"Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО"
презентация к уроку на тему
Выступление на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС основного общего образования" 26.02.2016., доклад заместителя директора по УВР Мартьянововй О.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare_26.02.10_fgos_ooo.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выступление заместителя директора по УВР МОУ « Калитинская СОШ» Мартьяновой Ольги Викторовны Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К.Д.Ушинский
Кадровое обеспечение реализации ФГОС ООО
В МОУ « Калитинская СОШ» в 2015-2016 учебном году работают 25 педагогов, из них: трое – администрация школы (директор и два заместителя), 2 учителя находятся в декретном отпуске, 1 – в длительном педагогическом отпуске, 2 внешних совместителя. Высшее образование имеют 21 человек (84%), среднее специальное – 3 (12%).
В нашей школе учителя имеют награды и звания: «Старший учитель»-1, «Отличник народного просвещения»-1, «Почетный работник общего образования»-2, «Отличник народного образования»-1; многие награждены грамотами Комитета образования Волосовского района, Комитета общего и профессионального образования, Министерства образования и науки РФ.
Квалификационные категории учителей, %
Стаж работы учителей, %
Реализация ФГОС основного общего образования Численность обучающихся по ФГОС: Программы ФГОС НОО ФГОС ООО классы 1 2 3 4 5 6 7 8 Кол-во обучающихся 20 21 18 9 18 22 22 20 68 82 Мониторинг педагогического, кадрового состава для реализации ФГОС: уч.год Количество педагогов, работающих ФГОС ООО Из них высшее образование Из них высшая кв. категория Из них первая кв. категория Из них вторая кв. категория Соответст-вие занимаемой должности Без категории Прошли КПК по ФГОС 2012-2013 12 12 7 2 3 - - 7 2013-2014 12 12 6 2 2 1 1 9 2014-2015 16 15 10 2 2 1 1 8 2015-2016 20 19 12 3 2 2 -
Профессиональные затруднения педагогов при переходе на ФГОС основного общего образования
В условиях введения ФГОС расширяется содержание компетентностей учителя: -коммуникативная компетентность (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»), - исследовательская и инновационная компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций), -компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество - статьи, выступления, участие в конкурсах), - акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста) и т.д.
Изменяются требования к результатам освоения ООП (необходимо учитывать введение трех видов результатов: предметные, метапредметные , личностные). Изменяются содержание и методы контроля планируемых результатов, вводятся новые формы и методы оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер оценки.
Профессиональные затруднения педагогов при переходе на ФГОС ООО Проблемы заключаются в неготовности педагогов: -к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; - синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС; к изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; - к выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды. Есть проблемы, связанные с особенностями личности педагога: психологическая, дидактическая, организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы и др.; профессиональная , определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Критерий уровень % Когнитивный аспект С 63% Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе С 60 Знание основных документов, связанных с введением ФГОС: • Национальная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271; ПВ 80 • ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования » С 70 Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании ПН 45 Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС С 60 Диагностическая карта «Критерии готовности педагога к введению и реализации ФГОС» (2012-2013)
Мотивационный аспект ПН 49,1% Понимание значения ФГОС для современного образования ПВ 75 Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС ПН 45 Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС ПВ 75 Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем Н 30 Настойчивость в преодолении затруднений Н 30 Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа ПН 40 Личностный аспект С 51,3% Умение выстраивать субъект-субъектные отношения Н 30 Демократический стиль общения с обучающимися С 60 Индивидуальный подход к обучающимся ПН 40 Толерантность ПВ 75
Технологический аспект ПН 46,4% Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем: С 50% • элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера; ПВ 75 • элементов развивающего характера; С 60 • проблемы (противоречий); ПН 45 • возможности организовать учебное исследование; Н 30 • вариативности ПН 40 Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности : ПН 40% • целеполагания; ПН 40 • контроля и оценки; С 60 • учебного интереса; ПН 45 • содержательной рефлексии Н 30 Умение организовать учебное исследование Н 25 Умение организовать проектную деятельность обучающихся С 60 Умение предоставлять самостоятельность обучающимся Н 20 Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная) Н 30 Умение работать с ошибками учеников Н 40 Умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.) Н 20 Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог) Н 30
Диагностическая карта «Изучение трудностей в работе учителя в условиях ФГОС »( 2013-2014) Аспект педагогической деятельности степень затруднений,% могу поделиться очень сильно сильно средне почти не затрудняюсь 1. Составление рабочей программы по предмету 10 40 40 10 2. Составление тематического планирования 0 15 60 15 10 3.Поурочное планирование 10 20 65 5 4. Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства 5 20 50 25 5. Овладение содержанием новых программ и учебников 10 40 40 10 6. Умение поставить цели урока 10 10 50 30 7. Умение отобрать материал урока в соответствии с поставленной целью 10 10 50 30 8. Использование элементов современных педагогических технологий (проектная, КСО, модульная, информационная и др. технологии) 15 25 55 5 9. Обеспечение самостоятельной и активной работы учащихся в течение всего урока 10 20 45 25
10. Высокий уровень владения теоретическим материалом по предмету. 5 15 60 20 11. Осуществление дифференцированного подхода к обучению 10 40 40 10 12. Описание собственного опыта работы 5 20 50 25 13. Умение провести самоанализ урока 10 20 55 10 5 14. Умение провести анализ урока другого учителя 10 20 55 10 5 15. Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся по предмету 5 15 70 10 16. Индивидуальная работа с обучающимися различного уровня учебной мотивации 10 50 35 5 17. Работа с неуспевающими обучающимися 10 20 45 25 18. Работа с одаренными детьми 10 25 55 10 19. Организация проектной деятельности 10 40 40 10
Диагностическая карта «Трудности организации школьного урока по ФГОС» (2014-2015) Планирование урока Оценка затруднений,% Подбор необходимого учебного материала 30 Учет психолого-педагогических особенностей возраста учащихся 20 Учет особенностей восприятия учебного материала учащимися класса 25 Планирование учебных заданий различной степени сложности 40 Планирование разноуровневых домашних заданий 35 Структура урока Формулирование целей урока 30 Четкое определение места каждого урока в системе уроков по данной теме 10 Выбор оптимальных методов, приемов и средств обучения 25 Умение сочетать коллективные и индивидуальные формы работы учащихся на уроке 35 Владение методами и приемами проверки знаний учащихся на уроке 40 Владение формами организации урока 30 Умение использовать рефлексию на уроке 55 Владение техникой подведения итогов урока 35
Коммуникативные умения Владение активными формами организации коммуникации учащихся 60 Умение вовлекать в урочную деятельность учащихся с различной учебной мотивацией и учебными достижениями 45 Умение комментировать учебные достижения учащихся 35 Владение приемами формирования положительной эмоциональной сферы учащихся на уроке 45 Умение работать с тетрадями и дневниками учащихся 10 Умение стимулировать учащихся по результатам учебной деятельности 15 Умение формировать самостоятельность труда учащихся на уроке 25 Способность к самоанализу своей деятельности на уроке 20
Задачи методического сопровождения: • выявить затруднения, потребности и образовательные запросы групп учителей; • обеспечить каждого необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами; • создать мотивационные условия для профессионального развития и решения задач внедрения ФГОС; • обеспечить реализацию индивидуальных траекторий профессионального роста каждого; • выявить, проанализировать и транслировать наиболее ценный опыт.
1 . Выявление уровня профессиональной компетентности учителя: - диагностирование, тестирование; - определение путей совершенствования профессиональной компетентности. 2. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога: - план самообразования; - создание творческих групп; - повышение квалификации; - участие в педсоветах, семинарах, конференциях; - создание собственных публикаций; - разработка системы стимулирования деятельности учителя. 3. Анализ деятельности учителя: - самоанализ педагогической деятельности; - обобщение опыта; - разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов. Организация деятельности педагогов, направленная на развитие профессиональной компетентности
Совершенствование методической работы школы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ООО
Содержание деятельности Цель Для активных сторонников инноваций Работа в творческих группах, активных семинарах, погружения, тренинги, практическая деятельность (открытые уроки) Вывести на более высокий уровень Для инертных сторонников инноваций Участие в семинарах, педсоветах, тренингах, научно-исследовательской деятельности Приобщить к участию в работе Для “консерваторов» Показ результатов и достижений, работа в ШМО, получение информации на педсоветах и мероприятиях Ознакомление с преимуществами инноваций Для равнодушных к инновациям Введение в проблему, сравнение результатов, ознакомление с мнениями изучения практического опыта Убедить в преимуществах использования инноваций
Ф ормы организации методической поддержки учителей, их преимущества и недостатки 1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами. Недостатки: - эпизодичность прохождения курсов; - время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы; - качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности . Главное достоинство такой формы самообразования - возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор. К недостаткам можно отнести дефицит у педагогов свободного времени и высокую стоимость обучения.
3 . Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования: - возможность пройти их в удобное для педагогов время; - возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам. Недостатки: - дистанционные курсы проводятся на платной основе; - не все учителя владеют ИКТ на достаточно высоком уровне, чтобы обучаться дистанционно; - документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, не всегда учитывают при проведении очередной аттестации.
4. Индивидуальная работа по самообразованию , которая включает: - научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; - изучение научно-методической и учебной литературы; - участие в педагогических советах, методических объединениях; - посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; - теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов. Однако, не смотря на необходимость самообразования, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации.
5 . Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс , созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности: - использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; - самостоятельное создание сетевого учебного содержания; - освоение информационных концепций, знаний и навыков; - наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования: - обмен опытом осуществляется между учителями-практиками; - методическая помощь является персональной и адресной; - попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время. Организация методического сопровождения в условиях сетевого взаимодействия осуществляется через участие педагогов в различных дистанционных мероприятиях: конкурсах, семинарах, творческих группах.
6. Внутришкольная система повышения профессиональной компетентности педагогов. Преимущества: -обучение на рабочем месте, без значительных временных и материальных затрат, -отсутствие необходимости замещения уроков на время КПК, -финансовая экономия для учителя и для школы, -возможность обсудить и найти пути решения проблем в собственном педагогическом коллективе, -знание учителями индивидуальных особенностей обучающихся школы (класса), -адресность методической помощи, возможность практического применения, -использование формы взаимообучения в педколлективе . Недостатки: -анализ и решение проблем происходит только на уровне школы , -выданные документы школьного уровня (сертификаты, свидетельства участника) не всегда учитываются при прохождении аттестации.
Педагогические советы: 1. «Повышение эффективности и качества образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты» (2012 г.). 2. «Каким должен быть учитель? Требования к учителю современного общества, требования учителя к самому себе, профессиональный стандарт педагогической компетентности» (2013 г.). 3. ««Формирование профессиональной компетенции педагога как условие повышения качества образования в контексте реализации ФГОС НОО и ООО"» (2014 г.) 4. «Система внеурочной деятельности в школе. Проектные технологии» (2014 г.) 5. «Самодиагностика успешной педагогической деятельности в условиях ФГОС нового поколения» (2014 г.) 6. « Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения» (2015 г.) 7. «Основные направления воспитательной компоненты школы в контексте реализации ФГОС второго поколения» (2015 г.)
Методические семинары: 1. «Системно- деятельностный подход – концептуальная основа нового стандарта образования» (2012 г.). 3. «Приемы педагогической техники для учебного успеха ученика на уроках» (2013 г.). 4. «Построение урока в соответствии с требованиями ФГОС» (2013 г.). 5. «Теоретические и практические основы разработки рабочих программ в соответствии с требования ФГОС ООО» (2014 г.). 6. «Проектные методы обучения» (2014 г.). 7. «Моделирование и конструирование урока в контексте требований ФГОС» (2015 г.). 8. «Интеграция основного и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности» (совместно с методистом издательства «Просвещение» (2015г.)
Проблемные семинары: «ФГОС нового поколения: актуальные проблемы реализации», где педагоги проводили мастер-классы по фрагментам своих уроков (2013 г.). Теоретическая подготовка по «Моделированию и анализу учебного занятия в рамках ФГОС нового поколения» (2014 г.). «Формирование умения учиться через освоение универсальных учебных действий» (2014 г.). «Текст как средство формирования универсальных учебных действий» (2015г.) «Формирование системы контроля и оценивания на уроке в соответствии с ФГОС» (2015г.) Семинары и круглые столы в рамках ШМО, индивидуальные собеседования и консультации, возобновляется система наставничества молодых педагогов.
В 2012-2013 учебном году проведено 16 открытых уроков в рамках ШМО и мероприятий по преемственности НОО и ООО, Дней образования, предметные недели и декады. В 2013-2014 учебном году проведено 26 открытых уроков и внеурочных мероприятий (2 на районном уровне) по предметам, в том числе в рамках МР по преемственности НОО и ООО, 4 предметные недели и Дни образования в школе В 2014-2015 учебном году проведено 17 открытых уроков, в том числе – 2 на район, и 18 внеурочных мероприятий по предметам, Дни образования в школе. Т.о . в школе создается информационно-методическая среда.
Особенности проектирования современного урока
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление методики Чему учить? Изменение содержания Зачем учить? Ценности образования Системно- деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий
ВКЛЮЧЕНИЕ ВСЕХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОДУКТИВНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ ПОИСКОВЫХ ЗАДАНИЙ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ОПОРОЙ НА РЕПРЕЗЕНТИРУЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРИМЕНЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОТРАБОТКА УУД АДАПТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ВНЕШНИЕ КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ВНУТРЕННИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока . Учитель сообщает учащимся. Формулируют сами учащиеся. Сообщение целей и задач. Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания. Планирование. Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. Планирование учащимися способов достижения намеченной цели. Практическая деятельность учащихся. Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы). Дидактические требования к современному уроку в рамках системно- деятельностного подхода
Осуществление коррекции. Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. Оценивание учащихся. Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). Итог урока. Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили. Проводится рефлексия. Домашнее задание. Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех). Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Осуществление контроля. Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы. Учащиеся сами осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).
Виды заданий Задания на мнемоническое воспроизведение Задания на извлечение и описание информации Задания на структурирование и переработку информации Задания на осмысление, оценку и интерпретацию информации Задания на творческое применение информации Дайте определение. Сформулируйте. Перескажите. Сделайте по образцу. Опишите процесс явления. Перечислите факторы. Дайте характеристику. Понаблюдайте. Составьте план, конспект. Выполните. Подготовьте доклад, сообщение. Напишите эссе, изложение. Укажите главное. Озаглавьте. Подготовьте аннотацию. Заполните таблицу. Проанализируйте. Укажите сходство и различия. Сопоставьте. Сравните. Найдите закономерности. Оцените. Приведите примеры. Объясните. Докажите. Обоснуйте. Выскажите своё мнение. Предложите способ решения проблемы. Задайте вопрос. Исследуйте. Придумайте. Предложите. На уроках должны применяться следующие виды заданий:
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях введения ФГОС
Статья посвящена вопросам формирования ИКТ – компетентности современного педагога. В ней раскрыты основные профессиональные потребности педагогов в области ИКТ....
Профессиональная компетентность педагогов в условиях введения ФГОС.
Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно ...
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...
Программа индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС
Введение ФГОС в средней общеобразовательной школе ставит перед педагогическим сообществом новые задачи, одна из которых - повышение профессиональной компетентности, личностного и профессионального пот...
Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения
В данном докладе представлен опыт работы по теме "Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС второго поколения"...
«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»
Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения...