статья в журнал "Управление формированием профессиональной компетентности педагогов"
учебно-методический материал
Из опыта работы заместителем директора по УВР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_formirovaniem_professionalnoy_kompetentnosti.doc | 170 КБ |
prilozhenie_1.docx | 44.42 КБ |
prilozhenie_2.docx | 1015.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Поздеева Ирина Владимировна,
зам.директора по УВР МАОУ Красногорской гимназии УР
Управление формированием профессиональной компетентности
педагогических работников в контексте ФГОС
Как начинаются инновации в образовании? С инициативы самого педагогического работника, группы единомышленников. В таком случае задача администрации – выявить инновацию, помочь педагогу, поддержать, распространить опыт. В случае внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов идея инновации была заявлена государством. Как выстроить работу по апробации новых ФГОС, ознакомить педагогов, убедить в необходимости реализации, научить на практике новым технологиям – это задача системы методической работы, инициированной администрацией образовательного учреждения.
Вашему вниманию предлагаем анализ работы методической системы МАОУ Красногорской гимназии по внедрению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования (далее – ФГОС НОО, ФГОС ООО).
Одним из условий успешной реализации нововведений является наличие четко оформленной структуры методической службы образовательной организации (см. Приложение 1 «Структура управления методической работой МАОУ Красногорской гимназии»).
Следующее условие: планирование методической работы (см. Приложение 2. «План-график реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования на 2016-2017 учебный год в МАОУ Красногорской гимназии»).
В рамках формирования профессиональной компетентности педагогов в связи с подготовкой коллектива к внедрению новых ФГОС можно выделить следующие направления:
- Нормативно-правовое обеспечение реализации ФГОС НОО и ООО
- Организационное обеспечение реализации ФГОС НОО и ООО
- Методическое обеспечение реализации ФГОС НОО и ООО
- Материально-техническое обеспечение реализации ФГОС НОО и ООО
- Информационное обеспечение реализации ФГОС НОО и ООО
Третье важнейшее условие – тщательно продуманное методическое обеспечение реализации ФГОС НОО и ООО, включающее в себя и обучение педагогов на курсах повышения квалификации, и систему педагогических советов по теме ФГОС, и организацию и проведение практических семинаров, и посещение семинаров и открытых уроков в других образовательных организациях. Кроме этого, в традициях методической работы гимназии действует практика взаимопосещения уроков и занятий внеурочной деятельности своих коллег (так, в 2015-2016 уч.г. педагоги гимназии посетили и проанализировали 447 уроков и занятий своих коллег). Больше 10 лет мы проводим ежегодный Марафон открытых уроков, занятий, в рамках которого педагоги гимназии показывают свое педагогическое мастерство, знакомят со своими методическими находками. С внедрением ФГОС обязательным условием участия в данном Марафоне является подготовка и проведение урока на принципах системно-деятельностного подхода и с применением интерактивных технологий. В 2016-2017 уч.г. нами добавлена такая форма обобщения и распространения педагогического опыта, как организация и проведение мастер-класса.
Четвертое важнейшее условие – это обязательный анализ реализации всех направлений деятельности гимназии, в т.ч. и анализ внедрения ФГОС.
Хочется подробнее остановиться на такой форме методической работы, как организация и проведение педагогических советов. С 2009 – 2010 уч.г. мы планируем тематические педсоветы так, чтобы они были направлены как на знакомство педагогов с современными инновациями в образовании, так и анализировали деятельность коллектива по внедрению новых технологий, методических приемов. Кроме этого, организуем и проводим педагогические советы, связанные с проблемами здоровьесбережения участников образовательного процесса, психологического здоровья воспитанников и педагогов в условиях постоянного обновления образования, изменении содержания воспитательной работы в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО И ООО. Ниже представлена тематика педагогических советов, проведенных в нашем образовательном учреждении.
2009-2010 уч.г.:
- «Методика проекта и исследовательской деятельности как средство развития коммуникативной компетентности учащихся»;
- « Гармония общения: учитель, ученик, родитель в условиях компетентностного подхода»;
- «Профессиональное выгорание педагогов»;
2010-2011 уч.г.:
- «Система оценивания качества обучения в условиях компетентностного подхода»;
- «Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса»;
- Педсовет-конференция «Итоги реализации методической темы гимназии»
В 2011-2012 уч.г. педагогический коллектив приступил к реализации новой методической темы «Система оценки качества образования в условиях компетентностного подхода». В рамках новой темы разработаны и проведены следующие педагогические советы:
2011-2012 уч.г.
- «Использование интерактивной доски в учебном процессе (методическая неделя)»;
- «От воспитания к самовоспитанию»;
- «Формирование УУД при переходе на ФГОС»;
2012-2013 уч.г.
- «Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании как основа ФГОС»;
- «Компетентностный подход в воспитательной работе»;
2013-2014 уч.г.
- «Личность педагога в современной школе в соответствии с требованиями к кадровым условиям введения ФГОС в основной школе»;
- «Системно-деятельностный подход в организации воспитательной работы»;
- «От федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования к федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования»;
2014-2015 уч.г.
- «Ребенок эпохи Постмодернизма: кто посредник?»;
- «Взаимодействие семьи и школы как фактор успешного достижения целей воспитания в ОУ»;
- «Анализ урока с позиций ФГОС» (методическая неделя);
2015-2016 уч.г.
- Рефлексивно-аналитическая культура учителя – портфолио профессиональной деятельности
- Воспитание толерантности у обучающихся
- Итоги реализации единой методической темы (конференция)
В 2016-2017 уч.г. педагогический коллектив приступил к реализации новой методической темы «Повышение качества образовательного процесса через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и внедрения ФГОС ООО». Соответственно, эта тема нашла продолжение в тематике педагогических советов:
2016-2017 уч.г.
- «Повышение качества образовательного процесса через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и внедрения ФГОС ООО»
- «Формирование инновационной культуры педагога как условие его профессиональной деятельности»
- «Самоуправление в школьном коллективе как необходимое средство развития и саморазвития личности обучающегося»
Хочется особо остановиться на педагогическом совете 2014-2015 уч.г. «Анализ урока с позиций ФГОС» (методическая неделя). Данный педагогический совет задумывался как осмысление готовности перехода педагогического коллектива к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Теоретическая подготовка, обучение на курсах повышения квалификации, посещение семинаров и открытых уроков в других образовательных организациях не дадут такой результат, как самостоятельная разработка и проведение урока или занятия на основе системно-деятельностного подхода самим педагогом. Самое сложное – это изменить себя, «сломать» стереотипы преподавания и организации воспитательной работы. Для организации и проведения данного педагогического совета была образована комиссия, в которую вошли заместители директора и учителя начальных классов, первыми внедрявшими ФГОСы. Комиссия посещала уроки педагогов, работающих на средней и старшей ступенях обучения. Все уроки были тщательно проанализированы, выявлены проблемы, даны рекомендации. Кроме этого, в период подготовки к педсовету администрацией гимназии проведена анкета по выявлению трудностей при подготовке и проведению уроков на основе системно-деятельностного подхода. Как оказалось, самым сложным этапом оказался мотивационно-целевой и поисково-исследовательский. Сам педагогический совет также разработан по принципу системно-деятельностного подхода. Подробнее об организации и проведении педагогического совета (методической недели) «Анализ урока с позиций ФГОС» остановимся в новой статье.
Благодаря проделанной организационной и методической работе переход от федеральных государственных образовательных стандартов начального общего к федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования прошел достаточно «безболезненно»: педагогический коллектив основной и средней ступеней образования, как теоретически, так и практически, к такому переходу был подготовлен.
Предварительный просмотр:
Приложение 1. Структура управления методической работой МАОУ Красногорской гимназии
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования профессиональных компетентностей педагога
Реалии жизни современного общества заставляют педагога постоянно учиться и овладевать новыми, порой достаточно сложными для них технологиями. Организация на уровне учреж...
Семинар-практикум по теме «Формирование профессиональной компетентности педагогов по организации освоения учащимися УУД»
Цель: актуализация необходимости развития профессиональной компетентности педагога в современных условияхЗадачи:- Осмыслить понятия компетентность и компетенция;- Определить профессиональн...
Методическая статья "ФГОС какова основа профессиональной компетентности педагога"
«Все самые замечательные идеи и образовательные реформы могут быть проиграны в школьном классе, если не будет готов учитель»...
Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта
Одним из показателей качества образовательного процесса является уровень профессиональной компетентности педагогов. Из всех компетенций, необходим...
"Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО"
Выступление на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС основного общего образования" 26.02.2016., доклад заместителя директора по УВР Мартьянововй О.В....
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...
Статья на тему: "Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС: проблемы и решения"
Ключевое отличие обновлённых ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано:Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовы...