Элективный курс "Основы потребительских знаний"
элективный курс по теме

Перевезенцева Екатерина Сергеевна

Рабочая программа элективного курса " Основы потребительских знаний" для учащихся 8-9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса

Основы потребительских знаний

для учащихся 8-9 классов

2016-2017 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Основы потребительских знаний» для обучающихся 8-х классов составлена на основе:

  1. Статьи 34 (п.5) Федерального закона №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказа Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  3. Письма Минобразования России от 13.11.2003 № 14 -51 – 277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
  1. Данный курс составлен на основе авторской программы основного общего образования по экономике для 9 класса П.В. Крючковой, М. «Вита – пресс», 2012 год.

Данный курс рассчитан на 35 часов.

Программа рассчитана на учащихся 8-х классов, так как в этом возрасте дети уже начали активно выступать в качестве потребителей, но устойчивые стереотипы потребительского поведения у них еще не сформировались. Поэтому у учителя есть возможность помочь учащимся стать сознательными потребителями, научить их грамотно действовать на рынке.

Специфика предмета такова, что в большинстве случаев не предполагается единственный ответ на поставленный вопрос, учитель должен оценивать способность ученика думать в заданном программой направлении, мыслить критически. Для решения задач и ответов на вопросы требуются знания математики в рамках семи классов средней школы и материалов данного курса.

Данный курс предполагает гораздо большую работу, нежели простая передача информации. Задача учителя - формировать определённый образ мышления, который затем трансформируется в образ действия на рынке. Поэтому не менее половины времени предполагается отвести на активные методы обучения: деловые игры (в том числе имитация поведения в реальных потребительских ситуациях), практические задания, конкурсы, диспуты и т. п.

Цель курса:

  • познакомить учащихся с их правами  и обязанностями как потребителей, и с существующей в России системой защиты прав потребителей;

Задачи:

  • научить школьников находить и анализировать информацию, предназначенную для потребителей;
  • научить школьников принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей, оценок полезности товаров, количества и качества альтернативных вариантов выбора, экологических характеристик товаров, личного бюджетного ограничения;
  • дать учащимся общее представление о существующих денежных инструментах, обучить их планировать свой бюджет;
  • сформировать установки грамотного поведения в различных рыночных ситуациях;
  • сформировать общие представления о роли человека в экономической и социальной системах, а также о возможности воздействовать на хозяйствующие субъекты и государственные органы с целью повернуть их «лицом к потребителю».

Формы организации образовательного процесса:

Формы организации образовательного процесса представлены классно-поурочной системой (урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок) с использованием модификаций традиционного урока: лекция с эвристической беседой и постановкой проблемы, объяснение с элементами беседы, урок - игра  и т.д..

Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок. Используются эвристический, частично - поисковый, проблемный методы обучения.

Технологии обучения

В основе программы обучения лежат технологии развивающего обучения, личностно-ориентированная методика с элементами инновационных технологий:

  • игровые технологии
  • технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа)
  • технология проблемного обучения
  • технология развития  критического мышления.

В программе предусмотрены также творческие самостоятельные работы учащихся, задания, направленные на подбор и обобщение информации, а также проблемно-познавательные и контрольные вопросы. 

Виды контроля:

Рабочей программой предусмотрен текущий, тематический, итоговый контроль.

Формы контроля:

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы:

  • решение познавательных заданий;
  • тестирование;
  • выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия;
  • решение проблемных вопросов;
  • понятийный диктант;
  • терминологический диктант;
  • составление схем и сравнительных таблиц;
  •  работа с документами
  • работа в группе; работа в паре;
  • самостоятельная работа;
  • составление тезисного плана;
  • написание эссе;
  • подготовка устных выступлений;

Техническая оснащённость

  • Компьютер – 1 шт.
  • Принтер – 1 шт.
  • Видеопроектор – 1 шт.
  • Экран – 1 шт.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Содержание образования

Кол-во часов

Срок прохождения программы

1

Кто такие потребители

Кто такие потребители. Правила выбора товара.

5

2

Информация и потребитель

Источники информации о товаре. Реклама.

5

3

Деньги и потребитель

Доходы и расходы. Семейный бюджет.

7

4

Как вести себя

Правила поведения и права потребителя. Экологичность продуктов.

9

5

Кто нас защищает

Деятельность общества по правам защиты потребителей.

8

Итого

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Дата проведения

Форма организации

учебной деятельности

(тип урока, форма контроля)

1

Кто такие потребители

Вводный урок. Беседа.

2

Кто такие потребители

3

Как мы выбираем

Комбинированный урок: беседа по вопросам, сообщения

4

Как продаются товары

Видео-урок.

5

Как продаются товары

6

Источники информации для потребителей.

Урок-практикум: беседа, обсуждение, анализ.

7

Что читать на этикетке товара

Самостоятельное конспектирование материала.

8

Потребительское тестирование

Беседа по вопросам, работа с текстом, запись тезисов в тетрадь.

9

Реклама и её регулирование

Видео-урок.

10

Реклама и её регулирование

11

Наши расходы

Лекция.

12

Валюта

Запись схем.

13

Жизнь в долг

Разбор и запись новых понятий; Беседа.

14

Как сберечь и приумножить свой доход

Лекция. Беседа.

15

Как сберечь и приумножить свой доход

16

Как покупать дешевле

Урок-игра.

17

Пластиковые карты

Урок-практикум: беседа, обсуждение, анализ

18

Наши права

Работа с источниками: анализ статей.

19

Наши права

20

В магазине

Урок-игра.

21

В службе быта

Составление и запись в тетрадь плана-тезиса.

22

На транспорте

Комбинированный урок.

23

Отправляясь в путешествие

Видео-урок.

24

Образование

Лекция. Беседа по проблеме.

25

Этика потребительского поведения

Беседа по вопросам. Совместная запись в тетрадь.

26

«Зеленое» потребление

Комбинированный урок.

27

Самозащита потребителей

Объяснение нового материала.

28

Куда обратиться за помощью

Заполнение таблицы.

29

Обобщающий урок по курсу «Основы потребительских знаний»

Обобщающее повторение. Решение контрольных тестов.

30

Резерв

31

Резерв

32

Резерв

33

Резерв

34

Резерв

Итого:

34 часа

Список используемой учебно-методической литературы

  • Закон РФ о защите прав потребителей.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1.
  • Закон РФ о рекламе.
  • Закон РФ о сертификации.
  • Закон РФ об основах туристской деятельности.
  • Закон РФ об образовании.
  • Васильева Н.В. Экономика. Основы потребительских знаний. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Вита-Пресс, 2011.
  • Крючкова П. Экономика. Основы потребительских знаний. 9 класс. Учебник. М.: Вита-Пресс, 2012.
  • Основы потребительских знаний: Пособие для учителя. — М.: ИИФ СПРОС-КонфОП, 1997.
  • Основы потребительских знаний: Учеб.для 8—9 классов средних школ. - М: ИИФ СПРОС-КонфОП, 1997.
  • Александрова А., Белянин А., Викторова С, Крючкова П., Трухачев С, Худенко К. Основы потребительских знаний: Пособие для учителя. - М.: КонфОП, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы потребительских знаний" 9 класс

Данный элективный курс развивает у учащихся логическое и экономическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения....

Элективный курс «ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЗНАНИЙ»

Изучив курс "Основы потребительских знаний" учащиеся  смогут с честью выходить из многих жизненных ситуаций и помогать советом другим. Но главное чтобы каждый чувствовал себя достойно и свободно ...

Программа элективного курса по Основам предпринимательства и потребительских знаний

Удобная программа при использовании в работе учителя обществознания, экономики....

Рабочая программа по элективному курсу "Основы потребительских знаний"

   Экономика и право должны стать уделом каждого члена общества, так как каждый участвует в экономическом обороте, совершая разного рода покупки, заключая те или иные договоры - письм...

Программа элективного курса "Основы потребительских знаний"

Предлагаемый элективный курс «Основы потребительских знаний» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями в области прав человека, умениями и навыками грамотного поведения и защиты п...

Программа элективного курса "Основы потребительских знаний"

Программа курса  разработана для учащихся  старших классов, так как в этом возрасте ребята начинают активно выступать в качестве потребителей, но стереотипы потребителей еще не сформировалис...

Рабочая программа элективного курса "Основы потребительских знаний!

Рабочая программа элективного курса "Основы потребительских знаний!...