ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «РОСТОК»
рабочая программа по теме

Голикова Елена Владимировна

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования.  Программа имеет художественную направленность, предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни и создает условия, обеспечивающие развитие способностей детей и подростков с учетом их возможностей и мотивации. Срок реализации  -  четыре года.  Возраст  детей от 8 до 15лет. В содержание программы входит: пояснительная записка, тематические планы, предполагаемые знания и умения, содержание тем, методическое обеспечение, библиография.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРОГРАММА РОСТОК80.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» 

АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«РОСТОК»

 ( для детей 8-15 лет, срок реализации 4 года)

Автор – составитель:

Голикова Елена Владимировна

педагог дополнительного образования ЦДТ

Год создания 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………стр.2-3

Учебно - тематический план занятий.  Начальный уровень, четыре года обучения………………………………………………………стр.3

Тематический план. Начальный уровень (1-й год обучения)…...стр.4

Знания и умения учащихся………………………………………стр.4-5

Содержание тем…………………………………………………..стр.5-8

Тематический план. Начальный уровень (2-й год обучения)…...стр.9

Знания и умения учащихся………………………………………...стр.9

Содержание тем……………………………………………......стр.10-13

Тематический план. Начальный уровень (3-й год обучения)….стр.14

Знания и умения учащихся…………………………………....стр.14-15

Содержание тем………………………………………………..стр.15-18

Тематический план. Начальный уровень (4-й год обучения)….стр.19

Знания и умения учащихся………………………………….........стр.19

Содержание тем……………………………………………......стр.20-23

Методическое обеспечение программы……………………...…стр.24

 Библиография…………………………………………………….стр.25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особое место в развитии ребенка  занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие  эстетические  вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.

Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной  памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных  умений  и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и  эстетического воспитания детей.

Большими возможностями для расширения нравственного и эстетического воспитания обладают учреждения дополнительного образования. Специфика учреждений дополнительного образования позволяет полнее осуществить личностно – ориентированный подход  в развитии художественных способностей  детей. Своевременное выявление способностей влияет на становление личности ребенка, успех в профессиональной карьере.

Данная программа  разработана на основе Базисного учебного (образовательного) плана Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Программа имеет художественную направленность, предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни и создает условия, обеспечивающие развитие способностей детей и подростков с учетом их возможностей и мотивации. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка.

Целью курса обучения детей средствам изобразительного  искусства являются их нравственное совершенствование, формирование духовного мира, гармоничное развитие личности.

Основными задачами курса обучения   изобразительному  искусству являются:

обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков;

развитие художественно – творческих, индивидуально выраженных способностей ребенка;

воспитание нравственных качеств личности ученика, эмоционально – эстетического восприятия окружающего мира;

Поставленные цели и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, композиция, декоративно – прикладное творчество, оформительская деятельность, лепка, дизайн. Для наиболее успешного выполнения поставленных  учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры; рисование на заданные темы по памяти и по представлению;  декоративное рисование; аппликация из бумаги; лепка из пластилина; беседы об изобразительном  искусстве, экскурсии, подготовка к выставкам. При этом решаются такие учебно-воспитательные задачи:

-развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;

-развивается познавательная активность учащихся;

-формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих.

 

Ведущие методические принципы:

        1. Принцип деятельности подразумевает активное включение  ребенка в учебно-познавательную  деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.

        2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время занятий.

        3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта,  способности самостоятельного выбора решений.

        4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.

В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают  различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют  приобретённый  опыт в практической деятельности и повседневной жизни.

Набор детей в возрасте 8-9 лет осуществляется независимо от их способностей и умений. В основе обучения лежат групповые занятия.  Наполняемость групп, согласно Уставу учреждения на начальном уровне составляет 10 человек. Обучению отведено 216 часов в году. Занятия три раза в неделю по 2 часа.  Продолжительность занятия –  40 минут.  Задания по этим видам занятий тесно связанны и чередуются в логической последовательности в соответствии с содержанием тем. Беседы об изобразительном  искусстве проводятся  в начале каждого раздела программы.

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Начальный уровень (четыре года обучения)

Образовательные

области

Количество часов

Всего

часов

1 год

2 год

3год

4 год

Рисунок

36

36

36

36

144

Живопись

72

72

108

108

360

Композиция

72

72

36

36

216

Беседы по искусству

31

31

31

31

124

Подведение итогов

5

5

5

5

20

                                          Итого:

216

216

216

216

864

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Начальный уровень (1-й год обучения)

п/п

Тема раздела

Всего

часов

В том числе

теория

практика

1.

Введение

2

2

-

2.

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

54

12

42

3.

Рисование на темы и иллюстрирование

60

12

48

4.

Декоративно-прикладное творчество

48

6

42

5.

Лепка

14

2

12

6.

Оформительская деятельность

16

4

12

7.

Итоговые занятия

6

2

4

8.

Культурно - досуговая деятельность  

16

                                                           Итого:

216

40

160

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

К концу первого года начального уровня обучения

учащиеся должны получить начальные сведения:

о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

о разновидности линий;

об основных цветах спектра в пределах наборов акварельных красок, о главных красках (красный, желтый, синий);

начальные сведения о холодных и тёплых цветах;

о различных техниках  изобразительного искусства;

о видах орнамента;

об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов;

о разнообразии геометрических фигур;

о пропорциях фигур и симметрии;

деление цветового круга на группы тёплых и холодных цветов;

особенности художественной росписи глиняной народной игрушки (Дымковской)

К концу первого года начального уровня обучения

учащиеся должны уметь:

высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно – прикладного искусства;

правильно сидеть за столом, мольбертом, правильно держать лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисовать карандашом;

стремиться верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение, цвет предметов;

правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно покрывая ими нужную поверхность, меняя направление мазков по форме;

определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее удалённых предметов;

выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно – обобщенных форм растительного мира, а также геометрических форм;

лепить объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных, с натуры, по памяти и представлению;

составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

1.Вводное занятие (2 часа)

Задачи:

познакомить учащихся с содержанием курса обучения;

вызвать интерес к занятиям изобразительным искусством.

Содержание: ознакомление учащихся с содержанием курса обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности.  Оборудование и материалы, необходимые для занятий.   Предъявляемые требования  к творческим работам учащихся на первом году обучения на начальном уровне.  Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.

2. Рисование с натуры (рисунок, живопись)  (54часа)

Задачи:

 учить сравнивать рисунок с изображаемым предметом (натурой)

 учить правилам рисования с натуры

 учить передавать общее пространственное расположение, цвет изображаемых предметов

 учить умению передавать настроение цветом, умению использовать всю гамму оттенков в живописных работах

 учить особенностям работы акварелью и гуашью

учить изображать симметричную форму предметов, применяя среднюю линию как вспомогательную;

Вводное занятие.

История развития рисунка. Рисунок – основа всех видов изобразительного  искусства. Знакомство с произведениями искусства, выполненными различными художественными материалами. Беседа с показом слайдов, иллюстраций и репродукций.

Цель: познакомить с историей развития рисунка, воспитывать интерес искусству.

Содержание занятий предусматривает ознакомление с особенностями рисования предметов с натуры, общими принципами расположения предметов на листе, определением пропорций размеров изображаемых предметов.

Примерные задания:

рисование с натуры предметов геометрической формы, а также простых симметричных предметов;

рисование  жуков, бабочек, птиц, простых по форме листьев деревьев, овощей, фруктов, детских игрушек;

выполнение зарисовок и набросков (по памяти, по представлению и с натуры) птиц, аквариумных рыб с передачей  пропорций, строения,  пространственного положения натуры;

выполнение упражнений по цветоведению (смешение красок, получение дополнительных цветов);

освоение приемов работы простым карандашом (штриховка, растушевка, светотень);

освоение  приемов  работы акварелью (работа по сухому, по мокрому листу, выбор колорита);

освоение приемов работы гуашью (смешение красок, направление мазка в зависимости от формы предмета, плотности слоя краски - от фактуры натуры).

Также рекомендуется выполнение графических и живописных упражнений на разных этапах занятия

3. Рисование на темы и иллюстрирование (60 часов)

Задачи:

 учить умению передавать смысловую связь между элементами композиции;

учить элементарному изображению в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов;

формировать эмоционально – эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам  персонажей в детских рисунках;

способствовать развитию зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии;

Содержание занятий начального уровня первого года обучения предусматривает ознакомление с особенностями рисования по воображению, рисования  растений с натуры на пленэре, рисования предметов быта несложной формы, рисования симметричных предметов, рисования простых по форме листьев, зарисовок пейзажа с соблюдением планов.

Примерные задания:

рисунки на темы: «Осенний ковер», «Морозное окно», «Букет для мамы», «Праздничный салют» и др.

иллюстрирование произведений литературы: русских народных сказок, стихотворений А.С.Пушкина, С. Есенина, рассказов.

Для воспитания интереса к искусству, расширения представлений об окружающем мире предусмотрено проведение бесед на темы:

- «Художественно – выразительные средства живописи – цвет, мазок,  линия, пятно, цветовой и световой контрасты»;

- « Художники – сказочники» (Виктор Васнецов, Иван Билибин);

- Художники – анималисты» (творчество Василия Ватагина, животные на картинах и рисунках Валентина Серова и др. художников);

4.Декоративно – прикладное творчество(48 часов)

Задачи:

 учить согласовывать цвет декоративных элементов и фон при выполнении декоративных рисунков;

 учить элементарным приемам кистевой росписи;

 учить ритмично, передавать элементы узора, применять линию симметрии;

 воспитать бережное отношение  к народным традициям.

Вводное занятие.

Беседа с учащимися на тему «Орнамент как рассказ об окружающем мире». Рассказ о декоративно – прикладном искусстве, его роли в жизни человека, знакомство с правилами составления основного вида украшения – орнамента. Беседа с демонстрацией образцов -  различных предметов, украшенных орнаментом (полотенце с вышивкой, предметы быта с художественной росписью)

Цель: познакомить вызвать интерес к декоративно – прикладному искусству.

Декоративное рисование

Содержание занятий декоративным  рисованием предусматривает рисование узоров в полосе, прямоугольнике, на основе декоративной переработки форм растительного мира (растительный орнамент, а также  композиции в полосе, квадрате). Осуществляется знакомство с видами  декоративно – прикладного  искусства глиняной и деревянной игрушкой, художественной росписью по глине (Дымково)

Примерные задания:

рисование в полосе, прямоугольнике, круге, треугольнике узоров на основе декоративной переработки формы и цвета объектов  растительного и животного мира (листьев березы, дуба, земляники, цветов, грибов, яблок, груш, жуков, стрекоз, бабочек, птиц);

составление декоративно – сюжетной  композиции на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира или изобразительных элементов из иллюстраций к басням и сказкам;

выполнение эскиза узора коврика для кукол, закладки для книг на основе декоративной переработки растительных форм (листья, цветы, грибы) и геометрических форм (круг, треугольник, квадрат);

составление праздничного узора  в прямоугольнике из цветов и листьев;

украшение предметов выполненных на занятиях лепкой (дымковской игрушки).

Аппликация

Содержание занятий  по аппликации начального уровня первого года обучения предусматривает  рисование и вырезание узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.), вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, слона), составление простейших аппликационных композиций из разных материалов.Использование в узорах аппликаций трех основных цветов и их смешение.

Примерные задания:

рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных  композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;

составление сюжетной аппликации на темы: «Весна на дворе», «Моя любимая игрушка».

5. Лепка (14 часов)

Задачи:

научить различать пропорции и пластику формы;

развивать умения  и навыки лепки;

вырабатывать навыки скульптурного восприятия предметов;

развивать глазомер, творческое воображение.

Содержание начального уровня первого года обучения предусматривает  лепку листьев деревьев, овощей, фруктов, предметов быта, птиц, животных, по памяти и по представлению; лепку простых тематических композиций.  Полезно предложить учащимся поработать на свободную тему. В работе необходимо использовать наглядные пособия в виде фотографий людей и животных.

Примерные задания:

лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, грибов (по выбору) с натуры, по памяти и представлению;

лепка птиц и животных (по выбору) с натуры, по памяти или представлению;

лепка тематической композиции на сказочную тематику;

лепка тематической композиции на свободную тему (для закрепления навыков и знаний полученных на предыдущих занятиях);

 лепка образцов различных изделий: посуды, игрушек, предметов быта для последующей декоративной росписи на занятиях декоративно- прикладным творчеством.

Предусматриваются экскурсии на выставки и беседы.

6. Оформительская деятельность (16часов)

Задачи:

 учить правилам оформления выставочных работ;

 развивать творческое воображение, эстетический вкус учащихся.

Содержание занятий по оформительской деятельности начального уровня первого года обучения предусматривает обучение учащихся правилам оформления различных предметов, творческих работ к вставкам по итогам обучения. Предусматривается использование  разнообразных материалов и техник,  известных детям (гуашь, акварель, цветные карандаши; рисунок, аппликация, коллаж).

Примерные задания:

поздравительные открытки, закладки для книг;

паспарту для рисунка, аппликации, фотографии;

выполнение украшений для новогодней елки.

7. Итоговые занятия (6 часов)

Задачи:

закрепить знания и умения учащихся по курсу обучения;

выявить реальный уровень знаний и умений учащихся в различных направлениях изобразительной деятельности.

Содержание: теоретические знания учащихся проверяются с помощью устного опроса, тестов, контрольных карточек, кроссвордов.

8. Культурно – досуговая деятельность  (16 часов)

Задачи:

развивать творческие способности учащихся;

развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию;

воспитывать культуру общения в коллективе, чувство коллективизма, взаимовыручки.

Содержание: работа с детским коллективом, с родителями.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Начальный уровень (2-й год обучения)

п/п

Тема раздела

Всего

часов

В том числе

теория

практика

1.

Введение

2

2

-

2.

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

54

12

42

3.

Рисование на темы и иллюстрирование

60

10

50

4.

Декоративно-прикладное творчество

48

6

42

5.

Лепка

10

2

8

6.

Оформительская деятельность

20

2

18

7.

Итоговые занятия

6

2

4

8.

Культурно-досуговые занятия

16

                                                           Итого:

216

36

164

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В течение второго года обучения на начальном уровне учащиеся должны получить начальные сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм  животного мира и усвоить:

понятия «живописец», «график», «графика», «набросок», «тёплый цвет»,           « холодный цвет»;

простейшие правила  смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков;

начальные сведения о пластических видах изобразительного искусства;

понятие «градация цвета»;

правила изображения  фигур животных;

понятия  «глубина пространства», «фронтальная перспектива», «угловая перспектива»;

принципы составления композиции в орнаменте и натюрморте;

начальные сведения о Хохломской и Жостовской росписи

К концу второго года начального уровня обучения

учащиеся должны уметь:

выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства;

чувствовать гармоничное сочетание цветов в краске предметов, изящество форм, очертаний;

сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

выполнять эскизы оформления предметов на основе из декоративного обобщения  форм растительного и животного мира;

применять навыки декоративного оформления в аппликациях, лепке, оформительской работе.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

1.Вводное занятие (2 часа)

Задачи:

познакомить учащихся с содержанием курса обучения;

вызвать интерес к занятиям изобразительным искусством.

Содержание: ознакомление учащихся с содержанием курса обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности.  Оборудование и материалы, необходимые для занятий.   Предъявляемые требования  к творческим работам учащихся на втором году обучения на начальном уровне.  Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.

2. Рисование с натуры (рисунок, живопись)  (54 часа)

Задачи:

 учить учащихся  анализировать и правильно передавать в  рисунке форму, пропорции, строение, пространственное положение,  цвет предметов;

продолжать учить элементарным правилам композиции при рисовании с натуры

 формировать у учащихся навыки рисования по памяти и  по представлению;

 формировать  умение рисовать несложный натюрморт;

 учить умению передавать настроение цветом, умению использовать всю гамму оттенков в живописных работах;

формировать  умение выполнять наброски и зарисовки карандашом, акварелью.

Вводное занятие.

Беседа на тему «Роль искусства в жизни человека». Показ репродукций с картин известных  и местных художников.

Цель:  воспитывать интерес к искусству, расширять представления об окружающем мире.

 Содержанием  занятий  раздела  начального уровня второго года обучения, является  рисование предметов (отдельно и в группах - натюрморт), простых по очертаниям и строению. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода из цвета в цвет» и «вливания  цвета в цвет». Выполнение зарисовок и набросков по памяти и  по представлению   различных объектов действительности. Графические и живописные упражнения.

Примерные задания:

рисование с натуры,  а также по памяти и  по представлению:

 листьев деревьев, кустарников с осенней окраской; цветов, букетов цветов в вазе,

 фруктов, овощей,

 предметов быта,

 чучел птиц и животных;

рисование с натуры  несложных  натюрмортов;

выполнение зарисовок и набросков с натуры игрушек.

3. Рисование на темы и иллюстрирование (60 часов)

Задачи:

учить последовательному построению композиции рисунка;

продолжать развивать умение передавать в рисунках общее пространственное расположение  объектов, их смысловую связь в сюжете;

развивать воображение, фантазию учащихся, творческий подход к процессу рисования.

Содержание  занятий  раздела начального уровня второго года обучения, предполагает дальнейшее развитие умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и воображению.

Примерные задания:

рисование на темы: «Осень в саду», «На качелях», «В сказочном подводном       мире», « Старый замок», «Летят журавли», « Полет на другую планету», иллюстрирование литературных произведений:  русских  народных сказок «Сивка – бурка»,  «Репка», «Петушок – золотой гребешок»,       « Сестрица  Аленушка  и братец  Иванушка»; сказок «Красная шапочка» Ш. Перро,  «Сказка о царе Салтане»  А, Пушкина,  «Дедушка Мазай и зайцы» Н.Некрасова, «Серая шейка Д.Мамина – Сибиряка, «Федорино горе» К.Чуковского; басни «Стрекоза и муравей» И.Крылова; стихотворений.    

Для воспитания  интереса к  искусству и  расширения  представлений об окружающем мире программой рекомендуются беседы на следующие темы:

красота родной природы  в творчестве русских художников («Облака на рисунках и в живописи», «Красота  моря в произведениях  художников»);

действительность и фантастика в произведениях  художников,  сказка в изобразительном искусстве.

4. Декоративно-прикладное творчество  (48 часов)

Задачи:

учить понимать простейшую  связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета;

продолжить учить учащихся простейшим  приемам кистевой росписи;

продолжить учить правилам стилизации реальных форм растительного и животного мира - в декоративные;

развивать творческое воображение, фантазию, интерес и уважение к народному искусству.

Вводное занятие.

Беседа с учащимися на тему «Узоры и орнаменты». Рассказ о красоте и роли орнамента, о силе и значимости народной культуры.  Знакомство с орнаментами разных центров народного творчества.

Цель: Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Декоративное рисование

Содержание занятий декоративным  рисованием начального уровня второго года обучения усложняется за счет составления эскизов простейшего декоративного оформления предметов быта, творческого использования графических элементов и цвета в  декоративных работах.

Учащиеся знакомятся с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (линейный – полоса), а так же геометрическим и  растительным орнаментом.

Осуществляется знакомство с новыми видами  декоративно – прикладного  искусства:  по дереву (Хохлома), народной вышивкой, кружевом, ознакомление с современной технической и елочной игрушкой.

Примерные задания:

составление эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в круге, треугольнике;

составление узоров на основе декоративной переработки цветов, листьев цветов, грибов, ягод,  птиц, рыб и животных;

составление эскизов узора коврика для кукол, закладки для книг.

Тема занятий: «Сказочный букет для любимой учительницы», «Русская матрешка в осеннем уборе» - роспись матрешки из декоративно переработанных листьев и цветов,  « Осень – преддверие зимы» - выполнение эскизов  предметов быта, украшенных узором ( варежки, шапочки, сапожки), « Мы готовимся к встрече Нового года»- выполнение эскизов карнавальных масок, украшений костюмов и т.п., «Наряд для Новогодней елки» - выполнение эскизов игрушек из глины.

Аппликация

Содержание занятий  по аппликации начального уровня второго года обучения предусматривает  составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы сезонов в природе  на сюжеты русских народных сказок  и басен; использование в аппликациях ритма (линейного, цветового, тонового), освещения, светотени.

Примерные задания:

  составление мозаичного панно на темы «Осеннее кружево листьев», «В царстве прекрасных снежинок», « Весенняя сказка цветов»

Тема занятия: «Осеннее кружево листьев»

Содержание: составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги и  засушенных листьев.

Обращается особое внимание на использование в аппликациях ритма (линейного, цветового, тонового).  Листья по желанию ученика можно стилизовать. Возможно выполнение коллективного панно.

После завершения – просмотр и анализ работ. 

 составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на сюжеты русских народных сказок  и басен;

5. Лепка (10 часов)

Задачи:

совершенствовать умение лепить форму;

развивать чувство формы, объема и пропорций;

развивать  умения и навыки лепки предмета конструктивным, пластическим и комбинаторным способами;

развивать воображение.

Содержание занятий   начального уровня второго года обучения предусматривает лепку сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и представлению. Уделяется большое внимание развитию воображения. Предусматривается введение игровых моментов при выполнении тематических композиций.

Примерные задания:

лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и  предметов быта (по выбору) с натуры, по памяти и представлению;

лепка натюрморта по воображению;

лепка натюрморта по воображению имеет целью самостоятельную дифференцировку предметов. Учащиеся должны расположить их так, чтобы они хорошо смотрелись – и по сочетанию размеров, и по характеру форм  (круглых, цилиндрических, смешанных);

лепка птиц и животных с натуры, по памяти и представлению;

лепка фигурок по мотивам народных игрушек с последующей росписью их на занятиях декоративно – прикладным творчеством;

лепка  тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека;

лепка декоративной композиции – орнамента (рельеф) с предварительным выполнением эскиза орнамента по величине соответствующего размеру самого изделия.

Предусматриваются экскурсии на выставки, беседы, просмотры видеоматериалов о работе художников анималистах и  художников народных промыслов.

6. Оформительская деятельность (20 часов)

Задачи:

 учить правилам оформления выставочных работ;

 развивать творческое воображение, эстетический вкус учащихся.

Содержание занятий по оформительской деятельности начального уровня второго года обучения предусматривает обучение учащихся правилам оформления различных предметов; подготовку к вставкам по итогам обучения. Рекомендуется использование разнообразных материалов и техник, известных детям (гуашь, акварель, цветные карандаши; рисунок, аппликация, коллаж, роспись изделий узорами и орнаментами).

Примерные задания:

паспарту для рисунка, аппликации, фотографии;

оформление поздравительных открыток, пригласительных билетов;

оформление стенгазеты;

выполнение украшений для новогодней елки.

7. Итоговые занятия (6 часов)

Задачи:

закрепить знания и умения учащихся по курсу обучения;

выявить реальный уровень знаний и умений учащихся в различных направлениях изобразительной деятельности.

Содержание: теоретические знания учащихся проверяются с помощью устного опроса, тестов, контрольных карточек, кроссвордов.

8. Культурно - досуговая деятельность (16 часов) 

Задачи:

развивать творческие способности учащихся;

развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию;

воспитывать культуру общения в коллективе, чувство коллективизма, взаимовыручки.

Содержание: работа с детским коллективом, с родителями.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Начальный уровень (3-й год обучения)

п/п

Тема раздела

Всего часов

В том числе

теория

практика

1.

Введение

2

2

-

2.

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

70

8

62

3.

Рисование на темы и иллюстрирование

72

8

64

4.

Декоративно-прикладное творчество

28

4

24

5.

Лепка

6

1

5

6.

Оформительская деятельность

16

4

12

7.

Итоговые занятия

6

2

4

8.

Культурно-досуговые занятия

16

                                                           Итого:

216

29

171

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В течение третьего года на начальном уровне учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:

начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст цвета и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);

основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, равновесие, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного;

простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точки схода и т. д.;

понятия «жанровая композиция», «смысловой центр»; 

правила пространственного построения композиции, построения сюжета 

начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), в зависимости от силы и удалённости источника освещения;

принципы изображения воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных  предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета); 

сведения о художественной Гжельской и Городецкой росписи.

 К концу третьего года обучения на начальном уровне

учащиеся должны уметь:

рассматривать и приводить  анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному жанру  искусства;

 чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в  изображении отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;

передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

использовать различную штриховку для построения объёма изображаемых предметов;

исполнять импровизации по мотивам народного творчества;

использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени,  цветоведения как выразительных средств в аппликациях и коллективных мозаичных полотно;

анализировать формы сложных фигур и разделять их на простые;

передавать в лепных изделиях объёмную форму, конструктивно – анатомическое строение животных.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

1.Вводное занятие (2 часа)

Задачи:

познакомить учащихся с содержанием курса обучения;

учить применять знания навыки и умения на практике;

систематизировать и обобщить приобретенные;

мотивировать на дальнейшие занятия изобразительным искусством.

Содержание: ознакомление учащихся с содержанием курса обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности.  Оборудование и материалы, необходимые для занятий.   Предъявляемые требования  к творческим работам учащихся на втором году обучения на начальном уровне.  Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.

2. Рисование с натуры (рисунок, живопись) (70 часов)

Задачи:

продолжить учить правилам рисования с натуры;

продолжить учить рисованию более сложных натюрмортов;

учить умению правильно располагать изображение на плоскости и в пространстве;

учить выполнять зарисовки с натуры фигур людей, животных, птиц;

учить умению передавать различные психологические состояния: радость, горе, удивление, агрессия, восторг, страх, усталость и т. п.;

формировать навыки рисования людей и животных различных характеров: добрый,  злой, хитрый, простодушный, смелый, трусливый.

Вводное занятие.

Беседа на тему «Изобразительное  искусство как творческое отражение  мира». Показ репродукций  картин, где  наиболее ярко выражен взгляд художника и его отношение к  изображаемому.

Цель:  Воспитывать интерес к искусству, умение понимать художественный язык, ценить  произведения искусства.

Содержание занятий начального уровня третьего года обучения предусматривает упражнения  совершенствующие умение передавать форму и структуру предмета, строить пространство на плоскости, изображать животных в разных ракурсах, в движении и т.п., выражать свои мысли художественными средствами, передавать настроение изображаемого через форму, цвет и свет.

Примерные задания:

самостоятельный выбор цветовой гаммы соответствующей настроению изображаемого объекта;

рисование различных предметов быта, фигур животных, птиц;

выполнение  зарисовок характерных движений животных при выражении различных эмоций: радость, страх, дружелюбие, агресия и т. п.;

рисование по памяти хорошо знакомых явлений природы, эпизодов из жизни

 выполнение этюдов:

зарисовки на улице и в помещении при различных горизонтах;

зарисовки (от себя)

Рекомендуется самостоятельное выполнение зарисовок  животных, выбор колорита и освещенности на рисунке соответственно его эмоциональной окраске.  

3.Рисование на темы и иллюстрирование (72 часа) 

Задачи:

продолжать учить последовательному построению композиции рисунка;

учить умению передавать настроение цветом, умению использовать всю гамму оттенков в живописных работах;

продолжать формировать  умение выполнять эскизы карандашом, акварелью;

 развивать представление о художественных  средствах выразительности;

развивать художественное мышление и творческий подход к выполнению работ;

совершенствовать  чувство равновесия, художественного вкуса и  гармонии;

воспитывать эстетический вкус;

продолжать формировать эмоционально – эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам  персонажей в детских рисунках.

Для развития эмоционального восприятия художественных произведений рекомендуется  проводить беседы на следующие темы: «Отношение художника к тому, что он изображает», «Мир животных – в произведениях изобразительного искусства».

Цель:  воспитывать интерес к искусству, расширять представления об окружающем мире.

Содержание занятий предусматривает упражнения  совершенствующие умение передавать форму и структуру предмета, строить пространство на плоскости, составлять композицию, выражать свои мысли художественными средствами, передавать настроение картины через форму, цвет и свет. 

Примерные задания: 

выполнение упражнений необходимых для построения композиции;

зарисовки эпизодов из окружающей жизни («Радость встречи», «Четвероногий друг», «В зоопарке» и т. д.);

иллюстрирование детских книг.

   

 4. Декоративно-прикладное творчество (28 часов)

Задачи:

продолжить учить понимать  связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета;

продолжить учить правилам стилизации реальных форм растительного и животного мира  - в декоративные;

учить импровизации на   темы народных мотивов;

развивать творческое воображение, фантазию, интерес к декоративно прикладному искусству;

продолжать учить пониманию символики народного искусства;

воспитывать уважение  к народному творчеству.

Вводное занятие.

Беседа на тему "Народные промыслы нашей страны". Объяснение важности и необходимости понимать глубинный смысл народного искусства и его места в современном мире.

Цель:  Учить  быть ценителем народного искусства и способствовать его сохранению.

Декоративное рисование

Содержание занятий декоративным  рисованием начального уровня третьего года обучения усложняется за счет составления эскизов декоративного оформления предметов быта, творческого использования графических элементов и цвета в  декоративных работах. Учащиеся совершенствуют выполнение традиционных композиционных схем размещения орнамента, а так же геометрический и  растительный орнаменты.

Осуществляются импровизации по мотивам народных промыслов    декоративно – прикладного  искусства: художественной росписи Дымково, Хохломы

Знакомство с новыми видами народного декоративно – прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Городец) и по фарфору (Гжель), с народной вышивкой.

Примерные задания:

составление эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге, треугольнике узоров на основе декоративной переработки цветов, листьев цветов, деревьев, животных и фигур людей;

выполнение  эскизов узора декоративной тарелки, сумочки, салфетки.

Тема занятий: выполнения импровизаций на темы: «Розы Жостово», «Игрушки из Дымково» и т.п.

Аппликация

Содержание занятий  по аппликации начального уровня третьего года обучения предусматривает  составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги по собственному эскизу; использование в аппликациях освещения, светотени, воздушной и линейной перспектив.

Примерные задания:

составление мозаичного панно на темы «В осеннем лесу», «Зимняя сказка», «Оттепель»»

Тема занятия: «В осеннем лесу»

Содержание: составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги,  засушенных листьев и других поделочных материалов.

Обращается особое внимание на использование в аппликациях ритма (линейного, цветового, тонового).  После завершения – просмотр и анализ работ. 

составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на сюжеты русских литературных произведений, изучаемых детьми в школе;

5. Лепка (6 часов)

Задачи:

продолжать совершенствовать умение лепить форму;

учить умению выбирать объект для лепки;

совершенствовать умения и навыки лепки предмета конструктивным, пластическим и комбинаторным способами;

продолжать развивать чувство формы, объема и пропорций;

учить умению импровизировать.

Вводное занятие.

Беседа о красоте пропорций, гармонии и  совершенстве природных форм.

Цель: развивать чувство гармонии, учить использовать объем как средство художественной выразительности.

Содержание занятий   начального уровня третьего года обучения предусматривает лепку сложных по форме предметов, орнаментов (рельефов), животных с натуры, по памяти и представлению. Уделяется большое внимание развитию воображения. Предусматривается выполнение тематических композиций.

Примерные задания:

 лепка сложных по форме листьев деревьев, орнаментов составленных по собственным эскизам, животных;

лепка натюрморта по воображению;

    лепка натюрморта по воображению имеет целью самостоятельную дифференцировку предметов. Учащиеся должны расположить их так, чтобы они хорошо смотрелись – и по сочетанию размеров, и по характеру форм  (круглых, цилиндрических, смешанных).

лепка декоративной композиции – орнамента (рельеф) с предварительным выполнением эскиза орнамента по величине соответствующего размеру самого изделия.

Предусматриваются, беседы, просмотры видеоматериалов о работе художников анималистов и  известных скульпторов.

6. Оформительская деятельность (16 часов)

Задачи:

 совершенствовать  умения правильного оформления выставочных работ;

 развивать творческое воображение, эстетический вкус учащихся.

 Цель: Воспитывать творческую личность, способную выражать свои мысли через изобразительное искусство.

Содержание занятий по оформительской деятельности начального уровня третьего года обучения предусматривает дальнейшее обучение учащихся правилам оформления различных предметов, подготовку к вставкам по итогам года. Рекомендуется расширение разнообразия  материалов и техник, известных детям (гуашь, акварель, цветные карандаши; рисунок, аппликация, коллаж, роспись изделий узорами и орнаментами).

Примерные задания:

паспарту для рисунка, аппликации, фотографии;

оформление праздничных плакатов, объявлений;

оформление стенгазеты;

выполнение украшений для новогоднего костюма.

7. Итоговые занятия (6 часов)

Задачи:

закрепить знания и умения учащихся по курсу обучения;

выявить реальный уровень знаний и умений учащихся в различных направлениях изобразительной деятельности.

Содержание: теоретические знания учащихся проверяются с помощью устного опроса, тестов, контрольных карточек, кроссвордов.

8. Культурно - досуговая деятельность (16 часов) 

Задачи:

развивать творческие способности учащихся;

развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию;

воспитывать культуру общения в коллективе, чувство коллективизма, взаимовыручки.

Содержание: работа с детским коллективом, с родителями.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Начальный уровень (4-й год обучения)

п/п

Тема раздела

Всего часов

В том числе

теория

практика

1.

Введение

2

2

-

2.

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

70

6

64

3.

Рисование на темы и иллюстрирование

72

8

64

4.

Декоративно-прикладное творчество

28

4

24

5.

Лепка

6 (8)

1

5

6.

Оформительская деятельность

16(12)

4

12

7.

Итоговые занятия

6

2

4

8.

Культурно-досуговые занятия

16

                                                           Итого:

216

27

173

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В течение четвёртого года на начальном уровне учащиеся должны ознакомиться с понятиями «художественный образ» и «стили» в изобразительном искусстве различных эпох и усвоить:

сведения о разнообразии  графических средств; 

понятия «экстерьер» и «интерьер»;

последовательность изображения фигуры человека, схему построения фигуры человека, её  пропорции, виды портрета;

основные правила рисования плаката, роль надписи на плакате и её расположение; 

сведения о  печатной графике, (офорт, литография, ксилография); 

понятие «художественный образ». 

особенности художественных стилей Средневековья и эпохи Возрождения, о художественных направлениях XX века и современного  изоискусства

сведения о шедеврах мирового значения, о художниках зарубежья; 

сведения о проявлениях юмора и сатиры в изобразительном искусстве.

К концу четвёртого года обучения на начальном уровне

учащиеся должны уметь:

выбирать цветовую гамму в зависимости от характера изображения, применять  цветовой контраст, гармонично сочетать цветовые оттенки, соблюдать свето – теневые отношения в композиции, гармонию содержания и цветовой гаммы композиции;

использовать правила рисования плаката;

выполнять зарисовки с натуры на пленэре;

изображать интерьер, зданий, и сооружений;

определять принадлежность произведения искусства к той или иной эпохе;

составлять скульптурную композицию из фигур людей;

передавать в лепных изделиях объёмную форму, конструктивно – анатомическое строение фигуры человека;

узнавать мировые шедевры  изобразительного искусства;

понимать язык изобразительного искусства, аллегорию, художественный образ, рассуждать о содержании художественного произведения и его ценности

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

1.Вводное занятие (2 часа)

Задачи:

познакомить учащихся с содержанием курса обучения;

учить применять знания навыки и умения на практике;

систематизировать и обобщить приобретенные;

мотивировать на дальнейшие занятия изобразительным искусством.

Содержание: ознакомление учащихся с содержанием курса обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности.  Оборудование и материалы, необходимые для занятий.   Предъявляемые требования  к творческим работам учащихся на втором году обучения на начальном уровне.  Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.

2. Рисование с натуры (рисунок, живопись) (70 часов)

Задачи:

продолжить учить правилам рисования с натуры;

учить рисованию интерьера;

продолжить учить рисованию более сложных натюрмортов;

учить умению правильно изображать здания, сооружения, внутреннее устройство помещений, интерьер;

учить выполнять зарисовки с натуры фигур людей;

учить умению передавать различные психологические состояния: радость, горе, удивление, агрессия, восторг, страх, усталость и т. п.

формировать навыки рисования людей различных характеров: добрый,  злой, хитрый, простодушный, смелый, трусливый.

Вводное занятие.

Беседа на тему «Человек в изобразительном  искусстве». Показ репродукций  картин, где  наиболее ярко выражен взгляд художника и его отношение к  изображаемым людям и событиям на картинах.

Цель:  Воспитывать интерес к человеку как объекту внимания художника, умение понимать смысл изображенного, ценить  произведения искусства.

Содержание занятий начального уровня четвёртого года обучения предусматривает упражнения  совершенствующие умение передавать форму и структуру предмета, строить пространство на плоскости, изображать людей разных характеров, в разных настроениях, ракурсах, в движении и т.п., выражать свои мысли художественными средствами, передавать настроение изображаемого через форму, цвет и свет.

Примерные задания:

самостоятельный выбор цветовой гаммы соответствующей настроению изображаемого объекта;

рисование различных предметов быта, фигур животных, птиц, фигур людей:

выполнение  зарисовок характерных движений при выражении различных эмоций:  в споре, просьбе, отрицании и т. п.

рисование по памяти хорошо знакомых явлений природы, эпизодов из жизни, отдельных людей;

выполнение этюдов:

зарисовки на улице и в помещении при различных горизонтах;

зарисовки (от себя)

зарисовки интерьера, зданий, и сооружений;

Рекомендуется самостоятельное выполнение зарисовок  людей и животных, выбор колорита и освещенности на рисунке соответственно его эмоциональной окраске.  

3.Рисование на темы и иллюстрирование (72 часа) 

Задачи:

продолжать учить последовательному построению композиции рисунка;

учить умению передавать настроение цветом, умению использовать всю гамму оттенков в живописных работах;

продолжать формировать  умение выполнять эскизы карандашом, акварелью;

 развивать представление о художественных  средствах выразительности;

развивать художественное мышление и творческий подход к выполнению работ;

совершенствовать  чувство равновесия, художественного вкуса и  гармонии;

воспитывать эстетический вкус;

продолжать формировать эмоционально – эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам  персонажей в детских рисунках;

учить умению образно мыслить и выражать своё видение в рисунках. 

Для развития эмоционального восприятия художественных произведений рекомендуется  проводить беседы на следующие темы:

«Отношение художника к тому, что он изображает», «Человек – в произведениях изобразительного искусства»

Цель:  воспитывать интерес к человеку в искусстве, расширять представления об изменяющимся мире людей, зданий и сооружений в зависимости от места и времени.

Содержание занятий предусматривает упражнения  совершенствующие умение передавать форму и структуру не только предметов, но и фрагментов интерьера, строить пространство на плоскости, передавать настроение и эмоции человека через положение тела, мимику, освещение. 

Примерные задания: 

выполнение упражнений необходимых для построения композиции;

зарисовки внешнего вида зданий и помещений по воображению;

зарисовки эпизодов из окружающей жизни («Неприятный разговор», «Не готов к уроку», «У директора», «В библиотеке» и т. д.);

иллюстрирование детских книг.

 

  4. Декоративно-прикладное творчество (28 часов)

Задачи:

продолжить учить понимать  связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета;

продолжить учить правилам стилизации реальных форм животного мира и фигур людей - в декоративные;

продолжить учить импровизации на   темы народных мотивов;

развивать творческое воображение, фантазию, интерес к декоративно прикладному искусству;

продолжать учить пониманию символики народного искусства;

воспитывать уважение  к народному творчеству.

Вводное занятие.

Беседа на тему "Народные промыслы и их современное развитие ". Объяснение важности и необходимости понимать глубинный смысл народного искусства и его места в современном мире.

 Цель:  Учить  быть ценителем народного искусства и способствовать его сохранению и развитию.

Декоративное рисование

Содержание занятий декоративным  рисованием  начального уровня четвёртого года обучения усложняется за счет составления эскизов декоративного оформления предметов быта, творческого использования графических элементов и цвета в  декоративных работах. Учащиеся совершенствуют выполнение традиционных композиционных схем размещения орнамента, путём выполнения зооморфного и антропоморфного орнаментов.

Осуществляются импровизации по мотивам народных промыслов    декоративно – прикладного  искусства: художественной росписи Жостово, Хохломы,  Гжели, Городца и Дымковской игрушки.

Примерные задания:

составление эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге, треугольнике узоров на основе декоративной переработки цветов, листьев цветов, деревьев, животных и фигур людей;

выполнение  эскизов узора декоративной посуды и одежды.

Тема занятий: выполнения импровизаций на темы: «Воздушная гжель», «Игрушки из Дымково» и т.п.

Аппликация

Содержание занятий  по аппликации начального уровня четвёртого года обучения предусматривает  составление сюжетных мозаичных панно по собственному эскизу из кусочков цветной бумаги, а также с применением ткани; использование в аппликациях построение глубины пространства и объема предметов.

Примерные задания:

составление мозаичного панно на темы «Музыка космоса», «Добрая сказка», «Преданья старины глубокой».

Тема занятия: «Радость»

Содержание: составление сюжетных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, ткани и других поделочных материалов.

Обращается особое внимание на использование в аппликациях понятия аллегория, на оригинальность и художественное   решение.  После завершения – просмотр и анализ работ. 

составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на фантастические сюжеты литературных произведений

5. Лепка (6 часов)

Задачи:

продолжать совершенствовать умение лепить форму;

учить умению выбирать объект для лепки;

совершенствовать умения и навыки лепки животных конструктивным, пластическим и комбинаторным способами;

учить умению передавать особенности формы, объема и пропорций фигуры человека;

учить умению импровизировать.

Вводное занятие.

Беседа о красоте пропорций, гармонии и  совершенстве фигуры человека.

Цель: развивать чувство гармонии, учить передавать пластику и ритм движения человека.

Содержание занятий   начального уровня четвёртого года обучения предусматривает лепку фигур животных в движении, фигур людей в покое и в движении по представлению и собственному эскизу, а также  скульптурных композиций. Уделяется большое внимание развитию воображения. Предусматривается выполнение сюжетных композиций.

Примерные задания:

 лепка фигур животных в движении, составление композиции из фигур животных по собственным эскизам;

лепка фигур людей с натуры, по памяти и представлению;

лепка  фигур людей в движении

лепка тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека, с предварительным выполнением эскиза.

Предусматриваются, беседы, просмотры видеоматериалов о работе художников портретистов и  известных скульпторов.

6. Оформительская деятельность (16часов)

Задачи:

учить правилам организации и оформления выставок;

 развивать умение учащихся находить нестандартное решение проблемы.

  Цель: Воспитывать творческую личность, способную самостоятельно повышать свой культурный уровень через изобразительное искусство.

Содержание занятий по оформительской деятельности начального уровня четвёртого года обучения предусматривает дальнейшее обучение учащихся правилам оформления тематических выставок; подготовку и организацию индивидуальных выставок по итогам обучения. Рекомендуется применение самых разнообразных  материалов и освоение техник, в том числе природных материалов.

Примерные задания:

паспарту для рисунка, аппликации, фотографии;

оформление праздничных плакатов, объявлений;

оформление кабинета панно;

оформление и организация индивидуальных выставок.

7. Итоговые занятия (6 часов)

Задачи:

обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по курсу обучения;

выявить реальный уровень знаний и умений учащихся в различных направлениях изобразительной деятельности.

Содержание: теоретические знания учащихся проверяются с помощью устного опроса, тестов, контрольных карточек, кроссвордов.

8. Культурно - досуговая деятельность (16 часов) 

Задачи:

развивать творческие способности учащихся;

развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию;

воспитывать культуру общения в коллективе, чувство коллективизма, взаимовыручки.

Содержание: работа с детским коллективом, с родителями.

Методическое обеспечение

Практика показывает, что на каждом этапе обучения изобразительному искусству возможно и необходимо использовать такие приемы и методы, как дифференциация и индивидуализация при выполнении заданий различной трудности и объема. Это позволяет полнее учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей. Применяются такие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала;

г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

При закреплении знаний, умений и навыков использование дифференцированных и индивидуальных заданий зависит от спецификации задач  занятий, уровня подготовленности и интереса к учению.  Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.

Задания можно классифицировать на 3 вида:

- тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов.

- творческие, где характерна новизна формулировки, которую ребенок должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.

В работе с детьми применяются следующие технологии:

художественного образования

гуманно – личностного подхода  

 индивидуализации обучения

соблюдение принципов –« право на ошибку», «ситуация на       успех»

Библиография

Е.Н.Степанов, И.Ф.Горелик и др. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие. - Псков,2005

Журналы "Юный художник".

Л.В.Шевчук. Дети и народное творчество: Книга для учителей. - М., 2001

Н.П.Костерин. Учебное рисование. - 2-е изд. - М., 2004  Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ, 2002г

Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ, 2002г

Энциклопедический словарь юного художника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская образовательная программа по изобразительному искусству"Радужный мир"

Программа рассчитана для детей возраста от 6- 13 лет ,в учебном плане имеются разделы прикладного творчества, при изучении всей программы дети познакомятся с разными  жанрами искусства и прикладн...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по изобразительно – художественной деятельности «Картинная галерея»

Вид проекта: творческий;  Время работы над проектом: срок реализации программы три года;  Возраст учащихся 10-14 лет;Проблема: в связи со слабым развитием интереса, дети с нарушением интелле...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к  духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к  духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа "Юные художники" предназначена для учреждения дополнительного образования. Отличительные особенности программы заключаются в широком применении жизненного опыта воспитанников: регулярные выс...

Образовательная программа По изобразительному искусству На 2012/2013 учебный год 1 класс «Мастерская юных художников»

Образовательная программа по изобразительному искусству на 2012/2013 учебный год1 класс «Мастерская юных художников»...

Образовательная программа По изобразительному искусству На 2012/2013 учебный год 2 класс «Мастерская юных художников»

Образовательная программа по изобразительному искусству на 2012/2013 учебный год 2 класс «Мастерская юных художников»...


 

Комментарии

Мне очень понравилась ваша рабочая программа. Разработанные занятия актуальны, содержат новые педагогические технологии. Ваши методические разработки помогут и заинтересуют учителей изобразительного искусства. Спасибо!