Урок - мастерская "Природа - красота и гармония"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Волосухина Ирина Яковлевна

Урок - мастерская - интегрированный урок литературы, русского языка, музыки, изобразительного искусства. Урок позволяет развивать креативные, творческие способности учащихся, раскрыть их внутренний мир, научить видеть красоту окружающего мира.Дети на уроке читают чтихи, пишут творческие работы, рисуют. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Холмовская СОШ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Холмовская средняя общеобразовательная школа»

Холм-Жирковского района Смоленской области

УРОК-МАСТЕРСКАЯ

« ПРИРОДА – КРАСОТА И ГАРМОНИЯ».

Выполнила:

Волосухина Ирина Яковлевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

2012-2013 учебный год

Урок литературы в 6 классе.

Цель деятельности учителя: создать условия для развития креативных способностей учащихся; показать красоту родной природы в изображении поэтов, композиторов, художников; подготовить  учащихся к созданию своих произведений о природе.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету,  познанию нового.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читаюти слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Оборудование, наглядность :

- выставка книг со стихотворениями о родной природе;

- подборка пейзажей русских художников;

- запись музыкальных произведений «Времена года» П.И. Чайковского, А. Вивальди, пьеса Свиридова «Метель».

СЦЕНАРИЙ УРОКА.

1. Сообщение темы и целей занятий.

2. Работа учащихся по освоению темы:

ЗАДАНИЕ 1.Представьте ваше любимое время года. Запишите 10 слов, с помощью которых вы передадите особенности этого времени, ваше состояние, отношение к нему.

Выберите из записанных вами слов 3 наиболее красивых, понравившихся вам. Поиграйте с ними : в первый столбик запишите новые слова, составленные из букв, входящих в выписанные слова, связанные с вашими представлениями, ассоциациями.

Выберите слово, которое вы бы взяли для названия своего произведения.

Напишите небольшое произведение, прозаическое или стихотворное, о вашем любимом времени года. Постарайтесь передать в нем красоту природы в это время года, ваши чувства и настроения (работа выполняется в классе).

ЗАДАНИЕ 2. Букеты.

Вы составили дома прекрасные букеты, передающие красоту этого времени года. Представьте нам ваши произведения.

ЗАДАНИЕ 3. Дети читают наизусть стихи русских поэтов о природе.

 Только что перед вами прошел целый мир – удивительный и прекрасный. Это мир родной природы, красоты и гармонии вашей родной земли, вашей родины. Вы увидели его воплощенным в поэтическом слове поэтов разных поколений. Этот мир вам знаком, но вы, может быть , не задумываетесь о неповторимой красоте каждого мгновения. Жизнь многообразна и всегда индивидуальна. Каждое утро всходит солнце, каждый день поют птицы, улыбаются дети, но все и всегда особо. Всякий раз привычное открывается неожиданной стороной, озаряется первозданностью чувств.

Истинная поэзия оттого и бессмертна, что способна распахивать сердца навстречу прекрасному, что – привычная, знакомая – таит в себе неизведанное.

ЗАДАНИЕ 4. Русская природа : зимняя дорога, березки, разливы рек, желтеющие нивы… Мы видим все это не только в литературе. «Природа явилась нам как родина, родина-мать обратилась в отечество, - записывает в дневнике М.Пришвин. – Красота стран непрочная, потому что всякая далекая страна рано или поздно должна выдержать испытание на близость. Поэтому истинную прочную красоту художник должен открывать в близком, повседневном».

Русские художники 19 - 20-х веков тоже не могли остаться равнодушными к яркой или , наоборот, неброской красоте природы России. Они оставили нам прекрасные полотна, возле которых нередко останавливаешься и смотришь, смотришь… И хочется сказать:

Все в тающей дымке:                      Чтоб ясной любовью

Холмы, перелески.                           Наполнилось сердце.

Здесь краски не ярки                        Здесь мало услышать,

И звуки не резки.                              Здесь вслушаться нужно,

Здесь медленны реки,                       Чтоб в душу созвучья

Туманны озера,                                  Нахлынули дружно.

И все ускользает                                 Чтоб вдруг отразили

От беглого взора.                                Прозрачные воды

Здесь мало увидеть,                            Всю прелесть застенчивой

Здесь нужно всмотреться,                  Русской природы.

                                             Н.Рыленков.

Сейчас мы с вами перенесемся в выставочный зал, где представлены картины художников, изображающих родную природу.

Внимательно рассмотрите представленные репродукции. Выберите понравившуюся вам пейзажную зарисовку. Объясните, почему вы выбрали именно ее. Опишите картину : в стихах, прозе, карандашами, красками, постарайтесь передать то впечатление, которое она на вас производит. Оформите свою выставку из тех репродукций и своих работ. Познакомьте нас с ней (возможна работа в группах из 4-6 человек).

ЗАДАНИЕ 5. Красота родной природы волновала и русских композиторов. Многие из них постарались изобразить различные времена года в музыке, выразить свою любовь к русской природе. И нередко рождение музыки начиналось в том уголке, который дорог человеку с детства, под влиянием того впечатления, что оказывала родная природа на состояние души. Послушайте, как об этом рассказывает К.Г.Паустовский (учитель читает текст №4 из сб. текстов для изложений  9кл. под музыкальное сопровождение).

Кто знает, может быть, именно здесь в сознании П.И.Чайковского возникли прекрасные звуки, которые в дальнейшем легли в основу целого цикла музыкальных произведений под названием «Времена года». Послушайте отрывки из произведений и попробуйте угадать, о каком времени года рассказывает музыка. Расскажите, что вы видите, слушая музыку.

Далее дети слушают пьесу Свиридова «Метель» с закрытыми глазами и представляют свои картины природы. Они не знают , что это за произведение.

Нарисуйте образы, возникшие у вас в ходе прослушивания. Озаглавьте свои работы.

Рефлексия.

Сегодня на уроке мы вошли с вами в мир родной природы, увидели ее богатство и величие, насладились великолепными картинами, созданными людьми искусства: поэтами, художниками, композиторами, развивали собственный дар слова, отражали личное восприятие окружающего мира. А теперь постарайтесь передать ваше состояние на протяжении урока:

- Было ли вам интересно сегодня на уроке?

- Что особенно понравилось на уроке?

-Что нового вы открыли в себе?

-Какие чувства испытали, соприкасаясь с творчеством?

- Хотелось бы вам провести еще уроки-мастерские?

Волосухина И.Я. – учитель русского языка и литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красота и гармония в природе.

Урок курса природоведения 5 класс. Практическая работа "Красота и гармония в природе." Целью работы является обратить внимание детей на красоту и гармонию во внешнем облике живых организмов....

Проект "Школьный двор - красота и гармония"

Проект благоустройства и озеленения пришкольной территориии...

Красота и гармония в симметрии

Трудно найти человека, который не имел бы какого-то представления о симметрии. “Симметрия” - слово греческого происхождения. Оно, как и слово “гармония”, означает соразмерность, наличие определе...

Урок литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»".

Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок""...

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы")

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы") содержит интересный наглядный материал, по...

Интегрированный урок по математике и МХК "Красота и гармония"

материал предназначен для внекласного мероприятия + две презентации ( отдельным архивом)...