Методические рекомендации по разработке и экспертизе тестов для подготовке к ЕГЭ
тест по биологии (11 класс) по теме
Подготовка к ЕГЭ. Тесты по теме "Основы экологии" разработаны в формате ЕГЭ. Работа рассчитана на урок (45 минут).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekom._ege_kursy.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по разработке и экспертизе тестовых материалов для подготовки обучающихся к ЕГЭ
составитель:
Ковалева Галина Евгеньевна,
учитель биологии I категории
МБОУ СОШ №7
Мичуринск, 2012
Материалы для подготовки по теме «Основы экологии».
Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе:
абиотические факторы, антропогенные факторы, биогеоценоз,
биологические ритмы, биомасса, биотические факторы, зона оптимума,
консументы, ограничивающий фактор, пищевые цепи, пищевые сети,
плотность популяций, пределы выносливости, продуктивность,
продуценты, репродуктивный потенциал, сезонные ритмы, суточные
ритмы, фотопериодизм, экологические факторы, экология.
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
Экологический фактор – компонент внешней среды, влияющий на организм.
Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости, или выходит за них называется ограничивающим.
Фотопериодизм – фактор, определяющий длину светового дня и в свою очередь влияющий на проявление других факторов среды.
Основные экологические структуры
Название | Учёные, определившие понятие | Характеристика |
Биоценоз | 1877 г., нем. уч. К.Мёбиус | Совокупность живых организмов, населяющих относительно однородный участок суши или водоёма. |
Биогеоценоз | 1844 г., уч. В.Н.Сукачёв | Совокупность однородных природных элементов на определённом участке поверхности Земли. Исторически сложившееся сообщество, занимающее определённый географический пояс. |
Экосистема | 1835 г., англ. уч. А.Тенсли | Совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды, функционирующая как единое целое за счёт обмена веществом, энергией. |
Агроценоз | Экосистема, структуру и функцию которой создаёт и поддерживает человек. |
Основные показатели биоценоза:
1. Способность к саморегуляции
2. Плотность популяций конкретных видов
3..Продуктивность
4. Биомасса
5. Устойчивость
6. Видовое разнообразие
Биомасса – это величина, показывающая массу органического вещества, заключенного в телах организмов, населяющих единицу площади.
Функциональные группы сообщества
№ | Функциональная группа | Характеристика | По способу питания | Примеры |
1 | Продуценты | Производители органического вещества | Автотрофы | Растения, хемо- и фотосинтезирующие бактерии |
2 | Консументы | Потребители органического вещества | Гетеротрофы | Животные |
3 | Редуценты | Разрушители органического вещества | Гетеротрофы | Бактерии, грибы |
Пищевая цепь – механизм передачи вещества и энергии от источника через ряд организмов.
Пищевые цепи обычно состоят из 3—5 звеньев, например:
1) растения – корова – человек;
2) растения – божья коровка – синица – ястреб;
3) растения — муха – лягушка – змея – орел.
Пищевые цепи:
1.Пастбищная (цепь выедания)
2. Детритная (цепь разложения)
Экологическая пирамида – расположение звеньев пищевой цепи в определённой последовательностью.
Сукцессия - смена биоценозов
Сравнительная характеристика естественного
биогеоценоза и агроценоза
№ | Биогеоценоз | Агроценоз |
Черты сходства |
1 | Являются открытыми системами. |
2 | Действуют факторы эволюции (наследственная изменчивость, борьба за существование, искусственный или естественный отбор). |
3 | Сходная структура (продуценты, консументы, редуценты). |
4 | Существуют цепи питания. |
5 | Действует правило экологической пирамиды. |
Черты различия |
1 | Возник в процессе эволюции. | Создан трудом человека. |
2 | Видовой состав живых организмов сложился естественным образом. | Видовой состав сельскохозяйственных культур искусственно подобран. |
3 | Видовой состав разнообразный. | Видовой состав малочисленный. |
4 | Численность видов сбалансирована с помощью процессов саморегуляции. | Численность отдельных видов преобладает над остальными в связи с деятельностью человека. |
5 | Пищевые цепи длинные. | Пищевые цепи короткие. |
6 | Устойчивая природная система. | Неустойчивая система, без помощи человека существовать не может. |
7 | Органические вещества остаются внутри системы. | Органические вещества удаляются из системы в виде урожая. |
8 | Факторы эволюции действуют активно. | Действие факторов эволюции ослаблено человеком. |
9 | Преобразование почвы происходит в результате жизнедеятельности организмов. | Обработка почвы ведётся человеком. |
Тест по теме: «Основы экологии»
Работа рассчитана на 30 минут.
Вариант 1
Часть А.
Выберите правильный ответ.
А1. Организмы, как правило, приспосабливаются
1) к нескольким, наиболее существенным экологическим факторам
2) к одному, важнейшему для организма фактору
3) ко всему комплексу экологических факторов
4) в основном, к биотическим факторам
А2. Ограничивающим фактором для ручьевой форели может стать
1) скорость течения воды
2) повышение температуры воды
3) пороги в ручье
4) длительные дожди
А3. Биологическим оптимумом называется положительное действие
1) биотических факторов
2) абиотических факторов
3) всех видов факторов
4) антропогенных факторов
А4. Фактор, вызывающий сезонные изменения в живой
природе, – это
1) атмосферное давление
2) долгота дня
3) влажность воздуха
4) температура воздуха
А5. Воздействию факторов с относительно постоянными значениями подвергается
1) домашняя лошадь
2) майский жук
3) бычий цепень
4) человек
А6. Биогеоценоз образован
1) растениями и животными
2) животными и бактериями
3) растениями, животными, бактериями
4) территорией и организмами
А7. Продуцентами в озере являются
1) лилии
2) головастики
3) раки
4) рыбы
А8. Одним из условий устойчивости экосистемы может служить
1) ее способность к изменениям
2) разнообразие видов
3) колебания численности видов
4) стабильность генофонда в популяциях
А9. Если общая масса полученной потребителем 2-го порядка равна 10 кг, то какова была совокупная масса продуцентов, ставших источником пищи для данного потребителя?
1) 1000 кг
2) 500 кг
3) 10000 кг
4) 100 кг
А10. Исходным источником энергии в биоценозе является энергия
1) органических соединений
2) неорганических соединений
3) Солнца
4) хемосинтеза
А11. В одной экосистеме можно встретить дуб и
1) суслика
2) кабана
3) жаворонка
4) синий василек
А 12. Экологическая пирамида чисел отражает:
1) соотношение биомасс на каждом трофическом уровне
2) соотношение масс отдельного организма на разных трофических уровнях
3) структуру пищевой цепи
4) разнообразие видов на разных трофических уровнях
А1 3. Быстрее всего к сукцессии биогеоценоза может привести
1) распространение в нем инфекций
2) повышенное количество осадков
3) распространение инфекционных заболеваний
4) хозяйственная деятельность человека
А14. Планктон – это сообщество организмов:
1) сидячих
2) парящих в толще воды
3) малоподвижных донных
4) быстроплавающих
А15. Свойство экосистемы сохраняться при внешних воздействиях, называют:
1) самовоспроизводством
2) саморегуляцией
3) устойчивостью
4) целостностью
Часть В.
Выберите три верных ответа из шести.
В1. К биотическим факторам относят
1) органические остатки растений и животных в почве
2) количество кислорода в атмосфере
3) симбиоз, квартиранство, хищничество
4) фотопериодизм
5) смена времен года
6) численность популяции
В - 4. Установите соответствие между факторами среды и их характеристиками.
Характеристики: Факторы среды:
1) Отлов рыбы; А – биотические
2) Изменение толщины озонового слоя; Б – абиотические
3) Гибель растений от засухи;
4) Питание птиц плодами растений;
5) Изменение влажности воздуха;
6)Увеличение численности паразитов.
В -5. Установите, в какой последовательности надо расположить звенья в пищевой цепи.
А) полевой жаворонок;
Б) орёл;
В) трава;
Г) змея;
Д) кузнечик.
Часть С.
Дайте краткий свободный ответ на вопрос в заданиях С – 1,
полный развёрнутый - в заданиях С – 2 .
С – 2. Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?
С – 4. Какие факторы (условия) оказывают влияние на изменение площади ареала, занимаемыми разными популяциями животных?
Тест по теме: «Основы экологии»
Вариант 2
Часть А.
Выберите правильный ответ.
А1. Ограничивающим называется фактор
1) снижающий выживаемость вида
2) наиболее приближенный к оптимальному
3) с широким диапазоном значений
4) любой антропогенный
А2. Актиния и рак-отшельник находятся в отношениях
1) хищнических
2) паразитических
3) нейтральных
4) симбиотических
А3. Наиболее важным приспособлением млекопитающих к жизни в непостоянных условиях среды можно считать способность к
1) саморегуляции
3) охране потомства
2) анабиозу
4) высокой плодовитости
А4. К антропогенному фактору относится
1) конкуренция двух видов за территорию
2) ураган
3) содержание кислорода в атмосфере
4) сбор ягод
А5. Более широкой нормой реакции по отношению к сезонным колебаниям температуры обладает
1) прудовая лягушка
2) ручейник
3) песец
4) пшеница
А6. Потребителями органического вещества в лесном биогеоценозе являются
1) ели и березы
2) грибы и черви
3) зайцы и белки
4) бактерии и вирусы
А7. Процесс саморегуляции в биогеоценозе влияет на
1) соотношение полов в популяциях разных видов
2) численность мутаций, возникающих в популяциях
3) соотношение хищник – жертва
4) внутривидовую конкуренцию
А8. К редуцентам относятся
1) грибы
2) лишайники
3) мхи
4) папоротники
А9. Укажите детритную пищевую цепь
1) муха – паук – воробей – бактерии
2) клевер – ястреб – шмель – мышь
3) рожь – синица – кошка – бактерии
4) комар – воробей – ястреб – черви
А10. Взаимовыгодными можно считать отношения между липой и:
1) зайцами
2) пчелами
3) дроздами-рябинниками
4) волками
А11. Сети питания – это:
1) связи между родителями и потомством
2) родственные (генетические) связи
3) обмен веществ в клетках организма
4) пути передачи веществ и энергии в экосистеме
А12. Доля энергии, передаваемая на следующий трофический уровень, составляет приблизительно:
1) 10%
2) 30%
3) 50%
4) 100%
А13. Обычно первыми поселяются на скалах
1) грибы
2) лишайники
3) травы
4) кустарнички
А14. Найдите неверное утверждение.
Условие длительного существования экосистемы:
1) способность организмов к размножению
2) приток энергии извне
3) наличие более чем одного вида
4) постоянная регуляция численности видов человеком
А15. Стабильность экосистемы повышается, если в ней:
1) сокращается численность хищников и паразитов
2) уменьшается число видов редуцентов
3) увеличивается число видов растений, животных, грибов и бактерий
4) исчезают все растения
Часть В.
Выберите три верных ответа из шести.
В1. Выберите признаки агроценоза
1) не поддерживают свое существование
2) состоят из малого числа видов
3) повышают плодородие почвы
4) получают дополнительную энергию
5) саморегулируемые системы
6) отсутствует естественный отбор
В - 4. Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.
Особенности группы: Функциональная группа:
1) включает растения, некоторые бактерии; А – продуценты
2) поглощает готовые органические вещества; Б – консументы
3) поглощает неорганические вещества;
4) включает животных;
5) аккумулирует солнечную энергию;
6) источник энергии – животная и растительная пища.
В -5. Установите, в какой последовательности надо расположить звенья в пищевой цепи.
А) рачок дафния;
Б) фитопланктон;
В) выдра;
Г) уклея;
Д) щука.
Часть С.
Дайте краткий свободный ответ на вопрос в заданиях С – 1,
полный развёрнутый - в заданиях С – 2 .
С – 2. Каковы причины «цветения» воды в водоёмах?
С – 4. Интенсивный выпас скота изменяет луговые и степные экосистемы, превращая их в бедные пустоши. Объясните, как это происходит?
Ответы к тестовым заданиям.
Вариант 1
Часть А. | Часть В. | Часть С. |
1 – 3 | 1 - 136 | 1 – а) разнообразие видов, наличие продуцентов, консументов и редуцентов; б) питание видов разнообразной пищей. |
2 - 2 | 2 - АБААБА |
3 – 3 | 3 – ВДАГБ | 2– а) подвижность особей; б) наличие корма; в) благоприятные для жизни климатические условия. |
4 – 2 |
|
5 - 3 |
|
6 - 4 | |
7 - 1 |
8 - 2 |
9 – 1 |
10 – 3 |
11 – 2 |
12 – 1 |
13 – 4 |
14 – 2 |
15 - 3 |
Вариант 2
Часть А. | Часть В. | Часть С. |
1 – 1 | 1 - 124 | 1 – а) интенсивное освещение и прогревание воды создают благоприятные условия для размножения одноклеточных зелёных водорослей; б) загрязнение водоёмов сточными водами приводит к размножению сине – зелёных организмов. |
2 - 4 | 2 -АБАБАБ |
3 – 1 | 3 –БАГДВ | 2 – а) распространяются непоедаемые растения; б) уменьшается количество видов; в) происходит обеднение среды питательными веществами, что резко ухудшает условия жизни растений. |
4 – 4 |
5 – 3 |
6 - 3 | |
7 – 3 |
|
8 - 1 |
|
9 – 1 |
10 –2 |
11 – 4 |
12 – 1 |
13 – 2 |
14 – 4 |
15 - 3 |
Рекомендуемое информационное обеспечение учащихся
для подготовки к ЕГЭ
Учебные пособия для учащихся:
Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2007.
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 классы. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2007.
Электронные учебные пособия:
Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий.
Учебное электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий
Учебное электронное пособие «Экология» 1С: Образование3.0.
Презентации к урокам. (автор Пименов А.В.)
Электронное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека» («Просвещение»).
Ресурсы Интернет
www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации
www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ
www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"
www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России
http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников
http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии
http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.
http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал
Нахлебничество (рыба лоцман и акула)
Квартиранство (норы одних животных – убежище для других)
Конкуренция - -
(за место гнездования птицы)
Комменсализм +0
Мутуализм ++
(лишайник)
Паразитизм +- (блохи на теле животных, цепни в организме)
Нейтрализм 00
(белки и лоси)
Кооперация ++
(рак – отшельник и актиния)
Хищничество +-
(лиса и заяц, каннибализм)
антибиотические
безразличные
симбиотические
Типы экологических взаимоотношений
Абиотические (факторы неживой природы):
температура, свет, давление, осадки, влажность и другие.
Антропогенные (факторы, связанные с воздействием человека на природу)
Биотические (факторы живой природы):
влияние организмов или популяций друг на друга.
Экологические факторы
Создание эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур
Изучение проявлений борьбы за существование в популяциях
Решение проблемы охраны природы
Задачи экологии
Изучение взаимоотношения организмов, популяций, видов между собой
Регуляция численности видов – вредителей сельского хозяйства
Изучение закономерностей действия факторов неживой природы на организм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по разработке и экспертизе тестов для подготовке к ЕГЭ
Тесты по теме "Основы экологии" разработаны в формате ЕГЭ. Работа рассчитана на урок (45 минут)....
Методические рекомендации по разработке контрольно - измерительных материалов для выявления уровня подготовки студентов СПО
Федеральные Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения устанавливают, что учебные заведения при подготовке специалистов обязаны обеспечивать га...
Методические рекомендации по преподаванию геометрии в 9 классе. Подготовка к ОГЭ.
Методические рекомендации по преподаванию геометриив феврале ― мае 2015 года в 9 классах (направлены Комитетом по образованию Санкт-Петербурга)...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
Методические рекомендации по работе с исторической картой при подготовке к ЕГЭ
Как работать с картой при подготовке к ЕГЭ по истории...
Методические рекомендации по проведению уроков обобщающего повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ по биологии и географии
методические рекомендации для учителей по проведению уроков обобщающего повторения...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и проведению экспертизы дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Данные методические рекомендации по разработке и экспертизе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ подготовлены в целях реализации единого подхода к проектированию программного об...