авторская образовательная программа по изобразительному искусству"Радужный мир"
рабочая программа на тему

Конева Ольга Юрьевна

Программа рассчитана для детей возраста от 6- 13 лет ,в учебном плане имеются разделы прикладного творчества, при изучении всей программы дети познакомятся с разными  жанрами искусства и прикладного творчества. И обьединяет в себе работу с различными красками и природными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raduzhnyy_mir.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр г. Ейска» МО Ейский район

                                                                              У Т В Е Р Ж Д А Ю  

                                                  Директор МОУДОД  

                                                       «Детско-юношеский центр г. Ейска»

                                                                      __________  Л. И. Асецкая

                                                                   протокол педагогического совета

                                                    от «_____» ___________200____г. № ______

                    Программа учебной дисциплины

«Радужный мир»

____________________________________

наименование объединения

«Изобразительное искусство»

_________________________________

наименование учебной дисциплины

3 года

_________________________________

срок реализации программ

Авторская

_________________________________

вид программы

6-13 лет

_________________________________

возраст обучающихся

Конева Ольга Юрьевна

_________________________________

Ф.И.О. преподавателя

г. Ейск 2003г.


Пояснительная записка

     Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

       Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные  с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

        Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами  в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

       Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Новизна программы заключается в том, что учебный план включает изучение как изо, так и прикладного творчества, оценка деятельности учащихся оценивается бальной  рейтинговой системой.

Программа весьма актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной самодостаточной личности семейных, гражданственных, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.

       Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях изостудии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, общении с другими. Помочь в этих устремлениях,  призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 6-13 лет и состоит из следующих этапов:

  • ознакомительный, 1 год обучения, 6-7 лет;
  • развивающий,  2 год обучения, 8-10 лет;
  • исследовательский, 3 год, 11-13 лет.

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.

       Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.

        Задачи:

  1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием  художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

         3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

         4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

         5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

          6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

          Данная программа рассчитана на 3 года обучения.  Занятия в группе с первого года проходят 2 раза в неделю по 2 часа.   Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года. Занятия – 2 раза в неделю по 3 часа.

  В группы первого года принимаются все поступающие. Специального набора не производится.  В группу второго года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.

          Третий год обучения предполагает работу с одаренными детьми. Занятия проводят 3 раза в неделю по 2 часа, и в данном случае больше внимания уделяется индивидуальной  работе и творческим разработкам.

1 год-144 часа в год

2 год-216 часов в год

3год- 216 часов в год

           Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного мате-

риала);

  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • эвристический   (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы

ее решения).

           В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

           Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

           Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при проведении итогов привлекаются персонажи русских сказок – куклы. С целью проверки усвоения  терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются  специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры  устного народного творчества. Для успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных  задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры; рисование на заданные темы по памяти и представлению; декоративное рисование; работа с природным материалом; лепка; беседы об изобразительном искусстве; посещение выставок.

            Постоянный поиск форм и методов организации учебного и воспитательного процесса  позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно  насыщенной.

             Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом.

Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать  оценку. В учебных группах предусмотрена рейтинговая система оценочной деятельности.

              Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

              Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия – вариации; занятия – творческие портреты, импровизации.  Занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей; занятия – праздники; занятия – эксперименты. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

 Способы определения результативности - тестирование, творческие задания и результаты конкурсов.

Ожидаемые  результаты

Обучаемые с 1 года обучения

Должны знать:

  • названия основных и составных терминов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, аппликация, симметрия, ассиметрия, композиция, силуэт, пятно, рельеф, шликер, обжиг, роспись, лепка, керамика;
  • изобразительные основы декоративных элементов;
  • материалы и технические приемы оформления;
  • названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов,

их смешением;

        -   моделировать художественно выразительные  формы геометрических и расти-

тельных форм;

  • пользоваться материалами;
  • лепить игрушки на основе приемов дымковской игрушки;
  • применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание поверхности.

Обучаемые 2 года обучения

Должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм
  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина,   В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной-Лебедевой; А.А. Айвазовского.
  • основы графики;
  • правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне;
  • особенности материалов и техники малых скульптурных форм.

Должны уметь:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
  • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
  • выполнять декоративные пластины, добиваясь рельефного изображения путем наращивания объема;
  • лепить по заранее подготовленным эскизам;
  • передавать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и представлению;
  • проявлять творчество в создании изделий.

Обучаемые 3 года обучения

Должны знать:

  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;
  • значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная, воздушная перспективы;
  • различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
  • творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М.В. Нестерова, К.Е. Маковского;

        -    правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Должны уметь:

  • работать в определенной цветовой гамме;
  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы;
  • передавать пространственные планы способом загораживания;
  • передавать движения фигур человека и животных;
  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  • свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
  • самостоятельно комбинировать различные приемы работы с бумагой для достижения  выразительности образа;

        - решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Ознакомительный этап

п/п.

                     

                 Тема

Всего

часов

      В том числе

 теор.

  практ.            

  1

        РАДУЖНЫЙ МИР

     50

    11

      39

  2

        ЧУДЕСА КАРАНДАША

     44

     8

      36

  3

      ИГРУШКИ ДЕЛАЕМ

                   САМИ                                        

     34 

    7,5

      26,5

  4

ВЫСТАВКИ, ЭКСКУРСИИ,
РИСОВАНИЕ НА ВОЗДУХЕ

     16

     -

      16

   

               ИТОГО:

    144

   26,5

    117,5

Учебно-тематический план 2 года обучения

Развивающий этап

п/п.

                     

                       Тема

Всего

Часов

      В том числе

 теор.

  практ.            

  1

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕН-

       НОЙ ГРАМОТЫ

     69

    11

      58

  2

            ГРАФИКА

     36

     6

      30

  3

   ПЛАСТИКА,     КЕРАМИКА

       

     60 

     8

      52

  4

          ЖИВОПИСЬ

     36

     6

      30

  5

ВЫСТАВКИ, ЭКСКУРСИИ

     15

     15

     

   

                 ИТОГО:

    216

   46

    170

Учебно-тематический план 3 года обучения

Исследовательский этап

п/п.

                 Разделы

        Программы

            Темы

Всего

часов

 В том числе

 теория

  практ.            

  1

ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

1. Композиция

   72

    4

      20

2. Графика

    8

      40

   

     

  2

ПЛАСТИКА

  1. Бумажная

Пластика

    72

   12

      60

  3

4

ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ

ИСКУССТВО

   

Выставки, экскурсии    

1. Прикладная
    графика

    72

     3

      15

2. Батик

      3

       15

3. Флористика

      3

       15

Конкурсы, фестивали

    3  

       15

   

                 ИТОГО:

    216

   36

    180

Содержание

Ознакомительный этап 6-7 лет I год обучения

  1. Радужный мир.

Теоретическая часть  включает:

  • Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы  с  ними.
  • Основы цветоведения. Основные цвета, смешивание цветов, холодные цвета.
  • Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка.

Практические занятия включают

«Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу)

«Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок

«Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. Отработка приема: проведение непрерывных красочных линий

«Разноцветные шарики». Акварель, отработка приема рисования кругов в разных направлениях.

Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть

пятно»

«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приема: работы кистью

боком. Ход работы: от светлого тона к темному тону. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала.

«Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств, через

иллюстрированный материал.

«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приема: смешение цвета с белилами

«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши

«Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок-игра: общение по

телефону.

«К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов. Урок-игра:

Общение по телефону

«Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция

«Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг

«Елочка-красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор мате-

Риала

«Кто живет под снегом». Урок-игра на развитие воображения. Холодные и теплые цвета. Гуашь,

акварель (по выбору)

«Золотая рыбка». Гуашь. Отработка приема – волнистые линии. Закрепление навыка – работы

кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала

«Веселый поезд». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и поем

«Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстрации по иконописи

«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм

пятен и линий. Игра: «Мы – гномики»

«Волшебная птица весны». Теплая палитра. Гуашь. Пятно. Линия. Точка

«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь

2.Чудеса  карандаша.

Теоретическая часть:

  • Карандаш и его виды;
  • Природные свойства карандаша;
  • Техника работы с карандашом и бумагой.

Практические занятия: Знакомство с чудо помощниками: ножницами, клеем, кисточкой. Условия безопасной работы.    Отработка навыка аккуратного и экономного отрезания: полоска, квадрат,

треугольник.

«Коврик для котика». Орнамент в квадрате. Отработка навыка аккуратной работы. Ритм цветовых пятен

«Путешествие-полет в геометрическую страну». Развитие воображения.

 Вклейка плана местности с полями и озерами. Коллективная работа

Перышки для сказочной птицы. Воспитание чувства ритма. Отработка приема:

надрезание. Коллективная работа

«Осеннее очарование». Букет осенних листьев. Коллективная работа. Отработка навыка:

вырезание путем складывания. Умение планировать работу, организовать ее

последовательное исполнение

«Бабочки». Отработка приема: вырезание путем складывания. Композиционный прием:

 выделение главного. Цветная бумага. Черный или белый фон. Контраст

«Первый снег». Объемная композиция. Бумага белая, серая, гофрокартон. 

Элементы мозаики. Коллективная работа

«Дерево чудес». Закрепление навыка: вырезание путем сложения. Декорирование бабочек.

 Объемная композиция. Коллективная работа

«Сказочные домики». Коллективная композиция, составленная из вырезанных фигур 

простых геометрических форм. Воспитание чувства цветовой гармонии. Элементы полуобъема.

«Бусы для куклы». Орнаментальный ряд. Чередование цвета и формы.

«Смешные человечки». Составление фигурок животных, людей из простых геометрических

 фигур. Развитие воображения.

Превращение прямоугольника в цилиндр. Игрушка на основе цилиндра. Индивидуальная 

работа. Воплощение образа

«Пушистый котик». Отработка приема «выращивание». Белая, черная и газетная  бумага.  

Возможное использование текстиля. Коллаж

«Весеннее дерево».  Работа по цветному фону. Отработка приема: вырезание цветка из

квадрата сложением в 8 раз, в 4 раза.

«Такой забавный клоун». Объемная композиция. Игра-общение по телефону.

 Цветовые контрасты.

Индивидуальная работа

Выполнение творческого индивидуального задания с цветной  бумагой

3. Игрушки делаем сами.

Теоретическая часть:

  • Знакомство с различными пластическими материалами: пластилином, биомассой, бумагой.
  • Воспитание художественно – пластического видения окружающего мира, его форм, фактур, ритмики.
  • Понятия – рельеф, объемная пластика, ангоб.

Практические занятия:

« Как накормить ослика» Лепка корзины с фруктами.

« Лебединое озеро» Формообразующие движения.

«Сад динозавриков». Лепка из целого куска

«Мишка очень любит мед». Орнамент в круге. Ленточный орнамент. Рельеф «Парусник». Рисование иглой – стихия вода.

« Папье-маше – фрукты, овощи».

«Корзина с цветами». Подарок маме – творческая работа.

4. Выставки, экскурсии, рисование на воздухе.

Включают в себя участие ребят на выставках технического творчества, экскурсии в художественные салоны, школы искусств, музеи.

                Рисование на воздухе проводятся в теплый период времени с выездом на берег моря, парк, сквер и т.д.


Развивающий этап 8-9 лет

II год обучения

1. Основы художественной грамотности.

Теоретическая часть:

  • Свойства животных материалов, приемы работы с ними; акварель, гуашь.
  • Цвет в окружающей среде, основные и дополнительные цвета, основные сочетания в природе.
  • Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности.
  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция».
  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
  • Беседы по истории искусств.

Практические занятия:

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная ко

позиция. Организация плоскости

Натюрморт из трех предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка  

Рисующий свет. Трансформация плоскости в объем. Организация пространственной среды.

Карандаш, Бумага

Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций

Теплые цвета. Стихия – огонь. Акварель. Рисование по методу ассоциаций

Зарисовки растений с натуры. «Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон

Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета. Акварель.

Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши

Натюрморт из 4-х предметов

«Дворец снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь

Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорции человеческого лица

«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи.

Иллюстрированный журнал

«Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорции человеческой фигуры

Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения

2. Графика.

Теоретическая часть:

  • Художественные материалы, свойства графических материалов: карандаш, перо-ручка, тушь, воск, мелки.
  • Рисунок как основа графики.
  • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
  • Монотипия, творческие композиции.
  • Гравюра на картоне.
  • Прикладная графика, шрифт.

Практические занятия:

Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо

«Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера:

прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие

«Осенние листья» – композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь

Перо

Натюрморт –  характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве

Свет и тень – падающая, собственная

«Город» – цветовой фон в технике монотипии. Дома  - линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения

«Терема».  Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала.

Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного

Открытка-поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа

Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов

                              3. Пластика, керамика, природный материал

Теоретическая часть:

  • Пластические материалы и приемы работы с ними: пластилин, глина, биомасса.
  • Воспитание художественно- пластического видения.
  • Отличительные свойства разных глин.
  • Композиция в пластике.
  • Работа индивидуальная и коллективная.
  • Беседы по истории живописи с использованием иллюстративного материала. Художники Кустодиев, Рябушкин, Айвазовский. Стилевое единство, масштаб.

Практические занятия:

«Лев». Формообразование в рельефе. Последовательность выполнения рельефа. Посуда для куклы - образный  строй русской керамической посуды.

 «Диковинная птица» – мелкая пластика. Лепка из целого куска с добавлением деталей.

«Цветы и травы» – глина, фактурное разнообразие: оттиск холстом. Рисование иглой.

«Кувшинка»- морская ракушка, работа по методу проекта.

«Знак года» - коллективная декоративная композиция, по методу проекта.

 «Народная игрушка». Обращение к образному строю дымковской  игрушки.

 «Ярмарка». Работа по методу проекта.

«Мои любимые животные» - лепка по зарисовкам детей. Метод исследование. Творческая работа в подарок. – «Корзина с цветами, фруктами».

«Мой город» - медаль. Обработка приема - резьба по глине. Использование в работе натуральных зарисовок деталей.

Бумажная пластика.

Теоретическая часть:

  • Пластические свойства бумаги.
  • Ребро жесткости.
  • Плоские и объемные композиции.
  • Категории композиции: ритм, симметрия, движение, статика.
  • Беседы о сценографии, макеты рисования.
  • Материалы и инструменты: бумага, картон, нож, ножницы, клей.

Практические занятия:

Условия безопасной работы. Знакомство с инструментами, материалами.

«Диванчик и стулья». Кукольный антураж. Отработка приема: сгибание разгибание разрезание.

«Заборчик и лесенки» Ребро жесткости. Криволинейные сгибы.

« Архитектурная композиция» – работа по методу проекта. Связь с живописью, графикой.

«Новогодние маски» Трансформация плоскости в объем. Декорирование. Связь с живописью, графикой.

«Новогодняя  игрушка»– «сувенир».

4.Живопись.

Теоретическая часть:

  • Свойства гуаши, акварели.
  • Колорит, колористические оттенки.
  • Импрессионисты.
  • Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический и бытовой жанр.

Практические занятия:

«Анфас» женское лицо, акварель.

«Осенний пейзаж». Дальний  план. Теплые цвета.

« Зимушка – зима». Ближний план. Холодные цвета.

«Животные аквариума». Акварельные краски, плавное соединение красок при помощи воды.

« Весна пришла». Глубина картины, композиция.

 «Формы цветка». Колористические оттенки.

«Рисование букета». Натюрморт

«Натюрморт из фруктов».

«Праздник победы» гуашь, наброски, рисунок, композиция.

«Профессии каждые нужны» акварель, композиционное решение.

5. Экскурсии, выставки.

Экскурсии на выставки. Натуральные зарисовки в городе, на природе. Выставки, праздничные мероприятия.

Исследовательский  этап 10-13 лет III год обучения

1. Основы изобразительной  грамотности.

Теоретическая часть:

  • Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение.
  • Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника.
  • Графика. Материалы – тушь, перо.
  • Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции рисунка.

- Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.

  • Композиция. Основные правила композиции:

а) объединение по однородным признакам.

б) соблюдение закона ограничения.

в) основа живой и статичной композиции.

г) группировка элементов, обеспечение свободного пространства.

  • Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала.

Практические занятия:

«Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип « от общего к частному». Воздушная перспектива.

« Зарисовки растений с натуры в цвете». Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов.

«Натюрморт». Наброски графическими материалами: тушью, заостренной палочкой.

Предметы и пространство. Живая и статистическая композиция.

«Осенний натюрморт». Ассиметричная композиция. Теплая цветовая гамма.

« Небо в искусстве». Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа.

 «Отражение в воде». Монотипия.  Интерпретация явлений природы.

 «Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных  пятен. Фигура человека в движении.

 «Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. Пластика природных форм и линий.

 «Скачущая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм.

 «Улицы  моего города» Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры.

Творческая аттестационная работа. Оформление работ к выставке.

2. Пластика.

Теоретическая часть:

  • Художественное конструирование.
  • Этапы работы дизайнера над проектом, архитектурные фантазии.
  • Особенности формообразования в пластике.
  • Работа по методу проекта: индивидуальная, коллективная. Обращение к предметам народного быта.

Практические занятия:

«Лето» - пластика природных форм. Разнообразие приемов.

 «Архитектурные фантазии». Ритм геометрических и растительных форм.

 «Маски» - стилизация в декоративном искусстве.

 «Знак года». Новогодняя композиция. Работа по методу проекта. Соединение разных техник.

Творческий модуль. Ритмическая организация плоскости.

 «Кубик» - использование творческого модуля.

 «Любимые животные» - объемная пластика.

«Знак года» - сувенир и выставочный экспонат.

«Игрушка – сувенир» - творческая аттестационная работа.

3. Декоративно – прикладное искусство.

Теоретическая часть:

  • Декоративно – прикладное искусство – художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение.
  • Техника создания изделий: кистевая роспись, батик,  прикладная графика, флористика.
  • Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.
  • Беседы по декоративно – прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.
  • Посещение выставок.

Практические занятия:

Знакомство с новым материалом.

«Цветы» - композиция в круге. Эскиз монохромной  декоративной росписи. Освоение приема – кистевая роспись.

«Цветы и травы». Декоративная роспись. Асимметричная композиция.

«Цветы и бабочки». Декоративная роспись. Деревянная основа.

«Лето». Декоративная объемная пластика.

 «Березовая роща». Объемная пластика. Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства.

 «Осенние листья» - роспись по ткани. Зарисовки с натуры.

 «Туманный день». Интерпретация явлений природы. Свободная роспись.

 Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного платья. Работа над образом.  Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции, связь с флористикой,

 батиком.

 Флористика. Простые и сложные композиции. Смешанная техника.

                    4 Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали.

Методическое обеспечение.

                Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста так органичны занятия изобразительным искусством, лепкой, художественным конструированием. Поэтому, на ознакомительном этапе для ребенка 6-7 лет необходим определенный уровень графических навыков, важно научить чувствовать цвет. Развитие пространственного воображения дает работа с пластическими материалами. Работа с различными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение. Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В конце каждого занятия необходимо фиксировать внимание детей на достигнутом результате.

На развивающем этапе ребенок должен исследовать форму, экспериментировать с изобразительным и пластическим материалом, знакомиться с мировой культурой. Самовыразиться позволяет ребенку более свободное владение различными художественными и техническими средствами. Предлагаю разработку урока по изготовлению поделки - цветок из ракушек, на уроке ребята повторяют теорию, узнают новое и выполняют сувенир, развивая при этом свое воображение.

На исследовательском этапе необходимо научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способности, ставить перед собой задачу и осуществить ее выполнение. Знание и умения, полученные впервые годы обучения, применяются в создании творческих работ. На этом этапе акцент на обучающий компонент делается в разделе декоративно – прикладного творчества. Дети знакомятся со спецификой работы дизайнера, последовательностью работы над проектом.

Порядок работы по методу проекта

1.Возникновение идеи.

2.Работа в микрогруппах над эскизом.

3.Обговаривание цветовой гаммы, деталей, текстуры материала, техники исполнения.

4. Распределение объема работы индивидуально.

5.Индивидуальная работа с педагогом в технике пластика.

6. Коллективная сборка – монтаж композиции, обсуждение, сотворчество.

7. Добавление деталей, «заселение» персонажами.

8. Анализ выполненного проекта. При выполнении работ по методу проекта используются ранее полученные знания и навыки: многоцветная заливка акварелью, орнаментика, элементы графики. При работе над проектом у детей появляется побуждение обращаться к книгам, альбомам по искусству.

Помещение, оборудование, дидактический материал.

  • класс светлый, просторный;
  • мольберты -12шт;
  • стулья - 24;
  • шкаф -2;
  • доска -1;
  • проектор, компьютер, экран.
  • краски, мелки
  • бумага, ткань.
  • канцелярские принадлежности;
  • репродукции художественные;
  • иллюстративный материал.


Литература

Литература для педагогов

1. Л.А. Маркина.
    «Собрание Третьяковской галереи.

      Москва. Изобразительное искусство. 1996 г.

2. М.Михайшина
    «Уроки живописи»
    Минск. Издательство ВМ Скакун. 1999г.

3. М.Михайшина
    «Уроки рисования»
    Минск. Издательство ВМ Скакун. 1999г

4. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
   Художественные  кружки – М. Просвещение, 1995г.

5. О.Ю. Соколова.

      «Секреты композиции для начинающих художников»
     Москва. АСТ. Астрель. 2002г

Литература для детей:

1 В. М. Вильчинский.
  «Учитесь рисовать» 1981 г.

2. Энциклопедия рисования.

     Издана ООО РОС МЭЛ 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к  духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к  духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа "Юные художники" предназначена для учреждения дополнительного образования. Отличительные особенности программы заключаются в широком применении жизненного опыта воспитанников: регулярные выс...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «РОСТОК»

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования.  Программа имеет художественную направленность, предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением о...

Образовательная программа По изобразительному искусству На 2012/2013 учебный год 1 класс «Мастерская юных художников»

Образовательная программа по изобразительному искусству на 2012/2013 учебный год1 класс «Мастерская юных художников»...

Образовательная программа По изобразительному искусству На 2012/2013 учебный год 2 класс «Мастерская юных художников»

Образовательная программа по изобразительному искусству на 2012/2013 учебный год 2 класс «Мастерская юных художников»...

Авторская рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса

Авторская рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса...


 

Комментарии

Конева Ольга Юрьевна

программа содержит все требуемые разделы, актуальна и результативна