РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Проектно-исследовательская деятельность по русскому языку» на 2014-2015 учебный год 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Методическая разработка
Программа проектно – исследовательской деятельности по русскому языку для 8 классов
Тема: Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных в романе
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kareeva_pid_russkiy_yazyk_8_klass.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Кронштадтский морской кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации»
Методическая разработка
Программа проектно – исследовательской деятельности по русскому языку для 8 классов Тема: Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных в романе
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ).
г. Кронштадт
2014 г
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………………………..3
Задачи курса……………………………………………………………………………………4
Тематическое планирование………………………………………………………………….5
Нормы оценивания, формы аттестации………………………………………………………8
Список используемой литературы…………………………………………………………….9
Пояснительная записка.
Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно использовать ее в учебной и профессиональной деятельности. Современный ученик должен освоить навыки делового общения (вначале учебного, а затем профессионального), уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Понятно, что таких результатов невозможно достичь, используя только традиционные приемы и методы. И здесь преподавателю на помощь приходит метод проектов, интегрирующих в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.
Метод проектов (проектная технология) – один из методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности кадет в процессе решения задач учебного проекта.
Данный курс направлен на вдумчивое осмысление условий заданий и кропотливую работу по их решению, объединяет интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие содержания образования, выработку самостоятельных исследовательских умений: кадеты формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят исследование лингвистического материала, анализируют полученные результаты. Курс способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Работа над проектом – это самостоятельная деятельность кадет – индивидуальная, парная и групповая.
Программа адресована кадетам 8 класса и рассчитана на 34 часа в год. Содержание курса опирается на знания, полученные учащимися на II ступени обучения. Данный курс важен для воспитания у кадет бережного отношения к слову.
Практические занятия организуются в форме проведения практикумов по работе с интернет – ресурсами, различными словарями; практикумов, проводимых как в виде индивидуальной, так и групповой деятельности кадет по речеведческому анализу текста, дискуссий.
При обучении проектно – исследовательской деятельности осуществляется деятельностный подход, при этом кадетам предоставляется выбор уровня сложности предлагаемых заданий.
При подготовке к занятиям привлекается большой литературоведческий материал, а также научная, историческая и художественная литература. При этом происходит интеграция, взаимопроникновение элементов содержания, и все это в результате приводит к очень важному разговору: о высших нравственных ценностях, о назначении Человека на земле, об истории своей страны и любви к ней.
Практическая направленность курса заключается в том, что он готовит кадет к трудовой деятельности в будущем, так как на занятиях идет систематическая работа по составлению тезисов и конспектов; кадеты учатся образно излагать свои мысли.
Проект «Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)»
Предмет: русский язык. Смежные дисциплины: литература, история России.
Класс: 8
Возраст учащихся: 14-15 лет
Количество участников: класс – 20 человек
Тип проекта: исследовательский, групповой, межпредметный, долгосрочный
Цель проекта: используя словари, научно-популярную литературу, интернет – ресурсы, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении имен собственных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Задачи:
- Развитие умения отбирать и систематизировать материал для наблюдения
- Совершенствование навыков работы с научной и справочной литературой
- Совершенствование коммуникативных умений
Планируемый результат: участие в научной конференции, выступление перед кадетами корпуса.
Планируемый продукт: презентация, отражающая основные этапы работы над проектом, мини-словарь с комплексным разносторонним описанием имен собственных (в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
Аннотация проекта: данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры. В современной лингвистике такой подход связан с анализом концептов – «сгустков культуры в сознании человека» (определение Ю.С. Степанова). Работая над проектом, кадеты овладевают навыками лингвистического анализа, учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных источников. А главное – знакомятся с историей русской культуры.
Тематическое планирование
Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
8 класс
№ п/п | Тема | Коли чество часов | Материал к уроку | Практическая работа |
1 | Что такое проект? | 1 | Презентация POWER POINT | Конспект лекции учителя |
2 | Определение целей и задач проекта | 1 | Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Коллективная работа |
3 | История создания романа «Капитанская дочка» (работа А.С. Пушкина с архивными материалами по истории восстания Е. Пугачева) | 1 | Учебник литературы, справочная литература | Коллективная работа со статьей учебника, создание индивидуальных сообщений |
4 | Особенности языка исторического романа. | 1 | Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Коллективная работа со словарем устаревших слов (архаизмы, историзмы) |
5 | Работа с текстом романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Работа в малых группах по составлению таблицы «Имена собственные» |
6 | Работа с текстом романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (продолжение) | 1 | Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Работа в малых группах по составлению таблицы «Имена собственные» |
7 | Этимология имен собственных | 1 | Различные интернет-ресурсы, справочная литература | Индивидуальная работа с научной и справочной литературой: происхождение слова. |
8 | Этимология имен собственных (продолжение) | 1 | Различные интернет-ресурсы, справочная литература | Индивидуальная работа с научной и справочной литературой: происхождение слова |
9 | Словообразовательные возможности имен собственных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Основные словари русского языка, энциклопедические словари | Работа в парах: какие новые слова образованы от изучаемого слова, какие они имеют значения, к каким областям знания относятся |
10 | Словообразовательные возможности имен собственных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (продолжение) | 1 | Основные словари русского языка, энциклопедические словари | Работа в парах: какие новые слова образованы от изучаемого слова, какие они имеют значения, к каким областям знания относятся |
11 | Этнография имен собственных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Различные интернет-ресурсы, справочная литература | Индивидуальная работа: значение данного понятия (названия, имени) в русской культуре |
12 | Этнография имен собственных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (продолжение) | 1 | Различные интернет-ресурсы, справочная литература | Индивидуальная работа: значение данного понятия (названия, имени) в русской культуре |
13 | Лексикография имен собственных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Различные интернет-ресурсы, справочная литература | Работа в группах: сопоставление толкования данного имени собственного в различных научных источниках |
14 | Лексикография имен собственных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (продолжение) | 1 | Различные интернет-ресурсы, справочная литература | Работа в группах: сопоставление толкования данного имени собственного в различных научных источниках |
15 | Искусствоведческое исследование | 1 | Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Различные интернет-ресурсы, справочная литература | Коллективная работа: информация о фольклорных, литературных произведениях, произведениях живописи или музыки, в которых важную роль играет рассматриваемый топоним или имя собственное |
16 | Подготовка к защите первого этапа проекта | 1 | Рефераты, презентации, доклады | Индивидуальная работа: создание промежуточного продукта |
17 | Защита первого этапа проекта | 1 | Рефераты, презентации, доклады | Индивидуальная работа: создание промежуточного продукта |
18 | Основные требования к созданию презентации | 1 | Лекция учителя | Конспект лекции учителя |
19 | Планирование работы на второе полугодие | 1 | Лист планирования | Распределение обязанностей в группе, разбивка работы на этапы, подготовка плана работы над совместным заключительным продуктом. |
20 | Создание портфолио проекта | 1 | Материалы, подготовленные в 1 полугодии | Индивидуальная работа |
21 | Создание портфолио проекта (продолжение) | 1 | Материалы, подготовленные в 1 полугодии | Индивидуальная работа |
22 | Объединение материалов, создание страниц общей презентации | 1 | Индивидуальные портфолио кадет | Работа в группах по плану |
23 | Объединение материалов, создание страниц общей презентации (продолжение) | 1 | Индивидуальные портфолио кадет | Работа в группах по плану |
24 | Объединение материалов, создание страниц общей презентации (продолжение) | 1 | Индивидуальные портфолио кадет | Работа в группах по плану |
25 | Анализ формы и содержания отобранных материалов | 1 | Индивидуальные портфолио кадет | Работа в группах по плану |
26 | Анализ формы и содержания отобранных материалов | 1 | Индивидуальные портфолио кадет | Работа в группах по плану |
27 | Дискуссия «Мой взгляд на проект» | 1 | Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Индивидуальные портфолио кадет | Коллективное обсуждение видения кадет заключительного этапа работы над проектом. |
28 | Создание итоговой презентации | 1 | Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Различные интернет-ресурсы, справочная литература Индивидуальные портфолио кадет Материалы, подготовленные в 1 полугодии | Работа в группах |
29 | Создание итоговой презентации (продолжение) | 1 | Работа в группах | |
30 | Создание итоговой презентации (продолжение) | 1 | Работа в группах | |
31 | Подготовка выступления по защите проекта перед классом (продолжение) | 1 | Тезисы выступлений | Групповая работа |
32 | Защита проектов | 1 | Заключительные презентации | Групповая работа |
33 | Защита проектов | 1 | Заключительные презентации | Групповая работа |
34 | Осмысление и оценка проекта | 1 | Заключительные презентации | Групповая работа |
35 | Подведение итогов работы | 1 | Рекомендации по дальнейшей работе над проектами | Беседа |
Нормы оценивания, форма аттестации.
Формы работы, предлагаемые кадетам к итоговой аттестации:
Подготовка работы по выбранной теме, ее оформление и презентация в одной из возможных форм:
- Презентация.
- Реферат. (Оценивается по пятибалльной системе учителем с обоснованием в форме мини-рецензии).
- Выступление на учебно-исследовательской конференции по выбранной теме. (Принимается во внимание соответствие информации выбранной теме, ее полнота, степень осмысления, качество речи докладчиков).
- Написание рецензии на работу товарищей (индивидуальная, самостоятельная работа).
Среди перечисленных работ является обязательной: презентация.
Все работы кадет учитель оценивает по пятибалльной системе.
Каждый кадет выбирает одну из форм работы, соответствующую его интересам и возможностям, готовит по ней творческий отчет и выступает на итоговом семинаре курса.
Список используемой литературы:
- А. Пушкин. Драматические произведения. Книга для ученика и учителя. - М., 2002;
- Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа - М., 1993;
- Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. Л., 1987
- Солганик Г.Я. Стилистика текста – М., 2010;
- А.Г. Нарушевич . Проекты? Проекты…Проекты!, Ростов-на-Дону, 2013
- Самостоятельный поиск информации в различных интернет-ресурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектно-исследовательского метода на уроках русского языка. (на примере раздела русского языка 7 класса «Морфология. Наречие»)
Для уроков русского языка...
ЗАДАНИЯ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ХX ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2014 / 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ
ЗАДАНИЯ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ХX ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2014 / 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ...
рабочая программа по предмету предметно-практическая деятельность по татарскому языку и литературе
рабочая программа по предмету предметно-практическая деятельность по татарскому языку и литературе...
рабочая программа по предмету предметно-практическая деятельность по татарскому языку и литературе
рабочая программа по предмету предметно-практическая деятельность по татарскому языку и литературе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» на 2017 – 2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»на 2017 – 2018 учебный год...
Рабочая программа по предмету (элективный курс) «Сложные вопросы русского языка» 10-11 класс 1 час в неделю
Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы с...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в слож...