Программа "Веселая грамматика " ( Подготовка к школе )
рабочая программа по теме
Программа « Веселая грамматика » составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»
Целью программы является подготовка руки ребенка к письму- овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Обучение письму является обязательным элементом комплексного подхода при обучении грамоте детей дошкольного возраста. Процесс чтения и письма взаимосвязан: то, что изучается на чтении ,обязательно изучается и на письме для создания полноценной картины видения буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselaya_grammatika.odt | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование.
№ п\п | Тема занятия | Дата | Скорректированные сроки |
1 | Звуки и буквы. Слова. | ||
2 | Буква А. Написание буквы А. | ||
3 | Буква А .Написание буквы А | ||
4 | Буква О. Написание буквы О. | ||
5 | Буква О. Написание буквы О. | ||
6 | Буква У. Написание буквы У. | ||
7 | Буква У. Написание буквы У. | ||
8 | Буква ы. Написание буквы ы . | ||
9 | Буква ы. Написание буквы ы. | ||
10 | Буква Э. Написание буквы Э. | ||
11 | Буква Э. Написание буквы Э. | ||
12 | Буква Л. Написание буквы Л. | ||
13 | Буква Л. Написание слогов с буквой Л. | ||
14 | Буква М. Написание буквы М. | ||
15 | Буква М. Написание слогов и слов с буквой М. | ||
16 | Буква Н. Написание буквы Н. | ||
17 | Буква Н. Написание слогов и слов с буквой Н. Предложение. | ||
18 | Буква Р. Написание буквы Р. | ||
19 | Буква Р. Написание слогов и слов с буквой Р. | ||
20 | Буква Я. Написание буквы Я. | ||
21 | Буква Я. Написание слогов и слов с буквой Я. | ||
22 | Буква Ю. Написание буквы Ю. | ||
23 | Буква Ю. Написание слогов и слов с буквой Ю. | ||
24 | Буква Е. Написание буквы Е. | ||
25 | Буква Ё .Написание буквы Ё. | ||
26 | Буква И. Написание буквы . | ||
27 | Буква И. Написание слогов и слов с буквой И. | ||
28 | Буква Г. Написание буквы Г. | ||
29 | Буква Г. Написание слогов и слов с буквой Г. | ||
30 | Буква К. Написание буквы К. | ||
31 | Буква К. Написание слогов и слов с буквой К. | ||
32 | Буква Д. Написание буквы Д. | ||
33 | Буква Д. Написание слогов и слов с буквой Д. | ||
34 | Буква Т. Написание буквы Т. | ||
35 | Буква Т. Написание слогов и слов с буквой Т. | ||
36 | Буква В. Написание буквы В. | ||
37 | Буква В. Написание слогов и слов с буквой В. | ||
38 | Буква Ф .Написание буквы Ф. | ||
39 | Буква Ф. Написание слогов и слов с буквой Ф. | ||
40 | Буква З. Написание буквы З. | ||
41 | Буква З. Написание слогов и слов с буквой З. | ||
42 | Буква С. Написание буквы С. | ||
43 | Буква С. Написание слогов и слов с буквой С. | ||
44 | Буква Б. Написание буквы Б. | ||
45 | Буква Б. Написание слогов и слов с буквой Б. | ||
46 | Буква П. Написание буквы П. | ||
47 | Буква П. Написание слогов и слов с буквой П. | ||
48 | Буква Х. Написание буквы Х. | ||
49 | Буква Х. Написание слогов и слов с буквой Х. | ||
50 | Буква Ж. Написание буквы Ж. | ||
51 | Буква Ж .Написание слогов и слов с буквой Ж. | ||
52 | Буква Ш .Написание буквы Ш. | ||
53 | Буква Ш .Написание слогов и слов с буквой Ш. | ||
54 | Буква Ч. Написание буквы Ч. | ||
55 | Буква Ч. Написание слогов и слов с буквой Ч. | ||
56 | Буква Щ. Написание буквы Щ. | ||
57 | Буква Щ. Написание слогов и слов с буквой Щ. | ||
58 | Буква Ц. Написание буквы Ц. | ||
59 | Буква Ц .Написание слогов и слов с буквой Ц. | ||
60 | Буква Й .Написание буквы Й. | ||
61 | Буква Й .Написание слов с буквой Й. | ||
62 | Буква Ь .Написание буквы Ь. | ||
63 | Буква Ь .Написание сочетаний букв и слов с буквой Ь. | ||
64 | Буква Ъ .Написание буквы Ъ. | ||
65 | Буква Ъ .Написание слов с буквой М. | ||
66 | Закрепление. Буквы Я, Ю,Е,Ё. | ||
67 | Закрепление .Буквы Я,Ю,Е,Ё- в начале слова. | ||
68 | Закрепление. Алфавит. Написание всех букв. | ||
69 | Закрепление. Играем в буквы и слова. Кроссворды. | ||
70 | Закрепление. Играем в буквы и слова. Анаграммы. | ||
71 | Закрепление. Играем в буквы и слова. Ребусы. | ||
72 | Путешествие по буквам. |
Пояснительная записка.
Программа « Веселая грамматика » составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»
Образовательная программа направлена подготовку руки ребенка к письму- овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Обучение письму является обязательным элементом комплексного подхода при обучении грамоте детей дошкольного возраста. Процесс чтения и письма взаимосвязан: то, что изучается на чтении ,обязательно изучается и на письме для создания полноценной картины видения буквы.
Целью программы является правильная и своевременная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв), точность, видение границ и аккуратность при письме.
Задачи программы:
Образовательные:
Учить ориентироваться в пространстве и на плоскости;
Знакомить с графическим изображением буквы;
Учить соотносить звук и букву;
Упражнять в аналитико-синтетической деятельности ;
Формировать элементарные графические умения;
Познакомить с изображением буквы;
Упражнять печатать буквы, слоги ( по образцу);
Учить обводить, штриховать по нанесенному контуру.
Обучать работать в ограниченном пространстве;
Развивающие :
Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки.
Осуществлять правильный захват орудия письма ;
Развивать глазомер ,четкой координации руки;
Развивать графические навыки проводить прямые и замкнутые линии, штриховать по контуру;
Воспитательные:
Прививать элементарные гигиенические правила письма;
Воспитывать усидчивость;
Воспитывать чувство ритма в движении ;
Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Отличительной особенностью программы является то, что содержание предусматривает аналитико — синтетический метод обучения грамоте. Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо прежде всего является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.
Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из открытий в области педагогики , психологии, а также возможностей детей ,педагогов.
Изучение материала проходит поэтапно, задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму предлагаются в определенной системе и последовательности.
1.Ознакомление с тетрадью в линейку, с понятиями «широкая» и «узкая» строка и умение ориентироваться в них
2.Развитие умения проводить прямые и замкнутые линии в ограниченном пространстве.
3.Закрепление умения штриховать, не выходя за контур.
4.Рисование в тетради в линейку сложных изображений предметов, требующих анализа и синтеза.
5.Написание букв.
6.Написание слов, предложений печатными буквами соответственно заданным условиям: писать в определенном порядке, не выходя за контур клетки, количество букв должно соответствовать количеству клеток.
Способы и формы работы с детьми.
- Дидактические игры;
- Практические занятия;
- Занятия - соревнования;
- Беседы;
Режим занятий:
Программа составлена для детей 5,5-6,5 лет,
занятия будут проходить 2 раза в неделю по 30 мин.
Срок реализации программы 1 год.
Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоритическую и практические части. Для подготовки руки ребенка к письму в каждое занятие включены упражнения для развития пальцев и кистей рук, которые дети выполняют на физкультминутках.
Предполагаемая наполняемость групп 12-14 человек.
Планируется провести 72 занятия за учебный год.
Программа включает работу по группам, коллективную самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.
Прогнозируемые результаты:
К концу года дети должны уметь:
- Понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;
- Проводить анализ и синтез графических образов букв;
- Ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая полоса);
- Рисовать предметы в тетради в клетку;
- Печатать буквы русского алфавита;
- Печатать слоги и слова по образцу;
- Схематично изображать слоги, слова, предложения ;
- Писать элементы школьного шрифта;
- Правильно захватывать орудие письма;
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, развивающие игры, средства технического обеспечения .
Список литературы.
Литература педагога для реализации программы.
1.Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007 г.
2.М.Д.Маханева, Н.А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. Творческий центр СФЕРА. Москва 2010 г.
3.М.М.Безруких. Обучение письму. Методическое пособие .Издательство Рама Паблишинг .Новосибирск . 2009 г.
4.С.О.Филиппова. Подготовка дошкольников к обучению письму .Методическое пособие .Издательство Детство-Пресс. Москва .2008 г.
Литература для детей и родителей.
1.Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.
2.Е.В.Колесникова «Веселая грамматика» Рабочая тетрадь. Издательство ЮВЕНТА . 2010 г.
3.Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г.
Письмо — сложный навык и в полном объеме недоступен ребенку-дошкольнику. Поэтому в детском саду проводится целенаправленная работа по подготовке к обучению письму.
Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо прежде всего является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.
Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление наполнено своими задачами и учебным содержанием. Представим их.
1. Развивать руку.
Сформировать правильный захват орудия письма.
Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.
Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.
Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.
Развивать мелкую моторику рук.
Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами.
Активно включать в жизнь детей разнообразные формы работы для развития мелкой моторики рук (работа с карандашом и со штампами, ниткопись и бисерография и т. п.).
2. Начать подготовку к технике письма.
Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.
Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.
Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов.
3. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности.
Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.
4. Формировать элементарные графические умения.
Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по грамматике в коррекционной школе
Это подробный план-конспект урока грамматики в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха)....
Обучение английской грамматике в начальной школе
В презентации представлены особенности детей, обучающихся в начальной школе и приступающих к изучению иностранного языка, а также разработка для объяснения грамматического материала. В презентации исп...
Программа по английскому языку «Грамматика в начальной школе»
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует преодолению психологического барьера и в использовании английского языка, даёт испо...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ШКОЛЕ
...
Программа факультатива для 9 класса.«Текст. Стилистика. Грамматика. (Подготовка к ОГЭ)».
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс ориентирован на подготовку к итоговой аттестации, где незав...
Рабочая программа "Школа первоклассника" (Английский язык, подготовка к школе)
В настоящее время интерес к раннему изучению иностранного языка стал еще более значительным. Работа с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как неотъемлемое звено всей системы языкового...
Английская грамматика для начальной школы.
Данное пособие помогает моим ученикам разобраться со сложными правилами английского языка....