Программа формирования профессиональных компетентностей педагога
рабочая программа по теме
Реалии жизни современного общества заставляют педагога постоянно учиться и овладевать новыми, порой достаточно сложными для них технологиями. Организация на уровне учреждения непрерывного обучающего процесса способна не только помочь педагогам усовершенствовать профессиональные компетенции, но и снизить уровень психоэмоционального напряжения, обусловленного необходимостью в режиме «on lain» повышать свои знания, умения, действия. Что в конечном результате, положительно скажется на состоянии здоровья педагогов и качестве воспитательно-образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи
г. Волжска, Республики Марий Эл
СОГЛАСОВАНО Протокол профсоюзного комитета № __5 от « 20 » _мая 2010г. Председатель п/к МОУ ДОД ДТД и М ________________________ А.В. Иринева | УТВЕРЖДЕНО Протокол педагогического совета № __4__ от « 18 » мая 2010 г. Директор МОУ ДОД ДТД и М г. Волжска, Республики Марий Эл ________________ Т.П. Низамутдинова |
ПРОГРАММА
формирования профессиональных компетентностей педагогов
«ВЖВУ – век живи, век учись»
Автор-составитель Фокеева Г.Г. методист по научно-методической работе, I категории Срок реализации 3 года |
2010г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы | Программа формирования профессиональных компетентностей педагогов «ВЖВУ – век живи, век учись».
|
Рецензент | Низамутдинова Татьяна Петровна, директор МОУ ДОД ДТД и М, методист высшей категории. |
Основания для разработки программы | Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Федеральный закон от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей № 233 от 07.03.1995 (с учетом постановления Правительства РФ от 22.02.1997г. № 212, от 08.08.2003 № 470. от 01.02.2005 № 49 № 752 от 07.12 2006 г. от 10.03.2009 № 216). Устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи г. Волжска. |
Заказчик Программы | Администрация Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи. |
Ф.И.О., должность автора | Фокеева Галина Григорьевна, методист по научно-методической работе. |
География реализации программы | Программа нацелена на работу с педагогами учреждения МОУ ДОД ДТД и М, материал программы может быть использован в работе ГМО педагогов дополнительного образования УДОД города. |
Целевые группы | Программа ориентирована на работу с педагогами учреждений дополнительного образования детей. |
Цель программы | Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. |
Направление | Организация работы по повышению квалификации педагогов. Совершенствование педагогической деятельности. |
Вид программы | авторская |
Сроки реализации | Программа рассчитана на 3 года реализации.. |
Постановление об утверждении программы. | Решение Педагогического Совета МОУ ДОД ДТД и М - Протокол № 4 от 18.05.2010г. Решение Профсоюзного комитета МОУ ДОД ДТД и М - Протокол № 5 от 20.05.2010г.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление | Организация работы по повышению квалификации педагогов. Совершенствование педагогической деятельности. |
Новизна | Совершенствование уровня профессиональных компетентностей педагогов происходит через становление здравотворческой позиции педагога, посредством формирования его готовности к здравотворческой деятельности, характеризующейся профессионально-педагогической направленностью и предполагающей: наличие эмпатийного отношения к детям; убежденность в необходимости сохранения и приумножения всех компонентов здоровья: физического, социального и психического; стремление к самореализации и здравосозидающей деятельности. |
Актуальность, целесообразность | Каждый руководитель понимает, что для полноценного функционирования современного учреждения, прежде всего, необходимы работоспособные кадры, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства и мотивационной направленностью на сохранение и воспроизводство собственного здоровья. В учреждения дополнительного образования детей (УДОД) зачастую приходят педагоги не готовые к сиюминутной качественной педагогической практике. Не все педагоги дополнительного образования имеют специальную педагогическую подготовку, соответственно, хорошо зная свой предмет, они не всегда способны обучить детей, теряют уверенность в себе как в педагоге и бросают это занятие раз и навсегда. Учреждение «теряет» очередного сотрудника, дети - возможность научиться хорошим вещам. Реалии жизни современного общества заставляют педагога постоянно учиться и овладевать новыми, порой достаточно сложными для них технологиями. Организация на уровне учреждения непрерывного обучающего процесса способна не только помочь педагогам усовершенствовать профессиональные компетенции, но и снизить уровень психоэмоционального напряжения, обусловленного необходимостью в режиме «on lain» повышать свои знания, умения, действия. Что в конечном результате, положительно скажется на состоянии здоровья педагогов и качестве воспитательно-образовательного процесса. |
Отличительные особенности | Программа «ВЖВУ – век живи, век учись» рассчитана на 3 года реализации, апробирована в течение 4 лет, первый вариант программы разработан в 2009г. и был ориентирован на работу с педагогами дополнительного образования МОУ ДОД «ЦДОД «Каскад». Новая редакция программы выполнена в 2010г. содержание усовершенствовано с учетом предложений педагогов МОУ ДОД ДТД и М г. Волжска. Раздел «Здоровье педагога и здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» разработан на основе трехлетней деятельности автора под руководством кандидата педагогических наук доцента кафедры детской и специальной педагогики МГПИ им. Н.К. Крупской г. Йошкар-Ола С.В. Кораблевой. И проводился автором в период работы в качестве зам. директора по учебно-воспитательной работе в МДОУ д/с № 16 «Аленка» г. Волжска в форме семинара-практикума с воспитателями МДОУ. Программа мобильна: тематика занятий может меняться в зависимости от запросов педагогов, изменений в нормативной базе, приоритетов образовательной системы страны, республики, города, учреждения. |
Цели: | 1.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. 2.Формирование динамического стереотипа поведения, основанного на истинных потребностях, способствующих здоровому образу жизни и определяющих бережное отношение к здоровью окружающих людей. |
Задачи: | активизировать деятельность педагогов по овладению современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ технологиями; активизировать участие педагогов в проектно-конкурсной деятельности; развивать стремление к самосовершенствованию профессионального мастерства; повысить уровень знаний педагогов в области культуры здоровья и здорового образа жизни; развивать самоконтролируемую активность педагогов в созидании своего здоровья и здоровья воспитанников; способствовать становлению здравотворческой позиции педагогов ориентированной на сбережение и созидание потенциала здоровья детей. |
Контингент | Педагогические сотрудники учреждения дополнительного образования детей вне зависимости от уровня специальной подготовки и возрастного ценза. |
Организация образовательного процесса |
Сроки реализации | Программа долгосрочная, рассчитана на 3 года реализации. |
Режим занятий | 2 раза в месяц по 60 минут, время занятий может быть увеличено до 2х часов, в зависимости от заинтересованности педагогов и сложности материала. |
Первый год | Изучение актуальных документов нормативно-правовой базы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Формирование информационно-методической готовности педагога к здравосберегающему обучению и здравотворческой деятельности в процессе работы с детьми. Сан.ПиН.2.4.4.1251-03 Практикум. Освоение информационно-коммуникационных технологий. |
Второй год | 1.Изучение актуальных документов нормативно-правовой базы. Смена приоритетов в современном российском образовании. Новые ФГОС второго поколения. 2.Освоение здоровьесберегающих технологий и личностно-ориентированного подхода к работе с детьми. 3.Практикум. Формирование универсальных учебных знаний детей в системе дополнительного образования. |
Третий год | 1.Изучение актуальных документов нормативно-правовой базы. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 2.Закрепление работы по становлению здравотворческой позиции педагога, ориентированной на сбережение и созидание потенциала здоровья воспитанников. 3. Практикум. Освоение технологий проектирования. Педагогические и социальные проекты. |
Формы занятий | Школа методического обучения, включающая: лекции-беседы; практикум; ролевые и деловые игры с элементами тимбилдинга; анализ; мастер-класс, открытые занятия. |
Ожидаемые результаты | Повысится уровень знаний нормативно-правовой базы у педагогов. Сформируется мотивационная и методическая готовность педагогов к инновационной деятельности. Педагоги смогут осознанно и эффективно применять здоровьесберегающие, проектные и ИКТ технологии в организации воспитательно-образовательного процесса в творческих объединениях и в работе по самосовершенствованию. Педагоги осознают зависимость физического здоровья от психического. Будут стремиться к здавосозидающему индивидуальному поведению. Сформируется устойчивая здравотворческая позиция педагогов по отношению к своему здоровью и здоровью воспитанников. |
Критерии и методы оценки результатов |
Критерии эффективности реализации проекта | Наличие желания педагогов посещать занятия (визуальные наблюдения). Наличие положительной динамики участия педагогов в проектно-конкурсной деятельности. Результаты защиты на квалификационную категорию. Количество педагогов прошедших курсы повышения квалификации. Наличие положительной динамики занятий педагогов инновационной деятельностью, в том числе коррекция ОП ДОД, с учетом полученных знаний. Положительная динамика уровня комфортности в коллективе сотрудников. |
Способы оценки эффективности проекта | Анкетирование педагогов. Анализ уровня педагогического мастерства педагогов (тематический и оперативный контроль). Анализ результативности и результатов воспитательно-образовательного процесса. |
Учебно-тематический план на 2010-2011 учебный год (1 год обучения)
Раздел | Тема, программное содержание. | Общ к-во час. | В том числе |
теория | практика |
1.Изучение нормативно-правовой базы | Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». | 1 | 1 | - |
2.Здоровье педагога и здоровьесберегающие технологии в работе с детьми | 1.Философия здоровья. Всемирная организация Здравоохранения о здоровье. Здоровье для всех. Закономерности, механизмы и средства формирования, сохранения и воспроизводства здоровья. Настрой на здоровье. - Социокультурные традиции здоровья. С миру по нитке…Здравотворческие традиции народов Поволжья (русские, мари, татары). | 2 | 1 | 1 |
2.Здравотворческий режим жизнедеятельности. Наше здоровье в наших руках. Основы здорового образа жизни. Критерии и компоненты ЗОЖ. Основные принципы ЗОЖ. | 1 | 1 | - |
3.Основы здорового образа жизни. - Общение - одна из главных ценностей человеческого бытия. Общение, как фактор, влияющий на здоровье человека. Стресс и психическое здоровье. Удовольствие – роскошь или необходимость. - Питание. «Золотые» правила питания. Эстетика и гигиена питания. - Сон. Что на свете всех милее…(значение сна в жизни человека, его здоровье). Полноценный ночной отдых (факторы, влияющие на сон). Бегом от бессонницы (народные средства и нетрадиционные методы). - Движение. Жизнь-это движение, движение - это жизнь. Физические нагрузки, способствующие формированию и сохранению здоровья. Эстетика и гигиена при занятиях физкультурой. | 4 | 2 | 2 |
4.Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования Формы здравотворческой работы с детьми. Сан.ПиН.2.4.4.1251-03 | 2 | - | 2 |
3.Практикум. Современные технологии. | Практикум. Освоение информационно-коммуникационных технологий. Создание электронных презентаций. Общение в социальных сетях. | 6 | 1 | 5 |
ИТОГО: | 16 | 6 | 10 |
Учебно-тематический план на 2011-2012 учебный год (2 год обучения)
Раздел | Тема, программное содержание. | Общ к-во час. | В том числе |
теория | практика |
1.Нормативно-правовая база | Федеральный государственный стандарт основного общего образования (17 декабря 2010 года). | 1 | 1 | - |
2.Здоровье педагога и здоровьесберегающие технологии в работе с детьми | 1.Понятие педагогической технологии | 1 | 1 | - |
3.Практикум. Современные требования к УВР. | 1.ФГОС и дополнительное образование детей – нормативно-правовая база. | 1 | 1 | - |
2.Роль и место УУД в образовательной программе дополнительного образования детей | 1 | 1 | - |
3.Методология проектирования концепции развития универсальных учебных действий (УУД). Личностные УУД. Регулятивные УУД. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. | 6 | 3 | 3 |
ИТОГО | 16 | 10 | 6 |
Учебно-тематический план на 2012-2013 учебный год ( 3 год обучения)
Раздел | Тема, программное содержание. | Общк-во час. | В том числе |
теория | практика |
1.Нормативно-правовая база | Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 | 1 | 1 | - |
2. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми | Становлению здравотворческой позиции педагога. Практическое освоение личностно-ориентированного подхода ти здоровьесберегающих технологий. Открытые занятия, мастер-классы. | 5 | - | 5 |
3.Практикум. Современные технологии. | Освоение технологий проектирования. Педагогические и социальные проекты. Общие понятия о проектировании. Что такое проект, для чего он нужен. Характеристики проекта. Фазы проектирования. Методы проектирования. Конструирование систем. Построение плана действий. Оформление проекта. Реализация проекта. | 10 | 5 | 5 |
ИТОГО | 16 | 6 | 10 |
ЛИТЕРАТУРА
Раздел 1. Нормативно-правовая база
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"04 февраля 2010 г. Пр-271.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011 г.
Обеспечение порядка введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Москва, 2010 г. Материалы Всероссийского семинара-совещания. руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПин 2.4.4.1251-03
Раздел 2. Здоровье педагога и здоровьесберегающие технологии в работе с детьми
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань. 1996г.
Алберти Л.В. Литвинова И.П., Лыба С.И. Семья принимает гостей. «Культура и традиции», М.,1995г.
Апанасенко Г.П., Попова Л.А. Медицинская валеология, Ростов-на-Дону «Феникс», Киев «Здоровье», 2000г.
Аведисова А.С. Стратегия овладения стрессом, //Здоровье, 1997, № 9, с63
Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни.- М., 1999г.
Кораблева С.В., Корсакова О.Н., Фокеева Г.Г. Здравотворческая деятельность педагога - воспитателя. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования. Мин.обр. РФ. Казань – Йошкар-Ола. Центр инновационных технологий, 2002г.
Кораблева С.В., Корсакова О.Н., Фокеева Г.Г. Здравосозидающий аспект работы воспитателя. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества воспитания. Мин.обр. РФ. Казань – Йошкар-Ола. Центр инновационных технологий, 2003г.
Люшер М. Сигналы личности, Воронеж, 1993г.
Петленко В.П. Валеология .Человек, - КН. 1, Т. 1,2,3, КНГ2 Т.4,5, С-П,1998г
Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис, тенденция развития, - С-П, 1997г..
Личностно - ориентированные технологии
Галагузова, Ю.Н. Совмещение специальностей социального профиля: интегративно-дифференцированный подход / Ю.Н. Галагузова, И.А. Ларионова //Педагогика.-208.-№2.-С.51-57.
Калачихина, О.Д. Создание личностно-ориентированной образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся/ О.Д. Калачихина //Школьные технологии.-2007.-№4.-С.112-115.
Кирюшина, О.Н. Система эмпирических методов как инструмент реализации личностно-ориентированного образования/ О.Н. Кирюшина //Методист.- 2007.-№8.-С.38-46.
Куклина Л.В. Моделирование личностно-ориентированных воспитательных технологий в условиях воспитательной системы школы: монография/Л.В.Куклина, Н.И. Абрамова. - Ульяновск: УЛГПУ,2006.- 166с.
Левин, Э.А. Методика индивидуально-группового обучения: [практика индивидуально-группового обучения рассматривается под углом зрения решения проблемы самообразования школьников] / Э.А. Левин, О.И. Прокофьева.- М.: Сентябрь,2007. -112с.
Лукьянова М.И. Личностно ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения //Психология обучения.-2008.-№5.-С.49-56.
Пикан, В.В. Вариативное обучение (изучаем вместе, но по-разному)/ Пикан В.В. //Школьные технологии.-2008.-№1.-С.С.100-111.
Н.К. Смирнов Здоровье сберегающие технологии в современной школе. М.; АПК ПРО,2002г.-с.62
Раздел 3.Практикум. Образовательные технологии. Современные требования к УВР.
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2011 г.
Д.В.Григорьев, П.В. Степанов, Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Издательство «Просвещение, 2011г.
А.В. Даньшина. Формирование ключевых компетентностей учащихся. 2003—2010 Издательский дом «Первое сентября».
М.М. Поташник. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010. - 448 с.
Е.В. Советова, Эффективные образовательные технологии. Ростов на Дону Феникс, 2007, 275с.
Метод проектов в обучении и воспитании
Денисова, Н.А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования/Н.А Денисова//Дополнительное образование и воспитание.-2007.-№10.-С.14-22.
Деревянко, И. От проекта к проекту – путем самостоятельного поиска знаний/ И. Деревянко //Директор школы.-2007.-№5.-С.69-75.
Захарова С.А. Содержание и реализация музыкально-проектной деятельности учащихся в условиях интеграции базового и дополнительного образования/ С.А.Захарова//Методист.-2008.-№9.-С.37-40.
Иванов, Д.И. Метод проектно-проблемного обучения/ Д.И. Иванов //Библиотека ж. «Директор школы».-2007.-№6.-С.97-103.
А.М. Новиков, Д.А. Новиков. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). Пособие для работников образования, участвующих в образовательной деятельности. Москва: «Эгвес», 2004.-120с.
Проектный урок: сб. ст./Департамент образования г. Москвы, Моск. ин-т открытого образования; [ред.-сост. Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина]. - М.:МИСО,2006.-119с.
Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе (методическое пособие): [современные подходы к содержанию и организации проектной деятельности школьников в процессе модернизации системы образования] / М.Б. Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск»,2006.-160с.
Управление проектами в социальной сфере: Методика разработки, выполнения и оценивания проектов: [рассматривается взаимосвязь плана, проекта, программы; описывается методика управления проектным циклом; приводятся примеры социальных проектов, успешно реализованных в образовательных учреждениях Нижегородской области] /Авт.-сост. Е.В.Орлов. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии»,2007.-[60с.].
Шаповалова, Н.Г. Метод проектов: практика применения / Н.Г. Шаповалова //Начальная школа плюс до и после.-2007.-№9.-С.3-9.
Швецова О. «Звездочки обдумывания», или Введение проектную деятельность//Директор школы.-2008.-№9.-С.56-62.
Яковлев, В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе/ В.В. Яковлев, С.Ф. Пачко //Образование в современной школе.- 2008.-№1.-С.15-22.
Информационные технологии
Информационные технологии в российском образовании/сост.: И.Б. Шиян; автор идеи А.И. Адамский. - М.: Эврика,2003.-144с. - (Библиотека культурно-образовательных инициатив).
Коротеева, О.С. Новые образовательные технологии в информационном пространстве/ О.С. Коротеева, Л.В. Хорева //Образовательные технологии.-2008.-№2.-С.64-74.
Новиков А.Е. Сетевые информационные технологии в образовании//Методист.-2008.-№9.-С.2-9.
Цифровые образовательные ресурсы в школе: вопросы педагогического проектирования: сб. учеб.-методич. материалов для пед. вузов /Нац. Фонд подг. кадров. - М.: Унив. кн.,2008.-557с.-(Библиотека Системы Образования).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум по теме «Формирование профессиональной компетентности педагогов по организации освоения учащимися УУД»
Цель: актуализация необходимости развития профессиональной компетентности педагога в современных условияхЗадачи:- Осмыслить понятия компетентность и компетенция;- Определить профессиональн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/14/picture-736203-1452732836.jpg)
Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта
Одним из показателей качества образовательного процесса является уровень профессиональной компетентности педагогов. Из всех компетенций, необходим...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/23/picture-443957-1592904826.jpg)
"Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО"
Выступление на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС основного общего образования" 26.02.2016., доклад заместителя директора по УВР Мартьянововй О.В....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/03/picture-901005-1488552189.jpg)
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/27/picture-1087041-1543343511.jpg)
статья в журнал "Управление формированием профессиональной компетентности педагогов"
Из опыта работы заместителем директора по УВР...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-1139888-1572723449.jpg)
Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагога
Педсовет «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагога». На педсовете обобщен инновационный опыт школы в условиях перехода на нов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-342651-1414342325.jpg)
«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»
Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....