Развлечение "Хантыйские посиделки"
план-конспект занятия по музыке на тему
Знакомство с народами, населяющими север - ханты, манси,нанайцами, эвенками.Игры,песни,танцы,обряды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khantyyskie_posidelki.docx | 35.65 КБ |
statya_pro_khant_posid.docx | 13.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
У центральной стены – чум, берёзы, мох, брусника, костёр, берёзовые поленья. Свет приглушён, раздаются звуки бубна.
Выходят двое ведущих – взрослый и ребёнок в хантыйских костюмах.
Под песню «Ты вози, олень» заходят дети
1 Ведущий
Буся, пася, пече – так по-хантыйски и по-мансийски звучит приветствие, пожелание для вас.
2 Ведущий
Здравствуйте!
1 Ведущий
Здравствуй, милый мой
Гость наш дорогой
С дороги не устал ты! –
По ногам твоим видно.
И не голоден ты! –
По глазам твоим видно!
2 Ведущий
Но всё же наш дом, дорогой, не обходи!
Хозяин тебя ждёт! Заходи, посиди
Стол тебя ждёт, огонь наш неугасимый,
Беседой удостой!
Включается свет
Под народную музыку заходят дети с 2 сторон. В руках – тарелки с угощением. Дети разносят угощение, садятся на пол.
1 Ведущий
Старый закон Севера гласит: сначала накорми, напои гостя, угости всем, что имеешь, потом – расспрашивай.
2 Ведущий
Необычным является у хантов обряд принятия гостя. Какие бы гости не пришли, по древним обычаям народа надо встречать их добром и теплом. Говор, что гость, проезжающий мимо дома, на хозяев зло держит в уме.
Гости исполняют «Эскимосскую песню»
1 Ведущий
Первым гостя встречают дети, чтобы узнать, кто и откуда приехал. Гостю всегда полагается почётное место на нарах, на которые стелется новая шкура оленя.
2 Ведущий
Во время беседы с гостем детям нельзя было шуметь. Муж не имеет права делать детям и жене замечание в присутствии гостей.
1 Ведущий
Если гость поел, и больше не хочет, то он кладёт пустую кружку на блюдце боком. Если кружка не перевёрнута, то хозяйка подливает чай, не спрашивая.
Дети
1. Словно люльку, дверь тяжёлую качни,
С другом к нам на посиделки приходи.
Соберёмся у хантыйского огня,
Зазвучат легенды, песни для тебя.
С жизнью хантов познакомишься, друг мой,
Ты вниманьем посиделки удостой.
2. Словно люльку, дверь тяжёлую качни,
Обогрейся, покалякай, отдохни.
Если я убил оленя – вдоволь ешь
Мяса нету – посмотри, как окунь свеж
Ну, а нету даже рыбы у меня –
Мы вкусим тепло домашнего огня.
Гость высокий, слушаю я речь твою,
И в ответ всё, что имею – отдаю.
Музыка «Песня о Когалыме»
1 Ведущий
Мы живём на Югорской земле. Нашу землю называют землёй первопроходцев. Это не совсем так. И у нашего Севера есть своя история, которая жива памятью. Память эта – в самом народе. В национальных промыслах, в деревянных строениях, своеобразных избушках на курьих ножках, в музыкальных инструментах, песнях, легендах, сердце народов, населяющих эту землю.
3. Вот лежит в короне нефтяной
Чёрная жемчужина России
Область со страну величиной
Оттого в названии Тюмени
Проступает ярче с каждым днём
Древнее заветное значенье
Ведь Тюмень – сокровище моё!
4. Ханты, манси… Кто мы? Откуда?
Дикари? Туземцы? Наивные дети снегов…
В грубых оленьих шкурах…
И будто песни наши – из двух звуков-слов,
И будто поём мы – лишь о том, что видим…
5. Что глаз мой видит – о том пою,
Что ухо слышит – о том пою,
Что сердце чует – о том пою,
О чуме, о доме своем пою.
Слушай песню мою – узнаешь душу мою!
Инсценировка песни «Чум»
1 Ведущий
Давайте представим хантыйскую печь – чувал. В чувале прыгает красная лисица (огонь). Она разгорячённая, бежит, несётся. От неё исходят волны тепла. Тепло ласкает ноги, руки, разливается по телу, как волшебная сказка.
Звучит хантыйская музыка
Легенда
Случилось это в давнее, сказочное время. Птица-легенда поспорила с вещим вороном. Он летел на белоснежных крыльях, и был белее первозданного снега. Поспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли они под облака – и в путь! Молча и упорно летел ворон, а птица-легенда заливалась песнями. Нипочём ей ни белый ветер, ни чёрная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу! Почернел от зависти ворон, тяжело опустил свои крылья. А птица-легенда до наших дней долетела, песню свою и танец с собой принесла.
Танец птиц
1 Ведущий
У огня всегда дети играли в загадки, давайте и мы с вами немножко поиграем.
Дети:
- Злой, голодный шатун в поисках пищи обойдёт семь тундр (волк)
- В дремучем лесу котёл кипит, огонь не горит, а котёл кипит (муравейник)
- Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох)
- Без рук, без ног, а на небо лезет (дым)
- Не живой, а живого ловит, даже волка зубастого успокоит (капкан)
- Жёлтый клубок за белым скок (лиса заяц)
- Два соболя, два зверя, как ни стараются, обогнать друг друга, никак не обгонят (лыжи)
- По чаще идёт таёжный хозяин, валежник ломает, что за зверь, кто отгадает? (медведь)
2 Ведущий
Вы знаете, ребята, для хантов медведь – это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла Земля. Отец – верховный Бог – уступил просьбам сына и отпустил его в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причиняя вреда людям. Однако медведь нарушает некоторые установки отца, его убивают охотники и, как предписано богом, устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник – медвежий праздник. На этом празднике дети и взрослые играют в различные игры.
1 ведущий
Одна из них называется «Охотник и медведь». Сейчас мы в нее поиграем. Условия игры: ведущие выбирают «охотника» и «медведя». Вручают им реквизит: ружьё и маска медведя, колокольчики. Глаза закрывают повязкой. Кто победит?
Акань (девочка)
Можно к вам? (выходит из чума с туеском)
Дети
Кто к дверям подошёл, должен в дом войти
Ребёнок
1.Это Акань к нам в гости пожаловала, а живёт она в чуме. Сама зверя добывает, сама шкурки мягкими делает, из них одежду и обувь шьёт. Сама рыбачит и рыбу впрок сушит. А из кожи осетра тоже шьёт для весны и осени – сохниры (обувь).
Акань в это время обходит полянку, как бы знакомится с лесом, приседает на пенек, смотрит в туесок, собирает ягоды.
2. А еще Акань ягоды собирает. Быстро-быстро ее проворные руки мелькают, в узорный туесок ягоды ссыпают.
Акань разгибает спину, ставит туесок и выбирает соринки и мох из ягод.
Акань
Добрый лес, тихий лес
Брусники мне припас
Сколько спелых ягод здесь,
Соберу их все сейчас.
Добрый лес, светлый лес
Ягоды не стану есть.
Брусникою своей
Угощу я всех людей.
Бабушек и дедушек,
Славных малых детушек,
Молодых рыбаков,
Рукодельниц-девушек,
Матерям и отцам,
И подружкам и друзьям
Понемножку всем раздам.
Раздает ягоды вблизи сидящим детям..
Акань
Ой, а на всех не хватает. Да вы, ребята, не огорчайтесь. В чуме у меня на ягодах морс настоян .
Ребёнок
Акань, а на каких ягодах?
Акань
Пусть ребята сами отгадают
Конкурс дегустаторов
Акань
Молодцы, ребята, хорошо сибирские ягоды знаете.
Ребёнок
Постой, Акань, мы тебе ещё про одну ягоду расскажем и споём.
В июле иду на болото,
Беру с собою туесок,
До нитки болото промокло
Тут хоженых нету дорог.
Иду я тропинкою, страшно
Повсюду, повсюду морошка
Огромный жёлтый ковёр!
Как яркая звёздочка лета
Нарядно морошка одета
Как радостно тянется к свету,
На стройном своём стебельке
Весёлую ягоду эту
Несу я домой в туеске.
А теперь давайте споём вместе для наших гостей.
Песня «Морошка»
Акань
Хочу лесные бусы я маме подарить,
Они не продаются, их надо смастерить.
Ведущий
А мы поможем тебе смастерить лесные бусы.
Инсценировка песни «Лесные бусы»
Ведущая Оставайся у нас в гостях, Акань.
Дети:
- Солнце по-хантыйски –Хейро. Для северян восход Солнца – большой праздник.В древние времена, в долгие полярные ночи они боялись, что солнце никогда не вернётся. Тогда они придумывали и исполняли ритуальные танцы, в которых главным действующим лицом было Солнце.
Игра «Хейро»
Солнце
Солнце встало, солнце встало
Горячи его лучи.
Убегайте, убегайте, чтобы не задело вас, до кого дотронется – то выбывает из игры.
- Вот и взошло солнышко и согрело своими лучами всю нашу северную землю. Пусть вам всем будет солнечно и тепло! Пусть будет солнце в вашем доме!
Танец Солнца
1ведущий
Ну вот, мы и не заметили, как наступил вечер. Садитесь поближе к огню, я вам старинную сказку расскажу…
Сказка «Айога»
1ведущий
Всё в мире рождается, умирает и снова рождается. Всё – только не мудрость народная. Вслушайтесь в эти слова.
Ребёнок
Если человек – гость издалека
Ты ему скажи : « Вот моя рука»
Усади за стол с лучшею едой,
Одари его нежной теплотой
Сердцем щедрым, словно с огоньком,
Чтобы стал родным и ему твой дом.
1ведущий
Для всех нас дом – это место, где мы живём, учимся и работаем. И для нас этим домом является наш город – Когалым.
Дети:
- Любуюсь на сосны в снегу,
Смотрю и понять не могу
Чем же меня ты пленил
Город в тайге – Когалым!
- Вышек бурильных леса
Сосен, березок краса
Сотни таёжных озёр -
Наш необъятный простор
- Город нефтяников – труженик наш
Гордится тобою каждый из нас
Судьба твоя вручена молодым
Город суровый – наш Когалым.
Песня о Когалыме
Дети
Торум ет олэн! До свидания!
Айога
Действующие лица:
ведущий,
Айога,
её мать,
девочка-соседка
Ведущий
Жил на берегу Амура один нанаец. И была у него дочка по имени Айога – красивая девочка, которую все очень любили. Но вот как-то раз сказал кто-то, что никого красивее Айоги ни в ее родном стойбище, ни в каком другом – нет, и Айога загордилась. Стала она рассматривать свое лицо и очень сама себе понравилась. Сколько ни глядит – не может наглядеться, сколько ни смотрит – не может оторваться. То в медный таз начищенный смотрится , то на свое отражение в воде любуется.
Айога
А может ли красавица,
Которой краше нет,
Самой себе не нравиться?..
Конечно – нет!
Ведущий
И стала Айога совсем ленивою: что ни попросят сделать – только отмахивается!
Айога
1.Ничуть я не ленивая,
Поскольку целый день
Собою любоваться мне
Ни капельки не лень.
Припев
Чёрными, как ночь волосами,
Ресницами большими и глазами,
Руками белоснежными –
И тонкими и нежными…
2.Ничуть я не капризная,
А мне всего важней
Сидеть и восхищаться
Весь день красой моей
3.Ничуть я не ленивая,
Поскольку целый день
Собою любоваться мне
Ни капельки не лень.
4.Поэтому, поэтому
Смотрюсь я в медный таз
Всё с большим наслаждением
Любуюсь каждый раз.
Мать
Айога, доченька! Оторвись-ка на минутку от медного таза да пойди принеси мне воды.
Айога
Боюсь, мамочка… Вдруг в воду упаду!
Мать
А ты, доченька за крепкий куст берись, он выдержит
Айога
А крепкий куст, мамочка, руки поцарапает
Мать
А ты рукавицы надень
Айога
Жалко, мамочка, порваться могут
Мать
А ты возьмёшь их тогда, да иголкой и зашьёшь
Айога
А вдруг иголка сломается?
Мать
А ты, доченька, бери самую толстую
Айога
А толстая игла палец уколет
Мать
А ты напёрсток из крепкой оленьей шкуры надень
Айога
А вдруг он порвётся
Девочка соседка Давайте, дорогая соседка, я вам за водой схожу. Я ни в воду не упаду, ни рук не поцарапаю. А если и поцарапаю – не велика беда!
Ведущий
Пошла девочка-соседка к реке и принесла воды: замесила мать Айоги тесто, сделала лепёшки. Она их на раскалённом очаге испекла. Отменные получились лепёшки: румяные, душистую, с хрустящей корочкой…
Айога
Мама, дай скорей лепёшку
Мать
Я дала бы лепёшку, да к несчастью, горяча ещё она…
Можешь ты такой лепёшкой свои рученьки обжечь,
А тебе ведь нужно, дочка, свои рученьки беречь.
Айога
Разве можно так страшиться?
Я надену рукавицы
Мать
Да мокры они как раз
И лежат в тазу на донце
Айога
Ничего, я их сейчас
Мигом высушу на солнце!
Мать
Ой, не надо, доченька, ой, не надо! Зачем тебе трудиться, красоту свою ненаглядную портить?..
Нет, нет не годится красивой трудиться,
С красивою может беда приключиться:
Ведь может её красота от труда
Пропасть без следа навсегда, навсегда.
Зачем рукавицы ей палкою бить
И воду для дома из речки носить,
Когда у неё есть дела поважней:
Весь день любоваться красою своей!..
Так что, доченька, отдам-ка я лучше эту лепёшку девочке-соседке – ей своих рук не жалко!
Ведущий
Взяла мать Айоги лепёшку и отдала её девочке-соседке. Рассердилась Айога. Пошла из дома прочь на реку. Смотрит на своё отражение в воде и никак налюбоваться не может. А девочка-соседка неподалёку стоит, лепёшку в руке держит. Стала Айога на неё оглядываться. Оглянулась раз, оглянулась другой, посмотрела в третий, и вдруг шея у неё вытянулась и стала длинной-длинной, а глаза маленькими и злыми.
Соседка
Зачем ты глядишь на меня, Айога,
Как смотрят на самого злого врага.
Припомни-ка лучше, как дружно мы жили,
Какими подружками верными были.
Не злись, Айога, не сердись, Айога
Соседи жить в мире должны, Айога.
А если лепёшка поссорила нас,
Так это мы быстро уладим сейчас:
Возьмём и разломим её пополам…
А хочешь, тебе её всю я отдам.
Подойди ко мне, Айога, возьми лепёшку. Мне, правда, не жалко.!
Ведущий
Айога, услышав эти слова девочки-соседки, своей бывшей подружки,сильней прежнего разозлилась, ещё громче зашипела. А потом растопырила пальцы, побелела вся, и так замахала руками, что они у неё превратились в крылья.
Айога
Ничего, га-га-га,
Не хочу, га-га-га
Потому, га-га-га
Что горда Айога!
Потому что нигде
На земле, га-га-га
Никого нет красивей, чем я – Айога!..
Го-го-го,га-га-га, Айога, Айога!..
Ведущий
Плавала так Айога по воде, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова позабыла. Только имени своего не позабыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, ненароком не спутали. Потому и кричит, чуть людей завидев:
- Айога-га-га! Ай-ога-га-га!
Айога
Го-го-го, га-га-га, Айога, Айога!..
«Лесные бусы» музыка Г.Гладкова слова М.Садовского
1.Хочу лесные бусы я маме подарить,
Они не продаются, их надо смастерить.
Я вдену паутинку в сосновую иглу,
Иголкой землянику душистую проткну.
2.Потом найду чернику, но в рот не положу –
Поближе к землянике чернику усажу.
Потом орех прохладный на тропке подниму,
А следом жёлудь жёлтый подвинется к нему.
3 Потом найду рябину и всё начну опять:
Багряный, чёрный, жёлтый низать, низать, низать…
Я сделаю застёжку из мягкой бересты.
Такие бусы маме в лесу найдёшь и ты.
«Морошка» музыка Г.Гладкова слова М.Пляцковского
- Есть на севере у нас ягода морошка.
Вам понравится она- съешьте хоть немножко!
Припев Какая это ягода? А вот какая ягода:
Кислая, кислая, кислая-прекислая,
Сладкая, сладкая, сладкая-пресладкая
Кислая, сладкая, в общем кисло-сладкая!
2.От пискливых комаров не свернём с дорожки.
Хватит мне и всем друзьям ягоды-морошки.
3.Я вам правду говорю, а не понарошку
Это здорово – ходить в тундру по морошку!
«Чум»
На шалаш чум похож только ростом выше
Не беда если дождь не промокнет крыша
Он стоит за углом – дверь, порог и стены
Сделан он не топором, а из шкур оленя.
Предварительный просмотр:
В нашем детском саду в группе №15 прошло развлечение «Хантыйские посиделки». Декорации, расположенные на центральной стене зала создали у детей впечатление, что они попали в хантыйское стойбище. Олени, чум, костёр, сани, северное сияние, красочные костюмы, – всё это создало атмосферу хантыйского праздника. Дети познакомились с новыми понятиями – «чум», «хейро», «торум ет олен». Необычные мелодии и ритмы хантыйских песен и танцев, знакомство с культурой другого народа, расширили кругозор детей. Актёрский талант проявили Юля, Вика, Эльвина, Лиза, Кирилл, которые инсценировали сказку «Айога». Зрители и сами участники получили огромный заряд энергии. В день открытых дверей родители воспитанников получили возможность насладиться выступлением своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Посиделки по английски" для учащихся 6-8 классов с пониженной мотивацией к изучению предмета в
Разработка внеклассного мероприятия составлена для учащихся 7-8 классов для проведения методической недели, творческого вечера, занятия предметного кружка, факультатива по английскому языку. Материал...
Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"
Цели и задачи мероприятия: познакомить с историей и традициями русского народа; научить понимать обряды, обычаи; эстетическое воспитание....
Внеклассное мероприятие "Рождественские посиделки"
Это мероприятие помогает детям сначала познакомится с рождественскими обычаями, а потом и самим стать участником рождественских колядок....
Вечер для 9 – 11 – х классов «Казачьи посиделки»
Ведущий 1: Добрый вечер, ребята! Ведущий 2: Добрый вечер. Мы рады приветствовать вас на казачьих посиделках....
Кубанские посиделки
Урок знакомит с традициями и бытом русского народа. Традиционно долгими вечерами собирались люди на посиделки, пели песни, занимались различными видами рукоделия. Очень интересный, занимательный и п...
Разработка "Рождественские посиделки"
Мероприятие в рамках проекта "Народная культура в образовании"...
Сценарий "Осенние посиделки"
Внеклассное мероприятие, посвященное осени...