Отношение христианина к природе
презентация к уроку (5 класс) по теме

Пузенко Анна Георгиевна

Материалы открытого урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", 5 класс. Материалы включают в себя конспект урока, презентации к уроку, в качестве музыкального сопровождения рекомендуется использование произведений Бетховена "Лунная соната", С. Рахманинова "Нежность" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Отношение христианина к природе.

Цель урока: Знакомство с христианским отношением к природе как к творению Божиему.

Задачи урока: 

Обучающая:  познакомиться с христианскими представлениями о Боге, как Творце мира; понять, почему изучение и сохранение природы является христианским служением.

Развивающая: осознать, что в основе христианского  отношения к природе лежит ответственность христиан за творение перед Творцом.

Воспитывающая:  уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе.

Форма урока: урок-беседа.

Ключевые понятия урока: экология, ковчег.

Ход урока.

1.Введение в тему.

Мысль о том, что мир, созданный Богом, принадлежит в первую очередь Ему, а человеку даёт утешение и надежду звучит в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» (звучит на фоне музыки)

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

                          И прячется в саду малиновая слива

Под сенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль в утра час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, –

                          Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…         (М.Ю. Лермонтов)                                         

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об отношении христианина к природе.

Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

  1. Как вы понимаете слово ответственность?
  2. За что каждый из вас отвечает?
  3. Кто отвечает за вашу семью?
  4. Кто отвечает за мир природы?

2.Изучение нового материала.

1.Работа с текстом учебника стр.84 абзац 1,2.

2.Осмысление статьи учебника. Акцентуация внимания на том, что, по представлениям христиан, Бог выше человека, а человек выше природы. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир.

Вопрос -  Что, по мнению великого русского учёного М.Ломоносова  Бог дал людям?

На доске выписаны слова:

        БОГ ДАЛ ЛЮДЯМ ДВЕ КНИГИ:

Книгу природы                                         Библию

                           в них  запечатлены

природные законы                                     заповеди

3.Работа с текстом (абзац 3 и 4).

4.Беседа по вопросам:

– Был ли великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов  –верующим человеком? Как вы это поняли?

(Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несёт великое христианское служение.)

-Почему необходимо познавать мир?

Ответы учащихся - развитие науки и познание мира -  это доброе дело для христианина.

– Подумайте: удаётся ли человеку делать мир более удобным и безопасным для себя? Что вы думаете по следующему поводу: каковы условия такого преображения мира, когда человеку становится в нём удобнее и безопаснее? (Ответы учащихся)

– Что обязан человек выбрать, преобразуя природу: выгоду и большие экономические доходы для себя и государства или заботу о сохранении природы и преумножении её богатств? (Ответы учащихся) Что в конечном итоге будет выгоднее человечеству и почему? ( Ответы учащихся).

Учитель-К сожалению, в последнее столетие человек слишком увлёкся перестройкой окружающего мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в природе храм Божий. Люди вели хозяйство так жадно и бездумно , что по сути отравили нашу планету. Однажды мир уже пострадал из-за человека…

5.Работа с дополнительной информацией о Ноевом ковчеге (рассказ ученика)

Вопрос -  О чём предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе?

(Ответы учащихся.)

Учитель:  Христианин полагает  :  Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и приумножим его красоту. Истинный хозяин на Земле – Бог, а не человек, который «ходит под богом».

 Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира? Львы могли бы охранять саванну, волки -  лес и степь, акулы - море, орлы- горы, в том числе и от человека.

6.Работа с текстом, стр.85.Ответы учащихся.

Бог выше человека, но человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы, потому что у него есть совесть, разум, свобода и ответственность. У океанов и вулканов, планет и звезд, облаков и водопадов этого нет.

У человека есть образ Божий. И именно поэтому на нем лежит ответственность за мир. Кому больше дано, с того больше спросится .

Вопрос учителя – Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает природе? В чём это проявляется?

7.Последствия  влияния человека на природу (презентация).

8.Вопрос - Ребята, а что делается для сохранения природы?

Ответы учащихся:

- В 1948 году был учрежден Международный союз охраны природы. Союз проводит  огромную практическую и просветительскую издательскую деятельность в рамках ЮНЕСКО, его представительство есть в Москве.

-  Широкую известность получила международная общественная организация «Гринпис» (Зеленый мир). «Гринпис» борется против ядерных испытаний, выступает в защиту животного мира, против загрязнения среды промышленными отходами.

- Всемирный фонд дикой природы вкладывает средства в проекты, направленные на защиту животных, находящихся под угрозой исчезновения.

-В России действует Всероссийское общество охраны природы.

9.Ребята, среди нас есть представители и мусульманской веры. А как мусульмане относятся к природе? (ответ ученика)

10.   Физминутка.

Раз - подняться, повернуться

Два - нагнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре - руки шире

Пять - руками помахать

Шесть - за парты сесть опять.

11.Вопрос учителя – Что может сделать маленький человек, ребёнок, школьник или даже дошкольник, для христианского отношения к природе?

Работа в тетрадях.

Продолжи правила поведения в природе:

  1. Не шуметь
  2. Не ломать ветки деревьев
  3. Не мусорить
  4. Не срывать цветы
  5. Ходить по тропинкам

12.Христианское милосердие должно распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка «Блажен, иже и скоты милует» (Блажен человек, который и животных милует). В православии есть святые, которые покровительствуют животным.

Презентация. Иконы. «Святые , которые  покровительствуют животным»

 Вопрос – В чём проявляется милосердие к животным? Есть ли у вас домашние питомцы?

13.Работа с раздаточным материалом.

 Когда ты просишь у родителей щенка или котёнка, о чём следует думать? Какой дорожкой ты пойдёшь? Вычерти свою дорожку, закрасив квадраты цветными карандашами: Вставить текст в квадраты.

я хочу щенка и думаю

- о том, что со щенком или котёнком весело играть, и я готов к этому;

- о том, что от щенка или котёнка может быть много грязи, и я готов к этому;

- о том, что щенка или котёнка можно ласкать или даже тискать, и я готов к этому;

- о том, что за щенком или котёнком придётся убрать нечистоты, со щенком надо гулять, а котёнка приучить к туалету и я готов к этому;

 - о том, что породистым красивым котёнком или щенком можно похвастаться, погордиться перед друзьями, и я готов к этому;

- о том, что собаки и кошки живут меньше людей, и придёт час, когда бывший щенок станет старой больной собакой, а котёнок – старым немощным котом, и они потребуют ухода и терпения, и я готов к этому

   А помнишь ли ты о том, что щенку надо помочь выполнить его назначение служить человеку. Овчарке (Что необходимо делать?....) – охранять, гончей ....– гнаться за зверем, травить..., догу – ....устрашать, быть телохранителем, спаниелю ....– приносить дичь. А для этого собаку надо учить. Ты готов? И только маленькие собаки созданы для забавы. (Слова, выделенным синим, надо напечатать «вверх ногами»).

А знаешь ли ты о том, что кошка – самое независимое из домашних животных и не любит, когда её заставляют делать то, чего она не хочет? Ты готов уважать её свободу?

   Может быть, ты хочешь взять в дом лисёнка или бельчонка? Подумай, стоит ли это делать, если назначение лисицы ловить мышей и других грызунов, которые вредят посевам на полях?  А что делают белки? Белки, питаясь плодами различных пород деревьев и активно двигаясь по лесу в разных направлениях, разносят семена и таким образом становятся природными «лесоводами», «насаживают» молодой лес.

3.Закрепление изученного материала.

1. Впиши буквы, обозначенные цифрами, в лепестки цветка и узнай, что он хочет тебе сказать.

2.  Работа с тренажером (диск). Разгадай кроссворд.

1

2

3

4

5

1То, с чем человек должен соизмерять свою земную жизнь.

2)Качество, необходимое ребёнку в общении с родителями.

3)Человек, спасшийся  во время  мировой катастрофы.

4)Качество человека, позволяющему ему быть ближе к Богу.

5)место человека по отношения к природе по замыслу Бога.

4.Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание-урок 26.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

За период с 16 по 20 век исчезло свыше 250 видов и подвидов животных

Слайд 2

Ежегодно выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн оксидов азота

Слайд 3

Ежегодно вырубается и погибает от пожаров 11 млн. га леса

Слайд 4

Ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель

Слайд 5

Проблема отходов – одна из самых важных проблем человечества

Слайд 6

Выдающийся физик Нильс Бор еще в прошлом веке сказал: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнётся в собственных отходах»

Слайд 7

В Тихом океане существует два мусорных острова. Площадь одного из них составляет 1,8 млн. кв. км, что сопоставимо с территорией трех Францией . По прогнозам экологов , через 10 лет количество мусора в океане увеличится в 2 раза .

Слайд 8

А ещё один очень полезный совет дал Антуан де Сент - Экзюпери в сказке «Маленький принц»: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - обязательно приведи в порядок свою планету». Думаю, всем нам очень хочется жить в чистом и красивом городе, поэтому нужно помнить: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отношение христианина к природе

Слайд 4

За период с 16 по 20 век исчезло свыше 250 видов и подвидов животных

Слайд 5

Ежегодно вырубается и погибает от пожаров 11 млн. га леса

Слайд 6

Ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель

Слайд 7

Проблема отходов – одна из самых важных проблем человечества

Слайд 8

Выдающийся физик Нильс Бор еще в прошлом веке сказал: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнётся в собственных отходах»

Слайд 9

В Тихом океане существует два мусорных острова. Площадь одного из них составляет 1,8 млн. кв. км, что сопоставимо с территорией трех Францией . По прогнозам экологов , через 10 лет количество мусора в океане увеличится в 2 раза .

Слайд 10

А ещё один очень полезный совет дал Антуан де Сент - Экзюпери в сказке «Маленький принц»: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - обязательно приведи в порядок свою планету». Думаю, всем нам очень хочется жить в чистом и красивом городе, поэтому нужно помнить: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

Слайд 11

Святые- покровители животных

Слайд 12

В православии существует немало святых, считающихся покровителями животных. Хотя на Руси, вплоть до 20-века, в день священномученика Афиногена (29 июля по нов. ст ) крестьяне приводили к церкви животных (домашний скот), где над ними читалось особое последование для их умножения и здравия. Поэтому Афиноген считался покровителем скота.

Слайд 13

Святой Герасим Грозный лев прислуживает святому Герасиму, арабская икона)

Слайд 14

Святая Агафья - мученица (покровительница домашнего скота), способствовала здоровью коров, кормилиц семей.

Слайд 15

Святой Антонио Абада жил в Египте в III-IV вв. и ухаживал за больными животными, даже хищниками.

Слайд 16

Святой великомученик Георгий. ПРИ ПЕРВОМ ВЫГОНЕ СКОТА ПАСТУХ ДОЛЖЕН ОБОЙТИ СТАДО С ИКОНОЙ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ. 6 мая на Руси справляют ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ - так называется праздник в честь великомученика Георгия, одного из наиболее популярных христианских святых, героя многочисленных сказаний и песен.

Слайд 17

Святой Трифон Святой Трифон силой своей молитвы заставлял уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля.

Слайд 18

в е ч н о с т ь п о с л у ш а н и е н о й ц а р ь с м и р е н и е 1)То, с чем человек должен соизмерять свою земную жизнь. 2)Качество, необходимое ребёнку в общении с родителями. 3)Человек, спасшийся во время мировой катастрофы. 4 )место человека по отношению к природе по замыслу Бога. 5)Качество человека, позволяющему ему быть ближе к Богу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Святые- покровители животных

Слайд 2

В православии существует немало святых, считающихся покровителями животных. Хотя на Руси, вплоть до 20-века, в день священномученика Афиногена (29 июля по нов. ст ) крестьяне приводили к церкви животных (домашний скот), где над ними читалось особое последование для их умножения и здравия. Поэтому Афиноген считался покровителем скота.

Слайд 3

Святой Герасим Грозный лев прислуживает святому Герасиму, арабская икона)

Слайд 4

В России существовал замечательный обычай – «лошадиный праздник», который отмечали в день памяти святых великомучеников Флора и Лавра, покровителей лошадей. Лошадей со всей округи приводили к храмам, совершали торжественные молебны и кропили животных святой водой. Это исцеляло лошадей от болезней и делало их сильными и выносливыми.

Слайд 5

Святая Агафья - мученица (покровительница домашнего скота), способствовала здоровью коров, кормилиц семей.

Слайд 6

Святой Антонио Абада жил в Египте в III-IV вв. и ухаживал за больными животными, даже хищниками.

Слайд 7

Святой великомученик Георгий. ПРИ ПЕРВОМ ВЫГОНЕ СКОТА ПАСТУХ ДОЛЖЕН ОБОЙТИ СТАДО С ИКОНОЙ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ. 6 мая на Руси справляют ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ - так называется праздник в честь великомученика Георгия, одного из наиболее популярных христианских святых, героя многочисленных сказаний и песен.

Слайд 8

Святой Трифон Святой Трифон силой своей молитвы заставлял уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чем опасно потребительское отношение человека к природе

Чем опасно потребительское отношение человека к природе...

Кроссворд к уроку.Отношение христиан к природе

В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальных классах...

Конспект урока.Отношение христианина к природе.

В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальной школе...

Занятие на тему "Охрана животных и растений. Отношение человека к природе".

Занятие  на тему "Охрана животных и растений. Отношение человека к природе".  Расширяет  знания детей об экологии, взаимодействии человека с природой. Помогает  детям ...

урок № 26 отношение христианина к природе

Методическая разработка урока. Урок № 26. Тема: «Отношение христианина к природе».Учебный предмет: Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры).Класс: 4 ...

Методика «Оценка уровня сформированности эмоционально-положительного отношения учащихся к природе»

Данная методика представляет собой личностный тест (приложение), состоящий из  вопросов и трех ответов «да», «нет», «по-разному». Учащийся, отвечая на вопрос, ...