Хантыйская сказка
методическая разработка по теме

Сиражева Альфия Ураловна

Сказка народов ХМАО-Югра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malchik-koreshok_hantyyskaya_skazka.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Хантыйская сказка  « Мальчик- корешок». ( Обработка Сиражевой А.У)

Автор:  Жила на берегу озера одинокая женщина Маньсь Нэ. Ловила она рыбу, собирала ягоды. Однажды спустилась к озеру искать корни водяных растений. Собирала их, хотела уж домой возвращаться.

Маньсь Нэ: Дай вырву ещё корешок.

Автор: Вытянула корешок из ила, видит похож он на маленького мальчика.

Маньсь Нэ: Как он похож на маленького мальчика. Сейчас я тебя вымою, дома сплету из бересты люльку, сошью рубашку, уложу в постельку и покачаю, как куклу.

Автор: Качала она, качала люльку и вдруг услышала, плачь ребёнка.

Маньсь Нэ: Ты ожил. Какая радость!!! Я буду заботиться и любить тебя, как сына. Скоро ты вырастишь и будешь мне самым хорошим помощником.

Автор: Стал Корешок быстро расти. Не налюбуется Маньсь Нэ на сына.

Маньсь Нэ: У нас закончилась рыба, Корешок, придётся мне идти на озеро ловить рыбу.

Корешок: А я сбегаю в лес, пособираю ягоды.

Автор: Тут подкараулила его лесная колдунья, прикинулась матерью.

Лесная колдунья:  Пойдём, Корешок, домой.

Автор:  Вернулась Маньсь Нэ с озера- никто её не встречает.

Маньсь Нэ: Кто ты, девочка? И где мой сыночек Корешок?

Девочка:  Я Нэнь, а твоего сына забрала моя мать. Будет он кормить её да и моих братьев. А ты мне есть давай! Я голодная.

Автор:  Заплакала Маньсь Нэ, но слезами горю не поможешь.

Маньсь Нэ: Не хочешь ли ты научиться шить?

Девочка Нэнь: Не хочу, я ничего  не  хочу делать!

Маньсь Нэ: Прибери в доме тогда.

Девочка Нэнь: Не буду!

Маньсь Нэ: Принеси воды, Нэнь!

Девочка Нэнь: А я  в воду упаду.

Маньсь Нэ: А ты за куст держись.

Девочка Нэнь: Я руки поцарапаю. ( Разговаривать лень, совсем изнежилась)

Автор: От непосильного труда состарилась Маньсь Нэ, не может больше ни рыбу ловить, ни охотиться.

Маньсь Нэ: Нэнь, иди кушать.

Девочка Нэнь:  (кричит) Покорми меня, я не хочу сама  ложку держать.

Автор: Зато лесная колдунья живёт припеваючи. Сыновья её тоже бездельники.

Лесная колдунья: У нас в доме есть нечего, иди и принеси чего- нибудь, иди, работай!

Корешок: ( ставит капканы, силки на зверей, закидывает невод и приносит много рыбы).

Автор: А лесная колдунья лучшие куски отдаёт родным сыновьям, сама ест, Корешку оставляет что похуже.

Лесная колдунья: Идите, мои хорошие, покушайте.

Корешок: Почему моя мать со мной такая грубая? Ведь любит же она братьев ( пригорюнился).

Лесная колдунья: Ха-ха-ха!!! Сын Маньсь Нэ нас кормит, поит, а уже не может прокормить одну мою дочь Нэнь.

Корешок: Вот в чём дело! Она мне не мать! Что же мне делать? Куда идти? Где искать свою мать? ( шёл, шёл и проголодался).

Корешок: Как хочется есть! А вот я вижу следы оленя, Сейчас я буду сыт.

Автор: (Корешок развёл костёр, и вдруг спохватился- нет с собой котелка.)

Волшебная серьга! ( снял серьгу с уха и стал её крутить и приговаривать). Если потомки наши услышат про меня сказку, пусть серьга превратится в котелок! ( кидает серьгу в кусты.) Получилось!

Две куклы: Здравствуй, Корешок! Вкусно ли ты поел?

Корешок: Вкусно.

Две куклы: А вот мы голодные, и твоя мать Маньсь Нэ тоже хочет есть. Она стала стара, и никто ей не помогает.

Корешок: Но где она?

Две куклы: Отдай нам мясо оленя- мы путь укажем.

Корешок: Берите, берите! ( обрадовался).

Две куклы: Тогда толкни котелок, куда он покатится, туда и иди.

Корешок: Спасибо! ( проснулся он, костёр погас, но в котелке мясо осталось. Толкнул он котелок- и тот покатился, привёл котелок к чуму).

Корешок: Вои и чум. ( подошёл к двери и слушает).

Девочка Нэнь: ( говорит матери). Иди на охоту! Я есть хочу!

Маньсь Нэ: Ох, не могу. Болею я. Потеряла я милого сыночка Корешка. Он бы мне помог в старости.

Девочка Нэнь: Вот нам Бог мясо послал. Иди за дровами, разогрей мясо и скорей!

Корешок: Я твой сын, Корешок, мама! Я никогда больше тебя не оставлю! А  ты, ленивая Нэнь, уходи к своей матери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок родного (хантыйского) языка 5 класс Тема урока: «Время глагола».

Урок  родного (хантыйского) языка 5 классТема урока: «Время глагола»....

Изготовление хантыйского детского оберега«Глухарка сна». Ремешок.

Цель: 1. Научить учащихся изготавливать ремешок для детского    оберега.           2. Развивать мелкую моторику....

Формирование хантыйских национальных традиций

Настоящая программа является коррекционно-развивающей программой дополнительного образования детей, имеющих особые образовательные потребности...

Развлечение "Хантыйские посиделки"

Знакомство с народами, населяющими север - ханты, манси,нанайцами, эвенками.Игры,песни,танцы,обряды...

Урок хантыйского языка

Открытый урок - районное мероприятие "Учитель года"...

Хантыйская сказка – презентация «Как щука себе голову сделала»

СКАЗКА – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости.        Слово «сказка» произошло от слов: «сказывать», «рассказывать», так ...

Презентация: "Птицы в хантыйской мифологии и сказках"

Птицы в хантыйской мифологи и сказках. И их отображения в орнаменте народов Ханты и  Манси....