Программа формирования профессиональных компетентностей педагога
рабочая программа по теме
Реалии жизни современного общества заставляют педагога постоянно учиться и овладевать новыми, порой достаточно сложными для них технологиями. Организация на уровне учреждения непрерывного обучающего процесса способна не только помочь педагогам усовершенствовать профессиональные компетенции, но и снизить уровень психоэмоционального напряжения, обусловленного необходимостью в режиме «on lain» повышать свои знания, умения, действия. Что в конечном результате, положительно скажется на состоянии здоровья педагогов и качестве воспитательно-образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_forrmirovaniya_prof._kompet._pedagogov.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи
г. Волжска, Республики Марий Эл
СОГЛАСОВАНО Протокол профсоюзного комитета № __5 от « 20 » _мая 2010г. Председатель п/к МОУ ДОД ДТД и М ________________________ А.В. Иринева | УТВЕРЖДЕНО Протокол педагогического совета № __4__ от « 18 » мая 2010 г. Директор МОУ ДОД ДТД и М г. Волжска, Республики Марий Эл ________________ Т.П. Низамутдинова |
ПРОГРАММА
формирования профессиональных компетентностей педагогов
«ВЖВУ – век живи, век учись»
Автор-составитель Фокеева Г.Г. методист по научно-методической работе, I категории Срок реализации 3 года |
2010г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы | Программа формирования профессиональных компетентностей педагогов «ВЖВУ – век живи, век учись».
|
Рецензент | Низамутдинова Татьяна Петровна, директор МОУ ДОД ДТД и М, методист высшей категории. |
Основания для разработки программы | Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Федеральный закон от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей № 233 от 07.03.1995 (с учетом постановления Правительства РФ от 22.02.1997г. № 212, от 08.08.2003 № 470. от 01.02.2005 № 49 № 752 от 07.12 2006 г. от 10.03.2009 № 216). Устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи г. Волжска. |
Заказчик Программы | Администрация Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи. |
Ф.И.О., должность автора | Фокеева Галина Григорьевна, методист по научно-методической работе. |
География реализации программы | Программа нацелена на работу с педагогами учреждения МОУ ДОД ДТД и М, материал программы может быть использован в работе ГМО педагогов дополнительного образования УДОД города. |
Целевые группы | Программа ориентирована на работу с педагогами учреждений дополнительного образования детей. |
Цель программы | Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. |
Направление | Организация работы по повышению квалификации педагогов. Совершенствование педагогической деятельности. |
Вид программы | авторская |
Сроки реализации | Программа рассчитана на 3 года реализации.. |
Постановление об утверждении программы. | Решение Педагогического Совета МОУ ДОД ДТД и М - Протокол № 4 от 18.05.2010г. Решение Профсоюзного комитета МОУ ДОД ДТД и М - Протокол № 5 от 20.05.2010г.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление | Организация работы по повышению квалификации педагогов. Совершенствование педагогической деятельности. |
Новизна | Совершенствование уровня профессиональных компетентностей педагогов происходит через становление здравотворческой позиции педагога, посредством формирования его готовности к здравотворческой деятельности, характеризующейся профессионально-педагогической направленностью и предполагающей: наличие эмпатийного отношения к детям; убежденность в необходимости сохранения и приумножения всех компонентов здоровья: физического, социального и психического; стремление к самореализации и здравосозидающей деятельности. |
Актуальность, целесообразность | Каждый руководитель понимает, что для полноценного функционирования современного учреждения, прежде всего, необходимы работоспособные кадры, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства и мотивационной направленностью на сохранение и воспроизводство собственного здоровья. В учреждения дополнительного образования детей (УДОД) зачастую приходят педагоги не готовые к сиюминутной качественной педагогической практике. Не все педагоги дополнительного образования имеют специальную педагогическую подготовку, соответственно, хорошо зная свой предмет, они не всегда способны обучить детей, теряют уверенность в себе как в педагоге и бросают это занятие раз и навсегда. Учреждение «теряет» очередного сотрудника, дети - возможность научиться хорошим вещам. Реалии жизни современного общества заставляют педагога постоянно учиться и овладевать новыми, порой достаточно сложными для них технологиями. Организация на уровне учреждения непрерывного обучающего процесса способна не только помочь педагогам усовершенствовать профессиональные компетенции, но и снизить уровень психоэмоционального напряжения, обусловленного необходимостью в режиме «on lain» повышать свои знания, умения, действия. Что в конечном результате, положительно скажется на состоянии здоровья педагогов и качестве воспитательно-образовательного процесса. |
Отличительные особенности | Программа «ВЖВУ – век живи, век учись» рассчитана на 3 года реализации, апробирована в течение 4 лет, первый вариант программы разработан в 2009г. и был ориентирован на работу с педагогами дополнительного образования МОУ ДОД «ЦДОД «Каскад». Новая редакция программы выполнена в 2010г. содержание усовершенствовано с учетом предложений педагогов МОУ ДОД ДТД и М г. Волжска. Раздел «Здоровье педагога и здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» разработан на основе трехлетней деятельности автора под руководством кандидата педагогических наук доцента кафедры детской и специальной педагогики МГПИ им. Н.К. Крупской г. Йошкар-Ола С.В. Кораблевой. И проводился автором в период работы в качестве зам. директора по учебно-воспитательной работе в МДОУ д/с № 16 «Аленка» г. Волжска в форме семинара-практикума с воспитателями МДОУ. Программа мобильна: тематика занятий может меняться в зависимости от запросов педагогов, изменений в нормативной базе, приоритетов образовательной системы страны, республики, города, учреждения. |
Цели: | 1.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. 2.Формирование динамического стереотипа поведения, основанного на истинных потребностях, способствующих здоровому образу жизни и определяющих бережное отношение к здоровью окружающих людей. |
Задачи: | активизировать деятельность педагогов по овладению современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ технологиями; активизировать участие педагогов в проектно-конкурсной деятельности; развивать стремление к самосовершенствованию профессионального мастерства; повысить уровень знаний педагогов в области культуры здоровья и здорового образа жизни; развивать самоконтролируемую активность педагогов в созидании своего здоровья и здоровья воспитанников; способствовать становлению здравотворческой позиции педагогов ориентированной на сбережение и созидание потенциала здоровья детей. |
Контингент | Педагогические сотрудники учреждения дополнительного образования детей вне зависимости от уровня специальной подготовки и возрастного ценза. |
Организация образовательного процесса |
Сроки реализации | Программа долгосрочная, рассчитана на 3 года реализации. |
Режим занятий | 2 раза в месяц по 60 минут, время занятий может быть увеличено до 2х часов, в зависимости от заинтересованности педагогов и сложности материала. |
Первый год | Изучение актуальных документов нормативно-правовой базы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Формирование информационно-методической готовности педагога к здравосберегающему обучению и здравотворческой деятельности в процессе работы с детьми. Сан.ПиН.2.4.4.1251-03 Практикум. Освоение информационно-коммуникационных технологий. |
Второй год | 1.Изучение актуальных документов нормативно-правовой базы. Смена приоритетов в современном российском образовании. Новые ФГОС второго поколения. 2.Освоение здоровьесберегающих технологий и личностно-ориентированного подхода к работе с детьми. 3.Практикум. Формирование универсальных учебных знаний детей в системе дополнительного образования. |
Третий год | 1.Изучение актуальных документов нормативно-правовой базы. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 2.Закрепление работы по становлению здравотворческой позиции педагога, ориентированной на сбережение и созидание потенциала здоровья воспитанников. 3. Практикум. Освоение технологий проектирования. Педагогические и социальные проекты. |
Формы занятий | Школа методического обучения, включающая: лекции-беседы; практикум; ролевые и деловые игры с элементами тимбилдинга; анализ; мастер-класс, открытые занятия. |
Ожидаемые результаты | Повысится уровень знаний нормативно-правовой базы у педагогов. Сформируется мотивационная и методическая готовность педагогов к инновационной деятельности. Педагоги смогут осознанно и эффективно применять здоровьесберегающие, проектные и ИКТ технологии в организации воспитательно-образовательного процесса в творческих объединениях и в работе по самосовершенствованию. Педагоги осознают зависимость физического здоровья от психического. Будут стремиться к здавосозидающему индивидуальному поведению. Сформируется устойчивая здравотворческая позиция педагогов по отношению к своему здоровью и здоровью воспитанников. |
Критерии и методы оценки результатов |
Критерии эффективности реализации проекта | Наличие желания педагогов посещать занятия (визуальные наблюдения). Наличие положительной динамики участия педагогов в проектно-конкурсной деятельности. Результаты защиты на квалификационную категорию. Количество педагогов прошедших курсы повышения квалификации. Наличие положительной динамики занятий педагогов инновационной деятельностью, в том числе коррекция ОП ДОД, с учетом полученных знаний. Положительная динамика уровня комфортности в коллективе сотрудников. |
Способы оценки эффективности проекта | Анкетирование педагогов. Анализ уровня педагогического мастерства педагогов (тематический и оперативный контроль). Анализ результативности и результатов воспитательно-образовательного процесса. |
Учебно-тематический план на 2010-2011 учебный год (1 год обучения)
Раздел | Тема, программное содержание. | Общ к-во час. | В том числе |
теория | практика |
1.Изучение нормативно-правовой базы | Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». | 1 | 1 | - |
2.Здоровье педагога и здоровьесберегающие технологии в работе с детьми | 1.Философия здоровья. Всемирная организация Здравоохранения о здоровье. Здоровье для всех. Закономерности, механизмы и средства формирования, сохранения и воспроизводства здоровья. Настрой на здоровье. - Социокультурные традиции здоровья. С миру по нитке…Здравотворческие традиции народов Поволжья (русские, мари, татары). | 2 | 1 | 1 |
2.Здравотворческий режим жизнедеятельности. Наше здоровье в наших руках. Основы здорового образа жизни. Критерии и компоненты ЗОЖ. Основные принципы ЗОЖ. | 1 | 1 | - |
3.Основы здорового образа жизни. - Общение - одна из главных ценностей человеческого бытия. Общение, как фактор, влияющий на здоровье человека. Стресс и психическое здоровье. Удовольствие – роскошь или необходимость. - Питание. «Золотые» правила питания. Эстетика и гигиена питания. - Сон. Что на свете всех милее…(значение сна в жизни человека, его здоровье). Полноценный ночной отдых (факторы, влияющие на сон). Бегом от бессонницы (народные средства и нетрадиционные методы). - Движение. Жизнь-это движение, движение - это жизнь. Физические нагрузки, способствующие формированию и сохранению здоровья. Эстетика и гигиена при занятиях физкультурой. | 4 | 2 | 2 |
4.Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования Формы здравотворческой работы с детьми. Сан.ПиН.2.4.4.1251-03 | 2 | - | 2 |
3.Практикум. Современные технологии. | Практикум. Освоение информационно-коммуникационных технологий. Создание электронных презентаций. Общение в социальных сетях. | 6 | 1 | 5 |
ИТОГО: | 16 | 6 | 10 |
Учебно-тематический план на 2011-2012 учебный год (2 год обучения)
Раздел | Тема, программное содержание. | Общ к-во час. | В том числе |
теория | практика |
1.Нормативно-правовая база | Федеральный государственный стандарт основного общего образования (17 декабря 2010 года). | 1 | 1 | - |
2.Здоровье педагога и здоровьесберегающие технологии в работе с детьми | 1.Понятие педагогической технологии | 1 | 1 | - |
3.Практикум. Современные требования к УВР. | 1.ФГОС и дополнительное образование детей – нормативно-правовая база. | 1 | 1 | - |
2.Роль и место УУД в образовательной программе дополнительного образования детей | 1 | 1 | - |
3.Методология проектирования концепции развития универсальных учебных действий (УУД). Личностные УУД. Регулятивные УУД. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. | 6 | 3 | 3 |
ИТОГО | 16 | 10 | 6 |
Учебно-тематический план на 2012-2013 учебный год ( 3 год обучения)
Раздел | Тема, программное содержание. | Общк-во час. | В том числе |
теория | практика |
1.Нормативно-правовая база | Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 | 1 | 1 | - |
2. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми | Становлению здравотворческой позиции педагога. Практическое освоение личностно-ориентированного подхода ти здоровьесберегающих технологий. Открытые занятия, мастер-классы. | 5 | - | 5 |
3.Практикум. Современные технологии. | Освоение технологий проектирования. Педагогические и социальные проекты. Общие понятия о проектировании. Что такое проект, для чего он нужен. Характеристики проекта. Фазы проектирования. Методы проектирования. Конструирование систем. Построение плана действий. Оформление проекта. Реализация проекта. | 10 | 5 | 5 |
ИТОГО | 16 | 6 | 10 |
ЛИТЕРАТУРА
Раздел 1. Нормативно-правовая база
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"04 февраля 2010 г. Пр-271.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011 г.
Обеспечение порядка введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Москва, 2010 г. Материалы Всероссийского семинара-совещания. руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПин 2.4.4.1251-03
Раздел 2. Здоровье педагога и здоровьесберегающие технологии в работе с детьми
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань. 1996г.
Алберти Л.В. Литвинова И.П., Лыба С.И. Семья принимает гостей. «Культура и традиции», М.,1995г.
Апанасенко Г.П., Попова Л.А. Медицинская валеология, Ростов-на-Дону «Феникс», Киев «Здоровье», 2000г.
Аведисова А.С. Стратегия овладения стрессом, //Здоровье, 1997, № 9, с63
Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни.- М., 1999г.
Кораблева С.В., Корсакова О.Н., Фокеева Г.Г. Здравотворческая деятельность педагога - воспитателя. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования. Мин.обр. РФ. Казань – Йошкар-Ола. Центр инновационных технологий, 2002г.
Кораблева С.В., Корсакова О.Н., Фокеева Г.Г. Здравосозидающий аспект работы воспитателя. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества воспитания. Мин.обр. РФ. Казань – Йошкар-Ола. Центр инновационных технологий, 2003г.
Люшер М. Сигналы личности, Воронеж, 1993г.
Петленко В.П. Валеология .Человек, - КН. 1, Т. 1,2,3, КНГ2 Т.4,5, С-П,1998г
Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис, тенденция развития, - С-П, 1997г..
Личностно - ориентированные технологии
Галагузова, Ю.Н. Совмещение специальностей социального профиля: интегративно-дифференцированный подход / Ю.Н. Галагузова, И.А. Ларионова //Педагогика.-208.-№2.-С.51-57.
Калачихина, О.Д. Создание личностно-ориентированной образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся/ О.Д. Калачихина //Школьные технологии.-2007.-№4.-С.112-115.
Кирюшина, О.Н. Система эмпирических методов как инструмент реализации личностно-ориентированного образования/ О.Н. Кирюшина //Методист.- 2007.-№8.-С.38-46.
Куклина Л.В. Моделирование личностно-ориентированных воспитательных технологий в условиях воспитательной системы школы: монография/Л.В.Куклина, Н.И. Абрамова. - Ульяновск: УЛГПУ,2006.- 166с.
Левин, Э.А. Методика индивидуально-группового обучения: [практика индивидуально-группового обучения рассматривается под углом зрения решения проблемы самообразования школьников] / Э.А. Левин, О.И. Прокофьева.- М.: Сентябрь,2007. -112с.
Лукьянова М.И. Личностно ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения //Психология обучения.-2008.-№5.-С.49-56.
Пикан, В.В. Вариативное обучение (изучаем вместе, но по-разному)/ Пикан В.В. //Школьные технологии.-2008.-№1.-С.С.100-111.
Н.К. Смирнов Здоровье сберегающие технологии в современной школе. М.; АПК ПРО,2002г.-с.62
Раздел 3.Практикум. Образовательные технологии. Современные требования к УВР.
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2011 г.
Д.В.Григорьев, П.В. Степанов, Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Издательство «Просвещение, 2011г.
А.В. Даньшина. Формирование ключевых компетентностей учащихся. 2003—2010 Издательский дом «Первое сентября».
М.М. Поташник. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010. - 448 с.
Е.В. Советова, Эффективные образовательные технологии. Ростов на Дону Феникс, 2007, 275с.
Метод проектов в обучении и воспитании
Денисова, Н.А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования/Н.А Денисова//Дополнительное образование и воспитание.-2007.-№10.-С.14-22.
Деревянко, И. От проекта к проекту – путем самостоятельного поиска знаний/ И. Деревянко //Директор школы.-2007.-№5.-С.69-75.
Захарова С.А. Содержание и реализация музыкально-проектной деятельности учащихся в условиях интеграции базового и дополнительного образования/ С.А.Захарова//Методист.-2008.-№9.-С.37-40.
Иванов, Д.И. Метод проектно-проблемного обучения/ Д.И. Иванов //Библиотека ж. «Директор школы».-2007.-№6.-С.97-103.
А.М. Новиков, Д.А. Новиков. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). Пособие для работников образования, участвующих в образовательной деятельности. Москва: «Эгвес», 2004.-120с.
Проектный урок: сб. ст./Департамент образования г. Москвы, Моск. ин-т открытого образования; [ред.-сост. Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина]. - М.:МИСО,2006.-119с.
Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе (методическое пособие): [современные подходы к содержанию и организации проектной деятельности школьников в процессе модернизации системы образования] / М.Б. Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск»,2006.-160с.
Управление проектами в социальной сфере: Методика разработки, выполнения и оценивания проектов: [рассматривается взаимосвязь плана, проекта, программы; описывается методика управления проектным циклом; приводятся примеры социальных проектов, успешно реализованных в образовательных учреждениях Нижегородской области] /Авт.-сост. Е.В.Орлов. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии»,2007.-[60с.].
Шаповалова, Н.Г. Метод проектов: практика применения / Н.Г. Шаповалова //Начальная школа плюс до и после.-2007.-№9.-С.3-9.
Швецова О. «Звездочки обдумывания», или Введение проектную деятельность//Директор школы.-2008.-№9.-С.56-62.
Яковлев, В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе/ В.В. Яковлев, С.Ф. Пачко //Образование в современной школе.- 2008.-№1.-С.15-22.
Информационные технологии
Информационные технологии в российском образовании/сост.: И.Б. Шиян; автор идеи А.И. Адамский. - М.: Эврика,2003.-144с. - (Библиотека культурно-образовательных инициатив).
Коротеева, О.С. Новые образовательные технологии в информационном пространстве/ О.С. Коротеева, Л.В. Хорева //Образовательные технологии.-2008.-№2.-С.64-74.
Новиков А.Е. Сетевые информационные технологии в образовании//Методист.-2008.-№9.-С.2-9.
Цифровые образовательные ресурсы в школе: вопросы педагогического проектирования: сб. учеб.-методич. материалов для пед. вузов /Нац. Фонд подг. кадров. - М.: Унив. кн.,2008.-557с.-(Библиотека Системы Образования).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум по теме «Формирование профессиональной компетентности педагогов по организации освоения учащимися УУД»
Цель: актуализация необходимости развития профессиональной компетентности педагога в современных условияхЗадачи:- Осмыслить понятия компетентность и компетенция;- Определить профессиональн...
Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта
Одним из показателей качества образовательного процесса является уровень профессиональной компетентности педагогов. Из всех компетенций, необходим...
"Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО"
Выступление на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС основного общего образования" 26.02.2016., доклад заместителя директора по УВР Мартьянововй О.В....
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...
статья в журнал "Управление формированием профессиональной компетентности педагогов"
Из опыта работы заместителем директора по УВР...
Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагога
Педсовет «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагога». На педсовете обобщен инновационный опыт школы в условиях перехода на нов...
«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»
Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....