Учебный матeриал в раздел "Начальная школа"
рабочая программа по теме
Сегодняшний школьник так не похож на школьника даже десятилетней давности. Он в семь лет уже владеет компьютером и с удовольствием учит этому своих бабушек, дедушек, а иногда и родителей. Пожалуй, как никогда сегодняшний ребенок способен осознавать свою индивидуальность, неповторимость, но часто это гипертрофированное «Я» не выдерживает конкуренции, столкнувшись с его взрослеющим миром. Все больше и больше мы наблюдает детей-одиночек. Детей, которые каждый день, приходя в школу, в свой класс, выйдя из ее стен, не могут ответить на вопрос «Тебе заниматься искусством?».
Настоящая программа разработана для обеспечения развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста, для сплочения детского коллектива, для обретения новых друзей в стенах школы.
Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа кружка изо " дизайн" | 342 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждён
на педагогическом совете
МБОУ ДОД « Дом детства и юношества»,
протокол № 1 , « »_____________ 2012г.
Председатель педсовета_______Спиридонов С.П.
Автор :Хуснуллина Р. Г.
Образование: высшее.
Стаж работы: 27 лет.
Адрес : РТ
Мамадышский район
с. Верхняя Сунь .
Пояснительная записка
Сегодняшнее время для наших детей является временем открытия новых возможностей. Сегодняшний школьник так не похож на школьника даже десятилетней давности. Он в семь лет уже владеет компьютером и с удовольствием учит этому своих бабушек, дедушек, а иногда и родителей. Пожалуй, как никогда сегодняшний ребенок способен осознавать свою индивидуальность, неповторимость, но часто это гипертрофированное «Я» не выдерживает конкуренции, столкнувшись с его взрослеющим миром. Все больше и больше мы наблюдает детей-одиночек. Детей, которые каждый день, приходя в школу, в свой класс, выйдя из ее стен, не могут ответить на вопрос «Тебе заниматься искусством?».
Настоящая программа разработана для обеспечения развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста, для сплочения детского коллектива, для обретения новых друзей в стенах школы.
Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.
Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного.
Цель, задачи и принципы реализации содержания программы кружка:
Цель:
- приобщить ребят к творчеству
Задачи:
Обучающие:
- сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- познакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость.
Принципы программы:
- Актуальность
Приобщение учащихся к миру прекрасного.
- Научность
Основа работы кружка – изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
- Доступность
Каждый желающий может в работе кружка найти применение своим возможностям.
- Системность
Занятия строятся от простого к сложному, от приобретения первоначальных навыков до выполнения значимой для учащегося работы.
- Практическая направленность
Содержание занятий направлено на развитие умения видеть прекрасное, стараться его понять, оценить его, что так необходимо будет требоваться каждому ребенку в жизни.
- Обеспечение мотивации
Одна из, пожалуй, самых положительно влияющих возможностей развить в детях чувство прекрасного – это, безусловно, творчество, которое помогает ребенку реализовать свои замыслы в определенное произведение. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство расширит кругозор, даст им возможность что-то сделать своими руками и это что-то он может кому-либо подарить или оставить себе на память. Это и будет основной мотивацией участия детей в работе кружка.
- Реалистичность
Срок реализации программы 3 года. Программа курса рассчитана на 140 часов в год, 4 часа в неделю включая каникулы. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
- Инвариантивность
Программа применима для учащихся 7- 14 лет .
Ожидаемые результаты
Предполагаемые занятия кружка должны помочь учащимся усвоить ключевые понятия, связанные с изобразительным искусством, получить представления об различных видах изобразительно и декоративно-прикладного искусства и его выдающихся деятелях, расширить кругозор.
Учащиеся должны усвоить различные техники декоративно-прикладного искусства, испытать свои возможности в различных направлениях изобразительного искусства.
Данный курс поможет учащимся овладеть способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Занятия кружка носят ориентационный характер. Он осуществляет учебно-практическое знакомство как с программными произведения живописи, так и произведениями декоративно-прикладного искусства; удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам изобразительного искусства, расширяет кругозор, углубляет знания в данных областях, знакомит с формами проектной деятельности. Детям во время творческого процесса предоставляется уникальная возможность понять простую истину, что люди разные и каждый из них имеет свою неповторимую индивидуальность. Это позволяет осознать ценность каждого человека и ценность его труда.
Основные виды деятельности учащихся:
- работа с источниками информации (чтение энциклопедических статей об искусстве, их обсуждение);
- овладение различными техниками живописи декоративно-прикладного искусства;
- создание узоров, рисунков;
- составление композиционных проектов;
- участие в проектной деятельности.
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и декоративно прикладного искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети будут знать:
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- понятие симметрии;
- контрасты форм;
- свойства красок и графических материалов;
Уметь:
- выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
- смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
- грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- уверенность в своих силах.
К концу второго года обучения дети будут знать:
- контрасты цвета;
- гармонию цвета;
- азы композиции (статика, движение);
- строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат,
прямоугольник);
Уметь:
- соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
- работать в определённой гамме;
- доводить работу от эскиза до композиции;
- использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
- умение работать в группе;
- умение уступать;
- ответственность;
- самокритичность;
- самоконтроль.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
- основные законы композиции;
- основы цветоведения;
- свойства различных художественных материалов;
- основные центры и виды декоративно-прикладного искусства;
Уметь:
- работать в различных виды декоративно-прикладного искусства;
- выделять главное в композиции;
- передавать фигуру человека и животных в различных виды декоративно-прикладного искусства;
- сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
- критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
- умение воспринимать конструктивную критику;
- способность к адекватной самооценке;
- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- трудолюбие, упорство в достижении цели;
- взаимопомощь.
Содержание программы
1ый год обучения
№ | Краткая аннотация на тему | Кол-во часов |
1 | Введение. Художник, возникновение профессии (историческое начало). Чем и как работали художники в старину, современные художники, особенности их творчества, художники разных стран и народов. Графические изобразительные средства: тушь, фломастеры и маркеры, цветные карандаши, восковые карандаши, плакатные перья, цветные мелки. Особенности творчества художников разных национальностей. Техника граттаж, граттаж с предварительным тонированием, работа пером и тушью, работа фломастером и маркерами. Выполнение творческих работ. | 6 |
2 | Живопись. Монументальная живопись, панно. Отличие монументальной живописи от станковой. Знакомство с разнообразием техник: мозаика, фреска, витраж. Беседа по произведениям искусства Западной Европы, Древнерусского искусства. Групповая работа над панно (пишем губкой). | 6 |
3 | Люди и животные. Пропорции, приемы изображения. Алгоритмы изображения головы человека, фигуры, животных. Передача движения, выражения лица, человека. Тематические работы: тема материнства у людей и животных. | 8 |
4 | Разнообразие жанров. | 6 |
4.1 | Портрет (типы) |
4.2 | Анималистический жанр (изображение животных в скульптуре, живописи, графике). Знакомство с техникой коллаж. |
5 | Сказочный жанр. Привидения и чудовища в сказках, мифах, легендах, история их возникновения. Силуэт. | 4 |
6 | Иллюстрация. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета. | 6 |
7 | Аппликация . Работа с коллажом по мотивам любимой русской народной сказки . Выбор материала для коллажа (бумага, кожа, ткань и др.) | 8 |
8 | Мозаика. Работа с композицией способом мозаичного выложения из яичной скорлупы | 6 |
9 | Художественное конструирование .Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги. 1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних костюмов, масок. 2.Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков.3. Конструирование поделок. 4. Коллективная работа. | 10 |
10 | Орнамент. Создание геометрических орнаментов Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу. 1. Зарисовка мотивов.2. Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов. | 8 |
11 | Механизмы и машины. Конструирование техники из бумаги, пластилина, проволоки и др. материалов. Знакомство с техникой оригами. Дизайн. | 4 |
12 | Здания. Архитектура, дизайн. Создание макетов старинных, современных, необычных архитектурных сооружений. Конструирование из бумаги и др. материалов. | 4 |
13 | Изонить . Получение первичных сведений о технике ниточного дизайна; знакомство с декоративно-прикладным творчеством. Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образцов. Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити ; моделирование с их использованием образцов. | 26 |
14 | Декоративно- прикладное искусство. Роль предмета в жизни человека | 4 |
15 | Пленэр. Выход на природу. Художники-импрессионисты. Творческие самостоятельные работы. Рисование с натуры на воздухе. | 4 |
Природа, ребе нок, творчество и дизайн. Традиции организации и оформления праздничной среды: заготовка листьев, цветов, камней, лоскутков и другого бросового материала. Коллективная работа из природного материала. Выполнение проектов оформление площадки. | 16 |
ВСЕГО: | 140 |
Учебно- тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Формы учебных занятий |
Теория | Прак тика | Всего | Дата |
1 | Введение. 1. Рабочее место. 2Принадлежности для рисования. 3.Изобразительные приемы. Практические указания и советы по технике декоративно- прикладного искусства | 2 | 4 | 6 | 1.10 1.10 5.10 5.10 8.10 8.10 | Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приемов. Самостоятельные работы. |
2 | Живопись. Монументальная живопись, станковая (акварель, гуашь, акриловые краски). | 2 | 4 | 6 | 1210 12.10 15.10 15.10 19.10 19.10 | Беседа. Знакомство с произведениями станковой и монументальной живописи. Групповая работа над панно. |
3 | Люди и животные – главные герои произведений художников. | 2 | 6 | 8 | 22.10 22.10 26.10 26.10 29.19 29.10 2.11 2.11 | Просмотр и обсуждение картин художников. Рисование головы и лица человека. Рисование животных. Творческие тематические работы с натуры, по памяти и воображению. |
4 | Разнообразие жанров:
| 1 1 | 2 2 | 3 3 | 5.11 5.11 9.11 9.11 12.11 12.11 | Просмотр и обсуждение работ. Творческие самостоятельные работы. Коллаж. |
5 | Сказочный жанр: привидения и чудовища в сказках, мифах, легендах. История их возникновения. | 1 | 3 | 4 | 16.11 16.11 19.11 19.11 | Просмотр и обсуждение работ художников. Отличие мифических существ от реальных. Творческие самостоятельные работы «Путешествие в прошлое». Силуэтное изображение. |
6 | Иллюстрация. 1. Правила, приемы и средства композиции. | 2 | 4 | 6 | 23.11 23.1126.11 26.11 30.11 30.11 | Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета. Выполнение иллюстраций к сказкам «Конек-горбунок», «Аленькийцветочек». |
7 | Аппликация 1) Коллаж 2) Коллаж с использованием различных материалов | 2 | 6 | 8 | 3.12 3.12 7.12 7.12 10.12 10.12 14.12 14.12 | Просмотр и обсуждение работ. Работа с коллажом по мотивам любимой русской народной сказки . Выбор материала для коллажа (бумага, кожа, ткань и др.) |
8 | Мозаика 1) Вторая жизнь яичной скорлупы 2) Творческая работа «А я могу так!» | 2 | 4 | 6 | 17.12 17.12 21.1221.12 24.12 24.12 | Просмотр и обсуждение работ. Работа с композицией способом мозаичного выложения из яичной скорлупы .Составление мозаичной картины из подручного материала по выбору учащегося |
9 | Художественное конструирование1. Открытки. | 3 | 7 | 10 | 28.12 28.1231.1231.12 4.01 4.01 7.01 7.01 11.0111.01 | Просмотр.Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги. |
10 | Орнамент. . Краткие исторические сведения. | 2 | 6 | 8 | 14.01 14.0118.01 18.01 21.01 21.01 25.01 25.01 | Просмотр. Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу. Зарисовка мотивов. |
11 | Машины и механизмы | 1 | 3 | 4 | 28.01 28.01 1.02 1.02 | Просмотр. Конструирование из бумаги и др. материалов. |
12 | Здания | 1 | 3 | 4 | 4.02 4.02 8.02 8.02 | Просмотр, обсуждение. Зарисовки, конструирование. Самостоятельные творческие работы. |
13 | Изонить. Последовательность выполнения угла. “Морковка”.“Домик”. “Рыбка”.“ Узор на закладке”.“Закладка с двумя углами”. 1.“Кленовый лист”.“Снежинка”.“Змейка”, “Звезда”.“Новогодняя ветка”.“Осень в лесу” (грибы и листья). “Цыплёнок”. | 6 | 20 | 26 | 11.02 11.02 15.02 15.02 18.02 18.02 22.02 22.02 25.02 25.02 1.03 1.03 4.03 4.03 8.03 8.03 11.03 11.03 15.03 15.03 18.03 18.03 22.03 22.0325.03 25.03 | Беседа. Просмотр и обсуждение работ. Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образцов. Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образцов. |
14 | Декоративно-прикладное искусство. Роль предмета в жизни человека. | 1 | 3 | 4 | 29.03 29.03 1.04 1.04 | Просмотр, обсуждение, конструирование предметов мебели. Интерьер здания. |
15 | Пленэр | 1 | 3 | 4 | 5.04 5.04 8.04 8.04 | Рисование с натуры на воздухе. |
17 | Знакомство с профессией художника-оформителя. Шрифты. 1. Краткий очерк истории развития шрифта. | 2 | 12 | 14 | 12.04 12.04 15.04 15.04 19.04 19.04 22.04 22.04 26.04 26.04 29.04 29.04 3.05 3.05 | Просмотр, обсуждение Краткий очерк истории развития шрифта. Создание композиции из произвольного количества букв. |
16 | Природа, ребенок, творчество и дизайн. Стилизация природных форм. 1). Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к празднику . | 2 2 | 8 4 | 16 | 6.05 6.05 10.05 10.0513.0513.05 17.0517.05 20.0520.05 24.0524.05 27.05 27.05 31.05 31.05 | Просмотр, обсуждение Традиции организации и оформления праздничной среды: заготовка листьев, цветов, камней, лоскутков и другого бросового материала. Коллективная работа из природного материала. Выполнение проектов оформление площадки. Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения. |
Итого | 36 | 104 | 140 |
Второй год обучения
Содержание программы
Основная цель второго года обучения:
- закрепить и усовершенствовать навыки и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного искусства;
- способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, а так же расширению мировоззренческого представления учащихся.
Задачи второго года обучения:
- повторить и закрепить основные способы изобразительной техники: аппликации, изонити, гратографии ,росписи ткани;
- вызвать интерес к плетению изделий в технике макраме, к выполнению декора изделий;
- вызвать интерес учащихся к изготовлению сувениров своими руками;
- развивать творческие способности учащихся;
- научить самостоятельно оценивать результаты работы.
I.Вводное занятие: (2ч.)
Инструменты и материалы для выполнении различных работ. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа:
Запись правил техники безопасности
II. Изготовление сувениров из гипса : (12 ч.)
Гипс. Разновидности гипса и его свойства. Применение гипса в изготовлении изделий. Отливка барельефов. Изготовление магнитиков. Технология выполнения. Основы цветоведения. Художественная обработка материалов. Русские народные традиции в оформлении изделий. Хохлома. Приёмы выполнения росписи барельефов.
Роспись барельефов в традиционном стиле Изготовление рамки для фото. Литьё из гипса.
Отделка готовых изделий лаком
Практическая работа:
1.Отливка барельефов
2.Выполнение художественной обработки
3. Изготовление рамки для фото. Литьё из гипса.
4 .Отделка готовых изделий лаком
III Плетение салфеток на рамке. (18ч.)
История рукоделия. Инструменты и материалы для плетения. Виды рамок. Приёмы плетения на рамке. Узоры для салфетки. Гармония цвета. Составление композиции узора Способы плетения и закрепления нитей. Соединение элементов узора тройным узлом.
Оформление салфетки. Разрезание нитей по узору. Бахрома. Уход за плетёными изделиями. Возможности изготовления изделий на рамке.
Творческая работа по выбору учащихся
Практическая работа:
1.Отработка приёмов плетения
2. Составление композиции узора
3.Закрепление цветочных узоров на салфетке тройным узлом
4. Разрезание нитей с лицевой стороны по рисунку.
5. Оформление края изделия бахромой
6. Выполнение творческой работы по выбору учащихся ( салфетка , плед, скатерть)
IV. Нитяная графика. Изонить (24ч.)
1. Вводное занятие- 4 ч
Изонить. История рукоделия. Инструменты и материалы для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Эскиз рисунка из геометрических фигур.
Практическая работа: Работа над эскизом рисунка из геометрических фигур.
2. Основные приёмы изонити.- 4 ч.
Правила заполнения угла. Правила заполнения окружности
Практическая работа: Отработка навыков заполнения различных геометрических фигур.
3. Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити - 4 ч. Понятие «рисунок- сколок». Правила изготовления сколка .
Практические работы:
1. Составление геометрического узора и его сколка.
2. Заполнение рисунка в технике изонити. Закладка для книг.
4. Изготовление сувениров и декоративных картинок в технике изонити
по выбору-12ч
Декоративные картинки в технике изонити и технология их изготовления.
Практические работы:
1.Перевод эскизов на основу. Изготовление сколка.
2.Изготовление картинки в технике изонити.
Завершение работы по изготовлению картинки. Оформление работы в рамку. Анализ работы. Подведение итогов. Контроль знаний учащихся.
V.Графический дизайн (14 ч.)
Инстументы и материалы для графических работ.
Способы увеличения и уменьшения рисунка. Подбор рисунков для графических работ.
Графика. Работа тушью .Правила безопасности труда и личной гигиены.
Эскиз рисунка. Выполнение работ по выбору учащихся .Гратаж .Гратография .Грунтография. Способы выполнения. Выполнение работы в технике гратография. Оформление работы в рамку. Изготовление картонной рамки. Анализ выполненной работы. Выставка работ учащихся
Практическая работа
1.Увеличение и уменьшение рисунка
2.Выполнение эскиза рисунка для гратографии
3.Выполнение работы в технике гратографии и грунтографии (воскографии)
4. Изготовление картонной рамки
VI. Художественная роспись ткани. Батик ( 56 ч.)
Подготовительные работы-( 8ч.)
Батик. История. Виды росписи тканей. Применение тканей. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров. Инструменты и приспособления для росписи. Способы перевода рисунка на ткань.
Приготовление красителей. Работа с колером. Отработка приёмов заливок на ткани. Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом по контуру рисунка.
Тема «Морской конёк»- ( 8ч.)
Эскиз. Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики. Рисунок « Морской конёк». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Гуашь «Морской конёк». Роспись ткани.
Тема « Удод»- (8ч.)
Эскиз. Графика. Статика и динамика. Простой карандаш. « Удод» Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель. «Удод». Роспись по ткани
Тема « Осень» – (8ч.)
Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики. Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель. Роспись по ткани. Панно «Осень в городе» Пропаривание работы. Оформление в рамку
Тема «Зима» - (8 ч.)
Эскиз. Графика. Зеркальная симметрия. Простой карандаш.
«Зима» Эскиз в цвете. Цветовые контрасты. Акварель. «Зима». Роспись по ткани
Тема «Подсолнухи».-(8ч.)
Эскиз. Графика. Передача строения. Пропорции. Рисунок кистью«Подсолнухи». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель«Подсолнухи».Роспись по ткани. Пропаривание работы. Оформление в рамку
Тема «Цветы». Творческая работа по выбору учащихся -( 8ч.)
Тема «Цветы». Оформление интерьера .Эскиз в цвете. Роспись по ткани
Анализ выполненной работы. Выставка работ учащихся.
VII. Искусственные цветы из ткани- (10 ч.)
Цветы из ткани. Использование их в оформлении интерьера, одежды, подарков. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления искусственных цветов. Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование. Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей. Основные приёмы изготовления искусственных цветов.
Практические работы:
- Изготовление трафаретов ( лилия, ромашка, хризантемы)
- Вырезание деталей.
3. Гофрирование лепестков и листьев.
4. Изготовление тычинок и пестиков
4. Сборка цветов
5. Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся.
VII. Экскурсии на выставку работ декоративно-прикладного творчества . Встреча с
народными умельцами - ( 4 ч.)
Учебно- тематическое планирование
№п/п | Раздел | Всего часов | Теория | Практика
| Тема раздела |
1 | Вводное занятие | 2 |
|
II. | Изготовление сувениров из гипса | 12 | 1 | 1 | Гипс. Разновидности гипса и его свойства. Применение гипса в изготовлении изделий. Отливка барельефов. |
2
| Изготовление магнитиков. Технология выполнения |
1 | 1
| Основы цветоведения. Художественная обработка материалов. Русские народные традиции в оформлении изделий. |
2
| Хохлома. Приёмы выполнения росписи барельефов. Роспись барельефов в традиционном стиле |
2 | Изготовление рамки для фото. Литьё из гипса. Рамка для фото. Художественная обработка рамки - раскрашивание |
1 | 1
| Отделка готовых изделий лаком |
III | Плетение салфеток на рамке. | 18 | 1 | 1
| Инструменты и материалы для плетения. Виды рамок. Приёмы плетения на рамке. |
1 | 1
| Узоры для салфетки. Составление композиции узора |
2
| Способы плетения и закрепления нитей. |
2
| Соединение элементов узора тройным узлом |
2
| Оформление салфетки. Разрезание нитей по узору. Бахрома. |
2 | 2 | Уход за плетёными изделиями |
1 | 5
| Возможности изготовления изделий на рамке. Творческая работа по выбору учащихся |
IV | Ниточная графика. Изонить | 24 | 1 | 1
| Изонить. Инструменты и материалы для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Эскиз рисунка из геометрических фигур. |
2
| Основные приёмы изонити. Правила заполнения угла |
2 | Правила заполнения окружности |
1 | 2 1 | Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити Понятие «рисунок- сколок». Правила изготовления сколка |
1 | 9 | Декоративные картинки в технике изонити и технология их изготовления |
1 | 1 | Завершение работы по изготовлению картинки. Оформление работы в рамку. |
V. | Графический дизайн | 14 | 1 | 1 | Инстументы и материалы для графических работ. Способы увеличения и уменьшения рисунка. Подбор рисунков для графических работ. |
2 | Графика. Работа тушью |
2 | Правила безопасности труда и личной гигиены. Эскиз рисунка. Выполнение работ по выбору учащихся. |
1 | 1 | Гратография .Способы выполнения |
4 | Выполнение работы в технике гратография |
2 | Оформление работы в рамку. Изготовление картонной рамки |
VI. | Художественная роспись ткани. Батик | 56 | 2 | Батик. Виды росписи тканей. Инструменты и приспособления для росписи |
1 | 1 | Способы перевода рисунка на ткань. Приготовление красителей. Работа с колером. |
2 | Отработка приёмов заливок на ткани |
2 | Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом по контуру рисунка |
1 | 1 | «Морской конёк» Эскиз. Графика. Выразительные возможности графики |
2 | Рисунок «Морской конёк». Эскиз в цвете. Гуашь |
1 | 3 | «Морской конёк». Роспись ткани |
0,5 | 1,5 | Панно « Удод» Эскиз. Графика. Статика и динамика. |
2 | « Удод» Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель. |
4 | « Удод». Роспись по ткани |
1 | 2 | Тема « Осень» Графика. Виды линий. Эскиз в цвете. |
3 | Акварель. Роспись по ткани Панно «Осень в городе» |
0,5 | 2 1,5 | Пропаривание работы. Оформление в рамку «Зима» Эскиз. Графика. Зеркальная симметрия. Простой карандаш. |
0,5 | 1,5 | «Зима» Эскиз в цвете. Цветовые контрасты. Акварель. |
4 | «Зима». Роспись по ткани |
0,5 | 1,5 | «Подсолнухи». Эскиз. Графика. Передача строения. Пропорции. Рисунок кистью |
2 | «Подсолнухи». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель |
4 | «Подсолнухи».Роспись по ткани |
2 | Пропаривание работы. Оформление в рамку |
1 | 1 | Эскиз. Графика. Передача строения. Пропорции. Рисунок кистью«Подсолнухи». |
2 | «Подсолнухи». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель |
4 | «Подсолнухи».Роспись по ткани |
2 | Тема «Цветы».Творческая работа по выбору учащихся . |
4 | Оформление интерьера .Роспись по ткани |
2 | Анализ выполненной работы. Выставка работ учащихся. |
VII | Искусственные цветы из ткани | 10 | 1 | 1 | Цветы из ткани. Использование их в оформлении интерьера, одежды, подарков. |
1 | Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование. |
0,5 | 1,5 | Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей. |
1 | 2 | Основные приёмы изготовления искусственных цветов.Безопасные приёмы работы с инструментами |
О,5 | 1,5 | Гофрирование лепестков и листьев. Изготовление тычинок и пестиков |
1 | Сборка цветов |
1 | Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся. |
VIII. | Экскурсии | 4 | 4 | Экскурсии на выставку работ декоративно-прикладного творчества . Встреча с народными умельцами |
Итого: | 140 | 26 | 114 |
Третий год обучения
Содержание программы
Основная цель третьего года обучения:
- закрепить и усовершенствовать навыки и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного искусства;
- способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, а так же расширению мировоззренческого представления учащихся.
Задачи третьего года обучения:
-повторить и закрепить основные способы изобразительной техники: аппликации, изонити, гратографии ,росписи ткани;
-вызвать интерес к плетению изделий в технике макраме, к выполнению декора изделий;
-вызвать интерес учащихся к изготовлению сувениров своими руками;
-развивать творческие способности учащихся;
-научить самостоятельно оценивать результаты работы.
- Вводное занятие – (2ч.)
Знакомство кружковцев с задачами и целями работы кружка, с программой кружка на этот год, с инструментами и материалами, необходимыми для занятий, с правилами поведения и внутреннего распорядка в кабинете и Центре детского творчества. Инструктаж по технике безопасности. Инструкции по поведению учащихся в случае пожара. Комплекс упражнений для глаз, рук, правильной осанки. Выбор органов самоуправления.
2.Аппликация – (18ч.)
Аппликация. Краткая история аппликации. Виды аппликации. Материалы и инструменты. Технология выполнения аппликации из различных материалов. Этапы выполнения аппликации. Приёмы выполнения аппликации. Основы цветоведения. Цветовой круг – сочетание цветов. Колорит. Окончательная обработка картинок из опилок. Ознакомление со специальной литературой, наглядными пособиями, с цветными таблицами.
Практическая работа
- Составление композиции рисунка для аппликации
- Выполнение аппликации из опилок
- Художественная обработка опилок. Колорит.
- Окончательная обработка картинок из опилок. Оформление в рамку
- Выполнение творческих работ по выбору учащихся в технике аппликация
- Нитяная графика -(18ч.)
Нитяная графика. Историческая справка. Возможности изготовления изделий в технике изонить. Изготовление сувениров и декоративных картинок в технике изонити по выбору учащихся. Завершение работы над картинками. Оформление работы в рамку.
Практическая работа:
- Составление композиции рисунка для панно
- Изготовление сувениров и декоративных картинок в технике изонити по выбору учащихся
- Оформление работы в рамку.
- Декорирование изделий различными материалами –(19ч.)
Декорирование изделий различными материалами. Виды материалов для декорирования.
Приёмы выполнения декорирования.
Практическая работа:
1. Декорирование зеркала.
2. Декорирование часов.
3. Декорирование вазы.
4. Декорирование рамки для фото.
5. Создание декоративного панно.
6. Декорирование предметов быта.
5. Батик – (41ч.)
Батик. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров. Приготовление красителей. Работа с колером. Работа с резервом .
Тема осени - (7ч.).
Эскиз. Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики
Практическая работа:
1.Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель
2. Роспись по ткани. Панно «Осень в городе»
Тема «Зима» - (4ч.)
Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Пропаривание работы
Практическая работа:
- Зима. Эскиз в цвете. Акварель
- Роспись по ткани. Тема «Зима»
Тема «Цветы» - (8ч.)
Тема «Цветы». Батик в оформлении интерьера
Практические работы:
1. Эскиз в цвете. Тема «Цветы»
2. Роспись по ткани. Тема «Цветы»
3. Пропаривание работы. Оформление в раму
4. Изготовление и декор рамки для картины – (6ч.)
5. Батик. Выполнение работ по выбору учащихся и оформление их в рамку - (6ч.)
6. Праздничная карусель - (20ч.)
Сувениры и подарки в любой изученной технике ко Дню Святого Валентина
Сувениры и подарки к 23 февраля. Оформление подарка .Лоскутком по пенопласту.
Плетёные сувениры из ниток,бумаги.
Практические работы:
1. Изготовление валентинок.
2. Изготовление брелока для ключей
3. Изготовление заколки канзаши
4. Тэмари к 8 Марта
5. Изготовление плетёных сувениров из ниток, бумаги.
7. Витраж –(8ч.)
Витраж. Технология выполнения витража. Инструменты и материалы. Приёмы выполнения витражных работ. Украшение интерьера .
Практические работы:
- Отработка нанесения линий на стекло
- Нанесение резерва
- Нанесение витражной краски
- Выполнение витражных картин
8. Декупаж – ( 8ч.)
Понятие декупаж. Материалы и инструменты для выполнения. Возможности применения декупажа для украшения изделий. Дизайн стеклянной посуды.
Практические работы:
1. Декупаж стеклянной посуды
2. Декупаж плетёных изделий.
9. Экскурсии – (4 ч.)
Экскурсия в музей, выставочный зал. Экскурсия в природу в разные времена года. Встреча с мастерами декоративно-прикладного искусства.
10. Итоговое занятие – (3 ч.)
Подведение итогов года.
Подготовка работ к выставке. Оформление отчётной выставки
Практическая работа:
- Отбор изделий для итоговой выставки
- Оформление работ. Презентация.
Учебно-тематическое планирование на 3-й год обучения
№п/п | Тема занятий | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 |
2. | Аппликация. Материалы и инструменты. Технология выполнения аппликации из различных материалов | 3 | 1 | 2 |
3. | Основы цветоведения. | 2 | 1 | 1 |
4. | Составление композиции рисунка для аппликации | 2 | 0,5 | 1.5 |
5. | Приёмы выполнения аппликации | 2 | 2 |
6. | Художественная обработка опилок. Колорит. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7. | Окончательная обработка картинок из опилок. Оформление в рамку | 2 | 1 | 1 |
8. | Выполнение творческих работ по выбору учащихся в технике аппликация | 6 | 6 |
9. | Нитяная графика | 2 | 1 | 1 |
10. | Изготовление сувениров и декоративных картинок в технике изонити по выбору учащихся | 13 | 13 |
11. | Завершение работы над картинками. Оформление работы в рамку. | 3 | 3 |
12. | Декорирование изделий различными материалами | 2 | 1 | 1 |
13. | Декорирование зеркала | 3 | 3 |
14. | Декорирование рамки для фото | 3 | 3 |
15. | Создание декоративного панно | 4 | 1 | 3 |
16. | Декорирование вазы | 4 | 1 | 3 |
17. | Декорирование предметов быта | 3 | 1 | 2 |
18. | Батик. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров | 2 | 1 | 1 |
19. | Приготовление красителей. Работа с колером. Работа с резервом. | 2 | 1 | 1 |
20. | Тема осени. Эскиз. Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики | 3 | 1 | 2 |
21. | Тема осени. Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель | 2 | 2 |
22. | Роспись по ткани. Панно «Осень в городе» | 2 | 2 |
23. | Тема «Зима». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель | 2 | 1 | 1 |
24. | Роспись по ткани. Тема «Зима» | 2 | 2 |
25. | Тема «Цветы». Оформление интерьера | 2 | 1 | 1 |
26. | Эскиз в цвете. Тема «Цветы» | 2 | 2 |
27. | Роспись по ткани. Тема «Цветы» | 3 | 3 |
28. | Пропаривание работы. Оформление в раму | 3 | 1 | 2 |
29. | Изготовление и декор рамки для картины | 6 | 1 | 5 |
30. | Батик. Выполнение работ по выбору учащихся и оформление их в рамку | 6 | 2 | 4 |
31. | Сувениры и подарки в любой изученной технике ко Дню Святого Валентина. | 2 | 2 |
32. 33. | Сувениры и подарки к 23 февраля Оформление подарка Лоскутком по пенопласту | 4 6 | 1 1 | 3 5 |
34. | Заколки канзаши | 2 | 2 |
35. | Тэмари к 8 Марта | 3 | 1 | 2 |
36. | Плетёные сувениры из ниток,бумаги. | 3 | 1 | 2 |
37. | Витраж. Технология выполнения витража. Инструменты и материалы. | 3 | 1 | 2 |
38. | Приёмы выполнения витражных работ. Украшение интерьера . Изготовление картины | 8 | 2 | 6 |
39. | Декупаж стеклянной посуды | 4 | 1 | 3 |
40. | Декупаж плетёных изделий | 4 | 1 | 3 |
44. | Экскурсии | 4 | 4 |
45. | Подведение итогов года. Подготовка работ к выставке. Оформление отчётной выставки | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 140 | 30 | 110 |
Учебно- тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Формы учебных занятий |
Теория | Прак тика | Всего |
1 | Введение. 1. Рабочее место. 2Принадлежности для рисования. 3.Изобразительные приемы. Практические указания и советы по технике декоративно- прикладного искусства | 2 | 4 | 6 | Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приемов. Самостоятельные работы. |
2 | Живопись. Монументальная живопись, станковая (акварель, гуашь, акриловые краски). | 2 | 4 | 6 | Беседа. Знакомство с произведениями станковой и монументальной живописи. Групповая работа над панно. |
3 | Люди и животные – главные герои произведений художников. | 2 | 6 | 8 | Просмотр и обсуждение картин художников. Рисование головы и лица человека. Рисование животных. Творческие тематические работы с натуры, по памяти и воображению. |
4 | Разнообразие жанров:
| 1 1 | 2 2 | 3 3 | Просмотр и обсуждение работ. Творческие самостоятельные работы. Коллаж. |
5 | Сказочный жанр: привидения и чудовища в сказках, мифах, легендах. История их возникновения. | 1 | 3 | 4 | Просмотр и обсуждение работ художников. Отличие мифических существ от реальных. Творческие самостоятельные работы «Путешествие в прошлое». Силуэтное изображение. |
6 | Иллюстрация. 1. Правила, приемы и средства композиции. | 2 | 4 | 6 | Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета. Выполнение иллюстраций к сказкам «Конек-горбунок», «Аленькийцветочек». |
7 | Аппликация 1) Коллаж 2) Коллаж с использованием различных материалов | 2 | 6 | 8 | Просмотр и обсуждение работ. Работа с коллажом по мотивам любимой русской народной сказки . Выбор материала для коллажа (бумага, кожа, ткань и др.) |
8 | Мозаика 1) Вторая жизнь яичной скорлупы 2) Творческая работа «А я могу так!» | 2 | 4 | 6 | Просмотр и обсуждение работ. Работа с композицией способом мозаичного выложения из яичной скорлупы .Составление мозаичной картины из подручного материала по выбору учащегося |
9 | Художественное конструирование1. Открытки. | 3 | 7 | 10 | Просмотр.Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги. |
10 | Орнамент. . Краткие исторические сведения. | 2 | 6 | 8 | Просмотр. Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу. Зарисовка мотивов. |
11 | Машины и механизмы | 1 | 3 | 4 | Просмотр. Конструирование из бумаги и др. материалов. |
12 | Здания | 1 | 3 | 4 | Просмотр, обсуждение. Зарисовки, конструирование. Самостоятельные творческие работы. |
13 | Изонить. Последовательность выполнения угла. “Морковка”.“Домик”. “Рыбка”.“ Узор на закладке”.“Закладка с двумя углами”. 1.“Кленовый лист”.“Снежинка”.“Змейка”, “Звезда”.“Новогодняя ветка”.“Осень в лесу” (грибы и листья). “Цыплёнок”. | 6 | 20 | 26 | Беседа. Просмотр и обсуждение работ. Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образцов. Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образцов. |
14 | Декоративно-прикладное искусство. Роль предмета в жизни человека. | 1 | 3 | 4 | Просмотр, обсуждение, конструирование предметов мебели. Интерьер здания. |
15 | Пленэр | 1 | 3 | 4 | Рисование с натуры на воздухе. |
17 | Знакомство с профессией художника-оформителя. Шрифты. 1. Краткий очерк истории развития шрифта. | 2 | 12 | 14 | Просмотр, обсуждение Краткий очерк истории развития шрифта. Создание композиции из произвольного количества букв. |
16 | Природа, ребенок, творчество и дизайн. Стилизация природных форм. 1). Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к празднику . | 2 2 | 8 4 | 16 | Просмотр, обсуждение Традиции организации и оформления праздничной среды: заготовка листьев, цветов, камней, лоскутков и другого бросового материала. Коллективная работа из природного материала. Выполнение проектов оформление площадки. Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения. |
Итого | 36 | 104 | 140 |
Список используемой литературы
- Балинская И.Р. Домовенок. – М.: Летопись, 1996.
- Бахметьев А., Кизяков Т. Оч. умелые ручки. – М.: Росмэн, 1997.
- Безуель С. Мир живой природы в деревне / Пер. с фр. А.Левиной. – М.: Астрель, 2000.
- Бортон П. Забавные игрушки / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1997.
- Гибсон Р. Бусы, ожерелья и браслеты / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1997.
- Глаголев О.В. Лепим из глины. – М.: Проф-Издат, 2009.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателя детского сада, 2-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 1991.
- Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – С-Пб.: Ладога-100, 2007.
- Корнилова В.В. Декоративное мыло: энциклопедия. – М.: Аст-пресс, 2010.
- Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М.: Народное творчество, 2000.
- Подарки. Техники. Приемы. Изделия: энциклопедия / Под ред. Т.Деркач. – М.: Аст-пресс, 1999.
- Сахарова С.Ю. Академия домашних волшебников: научно-художественная лит., 4-е изд., доп.- М.: Дет.лит., 1992.
- Чаянова Г.Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа Электрическое поле.Учебный матeриал в раздел "Основная школа")
Контрольная работа по теме:" Электрическое поле" для 9 классов ,но можно и как самостоятельную работу давать...
Контрольная работа"Оптика"Учебный матeриал в раздел "Основная школа
Можно дать как самостоятельную работу....
Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная
Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...
Учебный матeриал
Учебный матeриал в раздел "Основная школа"...
Учебный матeриал
Учебный матeриал...
Учебный матeриал
Конспекты занятий...