Рекомендации к разработке УМК
методическая разработка по теме
Данный материал представляет собой рекомендации к разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_k_razrabotke_umk.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к разработке
учебно-методического комплекса
Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание каждой дисциплины соответствующей учебной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся.
УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности. УМК должен разрабатываться для учащихся по всем музыкально-теоретическим дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения учебного материала на уровне требований ФГТ.
Основная цель создания учебно-методического комплекса– предоставить обучаемым полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения детей, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.
УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) отдела, обеспечивающего преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки обучающихся. Разработчик(-и) учебно-методического комплекса являются ответственными за качественную подготовку УМК, соответствующего ФГТ.
УМК дисциплины и его компоненты должны:
- учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы дополнительного образования;
- предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
- предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко и качественно осваивать учебный материал и получать практические навыки;
- соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
- обеспечивать межпредметные связи;
- обеспечивать доступность и простоту использования для преподавателей и обучающихся;
- содержать информацию об авторе (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.
УМК в электронном виде хранится в библиотеке школы и может быть опубликован, при необходимости изучения каких-либо разделов обучающимися, на личном сайте преподавателя – разработчика.
Рекомендуемый состав УМК
Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием утверждённой рабочей программы по соответствующей дисциплине. В состав УМК включается:
- аннотация УМК;
- рабочая программа дисциплины, утверждённая директором школы;
- учебно-методические материалы по следующим видам занятий:
- краткий курс лекций;
- практические занятия (план практических занятий);
- контрольно-измерительные материалы;
- учебно-наглядные пособия (таблицы, презентации, аудио-, видеоматериалы и т.п.);
- электронные материалы, пособия для самостоятельной работы учащихся.
Аннотация учебно-методического комплекса - краткое содержание УМК с указанием его целей и задач, ожидаемых результатов освоения дисциплины с точки зрения получения новых знаний и формирования компетенций.
Лекции – раздел учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов учебной дисциплины в концентрированной, логически выдержанной форме. В состав УМК лекционного курса включаются:
- учебно-методические материалы к курсу лекций (учебники, учебные пособия, сборники, подготовленные и изданные авторами УМК, конспекты лекций в печатном виде или электронном представлении – электронный учебник, файл с содержанием излагаемого на лекциях материала, файл с раздаточными материалами);
- контрольно-измерительные материалы;
- учебная литература, рекомендуемая обучающимся в качестве основной и дополнительной по соответствующей дисциплине.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, формирующая практические навыки учеников, направленная на развитие самостоятельности обучаемых и приобретение необходимых умений и навыков. Учебно-методические материалы практических занятий, входящие в состав УМК, включают:
- методические указания по проведению практических занятий в печатном виде или электронном представлении, содержащие:
- план проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий, объёма аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой теме;
- краткие теоретические и учебно-методические материалы по каждой теме, позволяющие ученику ознакомиться с содержанием вопросов, изучаемых на практическом занятии, со ссылками на дополнительные учебно-методические материалы, позволяющие изучить более глубоко рассматриваемые вопросы;
- тексты ситуаций (музыкальные тексты) для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на практических занятиях;
- методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых обучающимся, варианты тем рефератов и практических заданий, методику обсуждения деловых ситуаций для анализа (в старших классах практические занятия рекомендуется проводить с использованием деловых ситуаций для анализа).
Ситуация для анализа – описание конкретной педагогической задачи (ситуации), которая реально вставала или стоит перед музыкантом – исполнителем, с указанием сопутствующих этой ситуации фактов, мнений, суждений, на которые обычно и опирается решение практической ситуации. Это метод, позволяющий преподавателю формировать на практических занятиях самостоятельность и логическое мышление обучающихся, возможность размышлять и находить правильное решение, выбрать наиболее приемлемую модель в решении конкретной практической задачи (ситуации).
Лабораторные занятия – вид самостоятельных практических работ, направленных на углубление и закрепление теоретических знаний, и развитие навыков экспериментирования. По некоторым дисциплинам лабораторные занятия проводятся с использованием компьютерных программ (презентаций, и других).
Учебно-методические материалы лабораторных занятий, входящие в состав УМК, включают:
- методические указания по проведению лабораторных занятий в печатном виде или электронном представлении, содержащие:
- план проведения занятий с указанием последовательности и тематики лабораторных работ, объёма аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой работе;
- краткие общие и учебно-методические материалы по каждой лабораторной (практической) работе;
- методику выполнения лабораторной работы, включающую краткое описание программного обеспечения, используемого для выполнения лабораторной работы, описания исходных данных для лабораторной работы (тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п.), порядок выполнения работы, методику анализа полученных результатов, порядок оформления отчета по лабораторной работе;
- методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия, определяющие методику проведения лабораторных занятий, порядок оформления и презентации отчета по лабораторным работам.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) - фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. КИМы включают в себя:
- контрольные вопросы, тесты и задания по отдельным разделам дисциплины (учебным модулям, дидактическим единицам) для проведения текущего контроля знаний обучаемых;
- примеры вопросов, тестов и заданий по отдельным разделам дисциплины для промежуточного контроля знаний обучающихся;
- экзаменационные вопросы по дисциплине.
Документация УМК – совокупность всех учебных и учебно-методических материалов, входящих в состав УМК по соответствующей дисциплине. Документация УМК является интеллектуальной собственностью ОУ, разработавшего УМК.
ПРЯДОК РАЗРАБОТКИ УМК
Учебно – методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки в его применении в практической творческой деятельности.
УМК разрабатывается в следующей последовательности:
- разработка рабочей программы по дисциплине, входящей в учебный план;
- разработка конспекта лекционных материалов, теоретических сведений;
- разработка структуры и содержания практических (лабораторных) занятий;
- планирование самостоятельной работы обучаемых;
- формирование методических рекомендаций и прочих руководств по самостоятельной работе обучающихся, а также самостоятельному изучению дисциплины;
- разработка КИМов;
- апробация и корректировка материалов УМК в учебном процессе;
- оформление документов по УМК;
- согласование и утверждение УМК.
СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ
Экспертиза учебно-методического комплекса начинается с рассмотрения на заседании отдела. Далее работа с выпиской из протокола заседания представляется заместителю директора в учебную (методическую) часть на внутреннюю рецензию. Затем УМК направляется на внешнюю рецензию в профильную кафедру вышестоящей организации или в соответствующее подразделение образовательного учреждения.
Работа с положительными рецензиями обсуждается на заседании методического совета, выносится решение и оформляется выписка из протокола заседания. В библиотеке школы остается электронный вариант УМК с рецензиями. При отрицательном решении методического совета работа возвращается автору (авторам) на доработку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по разработке и экспертизе тестов для подготовке к ЕГЭ
Тесты по теме "Основы экологии" разработаны в формате ЕГЭ. Работа рассчитана на урок (45 минут)....
Презентация на тему: "Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока" для учителей общеобразовательных школ
В презентации рассматриваются отличительные особенности и принципы здоровьесберегающих образовательных технологий....
Статья"Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока"
Здоровьесберегающий урок должен:- воспитывать;- стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;- учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;- показывать им , что жизнь- это прекрасно...
Методические рекомендации по разработке и экспертизе тестов для подготовке к ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ. Тесты по теме "Основы экологии" разработаны в формате ЕГЭ. Работа рассчитана на урок (45 минут)....
рекомендации к разработке с рабочими программами
рекомендации к рабочим программам...
Методические рекомендации по разработке и использованию маршрута движения школьника «Мой безопасный путь в школу».
1. Маршрут движения школьника «Мой безопасный путь в школу»-это документ, в котором сочетается схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в школу и ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...