Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku._gia._9_klass.docx | 45.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Рузаевского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на Рассмотрена и одобрена на Утверждена руководителем
заседании методического заседании научно- образовательного
объединения учителей методического совета учреждения
филологических дисциплин
Руководитель МО ________ Руководитель НМС _______ ______/Сарайкина О.В./
/ Зимина С.Ш. / /Сарайкина О.В./ «____» _______ 20___г.
«_____» __________20___г. «_____» _________ 20___ г.
Рабочая программа
элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку»
в 9 Б классе
(вторая ступень обучения)
Составитель: Габдуллина Наталья Германовна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2014 г.
Целью настоящего курса является систематизация знаний и умений по курсу русского языка, а также отработка навыков решения тестовых заданий итоговой аттестации.
Задачи:
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• сформировать:
- положительное отношение к процедуре контроля в формате тестовых заданий;
- представление о структуре и содержании тестовых материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
• сформировать умения:
- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с тестовыми заданиями: понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
- Общая характеристика учебного курса.
В структуре изучаемого курса выделяются следующие разделы: «Тренировочные материалы экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку в новой форме», тематические блоки: «Сжатое изложение» и «Сочинение-рассуждение», тренировочные блоки: «Задания типа «А» и «Задания типа «В», «Тренировочные работы».
Изучение тестовых материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена в новой форме, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ГИА по русскому языку.
Содержание раздела «Тематические блоки» включают основные приёмы сжатия текста и структуру сочинения-рассуждения.
Тренировочные блоки включают основные правила русской орфографии, пунктуации и применение их на практике.
Последний раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам из методических пособий для подготовки к ГИА. Важным моментом данной работы является анализ полученных результатов.
Рабочая программа элективного курса рассчитана на 18 часов, 0,5 часа в неделю.
Имеются некоторые отличия. При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Формы текущего контроля:
- лекции учителя с различными видами заданий;
- составление обобщающих таблиц и схем;
- самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
- самостоятельный отбор материала
- работа в группах;
- урок-практикум;
- работа с пакетами КИМов;
- написание изложений и сочинений.
Курс завершается итоговым контрольным тестированием.
- Место учебного курса в учебном плане.
В последние годы сдача государственной итоговой аттестации за курс основной средней школы во всех регионах проходит в новой форме и представляет собой написание сжатого изложения (часть1) и сочинения-рассуждения (часть 3), тестовые задания, содержащие задания с выбором ответа (задания типа «А»), задания с кратким ответом (задания типа «Б»).
Программа учебного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» направлена на систематизацию знаний и умений по курсу русского языка, а также на тренировку и отработку навыка решения тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения итоговой аттестации в 9 классах в новой форме. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ГИА по русскому языку, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ГИА.
Курс рекомендован учащимся 9-х классов образовательных школ, сдающих ГИА по русскому языку.
- Результаты освоения курса.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
- знать трудные случаи правописания;
- понимать их роль в общекультурном развитии человека;
- объяснять языковое явление;
- уметь применять знания при тестировании;
- формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
- активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
- определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
- работать над расширением словарного запаса;
- опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
- определять синтаксические конструкции.
Тематическое планирование
элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку»
в 9 «Б» классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Макси- мальная нагрузка учащего- ся, ч. | Из них | |||
Теоретическое обучение, ч. | Практическое занятие, ч. | Уроки контроля, ч. | Экскурсии, ч. | |||
I. | Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку. | 1 ч. | 1 ч. | - | - | - |
II. | Сжатое изложение. | 5 ч. | 4 ч. | 1 ч. | - | - |
III. | Сочинение-рассуждение. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. | - | - |
IV. | Задания типа «А». | 4 ч. | - | 4 ч. | - | - |
V. | Задания типа «Б». | 4 ч. | - | 4 ч. | - | - |
Итого: | 18 ч. | 6 ч. | 12 ч. | - | - |
Содержание элективного курса (18 часов)
Раздел 1. Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку (1 ч.)
ГИА в новой форме – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ГИА по русскому языку в новой форме. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Основные термины ГИА.
Раздел 2. Сжатое изложение (5 ч.)
Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Учащиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом.
Учащиеся должны уметь:
- точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- адекватно воспринимать авторский замысел;
- вычленять главное в информации;
- сокращать текст различными способами;
- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Основные термины по разделу: сжатое изложение, исключение, обобщение, упрощение, редактирование изложения.
Раздел 3. Сочинение-рассуждение (4 ч.)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Учащиеся должны знать:
- правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Учащиеся должны уметь:
- подбирать примеры для обоснования лингвистического положения;
- подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
- правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы, построение сочинения-рассуждения.
Основные термины по разделу: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, содержание текста, смысл текста, фрагмент, примеры-аргументы, композиционное оформление сочинения, речевое оформление сочинения.
Раздел 4. Задания типа «А» (4 ч.)
Семь заданий группы «А» проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень лингвистических навыков. В разделе повторяются следующие темы:
- Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
- Лексическое значение слова.
- Выразительные средства лексики и фразеологии.
- Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
- Правописание корней. Правописание словарных слов.
- Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
- Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Учащиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом;
- основные средства выразительности;
- основные сведения по стилистике русского языка;
- орфографические правила.
Учащиеся должны уметь:
- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
- оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами;
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практические работы.
Основные термины по разделу: текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста; лексическое значение слова, выразительные средства лексики и фразеологии; фонетика, звуки и буквы, фонетический анализ слова; правописание корней, правописание словарных слов, правописание приставок; слитное, дефисное, раздельное написание; правописание суффиксов различных частей речи, правописание –Н-/-НН- в различных частях речи, правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Раздел 5. Задания типа «Б» (4 ч.)
Девять заданий группы «В» проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами. В раздел для повторения включены следующие темы:
- Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
- Словосочетание.
- Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
- Простое осложненное предложение.
- Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
- Синтаксический анализ сложного предложения.
- Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.
- Синтаксический анализ сложного предложения.
- Сложные предложения с разными видами связи между частями.
Учащиеся должны знать:
- синтаксические и пунктуационные нормы.
Учащиеся должны уметь:
- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
- оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практические работы.
Основные термины по разделу: лексика и фразеология, синонимы, фразеологические обороты; словосочетание, предложение, грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, простое осложненное предложение, пунктуация, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, сложные предложения с разными видами связи между частями.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
планируемая | фактическая | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку | 1 ч. | ||||
1.1 | Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2013. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, работа в группах, анализ сочинения. | ||
2. | Сжатое изложение | 5 ч. | ||||
2.1 | Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, создание текста. | ||
2.2 | Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, создание текста. | ||
2.3 | Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, создание текста. | ||
2.4 | Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, создание текста. | ||
2.5 | Задание С1. Выбор приемов сжатия. | Урок-практикум. | 1 ч. | Написание изложения, оценивание. | ||
3. | Сочинение-рассуждение | 4 ч. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3.1 | Задание С2.2. Сочинение-рассуждение. Критерии оценивания. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Элементы сочинения, анализ текстов. | ||
3.2 | Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. | Урок-практикум. | 1 ч. | Самостоятельная работа. | ||
3.3 | Задание С2.2. Учимся аргументировать. | Урок-практикум. | 1 ч. | Элементы сочинения, анализ текстов. | ||
3.4 | Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. | Урок-практикум. | 1 ч. | Самостоятельная работа. | ||
4. | Задания типа «А» | 4 ч. | ||||
4.1 | Понимание смысла текста. Задание А1, А2, А3, А4. | Урок-практикум. | 1 ч. | Работа с тестом, заполнение бланков. | ||
4.2 | Понимание смысла текста. Задание А5, А6, А7. | Урок-практикум. | 1 ч. | Работа с тестом, заполнение бланков. | ||
4.3 | Понимание смысла текста. Задание А7. | Урок-практикум. | 1 ч. | Работа с тестом, заполнение бланков. | ||
4.4 | Понимание смысла текста. Задание А7. | Урок-практикум. | 1 ч. | Работа с тестом, заполнение бланков. | ||
5. | Задания типа «Б» | 4 ч. | ||||
5.1 | Лексика и фразеология. Стилистическая принадлежность слов. Задание В1. Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Задание В2. | Урок-практикум. | 1 ч. | Работа с тестом, заполнение бланков. | ||
5.2 | Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание В3. Простое осложненное предложение. Задание В4. Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. Задание В5. | Урок-практикум. | 1 ч. | Работа с тестом, заполнение бланков. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5.3 | Типы сложных предложений. Задание В6. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание В7. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Задание В8. | Урок-практикум. | 1 ч. | Работа с тестом, заполнение бланков. | ||
5.4 | Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задание В9. Тренировочное выполнение заданий ГИА. | Урок-практикум. | 1 ч. | Работа с тестом, заполнение бланков. | ||
Итого: | 18 ч. | |||||
теория – 6 ч. | ||||||
практические занятия – 12 ч. |
Учебно-методическое обеспечение курса
Для полного усвоения курса необходимо следующее учебно-методическое обеспечение:
учебник: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритм. Тесты. Учебное пособие. – М.: «Интеллект-Центр», 2014.методические пособия для учителя:
|
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
- Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
- Культура письменной речи http://www.gramma.ru
- Мир слова русского http://www.rusword.org
- Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
- Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru
- fcior.edu.ru
- school-collection.ru
- Бесплатные интерактивные курсы для подготовки к ГИА
- "Интернет-школа Просвещение.RU"
- Диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2013, 2014».
- Диск «Русский язык. 9 класс. Интерактивный курс для школьников».
- Диск "Интенсивный курс подготовки к ГИА по русскому языку – части А-В".
- Он-лайн тренажер по подготовке к ГИА .www.hi-edu.ru
- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике для 10-11 классов "Параметры и модули"
Данная программа позволяет сформировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...
Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"
Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса "Духовное краеведение. Культура русского народа"
Программа расчитана на 3 года, на параллели7-9классов....
Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...
Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса
Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка»для 11 класса...