ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «РОСТОК»
рабочая программа по теме
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования. Программа имеет художественную направленность, предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни и создает условия, обеспечивающие развитие способностей детей и подростков с учетом их возможностей и мотивации. Срок реализации - четыре года. Возраст детей от 8 до 15лет. В содержание программы входит: пояснительная записка, тематические планы, предполагаемые знания и умения, содержание тем, методическое обеспечение, библиография.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА РОСТОК | 80.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«РОСТОК»
( для детей 8-15 лет, срок реализации 4 года)
Автор – составитель:
Голикова Елена Владимировна
педагог дополнительного образования ЦДТ
Год создания 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………стр.2-3
Учебно - тематический план занятий. Начальный уровень, четыре года обучения………………………………………………………стр.3
Тематический план. Начальный уровень (1-й год обучения)…...стр.4
Знания и умения учащихся………………………………………стр.4-5
Содержание тем…………………………………………………..стр.5-8
Тематический план. Начальный уровень (2-й год обучения)…...стр.9
Знания и умения учащихся………………………………………...стр.9
Содержание тем……………………………………………......стр.10-13
Тематический план. Начальный уровень (3-й год обучения)….стр.14
Знания и умения учащихся…………………………………....стр.14-15
Содержание тем………………………………………………..стр.15-18
Тематический план. Начальный уровень (4-й год обучения)….стр.19
Знания и умения учащихся………………………………….........стр.19
Содержание тем……………………………………………......стр.20-23
Методическое обеспечение программы……………………...…стр.24
Библиография…………………………………………………….стр.25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особое место в развитии ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.
Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей.
Большими возможностями для расширения нравственного и эстетического воспитания обладают учреждения дополнительного образования. Специфика учреждений дополнительного образования позволяет полнее осуществить личностно – ориентированный подход в развитии художественных способностей детей. Своевременное выявление способностей влияет на становление личности ребенка, успех в профессиональной карьере.
Данная программа разработана на основе Базисного учебного (образовательного) плана Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Программа имеет художественную направленность, предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни и создает условия, обеспечивающие развитие способностей детей и подростков с учетом их возможностей и мотивации. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка.
Целью курса обучения детей средствам изобразительного искусства являются их нравственное совершенствование, формирование духовного мира, гармоничное развитие личности.
Основными задачами курса обучения изобразительному искусству являются:
обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков;
развитие художественно – творческих, индивидуально выраженных способностей ребенка;
воспитание нравственных качеств личности ученика, эмоционально – эстетического восприятия окружающего мира;
Поставленные цели и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, композиция, декоративно – прикладное творчество, оформительская деятельность, лепка, дизайн. Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры; рисование на заданные темы по памяти и по представлению; декоративное рисование; аппликация из бумаги; лепка из пластилина; беседы об изобразительном искусстве, экскурсии, подготовка к выставкам. При этом решаются такие учебно-воспитательные задачи:
-развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;
-развивается познавательная активность учащихся;
-формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих.
Ведущие методические принципы:
1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.
2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время занятий.
3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.
4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.
В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретённый опыт в практической деятельности и повседневной жизни.
Набор детей в возрасте 8-9 лет осуществляется независимо от их способностей и умений. В основе обучения лежат групповые занятия. Наполняемость групп, согласно Уставу учреждения на начальном уровне составляет 10 человек. Обучению отведено 216 часов в году. Занятия три раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия – 40 минут. Задания по этим видам занятий тесно связанны и чередуются в логической последовательности в соответствии с содержанием тем. Беседы об изобразительном искусстве проводятся в начале каждого раздела программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Начальный уровень (четыре года обучения)
Образовательные области | Количество часов | Всего часов | |||
1 год | 2 год | 3год | 4 год | ||
Рисунок | 36 | 36 | 36 | 36 | 144 |
Живопись | 72 | 72 | 108 | 108 | 360 |
Композиция | 72 | 72 | 36 | 36 | 216 |
Беседы по искусству | 31 | 31 | 31 | 31 | 124 |
Подведение итогов | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Итого: | 216 | 216 | 216 | 216 | 864 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Начальный уровень (1-й год обучения)
№ п/п | Тема раздела | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Введение | 2 | 2 | - |
2. | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 54 | 12 | 42 |
3. | Рисование на темы и иллюстрирование | 60 | 12 | 48 |
4. | Декоративно-прикладное творчество | 48 | 6 | 42 |
5. | Лепка | 14 | 2 | 12 |
6. | Оформительская деятельность | 16 | 4 | 12 |
7. | Итоговые занятия | 6 | 2 | 4 |
8. | Культурно - досуговая деятельность | 16 | ||
Итого: | 216 | 40 | 160 |
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
К концу первого года начального уровня обучения
учащиеся должны получить начальные сведения:
о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
о разновидности линий;
об основных цветах спектра в пределах наборов акварельных красок, о главных красках (красный, желтый, синий);
начальные сведения о холодных и тёплых цветах;
о различных техниках изобразительного искусства;
о видах орнамента;
об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов;
о разнообразии геометрических фигур;
о пропорциях фигур и симметрии;
деление цветового круга на группы тёплых и холодных цветов;
особенности художественной росписи глиняной народной игрушки (Дымковской)
К концу первого года начального уровня обучения
учащиеся должны уметь:
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно – прикладного искусства;
правильно сидеть за столом, мольбертом, правильно держать лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисовать карандашом;
стремиться верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение, цвет предметов;
правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно покрывая ими нужную поверхность, меняя направление мазков по форме;
определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее удалённых предметов;
выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно – обобщенных форм растительного мира, а также геометрических форм;
лепить объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных, с натуры, по памяти и представлению;
составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
1.Вводное занятие (2 часа)
Задачи:
познакомить учащихся с содержанием курса обучения;
вызвать интерес к занятиям изобразительным искусством.
Содержание: ознакомление учащихся с содержанием курса обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Предъявляемые требования к творческим работам учащихся на первом году обучения на начальном уровне. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.
2. Рисование с натуры (рисунок, живопись) (54часа)
Задачи:
учить сравнивать рисунок с изображаемым предметом (натурой)
учить правилам рисования с натуры
учить передавать общее пространственное расположение, цвет изображаемых предметов
учить умению передавать настроение цветом, умению использовать всю гамму оттенков в живописных работах
учить особенностям работы акварелью и гуашью
учить изображать симметричную форму предметов, применяя среднюю линию как вспомогательную;
Вводное занятие.
История развития рисунка. Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Знакомство с произведениями искусства, выполненными различными художественными материалами. Беседа с показом слайдов, иллюстраций и репродукций.
Цель: познакомить с историей развития рисунка, воспитывать интерес искусству.
Содержание занятий предусматривает ознакомление с особенностями рисования предметов с натуры, общими принципами расположения предметов на листе, определением пропорций размеров изображаемых предметов.
Примерные задания:
рисование с натуры предметов геометрической формы, а также простых симметричных предметов;
рисование жуков, бабочек, птиц, простых по форме листьев деревьев, овощей, фруктов, детских игрушек;
выполнение зарисовок и набросков (по памяти, по представлению и с натуры) птиц, аквариумных рыб с передачей пропорций, строения, пространственного положения натуры;
выполнение упражнений по цветоведению (смешение красок, получение дополнительных цветов);
освоение приемов работы простым карандашом (штриховка, растушевка, светотень);
освоение приемов работы акварелью (работа по сухому, по мокрому листу, выбор колорита);
освоение приемов работы гуашью (смешение красок, направление мазка в зависимости от формы предмета, плотности слоя краски - от фактуры натуры).
Также рекомендуется выполнение графических и живописных упражнений на разных этапах занятия
3. Рисование на темы и иллюстрирование (60 часов)
Задачи:
учить умению передавать смысловую связь между элементами композиции;
учить элементарному изображению в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов;
формировать эмоционально – эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках;
способствовать развитию зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии;
Содержание занятий начального уровня первого года обучения предусматривает ознакомление с особенностями рисования по воображению, рисования растений с натуры на пленэре, рисования предметов быта несложной формы, рисования симметричных предметов, рисования простых по форме листьев, зарисовок пейзажа с соблюдением планов.
Примерные задания:
рисунки на темы: «Осенний ковер», «Морозное окно», «Букет для мамы», «Праздничный салют» и др.
иллюстрирование произведений литературы: русских народных сказок, стихотворений А.С.Пушкина, С. Есенина, рассказов.
Для воспитания интереса к искусству, расширения представлений об окружающем мире предусмотрено проведение бесед на темы:
- «Художественно – выразительные средства живописи – цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты»;
- « Художники – сказочники» (Виктор Васнецов, Иван Билибин);
- Художники – анималисты» (творчество Василия Ватагина, животные на картинах и рисунках Валентина Серова и др. художников);
4.Декоративно – прикладное творчество(48 часов)
Задачи:
учить согласовывать цвет декоративных элементов и фон при выполнении декоративных рисунков;
учить элементарным приемам кистевой росписи;
учить ритмично, передавать элементы узора, применять линию симметрии;
воспитать бережное отношение к народным традициям.
Вводное занятие.
Беседа с учащимися на тему «Орнамент как рассказ об окружающем мире». Рассказ о декоративно – прикладном искусстве, его роли в жизни человека, знакомство с правилами составления основного вида украшения – орнамента. Беседа с демонстрацией образцов - различных предметов, украшенных орнаментом (полотенце с вышивкой, предметы быта с художественной росписью)
Цель: познакомить вызвать интерес к декоративно – прикладному искусству.
Декоративное рисование
Содержание занятий декоративным рисованием предусматривает рисование узоров в полосе, прямоугольнике, на основе декоративной переработки форм растительного мира (растительный орнамент, а также композиции в полосе, квадрате). Осуществляется знакомство с видами декоративно – прикладного искусства глиняной и деревянной игрушкой, художественной росписью по глине (Дымково)
Примерные задания:
рисование в полосе, прямоугольнике, круге, треугольнике узоров на основе декоративной переработки формы и цвета объектов растительного и животного мира (листьев березы, дуба, земляники, цветов, грибов, яблок, груш, жуков, стрекоз, бабочек, птиц);
составление декоративно – сюжетной композиции на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира или изобразительных элементов из иллюстраций к басням и сказкам;
выполнение эскиза узора коврика для кукол, закладки для книг на основе декоративной переработки растительных форм (листья, цветы, грибы) и геометрических форм (круг, треугольник, квадрат);
составление праздничного узора в прямоугольнике из цветов и листьев;
украшение предметов выполненных на занятиях лепкой (дымковской игрушки).
Аппликация
Содержание занятий по аппликации начального уровня первого года обучения предусматривает рисование и вырезание узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.), вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, слона), составление простейших аппликационных композиций из разных материалов.Использование в узорах аппликаций трех основных цветов и их смешение.
Примерные задания:
рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;
составление сюжетной аппликации на темы: «Весна на дворе», «Моя любимая игрушка».
5. Лепка (14 часов)
Задачи:
научить различать пропорции и пластику формы;
развивать умения и навыки лепки;
вырабатывать навыки скульптурного восприятия предметов;
развивать глазомер, творческое воображение.
Содержание начального уровня первого года обучения предусматривает лепку листьев деревьев, овощей, фруктов, предметов быта, птиц, животных, по памяти и по представлению; лепку простых тематических композиций. Полезно предложить учащимся поработать на свободную тему. В работе необходимо использовать наглядные пособия в виде фотографий людей и животных.
Примерные задания:
лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, грибов (по выбору) с натуры, по памяти и представлению;
лепка птиц и животных (по выбору) с натуры, по памяти или представлению;
лепка тематической композиции на сказочную тематику;
лепка тематической композиции на свободную тему (для закрепления навыков и знаний полученных на предыдущих занятиях);
лепка образцов различных изделий: посуды, игрушек, предметов быта для последующей декоративной росписи на занятиях декоративно- прикладным творчеством.
Предусматриваются экскурсии на выставки и беседы.
6. Оформительская деятельность (16часов)
Задачи:
учить правилам оформления выставочных работ;
развивать творческое воображение, эстетический вкус учащихся.
Содержание занятий по оформительской деятельности начального уровня первого года обучения предусматривает обучение учащихся правилам оформления различных предметов, творческих работ к вставкам по итогам обучения. Предусматривается использование разнообразных материалов и техник, известных детям (гуашь, акварель, цветные карандаши; рисунок, аппликация, коллаж).
Примерные задания:
поздравительные открытки, закладки для книг;
паспарту для рисунка, аппликации, фотографии;
выполнение украшений для новогодней елки.
7. Итоговые занятия (6 часов)
Задачи:
закрепить знания и умения учащихся по курсу обучения;
выявить реальный уровень знаний и умений учащихся в различных направлениях изобразительной деятельности.
Содержание: теоретические знания учащихся проверяются с помощью устного опроса, тестов, контрольных карточек, кроссвордов.
8. Культурно – досуговая деятельность (16 часов)
Задачи:
развивать творческие способности учащихся;
развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию;
воспитывать культуру общения в коллективе, чувство коллективизма, взаимовыручки.
Содержание: работа с детским коллективом, с родителями.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Начальный уровень (2-й год обучения)
№ п/п | Тема раздела | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Введение | 2 | 2 | - |
2. | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 54 | 12 | 42 |
3. | Рисование на темы и иллюстрирование | 60 | 10 | 50 |
4. | Декоративно-прикладное творчество | 48 | 6 | 42 |
5. | Лепка | 10 | 2 | 8 |
6. | Оформительская деятельность | 20 | 2 | 18 |
7. | Итоговые занятия | 6 | 2 | 4 |
8. | Культурно-досуговые занятия | 16 | ||
Итого: | 216 | 36 | 164 |
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В течение второго года обучения на начальном уровне учащиеся должны получить начальные сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
понятия «живописец», «график», «графика», «набросок», «тёплый цвет», « холодный цвет»;
простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков;
начальные сведения о пластических видах изобразительного искусства;
понятие «градация цвета»;
правила изображения фигур животных;
понятия «глубина пространства», «фронтальная перспектива», «угловая перспектива»;
принципы составления композиции в орнаменте и натюрморте;
начальные сведения о Хохломской и Жостовской росписи
К концу второго года начального уровня обучения
учащиеся должны уметь:
выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства;
чувствовать гармоничное сочетание цветов в краске предметов, изящество форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе из декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, лепке, оформительской работе.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
1.Вводное занятие (2 часа)
Задачи:
познакомить учащихся с содержанием курса обучения;
вызвать интерес к занятиям изобразительным искусством.
Содержание: ознакомление учащихся с содержанием курса обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Предъявляемые требования к творческим работам учащихся на втором году обучения на начальном уровне. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.
2. Рисование с натуры (рисунок, живопись) (54 часа)
Задачи:
учить учащихся анализировать и правильно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, пространственное положение, цвет предметов;
продолжать учить элементарным правилам композиции при рисовании с натуры
формировать у учащихся навыки рисования по памяти и по представлению;
формировать умение рисовать несложный натюрморт;
учить умению передавать настроение цветом, умению использовать всю гамму оттенков в живописных работах;
формировать умение выполнять наброски и зарисовки карандашом, акварелью.
Вводное занятие.
Беседа на тему «Роль искусства в жизни человека». Показ репродукций с картин известных и местных художников.
Цель: воспитывать интерес к искусству, расширять представления об окружающем мире.
Содержанием занятий раздела начального уровня второго года обучения, является рисование предметов (отдельно и в группах - натюрморт), простых по очертаниям и строению. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода из цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение зарисовок и набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности. Графические и живописные упражнения.
Примерные задания:
рисование с натуры, а также по памяти и по представлению:
листьев деревьев, кустарников с осенней окраской; цветов, букетов цветов в вазе,
фруктов, овощей,
предметов быта,
чучел птиц и животных;
рисование с натуры несложных натюрмортов;
выполнение зарисовок и набросков с натуры игрушек.
3. Рисование на темы и иллюстрирование (60 часов)
Задачи:
учить последовательному построению композиции рисунка;
продолжать развивать умение передавать в рисунках общее пространственное расположение объектов, их смысловую связь в сюжете;
развивать воображение, фантазию учащихся, творческий подход к процессу рисования.
Содержание занятий раздела начального уровня второго года обучения, предполагает дальнейшее развитие умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и воображению.
Примерные задания:
рисование на темы: «Осень в саду», «На качелях», «В сказочном подводном мире», « Старый замок», «Летят журавли», « Полет на другую планету», иллюстрирование литературных произведений: русских народных сказок «Сивка – бурка», «Репка», «Петушок – золотой гребешок», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; сказок «Красная шапочка» Ш. Перро, «Сказка о царе Салтане» А, Пушкина, «Дедушка Мазай и зайцы» Н.Некрасова, «Серая шейка Д.Мамина – Сибиряка, «Федорино горе» К.Чуковского; басни «Стрекоза и муравей» И.Крылова; стихотворений.
Для воспитания интереса к искусству и расширения представлений об окружающем мире программой рекомендуются беседы на следующие темы:
красота родной природы в творчестве русских художников («Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);
действительность и фантастика в произведениях художников, сказка в изобразительном искусстве.
4. Декоративно-прикладное творчество (48 часов)
Задачи:
учить понимать простейшую связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета;
продолжить учить учащихся простейшим приемам кистевой росписи;
продолжить учить правилам стилизации реальных форм растительного и животного мира - в декоративные;
развивать творческое воображение, фантазию, интерес и уважение к народному искусству.
Вводное занятие.
Беседа с учащимися на тему «Узоры и орнаменты». Рассказ о красоте и роли орнамента, о силе и значимости народной культуры. Знакомство с орнаментами разных центров народного творчества.
Цель: Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Декоративное рисование
Содержание занятий декоративным рисованием начального уровня второго года обучения усложняется за счет составления эскизов простейшего декоративного оформления предметов быта, творческого использования графических элементов и цвета в декоративных работах.
Учащиеся знакомятся с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (линейный – полоса), а так же геометрическим и растительным орнаментом.
Осуществляется знакомство с новыми видами декоративно – прикладного искусства: по дереву (Хохлома), народной вышивкой, кружевом, ознакомление с современной технической и елочной игрушкой.
Примерные задания:
составление эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в круге, треугольнике;
составление узоров на основе декоративной переработки цветов, листьев цветов, грибов, ягод, птиц, рыб и животных;
составление эскизов узора коврика для кукол, закладки для книг.
Тема занятий: «Сказочный букет для любимой учительницы», «Русская матрешка в осеннем уборе» - роспись матрешки из декоративно переработанных листьев и цветов, « Осень – преддверие зимы» - выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором ( варежки, шапочки, сапожки), « Мы готовимся к встрече Нового года»- выполнение эскизов карнавальных масок, украшений костюмов и т.п., «Наряд для Новогодней елки» - выполнение эскизов игрушек из глины.
Аппликация
Содержание занятий по аппликации начального уровня второго года обучения предусматривает составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы сезонов в природе на сюжеты русских народных сказок и басен; использование в аппликациях ритма (линейного, цветового, тонового), освещения, светотени.
Примерные задания:
составление мозаичного панно на темы «Осеннее кружево листьев», «В царстве прекрасных снежинок», « Весенняя сказка цветов»
Тема занятия: «Осеннее кружево листьев»
Содержание: составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги и засушенных листьев.
Обращается особое внимание на использование в аппликациях ритма (линейного, цветового, тонового). Листья по желанию ученика можно стилизовать. Возможно выполнение коллективного панно.
После завершения – просмотр и анализ работ.
составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на сюжеты русских народных сказок и басен;
5. Лепка (10 часов)
Задачи:
совершенствовать умение лепить форму;
развивать чувство формы, объема и пропорций;
развивать умения и навыки лепки предмета конструктивным, пластическим и комбинаторным способами;
развивать воображение.
Содержание занятий начального уровня второго года обучения предусматривает лепку сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и представлению. Уделяется большое внимание развитию воображения. Предусматривается введение игровых моментов при выполнении тематических композиций.
Примерные задания:
лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта (по выбору) с натуры, по памяти и представлению;
лепка натюрморта по воображению;
лепка натюрморта по воображению имеет целью самостоятельную дифференцировку предметов. Учащиеся должны расположить их так, чтобы они хорошо смотрелись – и по сочетанию размеров, и по характеру форм (круглых, цилиндрических, смешанных);
лепка птиц и животных с натуры, по памяти и представлению;
лепка фигурок по мотивам народных игрушек с последующей росписью их на занятиях декоративно – прикладным творчеством;
лепка тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека;
лепка декоративной композиции – орнамента (рельеф) с предварительным выполнением эскиза орнамента по величине соответствующего размеру самого изделия.
Предусматриваются экскурсии на выставки, беседы, просмотры видеоматериалов о работе художников анималистах и художников народных промыслов.
6. Оформительская деятельность (20 часов)
Задачи:
учить правилам оформления выставочных работ;
развивать творческое воображение, эстетический вкус учащихся.
Содержание занятий по оформительской деятельности начального уровня второго года обучения предусматривает обучение учащихся правилам оформления различных предметов; подготовку к вставкам по итогам обучения. Рекомендуется использование разнообразных материалов и техник, известных детям (гуашь, акварель, цветные карандаши; рисунок, аппликация, коллаж, роспись изделий узорами и орнаментами).
Примерные задания:
паспарту для рисунка, аппликации, фотографии;
оформление поздравительных открыток, пригласительных билетов;
оформление стенгазеты;
выполнение украшений для новогодней елки.
7. Итоговые занятия (6 часов)
Задачи:
закрепить знания и умения учащихся по курсу обучения;
выявить реальный уровень знаний и умений учащихся в различных направлениях изобразительной деятельности.
Содержание: теоретические знания учащихся проверяются с помощью устного опроса, тестов, контрольных карточек, кроссвордов.
8. Культурно - досуговая деятельность (16 часов)
Задачи:
развивать творческие способности учащихся;
развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию;
воспитывать культуру общения в коллективе, чувство коллективизма, взаимовыручки.
Содержание: работа с детским коллективом, с родителями.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Начальный уровень (3-й год обучения)
№ п/п | Тема раздела | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Введение | 2 | 2 | - |
2. | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 70 | 8 | 62 |
3. | Рисование на темы и иллюстрирование | 72 | 8 | 64 |
4. | Декоративно-прикладное творчество | 28 | 4 | 24 |
5. | Лепка | 6 | 1 | 5 |
6. | Оформительская деятельность | 16 | 4 | 12 |
7. | Итоговые занятия | 6 | 2 | 4 |
8. | Культурно-досуговые занятия | 16 | ||
Итого: | 216 | 29 | 171 |
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В течение третьего года на начальном уровне учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст цвета и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, равновесие, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного;
простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точки схода и т. д.;
понятия «жанровая композиция», «смысловой центр»;
правила пространственного построения композиции, построения сюжета
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), в зависимости от силы и удалённости источника освещения;
принципы изображения воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета);
сведения о художественной Гжельской и Городецкой росписи.
К концу третьего года обучения на начальном уровне
учащиеся должны уметь:
рассматривать и приводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства;
чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
использовать различную штриховку для построения объёма изображаемых предметов;
исполнять импровизации по мотивам народного творчества;
использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликациях и коллективных мозаичных полотно;
анализировать формы сложных фигур и разделять их на простые;
передавать в лепных изделиях объёмную форму, конструктивно – анатомическое строение животных.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
1.Вводное занятие (2 часа)
Задачи:
познакомить учащихся с содержанием курса обучения;
учить применять знания навыки и умения на практике;
систематизировать и обобщить приобретенные;
мотивировать на дальнейшие занятия изобразительным искусством.
Содержание: ознакомление учащихся с содержанием курса обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Предъявляемые требования к творческим работам учащихся на втором году обучения на начальном уровне. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.
2. Рисование с натуры (рисунок, живопись) (70 часов)
Задачи:
продолжить учить правилам рисования с натуры;
продолжить учить рисованию более сложных натюрмортов;
учить умению правильно располагать изображение на плоскости и в пространстве;
учить выполнять зарисовки с натуры фигур людей, животных, птиц;
учить умению передавать различные психологические состояния: радость, горе, удивление, агрессия, восторг, страх, усталость и т. п.;
формировать навыки рисования людей и животных различных характеров: добрый, злой, хитрый, простодушный, смелый, трусливый.
Вводное занятие.
Беседа на тему «Изобразительное искусство как творческое отражение мира». Показ репродукций картин, где наиболее ярко выражен взгляд художника и его отношение к изображаемому.
Цель: Воспитывать интерес к искусству, умение понимать художественный язык, ценить произведения искусства.
Содержание занятий начального уровня третьего года обучения предусматривает упражнения совершенствующие умение передавать форму и структуру предмета, строить пространство на плоскости, изображать животных в разных ракурсах, в движении и т.п., выражать свои мысли художественными средствами, передавать настроение изображаемого через форму, цвет и свет.
Примерные задания:
самостоятельный выбор цветовой гаммы соответствующей настроению изображаемого объекта;
рисование различных предметов быта, фигур животных, птиц;
выполнение зарисовок характерных движений животных при выражении различных эмоций: радость, страх, дружелюбие, агресия и т. п.;
рисование по памяти хорошо знакомых явлений природы, эпизодов из жизни
выполнение этюдов:
зарисовки на улице и в помещении при различных горизонтах;
зарисовки (от себя)
Рекомендуется самостоятельное выполнение зарисовок животных, выбор колорита и освещенности на рисунке соответственно его эмоциональной окраске.
3.Рисование на темы и иллюстрирование (72 часа)
Задачи:
продолжать учить последовательному построению композиции рисунка;
учить умению передавать настроение цветом, умению использовать всю гамму оттенков в живописных работах;
продолжать формировать умение выполнять эскизы карандашом, акварелью;
развивать представление о художественных средствах выразительности;
развивать художественное мышление и творческий подход к выполнению работ;
совершенствовать чувство равновесия, художественного вкуса и гармонии;
воспитывать эстетический вкус;
продолжать формировать эмоционально – эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках.
Для развития эмоционального восприятия художественных произведений рекомендуется проводить беседы на следующие темы: «Отношение художника к тому, что он изображает», «Мир животных – в произведениях изобразительного искусства».
Цель: воспитывать интерес к искусству, расширять представления об окружающем мире.
Содержание занятий предусматривает упражнения совершенствующие умение передавать форму и структуру предмета, строить пространство на плоскости, составлять композицию, выражать свои мысли художественными средствами, передавать настроение картины через форму, цвет и свет.
Примерные задания:
выполнение упражнений необходимых для построения композиции;
зарисовки эпизодов из окружающей жизни («Радость встречи», «Четвероногий друг», «В зоопарке» и т. д.);
иллюстрирование детских книг.
4. Декоративно-прикладное творчество (28 часов)
Задачи:
продолжить учить понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета;
продолжить учить правилам стилизации реальных форм растительного и животного мира - в декоративные;
учить импровизации на темы народных мотивов;
развивать творческое воображение, фантазию, интерес к декоративно прикладному искусству;
продолжать учить пониманию символики народного искусства;
воспитывать уважение к народному творчеству.
Вводное занятие.
Беседа на тему "Народные промыслы нашей страны". Объяснение важности и необходимости понимать глубинный смысл народного искусства и его места в современном мире.
Цель: Учить быть ценителем народного искусства и способствовать его сохранению.
Декоративное рисование
Содержание занятий декоративным рисованием начального уровня третьего года обучения усложняется за счет составления эскизов декоративного оформления предметов быта, творческого использования графических элементов и цвета в декоративных работах. Учащиеся совершенствуют выполнение традиционных композиционных схем размещения орнамента, а так же геометрический и растительный орнаменты.
Осуществляются импровизации по мотивам народных промыслов декоративно – прикладного искусства: художественной росписи Дымково, Хохломы
Знакомство с новыми видами народного декоративно – прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Городец) и по фарфору (Гжель), с народной вышивкой.
Примерные задания:
составление эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге, треугольнике узоров на основе декоративной переработки цветов, листьев цветов, деревьев, животных и фигур людей;
выполнение эскизов узора декоративной тарелки, сумочки, салфетки.
Тема занятий: выполнения импровизаций на темы: «Розы Жостово», «Игрушки из Дымково» и т.п.
Аппликация
Содержание занятий по аппликации начального уровня третьего года обучения предусматривает составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги по собственному эскизу; использование в аппликациях освещения, светотени, воздушной и линейной перспектив.
Примерные задания:
составление мозаичного панно на темы «В осеннем лесу», «Зимняя сказка», «Оттепель»»
Тема занятия: «В осеннем лесу»
Содержание: составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев и других поделочных материалов.
Обращается особое внимание на использование в аппликациях ритма (линейного, цветового, тонового). После завершения – просмотр и анализ работ.
составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на сюжеты русских литературных произведений, изучаемых детьми в школе;
5. Лепка (6 часов)
Задачи:
продолжать совершенствовать умение лепить форму;
учить умению выбирать объект для лепки;
совершенствовать умения и навыки лепки предмета конструктивным, пластическим и комбинаторным способами;
продолжать развивать чувство формы, объема и пропорций;
учить умению импровизировать.
Вводное занятие.
Беседа о красоте пропорций, гармонии и совершенстве природных форм.
Цель: развивать чувство гармонии, учить использовать объем как средство художественной выразительности.
Содержание занятий начального уровня третьего года обучения предусматривает лепку сложных по форме предметов, орнаментов (рельефов), животных с натуры, по памяти и представлению. Уделяется большое внимание развитию воображения. Предусматривается выполнение тематических композиций.
Примерные задания:
лепка сложных по форме листьев деревьев, орнаментов составленных по собственным эскизам, животных;
лепка натюрморта по воображению;
лепка натюрморта по воображению имеет целью самостоятельную дифференцировку предметов. Учащиеся должны расположить их так, чтобы они хорошо смотрелись – и по сочетанию размеров, и по характеру форм (круглых, цилиндрических, смешанных).
лепка декоративной композиции – орнамента (рельеф) с предварительным выполнением эскиза орнамента по величине соответствующего размеру самого изделия.
Предусматриваются, беседы, просмотры видеоматериалов о работе художников анималистов и известных скульпторов.
6. Оформительская деятельность (16 часов)
Задачи:
совершенствовать умения правильного оформления выставочных работ;
развивать творческое воображение, эстетический вкус учащихся.
Цель: Воспитывать творческую личность, способную выражать свои мысли через изобразительное искусство.
Содержание занятий по оформительской деятельности начального уровня третьего года обучения предусматривает дальнейшее обучение учащихся правилам оформления различных предметов, подготовку к вставкам по итогам года. Рекомендуется расширение разнообразия материалов и техник, известных детям (гуашь, акварель, цветные карандаши; рисунок, аппликация, коллаж, роспись изделий узорами и орнаментами).
Примерные задания:
паспарту для рисунка, аппликации, фотографии;
оформление праздничных плакатов, объявлений;
оформление стенгазеты;
выполнение украшений для новогоднего костюма.
7. Итоговые занятия (6 часов)
Задачи:
закрепить знания и умения учащихся по курсу обучения;
выявить реальный уровень знаний и умений учащихся в различных направлениях изобразительной деятельности.
Содержание: теоретические знания учащихся проверяются с помощью устного опроса, тестов, контрольных карточек, кроссвордов.
8. Культурно - досуговая деятельность (16 часов)
Задачи:
развивать творческие способности учащихся;
развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию;
воспитывать культуру общения в коллективе, чувство коллективизма, взаимовыручки.
Содержание: работа с детским коллективом, с родителями.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Начальный уровень (4-й год обучения)
№ п/п | Тема раздела | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Введение | 2 | 2 | - |
2. | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 70 | 6 | 64 |
3. | Рисование на темы и иллюстрирование | 72 | 8 | 64 |
4. | Декоративно-прикладное творчество | 28 | 4 | 24 |
5. | Лепка | 6 (8) | 1 | 5 |
6. | Оформительская деятельность | 16(12) | 4 | 12 |
7. | Итоговые занятия | 6 | 2 | 4 |
8. | Культурно-досуговые занятия | 16 | ||
Итого: | 216 | 27 | 173 |
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В течение четвёртого года на начальном уровне учащиеся должны ознакомиться с понятиями «художественный образ» и «стили» в изобразительном искусстве различных эпох и усвоить:
сведения о разнообразии графических средств;
понятия «экстерьер» и «интерьер»;
последовательность изображения фигуры человека, схему построения фигуры человека, её пропорции, виды портрета;
основные правила рисования плаката, роль надписи на плакате и её расположение;
сведения о печатной графике, (офорт, литография, ксилография);
понятие «художественный образ».
особенности художественных стилей Средневековья и эпохи Возрождения, о художественных направлениях XX века и современного изоискусства
сведения о шедеврах мирового значения, о художниках зарубежья;
сведения о проявлениях юмора и сатиры в изобразительном искусстве.
К концу четвёртого года обучения на начальном уровне
учащиеся должны уметь:
выбирать цветовую гамму в зависимости от характера изображения, применять цветовой контраст, гармонично сочетать цветовые оттенки, соблюдать свето – теневые отношения в композиции, гармонию содержания и цветовой гаммы композиции;
использовать правила рисования плаката;
выполнять зарисовки с натуры на пленэре;
изображать интерьер, зданий, и сооружений;
определять принадлежность произведения искусства к той или иной эпохе;
составлять скульптурную композицию из фигур людей;
передавать в лепных изделиях объёмную форму, конструктивно – анатомическое строение фигуры человека;
узнавать мировые шедевры изобразительного искусства;
понимать язык изобразительного искусства, аллегорию, художественный образ, рассуждать о содержании художественного произведения и его ценности
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
1.Вводное занятие (2 часа)
Задачи:
познакомить учащихся с содержанием курса обучения;
учить применять знания навыки и умения на практике;
систематизировать и обобщить приобретенные;
мотивировать на дальнейшие занятия изобразительным искусством.
Содержание: ознакомление учащихся с содержанием курса обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Предъявляемые требования к творческим работам учащихся на втором году обучения на начальном уровне. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.
2. Рисование с натуры (рисунок, живопись) (70 часов)
Задачи:
продолжить учить правилам рисования с натуры;
учить рисованию интерьера;
продолжить учить рисованию более сложных натюрмортов;
учить умению правильно изображать здания, сооружения, внутреннее устройство помещений, интерьер;
учить выполнять зарисовки с натуры фигур людей;
учить умению передавать различные психологические состояния: радость, горе, удивление, агрессия, восторг, страх, усталость и т. п.
формировать навыки рисования людей различных характеров: добрый, злой, хитрый, простодушный, смелый, трусливый.
Вводное занятие.
Беседа на тему «Человек в изобразительном искусстве». Показ репродукций картин, где наиболее ярко выражен взгляд художника и его отношение к изображаемым людям и событиям на картинах.
Цель: Воспитывать интерес к человеку как объекту внимания художника, умение понимать смысл изображенного, ценить произведения искусства.
Содержание занятий начального уровня четвёртого года обучения предусматривает упражнения совершенствующие умение передавать форму и структуру предмета, строить пространство на плоскости, изображать людей разных характеров, в разных настроениях, ракурсах, в движении и т.п., выражать свои мысли художественными средствами, передавать настроение изображаемого через форму, цвет и свет.
Примерные задания:
самостоятельный выбор цветовой гаммы соответствующей настроению изображаемого объекта;
рисование различных предметов быта, фигур животных, птиц, фигур людей:
выполнение зарисовок характерных движений при выражении различных эмоций: в споре, просьбе, отрицании и т. п.
рисование по памяти хорошо знакомых явлений природы, эпизодов из жизни, отдельных людей;
выполнение этюдов:
зарисовки на улице и в помещении при различных горизонтах;
зарисовки (от себя)
зарисовки интерьера, зданий, и сооружений;
Рекомендуется самостоятельное выполнение зарисовок людей и животных, выбор колорита и освещенности на рисунке соответственно его эмоциональной окраске.
3.Рисование на темы и иллюстрирование (72 часа)
Задачи:
продолжать учить последовательному построению композиции рисунка;
учить умению передавать настроение цветом, умению использовать всю гамму оттенков в живописных работах;
продолжать формировать умение выполнять эскизы карандашом, акварелью;
развивать представление о художественных средствах выразительности;
развивать художественное мышление и творческий подход к выполнению работ;
совершенствовать чувство равновесия, художественного вкуса и гармонии;
воспитывать эстетический вкус;
продолжать формировать эмоционально – эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках;
учить умению образно мыслить и выражать своё видение в рисунках.
Для развития эмоционального восприятия художественных произведений рекомендуется проводить беседы на следующие темы:
«Отношение художника к тому, что он изображает», «Человек – в произведениях изобразительного искусства»
Цель: воспитывать интерес к человеку в искусстве, расширять представления об изменяющимся мире людей, зданий и сооружений в зависимости от места и времени.
Содержание занятий предусматривает упражнения совершенствующие умение передавать форму и структуру не только предметов, но и фрагментов интерьера, строить пространство на плоскости, передавать настроение и эмоции человека через положение тела, мимику, освещение.
Примерные задания:
выполнение упражнений необходимых для построения композиции;
зарисовки внешнего вида зданий и помещений по воображению;
зарисовки эпизодов из окружающей жизни («Неприятный разговор», «Не готов к уроку», «У директора», «В библиотеке» и т. д.);
иллюстрирование детских книг.
4. Декоративно-прикладное творчество (28 часов)
Задачи:
продолжить учить понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета;
продолжить учить правилам стилизации реальных форм животного мира и фигур людей - в декоративные;
продолжить учить импровизации на темы народных мотивов;
развивать творческое воображение, фантазию, интерес к декоративно прикладному искусству;
продолжать учить пониманию символики народного искусства;
воспитывать уважение к народному творчеству.
Вводное занятие.
Беседа на тему "Народные промыслы и их современное развитие ". Объяснение важности и необходимости понимать глубинный смысл народного искусства и его места в современном мире.
Цель: Учить быть ценителем народного искусства и способствовать его сохранению и развитию.
Декоративное рисование
Содержание занятий декоративным рисованием начального уровня четвёртого года обучения усложняется за счет составления эскизов декоративного оформления предметов быта, творческого использования графических элементов и цвета в декоративных работах. Учащиеся совершенствуют выполнение традиционных композиционных схем размещения орнамента, путём выполнения зооморфного и антропоморфного орнаментов.
Осуществляются импровизации по мотивам народных промыслов декоративно – прикладного искусства: художественной росписи Жостово, Хохломы, Гжели, Городца и Дымковской игрушки.
Примерные задания:
составление эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге, треугольнике узоров на основе декоративной переработки цветов, листьев цветов, деревьев, животных и фигур людей;
выполнение эскизов узора декоративной посуды и одежды.
Тема занятий: выполнения импровизаций на темы: «Воздушная гжель», «Игрушки из Дымково» и т.п.
Аппликация
Содержание занятий по аппликации начального уровня четвёртого года обучения предусматривает составление сюжетных мозаичных панно по собственному эскизу из кусочков цветной бумаги, а также с применением ткани; использование в аппликациях построение глубины пространства и объема предметов.
Примерные задания:
составление мозаичного панно на темы «Музыка космоса», «Добрая сказка», «Преданья старины глубокой».
Тема занятия: «Радость»
Содержание: составление сюжетных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, ткани и других поделочных материалов.
Обращается особое внимание на использование в аппликациях понятия аллегория, на оригинальность и художественное решение. После завершения – просмотр и анализ работ.
составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на фантастические сюжеты литературных произведений
5. Лепка (6 часов)
Задачи:
продолжать совершенствовать умение лепить форму;
учить умению выбирать объект для лепки;
совершенствовать умения и навыки лепки животных конструктивным, пластическим и комбинаторным способами;
учить умению передавать особенности формы, объема и пропорций фигуры человека;
учить умению импровизировать.
Вводное занятие.
Беседа о красоте пропорций, гармонии и совершенстве фигуры человека.
Цель: развивать чувство гармонии, учить передавать пластику и ритм движения человека.
Содержание занятий начального уровня четвёртого года обучения предусматривает лепку фигур животных в движении, фигур людей в покое и в движении по представлению и собственному эскизу, а также скульптурных композиций. Уделяется большое внимание развитию воображения. Предусматривается выполнение сюжетных композиций.
Примерные задания:
лепка фигур животных в движении, составление композиции из фигур животных по собственным эскизам;
лепка фигур людей с натуры, по памяти и представлению;
лепка фигур людей в движении
лепка тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека, с предварительным выполнением эскиза.
Предусматриваются, беседы, просмотры видеоматериалов о работе художников портретистов и известных скульпторов.
6. Оформительская деятельность (16часов)
Задачи:
учить правилам организации и оформления выставок;
развивать умение учащихся находить нестандартное решение проблемы.
Цель: Воспитывать творческую личность, способную самостоятельно повышать свой культурный уровень через изобразительное искусство.
Содержание занятий по оформительской деятельности начального уровня четвёртого года обучения предусматривает дальнейшее обучение учащихся правилам оформления тематических выставок; подготовку и организацию индивидуальных выставок по итогам обучения. Рекомендуется применение самых разнообразных материалов и освоение техник, в том числе природных материалов.
Примерные задания:
паспарту для рисунка, аппликации, фотографии;
оформление праздничных плакатов, объявлений;
оформление кабинета панно;
оформление и организация индивидуальных выставок.
7. Итоговые занятия (6 часов)
Задачи:
обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по курсу обучения;
выявить реальный уровень знаний и умений учащихся в различных направлениях изобразительной деятельности.
Содержание: теоретические знания учащихся проверяются с помощью устного опроса, тестов, контрольных карточек, кроссвордов.
8. Культурно - досуговая деятельность (16 часов)
Задачи:
развивать творческие способности учащихся;
развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию;
воспитывать культуру общения в коллективе, чувство коллективизма, взаимовыручки.
Содержание: работа с детским коллективом, с родителями.
Методическое обеспечение
Практика показывает, что на каждом этапе обучения изобразительному искусству возможно и необходимо использовать такие приемы и методы, как дифференциация и индивидуализация при выполнении заданий различной трудности и объема. Это позволяет полнее учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей. Применяются такие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
При закреплении знаний, умений и навыков использование дифференцированных и индивидуальных заданий зависит от спецификации задач занятий, уровня подготовленности и интереса к учению. Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.
Задания можно классифицировать на 3 вида:
- тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов.
- творческие, где характерна новизна формулировки, которую ребенок должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.
В работе с детьми применяются следующие технологии:
художественного образования
гуманно – личностного подхода
индивидуализации обучения
соблюдение принципов –« право на ошибку», «ситуация на успех»
Библиография
Е.Н.Степанов, И.Ф.Горелик и др. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие. - Псков,2005
Журналы "Юный художник".
Л.В.Шевчук. Дети и народное творчество: Книга для учителей. - М., 2001
Н.П.Костерин. Учебное рисование. - 2-е изд. - М., 2004 Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ, 2002г
Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ, 2002г
Энциклопедический словарь юного художника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская образовательная программа по изобразительному искусству"Радужный мир"
Программа рассчитана для детей возраста от 6- 13 лет ,в учебном плане имеются разделы прикладного творчества, при изучении всей программы дети познакомятся с разными жанрами искусства и прикладн...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по изобразительно – художественной деятельности «Картинная галерея»
Вид проекта: творческий; Время работы над проектом: срок реализации программы три года; Возраст учащихся 10-14 лет;Проблема: в связи со слабым развитием интереса, дети с нарушением интелле...
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»
Программа "Юные художники" предназначена для учреждения дополнительного образования. Отличительные особенности программы заключаются в широком применении жизненного опыта воспитанников: регулярные выс...
Образовательная программа По изобразительному искусству На 2012/2013 учебный год 1 класс «Мастерская юных художников»
Образовательная программа по изобразительному искусству на 2012/2013 учебный год1 класс «Мастерская юных художников»...
Образовательная программа По изобразительному искусству На 2012/2013 учебный год 2 класс «Мастерская юных художников»
Образовательная программа по изобразительному искусству на 2012/2013 учебный год 2 класс «Мастерская юных художников»...
Комментарии
Мне очень понравилась ваша
Мне очень понравилась ваша рабочая программа. Разработанные занятия актуальны, содержат новые педагогические технологии. Ваши методические разработки помогут и заинтересуют учителей изобразительного искусства. Спасибо!