Отношение христианина к природе
презентация к уроку (5 класс) по теме
Материалы открытого урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", 5 класс. Материалы включают в себя конспект урока, презентации к уроку, в качестве музыкального сопровождения рекомендуется использование произведений Бетховена "Лунная соната", С. Рахманинова "Нежность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 291.88 КБ |
презентация "Загрязнение природы" | 1.61 МБ |
презентация о ноевом ковчеге | 2.59 МБ |
святые - покровители животных | 861.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Отношение христианина к природе.
Цель урока: Знакомство с христианским отношением к природе как к творению Божиему.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с христианскими представлениями о Боге, как Творце мира; понять, почему изучение и сохранение природы является христианским служением.
Развивающая: осознать, что в основе христианского отношения к природе лежит ответственность христиан за творение перед Творцом.
Воспитывающая: уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе.
Форма урока: урок-беседа.
Ключевые понятия урока: экология, ковчег.
Ход урока.
1.Введение в тему.
Мысль о том, что мир, созданный Богом, принадлежит в первую очередь Ему, а человеку даёт утешение и надежду звучит в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» (звучит на фоне музыки)
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под сенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль в утра час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, –
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога… (М.Ю. Лермонтов)
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об отношении христианина к природе.
Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:
- Как вы понимаете слово ответственность?
- За что каждый из вас отвечает?
- Кто отвечает за вашу семью?
- Кто отвечает за мир природы?
2.Изучение нового материала.
1.Работа с текстом учебника стр.84 абзац 1,2.
2.Осмысление статьи учебника. Акцентуация внимания на том, что, по представлениям христиан, Бог выше человека, а человек выше природы. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир.
Вопрос - Что, по мнению великого русского учёного М.Ломоносова Бог дал людям?
На доске выписаны слова:
БОГ ДАЛ ЛЮДЯМ ДВЕ КНИГИ:
Книгу природы Библию
в них запечатлены
природные законы заповеди
3.Работа с текстом (абзац 3 и 4).
4.Беседа по вопросам:
– Был ли великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов –верующим человеком? Как вы это поняли?
(Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несёт великое христианское служение.)
-Почему необходимо познавать мир?
Ответы учащихся - развитие науки и познание мира - это доброе дело для христианина.
– Подумайте: удаётся ли человеку делать мир более удобным и безопасным для себя? Что вы думаете по следующему поводу: каковы условия такого преображения мира, когда человеку становится в нём удобнее и безопаснее? (Ответы учащихся)
– Что обязан человек выбрать, преобразуя природу: выгоду и большие экономические доходы для себя и государства или заботу о сохранении природы и преумножении её богатств? (Ответы учащихся) Что в конечном итоге будет выгоднее человечеству и почему? ( Ответы учащихся).
Учитель-К сожалению, в последнее столетие человек слишком увлёкся перестройкой окружающего мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в природе храм Божий. Люди вели хозяйство так жадно и бездумно , что по сути отравили нашу планету. Однажды мир уже пострадал из-за человека…
5.Работа с дополнительной информацией о Ноевом ковчеге (рассказ ученика)
Вопрос - О чём предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Христианин полагает : Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и приумножим его красоту. Истинный хозяин на Земле – Бог, а не человек, который «ходит под богом».
Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира? Львы могли бы охранять саванну, волки - лес и степь, акулы - море, орлы- горы, в том числе и от человека.
6.Работа с текстом, стр.85.Ответы учащихся.
Бог выше человека, но человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы, потому что у него есть совесть, разум, свобода и ответственность. У океанов и вулканов, планет и звезд, облаков и водопадов этого нет.
У человека есть образ Божий. И именно поэтому на нем лежит ответственность за мир. Кому больше дано, с того больше спросится .
Вопрос учителя – Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает природе? В чём это проявляется?
7.Последствия влияния человека на природу (презентация).
8.Вопрос - Ребята, а что делается для сохранения природы?
Ответы учащихся:
- В 1948 году был учрежден Международный союз охраны природы. Союз проводит огромную практическую и просветительскую издательскую деятельность в рамках ЮНЕСКО, его представительство есть в Москве.
- Широкую известность получила международная общественная организация «Гринпис» (Зеленый мир). «Гринпис» борется против ядерных испытаний, выступает в защиту животного мира, против загрязнения среды промышленными отходами.
- Всемирный фонд дикой природы вкладывает средства в проекты, направленные на защиту животных, находящихся под угрозой исчезновения.
-В России действует Всероссийское общество охраны природы.
9.Ребята, среди нас есть представители и мусульманской веры. А как мусульмане относятся к природе? (ответ ученика)
10. Физминутка.
Раз - подняться, повернуться
Два - нагнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять - руками помахать
Шесть - за парты сесть опять.
11.Вопрос учителя – Что может сделать маленький человек, ребёнок, школьник или даже дошкольник, для христианского отношения к природе?
Работа в тетрадях.
Продолжи правила поведения в природе:
- Не шуметь
- Не ломать ветки деревьев
- Не мусорить
- Не срывать цветы
- Ходить по тропинкам
12.Христианское милосердие должно распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка «Блажен, иже и скоты милует» (Блажен человек, который и животных милует). В православии есть святые, которые покровительствуют животным.
Презентация. Иконы. «Святые , которые покровительствуют животным»
Вопрос – В чём проявляется милосердие к животным? Есть ли у вас домашние питомцы?
13.Работа с раздаточным материалом.
Когда ты просишь у родителей щенка или котёнка, о чём следует думать? Какой дорожкой ты пойдёшь? Вычерти свою дорожку, закрасив квадраты цветными карандашами: Вставить текст в квадраты.
я хочу щенка и думаю
- о том, что со щенком или котёнком весело играть, и я готов к этому;
- о том, что от щенка или котёнка может быть много грязи, и я готов к этому;
- о том, что щенка или котёнка можно ласкать или даже тискать, и я готов к этому;
- о том, что за щенком или котёнком придётся убрать нечистоты, со щенком надо гулять, а котёнка приучить к туалету и я готов к этому;
- о том, что породистым красивым котёнком или щенком можно похвастаться, погордиться перед друзьями, и я готов к этому;
- о том, что собаки и кошки живут меньше людей, и придёт час, когда бывший щенок станет старой больной собакой, а котёнок – старым немощным котом, и они потребуют ухода и терпения, и я готов к этому
А помнишь ли ты о том, что щенку надо помочь выполнить его назначение служить человеку. Овчарке (Что необходимо делать?....) – охранять, гончей ....– гнаться за зверем, травить..., догу – ....устрашать, быть телохранителем, спаниелю ....– приносить дичь. А для этого собаку надо учить. Ты готов? И только маленькие собаки созданы для забавы. (Слова, выделенным синим, надо напечатать «вверх ногами»).
А знаешь ли ты о том, что кошка – самое независимое из домашних животных и не любит, когда её заставляют делать то, чего она не хочет? Ты готов уважать её свободу?
Может быть, ты хочешь взять в дом лисёнка или бельчонка? Подумай, стоит ли это делать, если назначение лисицы ловить мышей и других грызунов, которые вредят посевам на полях? А что делают белки? Белки, питаясь плодами различных пород деревьев и активно двигаясь по лесу в разных направлениях, разносят семена и таким образом становятся природными «лесоводами», «насаживают» молодой лес.
3.Закрепление изученного материала.
1. Впиши буквы, обозначенные цифрами, в лепестки цветка и узнай, что он хочет тебе сказать.
2. Работа с тренажером (диск). Разгадай кроссворд.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1То, с чем человек должен соизмерять свою земную жизнь.
2)Качество, необходимое ребёнку в общении с родителями.
3)Человек, спасшийся во время мировой катастрофы.
4)Качество человека, позволяющему ему быть ближе к Богу.
5)место человека по отношения к природе по замыслу Бога.
4.Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание-урок 26.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ежегодно выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн оксидов азота
Ежегодно вырубается и погибает от пожаров 11 млн. га леса
Ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель
Проблема отходов – одна из самых важных проблем человечества
Выдающийся физик Нильс Бор еще в прошлом веке сказал: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнётся в собственных отходах»
В Тихом океане существует два мусорных острова. Площадь одного из них составляет 1,8 млн. кв. км, что сопоставимо с территорией трех Францией . По прогнозам экологов , через 10 лет количество мусора в океане увеличится в 2 раза .
А ещё один очень полезный совет дал Антуан де Сент - Экзюпери в сказке «Маленький принц»: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - обязательно приведи в порядок свою планету». Думаю, всем нам очень хочется жить в чистом и красивом городе, поэтому нужно помнить: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
За период с 16 по 20 век исчезло свыше 250 видов и подвидов животных
Ежегодно вырубается и погибает от пожаров 11 млн. га леса
Ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель
Проблема отходов – одна из самых важных проблем человечества
Выдающийся физик Нильс Бор еще в прошлом веке сказал: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнётся в собственных отходах»
В Тихом океане существует два мусорных острова. Площадь одного из них составляет 1,8 млн. кв. км, что сопоставимо с территорией трех Францией . По прогнозам экологов , через 10 лет количество мусора в океане увеличится в 2 раза .
А ещё один очень полезный совет дал Антуан де Сент - Экзюпери в сказке «Маленький принц»: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - обязательно приведи в порядок свою планету». Думаю, всем нам очень хочется жить в чистом и красивом городе, поэтому нужно помнить: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.
Святые- покровители животных
В православии существует немало святых, считающихся покровителями животных. Хотя на Руси, вплоть до 20-века, в день священномученика Афиногена (29 июля по нов. ст ) крестьяне приводили к церкви животных (домашний скот), где над ними читалось особое последование для их умножения и здравия. Поэтому Афиноген считался покровителем скота.
Святой Герасим Грозный лев прислуживает святому Герасиму, арабская икона)
Святая Агафья - мученица (покровительница домашнего скота), способствовала здоровью коров, кормилиц семей.
Святой Антонио Абада жил в Египте в III-IV вв. и ухаживал за больными животными, даже хищниками.
Святой великомученик Георгий. ПРИ ПЕРВОМ ВЫГОНЕ СКОТА ПАСТУХ ДОЛЖЕН ОБОЙТИ СТАДО С ИКОНОЙ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ. 6 мая на Руси справляют ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ - так называется праздник в честь великомученика Георгия, одного из наиболее популярных христианских святых, героя многочисленных сказаний и песен.
Святой Трифон Святой Трифон силой своей молитвы заставлял уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля.
в е ч н о с т ь п о с л у ш а н и е н о й ц а р ь с м и р е н и е 1)То, с чем человек должен соизмерять свою земную жизнь. 2)Качество, необходимое ребёнку в общении с родителями. 3)Человек, спасшийся во время мировой катастрофы. 4 )место человека по отношению к природе по замыслу Бога. 5)Качество человека, позволяющему ему быть ближе к Богу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В православии существует немало святых, считающихся покровителями животных. Хотя на Руси, вплоть до 20-века, в день священномученика Афиногена (29 июля по нов. ст ) крестьяне приводили к церкви животных (домашний скот), где над ними читалось особое последование для их умножения и здравия. Поэтому Афиноген считался покровителем скота.
Святой Герасим Грозный лев прислуживает святому Герасиму, арабская икона)
В России существовал замечательный обычай – «лошадиный праздник», который отмечали в день памяти святых великомучеников Флора и Лавра, покровителей лошадей. Лошадей со всей округи приводили к храмам, совершали торжественные молебны и кропили животных святой водой. Это исцеляло лошадей от болезней и делало их сильными и выносливыми.
Святая Агафья - мученица (покровительница домашнего скота), способствовала здоровью коров, кормилиц семей.
Святой Антонио Абада жил в Египте в III-IV вв. и ухаживал за больными животными, даже хищниками.
Святой великомученик Георгий. ПРИ ПЕРВОМ ВЫГОНЕ СКОТА ПАСТУХ ДОЛЖЕН ОБОЙТИ СТАДО С ИКОНОЙ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ. 6 мая на Руси справляют ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ - так называется праздник в честь великомученика Георгия, одного из наиболее популярных христианских святых, героя многочисленных сказаний и песен.
Святой Трифон Святой Трифон силой своей молитвы заставлял уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чем опасно потребительское отношение человека к природе
Чем опасно потребительское отношение человека к природе...
Кроссворд к уроку.Отношение христиан к природе
В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальных классах...
Конспект урока.Отношение христианина к природе.
В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальной школе...
Занятие на тему "Охрана животных и растений. Отношение человека к природе".
Занятие на тему "Охрана животных и растений. Отношение человека к природе". Расширяет знания детей об экологии, взаимодействии человека с природой. Помогает детям ...
Этика отношений человека и природы
Этика отношений...
урок № 26 отношение христианина к природе
Методическая разработка урока. Урок № 26. Тема: «Отношение христианина к природе».Учебный предмет: Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры).Класс: 4 ...
Методика «Оценка уровня сформированности эмоционально-положительного отношения учащихся к природе»
Данная методика представляет собой личностный тест (приложение), состоящий из вопросов и трех ответов «да», «нет», «по-разному». Учащийся, отвечая на вопрос, ...