Элективный курс «ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЗНАНИЙ»
элективный курс (10 класс) по теме

Мамонтова Елена Алексеевна

Изучив курс "Основы потребительских знаний" учащиеся  смогут с честью выходить из многих жизненных ситуаций и помогать советом другим. Но главное чтобы каждый чувствовал себя достойно и свободно в тех некоторых обстоятельствах повседневной жизни, от которых никто не может быть избавлен. Очень важно, чтобы молодое поколение научилось такому грамотному поведению в рыночной и правовой среде, которое не очень удавалось старшим поколениям в 90-е  года.                                                               

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mamontva_e.a._elektivnyy_kurs_opz.doc404.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа,

способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время

(программа элективных курсов для учащихся 10-11 классов)

Элективный курс

«Основы потребительских знаний»

(срок реализации программы: 17 часов)

                                                           Автор: Мамонтова Елена Алексеевна,

                                                                       учитель географии

                                                                       I квалификационной категории

                                                                       МБОУ «СОШ№27»                                                                                                                                                                            

г. Норильск, 2011 год

Пояснительная записка программы элективного курса

 "Основы потребительских знаний"  

Данная программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю)

№ п.п

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Кто такие потребители.

1

3

Как мы выбираем.

1

4

Как продаются товары.

1

5

Источники информации для потребителей.

1

6

Как читать этикетку товара.

1

7

Реклама и ее регулирование.

1

8

Наши расходы.

1

9

Денежные инструменты.

2

10

Как себя вести.

2

11

Этика потребительского поведения.

1

12

Самозащита потребителя.

1

13

Наши права.

2

14

Обобщение.

1

Изучив курс "Основы потребительских знаний" учащиеся  смогут с честью выходить из многих жизненных ситуаций и помогать советом другим. Но главное чтобы каждый чувствовал себя достойно и свободно в тех некоторых обстоятельствах повседневной жизни, от которых никто не может быть избавлен. Очень важно, чтобы молодое поколение научилось такому грамотному поведению в рыночной и правовой среде, которое не очень удавалось старшим поколениям в 90-е  года.         

Цели курса:

  1. Формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации выпускников;

Задачи  курса:

  1. Объяснить место потребителей в современной экономике.
  2. Раскрыть права и обязанности потребителей.
  3. Познакомить с алгоритмом действия в типичных потребительских ситуациях.
  4. Научить использовать потребительскую информацию и различные денежные инструменты.

Изучив курс "Основы потребительских знаний" учащиеся  смогут с честью выходить из многих жизненных ситуаций и помогать советом другим. Но главное чтобы каждый чувствовал себя достойно и свободно в тех некоторых обстоятельствах повседневной жизни, от которых никто не может быть избавлен. Очень важно, чтобы молодое поколение научилось такому грамотному поведению в рыночной и правовой среде, которое не очень удавалось старшим поколениям в 90-е  года.         

     Данный элективный курс рекомендуется для учащихся старшей школы в рамках профильного и предпрофильного обучения, ориентирован на изучение школьниками базовых экономических понятий и законов. Такая направленность программы соответствует концепции современной школы, целям и задачам экономического образования.

 Используемая литература:

Основы потребительских знаний: учебник для старших классов  общеобразовательных учреждений. Виноградова И., Кокарев Р., Колосова М. и др. под общей ред. П. Крючковой - 4-е издание - М.: Вита-Пресс, ИИФ "СПРОС" КонфОП, 2003. - 272 с.

Как распознать мошенника. Автор-составитель В. Игнатов, издательство "Феникс", 2000г.

Нормативные документы:

Закон о защите прав потребителей и связанные с ним подзаконные акты. С последними изменениями и дополнениями по состоянию на май 2004 года. Издательство Эксмо, 2004 г.

Список  ресурсного обеспечения:

Права потребителей:

1). www.potrebitel.net

2). www.stopcorrution.ru

3). www.consultant.ru

Роспотребнадзор:

1). www.rospotrebnadzor.ru

Основы потребления:

1). www.bestreferat.ru

2). www.coolreferat.com

3). www.fipi-test.ru

Кредитные карты:

1). www.faiffeisen.ru

2). www.rosbank.ru

3). www.alfabank.ru

4). visa.bank-creditov.ru

Реклама:

1). www.irso.ru

2). www.ipetra.ru

3). www.rsk-reklama.ru

Продажи товаров:

1). www.allirform.ru

2). www.revolution.allbest.ru

Методическое обоснование программы

Программа элективного курса по предмету "Основы потребительских знаний" разработана на основе: программы  "Основы потребительских знаний"

авторы: И. Виноградова, Р. Кокарев, М. Колосова и др. под общ. ред.  П. Крючковой. ( рекомендовано Министерством образования Р.Ф. в 1997 году.)

Основные формы проведения занятий – лекции, беседы, практикумы, активные формы проведения занятий.

Для более эффективной реализации программы используются:

  1. опорные конспекты;
  2. современные статистические данные для анализа текущих экономических событий и ситуаций;
  3. видеофрагменты;
  4. периодическая литература;

Контроль результативности:

Предложенные формы контроля (подбор жизненных ситуаций, тестов и задач, составление опорных схем, ) способствуют активизации мыслительной деятельности всех учеников, не зависимо от их РУВ.

Система оценки – рейтинговая.

Образовательный продукт:

В процессе освоения программы этого элективного курса планируется создать презентацию по  основным темам, составителями которого будут сами учащиеся.

Учебно-тематический план

элективного курса «Основы потребительских знаний».


П.П

Наименование

разделов

Всего часов

Форма контроля

Введение

1

Презентация

1

Тема 1

Кто такие потребители.

1

2

Тема 2

Как мы выбираем.

1

3

Тема 3

Как продаются товары.

1

Конспект

4

Тема 4

Источники информации для потребителей.

1

5

Тема 5

Как читать этикетку товара.

1

Презентация

6

Тема 6

Реклама и ее регулирование.

1

7

Тема 7

Наши расходы.

1

8

Тема 8

Денежные инструменты.

2

Беседа, составление блок-схемы

9

Тема 9

Как себя вести.

2

Рассмотрение жизненных ситуаций

10

Тема 10

Этика потребительского поведения.

1

Решение задач

11

Тема 11

Самозащита потребителя.

1

«Претензия»

12

Тема 12

Наши права.

2

Рассмотрение сводов законов

13

Обобщение.

1

Решение тестов и задач

Содержание программы

элективного курса «Основы потребительских знаний».

Тема 1. Кто такие потребители. (1 час)

Кто такие потребители?

Когда мы становимся потребителями?

Что мы потребляем?

Может ли потребитель воздействовать на продавца?

Кто такой продавец?

Надо ли защищать потребителя?

Тема 2. Как мы выбираем. (1 час)

Почему возникает проблема потребительского выбора?

Что такое бюджетное ограничение?

Что надо знать о товаре помимо цены?

Что такое риск и как его снизить?

Тема 3. Как продаются товары. (1 час)

Как формируется цена товара?

Какие бывают формы торговли?

Что такое гарантии?

Как не попадаться на торговые уловки?

Тема 4. Источники информации для потребителей. (1 час)

Зачем потребителю информация?

Где потребитель может найти информацию?

Как анализировать информацию?

Как пользоваться информацией?

Тема 5. Как читать этикетку товара. (1 час)

Какую информацию можно найти на упаковке товара?

Как читать специальные символы?

Что такое штрих-код?

Тема 6. Реклама и ее регулирование. (1 час)

Что такое реклама?

Как извлечь из рекламного объявления полезную информацию и

 не попасться на удочку рекламного трюка?

Что делать, если реклама вас обманула?

Каковы обязательства рекламодателя перед потребителем?

Тема 7. Наши расходы. (1 час)

Почему не хватает денег?

Всегда ли не хватка денег связана с уровнем заработка?

Как научиться грамотно тратить деньги?

Можно ли планировать процесс удовлетворения своих желаний?

Тема 8. Денежные инструменты. (2 часа)

Валюта. Жизнь в долг.

Как сберечь и приумножить свои деньги.

Мир скидок, или как покупать дешевле.

Пластиковые карточки.

Тема 9. Как себя вести. (2 часа)

В магазинах. В службе быта. В транспорте. В самолете.

Отправляясь в путешествие.

Поступая в платное учебное заведение.

Тема 10. Этика потребительского поведения. (1 час)

Всегда ли надо отстаивать свои права?

Как решить проблему, когда она еще не возникла?

Почему компромисс лучше войны?

Тема 11. Самозащита потребителя. (1 час)

Что такое самозащита?

Какие способы самозащиты должен знать каждый потребитель?

Тема 12. Наши права. (2 часа)

Что такое потребительское законодательство?

Каковы основные права потребителей?

Учащиеся должны знать и уметь:

  1. Объяснить место потребителей в современной экономике.
  2. Раскрыть права и обязанности потребителей.
  3. Познакомить с алгоритмом действия в типичных потребительских ситуациях.
  4. Научить использовать потребительскую информацию и различные денежные инструменты.
  5. Денежные инструменты и их виды.
  6. Как себя вести. В магазинах. В службе быта. В транспорте. В самолете.
  7. отправляясь в путешествие. Поступая в платное учебное заведение.
  8. Этику потребительского поведения.
  9. Способы самозащиты каждого потребителя.
  10. Основные права потребителей,

Тема 1.  Кто такие потребители?

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины. Установить взаимосвязи между продавцом и потребителями. Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

1 Кто такие потребители?

Потребитель - это гражданин, купивший или собирающийся купить товар (работу, услугу) для личных (бытовых) нужд.

Потребителем является не только человек, который уже приобрел товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать.

Потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется.

2 Что мы потребляем?

                                                   Блага

_____________________                                      _______________________

    _________________                                                  __________________

   1 ________________                                                1__________________

   2_________________                                               2__________________

   3_________________                                               3__________________

3 Кто такие потребители?

Потребитель - главное действующее лицо на рынке.

Спрос - это количество товаров определенного вида, которое покупатели готовы купить при определенном уровне цен на них.

Предложение - количество товаров, которое продавец готов предложить для продажи при определенном уровне цен на эти товары.

Конкуренция - продавцы конкурируют между собой - снижают цены.

Все зависит от самих потребителей:

- от их умения правильно вести себя в различных ситуациях;

- знания своих прав;

- умения отстоять свои интересы;

Закон РФ "О защите прав потребителей".  

"КонфОП" - международная конфедерация обществ потребителей, которая защищает обманутых потребителей.

Вывод:

1 _____________________________________________________________

2____________________________________________________________

3____________________________________________________________

Тема 2. Как мы выбираем?

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины. Установить взаимосвязи между потребностями и полезностью. Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

Ход урока:

1 Проблема выбора.

Проблема выбора: ______________________________________________________

Человек ----- ________ ------- ________ -------- бюджетное ограничение;

Проблема выбора возникает из-за _____________________________

Но решаем мы ее все по - разному.

Абрахам Маслоу "пирамида потребностей".

 

 

2 Расточительство как образ жизни.

Чем определяется поведение человека - потребителя?

 Торстейн Веблен дает ответ на вопрос, он подтверждается практикой современного бизнеса.

А____________________________________

Б _____________________________________

В _____________________________________

Г _____________________________________

3 Потребность и полезность.

Полезность: _______________________________________

Дополнительные выгоды:    А _________________________

                                                Б _________________________

4 Риск как часть неденежных издержек.        

Люди различаются по своему отношению к риску:

А ________________________________________

Б ________________________________________

В_________________________________________

Как уменьшить риск?


5 Цена выбора.

Альтернативная стоимость: ______________________________

Общие правила потребительского выбора:

А __________________________________

Б __________________________________

В __________________________________

Г __________________________________

Д __________________________________

Тема 3. Как продаются товары?

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины, познакомиться с формами организации торговли, научиться разумному подходу к выбору места покупки. Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

Ход урока:

1 Как товар находит потребителя:

Место, где производят товары              Потребитель

Торговля ___________________________________________________

Поступление товара  

  1. ___________________
  2. ___________________
  3. ___________________
  4. ___________________

Торговые цепочки:

Производитель ----- ____ ----- ____ ----- ____ ----- потребитель

От чего зависит цена? ________________________________________

2 Оптовая и розничная торговля.

Торговля

                      ______________                                                               ________________

                      ______________                                                               ________________

Магазины

                      ______________                                                               ________________

                      ______________                                                               ________________

3 Магазины самообслуживания.

Импульсивные покупки _________________________________________

"+" _______________________           ___________________

"--" ___________________           _________________________

4 Формы торговли.

Традиционная торговля, продажа в кредит, посылочная торговля, торговые агенты. 

Тема 4. Источники информации для потребителей.

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины, познакомиться с видами потребительской информации, научиться анализировать и пользоваться информацией. Сделать выводы  (Что вы узнали нового за урок?)

Ход урока:

  1. Информация __________________________________________
  1. _______________________
  2. _______________________
  3. _______________________
  1. Главная задача потребителей _______________________________
  2. Советы друзей и знакомых __________________________________
  3. Информация, которую дает производитель ____________________
  4. Реклама _________________________________________________
  5. Договор _________________________________________________
  6. Независимые источники информации ________________________
  7. Специальные потребительские издания ______________________
  8. Советы специалистов _____________________________________
  9.  Как пользоваться информацией _______________________
  10.  Выводы: ___________________________________________

Задание:

Заполните таблицу:

Источники информации для потребителей

Плюсы

Минусы

Сведения от друзей и знакомых

Упаковка и этикетки товаров

Реклама

Телевидение и радио

Специальные издания для потребителей

 

Тема 5. Как читать этикетку товара.

Цели и задачи: Закрепить ранее изученный материал и научиться применять ранее изученные знания на конкретных жизненных ситуациях.

Ход урока:

Контрольные вопросы:

  1. Какие пищевые добавки запрещено использовать в России?
  2. Почему информация о свойствах товара часто сообщается значками, а не текстом?
  3. Согласны ли вы с утверждением, что штрих -код потребителю не нужен? Почему?
  4. Почему закон требует сообщать потребителю информацию о составе продуктов питания? Для каких категорий людей такая информация особенно важна?
  5. Как вы считаете, следует ли в России при покупке товара обращать внимание на экологические символы?
  1. Возьмите  упаковку отечественного и импортного шоколада. Составьте список сведений, который вам удалось почерпнуть, ознакомившись с упаковкой.

Домашнее задание:

  1. Дома внимательно осмотрите несколько предметов своей одежды. Есть ли на них информация о правилах ухода за ней?

     Что обозначают имеющиеся на ней значки?

Тема 6. Реклама и её регулирование.

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины. Установить взаимосвязи между рекламой,       рекламодателем и потребителем. Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

Ход урока:

1) Реклама:

а) Реклама ________________________________________________

б) Главная цель ____________________________________________

в) Задача рекламы _________________________________________

г) Многообразие рекламы ____________________________________

    имидж - реклама _________________________________________

2) Реклама - двигатель торговли _____________________________

Откуда берется реклама?

а) Рекламодатель ___________________________________________

б) Рекламопроизводитель ____________________________________

в) Рекламораспостранитель __________________________________

3) Что потребитель может узнать из рекламы?

а) _____________________________________

б) _____________________________________

в) _____________________________________

г) _____________________________________

4) Публичная оферта ______________________________________

5) Скрытая реклама _______________________________________

6) Недобросовестная реклама _____________________________

7) Регулирование рекламы ________________________________

8) Социальная реклама ___________________________________

Вывод: _________________________________________________________

_________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Вспомните несколько рекламных девизов. Почему они вам запомнились? Содержат ли они какую-то конкретную информацию о свойствах        рекламируемого товара или о деятельности рекламируемой фирмы ?
  2.   Являются ли публичной офертой следующие утверждения и почему ?    

А) "Коня! Полцарства за коня!"(В. Шекспир. "Ричард 3");

Б)" Всякий ,кто принесёт корзину подснежников, получит корзину золота" (С. Маршак. "Двенадцать  месяцев").

  1. В каких из приведённых ситуаций рекламные утверждения являются недобросовестными ?

А)Реклама краски для волос "Перманент" утверждает, что краска придаёт волосам постоянный цвет и не смывается со временем (понятно, что вновь вырастающие волосы краской  не окрашиваются и покрасить волосы один раз на всю жизнь явно не получится)

Реклам гласит: "Мы предлагаем великолепное "Датское печенье"(при этом известно, что это печенье изготавливается не в Дании).

Упражнения

1.Возмите 2-3 различных периодических издания(газеты или журнала) и подсчитайте, какой процент площади издания занимает реклама. Почему эта цифра различна для разных изданий? Может ли существовать издание без рекламы?

2.Подберите 2-3 примера скрытой рекламы. Почему, с вашей точки зрения, выбранные вами статьи являются рекламой?

3.Приведите несколько примеров недобросовестной рекламы. Почему, с вашей точки зрения, она является недобросовестной?

Тема 7. Наши расходы.

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины. Установить взаимосвязи между расходами и доходами, потребностями и возможностями. Научиться планировать процесс удовлетворения своих желаний.  Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

Ход урока:

  1. Потребности и возможности.
  2. Бюджет _______________________________________________________

А)  сбалансированный ____________________________________

Б)  дефицит ____________________________________________

В)  профицит  __________________________________________

  1. Собственный бюджет.

А) "мелочи"

Б) запланированные расходы

В) расходы   - _______________________________

                      - _______________________________

                     - _______________________________

                     - _______________________________

  1. Доходы.
  2. Экономия: плюсы и минусы.
  3. Сбережения.
  4. Расходы в долг.
  5. Выводы: _______________________________________________

________________________________________________________

Домашнее задание:

Составьте список своих покупок за неделю.

Какие товары можно было купить дешевле?

А нужно ли было это делать? И почему?

Тема 8. Денежные инструменты.

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины. Установить взаимосвязи между валютой и экономикой государств, познакомиться с работой обменных пунктов.  Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

Ход урока:

Валюта - национальные деньги какого-либо государства, которые обязательны для приема в оплату за любые товары, работы, услуги, продающиеся в этой стране.

  1. Американские доллары;
  2. Евро З.Е.;
  3. Английские фунты;
  4. Датские кроны;
  5. Швейцарские франки;
  6. Бразильские крузейро;
  7. Японские йены;
  8. Монгольские тугрики;

Валютные курсы зависят:

  1. от покупательной способности каждой валюты;
  2. от соотношения спроса и предложения на ту или иную валюту;
  3. от ограничений, которые налагает на операции по обмену валюты то или иное государство;

Обмен валюты - главная операция, в которой участвует потребитель. Вы можете либо купить за рубли иностранную валюту, либо продать валюту и получить рубли.

  1. Поездка за границу;
  2. Сбережение средств;

Специализированные обменные пункты:

  1. Курс обмена валют - установленный;
  2. Комиссия - фиксированная сумма за сам факт совершения операции или % от суммы;
  3. Справка о совершении сделки;
  4. Платежеспособность купюр;
  5. Подлинность купюр - детектор валюты.

Задание:

№ 1 Вы собираетесь за границу в Швейцарию. Вам нужно обменять 10 000 рублей на швейцарские франки. Курс швейцарского франка к рублю в России - 22,4 рублей за один франк. Курс доллара к рублю в России составляет 30,3 рублей за доллар, а курс доллара к франку в Швейцарии - 1,3 франка за 1 доллар. Что выгоднее: поменять рубли сразу на швейцарские франки или сначала на доллары, а потом на франки?

№ 2 Вам надо обменять доллары на рубли. В первом обменном пункте  курс покупки валюты 30,1 рубля за доллар, комиссия не взимается. Во втором обменном пункте курс покупки составляет 30,2 рубля за доллар, но за операц2ию покупки валюты взимается комиссия в размере 5 рублей. В каком пункте вам выгоднее обменять валюту, если вы меняете 50 долларов? 100 долларов? 200 долларов?

Жизнь в долг.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с новыми понятиями: кредит, видами кредита, условиями займа.  Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

Ход урока:

Кредит - это ссужение денег в долг под проценты или отсрочка платежа за приобретаемые товары или услуги.

Виды потребительского кредита различаются по срокам, целям и условиям получения.

Стоимость кредита - это вся сумма, которую потребуется заплатить за пользование им.

Виды кредита:

  1. На определенную цель;
  2. Не оговаривая цель;
  3. Обеспеченные кредиты - залог;
  4. Необеспеченные кредиты;
  5. Поручительство;

Кредитная история - база данных;

Кредитные союзы - организация граждан, объединенных общим местом работы или местом проживания, которая оказывает своим членам две основные услуги: принимает их сбережения под  проценты и выдает им кредиты (главным образом на потребительские нужды).

Условия займа:

  1. Ставка процента.
  2. Срок займа.
  3. Общая сумма займа.
  4. Сколько придется платить ежемесячно.
  5. Первоначальный взнос.
  6. Когда после подписания договора вы получите деньги и в какой форме.
  7. Ограничения на выдачу кредита.
  8. Условия налогообложения займа и выплата процентов по нему.
  9. Оцените, как отразиться на общей сумме займа изменение инфляции.
  10. Возможность изменения процентной ставки.
  11. Штрафные санкции.    

Задание:

№ 1 Какой процент вы сочли бы справедливым, если бы брали деньги в долг у своего друга?

№ 2 Какой процент вы назначили бы ему, если бы сами выступали кредитором?

№ 3 Возможен ли сейчас, по вашему мнению, беспроцентный кредит?

№ 4 Сочли бы вы себя банкротом, если:

а) вы не представляете, где взять деньги для возвращения долга;

б) вы не в состоянии купить необходимую вещь;

в) большая часть ваших доходов уходит на уплату процентов и штрафов за еще не возращенный кредит;

г) вам никто не дает в долг;

д) у вас никогда не хватает денег на непредвиденные расходы;

№ 5 Считаете ли вы для себя делом чести своевременное возвращение долгов?

Мир скидок. Пластиковые карточки.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с новыми понятиями: дисконтные карты, видами скидок, условиями пользования пластиковыми карточками.  Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

Ход урока:

1 Проездной как типичный пример скидки.

Скидки при покупки товаров определенными группами населения: школьники, студенты, пенсионеры, инвалиды.

2 Как попасть в мир скидок.

  1. Предоставление скидок с обычной цены товара.
  2. Пользоваться услугами магазина, предоставляющего льготы своим постоянным покупателям.

 3 Дисконтные системы ( от английского "discount" - "скидка").

IAPA - Система объединяет около 500 тысяч человек и 4 тысячи предприятий. Ориентирована на людей, которым часто приходится куда-нибудь ездить. Основные скидки предоставляются в отелях и пунктах проката автомобилей.

ETN - Система существует более 20 лет. К 1996 г. её членами были около 3 млн. человек и 10 тысяч предприятий более чем в 175 странах мира. Стоимость годовой карточки - 160 долларов. Скидки - от 10 - 50%. Система ориентированна на туристов и наиболее выгодна именно им.

COUNTDOWN - Система возникла в 1970 г. в Великобритании. К 1996 г. её членами являлись около 5 млн. человек и 75 тысяч предприятий, расположенных более чем в 25 странах мира. Все карточки именные, стоимость одной карточки - от 40 до 80 долларов в год. Скидки в системе достигают 50%. Система универсальна - скидки предоставляются фирмами, занимающимися самыми разными видами деятельности: торговлей, туризмом, ресторанным и гостиничным бизнесом и т.д.

4 Почему предоставляются скидки.

  1. Социальная направленность;
  2. Рекламный характер;
  3. Здравый смысл;

5 Всегда ли скидка выгодна. Тайм-шеры.

Если вас убеждают срочно заключить сделку, ссылаясь на то, что скидка действует только сегодня, а завтра (или через несколько дней) будет уже поздно, - не торопитесь! Заключение сделки под давлением - признак потенциальной недобросовестности продавца.

6 Пластиковые карточки.

Пластиковые карточки в их современном виде появились в начале 50 годов. Это были карточки компании "Diners Club", которыми можно было расплачиваться в ресторанах и отелях. В конце 50 годов к выпуску карточек приступили  коммерческие банки. На данное время самые распространенные в мире  "VISA" и "Europay" (превысило - 100 мил.).

О чем надо помнить, пользуясь пластиковой карточкой:

  1. При покупке карточки, прежде чем подписывать документы, внимательно их изучите.
  2. Следите за присылаемыми банком счетами и сверяйте их с копиями магазинных чеков, в этом случае вы быстро обнаружите, что с вашей карточки списывал деньги кто-то чужой.
  3. Записывайте PIN - код в таком месте, чтобы его никто не мог подсмотреть, во-первых, и так, чтобы не забыть, где он записан, во-вторых.
  4. Следует всегда знать, где находится ваша карточка.    

Тема 9. Как себя вести.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с тем как должен вести себя разумный потребитель: в магазинах, в службе быта. Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?).

Ход урока:

Общие принципы взаимодействия с любым продавцом, изготовителем, исполнителем.

1 Обрати внимание на вывеску. Узнайте название и адрес организации.

2 Прежде всего знать, что же вы хотите.

3 Не верьте устным обещаниям; все условия должны быть записаны в договоре.

4 Никогда не подписывайте бумаги, не прочитав их.

5 Не стесняйтесь отстаивать свои права.

6 Нервные клетки не восстанавливаются.

Как вести себя в магазинах.

Советы покупателю (из книги Анатолия Гостюшина "Энциклопедия экстремальных ситуаций").

1 Никогда не покупайте товар в первом попавшемся месте. Небольшое покупательское путешествие расскажет о разумной сегодня цене на приглянувшийся товар.

2 Правильно оформляйте покупку. Обязательно берите чек. Если у вас его нет, лишь хороший адвокат и только при наличии свидетелей сумеет вернуть деньги за негодный товар.

3 Не торопитесь во время покупки. Особенно если вас торопит продавец. Чем дороже вещь, тем дольше должна осуществляться покупка. Внимательно прочтите инструкцию, сами нажмите все кнопки.

4 Для дорогой вещи выбирайте максимально высокое качество. Старайтесь купить телевизор, холодильник, дом чуть выше ваших возможностей: скорее всего, вторую такую покупку вам не осилить еще много лет.

5 Выбирайте хороший магазин.

6 Знайте свои права и будьте готовы за них постоять.

7 Никогда не покупайте с рук еду и лекарства. Очень велик риск.

Выводы:

  1. Магазин обязан точно соблюдать объявленный режим работы.
  2. Только ваши внимательность и готовность отстаивать свои права гарантированно уберегут вас от обсчета и обвеса.
  3. Если товар не подошел вам по форме, цвету, размеру, фасону, габаритам или комплектации, то в течении 14 дней вы имеете право заменить его на аналогичный.
  4. Если вы приобрели некачественный товар, то имеете право на бесплатный ремонт; замену на новый, качественный той же модели; замену на новый, качественный другой модели с перерасчетом цены; возврат денег; соразмерное уменьшение покупной цены. Причем выбор за вами.

Как вести себя в службе быта.

  1. Заключая договор с предприятием службы быта, обратите внимание на то, чтобы в нем были прописаны все пункты, которые должны быть в нем в соответствии с "Правилами бытового обслуживания населения в РФ".
  2. Чем подробнее составлен договор, чем точнее там указаны обязанности исполнителя и ваши права, чем детальнее описаны переданные исполнителю вещи и материалы, тем легче вам будет отстоять свои права в случае конфликта.
  3. Исполнитель в соответствии с законом несет ответственность за: просрочку исполнения заказа; некачественное исполнение заказа; порчу вещи или материалов заказчика.

Как вести себя.

Поступая в платное учебное заведение.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с тем как должен вести себя разумный потребитель: При поступлении в платное учебное заведение( как выбрать учебное заведение, какие бывают дипломы, что должно быть в договоре, как правильно заключить договор). Сделать выводы: Что вы узнали нового за урок?.

Ход урока:

1) Если мы платим за образование деньги, то это такая же услуга, как ремонт обуви, лечение зубов или стрижка в парикмахерской.

2) Мало выбрать специальность, надо решить, где вы сможете ее получить. Выбирая учебное заведение, будь то лицей, колледж, академия или университет, помните, что

любое  образовательное учреждение должно иметь лицензию на право заниматься образовательной деятельностью. Если такой лицензии нет, то, во-первых, учебное заведение в любой момент могут закрыть, а во-вторых, полученный вами диплом окажется простой бумажкой, не имеющей никакого веса.

3) Дипломы государственного образца официально признаваемы любым учреждением на территории России. Их выдают государственные вузы, а также негосударственные учебные заведения, которым это право предоставляется после прохождения аккредитации. Такое право по действующему законодательству может быть предоставлено образовательным учреждениям, выпустившим не менее трех курсов.

Дипломы, признаваемые за рубежом. Традиционно международным сообществом признается диплом МГУ им.  М.В. Ломоносова, диплом МВТУ им. Баумана,  МГИМО и некоторых других вузов, да и то не по всем специальностям. Имеющим дипломы этих вузов, чтобы устроиться на работу по специальности за границей, достаточно сдать экзамен по языку.

4) Должны быть предоставлены сведения:

О государственной регистрации, лицензии, аккредитации, если она есть, юридическом адресе, оказываемых услугах. Порядок организации учебного процесса: обязательность посещения, возможность выбора по специальности, доступность консультаций преподавателей, порядок сдачи экзаменов и зачетов. Условия предоставления общежития, социального обеспечения. Порядок оплаты обучения.

5) Внимательно читайте договор, который вам предлагают подписать. Требуйте, чтобы условия обучения, оплаты и т. п. Были прописаны там максимально подробно.

6) Качество образовательных услуг определить очень сложно. Поэтому, если вас не устраивает качество обучения, придраться можно только к формальным несоответствиям условий договора и реально предоставляемых вам услуг.

     

Тема 10. Этика потребительского поведения.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с тем как должен вести себя разумный потребитель.

Сделать выводы: Что вы узнали нового за урок?

Ход урока:

1) Вежливость - просто, но эффективно.

Многих неприятностей можно было избежать, если бы и

продавец, покупатель нашли в себе силы вспомнить, что все

равны в праве на уважение. В магазине, в общественном транспорте, в банке и т.п., как и в любом другом месте, должны соблюдаться все общепринятые правила этикета.

2) Может ли продавец ошибиться?

Теперь вы знаете, какими правами вы обладаете в магазине, в туристической фирме, в медицинском учреждении. Наверняка вы тут же вспомнили, что далеко не всегда с вами вели себя так, как обязаны по закону. И, вполне возможно, у вас возникло желание

Пойти и начать "качать права". Не торопитесь. Ответьте себе на два вопроса. Чего именно вы хотите добиться разборкой: восстановление ваших нарушенных прав или мести тому, кто их нарушил? Почему ваши права нарушили? Ведь многие вещи

Делаются не по злому умыслу, а по незнанию.

Помните: вежливость - это просто, но эффективно.

3) Великое искусство компромисса.

Есть старая добрая пословица: "Худой мир лучше доброй ссоры". Очень  часто эту пословицу забывают в реальной жизни. И уж если вы вступаете с кем-то в конфликт, то сражаетесь до победного конца. А стоит ли? Стоят ли потраченные силы и нервы победы в затяжном конфликте? Может быть, лучше потратить силы на поиск решения проблемы, которое устраивало бы обе стороны?

Выводы:

  1. Многих неприятностей можно было избежать, если бы и продавец, и потребитель нашли в себе силы вовремя вспомнить, что все равны в праве на уважение.
  2. "Общая культура неотделима от такого качества  человека, как "априорная доброжелательность" (академик Н.Н. Моисеев).
  3. Вежливость - простой, но очень эффективный способ облегчить нашу потребительскую жизнь.
  4. Даже если вас действительно обидели, не надо видеть в противоположной стороне врага. Любой спор лучше решать путем компромисса, чем войны.

Тест : "Трудно ли вывести вас из равновесия?"             Стр. 223

                

Тема 11. Самозащита потребителя.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с тем как должен вести себя разумный потребитель. Какие способы самозащиты должен знать каждый потребитель. Сделать выводы: Что вы узнали нового за урок?

Ход урока:

Самозащита - это грамотные действия потребителя в любой ситуации. Взаимоотношения потребителей и продавцов (изготовителей, исполнителей) можно условно разделить на несколько стадий:

  1. Знакомство;
  2. Заключение договора;
  3. Исполнение договора;
  4. Конфликт;

Если вы чувствуете, что в фирме вам не рады или утаивают информацию о себе (пусть даже в очень вежливой форме), не стесняйтесь развернуться и уйти.

Договор - это равноправное соглашение, в котором определены права, обязанности и ответственность каждой из сторон. Правила, которым надо следовать при заключении договора:

А) максимально подробно ( и желательно письменно) сформулируйте свои требования к договору. Сравните их с теми, что предлагает фирма;

Б) старайтесь не подписывать договор в день первого знакомства с фирмой. Возьмите экземпляр договора с собой, внимательно прочитайте его дома. Подчеркните все места, которые вам непонятны. Если  ваши знакомые не могут разъяснить кажущиеся вам спорными моменты, обратитесь за помощью к юристу.

В) убедившись, что все положения договора вам ясны, подумайте, отражены ли в нем максимально подробно условия, которые вы считаете важными для выполнения договора.

Г) посмотрите, насколько справедливо в договоре закреплена ответственность сторон. Задумайтесь, подписывая договор, если в нем подробно записана ответственность потребителя и отсутствует ответственность фирмы.

Д) если какие-либо важные  для вас условия в договоре отсутствуют, предложите включить новые в текст договора.

Е) не стесняясь, попросите разъяснить вам непонятные пункты договора.

Контрагент - это партнер по договору. Это ваше законное право - добиться соблюдения всех условий договора. Все претензии высказывайте в письменной форме. Собирайте все документы, выдаваемые фирмой: товарные чеки, квитанции, копии договоров. Если условия договора не соблюдайте, постарайтесь это документально подтвердить.

Конфликтные ситуации. Все переговоры сопровождайте  письменными заявлениями. В заявлении четко изложите свои претензии к фирме и свои требования к ней.

Выводы: Самозащита потребителя состоит в том, чтобы:

  1. Не допустить нарушений, а для этого надо тщательно выбирать контрагента и активно участвовать в заключении договора;
  2. Выбрать правильную тактику в самом начале конфликта и запастись доказательствами на случай, если закончить конфликт миром не удастся.
  3. Помните о пределах своей компетенции. Не надо заниматься самодеятельностью там, где требуется вмешательство профессионала.

         

Претензию принял                                                                      Директору магазина ___________

________________                                                                      (полное наименование и

(Ф.И.О., должность)                                                                    юридический адрес продавца)

"______" ______  200_ г.                                                             от __________________________

                                                                                                      (фамилия, имя, отчество)

                                                                                                      проживающего по адресу _______

                                                                                                         ____________________________

ПРЕТЕНЗИЯ

"_____" ______ 200__ г. в вашем магазине я приобрел телевизор марки ____________ стоимостью  _________ рублей. Через четыре месяца после покупки - в течении гарантийного срока - телевизор вышел из строя (сломался кинескоп).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" требую:

  1. Заменить неисправный телевизор на новый - на аналогичный, качественный.  
  2. Неисправный телевизор прошу доставить в магазин, а новый - исправный - доставить мне на дом на транспорте вашего магазина или за счет вашей организации (пункт 6 статьи 18 указанного Закона).

Если мне откажут в удовлетворении моего законного требования, я оставляю за собой право обратится в суд с исковым заявлением о принудительной замене телевизора, о взыскании неустойки в размере 1 % за каждый день просрочки (за задержку замены), а также о взыскании компенсации морального вреда, причиненного мне вашими незаконными действиями.

О принятом решении прошу сообщить мне письменно в установленный срок.

Приложение: копии товарного чека и гарантийного талона.

Дата ________                                                                                   Подпись _________  

Тема 12. Наши права.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с потребительским законодательством, с основными правами потребителей и ответственностью, которую несут производители и продавцы за нарушение этих прав. Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?).

Ход урока:

1 Откуда у потребителя права?

Государство силой закона закрепляет определенные права потребителя и устанавливает ответственность за нарушение этих прав.

1962 г. президент США Джон Кеннеди, выступая перед Конгрессом США, сформулировал 4 основных права потребителей, соблюдение которых должно гарантировать государство:

  1. Право на безопасность;
  2. Право на информацию;
  3. Право на выбор;
  4. Право быть услышанным;

В 1985 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей", в которой к перечисленным выше правам потребителей добавились еще четыре:

  1. Право на компенсацию причиненного ущерба;
  2. Право на просвещение;
  3. Право на здоровую окружающую среду;
  4. Право на удовлетворение базовых потребностей.

2 Потребительское законодательство в России.

Представители СССР подписали резолюцию ООН, и в результате в мае 1991 г. был принят Закон СССР "О защите прав потребителей". После распада СССР независимые государства начали развивать собственное потребительское законодательство. Все эти законы были довольно жесткими по отношению к предпринимателям, пожалуй, одними из самых суровых в мире. Суровость оправдывалась прежде всего экономической ситуацией. Постепенно ситуация менялась. Среди производителей и торговцев началась нормальная конкурентная борьба за потребителей, но жесткое законодательство стало тормозом в её развитии. Поэтому новые редакции Закона "О защите прав потребителей" (принятые в 1996 и 1999 гг.) несколько ослабили вмешательство государства во взаимоотношения продавцов и потребителей, предоставив сторонам право решать многие вопросы на основе взаимных договоренностей.

3 Рассмотреть Закон "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ".

СОДЕРЖАНИЕ:

Глава №1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья №1 - № 17

Глава №2 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ ПОТРЕБИТЕЛЯМ.

Статья №18 - № 26

Глава № 3  ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ (ОКАЗАНИИ УСЛУГ).

Статья №27 - № 39

Глава № 4 ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ  ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

Статья №40 - № 46

Контрольная работа.

1) На рынке имеются: люстра по цене 50 тугриков, пылесос по цене 100 тугриков, стиральная машина по цене 200  тугриков, холодильник по  цене 300 тугриков, велосипед по цене 150 тугриков. Семья купила велосипед и стиральную машину. Определите, что из списка является альтернативной стоимостью покупки:

А) велосипед и стиральная машина;

Б) велосипед и два пылесоса;

В) велосипед и четыре люстры;

Г) люстра и холодильник;

Д) люстра и два пылесоса;

Е) стиральная машина и пылесос;

Ж) три люстры, велосипед и пылесос;

З) два пылесоса и три люстры;

И) две люстры, велосипед и пылесос.

2)  Бюджет:

  А) сбалансированный  _______________________

  Б)  дефицит   _______________________________

  В)  профицит  ______________________________

3)  Кто из перечисленных героев сказок выступал в качестве потребителя:

А) Муха - Цокотуха, когда "пошла муха на базар и купила самовар" (К.И. Чуковский.

" Муха - Цокотуха").

Б) Старик по отношению к золотой рыбке (А.С. Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке").

В) Король по отношению к портным (Г.Х. Андерсен. "Новое платье короля").

Г) Кот в сапогах, когда просил хозяина купить ему сапоги (Ш. Перро. "Кот в сапогах").

Д) Робинзон Крузо на необитаемом острове (Д. Дефо. "Робинзон Крузо").

4)  В каких случаях велосипед является товаром, а в каких - нет и почему:

А) если вы дарите велосипед младшему брату;

Б) если вы дали велосипед приятелю покататься;

В) если вы покупаете велосипед в магазине;

Г) если вы сдали сломанный велосипед в ремонтную мастерскую?

  5)  Являются ли публичной офертой следующие утверждения и почему ?    

А) "Коня! Полцарства за коня!"(В. Шекспир. "Ричард 3");

Б)" Всякий ,кто принесёт корзину подснежников, получит корзину золота" (С. Маршак. "Двенадцать            месяцев").

6) Перечислите положительные и отрицательные стороны покупки товаров в следующих местах:

А) в супермаркете;

Б) в магазине с традиционным обслуживанием;

В) на ярмарке.

7)  Андрей учиться в школе и подрабатывает, протирая стекла автомашин. Часть заработанных денег он отдает родителям, а часть тратит на лакомства и игрушки. По воскресеньям он посещает платную секцию по теннису.

А) В каких случаях Андрей является потребителем?

Б) Является ли Андрей продавцом и в каком случае?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы потребительских знаний" 9 класс

Данный элективный курс развивает у учащихся логическое и экономическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения....

Рабочая программа по элективному курсу "Основы потребительских знаний"

   Экономика и право должны стать уделом каждого члена общества, так как каждый участвует в экономическом обороте, совершая разного рода покупки, заключая те или иные договоры - письм...

Программа элективного курса "Основы потребительских знаний"

Предлагаемый элективный курс «Основы потребительских знаний» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями в области прав человека, умениями и навыками грамотного поведения и защиты п...

Программа элективного курса "Основы потребительских знаний"

Программа курса  разработана для учащихся  старших классов, так как в этом возрасте ребята начинают активно выступать в качестве потребителей, но стереотипы потребителей еще не сформировалис...

Рабочая программа элективного курса "Основы потребительских знаний!

Рабочая программа элективного курса "Основы потребительских знаний!...

Рабочая программа элективного курса «Основы потребительских знаний» для обучающихся 8-х классов

Рабочая программа элективного курса «Основы потребительских знаний» для обучающихся 8-х классов...

Элективный курс "Основы потребительских знаний"

Рабочая программа элективного курса " Основы потребительских знаний" для учащихся 8-9 классов...