Методическая статья "Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью интерактивных компьютерных моделей"
статья по физике по теме
Материал, представленный в данной статье, содержит методические рекомендации по использованию интерактивных компьютерных моделей на уроках физики. Это одна из возможностей для реализации системно – деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, который ориентирован на активное включение каждого ребёнка в образовательную деятельность с учётом его возможностей и способностей. Для наглядности и ясности представления содержания статьи предложена презентация, в которой есть перечень ссылок в помощь учителю для творческой и плодотворной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_statya.zip | 475.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью интерактивных компьютерных моделей
Цепенко Наталья Владимировна
МБОУ «Кулундинская СОШ №3» Кулундинского района Алтайского края
учитель физики
Процесс внедрения новых образовательных стандартов требует от педагогов совершенствования форм, методов и технологий обучения. Считаю, что одной из наиболее продуктивных, в старшем звене, является технология проблемно-поискового обучения с элементами исследовательской деятельности учащихся. (Слайд 1) Однако, и ее значимость в силу ряда существующих проблем, можно поставить под вопрос.
Актуальность моего опыта обусловлена следующими причинами:
- большой поток информации – трудно чем-то удивить школьников;
- слабая материально-техническая оснащенность учебных кабинетов;
- невозможность проведения ряда экспериментов в рамках школьной лаборатории. (Слайд 2)
Проанализировав все факты, я пыталась найти способ разрешения сложившейся ситуации. Опыт моей работы в этом направлении позволяет выделить один из оптимальных приемов реализации главной идеи образовательного процесса (Слайд 3), который является новым шагом в деятельности, как учащихся, так и педагога. Речь идет о применении проблемно - поискового метода с использованием интерактивных компьютерных моделей физических процессов или физических устройств на различных этапах урока (Слайд 4).
Компьютерные модели — это программные продукты, реализующие представление о физических явлениях с целью упрощения процесса изучения. (Слайд 5) Несмотря на разнообразие классификаций это одно из инновационных средств организации исследовательской деятельности учащихся.
Апробировав, с учетом использования рекомендаций программу Физикон — «Открытая физика», физика 7-11 классы в своей практике применяю следующие виды заданий:
1) компьютерные эксперименты (если возможно проведение реального опыта по теме, формирую группы с целью анализа, сравнения и корректировки полученных результатов при двух подходах: виртуальном и реальном)
2) экспериментальные задачи - это отдельная область нашей науки, в которой ученики испытывают затруднения, как в понимании исходных данных, так и в нахождении способов решения. Использование КМ позволяет избежать сложности обработки результатов, что повышает интерес учащихся.
3) расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой;
При разработке таких заданий опираюсь на желание ученика в осуществлении проверки знаний компьютером.
4) творческие задания (в данной категории достаточно хорошо зарекомендовали себя модели с построением графиков изменяющихся величин, позволяющие реализовывать в полном объеме принцип вариативности современного образования);
5) исследовательские задания (чаще всего ученики работают в парах, учитывая большой диапазон изменения параметров модели, каждый вовлечен в работу).
Приведу пример плана выполнения исследовательского задания по теме «Фотоэффект» с использованием КМ (Слайд 6-7). Необходимо отметить, что при проведении таких уроков ретранслирующая функция учителя преобразуется в направляюще-консультирующую. В ходе проведения таких уроков решаются следующие задачи:
- развитие познавательной активности и аналитического мышления;
- формирование навыков работы с компьютером и самостоятельного исследования;
- повышение интереса к изучаемому предмету;
- развитие критичности мышления. (Слайд 8)
Положительными моментами работы в данном направлении являются:
- гибкая траектория обучения;
- моделирование экспериментов, задач;
- один и тот же процесс можно наблюдать несколько раз (сравнивая, анализируя, делая выводы);
- рациональное использование времени на уроке;
- высокая активность учащихся;
- возможность построения «субъект – субъектных» отношений;
- дифференциация обучения (Слайд 9).
В своей практике использую программы:
1. 1 С: Школа «Библиотека наглядных пособий»;
2. Программу Физикон — «Открытая физика», физика 7-11 класс;
3. «Кирилл и Мефодий» — «Библиотека электронных наглядных пособий», физика 7-11. А также дополнительную полезную информацию нахожу в Интернете на сайтах, которые представлены вашему вниманию (Слайд10). В работе руководствуюсь следующими правилами (Слайд 11).
Литература:
- А. Ф. Кавтрев. «Компьютерные модели в школьном курсе физики». Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», №2, Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1998, с. 41-47.
- Безрукова Н.П., Звягина А.С., Оспенникова Е.В. «Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования». Сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов, 2008.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта "«Использование элементов проблемного метода обучения на уроках биологии»
В статье обобщается опыт по использованию элементов проблемной технологии на уроках биологии. Рассматривается поэтапный разбор уроков, примеры проблемных ситуаций, результативность использования...
« Применение методов проблемно – поискового обучения на уроках физики с использованием современных технологий».
Применение методов проблемно –поискового обучения развивает познавательный интерес учащихся, под влиянием которого у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и ак...
Использование интерактивных методов обучения на уроках физики
Презентация к уроку в 8 классе...
"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"
Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...
«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)
Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...
Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью ИКМ
Опыт моей работы в направлении реализации главной идеи образовательного процесса - применении проблемно - поискового метода с использованием интерактивных компьютерных моделей физиче...
Использование интерактивных методов обучения на уроках физики
Презентация к уроку ОБЖ 8 класс...