Хантыйская сказка – презентация «Как щука себе голову сделала»
методическая разработка по краеведению
СКАЗКА – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости.
Слово «сказка» произошло от слов: «сказывать», «рассказывать», так как сказки передавались устно. В древности сказки назывались «баснями» и «байками».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_skazka_kak_shchuka_sebe.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
Хантыйская сказка – презентация «Как щука себе голову сделала»
Цель: приобщение подрастающего поколения к творчеству народа ханты.
Задачи:
- познакомить детей с хантыйской сказкой «Как щука себе голову сделала»;
- развивать творчество, речь, внимание, расширять кругозор учащихся;
- воспитывать интерес, любовь к родному краю, сценическую культуру.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация сказки «Как щука себе голову сделала», кости из щучьей головы
Ход мероприятия
Ведущий: Вуща улаты! Здравствуйте, дорогие ребята, гости!
-Нас встречает в жизни сказка
Вместе с материнской лаской,
С добрым бабушкиным взглядом,
Чтоб идти по жизни рядом.
Никогда нам не наскучит.
Быть отважными научит.
Никто из нас не вырос без сказок. Сказки — это первое, что рассказывают детям. Это первые книжки, которые им читают. Сказки любят все, потому что они учат добру, учат тому, что хорошо и что плохо, что красиво и некрасиво, что справедливо и умно, а что несправедливо и глупо.
- Откуда же взялись сказки?
Сказки появились в глубокой древности. Сказки бывают народные и литературные.
Их сочиняли талантливые люди из народа. Они были и есть у всех народов, больших и маленьких. Есть русские, украинские, белорусские, арийские, шведские, английские, африканские, хатыйские, мансийские, ненецкие
Назовите сказки наших, Ямальских поэтов и писателей?
Сказители вкладывали всю душу в произведения, которые исполняли. Их мастерство по праву можно назвать профессией. К этим людям относились с уважением, их знали, почитали.
На Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу (сказывание сказок) он получал равную со всеми плату.
Увлекательные сказки, мудрые пословицы и поговорки, хитрые загадки не записывались, а передавались устно от одного человека к другому. Рассказывая сказку, каждый рассказчик что-то изменял, что-то добавлял от себя, чтобы сказка стала ещё занимательней. Так сказки и передавались от одного поколения к другому. Таким образом, сказки дожили до тех времен, когда возникла письменность. Сказки стали записывать. Благодаря письменности, мы с вами можем сегодня читать сказки и наслаждаться богатством и красотой сказочного мира. Ведущий: Что такое сказка?
СКАЗКА – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости.
Слово «сказка» произошло от слов: «сказывать», «рассказывать», так как сказки передавались устно. В древности сказки назывались «баснями» и «байками».
Сказки - это удивительный прекрасный мир волшебства.
Сказка учит нас не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Ведь главный герой в сказках всегда берется за выполнение невыполнимых заданий, за решение невероятных загадок.
Сказка учит тому, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту.
Сказка учит не судить о людях по их внешнему виду. Ведь в них любая лягушка легко может оказаться прекрасной девицей, а чудовище – заколдованным принцем.
Сказка учит слушаться родителей. Ведь сын или дочь, выполняющие поручения батюшки и матушки в сказках, всегда оказывается в более удачной позиции, чем их нерадивые братья и сестры.
Именно поэтому так замечательно о сказке сказал известный ученый. Какая глубина мысли в этом высказывании.
Заметьте, что это высказывание можно отнести ко всем людям, не зависимо от национальности, цвета кожи и вероисповедания.
Действительно, на земле тысячи сказок, принадлежащих тысячам народов. У каждого времени свои сказки, они отражают быт и традиции конкретного народа, его мудрость и сущность.
Мы живем с вами в многонациональной стране, в России, где тесно переплетаются этносы всех народов.
Посмотрите на карту нашей страны. На юге живут кавказские народы, в самой середине – Урал, и населяют его в основном русские, татары и башкиры, на севере, конечно, же народы севера, в частности ханты и манси.
Ведущий: А сейчас предлагаю послушать и посмотреть презентацию хантыйской сказки «Как щука себе голову сделала»
Во время рассказа сказки, я покажу вам предметы, которые проглотила щука. Каждая косточка имеет своё значение. Каждый из вас может найти эти предметы в щучьей голове.
Итог мероприятия:
Ведущий: Рассказчику-герою не симпатична щука: "Уродливей её не находилось в речках нашего края". Да и Водяной царь Ингк-хон не доверял ей, отказывал её в просьбе подарить голову: "Ты злая. Много рыбы изведёшь". Да и не зря: проглотила щука девочку Сотхотлопэ, рыбака с лодочкой-обласком, лосиную ногу, старушку с сыном, лопату, берестяной ковш и много ещё людей и добра. Рассказчик даёт прямую оценку героине сказки: "хитрая, страшная", даже Водяной царь "ужаснулся щучьему виду". Но, как и во многих сказках, эта сказка заканчивается добром: Хатл-Ими (Солнце) сделала голову щуки аккуратной, выскочили из щуки все люди и всё добро, да и щука осталась с головой и острыми "как частокол" зубами. С тех пор, по поверью хантов, щуки хищные и зубастые. Мудрый народ ханты и поговорку сложил: "У щуки и мёртвой зубы живые".
Ведущий: Ребята, я вам всем предлагаю, во время каникул попробовать найти эти предметы в ухе из щуки. Попробовать рассказать, или узнать у своих родителей, бабушек и дедушек знают ли они эту сказку.
Мы пришли к выводу, что хантыйский народ в сказках раскрывает своё понимание о природе, происхождении животных, их внешнем виде, объясняет различные явления. В сказках животные - частые герои, да и как может быть иначе, ведь жизнь народа тесно связана с природой: тайга и река кормят человека в нашем краю. Хантыйские сказки не только заинтересовывают читателя, но и воспитывают его на примере добрых, умных, храбрых героев.
Наше мероприятие подошло к концу. В сказках всегда добро побеждает зло. Желаю вам, чтобы добро навеки поселилось в ваших сердцах и добро всегда побеждало зло. Ребята, читайте сказки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хантыйская сказка
Сказка народов ХМАО-Югра...
Презентация "Исповедь нашедшей себя души"
"Немец Поволжья. В сорок первом это звучало как приговор. Тогда дедушке исполнилось четырнадцать. Трудармия. Урал. Шахта. Тяжелые совковые лопаты в руках подростков, загружающих и разгружающих вагоне...
Презентация проекта "Познай себя в своих друзьях"
В презентации представлен алгоритм работы над проектом, в котором отражается деятельность участников проекта на каждом этапе....
Сказка "Как муравьишка нашел себе друзей"
Терапевтическая сказка, предназначенная для коррекции эмоциональной сферы у детей дошкольного или младшего школьного возраста с замедленным психическим развитием.Данный материал использовала с целью п...
Презентация "Коротко о себе..."
Данная презентация - это краткая экскурсия по моему жизненному пути, как учителя....
презентация "Как вести себя в конфликтной ситуации"
В презентации рассматриваются основные методы и способы выхода из конфликтной ситуации. Она будет интересна учащимся 10 класса при изучении темы "Конфликты"...
Презентация по технологии "Как самому сделать синичник?"
Презентация по технологии для 6-7 класса. Подробное описание как самим сделать синичник или скворечник....