Программа "Я начинаю читать " (Подготовка к школе )
рабочая программа по теме
Программа « Я начинаю читать» составлена на основе авторской программы
Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»
Программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития , что позволяет успешно учиться. Обучение грамоте является обязательным элементом комплексного подхода к речевому развитию детей дошкольного возраста, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи и на их основе — развитие связанной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_nachinayu_chitat.odt | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Дата | Скорректированные сроки |
1 | Мир звуков . Звуки . Алфавит. | ||
2 | Звук « А», буквы А, а. Слова со звуком «А» | ||
3 | Закрепление. Звук « А», буквы А, а. | ||
4 | Звук « О», буквы О, о. Слова со звуком «О» | ||
5 | Закрепление .Звук «О», буквы О, о. | ||
6 | Звук «У», буквы У, у. Слова со звуком «У» | ||
7 | Закрепление. Звук «У» , буквы У, у. | ||
8 | Звук «Ы» ,буква ы. Слова со звуком «Ы» | ||
9 | Закрепление. Звук «Ы» и буква ы. | ||
10 | Звук «Э» , буквы Э, э . Слова со звуком «Э» | ||
11 | Закрепление .Звук «Э» ,буквы Э, э. | ||
12 | Звуки «Л», «Л» и буквы Л, л. Слог- часть слова. Слова со звуком «Л» | ||
13 | Закрепление .Звук «Л»,»Л» и буквы Л, л. | ||
14 | Звуки «М» , «М» и буквы М, м. Слова и слоги. Слова со звуком «М» | ||
15 | Закрепление. Звук «М» и буквы М, м. | ||
16 | Звуки «Н» ,«Н» , «Н» и буквы Н, н. Слова со звуками « Н», «Н» | ||
17 | Закрепление. Звуки «Н», «Н» и буквы Н ,н. | ||
18 | Звуки «Р», «Р» и буквы Р, р. Слова со звуками «Р», «Р». | ||
19 | Закрепление. Звуки «Р», «Р». Буквы Р, р. | ||
20 | Большая буква. Буквы Я, я. Слова с буквами Я, я. | ||
21 | Закрепление .Буквы Я, я. Слоги и слова. | ||
22 | Буквы Ю ,ю. Слова с буквами Ю, ю. Предложение. | ||
23 | Закрепление. Буквы Ю, ю. | ||
24 | Буквы Е, е. Слова с буквами Е, е. | ||
25 | Буквы Ё, ё. Слова с буквами Ё, ё. | ||
26 | Звук «И» .Буквы И ,и. Слова со звуком «И». | ||
27 | Закрепление. Звук «И» .Буквы И, и. | ||
28 | Звуки «Г», «Г». Буквы Г, г. Слова со звуками «Г», «Г» | ||
29 | Закрепление. Звуки «Г», «Г», Буквы Г ,г. | ||
30 | Звуки «К», «К» .Буквы К, к. Слова со звуками «К», «К». | ||
31 | Закрепление. Звуки «К», «К». Буквы К, к. | ||
32 | Звуки «Д», «Д», Буквы Д, д. Слова со звуками «Д» , «Д». | ||
33 | Закрепление .Звуки «Д», «Д». Буквы Д, д. | ||
34 | Звуки «Т» , «Т». Буквы Т, т. Слова со звуками «Т», «Т». | ||
35 | Закрепление. Звуки «Т», «Т». Буквы Т, т. | ||
36 | Звуки « В», «В». Буквы В, в. Слова со звуками «В» , «В». | ||
37 | Закрепление. Звуки «В» , «В». Буквы В ,в. | ||
38 | Звуки «Ф», «Ф». Буквы Ф, ф. Слова со звуками «Ф» , «Ф». | ||
39 | Закрепление. Звуки «Ф», «Ф». Буквы Ф, ф. | ||
40 | Звуки «З» , «З». Буквы З, з. | ||
41 | Закрепление. Звуки «З» , «З». Буквы З, з. | ||
42 | Звуки «С», «С». Буквы С, с. Слова со звуками «С», «С». | ||
43 | Закрепление. Звуки «С» , «С» .Буквы С, с. | ||
44 | Звуки «Б» , «Б» .Буквы Б, б. Слова со звуками «Б» , «Б». | ||
45 | Закрепление. Звуки «Б», «Б» .Буквы Б ,б. | ||
46 | Звуки «П», «П». Буквы П, п. Слова со звуками «П» , «П». | ||
47 | Закрепление. Звуки «П» , «П». Буквы П, п. | ||
48 | Звуки «Х», «Х». Буквы Х, х. Слова со звуками «Х» , «Х» | ||
49 | Закрепление. Звуки «Х», «Х». Буквы Х, х. | ||
50 | Звук «Ж». буквы Ж, ж. Слова со звуком «Ж» | ||
51 | Закрепление Звук «Ж». Буквы Ж ,ж. | ||
52 | Звук «Ш». Буквы Ш ,ш. Слова со звуком «Ш». | ||
53 | Закрепление .Звук «Ш». Буквы Ш, ш. | ||
54 | Звук «Ч». Буквы Ч, ч. Слова со звуком «Ч» | ||
55 | Закрепление .Звук «Ч» Буквы Ч, ч. | ||
56 | Звук «Щ». Буквы Щ, щ. Слова со звуком «Щ» | ||
57 | Закрепление. Звук «Щ» .Буквы Щ, щ. | ||
58 | Звук «Ц». Буквы Ц, ц.. Слова со звуком «Ц». | ||
59 | Закрепление .Звук «Ц» .Буквы Ц, ц. | ||
60 | Звук «Й». Буква Й. Слова со звуком «Й». | ||
61 | Закрепление .Звук «Й». Буква Й. | ||
62 | Буква Ь. Слова с буквой Ь. | ||
63 | Закрепление. Буква Ь. | ||
64 | Буква Ъ. Слова с буквой Ъ. | ||
65 | Закрепление. Буквы Ь и Ъ. Алфавит. | ||
66 | Знакомство с устным народным творчеством. Русские народные сказки. | ||
67 | Сказки народов мира. | ||
68 | Литературные сказки. В. Сутеев. Сопоставление сказок | ||
69 | Басни и сказки. Л.Н. Толстой. | ||
70 | «Для чего нужны руки» Е. Пермяк. Составление рассказа. | ||
71 | Составление рассказа по сюжетным картинкам. Рассказы о животных. | ||
72 | Загадка. Составление загадок по сюжетным картинкам. Литературная загадка. К. Чуковский . |
Пояснительная записка.
Программа « Я начинаю читать» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»
Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития , что позволяет успешно учиться. Обучение грамоте является обязательным элементом комплексного подхода к речевому развитию детей дошкольного возраста, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи и на их основе — развитие связанной речи.
Актуальность программы .
Программа органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения.
Целью программы является комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.
Задачи программы.
Образовательные :
- Совершенствовать речь, как средство общения;
- Упражнять детей в согласовании слов в предложении;
- Дать представление о предложении;
- Учить делить слова с открытыми слогами на части;
- Учить составлять слова из слогов;
- Учить выделять последовательность звуков в простых словах;
- Учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
- Учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных ; количество звуков в слове ; выделять ударный слог ;
- Учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой — моделью;
- Расширять словарный запас;
Развивающие:
- Развивать связанную речь;
- Развивать фонематическое восприятие звука;
- Развивать умение использовать в своей речи разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
- Развивать умения составлять рассказы по сюжетным картинкам и из личного опыта;
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
- Развивать мелкую моторику, глазомер;
- Приобщать детей к чтению художественной литературы;
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения;
- Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику;
- Воспитывать внимание;
- Воспитывать организованность и самостоятельность;
- Воспитывать интерес к чтению;
Отличительной особенностью программы является то, что содержание предусматривает аналитико — синтетический метод обучения грамоте, который помогает формировать первоначальные навыки чтения. Решающая роль при усвоении программы принадлежит деятельности ребенка, материал изучается с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка.
Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из открытий в области педагогики, психологии, а также возможностей детей ,педагогов.
Изучение материала проходит поэтапно по двум разделам:
1.Обучение осознанному чтению;
2.Развитие речи;
-формирование словаря;
-звуковая культура речи;
-формирование грамматического строя речи;
-подготовка к обучению грамоте;
Характеристика речевого развития детей 6-7 лет.
Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500-4000.Активно используются синонимы и антонимы, Начинают применяться слова и выражения с переносным значением. Дети овладевают новыми понятиями.
Обогащение словаря происходит за счет точного названия качества предметов (материал, форма, цвет, размер)
Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях для обозначения одного и того же предмета.
Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных, новые слова с помощью суффиксов, правильно употреблять глаголы.
Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
В развитии связанной речи происходит существенные изменения.
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.
Дети совершенствуют свои умения в составлении описательных рассказов о предметах, по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Но одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.
В возрасте 6-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты. Дети ориентируются в звуко - буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками и буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы.
Способы и формы работы с детьми.
- Дидактические игры;
- Моделирование ситуаций;
- Беседы;
Режим занятий:
Программа составлена для детей 5,5-6,5 лет,
занятия будут проходить 2 раза в неделю по 30 мин.
Срок реализации программы 1 год.
Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки будут способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.
Предполагаемая наполняемость групп 12-14 человек.
Планируется провести 72 занятия за учебный год.
Программа включает работу по группам, коллективную самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.
Прогнозируемые результаты.
К концу года дети должны знать:
- буквы русского алфавита
- знать слоги
- знать гласные и согласные звуки
- знать звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки.
- определять ударный и безударный слог;
- знать 2-3 любимых стихотворения ,2-3 считалки ,2-3 загадки.
К концу года дети должны уметь:
- различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
- называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах;
- определять место звука в слове;
- уметь складывать слоги;
- уметь читать слова;
- проводить фонетический разбор слова;
- уметь составить схему предложения;
- употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
- различать жанры литературных произведений;
- называть сказки и рассказы;
- называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг;
- понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы по содержанию произведению;
- выразительно читать стихотворение, пересказывать отрывок из сказки, рассказа.
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, развивающие игры, средства технического обеспечения.
Учебно-тематический план.
№ п\п | Название раздела | Количество часов | ||||
Всего | Теоретических | Практических | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | - | ||
2 | Звуки и буквы | 50 | - | 50 | ||
3 | Слоги . Деление слов на на слоги | 8 | - | 8 | ||
4 | Предложение. | 6 | 1 | 5 | ||
5 | Устное народное творчество. | 2 | 2 | - | ||
6 | Произведения детских писателей | 4 | 4 | - | ||
7 | Закрепление | 1 | 1 | - | ||
Всего | 72ч. | 9 | 63 |
Содержание программы.
Звуки и буквы.
На занятиях по этой теме у детей следует развивать фонематический слух. Познакомить с понятием «звук».
Учить вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах.
Учить определять место звука в слове;
Познакомить с понятием «буква».
Знакомить с буквами , которые не обозначают звуков.
Учить графически изображать звуки;
Учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков;
Учить разделять гласные и согласные ,твердые и мягкие ,звонкие и глухие согласные звуки ;
Развивать устную речь ,навыки слушания и говорения
Развивать интерес к чтению.
Ориентировать на позиционный принцип чтения .Дети начинают читать слияния ,слоги, простые слова
Слоги и слова . Деление слов на слоги.
Учить понимать и правильно употреблять термины «слово», «слог».
Учить делить двусложные и трехсложные слова слова с открытыми слогами на части. ,определять количество слогов.
Проводить слого-буквенный анализ, учить схематично изображать слог, подбирать слова к схеме.
Уметь определять ударный слог, ударную гласную.
Закреплять навыки правильного произношения звуков в слогах;
учить составлять слова из слогов;
Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова.
Предложение.
Дать представление о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова, согласование слов в предложении. Слова. Помогать правильно строить сложные предложения .
Учить отвечать на вопрос полным и развернутым ответом.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
Устное народное творчество.
Особое внимание уделяется приобщению детей к художественной литературе. Учебный материал позволяет включать в занятия малые фольклорные формы: пословицы ,поговорки , потешки и загадки. Знакомство с ними позволяет обогащать речь дошкольника, имеет воспитательное значение. Загадки пробуждают интерес к окружающему миру ,расширяют и закрепляют представления о нем. Развивают мышление.
Необходимо пополнять литературный багаж сказками .Помогать детям объяснять различия между литературными жанрами :сказкой ,рассказом , стихотворениями.
Произведения детских писателей.
При прочтении произведений детских писателей дети учатся внимательно слушать рассказы, сказки, стихотворения, которые способствуют расширению знаний и представлений об окружающем мире. Важно воспитывать любовь к художественному слову, обогащать словарь ребенка, использовать в речи выразительные средства языка.
Методическое обеспечение образовательной программы .
№ п/п | Название раздела | Формы занятий | Организация учебно-воспит. процесса | Форма подведения итогов |
1 | Звуки и буквы | Беседа, дидактическая игра | Демонстрационный материал, раздаточный материал, азбука букв, предметные картинки. | Опрос, беседа |
2 | Слова и слоги. Деление на слоги. | Беседа, дидактическая игра | Демонстрационный материал, раздаточный материал, карточки со слогами, предметные картинки. | Опрос, беседа |
3 | Предложение. | Беседа, дидактическая игра. | Таблицы, предметные картинки, раздаточный материал. | Дидактическая игра |
4 | Устное народное творчество. | Сюжетно-ролевая игра, театрализованное занятие. | Книги «Русские народные сказки», книги с загадками, скороговорками, поговорками. Репродукции к известным сказкам. | Викторина |
.5 | Произведения детских писателей | Сюжетно-ролевая игра, викторина | Книги детских писателей. Портреты детских писателей . | Конкурс |
Перечень оборудования.
Учебно — методическая литература
Наборы дидактических игр
Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»
Пазлы с буквами.
Проектор.
Хрестоматии для чтения.
Настольно-печатные игры.
Обучающие компьютерные игры «Веселая азбука», «АБВГДейка»
Литература педагога для реализации программы.
1.Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007 г.
2.М.Д.Маханева, Н.А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. Творческий центр СФЕРА. Москва 2010 г.
3.Л.Е.Кыласова.Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Издательство «Учитель», Волгоград 2011 г.
Литература для детей и родителей.
1.Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.
2.Е.В.Колесникова «Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Издательство ЮВЕНТА .Москва 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа " Азбука счета " ( Подготовка детей к школе )
Программа «Азбука счета» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высоког...
Программа "Веселая грамматика " ( Подготовка к школе )
Программа « Веселая грамматика » составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» Целью программы является подготовка р...
Программа кружка "Росток" (подготовка к школе)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы кружка "Подготовка детей к школе" (Автор: Алла Повалишникова, педагог дополнительного образования, МОУ ДОД ДЮЦ "Клуб" г. Владимира )Цель прог...
Рабочая программа на 2012 -2013 учебный год к программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко (второй год обучения, подготовительная группа)
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми в подготовительной группе с задержкой психического развития составлена на основе рекомендаций программы «Подготовка к школе детей с задержкой...
Рабочая программа "Школа первоклассника" (Английский язык, подготовка к школе)
В настоящее время интерес к раннему изучению иностранного языка стал еще более значительным. Работа с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как неотъемлемое звено всей системы языкового...
Высшая школа экономики начинает мониторинг цифровой трансформации школ
С апреля 2021 года стартует мониторинг цифровой трансформации в общеобразовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования...
Когда начинать готовить ребенка к школе
В статье говориться о том каким образом ребенок готовится к школе и когда это нужно начинать....