Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku._gia._9_klass.docx45.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Рузаевского муниципального района

     Рассмотрена и одобрена на      Рассмотрена и одобрена на        Утверждена руководителем

     заседании методического                заседании научно-                                 образовательного

     объединения учителей                      методического совета                                    учреждения

     филологических дисциплин

     Руководитель МО ________            Руководитель НМС _______     ______/Сарайкина О.В./                                                                  

                     / Зимина С.Ш. /                       /Сарайкина О.В./                   «____» _______ 20___г.

    «_____» __________20___г.          «_____» _________ 20___ г.                                  

Рабочая программа

элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку»

в 9 Б классе

(вторая ступень обучения)

             

             

Составитель: Габдуллина Наталья Германовна

                               учитель русского языка и литературы

                              первой квалификационной категории

2014 г.

Пояснительная записка

Целью настоящего курса является систематизация знаний и умений по курсу русского языка, а также отработка навыков решения тестовых заданий итоговой аттестации.

 

Задачи:  

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

•        сформировать:

  • положительное отношение к процедуре контроля в формате тестовых заданий;
  • представление о структуре и содержании тестовых  материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

•        сформировать умения:

  • работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

  1. Общая характеристика учебного курса.

В структуре изучаемого курса выделяются следующие разделы: «Тренировочные материалы экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку в новой форме», тематические блоки: «Сжатое изложение» и «Сочинение-рассуждение», тренировочные блоки:  «Задания типа «А» и «Задания типа «В», «Тренировочные работы».

Изучение тестовых материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена в новой форме, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ГИА по русскому языку.

Содержание раздела «Тематические блоки» включают основные  приёмы сжатия текста и структуру сочинения-рассуждения.

Тренировочные блоки включают основные правила русской орфографии, пунктуации и применение их на практике.

Последний раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам из методических пособий для подготовки к ГИА. Важным моментом данной работы является анализ полученных результатов.  

Рабочая программа элективного курса рассчитана на 18 часов, 0,5 часа в неделю. 

Имеются некоторые отличия. При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.  

Формы текущего контроля:

  • лекции учителя с различными видами заданий;
  • составление обобщающих таблиц и схем;
  • самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • самостоятельный отбор материала 
  • работа в группах;
  • урок-практикум;
  • работа с пакетами КИМов;
  • написание изложений и сочинений.

Курс завершается итоговым  контрольным тестированием.

  1. Место учебного курса в учебном плане.    

В последние годы сдача государственной итоговой аттестации за курс основной средней школы во всех регионах проходит в новой форме и представляет собой написание сжатого изложения (часть1) и сочинения-рассуждения (часть 3), тестовые задания, содержащие задания с выбором ответа (задания типа «А»), задания с кратким ответом (задания типа «Б»).

Программа учебного  курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» направлена на систематизацию знаний и умений по курсу русского языка, а также на тренировку и отработку навыка решения тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения итоговой аттестации в 9  классах в новой форме. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ГИА по русскому языку, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ГИА.

Курс рекомендован учащимся 9-х классов образовательных   школ, сдающих ГИА по русскому языку.    

  •   Результаты освоения курса.  

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные:  самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные:  знать/ понимать/ уметь

  • знать трудные случаи правописания;
  • понимать их роль в общекультурном развитии человека;
  • объяснять языковое явление;
  • уметь применять  знания при тестировании;
  • формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
  • формирование научного типа мышления,   владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
  • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
  • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
  • работать над расширением словарного запаса;
  • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • выполнять различные  типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
  • сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
  • определять  синтаксические конструкции.

Тематическое планирование

элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку»

 в 9 «Б» классе

п/п

Наименование

разделов

и тем

Макси-

мальная

нагрузка

учащего-

ся,

ч.

Из них

Теоретическое

обучение,

ч.

Практическое занятие,

ч.

Уроки

контроля, ч.

Экскурсии,

ч.

I.

Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку.

1 ч.

1 ч.

-

-

-

II.

Сжатое изложение.

5 ч.

4 ч.

1 ч.

-

-

III.

Сочинение-рассуждение.

4 ч.

1 ч.

3 ч.

-

-

IV.

Задания типа «А».

4 ч.

-

4 ч.

-

-

V.

Задания типа «Б».

4 ч.

-

4 ч.

-

-

Итого:

18 ч.

6 ч.

12 ч.

-

-

Содержание элективного курса (18 часов)

Раздел 1. Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку (1 ч.)

        ГИА в новой форме –  независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса.  Особенности проведения ГИА  по русскому языку в новой форме. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Основные термины ГИА.

Раздел 2. Сжатое изложение (5 ч.)

Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Учащиеся должны знать: 

  • основные правила работы с текстом.  

Учащиеся должны  уметь: 

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • адекватно воспринимать авторский замысел;
  • вычленять главное в информации;
  • сокращать текст различными способами;
  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Основные термины по разделу: сжатое изложение, исключение, обобщение, упрощение, редактирование изложения.    

Раздел 3. Сочинение-рассуждение (4 ч.)

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения.

      Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Учащиеся должны знать:

  • правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

  Учащиеся должны  уметь: 

  • подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения;
  • подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
  • правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы,  построение сочинения-рассуждения.

Основные термины по разделу: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, содержание текста, смысл текста, фрагмент, примеры-аргументы, композиционное оформление сочинения, речевое оформление сочинения.

Раздел 4. Задания типа «А» (4 ч.)

 Семь заданий группы «А» проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень лингвистических навыков. В разделе повторяются следующие темы:

-  Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

-  Лексическое значение слова.

-  Выразительные средства лексики и фразеологии.

- Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.

- Правописание корней. Правописание словарных слов.

- Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

- Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Учащиеся должны знать: 

  • основные правила работы с текстом;
  • основные средства выразительности;
  • основные сведения по стилистике русского языка;  
  • орфографические правила.

Учащиеся должны  уметь: 

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  • оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
  • оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами;
  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практические работы.

Основные термины по разделу: текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста; лексическое значение слова, выразительные средства лексики и фразеологии; фонетика, звуки и буквы, фонетический анализ слова; правописание корней, правописание словарных слов, правописание приставок; слитное, дефисное, раздельное написание; правописание суффиксов различных частей речи, правописание –Н-/-НН- в различных частях речи, правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.      

Раздел 5. Задания типа «Б» (4 ч.)

Девять заданий группы «В» проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.  В раздел  для повторения включены следующие темы:

-  Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

-  Словосочетание.

-  Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

-  Простое осложненное предложение.  

-  Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

-  Синтаксический анализ сложного предложения.

-  Знаки препинания в сложносочиненном и  сложноподчиненном предложении.

-  Синтаксический анализ сложного предложения.

-  Сложные предложения с разными видами связи между частями.

Учащиеся должны знать: 

  • синтаксические и пунктуационные нормы.

Учащиеся должны  уметь: 

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  • оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
  • оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
  • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практические работы.

Основные термины по разделу: лексика и фразеология, синонимы, фразеологические обороты; словосочетание, предложение, грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, простое осложненное предложение, пунктуация, сложносочиненные и  сложноподчиненные предложения, сложные предложения с разными видами связи между частями.  

      

                         


Календарно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

проведения занятия

планируемая

фактическая

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку

1 ч.

1.1

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2013. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Мини-лекция.

1 ч.

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, работа в группах, анализ сочинения.

2.

Сжатое изложение

5 ч.

2.1

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом, создание текста.

2.2

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом, создание текста.

2.3

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом, создание текста.

2.4

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Работа с текстом, создание текста.

2.5

Задание С1. Выбор приемов сжатия.

Урок-практикум.

1 ч.

Написание изложения, оценивание.

3.

Сочинение-рассуждение

4 ч.

1

2

3

4

5

6

7

3.1

Задание С2.2. Сочинение-рассуждение. Критерии оценивания.

Мини-лекция, практикум.

1 ч.

Элементы сочинения, анализ текстов.

3.2

Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Урок-практикум.

1 ч.

Самостоятельная работа.

3.3

Задание С2.2. Учимся аргументировать.

Урок-практикум.

1 ч.

Элементы сочинения, анализ текстов.

3.4

Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Урок-практикум.

1 ч.

Самостоятельная работа.

4.

Задания типа «А»

4 ч.

4.1

Понимание смысла текста. Задание А1, А2, А3, А4.

Урок-практикум.

1 ч.

Работа с тестом, заполнение бланков.

4.2

Понимание смысла текста. Задание А5, А6, А7.

Урок-практикум.

1 ч.

 Работа с тестом, заполнение бланков.

4.3

Понимание смысла текста. Задание А7.

Урок-практикум.

1 ч.

Работа с тестом, заполнение бланков.

4.4

Понимание смысла текста. Задание А7.

Урок-практикум.

1 ч.

Работа с тестом, заполнение бланков.

5.

Задания типа «Б»

4 ч.

5.1

Лексика и фразеология.

Стилистическая принадлежность слов. Задание В1.

Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Задание В2.

Урок-практикум.

1 ч.

Работа с тестом, заполнение бланков.

5.2

Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание В3.

Простое осложненное предложение. Задание В4.

Пунктуационный анализ простого осложненного  предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. Задание В5.

Урок-практикум.

1 ч.

Работа с тестом, заполнение бланков.

1

2

3

4

5

6

7

5.3

Типы сложных предложений. Задание В6.

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание В7.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Задание В8.

Урок-практикум.

1 ч.

Работа с тестом, заполнение бланков.

5.4

Сложные предложения с различными видами связи.

Синтаксический анализ сложного предложения. Задание В9.

Тренировочное выполнение заданий ГИА.

Урок-практикум.

1 ч.

Работа с тестом, заполнение бланков.

Итого:

18 ч.

теория – 6 ч.

практические занятия – 12 ч.


Учебно-методическое обеспечение курса

   Для полного усвоения курса необходимо следующее учебно-методическое обеспечение:

 

 учебник:

С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритм. Тесты. Учебное пособие. – М.: «Интеллект-Центр», 2014.  

методические пособия для учителя:

  1. М.В. Козулина. Подготовка к экзамену по русскому языку. – Саратов: «Лицей», 2012.
  2. М.В. Козулина. Русский язык, 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: «Лицей», 2012.
  3. Контрольно-измерительные материалы ГИА.
  4. Материалы сайта ФИПИ.
  5. Тексты аудиозаписи. ГИА. 9 класс.

для учащихся:

  1. М.В. Козулина. Подготовка к экзамену по русскому языку. – Саратов: «Лицей», 2013.
  2. М.В. Козулина. Русский язык, 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: «Лицей», 2013.
  3. Контрольно-измерительные материалы ГИА.
  4. Материалы сайта ФИПИ.
  5. Тексты аудиозаписи. ГИА. Изложение. 9 класс.
  6. Словари, справочники.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
  2. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru
  3. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru
  4. Мир слова русского   http://www.rusword.org
  5. Основные правила грамматики русского языка  http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
  6. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»   http://www.ropryal.ru
  7. fcior.edu.ru
  8. school-collection.ru
  9. Бесплатные интерактивные курсы для подготовки к ГИА
  10. "Интернет-школа Просвещение.RU"
  11. Диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2013, 2014».
  12. Диск «Русский язык. 9 класс. Интерактивный курс для школьников».
  13. Диск "Интенсивный курс подготовки к ГИА по русскому языку – части А-В".
  14. Он-лайн тренажер по подготовке к ГИА .www.hi-edu.ru
  15. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике для 10-11 классов "Параметры и модули"

Данная программа позволяет сформировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"

Рабочая программа элективного курса  "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии  русского языка»для 11 класса...