Формирование хантыйских национальных традиций
учебно-методический материал (7 класс) по теме

Евстратова Светлана Валерьевна

Настоящая программа является коррекционно-развивающей программой дополнительного образования детей, имеющих особые образовательные потребности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneklassnoy_raboty.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Программу  разработала:

Евстратова С.В. – учитель

 письма и развития речи

2011

Информационная  карта программы по этническому воспитанию «Формирование  хантыйских национальных традиций в процессе воспитательной внеклассной работы»

Направленность

( образовательная область):       Внеклассная работа                              

Вид образовательной деятельности:   Воспитание      

Название программы:   «Формирование  хантыйских национальных традиций в процессе воспитательной внеклассной работы ».                      

Автор программы:  Евстратова С.В.

Аннотация к программе:  - Возраст детей-10-15 лет.  

                                           - Срок реализации программы-3 года.          

- Цель программы:   Развитие детей с особыми образовательными потребностями с целью приобщение  к хантыйским национальным традициям, изучения истории хантыйской культуры, сохранения и возрождения традиции своего народа.

 Задачи программы:      Воспитание уважение к традициям своего народа
Создание условия для восприятия изучения хантыйских традиций.
Формирование чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Развитие способности воспринимать и анализировать литературные произведения хантыйских поэтов и писателей, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
 Автор программы:  

Евстратова С.В. учитель русского языка и литературы            

 Статус программы:   авторская, экспериментальная программа.    

Аннотация к программе                                 

             Настоящая программа является специальной, коррекционно - развивающей  программой дополнительного образования детей, имеющих особые образовательные потребности. Программа рассчитана на 3 года, предполагает участие детей 5-7 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, учреждений во внеурочное время.

Обоснование                        

Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для, современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей.

В настоящее время важной проблемой образования в современном мире является – формирование гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культурного базиса школьника играет приобретение знаний по национальной культуре. Любой культурный человек обязан знать свои исторические корни, национальную культуру и уметь рассказать о них. Вот поэтому проблема возрождения и сохранения национальных традиций культуры хантыйского народа в ЯНАО является очень актуальной. Сложившиеся особенности территории ЯНАО, его многонациональный состав, разнообразие культур соседствующих народов, разная языковая ситуация, сложившаяся в городах и сельской местности округа; потребность в сохранении и развитии языка, национальной культуры требуют соответствующего отражения в содержании школьного образования.

Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов России функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.

Цель программы:

1. Приобщение школьников к хантыйским национальным традициям.
2. Изучение истории хантыйской культуры .
3. Стремление сохранить и возродить традиции своего народа.

Задачи программы:                                                    

1.Воспитывать уважение к традициям своего народа
2.Создать условия для восприятия изучения хантыйских традиций .
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения хантыйских поэтов и писателей, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
Основные формы и способы проведения занятий

беседы, рассказы учителя;

свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта;

чтение рассказов, легенд;

анализ литературных произведений;

анкетирование;

проживание через игру различных ситуаций, их анализ;

прогнозирование (мечтание) будущего;

написание сочинений-размышлений, их иллюстрирование;

 создание творческих работ;

философствование;

просмотр видеофильмов;

экскурсии в музей;

Оборудование для проведения занятий

компьютер;

диски с записями классической музыки;

бумага, ватман;

аппликации;

гуашь, акварельные краски, кисти, маркеры;

свеча, подсвечник;

Программа  по этническому воспитанию «Формирование  хантыйских национальных традиций в процессе воспитательной внеклассной работы» рекомендуется для учащихся 5-7 классов коррекционной школы-интернат, может быть реализована через классные часы и факультативные курсы. Она рассчитана на 37 часов: 13 часов в 5 классе , 12 часов в 6 классе и 12 часов в 7 классе.

Содержание программы

Программа  по этническому воспитанию состоит из 9 разделов

5 класс

I раздел: «Что такое национальные традиции»

II раздел «Край, в котором ты живёшь»

III раздел «История хантыйской национальной культуры в памятниках»

6 класс

IV раздел: «Национальная кухня»

V раздел «Народные промыслы»

VI раздел « О чём рассказывает орнамент?»

7 класс

VII раздел «Языческая культура »

VIII раздел «История Ямала в лицах»

IX раздел « О чём поёт Ямал»

В течение первого года  ребята знакомятся с историей национальных хантыйских традиций.

Широкий культурологический фон способствует как развитию лингвистических навыков и умений, так и знакомит обучаемого с конкретными аспектами национальной  культуры. Создаются предпосылки для  восприятия исторической этнокультуры, как составной части всей духовной жизни общества. Традиционные ценности  являются  носителями информации об особенностях менталитета и, как следствие национально - традиционных норм общества. Такой подход позволяет снять многие трудности, с которыми сталкивается учащийся.

На втором году обучения учащиеся знакомятся с национальной кухней и национальными промыслами народа ханты.

Содержание курса основано на межпредметных связях родного языка с курсом истории   Отечества, с которыми ребята знакомятся в 6 классе. Использование межпредметных связей обеспечивает повышение познавательной активности школьников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации, даёт стимул к самостоятельной работе, способствует расширению воспитательных задач. Средствами изучения национальных традиций обогащается ценностно-ориентированное восприятие учащихся, развиваются общекультурные и интеллектуальные умения, учащиеся вовлекаются в обсуждение программных тем, как по истории Отечества, так и по краеведению.

На третьем году обучения в программу вводятся темы, включающие изучение курса литературы  (7 класс) устное народное творчество: народные сказки, легенды. Продолжается изучение исторических событий, связанных с традиционной культурой народов ханты.

Чрезвычайно важен эмоциональный фон воспитательной деятельности. Чувство эмоционального подъема стимулируется использованием различных видов и форм коллективной творческой деятельности. Совместная работа позволяет вовлечь всех учащихся в процесс креативности. При выполнении коллективного дела учителю принадлежит особая роль: он является организатором и участником творческого процесса одновременно. Коллективная работа предполагает включение каждого участника процесса на всех этапах работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет обсуждение результатов и действий, позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы. Это открывает простор для организации проектной деятельности, которая может быть выражена как в индивидуальные, так и в масштабные коллективные проекты, помогающие детям понять преимущества совместной работы, повысить их личностную самооценку. Проектные материалы могут использоваться как дополнительный материал к урокам истории, географии, литературы; а также в оформлении класса, школы, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию детского творчества. Это стимулирует мыслительную способность каждого ребенка, его изобретательность.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО этническому ВОСПИТАНИЮ

 «Формирование  хантыйских национальных традиций в процессе воспитательной внеклассной работы»

5 класс (13 часов)

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Лекция

Беседа

Видеопоказ

Упражне-

ния

Дискуссии

Всего

Что такое национальные традиции

4

Коренные жители Ямала

1

Быт народов Крайнего Севера

1

Семья и традиции народа ханты

0,5

0,5

Хантыйский этикет

1

Край, в котором мы живём

5

Охраняемые территории

0,5

0,5

Красная книга

0,5

0,5

Природа

1

Экология

1

Полярный Урал

0,5

0,5

История хантыйской национальной культуры в памятниках

4

Ханты-Мужи

1

Хантыйский фольклор

0,5

0,5

Войкарский городок

1

Кушеват

1

6 класс (12часов)           

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Лекция

Беседа

Видеопоказ

Упражне-

ния

Дискуссии

Всего

Национальная кухня

3

Дикоросы

1

Сыроядение

0,5

0,5

Вяление

0,5

0,5

Народные промыслы

4

Зимняя рыбалка

1

Летняя рыбалка

1

Оленеводство

1

Охота

1

О чём рассказывает орнамент

5

Узоры орнамента

1

Техника орнамента

0,5

0,5

Способы орнаментации

1

Ажурная резьба

0,5

0,5

Сюжетные картинки

0,5

0,5

7 класс  (12 часов)

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Лекция

Беседа

Видеопоказ

Упражне-

ния

Дискуссии

Всего

Языческая культура

5

Семейные святилища

0,5

0,5

Хантыйские идолы

1

Медвежий праздник

0,5

0,5

Мифология

1

Солнце, Месяц и Земля

0,5

0,5

История Ямала в лицах

4

Род княжеский

1

Ямальские художники

0,5

0,5

Литературный Ямал

0,5

0,5

Резчики. Дерево, кость и рога

1

О чём поёт Ямал

3

Обрядовые песни

0,5

0,5

Песни-обереги

1

Народные музыкальные инструменты

1

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

После прохождения данной программы планируется формирование у учащихся следующих способностей:

- способность свободного обсуждения, высказывания с привлечением собственного опыта;

- формирование  знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа;

- возможность творческого развития и приобщения к национальным культурным ценностям;

- способность к постижению красоты и творению прекрасного;

- развитое умение общаться;

- развитие национального самосознания за счёт приобщения  к духовным ценностям своего народа;

- способность сопереживания, сорадости, сострадания, любви;

- бережное отношение к окружающему миру и природе;

- стремление к самопознанию, самовоспитанию;

- развитие духовных качеств и приобщение детей к народной культуре;

- философствование, стремление  объяснять  и  понимать жизнь, мироздание.

Литература:

1.Кулемзин В.М., Лукина Н.В.;Знакомьтесь: ханты; ВО «Наука» ; Новосибирск 1992г.

2.Сязи А.М. «Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобъя» Томск 2000г.

3.Сязи А.М., «Узоры северного сияния» Спб. «Русская коллекция» 2003г.

4.Брусницына А.Г., «По обе стороны Двуобъя» Екатеринбург  2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальные традиции (статьи)

Для юных журналистов....

"Размышления о роли языка, национальных традиций в духовно-нравственном воспитании детй"

В  статье  говорится  о  взаимосвязи  языка  и  внутреннего  мира  человека. Именно  бережное  отношение...

Открытое внеклассное мероприятие"Возможности влияния национальных традиций на воспитание будущего семьянина"

Интегрированный творческий проект включает в себя знакомство со старинными свадебными обрядами на Руси,национальными традициями русского народа и их влияния на воспитание.Состоит из разделов:интеракти...

Интегрированный урок "Национальные традиции празднования Рождества и Нового года в России и Великобритании"

Интегрированный урок по английскому языку и литературе. Тема урока позволяет расширить и углубить представления учащихся о национальных традициях и обычаях страны изучаемого языка и России.  Соав...

"Исследовательская деятельность по теме:национальные традиции русской кухни"

Какой способ приготовления раньше предпочитали? Это - варка. Любили также парить, им  помогала в этом русская печь. Она согревала в стужу, на её полатях спали,  пекли хлеб, сушили грибы, яго...

Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов

Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...

«Формирование и развитие творческих способностей личности через национальные традиции»

приобщение школьников к различным видам обско угорского декоративно-прикладного искусства, прежде всего на основе овладения средствами традиционной орнаментики...