Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта
статья на тему
Одним из показателей качества образовательного процесса является уровень профессиональной компетентности педагогов.
Из всех компетенций, необходимых педагогу в профессиональной деятельности, можно выделить девять наиболее значимых (социально-психологическая, профессионально-коммуникативная, общепедагогическая, предметная, управленческая, рефлексивная, информационно-коммуникативная, креативная, компетенция в сфере инновационной деятельности).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта
Ровнова Л.В.,
директор
МБОУ ИМЦ г. Амурска
Одним из показателей качества образовательного процесса является уровень профессиональной компетентности педагогов.
Из всех компетенций, необходимых педагогу в профессиональной деятельности, можно выделить девять наиболее значимых (социально-психологическая, профессионально-коммуникативная, общепедагогическая, предметная, управленческая, рефлексивная, информационно-коммуникативная, креативная, компетенция в сфере инновационной деятельности).
Именно на уровень развития данных компетенций необходимо обращать внимание в первую очередь, так как именно они лежат в основе требований к учителю, реализующему новые стандарты.
Данные компетенции также отражены в новых профессиональных стандартах педагога, разработанных рабочей группой Общественного совета при министерстве образования и науки РФ под руководством известного педагога Евгения Ямбурга, которые предполагается ввести в 2017 году.
Конечно, сами по себе профессиональные компетенции не появляются. Только с помощью определенных управленческих механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие собственной профессиональной компетентности.
Этапы управленческого механизма по организации деятельности педагога, в том числе со стороны методической службы заключаются в:
1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности педагога.
2 этап. Пути развития профессиональной компетентности педагога через различные формы методического сопровождения педагогов.
3 этап. Анализ деятельности педагога.
Осуществляя деятельность на 1 этапе, мы провели диагностику уровня развития наиболее значимых профессиональных компетенций, обозначенных выше, у педагогов образовательных учреждений – участников наших образовательных мероприятий.
Результаты диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов показали, что у большинства педагогов на оптимальном и достаточном уровне находятся знания содержания предмета, теории познавательной деятельности, они хорошо ориентируется в нормативных документах, владеют способами воздействия при общении.
Но, при этом было выявлено, что у большого процента педагогов:
- Низкая степень готовности к инновациям (компетенция в сфере инновационной деятельности), в том числе к практической реализации требований ФГОС в урочной и внеурочной деятельности
- Низкий уровень самоанализа (управленческая компетенция): владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
Именно эти вопросы стали объектом внимания при организации методической работы методистами Центра.
С целью развития профессиональных компетенций педагога мы спланировали свою деятельность через различные формы методического сопровождения:
- Использование современных методик, форм, видов, средств обучения взрослых и новых технологий, особое внимание уделено сетевым технологиям
- Организация работы в РМО, творческих группах, мастер-классах, постоянно – действующих семинарах на деятельностной основе
- Корпоративное обучение
- Участие в профессиональных конкурсах
- Создание собственных публикаций, методических рекомендаций
- Распространение и диссеминация педагогического опыта
- Подготовка к аттестации
Наша деятельность, в первую очередь была направлена на повышение профессиональных компетенций педагогов в условиях реализации ФГОС НОО и подготовки педагогов к введению стандартов основного общего образования.
Введение новых стандартов влечет за собой изменения в деятельности педагогов, следовательно, и обучение педагогов было организовано по-новому.
Методическое сопровождение мы осуществляли на деятельностной основе, которое является наиболее эффективным.
На уровне муниципалитета были разработаны и реализованы программы двух постоянно действующих семинаров – практикумов:
1. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС НОО;
2. Реализация ФГОС НОО по направлениям:
- использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся,
- формирование универсальных учебных действия на уроке и во внеурочной деятельности.
В течение 2-х лет реализуется программа корпоративного обучения по темам «Деятельностный подход в образовании», «Современный урок в свете требований ФГОС», с обязательным проектированием уроков и их анализом, через которое прошли обучение 8 образовательных учреждений и 187 педагогов.
В результате итоговой самодиагностики было установлено:
№ | Критерий | Показатель готовности до | Показатель готовности после |
Компетентность педагога в области постановки цели и задач урока | 23% | 42% (+19%) | |
Компетентность педагога в области мотивирования обучающихся; | 46% | 78% (+32%) | |
Компетентность педагога в содержании деятельности (уровень владения учебным материалом по предмету); | 74% | 78% (+4%) | |
Компетентность педагога в методах преподавания (уровень методической грамотности); | 38% | 65% (+27%) | |
Компетентность педагога в области профессионально-педагогической позиции и личностных качеств. | 69% | 82% (+13%) |
Профессиональный стандарт педагога призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. В эпоху быстрой смены технологий речь идет о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Для реализации новых целей и содержания образования, педагога необходимо готовить к работе в сетевой образовательной среде. Ключевой характеристикой такого образования становится не передача знаний и технологий, а формирование компетентностей в деятельности, готовность к повышению уровня профессиональной компетентности.
Следовательно, сетевая активность педагогов и других участников образовательного процесса – одна из актуальных тем, связанных с профессиональным развитием, а значит – это одно из приоритетных направлений деятельности муниципальной методической службы.
В Амурском муниципальном районе созданы определенные условия для создания сетевого взаимодействия:
- педагоги района и методисты ИМЦ прошли обучение по работе с сетевыми технологиями, в районе сформирована и функционирует единая информационно-образовательная среда;
- в каждом образовательном учреждении района имеется определенная информационно – технологическая инфраструктура: локальные сети, серверы, сайты, медиатеки и др.
- педагоги и руководители теоретически готовы к использованию современных информационных технологий (за последние 3 года курсовую подготовку в области ИКТ прошли более 95 %);
- практически каждый педагог и руководитель использует в своей профессиональной деятельности широкий спектр коммуникационных средств, являющихся технологической платформой развития сетевых форм взаимодействия.
Использование сетевого подхода в повышении профессиональной компетентности педагогов сегодня весьма актуально, потому как ориентировано на использование многоаспектной оценки результативности подготовки педагогических кадров. Это подтверждает и исследование, проведенное в 2011-2012 году по инициативе Международного информационного агентства «РИА Новости» в рамках проекта «Социальный навигатор», охватившее 82 627 респондентов (или примерно 8 процентов общего учительского корпуса страны) из 83 регионов РФ. Сегодня около 60% педагогов пользуются сетью в узкопрофессиональных целях – «для знакомства с новыми научными и методическими разработками по своему предмету». Это позволяет говорить, по мнению авторов данного исследования, о том, что даже для продвинутых учителей Интернет чаще всего является аналогом «высокоскоростной» библиотеки, а не площадкой для оживленных дискуссий и/или самообразования. Тогда как современный педагог должен не просто расширять свои знания, но присваивать их в деятельностном режиме по средствам сетевого подхода.
Поэтому, муниципальной методической службой, большое внимание уделяется сетевым формам работы.
В 2014 году команда методистов МБОУ ИМЦ разработала модель эффективного сетевого взаимодействия - Проект «Сетевой методист» (социальная сеть проекта Google+ Сетевой методист) - современный информационно-технологический сервис методической службы и представляет собой Web-страницу виртуальных кабинетов методистов.
Деятельность виртуальных кабинетов основана на интерактивных формах, поддерживаемых различными сервисами коллективного хранения и редактирования информации. Так как это среда коллективного гипертекста, то каждый участник может создавать новую собственную страницу, изменить или дополнить статью. Интерактивный режим позволяет участникам сетевого взаимодействия обмениваться информацией, высказывать свою точку зрения, получать консультацию по интересующему вопросу не только от методистов, но и от своих коллег учителей.
Спроектированная среда дает возможность организовать совместное методическое пространство для методистов, учителей, руководителей РМО, различных творческих групп:
- Предоставляет им оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток;
- Оказывает оперативную методическую помощь молодым учителям;
- Опытным педагогам дает возможность поделиться опытом работы.
Уже сейчас на WEB – странице Проекта можно увидеть результаты участия педагогов в дистанционных конкурсах, сетевых муниципальных семинарах и мастер-классах – это образовательный продукт педагогов (разработки уроков, проектов и т.д.):
- Сетевая педагогическая мастерская "ВекТОР" (Век Творческих Образовательных Ресурсов), руководитель: Кочкурова Л.В., учитель французского языка школы № 2. Проекты пдагогов.
- Дистанционная площадка "Проектирование учебного занятия на компетентностной основе" авторского коллектива начальной школы № 1 пос. Эльбан
- Школа профессионального мастерства "Как провести дистанционный урок" по теме «Визуализация учебного материала» руководители: Блохнина И.П., Сергеева Г.В., специалисты информационно – методического центра. Проекты педагогов;
- Проектирование современного урока: Проведение урочной деятельности в нетрадиционной форме; Проекты педагогов
- Дистанционный семинар "Выявление и психологическое сопровождение детей группы суицидального риска".
- сетевой проект "Живой учебник". Проекты педагогов;
Используя эти возможности и условия созданной информационно-образовательной среды, педагоги района умеют:
- конструировать свое образовательное пространство, используя сетевые сервисы;
- встраивать технологии и средства информационно-образовательной среды в различные типы уроков по предметам и во внеурочную деятельность;
- разрабатывать содержание, планы и материалы для уроков различного типа и внеурочных мероприятий на основе различных технологий и средств информационно-образовательной среды;
- формировать образовательную ИКТ – компетентность;
- использование информационные технологии для оценки результатов обучения;
Несомненно, вся эта деятельность положительно отражается на аттестации педагогов, а так же на освоении ими современных педагогических технологий:
– 38 % педагогов района аттестованы на первую и высшую квалификационные категории;
Педагоги владеют технологиями обучения:
- 82% информационно – коммуникационными;
- 57% - проектно-исследовательскими;
- 51% - технологией личностно-ориентированного и развивающего обучения;
- 34% игровыми;
- 27% - технологией проблемного обучения.
Т. о. можно говорить о положительной динамике формирования профессиональных компетенций педагогов через многоуровневое методическое сопровождение на деятельностной основе.
Преимущества сетевого взаимодействия: Гибкость. Возможность заниматься в удобное время, в удобном месте и темпе. Адресность. Деятельность ориентирована на индивидуальные потребности педагогов. Реализуется дифференцированный подход. Доступность. Организуется без
У нас в районе есть замечательные педагоги, которые являются активными участниками сетевых сообществ, модераторами своих сайтов и блогов, экспертами в профессиональных сообществах.
Нам нужно всем постараться, чтобы таких педагогов стало больше!
Чем активнее каждый педагог будет работать в сети, чем быстрее он станет «сетевым учителем», тем быстрее и качественнее у него будут формироваться профессиональные компетентности. А это самая реальная точка роста качества образования.
В заключение разрешите вас поздравить с наступающим новым годом! Пожелать вам счастья, любви – всех, кто вас окружает, здоровья, дальнейших успехов в реализации самых смелых проектов, направленных на повышение профессиональных компетентностей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Качество профессионального образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов спо и рынка труда.
Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудово...
Методические особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике с учетом требований нового образовательного стандарта
Подготовка к ЕГЭ - важное и трудоемкое направление работы учителя информатики....
Сообщение на МО. Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в современных условиях
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а полноценное форм...
Новый профессиональный стандарт как ресурс развития профессиональной компетентности педагога
Новый профессиональный стандарт как ресурс развития профессиональной компетентности педагогаОдним из показателей качества образовательного процесса является уровень профессиональной компетентнос...
Новый профессиональный стандарт как ресурс развития профессиональной компетентности педагога
Одним из показателей качества образовательного процесса является уровень профессиональной компетентности педагогов. Из всех компетенций, необходим...
Требования к профессиональной компетентности педагога при работе с одаренными детьми.
В профессиональном стандарте «Педагог» к необходимым умениям отнесена следующая функция: «Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательн...
Статья "Проектно-исследовательская компетентность как требование нового профессионального стандарта педагога."
Представление опыта работы по развитию проектно- исследовательской деятельности, которая позволяет решить образовательные задачи....