Семинар-практикум по теме «Формирование профессиональной компетентности педагогов по организации освоения учащимися УУД»
методическая разработка на тему
Цель:
актуализация необходимости развития профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Задачи:
- Осмыслить понятия компетентность и компетенция;
- Определить профессиональную компетентность педагога;
- Обосновать зависимость уровня освоения УУД от уровня профессиональной компетенции педагога;
- Выделить педагогические компетенции при решении педагогических задач;
- Приобрести практический опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_prof_kompetentsii_dlya_sayta.doc | 325 КБ |
tablitsa_uudkompetentsii.docx | 24.59 КБ |
trudnosti.docx | 13.85 КБ |
metodicheskoe_soveshchanie.ppt | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум по теме
«Формирование профессиональной компетентности педагогов
по организации освоения учащимися УУД»
Цель:
актуализация необходимости развития профессиональной компетентности педагога в современных условиях
Задачи:
- Осмыслить понятия компетентность и компетенция;
- Определить профессиональную компетентность педагога;
- Обосновать зависимость уровня освоения УУД от уровня профессиональной компетенции педагога;
- Выделить педагогические компетенции при решении педагогических задач;
- Приобрести практический опыт.
Ход семинара-практикума:
МИЛЮКОВА С.Н.
- Организационный момент.
Приветствие. Уважаемые коллеги! Доброе утро!
С каким настроением Вы сегодня пришли на методическое совещание?
Как мы с Вами сегодня будем работать? (активно, практическая значимость,..)
Оцените свою готовность к работе:
предлагаем на листочках «Шкала оценки» определить свою готовность по данным критериям Активность, Практическая значимость.
- Мотивационный момент
- Понятно, что увеличение автономии школ, объемов финансирования и снижения числа учеников в классе не могут повысить качество школьного образования. Согласно данным некоторых исследований, рост качества образования не может быть достигнут лишь в ходе изменения организационной структуры, финансирования и децентрализации системы образования. Ясно, что повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Мы с Вами понимаем, что «учащиеся в классах высококвалифицированных учителей развиваются быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации».
- Таким образом, по нашему мнению, для повышения образовательных результатов обучающихся необходимо повышать качество профессиональной деятельности учителей, уровня профессиональной компетентности. И наверное, при этом главные условия развития
- способность осознавать недостатки своей профессиональной деятельности,
-владение передовыми педагогическими технологиями,
-мотивация к совершенствованию своей профессиональной практики.
- Теоретическая часть
Тема
«Формирование профессиональной компетентности педагогов по организации освоения учащимися УУД» (СЛАЙД 1)
???? Какую цель можно сформулировать для сегодняшнего семинара?
Учителя предлагают цели и задачи
-Цель: актуализация необходимости развития профессиональной компетентности педагога в современных условиях (СЛАЙД 2)
-Задачи: (СЛАЙД 2)
- Осмыслить понятия компетентность и компетенция;
- Определить профессиональную компетентность педагога;
- Обосновать зависимость уровня освоения УУД от уровня профессиональной компетенции педагога;
- Выделить педагогические компетенции при решении педагогических задач;
- Приобрести практический опыт.
- МИЛЮКОВА С.Н.
-Словарь (СЛАЙД 3)
На слайде | Пояснение |
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. | Иными словами, компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность). |
Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности | |
Компетентность – это характеристика человека, а компетенция – то, чем он уже владеет (способность, умение). | |
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях. | ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). |
Основные компетенции современного учителя: умения учиться со своими учениками, планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, мотивировать учащихся, занимать экспертную позицию, оценивать, подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность, осуществлять рефлексию своей деятельности. Владение этими компетенциями необходимо учителю для того, чтобы в ходе урока стимулировать у обучающихся «…освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности на основе развития своих способностей», а также «оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки».
Развитие умения учиться становится первым шагом к самообразованию и самовоспитанию учащихся и основано на следующих ценностных ориентирах образования:
- Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания;
- Формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценки);
- Достижение метапредметных результатов через овладение способами учебной деятельности, формирование учебных действий.
Для осмысления этих приоритетов нам необходимо определиться с ответами на такие вопросы:
- ???«Какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы ученик овладел универсальными учебными действиями?»
- ???«Как организовать деятельность учащихся для реализации задачи формирования УУД?»
Актуализация знаний (СЛАЙД 4)
МИЛЮКОВА С.Н.
На прошлом методическом совещании мы с Вами рассматривали тему «Приемы педагогической техники для формирования УУД.»
Универсальные учебные действия (УУД)- это совокупность действий учащихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса своего обучения вместе с постоянной самооценкой своих результатов.
(СЛАЙД 5)
Рассмотрели виды УУД:
- регулятивные,
- коммуникативные,
- познавательные,
- личностные.
Работа в группах (группы по 4-5 человек)
??? «Какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы ученик овладел универсальными учебными действиями?»
- работа в группах
УУД | Профессиональные компетенции педагога |
Заполняют учителя |
- группы представляют свой результат…
- обобщение работы, раздача готовых таблиц…
УУД | Профессиональные компетенции педагога |
Регулятивные
| Организационные
|
Коммуникативные
| Коммуникативные
|
Познавательные
| Интеллектуальные Навыки информационного обеспечения своей деятельности и деятельности ученика на уроке:
|
Личностные
| Личностые
|
УУД | Пояснение | Профессиональные компетенции педагога |
Регулятивные Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Прогнозирование Коррекция Оценка |
| Организационные Умение управлять своей деятельностью и деятельностью ученика на уроке по формированию целей, задач, контролю, коррекции деятельности Саморегуляция учителя, способность к рефлексии успеха/неуспеха Умение организовать процесс рефлексии на уроке. |
Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Разрешении конфликтов Управление поведением партнера Умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли |
| Коммуникативные
|
Познавательные общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем. |
| Интеллектуальные Навыки информационного обеспечения своей деятельности и деятельности ученика на уроке:
|
Личностные самоопределение смыслообразование нравственно-этическая ориентация |
| Личностные
|
МИЛЮКОВА С.Н.
Таким образом, чтобы реализовать метапредметную технологию, педагог САМ должен обладать определенными профессиональными компетенциями. Эти компетенции тоже должны носить характер универсальности,
во-первых, для того, чтобы формировать у детей УУД, нужно знать, « с чем это едят», т.е. на практике узнать как «работают» УУД и как отслеживать и оценивать; во- вторых, если учитель сам владеет универсальными действиями, то может служить моделью поведения для своих учеников.
- Практическая часть .
МИЛЮКОВА С.Н.
Решение педагогических задач
-Урок Квадратные уравнения
(Тип урока: урок изучения нового материала)
Работа в группах
- заполнить таблицу
- проговорить по группам
Урок Квадратные уравнения | |||
Этапы урока | Формы организации деятельности | УУД | Профессиональные компетенции учителя |
Актуализация знаний | Устная работа. Какие из данных уравнений являются квадратными. Назовите их коэффициенты. а) -3х2+6х+9=0; б) 4х3-5х-2=0; в) –х2+6х=0; г) -25х+1=0; д) 9х2-5=0; е) 8х2=0. 2) Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой в парах. Решить уравнение способом выделения квадрата двучлена. 1 вариант: а) х2+10х+25=0; б) х2-4х-12=0; в) 3х2-5х-8=0 2 вариант: а) х2+12х+36=0; б) х2+6х+5=0; в) 3х2-5х-8=0 | формирование коммуникативных познавательных регулятивных действий | |
Изучение нового материала |
Сформулировать понятие дискриминанта (Учащиеся, работая с учебником, находят и сами дают определение данного понятия). 3) Записать формулы корней квадратного уравнения. (Учащиеся работают совместно с учителем). 4) Сформулировать алгоритм решения квадратного уравнения с использованием данных формул (Учащиеся предлагают варианты алгоритма). 5) На примере решения уравнения 3х2-5х-8=0 проиллюстрировать применение выведенных формул и алгоритма. Сравнить данный метод с методом выделения полного квадрата, применяемым ранее для решения квадратных уравнений, и сделать вывод о необходимости изучения данного метода. (Учащиеся работают совместно с учителем). | формирование личностных коммуникативных познавательных регулятивных | |
Закрепление нового материала | Практическая работа. (Один учащийся работает у доски, другие работают в тетрадях и помогают ему с места). Задание №1. Определите количество корней квадратного уравнения: а) 4х2+х-8=0 (Ответ: 2); б) 9х2-6х+1=0 (Ответ:1); в) 2х2+5х+6=0 (Ответ:0) Задание №2. Решите уравнение: а) 2х2-5х-3=0 б) х2+4х+4=0 в) 4х2=2 г) 3х2+11х+6=0 Задание №3. При каком значении а уравнение имеет различные корни. Задание №4. Выразите переменную х из уравнения х2-5bх+6b2=0. | познавательных общеучебных и логических действий коммуникативные | |
Домашняя работа Рефлексия урока (Итоги урока подводят учащиеся) |
Решите уравнение: а) 6х2-3х+2=0; б) х2+36х=-81; в) 9х2-7х+10=0; г)х 2+4х-1=0 | регулятивных действий познавательных действий |
МИЛЮКОВА С.Н.
Педагогическая задача. Задача
Фронтальная работа (СЛАЙД 6-7)
В 9 класс вошла учительница математики. Поздоровавшись, села за стол и открыла классный журнал. Вдруг скрипнула дверь, и через порог по-лягушачьи скакнул ученик.
Учительница опешила. Класс мгновенно замер. Что-то будет. Ребята завозились, предвкушая скандал.
????? Как бы Вы поступили в данной ситуации?...
Но минута, вторая прошла, учительница подождала, пока озорник сел на место, и добавила спокойным голосом:
- Продолжим урок. Как я вам уже сказала…
?????Какие компетенции помогли Учителю грамотно разрешить данную ситуацию?
Действительно, как позже оказалось, на этом «пустячке» не стоило заострять внимания. Весь сыр-бор разгорелся по вине девочек. Им взбрело в голову обвинить смирного парнишку в трусости. Тот сопротивлялся. Они потребовали доказательства, что он не трус, и придумали для него экзамен – войти в класс на четвереньках. И парнишка совершил то, в чем искренне раскаялся.
МИЛЮКОВА С.Н.
Задание «Рукавичка»
Инструкция: «Уважаемые коллеги, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор нарисовать, а потом приступать к рисованию».
Показатели уровня выполнения задания Зачитать …
??? Какие педагогические компетенции (способности) помогли при выполнении такого на первый взгляд простого задания?…
- Выводы
МИЛЮКОВА С.Н.
Таким образом, получается своеобразная «матрешка»:
внутри - ученик с формируемыми УУД, снаружи - сопровождение- учитель с универсальными профессиональными компетенциями.
Уровень освоения УУД зависит от уровня профессиональной компетенции учителя.
МИЛЮКОВА С.Н.
Трудности
Но мы при внедрении технологий формирования УУД испытываем достаточные затруднения:
- Страх перед нововведением;
- Инертность педагогического мышления (установка на старые, проверенные формы)
- Боязнь отхода от предметного преподавания, т.к. придется перестраивать работу в целом, а еще неизвестно получится ли?
Работа в группах
- Заполнить
- Мне проговорить пути преодоления
Трудности | Пути их преодоления |
Неприятие идеологии ФГОС | |
Отсутствие мотивации | |
Инертность педагогического мышления | |
Давление стереотипов | |
Недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности | |
Отсутствие практики работы с нормативными документами | |
Слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности | |
Неумение устанавливать субъект- субъектные отношения | |
Недостаточно развиты рефлексивные навыки | |
Неумение организовать работу в режиме деятельностного подхода | |
Нежелание учитывать метапредметный характер УУД |
(проговорить) ???
МИЛЮКОВА С.Н.
С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
Механизмы развития профессиональной компетентности педагога
- Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.
- Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.
- Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
- Участие в различных конкурсах.
- Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
- Обобщение и распространение опыта.
- Аттестация.
- Творческий отчет.
- Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий
- Самообразование.
- Разработка системы стимулирования деятельности учителя
- МИЛЮКОВА С.Н. Решение семинара практикума
-Таким образом, можно подвести итоги нашей работы:
Чтобы реализовать метапредметную технологию, МЫ САМИ должены обладать определенными профессиональными компетенциями. Эти компетенции должны носить характер универсальности, для того чтобы формировать у детей УУД надо знать как «работают» УУД и как отслеживать и оценивать их. Т.е. Уровень освоения УУД зависит от уровня профессиональной компетенции учителя.
МИЛЮКОВА С.Н.
Решение:
- Сформулировать методическую тему с требованиями ФГОС на следующий учебный год;
- Ознакомиться с программой по ФГОС по предмету и структуре рабочей программы;
- Повышать профессиональную компетентность через саморазвитие, самоанализ, курсовую подготовку
- Познакомиться с новыми требованиями к структуре урока при разработке конспектов;
- МИЛЮКОВА С.Н. Своя рефлексия
-Недостаточное понимание темы, целей задач, функции
Страх, Вдруг не получиться…
- МИЛЮКОВА С.Н.
Рефлексия педагогов
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
МИЛЮКОВА С.Н.
В наших руках возможность формировать свою педагога как личность, тем самым формировать ученика как личность:
- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
-Задание «Все в наших руках».
Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
- Мизинец – для меня было недостаточно…
МИЛЮКОВА С.Н.
Ладошки собрать
«Шкала оценки»
- активность,
- практическая значимость;
- оценка своей деятельности на семинаре.
Всем Спасибо за работу!!!!!! (СЛАЙД )
Предварительный просмотр:
УУД | Профессиональные компетенции педагога |
Регулятивные
| Организационные
|
Коммуникативные
| Коммуникативные
|
Познавательные
| Интеллектуальные Навыки информационного обеспечения своей деятельности и деятельности ученика на уроке:
|
Личностные
| Личностые
|
УУД | Профессиональные компетенции педагога | |
Регулятивные Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Прогнозирование Коррекция Оценка |
| Организационные Умение управлять своей деятельностью и деятельностью ученика на уроке по формированию целей, задач, контролю, коррекции деятельности Саморегуляция учителя, способность к рефлексии успеха/неуспеха Умение организовать процесс рефлексии на уроке. |
Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Разрешении конфликтов Управление поведением партнера Умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли |
| Коммуникативные
|
Познавательные общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем. |
| Интеллектуальные Навыки информационного обеспечения своей деятельности и деятельности ученика на уроке:
|
Личностные самоопределение смыслообразование нравственно-этическая ориентация |
| Личностные
|
Предварительный просмотр:
Трудности | Пути их преодоления |
Неприятие идеологии ФГОС | |
Отсутствие мотивации | |
Инертность педагогического мышления | |
Давление стереотипов | |
Недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности | |
Отсутствие практики работы с нормативными документами | |
Слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности | |
Неумение устанавливать субъект- субъектные отношения | |
Недостаточно развиты рефлексивные навыки | |
Неумение организовать работу в режиме деятельностного подхода | |
Нежелание учитывать метапредметный характер УУД |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Формирование нравственных ценностей подростков посредством организации их деятельности в школьном временном передвижном музее "Народные промыслы"
Моё выступление на зональном проблемно - тематическом семинаре классных руководителей - отчёт о работе с обучающимися и создании в школе временного передвижного музея "Народные промыслы Подмоско...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».
Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...
Мастер-класс на тему "Формирование информационно-коммуникационной компетентности старшеклассников на уроках обществоведческого цикла посредством сочетания интерактивных технологий и ИКТ"
В мастер - классе показано удачное сочетание приёмов интерактивной технологии и ИКТ, которое даёт наилучшие результаты в работе педагога. Такое сочетание можно применять во всех классах как на уроках ...
Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».
«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...
Опыт работы по теме "Формирование здоровья и здорового образа жизни у учащихся"
В статье представлен опыт работы школы по формированию здоровья и здорового образа жизни у учащихся....
Обобщение опыта по теме "Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики через использование ЦОР и ЭОР"
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умен...
Семинар-практикум для социальных педагогов школ города Стерлитамака «Социально-реабилитационное сопровождение учащихся в ОУ»
из опыта работы социального педагога...