Хантыйская сказка
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Хантыйская сказка « Мальчик- корешок». ( Обработка Сиражевой А.У)
Автор: Жила на берегу озера одинокая женщина Маньсь Нэ. Ловила она рыбу, собирала ягоды. Однажды спустилась к озеру искать корни водяных растений. Собирала их, хотела уж домой возвращаться.
Маньсь Нэ: Дай вырву ещё корешок.
Автор: Вытянула корешок из ила, видит похож он на маленького мальчика.
Маньсь Нэ: Как он похож на маленького мальчика. Сейчас я тебя вымою, дома сплету из бересты люльку, сошью рубашку, уложу в постельку и покачаю, как куклу.
Автор: Качала она, качала люльку и вдруг услышала, плачь ребёнка.
Маньсь Нэ: Ты ожил. Какая радость!!! Я буду заботиться и любить тебя, как сына. Скоро ты вырастишь и будешь мне самым хорошим помощником.
Автор: Стал Корешок быстро расти. Не налюбуется Маньсь Нэ на сына.
Маньсь Нэ: У нас закончилась рыба, Корешок, придётся мне идти на озеро ловить рыбу.
Корешок: А я сбегаю в лес, пособираю ягоды.
Автор: Тут подкараулила его лесная колдунья, прикинулась матерью.
Лесная колдунья: Пойдём, Корешок, домой.
Автор: Вернулась Маньсь Нэ с озера- никто её не встречает.
Маньсь Нэ: Кто ты, девочка? И где мой сыночек Корешок?
Девочка: Я Нэнь, а твоего сына забрала моя мать. Будет он кормить её да и моих братьев. А ты мне есть давай! Я голодная.
Автор: Заплакала Маньсь Нэ, но слезами горю не поможешь.
Маньсь Нэ: Не хочешь ли ты научиться шить?
Девочка Нэнь: Не хочу, я ничего не хочу делать!
Маньсь Нэ: Прибери в доме тогда.
Девочка Нэнь: Не буду!
Маньсь Нэ: Принеси воды, Нэнь!
Девочка Нэнь: А я в воду упаду.
Маньсь Нэ: А ты за куст держись.
Девочка Нэнь: Я руки поцарапаю. ( Разговаривать лень, совсем изнежилась)
Автор: От непосильного труда состарилась Маньсь Нэ, не может больше ни рыбу ловить, ни охотиться.
Маньсь Нэ: Нэнь, иди кушать.
Девочка Нэнь: (кричит) Покорми меня, я не хочу сама ложку держать.
Автор: Зато лесная колдунья живёт припеваючи. Сыновья её тоже бездельники.
Лесная колдунья: У нас в доме есть нечего, иди и принеси чего- нибудь, иди, работай!
Корешок: ( ставит капканы, силки на зверей, закидывает невод и приносит много рыбы).
Автор: А лесная колдунья лучшие куски отдаёт родным сыновьям, сама ест, Корешку оставляет что похуже.
Лесная колдунья: Идите, мои хорошие, покушайте.
Корешок: Почему моя мать со мной такая грубая? Ведь любит же она братьев ( пригорюнился).
Лесная колдунья: Ха-ха-ха!!! Сын Маньсь Нэ нас кормит, поит, а уже не может прокормить одну мою дочь Нэнь.
Корешок: Вот в чём дело! Она мне не мать! Что же мне делать? Куда идти? Где искать свою мать? ( шёл, шёл и проголодался).
Корешок: Как хочется есть! А вот я вижу следы оленя, Сейчас я буду сыт.
Автор: (Корешок развёл костёр, и вдруг спохватился- нет с собой котелка.)
Волшебная серьга! ( снял серьгу с уха и стал её крутить и приговаривать). Если потомки наши услышат про меня сказку, пусть серьга превратится в котелок! ( кидает серьгу в кусты.) Получилось!
Две куклы: Здравствуй, Корешок! Вкусно ли ты поел?
Корешок: Вкусно.
Две куклы: А вот мы голодные, и твоя мать Маньсь Нэ тоже хочет есть. Она стала стара, и никто ей не помогает.
Корешок: Но где она?
Две куклы: Отдай нам мясо оленя- мы путь укажем.
Корешок: Берите, берите! ( обрадовался).
Две куклы: Тогда толкни котелок, куда он покатится, туда и иди.
Корешок: Спасибо! ( проснулся он, костёр погас, но в котелке мясо осталось. Толкнул он котелок- и тот покатился, привёл котелок к чуму).
Корешок: Вои и чум. ( подошёл к двери и слушает).
Девочка Нэнь: ( говорит матери). Иди на охоту! Я есть хочу!
Маньсь Нэ: Ох, не могу. Болею я. Потеряла я милого сыночка Корешка. Он бы мне помог в старости.
Девочка Нэнь: Вот нам Бог мясо послал. Иди за дровами, разогрей мясо и скорей!
Корешок: Я твой сын, Корешок, мама! Я никогда больше тебя не оставлю! А ты, ленивая Нэнь, уходи к своей матери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок родного (хантыйского) языка 5 класс Тема урока: «Время глагола».
Урок родного (хантыйского) языка 5 классТема урока: «Время глагола»....
Изготовление хантыйского детского оберега«Глухарка сна». Ремешок.
Цель: 1. Научить учащихся изготавливать ремешок для детского оберега. 2. Развивать мелкую моторику....
Формирование хантыйских национальных традиций
Настоящая программа является коррекционно-развивающей программой дополнительного образования детей, имеющих особые образовательные потребности...
Развлечение "Хантыйские посиделки"
Знакомство с народами, населяющими север - ханты, манси,нанайцами, эвенками.Игры,песни,танцы,обряды...
Урок хантыйского языка
Открытый урок - районное мероприятие "Учитель года"...
Хантыйская сказка – презентация «Как щука себе голову сделала»
СКАЗКА – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости. Слово «сказка» произошло от слов: «сказывать», «рассказывать», так ...
Презентация: "Птицы в хантыйской мифологии и сказках"
Птицы в хантыйской мифологи и сказках. И их отображения в орнаменте народов Ханты и Манси....