё так устроить мог?
Ну, конечно, только Бог!
Слайд 44.
-Спасибо за урок!
Литература.
- Учебник: А.В. Кураев. Основы православной культуры. М.: Просвещение, 2014г.
- Серия книг: Славные истории. Составитель Б.Б. Проказов. Свято-Елисаветинский женский монастырь в г. Минск, 2016г.
- Фото и музыка для создания авторских фильмов киностудии Windows Live заимствована из ресурсов интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отношение христианина к природе
Материалы открытого урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", 5 класс. Материалы включают в себя конспект урока, презентации к уроку, в качестве музыкального сопровождения рекоменд...
Чем опасно потребительское отношение человека к природе
Чем опасно потребительское отношение человека к природе...
Кроссворд к уроку.Отношение христиан к природе
В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальных классах...
Конспект урока.Отношение христианина к природе.
В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальной школе...
Занятие на тему "Охрана животных и растений. Отношение человека к природе".
Занятие на тему "Охрана животных и растений. Отношение человека к природе". Расширяет знания детей об экологии, взаимодействии человека с природой. Помогает детям ...
Этика отношений человека и природы
Этика отношений...
Методика «Оценка уровня сформированности эмоционально-положительного отношения учащихся к природе»
Данная методика представляет собой личностный тест (приложение), состоящий из вопросов и трех ответов «да», «нет», «по-разному». Учащийся, отвечая на вопрос, ...