Рабочая программа кружка «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку»
рабочая программа (9 класс) по теме
Цель работы данного кружка - формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образования по русскому языку в 5-9-х классах основной школы: овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Каплинская школа»
Рассмотрена на заседании МО классных руководителей Руководитель МО _________Волкова Л.Г. Протокол № ___ от «____»________ 2011 г. | Согласована Заместитель директора школы по ВР МБОУ «ОО Каплинская школа» ______Жилина А.А. «____»________2011 г. | Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол от « »______2011 г. №______ | Утверждена приказом «ОО Каплинская школа» от «___» _________ 2011г. №________ |
Рабочая программа кружка
«Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку»
(возраст – 15 лет, срок реализации - 1 год)
Составила: учитель русского языка и литературы Иванова Г.Б.
2011-2012 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая программа кружка «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, В. И. Капинос и др., учебного пособия «Русский язык. 9 -й класс. Подготовка к ГИА - 2011» под редакцией Н. А. Сениной (допущено ФИПИ с 2008 года), учебно-методического пособия Т.И. Павловой, Н.А.Ранневой «Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху».
Даная программа рассчитана на один год обучения, для детей 14-15 лет и отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Общая характеристика кружковой работы
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программы у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Основное общее образование завершается итоговой аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.
Экзаменационная работа в 9-м классе (в новой форме) состоит из трех частей:
1. Сжатое изложение текста.
2. Выполнение тестовых заданий на основе печатного текста.
3. Написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста (как правило, на морально-этическую тему).
Рабочая программа кружка «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку» разработана на основе требований, предъявляемых к выпускникам основной школы. Цель данного кружка - подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации
Современное обучение русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Речь в жизни человека имеет огромное значение. Механизм порождения связной письменной речи достаточно сложен и требует от пишущего и читающего комплекса речевых умений и навыков. Навыки письменной речи формируются постепенно, поэтапно. Они складываются и совершенствуются только в процессе целенаправленного воздействия в ходе обучения. К 9-му классу учащийся должен хорошо понимать, что текст - это законченная (или относительно законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора (Т.М. Николаева); что текст должен обладать членимостью, смысловой цельностью и структурной связностью. Немаловажным в работе над текстом является и оперирование понятиями «тип речи» и «стиль речи». На них опираются при обучении как рецептивной, так и продуктивной речевой деятельности. Отработка данных навыков включена в рабочую программу кружка кружка «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку».
Развивая речь учащихся, школа ориентируется на четко определенные характеристики речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки устных и письменных высказываний, первостепенными из которых являются точность и лаконичность речи.
Цель данного кружка – формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Задачи:
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
Ожидаемый результат
В результате занятий на кружке ученик должен
знать/понимать
- основные правила работы с текстом;
- основные средства выразительности;
- основные сведения по стилистике русского языка;
- орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами;
- использовать знания по орфографии при составлении текста;
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при работе с текстом; - уметь анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка;
- владеть основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом;
- адекватно воспринимать устную и письменную речь в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения;
- уметь писать сочинения на лингвистическую, морально-этическую темы. - создавать тексты разных стилей и жанров: тезисы, конспекты, отзывы, рецензии, аннотации.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа кружка
- Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
- Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
Формы организации работы кружка
Коллективные: семинар, лекция, собеседование, консультация, практические занятия, программное обучение, зачетное занятие, текущий контроль качества знаний.
Групповые формы: групповая работа на занятии, групповые творческие задания, зачет.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Раздел II.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Тема 1. | Спецификация третьей части экзаменационной работы | 2 |
Тема 2. | Понятийно-справочный аппарат | 3 |
Тема 3. | Критерии оценивания творческой работы | 3 |
Тема 4. | Классификация грамматических и речевых ошибок | 3 |
Тема 5. | Тип речи рассуждение и его отличительные особенности (цель, структурные компоненты, типичные языковые средства, жанровая специфика) | 5 |
Тема 6. | Композиция текста рассуждения. Типичные и специфические ошибки построения риторического жанра рассуждения. | 4 |
Тема 7. | Виды рассуждения, их особенности и языковые средства оформления. | 5 |
Тема 8. | Построение сочинения - рассуждения | 9 |
Итого: | 34 часа |
Раздел Ш
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы
Треть часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста. С2.1- рассуждение на лингвистическую тему. С2.2 – рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Связь первого варианта с языковой теорией, смыслом и назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах. Связь второго варианта с анализом текстовой информации, осознанием явных и скрытых значений, заложенных автором.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
- различать характер творческих заданий к тексту.
Тема 2. Понятийно-справочный аппарат
Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.
Обучающиеся должны знать:
- понятийно-справочный аппарат.
Обучающиеся должны уметь:
- различать понятия, связанные с анализом и построением текста.
Тема 3. Критерии оценивания творческой работы
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
- основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами.
Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок
Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения.
Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.
Обучающиеся должны знать: виды грамматических и речевых ошибок, а также нормы словоупотребления.
Обучающиеся должны уметь: соблюдать нормы построения языковых единиц и нормы словоупотребления.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 5. Тип речи рассуждение и его отличительные особенности (цель, структурные компоненты, типичные языковые средства, жанровая специфика)
Основные вопросы рассуждения. Цель рассуждения. Классическая структура рассуждения.
Логическая связь аргументов. Сопоставление структурных компонентов рассуждения с другими функционально-смысловыми типами речи. Основные языковые средства оформления рассуждения. Метод активного чтения как прием формирования навыка понимания текста. Разножанровые и разнотематические тексты.
Обучающиеся должны знать: структурные компоненты рассуждения, основные языковые средства оформления рассуждения.
Обучающиеся должны уметь: логично связывать аргументы, владеть методом активного чтения.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 6. Композиция текста рассуждения. Типичные и специфические ошибки построения риторического жанра рассуждения.
Углубление знаний о тезисе. Информация об опровержении тезиса. Понятие антитезиса. Затруднения при приведении аргументов. Виды доказательств: дедуктивные, индуктивные, прямые, косвенные. Типичные ошибки в композиции текста рассуждения. Специфические ошибки для типа рассуждения. Соотнесение темы и проблемы. Выявление и формулирование проблемы текста.
Обучающиеся должны знать:
- о композиции текста рассуждения, основные виды доказательств.
Обучающиеся должны уметь:
-соотносить тему и проблему, грамотно приводить аргументы.
Тема 7. Виды рассуждения, их особенности и языковые средства оформления.
Соблюдение этических норм при написании сочинения-рассуждения. Сведения о возражении как действии речевого несогласия.
Виды рассуждения: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. Особенности каждого из видов. Этапы анализа текста с точки зрения его функционально-смыслового типа речи. Алгоритм действий по разграничению типов речи. Творческие задания как подготовка учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему.
Обучающиеся должны знать: этические нормы при написании сочинения-рассуждения, особенности каждого из видов рассуждения.
Обучающиеся должны уметь: анализировать текста с точки зрения его функционально-смыслового типа речи. логично связывать аргументы, владеть методом активного чтения.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Раздел IV
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов – 34
Рабочая программа кружка «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку» составлена на основе:
- Программы по русскому языку. 5-9 классы. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов. М.: Дрофа, 2009 год;
- Учебно-методического пособия: Сенина Н.А. Русский язык. 9 -й класс. Подготовка к ГИА - 2011. – Ростов н/Д: Легион, 2010. – 378 с.
- Учебно-методического пособия: Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие / Т.И. Павлова, Н.А.Раннева. – Изд. З-е, исправ. и дополн. – Ростов н/Д : легион, 2011, - 103 с.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы |
1 | Анализ формулировок заданий С2.1 | 1 |
2 | Анализ формулировок заданий С2.2 | 1 |
Тема 2. Понятийно-справочный аппарат |
3 | Терминология формулировок творческого задания | 1 |
4 | Терминология формулировок творческого задания | 1 |
5 | Терминология формулировок творческого задания | 1 |
Тема 3. Критерии оценивания творческой работы |
6 | Критерии оценивания творческой работы С2.1 | 1 |
7 | Критерии оценивания творческой работы С2.2 | 1 |
8 | Критерии оценивания грамотности. | 1 |
Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок |
9 | Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения | 1 |
10 | Нарушение речевых норм | 1 |
11 | Тренировочные упражнения по определению грамматических и речевых ошибок | 1 |
Тема 5. Тип речи рассуждение и его отличительные особенности (цель, структурные компоненты, типичные языковые средства, жанровая специфика) |
12 | Основные вопросы рассуждения. Цель рассуждения. Классическая структура рассуждения. | 1 |
13 | Логическая связь аргументов. | 1 |
14 | Сопоставление структурных компонентов рассуждения с другими функционально-смысловыми типами речи. | 1 |
15 | Основные языковые средства оформления рассуждения. | 1 |
16 | Метод активного чтения как прием формирования навыка понимания текста. Разножанровые и разнотематические тексты. | 1 |
Тема 6. Композиция текста рассуждения. Типичные и специфические ошибки построения риторического жанра рассуждения. |
17 | Углубление знаний о тезисе. Информация об опровержении тезиса. Понятие антитезиса. | 1 |
18 | Затруднения при приведении аргументов. Виды доказательств: дедуктивные, индуктивные, прямые, косвенные. | 1 |
19 | Типичные ошибки в композиции текста рассуждения. Специфические ошибки для типа рассуждения. | 1 |
20 | Соотнесение темы и проблемы. Выявление и формулирование проблемы текста. | 1 |
Тема 7. Виды рассуждения, их особенности и языковые средства оформления. |
21 | Соблюдение этических норм при написании сочинения-рассуждения. Сведения о возражении как действии речевого несогласия. | 1 |
22 | Виды рассуждения: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. Особенности каждого из видов. | 1 |
23 | Виды рассуждения: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. Особенности каждого из видов. | 1 |
24 | Этапы анализа текста с точки зрения его функционально-смыслового типа речи. Алгоритм действий по разграничению типов речи. | 1 |
25 | Творческие задания как подготовка учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему. | 1 |
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения |
26 | Построение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | 1 |
27 | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С2.1 | 1 |
28 | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С2.1 | 1 |
29 | Практическая работа С2.1 | 1 |
30 | Построение сочинения-рассуждения, связанного с анализом содержания текста | 1 |
31 | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С2.2 | 1 |
32 | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С2.2 | 1 |
33 | Практическая работа С2.2 | 1 |
34 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 34 часа |
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения
- Днепров Э. Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Русский язык и Литература в образовательных учреждениях. - М.: Дрофа, 2007.
- Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. – М., 2009.
- Львова С.И. ГИА 2010. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс. - М.: Эксмо, 2009.
- ПавловаТ.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие. – Изд. З-е, исправ. И дополн. – Ростов н/Д : Легион, 2011, - 103 с.
- Программы по русскому языку. 5-9 классы. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов.- М.: Дрофа 2009 год.
- Сенина Н.А. Русский язык. 9 -й класс. Подготовка к ГИА - 2011: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2010. – 378 с.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
- Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА – 2010: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: АСТ, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса. Учителя русского языка и литературы МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Домниной Ирины Хабибуловны.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса,учителя русского языка и литературыМКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа»Домниной Ирины Хабибуловны....
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс Автор: Сапунова Т.В.
Рабочая программа элективного курса...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Проектно-исследовательская деятельность по русскому языку» на 2014-2015 учебный год 8 класс
Методическая разработка Программа проектно – исследовательской деятельности по русскому языку для 8 классов Тема: Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных в романе А...
Рабочая программа по курсу "Подготовка к ГИА по русскому языку"
Рабочая программа по курсу "Подготовка к ГИА по русскому языку"...
Рабочая программа спецкурса " Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку "
Программа составлена для учащихся 8 класса. Рассчитана на 34 часа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Специальность СПО социально-экономического профиля; Дисциплина: Русский язык и Литература. Русский язык
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного общего образования), утвержденным приказ...