Методическая разработка "Игра, как помощь в обучении"
методическая разработка по теме

Методическая разработка содержит ряд упражнений, помогающих развитию интереса к занятиям. Пальчиковые игры для детей младшего возраста и "энергизаторы" для детей постарше (13-17 лет). Игры развивают мелкую моторику, а также помогают переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не теряя его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnik.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

        

Методическая разработка

 

«Игра, как помощь в обучении»

Автор: Ладыгина Екатерина Николаевна,

педагог дополнительного образования.

г. Елизово

2012 г.

Содержание_____________________________________________________2

Введение_______________________________________________________3                                                                                                              Глава I Игры как помощь в обучении детей дошкольного возраста_______4            

Глава II Пальчиковые игры________________________________________8        

- Упражнения для кистей рук______________________________________10

- Упражнения для пальцев условно статические______________________17

- Итоговая сказка________________________________________________26                                      

Глава III  Игра, помощь в обучении детей более старшего возраста______32              

- «Энергизаторы»________________________________________________33

Заключение_____________________________________________________35

Список используемой литературы__________________________________36

Приложение

Игра, как помощь в обучении.

Введение

Данная методическая разработка состоит из четырёх глав. Первая глава включает в себя краткие сведения о детских играх и о роли педагога (взрослого) во время игры. Во второй главе раскрываются основные положения пальчиковых игр для детей дошкольного возраста. Также даются упражнения и комментарии к их выполнению. Третья глава рассказывает о игровых моментах, применяемых на занятиях детей школьного возраста («энергизаторах»). В заключении прописаны действительные и ожидаемые результаты. В приложение помещены схемы к упражнениям пальчиковой гимнасте. Также, в конце методической разработки можно найти список используемой литературы и литературы, рекомендуемой для изучения проблем по данной теме.

Область применения данной методической разработки довольно широка. Её могут использовать не только педагоги-хореографы, но и педагоги-вокалисты, также воспитатели, логопеды в детских садах, так как развитие мелкой моторики (пальчиковые игры) благотворно влияют на развитие речи. Также эта методическая разработка будет полезна для учителей средних школ. Они смогут использовать «энергизаторы» в качестве физкультминутки на занятиях. И особенно моя работа будет полезна для родителей дети, которые только учатся говорить. Проделывая дома с детьми несложные упражнения, они будут развивать в детях координацию, мелкую моторику, в качестве подготовке к письму, речь.

 

Глава I Игры как помощь в обучении детей дошкольного возраста.

Детство считается классическим возрастом игры. Игры детей бывают различными. Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной деятельностью дошкольника, существуют режиссёрские игры, игры-драматизации, дидактические игры, игры с правилами – подвижные и настольные (для более старшего возраста).

Режиссёрская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от неё тем, что она происходит не с другими людьми (взрослыми или сверстниками), а с игрушками, изображающими различных персонажей. Ребёнок сам даёт роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них различными голосами и сам действует ими и за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребёнка, а он сам выступает как режиссёр, управляющий и руководящий действиями своих «актёров». Поэтому такая игра и получила название режиссёрская.

В отличие от этого в игре-драматизации актёрами являются сами дети, которые берут на себя роли каких-либо литературных или театральных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, фильмов или спектаклей. Задача такой игры в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно лучше и точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа.

Игры с правилами не предлагают какой-либо определённой роли. Действия ребёнка и его отношения с другими участниками игры определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами являются известные всем «пряталки», «салочки», «классики», «скакалки» и т.д. Настольно – печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер – в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр – неукоснительное соблюдение правил. Поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и в свою очередь формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определённых качеств ребёнка.

В условиях хореографического класса и регламента времени на занятиях довольно сложно использовать режиссёрские игры и игры – драматизации. Но использование подвижных игр с правилами и дидактических игр я считаю очень полезным и активно их практикую. Центральной фигурой в игре с правилами на первых этапах её становления является педагог (или старший ребёнок, уже овладевший правилом). Роль педагога здесь двояка. Во-первых, он организует игру детей, является образцом и носителем правил игры. И, во-вторых, он должен быть непосредственным участником. В своей первой роли педагог обычно ставит задачу, формулирует правила игры и контролирует их выполнение. Вторая роль педагога способствует тому, что игра с правилом и само правило становятся субъективно – значимыми и привлекательными для ребёнка: он не просто узнаёт, как надо делать, но заражается интересом к игре. В совокупности эти две роли педагога приводят к тому, что правила действия выделяются в сознании ребёнка и приобретают мотивирующую, побудительную силу. (В работе З. В. Мануйленко изучалась способность дошкольников длительно сохранять заданную позу, не изменяя её и удерживая как можно дольше. В одной из серий опытов ребёнок должен был удерживать определённую позу по заданию взрослого, в другой – выполнял роль часового, охраняющего фабрику. Оказалось, что выполнение этого трудного для дошкольника задания значительно эффективнее происходит в игре. Как отмечает З.В.Мануйленко, в игре благодаря принятой роли часового сохранение позы становится содержанием поведения дошкольника. Образ поведения другого человека выступает для ребёнка как регулятор его собственного поведения.)  ( 1)

В работе с детьми 5-6 лет я активно использую игровую мотивацию; игры с правилами и дидактические игры. Ведь в этом возрасте игра является одним из основных видов деятельности. Как правило, это происходит на каждом занятии. Когда-то игра длится чуть меньше, когда-то чуть дольше. Но такие игры необходимы, когда надо переключить внимание детей или наоборот собрать его, особенно если занятие предполагает комплекс упражнений нужных, но не очень интересных. Также такие игры хорошо подходят для заполнения перерыва между частями занятий, когда нужно перейти от одного вида деятельности к другому.

Во время таких игр необходима эмоциональная вовлечённость самого педагога в общую с детьми деятельность, благодаря которой может произойти передача смысла и мотива, т.е. своего рода эмоциональное заражение. Таким образом, педагог перестаёт быть центром внимания для ребёнка, уходит на второй план, а предметом детской активности становится какое-либо культурное, предметное содержание (игровая роль, правило, способ действия и т.д.)

Игры, которые я предлагаю на занятиях детям 5-6 лет, направлены на решение следующих образовательных задач:

- обеспечить осознанное владение движениями, развивать самоконтроль и самооценку при их выполнении.

- содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике.

- способствовать воспитанию скоростно-силовых качеств, гибкости, создавать условия для развития ловкости, выносливости.

- научить ребёнка чётко для себя формулировать цель и осознавать средства её достижения.

Воспитательных задач:

- вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности

- приучать к самостоятельному созданию для выполнения двигательной деятельности

- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности (игра в команде или парой)

- побуждение к проявлению настойчивости при достижении конечного результата (игры на время, соревновательные игры)

- стремление к качественному выполнению двигательных действий, соблюдению правил.

Глава II Пальчиковые игры.

Многие родители, заботясь о том, как лучше развивать своего ребёнка в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), обращают внимание, в основном, на чтение и счёт. Но именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Поэтому так важны для детей дошкольного возраста игры, тренирующие мелкую моторику - движения пальцев и кистей рук.

         Пальчиковые игры – универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления. Игры, в которых ребёнок ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.  Такая гимнастика:

1. Развивает пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).

6. У ребёнка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы дети правильно воспроизводили и удерживали положение кисти или пальцев и правильно переключались с одного движения на другое. При необходимости нужно помочь детям или научить их помогать себе второй рукой.

         Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно. С самого начала, когда упражнения ещё не известны, я прошу детей просто пофантазировать и придумать, что они могут сами изобразить с помощью своих пальчиков. В дальнейшем, когда упражнения будут освоены, можно предлагать детям изобразить что-нибудь в парах или командами. Потом, как вариант, можно предлагать кому-то одному изображать, а остальных детей просить догадываться, что было изображено. Также очень важно сопровождение упражнений краткими стихотворными строчками или сюжетными историями.  Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Ведь в  устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем "Сорока-Ворона... ".

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает новые рифмы или сюжеты, или  к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Такие пальчиковые гимнастики на моих занятиях нравятся детям, я считаю, что в них можно соединить потребность в рифмованной речи и потребность в движении, присущие дошкольному возрасту.

Далее я предлагаю примеры таких пальчиковых упражнений, которые я использую на моих занятиях с детьми 5-6 лет и текстов к ним (схемы позиции рук имеются в приложении). Эти упражнения были взяты с книги Н.А. Бернштейн  «Гимнастика для пальчиков».  В книге эти упражнения разделены на упражнения для кистей рук и упражнения для пальцев условно статические.

Упражнения для кистей рук

1 Фонарики

Вариант 1.

Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись!

(пальцы выпрямить)

Фонарики погасли!

(пальцы сжать)

Упражнение выполнять несколько раз.

Вариант 2 (усложнённый).

Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт "раз-два". На "раз": пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На "два": пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом - сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжём,

 А потом гулять пойдём!

 Вот фонарики сияют,

 Нам дорогу освещают!

2 Заготавливаем капусту

Руками имитируем соответствующие действия:

- Мы капусту рубим! (2р.) - прямыми, напряжёнными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз.

- Мы капусту режем! (2р.) - энергичные движения прямыми ладонями вперёд-назад.

- Мы капусту солим! (2р.) - пальцы собраны "щепотью", "солим капусту".

- Мы капусту жмём! (2р.)- энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно.

- Мы морковку трём! (2 р.) - пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки.

Затем меняем руки.

3 Моем руки

 "Моем руки": ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

 "Стряхиваем водичку с рук": пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги - вправо, брызги - влево!

 Мокрым стало наше тело!

 "Вытираем руки": энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

 Вытрем ручки очень быстро.

4Месим тесто        

Руками имитируем процесс вымешивания теста.

- Тесто мнём, мнём, мнём! - очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно).

- Тесто жмём, жмём, жмём!

- Пироги мы испечём! - руками совершаем движения, как будто лепим снежки.

5 Печём блины

Вариант 1.

Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

Вариант 2.

а) левая рука касается стола ладонью, правая рука - тыльной стороной;

б) смена позиции. Теперь левая рука касается стола тыльной стороной, правая рука касается стола ладонью.

Упражнение можно выполнять на счёт "раз-два" или сопровождая движения стихами (см. вариант 1).

6 Шарик

Исходное положение. Пальчики обеих рук собраны "щепотью" и соприкасаются кончиками.

 "Надуваем шарик": придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик.

 "Шарик лопнул": пальцы возвращаются в исходное положение.

Я надул упругий шарик,

 Укусил его комарик,

 Лопнул шарик - не беда,

 Новый шар надую я.

7 Ёжик

Исходное положение. Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.

Маленький колючий еж.

 До чего же он хорош!

8 Лодочка

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены " ковшиком ", большие пальцы прижаты к ладоням.

Маленькая лодочка по реке плывёт,

 На прогулку лодочка малышей везёт.

9 Пароход

Исходное положение. Обе ладони соединены "ковшиком", все пальцы, кроме больших, направлены в сторону "от себя", а большие пальцы подняты вверх и соединены - это "труба".

Пароход плывёт по речке,

И труба дымит, как печка.

10 Речка и рыбка

1. Речка - волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук.

2. Рыбка. Исходное положение. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону "от себя".

 Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом.

Рыбка-малютка по речке плывёт,

Рыбка-малютка хвостиком бьёт.

11 Птенчики в гнезде

Пальцы правой руки собрать в "щепоть" - это "птенцы". Левой рукой сбоку обхватить пальцы - это гнездо. Попеременно чередовать положение рук.

Вот птенцы, а вот - гнездо.

 Всем птенцам в гнезде тепло.

12 Птичка летит

(усложнённый вариант)

Исходное положение. Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести - это "голова" птицы. Остальные пальцы - "крылья". Помахать ими.

Птички летели,

(помахать "крыльями")

Сели - посидели,

(прижать ладони к груди)

Дальше полетели.

13 Цветок

Исходное положение. Ладони подняты вверх, пальцы образуют "бутон", основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.

Солнце поднимается -

 Цветочек распускается!

 Солнышко садится -

 Цветочек спать ложится.

14 Сарай

Пальцы рук соединить под углом - "крыша". Большие пальцы спрятать под "крышу" и прижать к ладоням.

Этот домик называется сарай,

 Кто живёт в сарае?

 Ну-ка угадай!

15 Дом

1. Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить - это "труба".

Посмотри на дом с трубой.

В нём мы будем жить с тобой.

2. Руки поднять над головой, пальцы соединить под углом.

Вот стоит огромный дом,

Дом ужасно важный.

Сто окошек в доме том!

Он многоэтажный.

16 Труба

Исходное положение. Руки сжать в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри.

 Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз, - получается длинная "труба".

Дом стоит с большой трубой.

 В нём мы будем жить с тобой.

 Смотрит ввысь труба на крыше

 И дымит, как будто дышит.

17 Стул

Вариант 1.

Исходное положение. Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх - это "спинка" стула. К ней приставить кулачок правой руки - это "сиденье".

Спинка и сиденье -

 Стул на удивленье!

 Мы на стульях посидим,

 Друг на друга поглядим!

Вариант 2 (усложнённый).

Менять положения рук попеременно на счёт "раз-два". "Раз": левая рука - "спинка", правая рука - "сиденье". "Два": правая рука - "спинка", левая рука - "сиденье".

18 Стол

Вариант 1.

Исходное положение. Левую руку сжать в кулак - это "ножка" стола. Сверху накрыть "ножку" выпрямленной ладонью правой руки - это "крышка" стола.

Кулачок - это толстая ножка.

Сверху крышка - наша ладошка.

Маленький столик.

Время идёт...

Вместе с ладошкой и стол подрастёт.

Вариант 2. На счёт "раз-два" поочерёдно менять положение рук.

19 Ворота

1. Исходное положение. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу - "ворота закрыты". Пальцы выпрямлены и напряжены.

Ворота крепко мы запрём -

 Не сможет волк проникнуть в дом!

или

А ворота мы закроем на замок,

 Чтобы волк зубастый в дом войти не смог.

2. Ворота открываются и закрываются.

Исходное положение см. пункт 1.

Затем развернуть ладони параллельно друг другу, пальцы направлены от себя. Вернуться в исходное положение.

Ворота открыты всегда для друзей,

 Мы рады вам, гости! Входите скорей!

20 Замок

Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок.

(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.)

Кто его открыть бы смог?

- Потянули!

(Пальцы - в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.)

- Покрутили!

(Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.)

- Постучали!

(Пальцы, остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.)

И - открыли!

(Расцепить пальцы.)

Упражнения для пальцев условно статические.

1 Зайчик

Вариант 1.

Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

 Удерживать пальцы в таком положении на счёт до 5-10. Упражнение выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем - двумя руками одновременно.

Кто там скачет на лужайке?

 Это длинноухий зайка!

Вариант 2.

Исходное положение (см. вариант 1). Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы (вниз-вверх) на счёт "раз-два".

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

 Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!

Вариант 3. Зайка прячется под сосной.

Исходное положение. Левая рука - "зайчик". Правая рука - выпрямленная ладонь накрывает сверху "зайку" - это "сосна". Потом поменять положение рук. Правая рука - "зайчик", левая рука - "сосна". Менять положение рук 3-4 раза.

Этот зайчик - под сосной

 Этот зайчик - под другой.

Вариант 4. Зайчик и барабан.

Исходное положение. Указательный и средний пальцы подняты вверх.

 Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу.

Дали зайцу барабан.

 Он ударил: там-там-там!

2 Ножницы

Исходное положение. Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперёд.

 Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми.

Режу, режу, ткань верчу,

 Научиться шить хочу!

3 Вилка

Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец при жимает мизинец к ладони.

 Удерживать пальцы в таком положении до счёта 5-10.

Вилкой мы едим сосиску,

 Макароны и редиску.

4 Колечко

Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу.

 Удерживать в таком положении до счёта 5-10. Выполнять упражнение каждой рукой по очереди, затем - двумя руками одновременно.

На узорное крылечко

 Кто-то уронил колечко.

 И оно с крыльца скатилось,

 За ступеньку закатилось.

 Дети смотрят там и тут,

 Но колечка не найдут.

5 Очки

Исходное положение. Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам, имитируя очки.

Вот колечки - посмотри!

 Превращаются в очки!

6 Человечек

Вариант 1.

Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем.

 Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног.

 Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем - другой. После этого - двумя одновременно. Надо следить за тем, чтобы указательный и средний пальцы при выполнении сильно не сгибались.

Маленькие ножки шагают по дорожке!

 Топ-топ, топ-топ. Шагают по дорожке.

Вариант 2.

Исходное положение ( см. вариант 1).

 Только теперь человечек "идёт", высоко поднимая "ноги" (указательный и средний пальцы), затем стоит на одной "ноге" (опирается на средний палец, а указательный подтягивает вверх), потом меняет положение "ног" - опирается на указательный палец, а средний подтягивает вверх.

 Упражнение выполняется каждой рукой по очереди, затем - двумя руками одновременно.

Вот человечек идёт по дорожке.

 И высоко поднимает он ножки.

 На одной ноге стоит и по сторонам глядит.

 На другую ногу встал, покачался и упал.

7 Коза

Исходное положение. Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный - прижать большим пальцем к ладони. Сначала упражнение выполнять каждой рукой по очереди.

Вижу у козочки острые рожки.

 Я убегу от неё по дорожке.

Потом можно выполнять упражнение двумя руками, изображая козу и козла:

Идёт коза рогатая,

 Идёт коза бодатая.

 Навстречу ей козёл спешит.

 Дорогу уступить велит.

8 Мостик

Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении.

Мы над речкой из дощечек

 Строим мостик золотой.

 Через мостик человечек

 Гонит козочку домой.

или

Шла коза по мостику

 И виляла хвостиком,

 Зацепилась за перила -

 Прямо в речку угодила.

9 Улитка

Исходное положение. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони.

 Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить, как улитка ползёт по столу.

Улитка, улитка!

Высуни рога!

Дам тебе я хлеба или молока!

10 Пчела

Исходное положение. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем.

 Вращать указательным пальцем.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

 Над цветами я кружу!

11 Лягушка

Указательный палец и мизинец поднять вверх и держать полусогнутыми. Средний и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

Вот лягушка по дорожке

 Скачет, вытянувши ножки.

 Увидала комара,

 Закричала: ква-ква-ква.

12 Дружные пальчики

Вариант 1.

Исходное положение. Пальцы одной руки выпрямить, прижать друг к другу и удерживать напряжённые пальцы до счёта 10. Выполнить сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно. После упражнения - встряхнуть кисти рук.

Пальцы очень крепко дружат,

 Мне помощниками служат.

Вариант 2.

Это упражнение можно предварить небольшим рассказом о том, какое название имеет каждый палец: большой, указательный, средний, безымянный и мизинчик.

 Исходное положение. Все пять пальцев вытянуты и разведены в стороны - пальчики "поссорились". Затем все пальцы прижать друг к другу - "помирились". Чередовать эти две позиции, сопровождая словами:

 Поссорились - помирились!

13 Собака

Вариант 1.

Исходное положение. Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть.

 Мизинец то опускать, то поднимать, имитируя движение собачьей пасти.

Ав-ав-ав - я не пугаю,

Я с ребятами играю!

Вариант 2.

Исходное положение. Указательный палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы выпрямить и собрать в "щепоть", имитируя собачью пасть.

Шла собака через мост,

 Четыре лапы, пятый хвост.

 Если мост обвалится,

 То собака свалится.

14 Лошадь

Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.

 Потом можно поменять руки.

Конь ретивый

 С длинной гривой

 Скачет, скачет по полям

 Тут и там! Тут и там!

15 Кошка

Вариант 1.

Исходное положение. Большой палец и мизинец подняты вверх. Остальные пальцы прижаты к ладони.

Маленькая кошка

 Села у окошка.

 Хвостиком играет,

 Мышку поджидает.

Вариант 2. Кошка показывает коготки.

Исходное положение. Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны.

Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.

Если когти точит кошка,

Будет дождик за окошком.

16 Мышка

Исходное положение. Мизинец и указательный палец согнуты - это "ушки". Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты.

 Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после - двумя руками одновременно.

Перед тем как хрумкать сушки,

 Ты, мышонок, вымой ушки,

 Чтоб услышать шорох кошки,

 Что крадётся по дорожке.

17 Петушок

Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой - это "клюв". Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх - это "гребешок".

Петя-Петя-петушок,

 Красный чудо-гребешок.

18 Курочка

Ладонь немного согнуть. Указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Зёрнышко за зёрнышком

Курочка клюёт.

В клюве своим деткам

Зёрнышко несёт.

19 Гусь

Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть вперёд и прижать друг к другу. Указательный палец согнут и опирается на большой.

 (При затруднении можно указательный палец не сгибать, а держать параллельно остальным пальцам).

Гусь гогочет и гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет!

или

У гусёнка босы лапки,

Он носить не любит тапки.

Любит он в воде плескаться,

И нырять и кувыркаться.

20 Цепочка

Вариант 1.

Поочерёдно соединяем большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя "колечки" (большой с указательным, большой со средним и т. д.). Через них попеременно "пропускаем" "колечки" из пальчиков правой руки.

Колечко с колечком мы соединяем,

 Длинную цепочку мы получаем.

Вариант 2.

Указательный палец левой руки соединяется с большим пальцем правой руки. Затем указательный палец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки. Так же соединяем средний палец левой руки с большим пальцем правой руки, меняем руки; соединяем безымянный палец левой руки с большим пальцем правой руки; меняем руки; мизинец одной руки - с большим пальцем другой руки.

Итоговая сказка

Когда упражнения хорошо изучены и дети без труда переходят от одной позиции рук к другой, автор этой методики рекомендует разыгрывать с детьми так называемые сказки. Преподаватель озвучивает текст, а дети показывают пальчиками ту или иную комбинацию. Текст такой итоговой сказки может меняться в зависимости от фантазии преподавателя и упражнений, разученных детьми. В книге Н.А. Бернштейн  «Гимнастика для пальчиков» приводится нижеследующий текст итоговой сказки:  

«Жил был человечек (рукой изображаем человечка) и построил он себе дом. Домик получился красивый с высокой трубой на крыше. Вокруг дома построил он забор с воротами. Возле дома человечек посадил цветы, они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчёлы, они жужжали и собирали цветочный сок.

Человечек жил один-одинёшенек, и пошёл он по свету друзей искать. Шёл-шёл, встретил птичку и говорит: "Птичка-птичка, давай дружить!" Но птица ничего ему не сказала, взмахнула крыльями и улетела.

Пошёл человечек дальше и увидел рыбу. Но рыбка не захотела дружить с человеком, плеснула хвостиком и уплыла. А он пошёл дальше и встретил лошадку. "И-го-го", - сказала лошадка, - давай с тобой дружить, человек, я буду помогать тебе перевозить тяжёлые грузы". И человечек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человек и лошадка.

Шли-шли, а навстречу им - собака. "Ав-ав, возьми меня с собой, человек, я буду тебя охранять". И пошли они дальше втроём: человек, лошадь и собака. Идут и видят - коза пасётся в поле: "Ме-ме, давай дружить, человек, я буду поить тебя вкусным молоком". Дальше пошли они вчетвером: человек, лошадь, собака и коза. Идут и слышат жалобное мяуканье. Оказалось, что это кошка: "Мяу-мяу, возьми меня с собой, человек, я буду мышей  пугать, чтобы они ничего не могли погрызть".

Согласился человечек, и пошли они дальше: человек, лошадь, собака, коза и кошка. Пришли к реке, а переправиться через неё не могут: мостика нет. Построили они тогда все вместе мостик, перешли на другой берег, и увидел человек свой домик с трубой, из которого он ушёл когда-то. Построил человек для своих друзей сарай, и стали они вместе жить-поживать и друг другу помогать».

Произносить подобные тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. После выделенных слов рекомендуется делать небольшую паузу, чтобы дети могли более чётко зафиксировать у себя в памяти нужное слово, (команду к новой позиции пальчиков). Для некоторых упражнений можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Кроме прозы можно использовать и рифмованные строки, они лучше запоминаются детьми. Но преподавателю следует чётко выдерживать ритмический рисунок стихотворения, чтобы на каждый ударный слог дети могла повторять действия, предполагаемые в упражнении. Например: имитировать движение волн или взмахи крыльев чаек.

1. Капитан

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой

 По волнам с жемчужной пеной.

 Я - отважный капитан,

 Мне не страшен ураган.

 Чайки белые кружатся,

 Тоже ветра не боятся.

 Лишь пугает птичий крик

 Стайку золотистых рыб.

 И, объездив чудо-страны,

 Посмотрев на океаны,

 Путешественник-герой,

 К маме я вернусь домой.

2. Домик

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть дети подражает Вашим действиям.

Под грибом - шалашик-домик,

 (соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

 (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.

 (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,

 Станет звать в шалашик-домик.

 В домике дощатый пол,

 (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем - дубовый стол.

 (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом - стул с высокой спинкой.

 (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой.

(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят -

Угощенье для ребят.

3. Гроза

Капли первые упали,

 (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

 (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

 (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

 (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

 (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

 (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,

 изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,

 (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

 (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

 (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

5. Моя семья

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

 Дома дружная семья:

 Это - мама,

 Это - я,

 Это - бабушка моя,

 Это - папа,

 Это - дед.

 И у нас разлада нет.

6. Кошка и мышка

Мягко кошка, посмотри,

 Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз; затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)

И легонько их сжимает -

 Мышку так она пугает.

 Кошка ходит тихо-тихо,

 (ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны; кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки удирает.

Глава III Игра, как помощь в обучении детей более старшего возраста.

Что касается игр для обучения детей более старшего возраста, то здесь я использую так называемые энергизаторы.

Энергизаторы – это короткие многофункциональные упражнения, которые помогают участникам проявить различные способности: телесно-кинестетические, музыкально-ритмические, визуально-пространственные, межличностного общения.

Одни «энергизаторы» применяются в основном для знакомства или для того, чтобы обучающиеся лучше узнали друг друга. Они используются чаще всего в начале занятий. Другие предназначены для более тесного сплочения группы, демонстрации ответственности за свои действия и ответственности за безопасность и комфортные условия для других детей. Они позволяют продемонстрировать и почувствовать взаимную поддержку, испытать «чувства локтя». Третьи способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки концентрации внимания, быстроты реакции. Четвёртые служат для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала. Часто в ходе занятия дети испытывают снижение энергии, затруднения с концентрацией внимания. Средством преодоления спада энергии может служить короткое физическое упражнение, оживляющее активность группы, или упражнение – энергизатор.

Многие «энергизаторы» часто выполняют сразу несколько функций, например, снимают напряжение и создают доброжелательную атмосферу, повышают энергетический потенциал. Далее я привожу несколько наиболее часто мною используемых «энергизаторов». Полный список «энергизаторов» можно найти в книге Васютина О. П. «Банк энергизаторов. Упражнения для проведения тренинга» или в Интернете, по адресу http://www.hesp.ru

«Энергизаторы»

1 Баланс в группе

Попросите детей разбиться на пары. Попросите пары, держась за руки, присесть и встать, не отпуская рук. Повторите то же самое упражнение вчетвером, потом ввосьмером в кругу. Попросите в каждой группе рассчитаться по чётным и нечётным числам. По сигналу, чётные номера идут назад, а нечётные идут вперед, достигая баланса в группе. В ходе данного упражнения участники вовлекаются в совместную деятельность.

2 Место справа от меня.

Участники садятся в круг. Ведущий просит подвинуться так, чтобы место справа от каждого участника освободилось. Затем один из участников говорит: « я хочу, чтобы…сел (а) рядом справа от меня». Так продолжается до тех пор, пока все не сядут вплотную друг к другу. Данное упражнение направлено на сплочение, поддержание доверия в группе, лучше его использовать, когда участники хорошо знакомы.

3 Правый борт/левый борт.

Участники стоят в центре комнаты и представляют, что они находятся на корабле в шторм. Если ведущий кричит : «Правый борт!»,  все бегут направо. Если «Левый борт!» - налево, а если кричит «Выровнять корабль!», то все бегут обратно в центр. Могут быть и другие задания: «вскарабкаться на такелаж, когда все представляют, что они карабкаются; «драить палубы!» и так далее. Это очень энергичное упражнение, участники все вовлекаются в игру, активно выполняют задания. Следует иметь ввиду, что после выполнения этого упражнения участники будут возбуждены.

4 Прикосновения тела.

Объясните участникам, что вы дотронетесь до кого-нибудь. Потом они должны, используя только ту часть тела, дотронулись вы, дотронуться до кого-то другого. Продолжайте игру, пока все участники не будут задействованы. Это упражнение заставляет тесно взаимодействовать друг и другом. Энергизатор можно применять для большего сплочения участников.

5 Пять островов.

        Мелом нарисуйте на полу пять кругов, достаточно больших, чтобы разместить всех участников. Дайте название каждому островов. Попросите всех выбрать остров, на котором они хотели бы жить. Предупредите участников, что один из островов очень скоро затонет в море, и жители этого острова будут вынуждены быстро переселиться на другие острова. Пусть все разместятся, а потом выкрикните название острова, который тонет. Участники бегут к четырём другим островам. Игра продолжается до тех пор, пока все не соберутся на одном острове. Данный энергизатор может проводиться как вначале, так и в конце занятий. Задание усиливает внимание, стимулирует физическую активность, заставляет кооперироваться.

6 Коленки.

        Участники встают в тесный круг, соприкасаюсь плечами, и поворачиваются так, чтобы их правые плечи смотрели в центр круга. Попросите участников поставить ладони на талию стоящих перед ними партнёров. На счёт «три!» предложите участникам сесть. Каждый должен оказаться сидящим на коленях участника, находящегося сзади от него. Данное упражнение направлено на сплочение группы через телесный контакт и одновременное выполнение задания. Это задание может предложить только хорошее сплочённой группе, с высокой степенью доверия участников друг другу.

Заключение.

В заключении хочу отметить, что очень сложно определить какие-либо критерии, по которым может быть оценена полезность данной методики. Но по мере применения таких игр или «энергизаторов» на моих занятиях, дети стали более раскованы, они не стесняются поднимать глаза, отвечать на вопросы (более младший возраст). Дети постарше стали лучше контактировать друг с другом, высказывать своё мнение.  В кадетском классе возросло число мальчиков, которые перестали стесняться пригласить в пару девочку. Дети четвёртого года обучения стали исполнять свои танцевальные вариации более выразительно, появилась так называемая эмоциональная игра друг на друга. Я думаю, что моя работа будет полезна как начинающим педагогам, так и более опытным. Начинающий педагог, коим я сама являюсь, с помощью этих игровых приёмов сможет подобрать ключик к каждому воспитаннику, открыть дверку в загадочный мирок детской души. Более опытные педагоги, у которых уже есть отработанная методика обучения, смогут её дополнить, разнообразить, внести что-то новое.

Список использованной литературы

1 Бернштейн Н. А. «Гимнастика для пальчиков» http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames.htm

2        Васютина О. П. «Банк энергизаторов. Упражнения для проведения тренинга» или в Интернете, по адресу http://www.hesp.ru

3 Интернет-портал. «Детский сайт СОЛНЫШКО» http://www.solnet.ee/parents/p13_00.html Савельева Екатерина

4   Интернет-портал. «Мама в сети. Чтобы знать больше о малышах» http://maminsite.ru/early.files/early8.html 

5         Интернет-портал «Мама дома» Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь» http://mamadoma.narod.ru/child0_7.htm

6          Интернет-портал. «Раннее развитие детей» http://www.razumniki.ru/palgames.html  Железнова Екатерина (педагог-методист)

7          Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» М.: Просвящение 1982 год.

8           Николаева Е. И. «Психология детского творчества» СПб.: 2010 год.

 

9         Полтавцева Н. В., Гордова Н. А. «Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет» М.: Просвящение. 2004 год.

10    Раевская Е. П., Руднева С. Д. и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» М.: Просвящение, 1991 год.

11          Савельева Е. «Гимнастика для пальчиков (пальчиковые игры для детей 4-6 лет)»

12       Смирнова Е. О. Психология ребёнка. Учебник для педагогических вузов и училищ. М.; 1997

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственные учебно-методические пособия в помощь начинающим учителям: "Опорные конспекты в обучении иностранному языку"

В  начальной  школе  требуется  больше  наглядных  средств  для   раскрытия лексических   знаний.   Именно  в  начальной...

Повышение познавательного интереса на уроках математики среди учащихся 9-х классов с помощью дифференцированного обучения

Перед общеобразовательной школой стоит цель обеспечить разностороннее развитие ребенка. Эффективности учебный процесс достигнет, если у детей будет сформирован познавательный интерес к учению.Развитие...

Карточка-помощь при обучении написанию сочинения

Некоторым детям очень сложно даются письменные работы по литературе. Причины, конечно, разные, но надо как-то помочь. Предлагаю один из вариантов карточки-помощника....

Методический материал в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ В ПОХОДЕ"

Материал содержит следующие разделы:1.Первая доврачебная помощь в условиях похода.личная гигиена туристаподготовка к походусамомассажсамоконтроль туристапотёртости и мозолиожогисолнечный и тепловой уд...

Методическая статья "Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью интерактивных компьютерных моделей"

Материал, представленный в данной статье, содержит методические рекомендации по использованию интерактивных компьютерных моделей на уроках физики. Это одна из возможностей для реализации системно – де...

Методическая разработка проведения методической Недели «В помощь самообразованию»

Данная  методическая разработка  посвящена проблеме самообразования педагогов. В методической разработке  приводятся примеры  наиболее востребованных форм самообразования....

Методическая разработка практического занятия теоретического обучения по дисциплине «Информатика» по теме: «Обработка статистической информации с помощью программы Microsoft Excel»

Методическая разработка практического занятия теоретического обучения по дисциплине «Информатика» по теме: «Обработка статистической информации с помощью программы Microsoft Excel&ra...